Календарное планирование по русскому языку (5 класс УМК Львовой).
календарно-тематическое планирование по русскому языку (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
5 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Кол. час | Форма контроля | Форма урока | Характеристика основных видов учебной деятельности (на уровне учебных действий) | Использо-вание ИКТ | Дата | Приме-чание |
1-2 | Лингвистика как наука о языке и речи. Основные разделы лингвистики. Основные единицы языка и речи. Писатели и ученые о богатстве и выразительности русского языка. | 2 | Урок формирования первичных предметных умений | Осознают роль речевой культуры, общения, коммуникативных умений в жизни человека. Читают и анализируют текст. Текс упражнения. Пишут мини-сочинение | Презента-ция учителя | |||
Введение в лингвистику. Вводный курс. Фонетика. | ||||||||
3 | Фонетика (4часа) Фонетика как раздел лингвистики. Звук – основная единица фонетики. Классификация звуков. | 1 | Самостоятельная работа | Комбиниро-ванный урок. | Овладевают основными понятиями фонетики. Анализируют схему. Распознают согласные и гласные звуки в сильных и слабых позициях, анализируют правило проверки безударной гласной и проверяемой согласной в корне с точки зрения позиционного чередования. | |||
4 | Гласные и согласные звуки. Звукопись как выразительное средство устной речи. | 1 | Практикум | Урок применения предметных умений. | Распознают гласные звуки, различают ударные и безударные гласные. Осознают смыслоразличительную функцию звука. Составляют таблицу «Гласные звуки». Распознают согласные звуки, выделяют шипящие, сонорные. Отрабатывают правильное произношение звуков. | |||
5 | Сочинение по картине М.А. Врубеля « Царевна –Лебедь». | 1 | Сочинение | Урок р/р | Работают с упражнением, отвечают на вопросы, анализируют репродукцию. Домашнее сочинение. | Презента-ция учащего-ся | ||
6 | Слог. Ударение. Фонетический разбор слова. | 1 | Самостоятельная работа | Урок применения предметных умений. | Обозначают слоги, ударение в слове. Характеризуют гласные и согласные звуки. Делают разбор слов. | |||
7 | Орфоэпия ( 5 часов) как раздел лингвистики. Особенности произношения безударных гласных. | 1 | Комбиниро-ванный урок. | Осознают важность нормативного произношения для культурного человека. Формулируют важнейшие произносительные нормы. Анализируют и оценивают речь с орфоэпической точки зрения, исправляют произносительные ошибки. | Аудио-запись | |||
8 | Особенности произношения некоторых согласных и их сочетаний. | 1 | Урок применения предметных умений. | Овладеть основными нормами орфоэпии в области гласных звуков. Уметь пользоваться школьным орфоэпическим словарём. Понимать и правильно употреблять орфоэпические пометы. Овладеть основными правилами литературного произношения и ударения мягкого или твердого согласного перед [э] в иноязычных словах; сочетаний согласных (чн, чт и др.); грамматических форм (прилагательных на -его, -ого, возвратных глаголов с -ся, -сь и др.); иноязычных слов. | ||||
9 | Изменение звуков в речевом потоке. Допустимые варианты произношения и ударения. | 1 | Самостоятельная работа | Комбиниро-ванный урок. | Анализируют и оценивают речь с орфоэпической точки зрения, исправляют произносительные ошибки. | |||
10 | Орфоэпический разбор слова. Орфоэпический словарь. | 1 | Словарный диктант | Комбиниро-ванный урок | Использовать орфоэпический словарь. Безошибочно писать слова, предложенные для специального заучивания (ЗСП). Уметь характеризовать отдельные звуки вне слова и в составе слова, правильно произносить слова из орфоэпического словарика учебника на изученные правила. | |||
11 | Проверочная работа по фонетике и орфоэпии. | 1 | Проверочная работа | Урок решения практических и проектных задач | Ответы на контрольные вопросы и задания. Пишут диктант. Работают со схемами предложений. Моделируют диалог. | |||
12 | Графика (5ч) Графика как раздел лингвистики. Алфавит и его использование. | 1 | Лабораторная работа | Урок формирования первичных предметных умений | Активизируют знания алфавита. Сопоставляют и анализируют буквенный состав слова. Располагают слова в алфавитном порядке, отрабатывают навыки поиска слов в словаре. Пересказывают текст, пишут диктант. | Презента-ция учителя | ||
13 | Звуки и буквы. Роль букв ъ и ь в обозначении звукового состава словоформы. | 1 | Урок применения предметных умений. | Опознают смыслоразличительную функцию мягкого знака в слове, анализируют орфографические правила. Распределяют слова на группы согласно виду орфограммы. Пишут диктант. Составляют текст на основе словосочетаний, данных в диктанте. | ||||
14 | Обозначение звуков с помощью букв е, е, ю, я. Сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова. | 1 | Самостоятельная рабта | Урок применения предметных умений. | Проводят фонетический анализ слов, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звуа или мягкость согласного. | |||
15 | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | 1 | К/д №1 | Контроль знаний | Пишут контрольный диктант и выполняют грамматические задания. | |||
16 | Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками | 1 | Урок применения предметных умений. | Анализируют свои ошибки, классифицируют, объясняют и исправляют. | ||||
17 | Морфемика (7ч.) Морфема – значимая часть слова. Словарь значения морфем. Морфемный разбор. | 1 | Урок формирования первичных предметных умений | Овладевают основными понятиями морфемики. Осознают морфему как значимую единицу языка. Делят слова на морфемы и обозначают их соответствующими знаками. | Презента-ция учителя | |||
18 | Корень, приставка, суффикс, окончание – морфемы, передающие информацию о слове. | 1 | Самостоятельная работа | Урок решения практических и проектных задач | Осознают роль морфем в процессах формо- и словообразования. Определяют форму слов, подбирают однокоренные слова. Пересказывают текст. Делят слова на группы (однокоренные и разные формы слов). | |||
