Интегрированный урок развития речи по картине Грабаря "Февральская лазурь"
план-конспект урока русского языка (6 класс) по теме

Данный урок будет интересен педагогам, работающим в коррекционных( специальных) школах для слабослышащих учащихся. Урок разработан по технологии дифферинцированного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок развития речи по картине И.Э.Грабаря  «Февральская лазурь».

Тема урока. Подготовка к сочинению-описанию  по картине И.Э. Грабаря  «Февральская лазурь».

Цель урока: подготовить учащихся к написанию содержания сочинения- описания по картине.

Задачи:

- познакомить с творчеством Грабаря;

- познакомить с историей создания картины;

-развивать у учащихся навык пристально вглядываться в произведения живописи, отмечать композиционные, цветовые особенности произведения, видеть авторское отношение к предмету описания;

- учить учеников работать с помощью карточек- помощников, с помощью их составлять словосочетания, предложения для описания картины, с помощью карточек составлять план описания;

- развивать слуховое восприятие, работать над произношением, умением дифферинцировать звуки.

                                                           Ход урока

 

  1. Огранизационный момент.

1. [Как меня слышишь?]

2. [Как будете говорить?]

3. [Как будете слушать?]

4. Обратите внимание на звук - т –

Фонетическая зарядка

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

\ Вспомните автора стихотворения?/ К стихотворению мы ещё вернёмся.

  1. Объявляется тема урока.

Тема урока. Подготовка к написанию  сочинения по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».

Цель. Как вы думаете, какова цель нашего урока?

Вывод: подготовиться к  домашнему написанию сочинению по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».

Мотивация. С помощью карточек-помощников  вы напишите вечером сочинение. Я проверю и потом зачитаю  лучшие из них.

1. Посмотрите в окно.

2. [С каким цветом у вас ассоциируется зима?] ( С белым).

Но сегодня вы узнаете, что зима бывает не только белой.

                               

Итак, давайте посмотрим на картину.

  Автор этой картины- И.Э. Грабарь. Название картины «Февральская лазурь», написана она в 1904 году.( Пусть каждый прочитает фамилию автора,  название картины). Какие стихотворные строки подходят к картине?( фонетическая зарядка)

Рассказ о художнике.

 Смотрите внимательно на слайд. Прочитайте текст о Грабаре. Вы должны как можно больше запомнить предложений из текста, потому что у вас будет задание по карточке № 1.  

Грабарь — известный русский художник. Родился в Венгрии. Когда маленькому Игорю было  5 лет, семья переехала в Россию . С ранних лет Грабарь готовился к поступлению в художественное училище, поэтому много рисовал, посещал художественные выставки, интересовался творчеством других художников. Поэтому легко поступил в Художественную академию.

Проверочные вопросы

-Где родился Грабарь?

-Куда переехал?

-Куда хотел поступить?

-Как готовился , чтобы поступить в Академию?

Задание на карточке № 1 Выполняйте задание на карточке 1

Проверка задания.

……………………………………………………………………………………………………

Посмотрите  на картины Грабаря и подумайте

[К какому жанру изобразительного искусства относятся эти картины?] (пейзаж)

Поэтому мы можем сказать, что Грабарь- художник пейзажист.

У вас на столе карточка № 2

1 группа- пишут самостоятельно определение пейзажа.

2 группа- вспоминает устно

3 группа- выбирают из предложенных определений.

Проверка задания

………………………………………………………………………………………………….

История создания картины. Внимание будет задание! ( Читает учитель)

Однажды художник гулял по зимнему лесу. Заглядевшись на берёзу, Грабарь выронил палку, с которой пробирался по лесу. Нагнулся за палкой, снизу опять посмотрел на дерево. И вдруг увидел его по — новому: небо ярчайшей синевы, ослепительную белизну берёзы. И он понял , что писать картину надо непременно снизу. Для этого он вырыл глубокую яму в снегу и работал в ней даже в сильные морозы.

Проверочные вопросы

-Где гулял художник?

-На что загляделся?

-Зачем нагнулся?

-Каким увидел небо?

-Какой была берёза?

-Что сделал , чтобы изобразить берёзу?

Убираем слайд

Карточка №3

Подчеркните словосочетания, которые вы можете использовать в своём сочинении.

Проверка

…………………………………………………………………………………………………..

А сейчас посмотрим на картину с точки зрения  ИЗО.

[Сколько планов на картине?]-три

[Что изображено на переднем плане?]

[Что изображено на среднем плане?]

[Что изображено на дальнем плане?]

