Интегрированный урок развития речи по картине Грабаря "Февральская лазурь"
план-конспект урока русского языка (6 класс) по теме
Данный урок будет интересен педагогам, работающим в коррекционных( специальных) школах для слабослышащих учащихся. Урок разработан по технологии дифферинцированного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok.doc | 90.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок развития речи по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь».
Тема урока. Подготовка к сочинению-описанию по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».
Цель урока: подготовить учащихся к написанию содержания сочинения- описания по картине.
Задачи:
- познакомить с творчеством Грабаря;
- познакомить с историей создания картины;
-развивать у учащихся навык пристально вглядываться в произведения живописи, отмечать композиционные, цветовые особенности произведения, видеть авторское отношение к предмету описания;
- учить учеников работать с помощью карточек- помощников, с помощью их составлять словосочетания, предложения для описания картины, с помощью карточек составлять план описания;
- развивать слуховое восприятие, работать над произношением, умением дифферинцировать звуки.
Ход урока
- Огранизационный момент.
1. [Как меня слышишь?]
2. [Как будете говорить?]
3. [Как будете слушать?]
4. Обратите внимание на звук - т –
Фонетическая зарядка
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
\ Вспомните автора стихотворения?/ К стихотворению мы ещё вернёмся.
- Объявляется тема урока.
Тема урока. Подготовка к написанию сочинения по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».
Цель. Как вы думаете, какова цель нашего урока?
Вывод: подготовиться к домашнему написанию сочинению по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».
Мотивация. С помощью карточек-помощников вы напишите вечером сочинение. Я проверю и потом зачитаю лучшие из них.
1. Посмотрите в окно.
2. [С каким цветом у вас ассоциируется зима?] ( С белым).
Но сегодня вы узнаете, что зима бывает не только белой.
Итак, давайте посмотрим на картину.
Автор этой картины- И.Э. Грабарь. Название картины «Февральская лазурь», написана она в 1904 году.( Пусть каждый прочитает фамилию автора, название картины). Какие стихотворные строки подходят к картине?( фонетическая зарядка)
Рассказ о художнике.
Смотрите внимательно на слайд. Прочитайте текст о Грабаре. Вы должны как можно больше запомнить предложений из текста, потому что у вас будет задание по карточке № 1.
Грабарь — известный русский художник. Родился в Венгрии. Когда маленькому Игорю было 5 лет, семья переехала в Россию . С ранних лет Грабарь готовился к поступлению в художественное училище, поэтому много рисовал, посещал художественные выставки, интересовался творчеством других художников. Поэтому легко поступил в Художественную академию.
Проверочные вопросы
-Где родился Грабарь?
-Куда переехал?
-Куда хотел поступить?
-Как готовился , чтобы поступить в Академию?
Задание на карточке № 1 Выполняйте задание на карточке 1
Проверка задания.
……………………………………………………………………………………………………
Посмотрите на картины Грабаря и подумайте
[К какому жанру изобразительного искусства относятся эти картины?] (пейзаж)
Поэтому мы можем сказать, что Грабарь- художник пейзажист.
У вас на столе карточка № 2
1 группа- пишут самостоятельно определение пейзажа.
2 группа- вспоминает устно
3 группа- выбирают из предложенных определений.
Проверка задания
………………………………………………………………………………………………….
История создания картины. Внимание будет задание! ( Читает учитель)
Однажды художник гулял по зимнему лесу. Заглядевшись на берёзу, Грабарь выронил палку, с которой пробирался по лесу. Нагнулся за палкой, снизу опять посмотрел на дерево. И вдруг увидел его по — новому: небо ярчайшей синевы, ослепительную белизну берёзы. И он понял , что писать картину надо непременно снизу. Для этого он вырыл глубокую яму в снегу и работал в ней даже в сильные морозы.
Проверочные вопросы
-Где гулял художник?
-На что загляделся?
-Зачем нагнулся?
-Каким увидел небо?
-Какой была берёза?
-Что сделал , чтобы изобразить берёзу?
Убираем слайд
Карточка №3
Подчеркните словосочетания, которые вы можете использовать в своём сочинении.
Проверка
…………………………………………………………………………………………………..
А сейчас посмотрим на картину с точки зрения ИЗО.
[Сколько планов на картине?]-три
[Что изображено на переднем плане?]
[Что изображено на среднем плане?]
[Что изображено на дальнем плане?]
При рассматривании картины обратим внимание на линию горизонта.