19 | Морфемы словообразующие и формообразующие. | 1 | Словарный диктант | Комбиниро-ванный урок. | Опознают окончание как формообразующую морфему. Выделяют в словах окончание и его грамматические значения. Анализируют таблицу. | |||
20 | Однокоренные слова: их смысловое и структурное сходство. Формы слова. | 1 | Урок применения предметных умений. | Опознают корень как главную значимую часть слова. Выделяют корни в словах. Формируют группы однокоренных слов. Исправляют ошибки в подборе однокоренных слов. | ||||
21-22 | Чередование гласных и согласных в морфемах. Варианты морфем. | 2 | Лабораторная работа | Урок формирования первичных предметных умений | Получают представление о чередовании звуков как смене звуков в одной морфеме при образовании и изменении слов. Подбирают слова с чередующимися согласными и гласными. Определяют, при каких условиях происходит чередование (при образовании слов, при изменении слов) . | Презента-ция учащего-ся | ||
23 | Исторические изменения в структуре слова. Понятие об этимологии. Знакомство с этимологическим словарем. | 1 | Практикум | Урок решения практических и проектных задач | Иметь представление об этимологии как разделе лингвистики. Познакомиться с этимологическим словарем. | |||
24 | Лексикология(8 часов ) Слово – единица языка и речи. Лексическое значение слова. Способы объяснения лексического значения слова. | 1 | Самостоятельная работа | Урок формирования первичных предметных умений | Овладевают базовыми понятиями лексикологии. Понимают роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций. Объясняют различие лексического и грамматического значений слова. | |||
25- 26 | Толковый словарь: его назначение, структура, содержание словарных статей. | 2 | Лабораторная работа | Урок решения практических и проектных задач | Пользуются толковыми словарями. Работают с текстом - озаглавливают его , составляют план, анализируют его содержание и структуру. Разгадывают кроссворд и определяют по толковому словарю значение одного из отгаданных слов. | Презента-ция учащего-ся | ||
27 | Словари синонимов и антонимов. | 1 | Практикум | Урок применения предметных умений. | Опознают синонимы. Устанавливают смысловые и стилистические различия синонимов. Составляют словосочетания с синонимами. Анализируют предложения с синонимами. Подбирают синонимы к словам. | |||
28 | Слова нейтральные и стилистически окрашенные. | 1 | Проект. Создай свой словарик. | Урок решения практических и проектных задач | Уметь использовать метод подбора однокоренных слов для объяснения лексического значения слова. Иметь представление о невербальных способах объяснения лексического значения слова. | |||
29 | Тематические группы слов. | 1 | Самостоятельная работа | Комбиниро-ванный урок. | Уметь различными способами объяснять лексическое значение слова с помощью необходимых словарей. Иметь представление о родовых и видовых понятиях и использовать родовые понятия для толкования слов. Безошибочно писать слова, предложенные для специального заучивания. | |||
30 | Практическая работа с текстом. | 1 | Контрольная работа | Контроль знаний | Ответы на контрольные вопросы и задания. Пишут диктант из слов с непроверяемыми орфограммами.. Объясняют омонимы. Подбирают антонимы к словам. | |||
31 | Сочинение-рассуждение по картине и тексту. | 1 | К/соч №1 | Урок применения предметных умений. | Уметь собирать материал к домашнему сочинению по картине | Презента-ция учителя | ||
32-33 | Орфография (15часов) Орфография как раздел лингвистики. Разделы русской орфографии. | 2 | Урок формирования первичных предметных умений | Иметь представление об орфографии как системе правил правописания. Понимать орфограмму как написание, требующее осмысленного выбора. Знать основной закон русской орфографии – требование единообразного написания морфем. Соблюдать при написании слов требование единообразного написания морфем. | ||||
34-35 | Правописание корней. Безударные гласные в корне слова. | 1 | Лабораторная работа | Урок решения практических и проектных задач | Читают текст, определяя ударные и безударные гласные. Усваивают правило написания. Учатся различать одинаково произносимые слова с разным написанием. Пишут диктант. | |||
36 | Согласные в корнях слов. | 1 | Комбиниро-ванный урок. | Анализируют слова и распределяют их в группы по способу проверки написания согласных в корне слова. Усваивают правило написания. Учатся различать одинаково произносимые слова с разным написанием. Участвуют в лингвистической игре, направленной на запоминание правописания словарных слов. | ||||
37-38 | Правописание окончаний. Правописание –е и –и в окончаниях имен существительных. | 2 | Самостоятельная работа | Урок применения предметных умений. | Определяют род, число, склонение, падеж существительных. Работают с таблицей в учебнике. | |||
39-40 | Правописание безударных личных окончаний глаголов. | 2 | Тест | Комбиниро-ванный урок. | Активизируют знания о личных окончаниях глаголов. Выделяют окончания глаголов в тексте, составляют предложения с глаголами. | |||
41-42 | Правописание слов с ъ и ь знаком | 2 | Диктант «Проверяю себя» | Урок решения практических и проектных задач | Активизируют правило написания разделительные ъ и ь. Выполняют упражнение, отрабатывающее данное правило, составляют предложения со словами, иллюстрирующими правило, изменяют форму слов так, чтобы появилась орфограмма. Пишут диктант. | Работа с отдель-ными слайдами | ||
43-44 | Слитные, дефисные и раздельные написания. | 1 | Самостоятельная работа | Комбиниро-ванный урок. | Активизируют правило раздельное написание предлогов с другими словами. Выполняют упражнение, отрабатывающее данное правило. Списывают текст, выделяя орфограммы. Запоминают предлоги, пишущиеся через дефис и составляют с ними предложения. Работают с иллюстрацией, описывают происходящее на ней. | |||
45 | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | 1 | К/д №2 | Контроль знаний | Пишут контрольный диктант и выполняют грамматические задания. | |||
