Календарное планирование по русскому языку (5 класс УМК Львовой).
календарно-тематическое планирование по русскому языку (5 класс) по теме

Календарное планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kalendarnoe_planirovanie_5kl_2013-2014.doc306 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

5 класс

№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Кол.

час

Форма контроля

Форма урока

Характеристика основных видов учебной деятельности (на уровне учебных действий)

Использо-вание ИКТ

Дата

Приме-чание

1-2

Лингвистика как наука о языке и речи. Основные разделы лингвистики. Основные единицы языка и речи. Писатели и ученые о богатстве и выразительности русского языка.

2

Урок формирования первичных предметных умений

Осознают роль речевой культуры, общения, коммуникативных умений в жизни человека. Читают и анализируют текст. Текс упражнения. Пишут мини-сочинение

Презента-ция учителя

                               Введение в лингвистику. Вводный курс. Фонетика.

3

Фонетика (4часа)  Фонетика как раздел лингвистики. Звук – основная единица фонетики. Классификация звуков.

1

Самостоятельная работа

Комбиниро-ванный урок.

Овладевают основными понятиями фонетики. Анализируют схему. Распознают согласные и гласные звуки в сильных и слабых позициях, анализируют правило проверки безударной гласной и проверяемой согласной в корне с точки зрения позиционного чередования.

4

Гласные и согласные звуки.

Звукопись как выразительное средство устной речи.

1

Практикум

Урок применения предметных умений.

Распознают гласные звуки, различают ударные и безударные гласные. Осознают смыслоразличительную функцию звука. Составляют таблицу «Гласные звуки». Распознают согласные звуки, выделяют шипящие, сонорные. Отрабатывают правильное произношение звуков.

5

Сочинение по картине    М.А. Врубеля

« Царевна –Лебедь».    

1

Сочинение

Урок р/р

Работают с упражнением, отвечают на вопросы, анализируют репродукцию. Домашнее сочинение.

Презента-ция учащего-ся

6

Слог. Ударение. Фонетический разбор слова.

1

Самостоятельная работа

Урок применения предметных умений.

Обозначают слоги, ударение в слове. Характеризуют гласные и согласные звуки. Делают разбор слов.

7

Орфоэпия ( 5 часов) как раздел лингвистики. Особенности произношения безударных гласных.

1

Комбиниро-ванный урок.

Осознают важность нормативного произношения для культурного человека. Формулируют важнейшие произносительные нормы. Анализируют и оценивают речь с орфоэпической точки зрения, исправляют произносительные ошибки.

Аудио-запись

8

Особенности произношения некоторых согласных и их сочетаний.

1

Урок применения предметных умений.

Овладеть основными нормами орфоэпии в области гласных звуков. Уметь пользоваться школьным орфоэпическим словарём. Понимать и правильно употреблять

орфоэпические пометы. Овладеть основными  правилами литературного произношения и ударения

мягкого или твердого согласного перед [э] в иноязычных словах; сочетаний

согласных  (чн,   чт и  др.);   грамматических  форм (прилагательных на -его, -ого, возвратных глаголов с -ся, -сь и др.); иноязычных слов.

9

Изменение звуков в речевом потоке. Допустимые варианты произношения и ударения.

1

Самостоятельная работа

Комбиниро-ванный урок.

Анализируют и оценивают речь с орфоэпической точки зрения, исправляют произносительные ошибки.

10

Орфоэпический разбор слова. Орфоэпический словарь.

1

Словарный диктант

Комбиниро-ванный урок

Использовать орфоэпический словарь. Безошибочно писать слова, предложенные для специального заучивания (ЗСП). Уметь характеризовать отдельные звуки вне слова и в составе слова, правильно

произносить слова из орфоэпического словарика учебника на изученные правила.

11

Проверочная работа по фонетике и орфоэпии.

1

Проверочная работа

Урок решения практических и проектных задач

Ответы на контрольные вопросы и задания. Пишут диктант. Работают со схемами предложений. Моделируют диалог.

12

 Графика (5ч)  

Графика как раздел лингвистики.    Алфавит и его использование.                           

1

Лабораторная  работа

Урок формирования первичных предметных умений

Активизируют знания алфавита. Сопоставляют и анализируют буквенный состав слова. Располагают слова в алфавитном порядке, отрабатывают навыки поиска слов в словаре. Пересказывают текст, пишут диктант.

Презента-ция учителя

13

Звуки и буквы. Роль букв ъ и ь в обозначении звукового состава словоформы.

1

Урок применения предметных умений.

Опознают смыслоразличительную функцию мягкого знака в слове, анализируют орфографические правила. Распределяют слова на группы согласно виду орфограммы. Пишут диктант. Составляют текст на основе словосочетаний, данных в диктанте.

14

Обозначение звуков с помощью букв е, е, ю, я. Сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова.