Что мы можем про неё сказать? (низкая линия горизонта)
Вывод. Значит, на картине будет изображено «много неба»
Рассмотрим с вами небо
1 Какое небо вверху картины?
2. Какое небо у линии горизонта?
Вывод. Видна воздушная перспектива , глубина пространства.
И очень много синего цвета.
Снег на картине
Что мы можем сказать о снеге в тени и на свету?
( в тени - фиолетовый, на свету — серый, голубой, светло-зелёный)
А вот эти тени на картине о чём нам говорят?
( что впереди стоят ещё берёзы)
Итак: небо, снег на картине всех оттенков синего цвета , а их художник может видеть 135 оттенков
Вопрос: какие оттенки синего цвета вы видите на картине? ( Синие, голубые, светло-синие)
А какой предмет является главным на картине? (берёза)
Чтобы подчеркнуть её величие , художник специально выбрал вертикальный формат и выбрал низкую линию горизонта.
Давайте прочитаем термины изобразительного искусства.
А что такое термины?
Подведём итог. Что вы можете использовать в своём сочинении. Посмотрите карточки.
(Биографию художника, жанр картины, историю создания картины, планы картины, предметы на картине, термины изобразительного искусства)
Проблемный вопрос
Главный предмет- это берёза, а картина называется «Февральская лазурь». Подумайте и попробуйте объяснить это. Вам было задано посмотреть в словаре, какой цвет относится к лазурному?
Вы видите , что на картине и показан лазурный цвет в своих оттенках: от самого светлого до самого тёмного.
В начале урока вы ответили на вопрос: какой цвет больше присутствует в зиме? Вы сказали — белый, а глядя на эту картину, можем сказать , что ещё и лазурный. Особенно ярко все оттенки лазурного показаны на небе.
Обратимся снова к небу.
Карточка №4.
1 группа- подобрать к слову небо прилагательные и эпитеты.
2 группа- выбрать из числа данных.
Проверка.
…………………………………………………………………………………………………
Какой предмет на картине главный?( за экраном)
Посмотрим теперь на главное изображение на картине - берёзу .
Описание берёзы прочитать со слайда.
Карточка №5.
1 группа – пишут предложения на карточке из предложенных словосочетаний
2группа- сами составляют предложения
Проверка
……………………………………………………………………………………
Обратимся к среднему плану.( Что изображено на среднем плане?)
Карточка №6.
1 группа- составляют словосочетания из предложенных слов
2 группа- составляют словосочетания из предложенных слов
…………………………………………………………………………………………………….
Посмотрим на снег. Ведь художник придавал большое значение описанию снега.
Карточка №7.
…………………………………………………………………………………………………
О красках в картине.
Когда Грабарь писал картину, то он не смешивал краски на палитре, а писал, как говорят художники-чистым цветом.
Ребята, когда смотришь на картину, узнаёшь , как художник её писал, как использовал различные специальные художественные приёмы, то лучше понимаешь картину, видишь любовь автора к ней. Мы с вами всё обсудили.
Карточка № 8
Осталось составить план.
Карточка №9. Соберите все карточки с заданиями и составьте план.
Проверка.
Итог. Рефлексия.
- Что сегодня делали на уроке?
- Сможете написать сочинение?
- Какие есть вопросы у вас?
В\з.
1. Напишите сочинение.
2. Найти, приметить куст или дерево. А мы на кружке сходим и сфотографируем его и дадим каждой фотографии название.
Оценивание.
Обосновать каждую оценку.
Карточки к интегрированному уроку развития речи по картине И.Э.Грабаря « Февральская лазурь».
Карточка № 1
Дополните предложения, чтобы получился рассказ о художнике.
1) ………….. - известный……………………….. .
2) Родился в …………………, а потом…………………. .
3) Готовился к …………………………в……………………. .
4) Много рисовал, ……………………….. .
Карточка № 1
Дополните предложения, чтобы получился рассказ о художнике.
1) ………….. - известный……………………….. .
2) Родился в ………………, а потом………………….. .
3) Готовился к …………………………в……………………. .
4) Много рисовал, ……………………….. .
Карточка № 1
Вспомните и напишите 3-4 предложения о художнике.
1)
2)
3)
4)
Используйте слова и словосочетания: известный, в Венгрии, поступлению, в художественную академию.
Карточка № 2
Напишите определение ПЕЙЗАЖА.
ПЕЙЗАЖ – это…………..