46 | Анализ контрольного диктанта и его анализ. | 1 | Урок применения предметных умений. | Анализируют свои ошибки, классифицируют, объясняют и исправляют. | ||||
47-48 | Морфология (4 часа) Самостоятельные и служебные части речи. | 2 | Урок формирования первичных предметных умений | Знакомятся со всеми частями речм. Читают рассказ и выписывают наречия и относящиеся к ним слова, попутно знакомясь с признаками этой части речи. Участвуют в игре, списывают текст, предварительно разбив его на абзацы, определяют грамматическую основу предложения. Пишут сочинение. | Презента-ция учителя | |||
49-50 | Образование форм слова с помощью окончания | 2 | Комбиниро-ванный урок. | Иметь представление о наречии как неизменяемой части речи и уметь опознавать слова этой части речи в тексте. Наблюдать за выразительными возможностями существительных, прилагательных и глаголов. Тренировать умение классифицировать служебные слова. | ||||
51-52 | Соблюдение норм современного русского литературного языка. | 2 | Самостоятельная работа | Урок применения предметных умений. | Овладевать нормами, действующими в современном русском языке. Анализировать образцы устной и письменной речи; соотносить их с целями, ситуациями и условиями общения. Сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств. | |||
53-54 | Употребление в речи этикетных слов. | 2 | Составление диалогов | Урок решения практических и проектных задач | Овладевать различными видами монолога и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог - обмен мнениями и др.), нормами речевого поведения в типичных ситуациях общения. Грамотно писать слова, отобранные для специального заучивания | |||
55-56 | Р/р Сочинение- рассуждение о речевом этикете. | 2 | Сочинение | Урок р/р | Приобретают навыки работы с сочинением –рассуждением, учатся излагать мысли. | |||
57-58 | Синтаксис и пунктуация (31ч) Синтаксис как раздел лингвистики Словосочетание как единица синтаксиса | 2 | Языковой анализ текста | Урок формирования первичных предметных умений | Овладевают основными понятиями синтаксиса. Анализируют тексты с точки зрения их смысла и связи слов в предложеии и предложений в тексте. Распознают словосочетания в составе предложений. Определяют главные и зависимые слова. Обозначают смысловые связи между главным и зависимым словом. Пишут диктант. Работают с иллюстрацией- составляют словосочетания. | |||
59 | Р/р Изложение | 1 | Изложение | Урок развития речи | Учатся писать сжатое изложение. | |||
60 | Виды предложений по цели высказывания. | 1 | Комбиниро-ванный урок. | Распознают виды предложений по цели высказывания. Характеризуют смысловые и интонационные особенности повествовательных, побудительных и вопросительных предложений. Пишут диктант. Обращаются к знаниям, полученным на уроках литературы: определяют принадлежность цитат к произведениям А.С. Пушкина. | Презента-ция учителя | |||
61 | Виды предложений по эмоциональной окраске ( восклицательные и невосклицательные). | 1 | Лабораторная работа | Урок решения практических и проектных задач | Распознают виды предложений по эмоциональной окраске. Соотносят эмоциональную окраску предложения и цель высказывания. Работают в парах. Пишут сочинения и готовят устный отзыв о сочинении товарища. | |||
62 | Виды предложений по наличию и отсутствию второстепенных членов предложения (распространенные и нераспространенные). | 1 | Словарный диктант | Урок применения предметных умений. | Распознают виды второстепенных членов предложения. Анализируют схему, иллюстрирующую связи между главными и второстепенными членами предложения | |||
63-64 | Виды предложений по количеству грамматических основ | 2 | Языковой анализ текста (практикум) | Комбиниро-ванный урок. | Опознают главные и второстепенные члены предложения. Определяют признаки, способы выражения подлежащего, его связь со сказуемым. Определяют виды сказуемого и способы его выражения. Пишут мини-сочинение, используя глаголы-сказуемые. Описывают действия человека при помощи глаголов | |||
65 | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | 1 | К/д №3 | Контроль знаний | Пишут контрольный диктант и выполняют грамматические задания. | |||
66 | Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками | 1 | Урок применения предметных умений. | Анализируют и классифицируют ошибки. Работают над орфограммами. | ||||
67-68 | Простое осложненное предложение. Предложения с однородными членами. | 2 | Комплексный анализ текста | Урок решения практических и проектных задач | Определяют интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами. Выделяют обобщающие слова и знак препинания после обобщающих слов. Используют в речи предложения с разными однородными членами. | |||
69 | Предложения с обращениями. | 1 | Языковой анализ текста (практикум) | Комбиниро-ванный урок | Осознают основные функции обращения. Опознают и правильно интонируют предложения с обращением. Выбирают уместный тон и форму обращения. Составляют предложения с обращением | |||
70 | Предложения с обращениями. | 1 | Самостояельная работа | Урок применения предметных умений. | Разграничивать в предложениях обращение и подлежащее. Употреблять обращения в речи. | Работа с отдель-ными слайдами | ||
71-72 | Предложения с вводными словами. | 2 | диктант «Проверяю себя» | Урок решения практических и проектных задач | Учатся различать функции вводных слов, вводные слова и члены предложения. | |||
73-74 | Предложения со сравнительными оборотами. | 2 | Комплексный анализ текста | Урок формирования первичных предметных умений | Осознавать и употреблять в речи предложения со сравнительным оборотом | |||
75-76 | Предложения с прямой речью. | 2 | Комбиниро-ванный урок. | Выделяют в предложениях прямую речь, объясняют постановку знаков препинания. Характеризуют интонационные особенности прямой речи. Составляют схемы предложений с прямой речью. Меняют местами слова автора и прямую речь в предложении. | Аудио-запись | |||
