Письмо другу по картине И.Э.Грабаря "Февральская лазурь"(урок развития речи).
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Разработка ориентирована на учебник русского языка под редакцией Н.М. Шанского.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение 2

Письмо другу по картине И.Э Грабаря « Февральская лазурь» (упр. 358 V класс)

Цели:       - формирование коммуникативной и культуроведческой компетенций;

                 - развитие воображения;

                 - воспитание любви к русской живописи, культуре, природе.

Задачи:    - подготовить учащихся к сочинению – описанию природы в форме письма к

                   другу;

        -        ввести в активный словарь учащихся и закрепить навыки правописания имен прилагательных, обозначающих цвет;

        -        продолжать закреплять знания о тексте, теме, основной мысли, типах и стилях речи, средствах связи;

        -        объяснить искусствоведческие термины: пейзаж, живопись, мазки, штрихи, тени, импрессионист.

Ход урока

  1. Вступительное слово

Для того чтобы усилить интерес к картине и внимательно ее рассмотреть, можно начать урок с воспоминаний самого Грабаря, его впечатлений, которые легли в основу этой картины.

-        Сегодня мы познакомимся с удивительной картиной. «Февральскую лазурь» И.Э. Грабарь писал не в мастерской, а под открытым небом, стойко перенося февральский мороз, стараясь как можно точнее запечатлеть на холсте увиденный пейзаж. (Учащиеся в это время рассматривают картину). Вот что сам художник рассказал о том дне (зачитывается выразительно учителем): «В природе творилось нечто необычайное, казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник - праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу. Я стоял около дивного экземпляра березы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на нее, я уронил палку и нагнулся, чтобы ее поднять. Когда я взглянул на верхушку березы снизу,  с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенных голубой эмалью неба. «Если бы хоть десятую долю этой красоты мог передать, то и то это будет бесподобно, - подумал я».

-        Ребята, как вам кажется, удалось это сделать художнику?

-        Обратите внимание, что художник создавал эту картину, основываясь на личных впечатлениях. Кто знает, как называется такое направление живописи и его сторонники?

  1. Словарная работа

Импрессионизм (с фр. «впечатление») – направление в искусстве последней трети XIX нач. XX в.в., зародившееся во Франции.

Импрессионисты стремились запечатлеть естественно и непредвзято реальный мир в его изменчивости, подвижности, передать мимолетные впечатления.

-        Обратите внимание на название картины. Почему она так названа?

        (потому что главное в этой картине – это цвета; на ней изображен зимний февральский пейзаж)

-        Давайте уточним значение слова по словарю?

Словарная работа

Лазурь:        1) светло-синий цвет, синева;

                        2) краска светло-синего цвета.

Делаем вместе (учитель и ученик) вывод.

-        Т.о. художник так назвал свою картину, потому что увидел февральское утро в светло-синих цветах и использовал преимущественно эти краски в своей работе.

Учитель ставит задачу перед учащимися: « Вы первый раз увидели картину. Кому бы вам сейчас хотелось о ней рассказать?». Предлагаю вам написать  письмо этому человеку и рассказать об этой картине, поделиться с ним своими впечатлениями от увиденного.

  1. Сбор и систематизация материала

-        С чего вы начнете ваше письмо?

(с обращения и аргументирования написания)

-        Хорошо, таким образом, это будет ваше вступление. О чем вы дальше хотите рассказать другу? (Составляется по ходу беседы таблица)

План

Рабочий материал

  1. Вступление
  2. Передний план картины

Приходим к выводу, что необходимо описать день. Каким его изобразил художник?

(ясный, солнечный, морозный)

-        Как вы пришли а такому выводу? Какие приемы живописца вам помогли об этом догадаться?

(во-первых, краски, цвета, которые использовал художник; во-вторых, тени на снегу)

-        Что обязательно вы опишите в своем письме? Без чего представление о картине невозможно?

        (снег, небо, березы)

-        Давайте начнем с неба. Рассмотрите его: есть ли на нем облака, какого оно цвета вверху и на горизонте?

План

Рабочий материал

Небо

безоблачное, вверху темно-фиолетовое, чем ближе, тем светлее оно становится. Здесь мы можем увидеть переходы от бледно-голубого до насыщенного синего цвета неба с вкраплениями бирюзы

-        Теперь рассмотрим снег: много ли его, какого он цвета на солнце и в тени?