При рассматривании картины обратим внимание на линию горизонта.

Что мы можем про неё сказать? (низкая линия горизонта)

Вывод. Значит, на картине будет изображено «много неба»

                                        Рассмотрим с вами небо

1 Какое небо  вверху картины?

2. Какое небо у линии горизонта?

Вывод. Видна воздушная перспектива , глубина пространства.

И очень много синего цвета.

Снег на картине

Что мы можем сказать о снеге в тени и на свету?

( в тени - фиолетовый, на свету — серый, голубой, светло-зелёный)

А вот эти тени на картине о чём нам говорят?

( что впереди стоят ещё берёзы)

Итак: небо, снег на картине всех оттенков синего цвета , а их художник может видеть 135 оттенков

Вопрос: какие оттенки синего цвета вы видите  на картине? ( Синие, голубые, светло-синие)

А какой предмет является главным на картине? (берёза)

Чтобы подчеркнуть её величие , художник специально выбрал вертикальный формат и выбрал низкую линию горизонта.

Давайте прочитаем термины изобразительного искусства.

А что такое термины?

Подведём итог. Что вы можете использовать в своём сочинении. Посмотрите карточки.

(Биографию художника, жанр картины, историю создания картины, планы картины, предметы на картине, термины изобразительного искусства)

Проблемный вопрос 

Главный предмет- это берёза, а картина называется «Февральская лазурь». Подумайте и попробуйте объяснить это. Вам было задано посмотреть в словаре, какой цвет относится к лазурному?

Вы видите , что на картине и показан лазурный цвет в своих оттенках: от самого светлого до самого тёмного.

В начале урока вы ответили на  вопрос:  какой цвет больше присутствует в зиме? Вы сказали — белый, а глядя на эту картину, можем сказать , что ещё и лазурный. Особенно ярко все оттенки  лазурного  показаны на небе.

Обратимся снова к небу.

Карточка №4.

1 группа- подобрать к слову небо прилагательные и эпитеты.

2 группа- выбрать из числа данных.

Проверка.

…………………………………………………………………………………………………

Какой предмет на картине главный?( за экраном)

Посмотрим теперь на главное изображение на картине - берёзу .

Описание берёзы прочитать со слайда.

Карточка №5.

1 группа – пишут предложения на карточке из предложенных словосочетаний

2группа- сами составляют предложения

Проверка

……………………………………………………………………………………

Обратимся к среднему плану.( Что изображено на среднем плане?)

Карточка №6.

1 группа- составляют словосочетания из предложенных слов

2 группа- составляют словосочетания из предложенных слов

…………………………………………………………………………………………………….

  Посмотрим на снег. Ведь художник придавал большое значение описанию снега.                                          

                                          Карточка №7.

…………………………………………………………………………………………………

О красках в картине.

Когда Грабарь писал картину, то он не смешивал краски на палитре, а писал, как говорят художники-чистым цветом.

Ребята, когда смотришь на картину, узнаёшь , как художник её писал, как использовал различные специальные художественные приёмы, то лучше понимаешь картину, видишь любовь автора к ней. Мы с вами всё обсудили.

                                                  Карточка № 8

Осталось составить план.

Карточка №9. Соберите все карточки с заданиями и составьте план.

                                                      Проверка.

      Итог.  Рефлексия.

  1. Что сегодня делали на уроке?
  2. Сможете написать сочинение?
  3. Какие есть вопросы у вас?

 В\з.

1. Напишите сочинение.

2. Найти, приметить куст или дерево. А мы на кружке сходим и сфотографируем его и дадим каждой фотографии название.

Оценивание.

Обосновать каждую оценку.

Карточки к интегрированному уроку развития речи по картине И.Э.Грабаря « Февральская лазурь».

                                   Карточка № 1

Дополните предложения, чтобы получился рассказ о художнике.

1) ………….. - известный……………………….. .

2) Родился в …………………, а потом…………………. .

3) Готовился к …………………………в……………………. .

4) Много рисовал, ……………………….. .

                               

                                 Карточка № 1

Дополните предложения, чтобы получился рассказ о художнике.

1) ………….. - известный……………………….. .

2) Родился в ………………, а потом………………….. .

3) Готовился к …………………………в……………………. .

4) Много рисовал, ……………………….. .

                              Карточка № 1

Вспомните и напишите 3-4 предложения о художнике.

1)

2)

3)

4)

Используйте слова и словосочетания: известный, в Венгрии, поступлению, в художественную академию.