77 | Р/Р Изложение-миниатюра. | 1 | Изложение | Урок развития речи | Учатся писать изложение. | |||
78 | Зачем нужны знаки препинания Основные разделы пунктуации. Знаки препинания в конце предложения. | 1 | Диктант «Проверяю себя» | Урок решения практических и проектных задач | Определяют знаки завершения, разделительные и выделительные знаки в простом предложении. Выполняют устный и письменный пунктуационный разборы предложений. | |||
79-80 | Знаки препинания между частями сложного предложения. | 2 | Комплексный анализ текста | Урок развивающего контроля | Находят СП в текстах, объясняют расстановку знаков препинания. Строят схемы СП и составляют СП по схемам. | Работа с отдель-ными слайдами | ||
81 | Знаки препинания в предложениях с прямой речью | 1 | Языковой анализ текста | Урок развивающего контроля | Выделяют в предложениях прямую речь, объясняют постановку знаков препинания. Характеризуют интонационные особенности прямой речи. Составляют схемы предложений с прямой речью. | |||
82 | Обобщение темы | 1 | Урок решения практических и проектных задач | Ответы на контрольные вопросы и задания. Пишут диктант. Работают со схемами предложений. | ||||
83 | Проверочная работа (тестирование) по разделам «Синтаксис» | 1 | Тест | Урок развивающего контроля | ||||
84 | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | 1 | К/д №4 | Контроль знаний | Пишут контрольный диктант и выполняют грамматические задания. | |||
85 | Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками. | 1 | Урок применения предметных умений. | Выполняют работу над ошибками | ||||
86-87 | Изложение с элементами рассуждения | 2 | Изложение | Урок развивающего контроля | Учатся писать изложение с элементами рассуждения. | |||
88 | Текстоведение (11 часов) Понятие о тексте. | 1 | Урок формирования первичных предметных умений | Знать основные признаки текста. | Презента-ция учителя | |||
89 | Типы речи. Повествование. | 1 | Комбиниро-ванный урок | Устанавливать принадлежность текста к определенному типу речи. Различать типы речи по цели и объекту речи, аргументировать свое мнение. | ||||
90 | Описание. | 1 | Языковой анализ текста | Урок развивающего контроля | . Устанавливать принадлежность текста к определенному типу речи. Различать типы речи по цели и объекту речи, аргументировать свое мнение. | |||
91- 92 | Р/Р Сочинение-описание картины | 2 | Сочинение | Урок развивающего контроля | Отдель-ные слайды | |||
93 | Р/Р Рассуждение. Строение текста-рассуждения. | 1 | Самостоятельная работа | Урок развития речи | Устанавливать принадлежность текста к определенному типу речи. Различать типы речи по цели и объекту речи, аргументировать свое мнение. Иметь представление о рассуждении-доказательстве как разновидности типа речи «рассуждение». Знать, на какой вопрос отвечает рассуждение-доказательство (п о ч е м у?), полную схему строения текста (тезис — аргумент, примеры — вывод) и языковые средства, используемые для соединения его частей (потому что, так как; поэтому, таким образом). Уметь находить в художественном тексте и в учебной литературе фрагменты со значением рассуждения-доказательства. Уметь строить связные высказывания по схеме рассуждения-доказательства, отвечая на вопросы учителя: «Почему в слове пишется ...?», «Почему в предложении ... следует поставить запятую?» и т. п. Оформлять в виде рассуждения-доказательства языковые разборы (грамматический, фонетический, стилистический и т. д.) | |||
94 | Р/Р План текста. Абзац. План простой и сложный. | 1 | Составление плана | Урок формирования первичных предметных умений | Научиться составлять план текста (простой и сложный). Знать особенности абзацного членения текста. | |||
95-96 | Р/Р Контрольное изложение, близкое к тексту | 2 | К/изл. №1 | Контроль знаний | Научиться различать понятия сжатое и подробное изложение. | |||
97 | Р/Р Основные нормы построения текста. | 1 | Комплексный анализ текста | Урок развивающего контроля | Приобрести навыки работы с текстом. Усвоить порядок анализа текста. | |||
98 | Обобщение по разделу «Текстоведение». Контрольная работа работа(комплексный анализ текста). | 1 | Комплексный анализ текста | Урок развивающего контроля | Проверить свой уровень умений и знаний по изученной теме. | |||
99-100 | Основные разделы лингвистики Систематический курс (93) Словообразование (16ч) Словообразование как раздел лингвистики. Основные способы словообразования. | 1 | Урок формирования первичных предметных умений | Понимать механизм образования слов с помощью приставок и суффиксов. Анализировать словообразовательную структуру слова, выделяя исходную основу и словообразующую морфему. Различать изученные способы словообразования. | ||||
101-102 | Правописание букв о-а в словах с чередованием | 2 | Словарный диктант | Урок решения практических и проектных задач | Усваивают правило написания буквы о-а в корне –лаг-/лож-. Выбирают правильное написание слов, в которых присутствует изучаемая орфограмма. Выписывают из орфографического словаря слова с изучаемой орфограммой. Усваивают правило написания букв А-О в корнях -раст-/ -рос- /-ращ-. Выбирают правильное написание слов, в которых присутствует изучаемая орфограмма. | Презента-ция учителя | ||
103-104 | Буквы о-е после шипящих в корнях слов. | 2 | Языковой анализ текста | Урок развивающего контроля | Усваивают правило написания о - ё после шипящих в корне. Выбирают правильное написание слов, в которых присутствует изучаемая орфограмма. Составляют диктант, в котором потребуется применить правила, изученные в разделе «словообразование». | |||
105 | Типичные способы словообразования имен существительных. | 1 | Урок применения предметных умений. | Анализировать словообразовательную структуру слова, выделяя исходную основу и словообразующую морфему. | ||||
106 | Словообразование имен прилагательных. | 1 | Урок решения практических и проектных задач | Анализировать словообразовательную структуру слова, выделяя исходную основу и словообразующую морфему. | ||||