План

Рабочий материал

Снег

глубокий, плотный снежный покров; на его поверхности можно увидеть еле заметные следы лесных обитателей. Снег меняет оттенок под лучами яркого солнца: от светло-голубого до темно-фиолетового в тени. Березы отбрасывают сапфировые тени.

-        Какова береза на переднем плане картине: что можно сказать о цвете ее ствола, ветвей и о цвете прошлогодней листвы на верхушках?

-        Давайте вновь вернемся к словам самого художника. Какие художественные выразительные средства использовал он для передачи своих впечатлений?

План

Рабочий материал

Береза

Другие березы

жемчужный, чуть изогнутый ствол, коралловые ветви березы, словно хотят обнять небо, устремляются вверх; на самой верхушке еще сохранились листья красно-кирпичного цвета.

словно подружки невесты; напоминают застенчивых невест

-        Что видно на горизонте? Какой это план картины?

План

Рабочий материал

Задний план

Березовая роща

выделяется темным пятном на фоне ясного, светлого неба.

-        Что вы можете сказать о колорите картины? Какое он создает настроение

План

Рабочий материал

Колорит

В основном художник использовал холодные тона, которые соответствуют зимнему пейзажу морозного февральского утра. Здесь и лазоревый, сапфировый, жемчужно-белый, коралловый, фиолетовый, бирюзовый цвета. Но они не создают мрачное настроение, благодаря яркому освещению картины.

Орфографическая зарядка

-        Записываются названия цветов. Ребята должны заполнить пропуски и подчеркнуть орфограммы.

        Лзоревый, сапфировый, жемчужнобелый,

краовый, фолетовый, брюзовый.

-        Какое впечатление произвела на вас картина? Какие речевые формулы можно использовать в вашем письме, чтобы выразить свои чувства?


План

Рабочий материал

Личное впечатление

Я восхищен…

Меня поразила…

Невозможно оторвать глаз…

Фантастическая красота…

Картина передает ощущение…

Картина пронизана…

Пленяет, поражает…

-        Как вы закончите ваше письмо? Не забудьте попрощаться с вашим другом.

  1. Словарная работа

Подбираем опорные слова и словосочетания для работы над описанием природы по картине.

Художник – автор картины, пейзажист, певец русской природы, мастер.

Картина – полотно, холст, пейзаж.

Изобразил – передал, воспел, раскрыл, вложил в картину, воспроизвел.

  1. Обобщение

После того как будет собран и систематизирован материал, обобщаем все сказанное.

-        Итак, какую задачу вы должны решить?

        (написать письмо другу и рассказать в нем о картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»)

-        Какой тип речи вы будете использовать?

        (описание)

-        К какому стилю речи вы отнесете вашу работу?

        (к художественному)

  1. Написание сочинения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок развития речи по картине Грабаря "Февральская лазурь"

Данный урок будет интересен педагогам, работающим в коррекционных( специальных) школах для слабослышащих учащихся. Урок разработан по технологии дифферинцированного обучения....

Урок развития речи с использованием картины И.Э. Грабаря "Февральска лазурь"

Уроки развития речи с использованием картин И.Э. Грабаря "Февральска лазурь" Научить детей работать с разными видами словарей, развить ассоциативное мышление. Цели: 1) рассмотреть речетворческую гл...

Презентация к уроку развития речи (сочинение по картине И.Э.Грабаря "Февральская лазурь")

Данная презентация призвана помочь учащимся 5 классов развить навыки создания текста на основе впечатлений....

Уроки развития речи по картине И.Э.Грабаря "Февральская лазурь" (5-6 классы)

В данной методической разработке приводятся авторские конспекты 2-х уроков развития речи по подготовке школьников к описанию картины И.Э.Грабаря "Февральская лазурь" (5-6 класс). Предлагается работа в...

Урок развития речи в 5 классе. Описание картины "Февральская лазурь" И.Э.Грабаря.

В связи с тем, что презентация достаточно громоздкая, ее пришлось разбить на несколько архивов. Поэтому перед использованием скачайте её в одну папку.- В центре урока репродукция картины Грабаря «Февр...

Урок развития речи «Капризная погода» (описание месяца февраля в поэзии и по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»). 5 класс

Цели и задачи урока:1.Подготовить учащихся написанию сочинения- описания пейзажа на основе картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь».2.Развивать устную и письменную речь учащихся с использованием опорн...

Подготовка к сочинению-описанию по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь» (урок развития речи)

Уроки развития речи у обучающихся часто вызывают затруднения. В своей практике при подготовке к написанию сочинений разных видов можно использовать рабочие листы, которые заполняются в ходе урока необ...