                               

                             Карточка № 2

Напишите определение ПЕЙЗАЖА.

ПЕЙЗАЖ – это…………..

ГРАБАРЬ – художник-……………….

                               

                               Карточка № 2

Выберите из нескольких определений определение ПЕЙЗАЖА.

Изображение человека или группы людей.

Жанр изобразительного искусства, объектом которого являются животные.

Тип картины, изображающий природу или какую- либо местность( лес, поле, горы, рощи, город).

Изображение неодушевлённых предметов в живописи.

ГРАБАРЬ – художник-…………….

                             

                           

                               Карточка № 2

Устно расскажи определение ПЕЙЗАЖА.

                           

                              Карточка № 3

Выбрать словосочетания, которые подойдут к рассказу об истории создания картины.

Гулял по лесу, по зимнему лесу, Иван-царевич на волке, заглядевшись на берёзу, выронил палку, картина о верности, пробирался по снегу, слава Левитана, уходит в сосновый бор, нагнулся за палкой, посмотрел снизу, посмотрел на дерево, кленовые деревца, ярчайшая синева, белизна берёз, на застывших ветках, фигура женщины, треск льдинок, непременно снизу, осеннего дня.

     

                                                         

                                                         Карточка № 4

Подобрать прилагательные, эпитеты к слову НЕБО НЕБО НА КАРТИНЕ ( какое?)

                                                       Карточка № 4

Выбрать прилагательные и эпитеты к слову НЕБО

                           НЕБО НА КАРТИНЕ

Разукрашенное, радужное, лазурное, лазоревое,

узкое, чёрное, бездонное, ярко-синее, величественное, беспредельное.

Карточка № 5

Повторите текст со слайда по данному   началу.

                                 Какая берёза?

На переднем плане изображена берёза. Она широко раскинула свои ветви. Её ствол отливает жемчужной белизной. ……………………………………

 Карточка № 6

Дополните предложения, используя слова   для справок и ставя их в нужную форму.

За берёзой видна……………………………………

Берёзки ещё……………………………………..

Молодые деревья преклоняются перед……………….

Их веточки блестят на……………………………….

Слова для справок: берёзовая, роща, величественная,

берёза, солнце, на, красивые, но, тоже.

                           Карточка № 7

Составьте словосочетания для описания снега

Снег ( какой?)………….

Снег ( какой?)…………….

Тени ( где?)……………

Тени ( какие?)………….

                               Карточка № 7

Дополните предложения , описывающие снег.

Изображение снега имело для художника…………… .

На картине снег не белый, а…………………………….. .

Мы видим на нём…………………………….. .

Карточка № 8

Краски картины. Какими красками написана картина. Дополните предложение.

Картина написана………………………………………. .

                             Карточка № 8

Краски картины. Какими красками написана картина. Дополните предложения.

Картина написана всеми оттенками………………… .

Это и светло-……………, и………….., и……………… .

Зима бывает не только…………., но и………………… .

                               

                                Карточка № 9

        Составьте план описания картины.

Начало будет таким:

Перед нами картина И. Э. Грабаря

«Февральская лазурь».

1 Вступление.

2

3

4

5

6

7

8

9 Моё отношение к картине.

                               Карточка № 1

Дополните предложения, чтобы получился рассказ о художнике.

1) И. Э. Грабарь - известный русский художник.

2) Родился в Венгрии.

3) Переехал с родителями в Россию.

4) Много рисовал, изучал творчество художников.

5) Поступил в Художественную академию.

                               

                                 Карточка № 1

Дополните предложения, чтобы получился рассказ о художнике.

1) Грабарь - известный русский художник.

2) Родился в Венгрии, а потом переехал с родителями в Россию.

3) Готовился к поступлению в Художественную академию.

4) Много рисовал, изучал творчество художников.

                             Ответы к карточкам                    

                                 Карточка № 1

Вспомните и напишите 3-4 предложения о художнике.

1) Грабарь- известный русский художник.

2) Родился в Венгрии, а потом с родителями переехал в Россию.

3) Много рисовал, изучал творчество художников.

4) Готовился к поступлению в Художественную академию.

                               Карточка № 2

Напишите определение ПЕЙЗАЖА.

ПЕЙЗАЖ – это тип картины, изображающий природу или какую- либо местность: лес, рощу, город.

ГРАБАРЬ – художник- пейзажист.

                              Карточка № 2

Выберите из нескольких определений определение ПЕЙЗАЖА.

Изображение человека или группы людей.

Жанр изобразительного искусства, объектом которого являются животные.