107 | Словообразование глаголов. | 1 | Комбиниро-ванный урок | Анализировать словообразовательную структуру слова, выделяя исходную основу и словообразующую морфему. Знать особенности суффикса -л- и морфемы –ть-. | ||||
108 | Правописание неизменяемых на письме приставок. | 1 | Урок применения предметных умений. | Знать и различать при письме слова с указанными группами приставок. | ||||
109-110 | Правописание приставок на з - с. | 2 | Комплексный анализ текста | Урок развивающего контроля | Усваивают правило написания букв З и С на конце приставок. Выбирают правильное написание слов, в которых присутствует изучаемая орфограмма. Подбирают к словам однокоренные с приставками с орфограммой. Пишут диктант. | |||
111-112 | Словообразовательный словарь. Образование слова и его морфемное строение. | 2 | Словарный диктант | Урок решения практических и проектных задач | Учиться пользоваться морфемным и словообразовательным словарями Анализировать словообразовательную структуру слова, выделяя исходную основу и словообразующую морфему. Различать изученные способы словообразования. | |||
113 | Контрольный диктант с грамматическим заданием | 1 | К/д №5 | Контроль знаний | Пишут контрольный диктант и выполняют грамматические задания. | |||
114 115 | Р/Р Сочинение-рассуждение по картине | 2 | Сочинение | Урок развития речи | Работа с отдель-ными слайдами | |||
116-117 | Лексикология и фразеология (16ч) Словарный состав языка. Слова однозначные и многозначные. | 1 | Самостоятельная работа | Урок формирования первичных предметных умений | Различают однозначные и многозначные слова. Составляют словосочетания с многозначными словами. Работают с юмористическими рисунками, ирония в которых основана на многозначности слов. Определяют функциональный стиль и функционально- смысловой тип текста. Выражают свое отношение к тексту, списывают часть его. | |||
118 | Прямое и переносное значение слова. Толковый словарь. | 1 | Урок формирования первичных предметных умений | Различают прямое и переносное значение слова. Выбирают в толковом словаре слова, имеющие прямое и переносное значение. Составляют словосочетания со прямым и переносным значением слова . Работают с иллюстрациями. Составляют СП со словами в прямом и переносном значении. Пишут диктант. | Презента-ция | |||
119 | Слова - синонимы | 1 | Урок применения предметных умений. | Опознают синонимы. Устанавливают смысловые и стилистические различия синонимов. Составляют словосочетания с синонимами. Анализируют предложения с синонимами. Подбирают синонимы к словам. | ||||
120 | Слова - антонимы. Слова - омонимы. Разные виды омонимов. | 1 | Урок формирования первичных предметных умений | Опознают антонимы. Описывают с помощью антонимов происходящее на рисунке. Характеризуют животных при помощи антонимов. Пишут диктант и подбирают антонимы к словам диктанта, пользуясь словарем антонимов.Опознают омонимы. Находят в толковом словаре примеры омонимов. Составляют и анализируют предложения с омонимами. Анализируют стихотворение, содержащее омонимы. | Презента-ция учителя | |||
121- 122 | Р.р. Сочинение по картине или личным впечатлениям. | 2 | Сочинение | Урок развития речи | Учатся составлять план и писать по нему сочинение. | |||
123-124 | Исконно русские и заимствованные слова | 2 | Урок формирования первичных предметных умений | Знать основные пути пополнения словарного состава русского языка. Иметь представление о фонетических особенностях иноязычных слов. Правильно произносить заимствованные слова, включённые в орфоэпический словарик учебника (твёрдые и мягкие согласные перед е). | ||||
125 | Правописание буквы ы и и после ц. | 1 | Графический диктант | Урок применения предметных умений. | Усваивают правило написания букв и - ы после ц. Выбирают правильное написание слов, в которых присутствует изучаемая орфограмма. | |||
126 | Лексика ограниченного употребления. | 1 | Урок применения предметных умений. | Знать название групп слов, имеющих ограниченную сферу употребления (диалектизмы, профессионализмы). Уметь объяснить значение диалектного слова через подбор однокоренного. Знать сферу употребления терминов; уметь назвать термины лингвистики, объяснить их значение. Иметь представление о содержании «Толкового словаря живого великорусского языка» В. И. Даля. Учиться извлекать необходимую информацию из современных толковых словарей | ||||
127 | Устаревшие слова. | 1 | Урок применения предметных умений. | Определяют функцию устаревших слов и область их употребления. | Презента-ция | |||
128-129 | Фразеологическое богатство русского языка | 2 | Языковой анализ текста | Урок развивающего контроля | Научится употреблять в речи фразеологические обороты, пополняют словарный запас, знакомясь с новыми фразеологизмами. | |||
130 | Обобщение темы. | 1 | Урок применения предметных умений. | Ответы на контрольные вопросы и задания. Пишут диктант из слов с непроверяемыми орфограммами.. Объясняют омонимы. Подбирают антонимы к словам. | ||||
131 | Проверочная работа по теме. | 1 | Пр/р | Урок развивающего контроля | ||||
132 | Морфология Имя существительное (19ч) Слово как часть речи. | 1 | Урок формирования первичных предметных умений | Определяют имя существительное как самостоятельную часть речи. Характеризуют морфологические признаки имени существительного, его синтаксическую роль. Устанавливают, какой частью речи являются приведенные в тексте слова. Определяют род, склонение и падеж существительных. | ||||
133 | Общее значение имен существительных и их употребление в речи. | 1 | Рассказать (на основе изученного ранее) об имени существительном как части речи в форме научного описания. Доказать, что данное слово является именем существительным. Тренироваться в умении опознавать имена существительные, образованные от прилагательных и глаголов (признак и действие выражены через значение предметности). Тренироваться в умении составлять план к лингвистическому тексту в форме вопросов. Работать над обогащением словаря с различными группами имён существительных | |||||