ГРАБАРЬ – художник-……………….
Карточка № 2
Выберите из нескольких определений определение ПЕЙЗАЖА.
Изображение человека или группы людей.
Жанр изобразительного искусства, объектом которого являются животные.
Тип картины, изображающий природу или какую- либо местность( лес, поле, горы, рощи, город).
Изображение неодушевлённых предметов в живописи.
ГРАБАРЬ – художник-…………….
Карточка № 2
Устно расскажи определение ПЕЙЗАЖА.
Карточка № 3
Выбрать словосочетания, которые подойдут к рассказу об истории создания картины.
Гулял по лесу, по зимнему лесу, Иван-царевич на волке, заглядевшись на берёзу, выронил палку, картина о верности, пробирался по снегу, слава Левитана, уходит в сосновый бор, нагнулся за палкой, посмотрел снизу, посмотрел на дерево, кленовые деревца, ярчайшая синева, белизна берёз, на застывших ветках, фигура женщины, треск льдинок, непременно снизу, осеннего дня.
Карточка № 4
Подобрать прилагательные, эпитеты к слову НЕБО НЕБО НА КАРТИНЕ ( какое?)
Карточка № 4
Выбрать прилагательные и эпитеты к слову НЕБО
НЕБО НА КАРТИНЕ
Разукрашенное, радужное, лазурное, лазоревое,
узкое, чёрное, бездонное, ярко-синее, величественное, беспредельное.
Карточка № 5
Повторите текст со слайда по данному началу.
Какая берёза?
На переднем плане изображена берёза. Она широко раскинула свои ветви. Её ствол отливает жемчужной белизной. ……………………………………
Карточка № 6
Дополните предложения, используя слова для справок и ставя их в нужную форму.
За берёзой видна……………………………………
Берёзки ещё……………………………………..
Молодые деревья преклоняются перед……………….
Их веточки блестят на……………………………….
Слова для справок: берёзовая, роща, величественная,
берёза, солнце, на, красивые, но, тоже.
Карточка № 7
Составьте словосочетания для описания снега
Снег ( какой?)………….
Снег ( какой?)…………….
Тени ( где?)……………
Тени ( какие?)………….
Карточка № 7
Дополните предложения , описывающие снег.
Изображение снега имело для художника…………… .
На картине снег не белый, а…………………………….. .
Мы видим на нём…………………………….. .
Карточка № 8
Краски картины. Какими красками написана картина. Дополните предложение.
Картина написана………………………………………. .
Карточка № 8
Краски картины. Какими красками написана картина. Дополните предложения.
Картина написана всеми оттенками………………… .
Это и светло-……………, и………….., и……………… .
Зима бывает не только…………., но и………………… .
Карточка № 9
Составьте план описания картины.
Начало будет таким:
Перед нами картина И. Э. Грабаря
«Февральская лазурь».
1 Вступление.
2
3
4
5
6
7
8
9 Моё отношение к картине.
Карточка № 1
Дополните предложения, чтобы получился рассказ о художнике.
1) И. Э. Грабарь - известный русский художник.
2) Родился в Венгрии.
3) Переехал с родителями в Россию.
4) Много рисовал, изучал творчество художников.
5) Поступил в Художественную академию.
Карточка № 1
Дополните предложения, чтобы получился рассказ о художнике.
1) Грабарь - известный русский художник.
2) Родился в Венгрии, а потом переехал с родителями в Россию.
3) Готовился к поступлению в Художественную академию.
4) Много рисовал, изучал творчество художников.
Ответы к карточкам
Карточка № 1
Вспомните и напишите 3-4 предложения о художнике.
1) Грабарь- известный русский художник.
2) Родился в Венгрии, а потом с родителями переехал в Россию.
3) Много рисовал, изучал творчество художников.
4) Готовился к поступлению в Художественную академию.
Карточка № 2
Напишите определение ПЕЙЗАЖА.
ПЕЙЗАЖ – это тип картины, изображающий природу или какую- либо местность: лес, рощу, город.
ГРАБАРЬ – художник- пейзажист.
Карточка № 2
Выберите из нескольких определений определение ПЕЙЗАЖА.
Изображение человека или группы людей.
Жанр изобразительного искусства, объектом которого являются животные.
Тип картины, изображающий природу или какую- либо местность( лес, поле, горы, рощи, город).
Изображение неодушевлённых предметов в живописи.
ГРАБАРЬ – художник- пейзажист.