Тип картины, изображающий природу или какую- либо местность( лес, поле, горы, рощи, город).

Изображение неодушевлённых предметов в живописи.

ГРАБАРЬ – художник- пейзажист.

Карточка № 2

Устно расскажи определение ПЕЙЗАЖА.

ПЕЙЗАЖ- это изображение природы.

                           Карточка № 3

Выбрать словосочетания, которые подойдут к рассказу об истории создания картины.

Гулял по лесу, по зимнему лесу, Иван-царевич на волке, заглядевшись на берёзу, выронил палку, картина о верности, пробирался по снегу, слава Левитана, уходит в сосновый бор, нагнулся за палкой, посмотрел снизу, посмотрел на дерево, кленовые деревца, ярчайшая синева, белизна берёз, на застывших ветках, фигура женщины, треск льдинок, непременно снизу, осеннего дня.

                               

Карточка № 4

Подобрать прилагательные, эпитеты к слову НЕБО.

                              НЕБО НА КАРТИНЕ

Лазурное, высокое, бездонное, величественное,

ярко-синее.

                               Карточка № 4

Выбрать прилагательные и эпитеты к слову НЕБО

                           НЕБО НА КАРТИНЕ

Разукрашенное, радужное, лазурное, лазоревое,

узкое, чёрное, бездонное, ярко-синее, величественное, беспредельное.

                            Карточка № 5

               Повторите текст со слайда .

                         Какая берёза?

Берёза величественная на фоне лазурного неба.

Она широко раскинула ветки. Её ствол отливает жемчужной белизной. Ветви и сухая листва на верхушке красно- коричневого цвета.

                              Карточка № 6

              Дополните предложения

За берёзой видна берёзовая роща.

Берёзки ещё молодые.

Молодые деревья преклоняются перед величественной красавицей.

Их веточки блестят на солнце.

                                Карточка № 7

Составьте словосочетания для описания снега

Снег фиолетовый, снег голубой, тени на снегу.

                               Карточка № 7

Дополните предложения , описывающие снег.

Изображение снега имело для художника большое значение.

На картине снег не белый, а голубой, фиолетовый.

Мы видим на нём тени от берёз, которые стоят впереди.

                                      Карточка № 8

Краски картины. Какими красками написана картина. Дополните предложение.

Картина написана белыми, голубыми, зеленоватыми, фиолетовыми, синими красками.

Карточка № 8

Краски картины. Какими красками написана картина. Дополните предложения.

Картина написана всеми оттенками лазурного цвета.

Это и светло-голубой, и фиолетовый, и ярко- синий.

Зима бывает не только белой, но и лазурной.

                        Карточка № 9

        Составьте план описания картины.

Начало будет таким:

Перед нами картина И. Э. Грабаря

« Февральская лазурь».

1 Вступление.

2 О И. Э. Грабаре.

3 История создания картины.

4 Берёза.

5 Небо.

6 Берёзовая роща.

7 Снег.

8 Краски картины.

9 Моё отношение к картине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи по картине И.Е.Репина "Пушкин на лицейском экзамене 8 января 1815 года". 6 -7 класс.

Урок посвящен 200-летию Царскосельского Лицея. Цель урока- сочинение по картине И.Е.Репина "Пушкин на лицейском экзамене  8 января 1815 года". В уроке использованы фрагменты произведений А.С.пушк...

Урок развития речи по картине В. М. Васнецова "Витязь на распутье"

Презентация к уроку развития речи по картине В.М. Васнецова "Витязь на распутье". Презентация содержит качественные иллюстрации к биографии художника, разделу его творчества, связанному с УНТ. Во втор...

Урок развития речи по картине Е.В.Сыромятниковой «Первые зрители». 6 класс

Подготовка к написанию сочинения по картине Е.В.Сыромятниковой «Первые зрители». Урок развития речи по картине в 6 классе (авторы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.)....

Урок развития речи по картине Яблонской "Утро"

Разработка урока с учётом современных требований и возрастных особенностей детей....

Уроки развития речи по картине И.Э.Грабаря "Февральская лазурь" (5-6 классы)

В данной методической разработке приводятся авторские конспекты 2-х уроков развития речи по подготовке школьников к описанию картины И.Э.Грабаря "Февральская лазурь" (5-6 класс). Предлагается работа в...

Интегрированный урок развития речи. Сочинение – описание по картине М.Врубеля «Царевна – Лебедь»

Интегрированный урок развития речи.Сочинение – описание по картине М.Врубеля «Царевна – Лебедь»...