134 | Правописание суффиксов – чик -, -щик- | 1 | Урок формирования первичных предметных умений | Тренироваться в умении обнаруживать при письме слова, в которых суффикс сливается с предшествующей частью слова; правильно определять словообразующую основу. Образовывать существительные с суффиксами –чик-, -щик- и правильно писать их. | ||||
135 | Правописание суффиксов – ек -,-ик-. | 1 | Словарный диктант | Урок решения практических и проектных задач | Овладеть способом определения верного написания суффиксов –ек-, -ик-. Пользоваться орфографическим словарём | Отрывок из мульт-фильма | ||
136 | Постоянные морфологические признаки имени существительного Собственные и нарицательные имена существительные | 1 | Языковой анализ текста | Урок развивающего контроля | Распознают имена существительные собственные и нарицательные. Подбирают примеры имен собственных. Записывают текст в форме диалога, выделяя собственные имена. Рассказывают об имени существительном по плану. | |||
137 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные | 1 | Самостоятельная работа | Урок развивающего контроля | Распознают имена существительные одушевленные и неодушевленные. Пишут диктант, выделяя одушевленные имена существительные как члены предложения. Составляют словосочетания и предложения с одушевленными и неодушевленными именами существительными | Презента-ция | ||
138 | Род имён существительных | 1 | Урок формирования первичных предметных умений | Определяют род имен существительных. Дополняют данную в учебнике таблицу примерами имен существительных, определение рода которых вызывает затруднение. Составляют словосочетания и предложения, в которых отчетливо выявляется род имен существительных | ||||
139 | Изложение-миниатюра. | 1 | Изложение | Урок развития речи | ||||
140-141 | Склонение имён существительных. Разносклоняемые существительные | 1 | Графический диктант | Урок решения практических и проектных задач | Определяют тип склонения имен сущ. Склоняют имена сущ. С учетом полученных знаний составляют новую таблицу на основе данной в учебнике. | |||
142 | Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными | 1 | Урок формирования первичных предметных умений | Тренироваться в умении образовывать имена существительные от других частей речи. Знать основные способы образования имён существительных. Опознавать в тексте имена существительные со значением отвлечённого действия и признака. Пользоваться школьным словообразовательным словарём и словарём морфем. Знать и применять способ определения случаев, когда не является отрицанием, а когда частью слова, сопровождая свои рассуждения примерами. В пределах положительных оценок верно писать существительные с не | ||||
143 | Непостоянные морфологические признаки имён существительных. Несклоняемые существительные. Число имен существительных | 1 | Комбиниро-ванный урок | Знать способ определения рода имён существительных. Научиться использовать различные словари в случае сомнений в определении рода имён существительных. Образовывать и правильно употреблять в речи существительные общего рода. Знать, как определяется род несклоняемых имён существительных; тренироваться правильно употреблять в речи несклоняемые имена существительные. Приводить соответствующие примеры. Иметь представление о значении форм числа имени существительного | ||||
144-145 | Правописание безударных окончаний –е и –и имен существительных. | 2 | Самостоятельная работа | Урок решения практических и проектных задач | Усваивают правило написания гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. | Работа с отдельными слайдами | ||
146 | Имя существительное как член предложения. | 1 | Урок формирования первичных предметных умений | Обобщить сведения о синтаксической роли имён существительных. Совершенствовать умения синтаксического разбора предложений и словосочетаний | ||||
147-148 | Правильное употребление имен существительных: орфоэпические, грамматические, лексические нормы. | 2 | Урок применения первичных предметных умений | Научится употреблять имена существительные в речи, соблюдая различные виды норм | ||||
149 | Проверочная работа. | 1 | Пр/р. | Урок развивающего контроля | Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Списывают тексты, объясняя знаки препинания, выделяя морфемы, обозначая падеж имен сущ. Пишут диктант из слов с непроверяемым написанием. | |||
150 | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | 1 | К/д №6 | Контроль знаний | Пишут контрольный диктант и выполняют грамматические задания. | |||
151 | Имя прилагательное (16) Общее значение имен прилагательных и их употребление в речи. | 1 | Языковой анализ текста | Урок решения практических и проектных задач | Определяют морфологические признаки имени прилагательного, его синтаксическую роль. Анализируют словосочетания, предложения и тексты с именами прилагательными | |||
152 153 | Употребление прилагательных в речи в качестве эпитетов. Сочинение по картине | 2 | Сочинение | Урок развития речи | Находят в текстах эпитеты, делают вывод об их роли в речи. Работают над сочинением. | Презента-ция | ||
154 | Морфологические признаки имени прилагательного. Разряды прилагательных: качественные, относительные, притяжательные. | 1 | Урок формирования первичных предметных умений | Составляют предложения с именами прилагательными. Готовят устный рассказ об имени прилагательном как о части речи | ||||
155 | Разряды прилагательных, их смысловые и грамматические отличия. Типичные суффиксы прилагательных разных разрядов. | 1 | Урок применения первичных предметных умений | Распознают качественные, относительные, притяжательные имена прилагательные. | ||||
