Письмо другу по картине И.Э.Грабаря "Февральская лазурь"(урок развития речи).
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Разработка ориентирована на учебник русского языка под редакцией Н.М. Шанского.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Письмо другу по картине И.Э.Грабаря.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 2
Письмо другу по картине И.Э Грабаря « Февральская лазурь» (упр. 358 V класс)
Цели: - формирование коммуникативной и культуроведческой компетенций;
- развитие воображения;
- воспитание любви к русской живописи, культуре, природе.
Задачи: - подготовить учащихся к сочинению – описанию природы в форме письма к
другу;
- ввести в активный словарь учащихся и закрепить навыки правописания имен прилагательных, обозначающих цвет;
- продолжать закреплять знания о тексте, теме, основной мысли, типах и стилях речи, средствах связи;
- объяснить искусствоведческие термины: пейзаж, живопись, мазки, штрихи, тени, импрессионист.
Ход урока
- Вступительное слово
Для того чтобы усилить интерес к картине и внимательно ее рассмотреть, можно начать урок с воспоминаний самого Грабаря, его впечатлений, которые легли в основу этой картины.
- Сегодня мы познакомимся с удивительной картиной. «Февральскую лазурь» И.Э. Грабарь писал не в мастерской, а под открытым небом, стойко перенося февральский мороз, стараясь как можно точнее запечатлеть на холсте увиденный пейзаж. (Учащиеся в это время рассматривают картину). Вот что сам художник рассказал о том дне (зачитывается выразительно учителем): «В природе творилось нечто необычайное, казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник - праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу. Я стоял около дивного экземпляра березы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на нее, я уронил палку и нагнулся, чтобы ее поднять. Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенных голубой эмалью неба. «Если бы хоть десятую долю этой красоты мог передать, то и то это будет бесподобно, - подумал я».
- Ребята, как вам кажется, удалось это сделать художнику?
- Обратите внимание, что художник создавал эту картину, основываясь на личных впечатлениях. Кто знает, как называется такое направление живописи и его сторонники?
- Словарная работа
Импрессионизм (с фр. «впечатление») – направление в искусстве последней трети XIX нач. XX в.в., зародившееся во Франции.
Импрессионисты стремились запечатлеть естественно и непредвзято реальный мир в его изменчивости, подвижности, передать мимолетные впечатления.
- Обратите внимание на название картины. Почему она так названа?
(потому что главное в этой картине – это цвета; на ней изображен зимний февральский пейзаж)
- Давайте уточним значение слова по словарю?
Словарная работа
Лазурь: 1) светло-синий цвет, синева;
2) краска светло-синего цвета.
Делаем вместе (учитель и ученик) вывод.
- Т.о. художник так назвал свою картину, потому что увидел февральское утро в светло-синих цветах и использовал преимущественно эти краски в своей работе.
Учитель ставит задачу перед учащимися: « Вы первый раз увидели картину. Кому бы вам сейчас хотелось о ней рассказать?». Предлагаю вам написать письмо этому человеку и рассказать об этой картине, поделиться с ним своими впечатлениями от увиденного.
- Сбор и систематизация материала
- С чего вы начнете ваше письмо?
(с обращения и аргументирования написания)
- Хорошо, таким образом, это будет ваше вступление. О чем вы дальше хотите рассказать другу? (Составляется по ходу беседы таблица)
План | Рабочий материал |
|
Приходим к выводу, что необходимо описать день. Каким его изобразил художник?
(ясный, солнечный, морозный)
- Как вы пришли а такому выводу? Какие приемы живописца вам помогли об этом догадаться?
(во-первых, краски, цвета, которые использовал художник; во-вторых, тени на снегу)
- Что обязательно вы опишите в своем письме? Без чего представление о картине невозможно?
(снег, небо, березы)
- Давайте начнем с неба. Рассмотрите его: есть ли на нем облака, какого оно цвета вверху и на горизонте?
План | Рабочий материал |
Небо | безоблачное, вверху темно-фиолетовое, чем ближе, тем светлее оно становится. Здесь мы можем увидеть переходы от бледно-голубого до насыщенного синего цвета неба с вкраплениями бирюзы |
- Теперь рассмотрим снег: много ли его, какого он цвета на солнце и в тени?