Карточка № 2
Устно расскажи определение ПЕЙЗАЖА.
ПЕЙЗАЖ- это изображение природы.
Карточка № 3
Выбрать словосочетания, которые подойдут к рассказу об истории создания картины.
Гулял по лесу, по зимнему лесу, Иван-царевич на волке, заглядевшись на берёзу, выронил палку, картина о верности, пробирался по снегу, слава Левитана, уходит в сосновый бор, нагнулся за палкой, посмотрел снизу, посмотрел на дерево, кленовые деревца, ярчайшая синева, белизна берёз, на застывших ветках, фигура женщины, треск льдинок, непременно снизу, осеннего дня.
Карточка № 4
Подобрать прилагательные, эпитеты к слову НЕБО.
НЕБО НА КАРТИНЕ
Лазурное, высокое, бездонное, величественное,
ярко-синее.
Карточка № 4
Выбрать прилагательные и эпитеты к слову НЕБО
НЕБО НА КАРТИНЕ
Разукрашенное, радужное, лазурное, лазоревое,
узкое, чёрное, бездонное, ярко-синее, величественное, беспредельное.
Карточка № 5
Повторите текст со слайда .
Какая берёза?
Берёза величественная на фоне лазурного неба.
Она широко раскинула ветки. Её ствол отливает жемчужной белизной. Ветви и сухая листва на верхушке красно- коричневого цвета.
Карточка № 6
Дополните предложения
За берёзой видна берёзовая роща.
Берёзки ещё молодые.
Молодые деревья преклоняются перед величественной красавицей.
Их веточки блестят на солнце.
Карточка № 7
Составьте словосочетания для описания снега
Снег фиолетовый, снег голубой, тени на снегу.
Карточка № 7
Дополните предложения , описывающие снег.
Изображение снега имело для художника большое значение.
На картине снег не белый, а голубой, фиолетовый.
Мы видим на нём тени от берёз, которые стоят впереди.
Карточка № 8
Краски картины. Какими красками написана картина. Дополните предложение.
Картина написана белыми, голубыми, зеленоватыми, фиолетовыми, синими красками.
Карточка № 8
Краски картины. Какими красками написана картина. Дополните предложения.
Картина написана всеми оттенками лазурного цвета.
Это и светло-голубой, и фиолетовый, и ярко- синий.
Зима бывает не только белой, но и лазурной.
Карточка № 9
Составьте план описания картины.
Начало будет таким:
Перед нами картина И. Э. Грабаря
« Февральская лазурь».
1 Вступление.
2 О И. Э. Грабаре.
3 История создания картины.
4 Берёза.
5 Небо.
6 Берёзовая роща.
7 Снег.
8 Краски картины.
9 Моё отношение к картине.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок развития речи по русскому языку 7 классТема: Сочинение по картине К.Васильева «Русалка».
Тема: Сочинение по картине К.Васильева «Русалка».Цели:·...
Урок развития речи по картине И.Е.Репина "Пушкин на лицейском экзамене 8 января 1815 года". 6 -7 класс.
Урок посвящен 200-летию Царскосельского Лицея. Цель урока- сочинение по картине И.Е.Репина "Пушкин на лицейском экзамене 8 января 1815 года". В уроке использованы фрагменты произведений А.С.пушк...
Урок развития речи по картине В. М. Васнецова "Витязь на распутье"
Презентация к уроку развития речи по картине В.М. Васнецова "Витязь на распутье". Презентация содержит качественные иллюстрации к биографии художника, разделу его творчества, связанному с УНТ. Во втор...
Урок развития речи по картине Е.В.Сыромятниковой «Первые зрители». 6 класс
Подготовка к написанию сочинения по картине Е.В.Сыромятниковой «Первые зрители». Урок развития речи по картине в 6 классе (авторы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.)....
Урок развития речи по картине Яблонской "Утро"
Разработка урока с учётом современных требований и возрастных особенностей детей....
Уроки развития речи по картине И.Э.Грабаря "Февральская лазурь" (5-6 классы)
В данной методической разработке приводятся авторские конспекты 2-х уроков развития речи по подготовке школьников к описанию картины И.Э.Грабаря "Февральская лазурь" (5-6 класс). Предлагается работа в...
Интегрированный урок развития речи. Сочинение – описание по картине М.Врубеля «Царевна – Лебедь»
Интегрированный урок развития речи.Сочинение – описание по картине М.Врубеля «Царевна – Лебедь»...