156 | Разряды прилагательных, их смысловые и грамматические отличия. Типичные суффиксы прилагательных разных разрядов. | 1 | Комплексный анализ текста (практикум) | Урок развивающего контроля | Распознают качественные, относительные, притяжательные имена прилагательные. | |||
157 | Непостоянные признаки имен прилагательных Степени сравнения. | 1 | Урок формирования первичных предметных умений | Правильно образовывают сравнительную и превосходную степени сравнения имён прилагательных. Выделяют имена прилагательные в разных степенях сравнения как члены предложения. Выделяют морфемы в именах прилагательных в степенях сравнения. Письменно сравнивают различные объекты. | ||||
158 | Степени сравнения имён прилагательных. | 1 | Самостоятельная работа. | Урок решения практических и проектных задач | . Выделяют морфемы в именах прилагательных в степенях сравнения. Письменно сравнивают различные объекты. | |||
159-160 | Краткие и полные прилагательные; особенности их значения, изменения. Правописание кратких прилагательных с основой на шипящую. | 2 | Урок формирования первичных предметных умений | Распознают полные и краткие формы имен прилагательных. Образуют краткие формы прилагательных. В предложениях выделяют сказуемые, выраженные краткими прилагательными, составляют предложения и словосочетания с краткими прилагательными. | Презента-ция | |||
161 | Склонение полных прилагательных. | 1 | Урок применения первичных предметных умений | Показывают на примерах, как имена прилагательные изменяются по родам, числам, падежам; согласовывают имена прилагательные с существительными. Усваивают правило написания безударных окончаний имён прилагательных. Применяют усвоенное правило при выполнении упражнений. | ||||
162 | Правописание безударных окончаний имён прилагательных. Проверочная работа | 1 | Пр/р | Урок развивающего контроля | Усваивают правило написания гласных в падежных окончаниях прилагательных. Применяют усвоенное правило при выполнении упражнений. | |||
163 | Синтаксическая роль имён прилагательных в предложении. | 1 | Урок - игра | Определяют синтаксическую функцию имени прилагательного; указывают синтаксическую роль имён прилагательных в предложениях. Пишут сочинение-миниатюру. | ||||
164 | Правильное употребление имён прилагательных: орфоэпические, грамматические, лексические нормы. | 1 | Языковой анализ текста | Урок решения практических и проектных задач | Определяют, какие языковые нормы существуют, и в каких лингвистических словарях содержатся сведения о них. Пользуясь словариком «Говорите правильно», определяют верное произношение имён прилагательных. Выявляют грамматические нормы имён прилагательных, заполняя графы таблицы упражнения. Определяют лексические нормы в употреблении имён прилагательных. Исправляют ошибки в употреблении имён прилагательных по упражнению. Пишут сочинение-миниатюру, употребляя прилагательные при описании природы и персонажей. | |||
165-166 | Контрольное изложение с элементами сочинения-рассуждения | 2 | К/изл. №2 | Контроль знаний | Определяют уровень овладения умениями и знаниями работы с текстом изложения. | |||
167 | Глагол как часть речи(26ч). Общее значение глаголов и их употребление в речи. | 1 | Урок формирования первичных предметных умений | Определяют морфологические признаки глагола, его синтаксическую функцию. Определяют глаголы-сказуемые в предложениях, характеризуют глаголы по времени, лицу, числу. Указывают, как согласовываются глаголы-сказуемые с подлежащими. | Презента-ция учителя | |||
168-169 | Инфинитив, его грамматические особенности. Правописание –тся и -ться | 2 | Урок применения первичных предметных умений | Распознают неопределенные и личные формы глагола. Образуют глаголы в неопределенной форме. Усваивают правило написания тся-ться в глаголах. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. | ||||
170-171 | Постоянные морфологические признаки глагола. Вид глагола. | 2 | Комплексный анализ текста | Урок развивающего контроля | Распознают глаголы совершенного и несовершенного вида. Подбирают в орфографическом словаре глаголы с приставкой -рас, -раз, составляют с ними словосочетания. | |||
172 | Переходные и непереходные глаголы. | 1 | Урок формирования первичных предметных умений | Определяют семантико-синтаксические различия переходных и непереходных глаголов и в ходе анализа текста учатся различать глаголы этих групп. | ||||
173 | Возвратные и невозвратные глаголы. | 1 | Урок формирования первичных предметных умений | Выявляют структурные различия возвратных и невозвратных глаголов и на этой основе формируют умения различать эти группы глаголов. Формируют представление о семантических и синтаксических различиях возвратных и невозвратных глаголов. | ||||
174-175 | Правописание корней с чередующимися гласными е-и | 1 | Самостоятельная работа | Урок решения практических и проектных задач | Усваивают правило написания букв е-и в корнях глаголов с чередованием. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. | Работа с отдель-ными слайдами | ||
176-177 | Наклонение глагола Изменение глагола по наклонениям | 1 | Словарный диктант | Урок применения первичных предметных умений | Получают представление о наклонениях глагола: их смысловых отличиях и особенностях изменения глаголов в разных наклонениях. Используют глаголы в условном наклонении в речи. | |||
178 | Условное наклонение. | 1 | Языковой анализ текста | Урок развивающего контроля | Используют глаголы в условном наклонении в речи. Образуют форму условного наклонения, указывая на особенности образования. | |||
179 | Повелительное наклонение.. | 1 | Урок - игра | Получают представление о значении, образовании, изменении глаголов в повелительном наклонении. Учатся образовывать формы повелительного наклонения глаголов. Совершенствуют умение использовать глаголы в повелительном наклонении в собственной речи. | ||||
180 | Правописание ь в глаголах повелительного наклонения. | 1 | Диктант «Проверяю себя» | Урок развивающего контроля | Учатся образовывать формы повелительного наклонения глаголов. Формируют навык написания ь после шипящих в формах повелительного наклонения глаголов. Образуют формы 2 лица мн. ч наст. времени и форму повелительного наклонения ед. ч. и мн. ч | |||