План | Рабочий материал |
Снег | глубокий, плотный снежный покров; на его поверхности можно увидеть еле заметные следы лесных обитателей. Снег меняет оттенок под лучами яркого солнца: от светло-голубого до темно-фиолетового в тени. Березы отбрасывают сапфировые тени. |
- Какова береза на переднем плане картине: что можно сказать о цвете ее ствола, ветвей и о цвете прошлогодней листвы на верхушках?
- Давайте вновь вернемся к словам самого художника. Какие художественные выразительные средства использовал он для передачи своих впечатлений?
План | Рабочий материал |
Береза Другие березы | жемчужный, чуть изогнутый ствол, коралловые ветви березы, словно хотят обнять небо, устремляются вверх; на самой верхушке еще сохранились листья красно-кирпичного цвета. словно подружки невесты; напоминают застенчивых невест |
- Что видно на горизонте? Какой это план картины?
План | Рабочий материал |
Задний план Березовая роща | выделяется темным пятном на фоне ясного, светлого неба. |
- Что вы можете сказать о колорите картины? Какое он создает настроение
План | Рабочий материал |
Колорит | В основном художник использовал холодные тона, которые соответствуют зимнему пейзажу морозного февральского утра. Здесь и лазоревый, сапфировый, жемчужно-белый, коралловый, фиолетовый, бирюзовый цвета. Но они не создают мрачное настроение, благодаря яркому освещению картины. |
Орфографическая зарядка
- Записываются названия цветов. Ребята должны заполнить пропуски и подчеркнуть орфограммы.
Л…зоревый, с…апфировый, жемчужно…белый,
к…ра…овый, ф…олетовый, б…рюзовый.
- Какое впечатление произвела на вас картина? Какие речевые формулы можно использовать в вашем письме, чтобы выразить свои чувства?
План | Рабочий материал |
Личное впечатление | Я восхищен… Меня поразила… Невозможно оторвать глаз… Фантастическая красота… Картина передает ощущение… Картина пронизана… Пленяет, поражает… |
- Как вы закончите ваше письмо? Не забудьте попрощаться с вашим другом.
- Словарная работа
Подбираем опорные слова и словосочетания для работы над описанием природы по картине.
Художник – автор картины, пейзажист, певец русской природы, мастер.
Картина – полотно, холст, пейзаж.
Изобразил – передал, воспел, раскрыл, вложил в картину, воспроизвел.
- Обобщение
После того как будет собран и систематизирован материал, обобщаем все сказанное.
- Итак, какую задачу вы должны решить?
(написать письмо другу и рассказать в нем о картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»)
- Какой тип речи вы будете использовать?
(описание)
- К какому стилю речи вы отнесете вашу работу?
(к художественному)
- Написание сочинения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок развития речи по картине Грабаря "Февральская лазурь"
Данный урок будет интересен педагогам, работающим в коррекционных( специальных) школах для слабослышащих учащихся. Урок разработан по технологии дифферинцированного обучения....
Урок развития речи с использованием картины И.Э. Грабаря "Февральска лазурь"
Уроки развития речи с использованием картин И.Э. Грабаря "Февральска лазурь" Научить детей работать с разными видами словарей, развить ассоциативное мышление. Цели: 1) рассмотреть речетворческую гл...
Презентация к уроку развития речи (сочинение по картине И.Э.Грабаря "Февральская лазурь")
Данная презентация призвана помочь учащимся 5 классов развить навыки создания текста на основе впечатлений....
Уроки развития речи по картине И.Э.Грабаря "Февральская лазурь" (5-6 классы)
В данной методической разработке приводятся авторские конспекты 2-х уроков развития речи по подготовке школьников к описанию картины И.Э.Грабаря "Февральская лазурь" (5-6 класс). Предлагается работа в...
Урок развития речи в 5 классе. Описание картины "Февральская лазурь" И.Э.Грабаря.
В связи с тем, что презентация достаточно громоздкая, ее пришлось разбить на несколько архивов. Поэтому перед использованием скачайте её в одну папку.- В центре урока репродукция картины Грабаря «Февр...
Урок развития речи «Капризная погода» (описание месяца февраля в поэзии и по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»). 5 класс
Цели и задачи урока:1.Подготовить учащихся написанию сочинения- описания пейзажа на основе картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь».2.Развивать устную и письменную речь учащихся с использованием опорн...
Подготовка к сочинению-описанию по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь» (урок развития речи)
Уроки развития речи у обучающихся часто вызывают затруднения. В своей практике при подготовке к написанию сочинений разных видов можно использовать рабочие листы, которые заполняются в ходе урока необ...