181 | Изъявительное наклонение. Изменение глаголов изъявительного наклонения по временам. | 1 | Урок применения первичных предметных умений | Распознают глаголы в изъявительном наклонении. Соотносят категории вида и времени глагола. Работа с текстами, заполнение таблицы по тексту. | Работа с отдель-ными слайдами | |||
182 | Изменение глаголов прошедшего времени по числам и родам. | 1 | Комплексный анализ текста | Урок развивающего контроля | Вырабатывают правильный способ действия при выборе гласной перед суффиксом –л- в форме прошедшего времени глагола. | |||
183-184 | Изменение глаголов настоящего времени по числам и лицам. Спряжение глаголов | 1 | Лабораторная работа | Урок развивающего контроля | Работают с таблицей, распределяя слова по лицам и числам. В тренировочных упражнениях определяют лицо и число глаголов. Выявляют разноспрягаемые глаголы. Пишут сочинение-миниатюру | |||
185 | Безличные глаголы | 1 | Урок формирования первичных предметных умений | Распознают безличные глаголы. Тренируются в употреблении личных глаголов в значении безличных. | ||||
186-187 | Контрольное сочинение | 2 | К/соч№2 | Контроль знаний | Пишут сочинение, работают с черновым вариантом. | |||
188 | Глагол как член предложения. | 1 | Урок применения первичных предметных умений | Учатся определять роль глагольных форм в предложении. Пишут сочинение-миниатюру по картинкам, подчёркивая все глаголы как члены предложения. | ||||
189-190 | Правильное употребление глаголов: орфоэпические, грамматические, лексические нормы. | 2 | Языковой анализ текста | Урок решения практических и проектных задач | Совершенствуют умение пользоваться различными лингвистическими словарями при определении орфоэпических норм. Работают с текстами Совершенствуют умение определять и исправлять нарушения лексических норм использования глагола в речи. Учатся различать глаголы-паронимы, устранять повторы в речи , работают над нормами управления. | |||
191 | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | 1 | К/д. №7 | Контроль знаний | Пишут контрольный диктант и выполняют грамматические задания. | |||
192 | Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками | 1 | Урок применения первичных предметных умений | Делают работу над ошибками. | ||||
193-194 | Повторим орфографию. Фонетика. Орфоэпия. | 2 | Сам. работа | Урок решения практических и проектных задач | Повторяют сведения о лингвистике как науке о языке. Работают с текстом, составляют его план. | |||
195 | Морфемика и словообразование. Орфография. | 1 | Урок-путешествие | Закрепляют представление о ведущем морфемном принципе русской орфографии и отрабатывают умение использовать этот принцип при выборе написания. Совершенствуют умения проводить морфемный и морфологический анализ существительных, прилагательных и глаголов. | ||||
196 | Лексикология и фразеология. Орфография. | 1 | Урок решения практических и проектных задач | Совершенствуют умение проводить сопоставительный смысловой анализ художественных текстов, тренируются в умении проводить орфографический анализ текста. | ||||
197-198 | Морфология. Части речи. Орфография. | 2 | Сам. работа | Урок развивающего контроля | Закрепляют представление о ведущем морфемном принципе русской орфографии и отрабатывают умение использовать этот принцип при выборе написания .Совершенствуют умения проводить морфемный и морфологический анализ существительных, прилагательных и глаголов. | |||
199 | Синтаксис и пунктуация. | 1 | Урок решения практических и проектных задач | Отрабатывают навыки правильного пунктуационного оформления простых осложнённых и сложных предложений. Пишут объяснительный взаимодиктант. Совершенствуют умение проводить пунктуационный анализ текста. | ||||
200 | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | 1 | К/д №8 | Контроль знаний | Пишут контрольный диктант и выполняют грамматические задания. | |||
201 | Итоги года | 1 | Урок - игра | Сравнивают желаемый и реальный результат, делают выводы. | ||||
202-204 | Резервные уроки | 3 | Урок решения практических и проектных задач | Работают с дидактическим материалом, выбирая материал, который вызывает затруднения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по русскому языку 7 класс по программе С.И.Львовой, В.В.Львова
Календарно-тематическое планирование по русскому языку по программе С.И.Львовой, В.В.Львова для 7 класса на 2013-2014 учебный год....
Календарно-тематическое планирование по русскому языку 5 класс по программе С.И.Львовой, В.В.Львова
Календарно-тематическое планирование по русскому языку 5 класс по программе С.И.Львовой, В.В.Львова на 2013-2014 учебный год...
Календарно-тематическое планирование по русскому языку 6 класс по программе С.И.Львовой, В.В.Львова
Календарно-тематическое планирование по русскому языку 6 класс по программе С.И.Львовой и В.В.Львова на 2013-2014 учебный год....
Календарно-тематическое планирование по русскому языку . 7 класс . По программе –170 часов в год (автор учебника С.И.Львова, В.В.Львов)
Календарно-тематическое планирование по русскому языку . 7 класс . По программе –170 часов в год (автор учебника С.И.Львова, В.В.Львов)...
Календарно-тематическое планирование по русскому языку . 8 класс . По программе –136 часов в год, 4 часа в неделю. (автор учебника С.И.Львова, В.В.Львов)
Календарно-тематическое планирование по русскому языку . 8 класс . По программе –136 часов в год, 4 часа в неделю. (автор учебника С.И.Львова, В.В.Львов)...
календарное планирование по русскому языку 10 класс
календарное планирование по русскому языку 10 класс...
КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В КЛАССАХ С УЗБЕКСКИМ И ДРУГИМИ ЯЗЫКАМИ ОБУЧЕНИЯ
Календарное планирование для 5-10 классов с узбекским и другими языками обучения. В планирование добавлены ключевые компетенции....