1

Самостоятельная рабта

Урок применения предметных умений.

Проводят фонетический анализ слов, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звуа или мягкость согласного.

15

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

1

К/д №1

Контроль знаний

Пишут контрольный диктант и выполняют грамматические задания.

16

Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками

1

Урок применения предметных умений.

Анализируют свои ошибки, классифицируют, объясняют и исправляют.

17

Морфемика (7ч.) 

 Морфема – значимая часть слова. Словарь значения морфем. Морфемный разбор.

1

Урок формирования первичных предметных умений

Овладевают основными понятиями морфемики. Осознают морфему как значимую единицу языка. Делят слова на морфемы и обозначают их соответствующими знаками.

Презента-ция учителя

18

Корень, приставка, суффикс, окончание – морфемы, передающие информацию о слове.

1

Самостоятельная работа

Урок решения практических и проектных задач

Осознают роль морфем в процессах формо- и словообразования. Определяют форму слов, подбирают однокоренные слова. Пересказывают текст. Делят слова на группы (однокоренные и разные формы слов).

19

Морфемы словообразующие и формообразующие.

1

Словарный диктант

Комбиниро-ванный урок.

Опознают окончание как формообразующую морфему. Выделяют в словах окончание и его грамматические значения. Анализируют таблицу.

20

Однокоренные слова: их смысловое и структурное сходство. Формы слова.

1

Урок применения предметных умений.

Опознают корень как главную значимую часть слова. Выделяют корни в словах. Формируют группы однокоренных слов. Исправляют ошибки в подборе однокоренных слов.

21-22

Чередование гласных и согласных в морфемах. Варианты морфем.

2

Лабораторная работа

Урок формирования первичных предметных умений

Получают представление о чередовании звуков как смене звуков в одной морфеме при образовании и изменении слов. Подбирают слова с чередующимися согласными и гласными. Определяют, при каких условиях происходит чередование (при образовании слов, при изменении слов) .

Презента-ция учащего-ся

23

Исторические изменения в структуре слова. Понятие об этимологии. Знакомство с этимологическим словарем.

1

Практикум

Урок решения практических и проектных задач

Иметь представление об этимологии как разделе лингвистики. Познакомиться с этимологическим словарем.

24

Лексикология(8 часов )

Слово – единица языка и речи. Лексическое значение слова. Способы объяснения лексического значения слова.

1

Самостоятельная работа

Урок формирования первичных предметных умений

Овладевают базовыми понятиями лексикологии. Понимают роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций. Объясняют различие лексического и грамматического значений слова.

25-

26

Толковый словарь: его назначение, структура, содержание словарных статей.

2

Лабораторная работа

Урок решения практических и проектных задач

Пользуются толковыми словарями. Работают с текстом - озаглавливают его , составляют план, анализируют его содержание и структуру. Разгадывают кроссворд и определяют по толковому словарю значение одного из отгаданных слов.

Презента-ция учащего-ся

27

Словари синонимов и антонимов.

1

Практикум

Урок применения предметных умений.

Опознают синонимы. Устанавливают смысловые и стилистические различия синонимов. Составляют словосочетания с синонимами. Анализируют предложения с синонимами. Подбирают синонимы к словам.

 28

Слова нейтральные и стилистически окрашенные.

1

Проект. Создай свой словарик.

Урок решения практических и проектных задач

Уметь использовать метод подбора однокоренных слов для объяснения лексического значения слова.  Иметь представление о невербальных способах объяснения лексического значения слова.

29

Тематические группы слов.

1

Самостоятельная работа

Комбиниро-ванный урок.

Уметь различными способами объяснять лексическое значение слова с помощью необходимых словарей. Иметь представление о родовых и видовых понятиях и использовать родовые понятия для толкования слов. Безошибочно писать слова, предложенные для специального заучивания.

30

Практическая работа с текстом.

1

Контрольная работа

Контроль знаний

Ответы на контрольные вопросы и задания. Пишут диктант из слов с непроверяемыми орфограммами.. Объясняют омонимы. Подбирают антонимы к словам.

31

Сочинение-рассуждение по картине и тексту.

1

К/соч №1

Урок применения предметных умений.

Уметь собирать материал к домашнему сочинению по картине

Презента-ция учителя

32-33

Орфография   (15часов)

Орфография как раздел лингвистики. Разделы русской орфографии.

2

Урок формирования первичных предметных умений

Иметь представление об орфографии как системе правил правописания. Понимать орфограмму как написание, требующее осмысленного выбора. Знать основной закон русской орфографии – требование единообразного написания морфем.  Соблюдать при написании слов требование единообразного написания морфем.

34-35

Правописание корней. Безударные гласные в корне слова.

1

Лабораторная работа

Урок решения практических и проектных задач

Читают текст, определяя ударные и безударные гласные. Усваивают правило написания. Учатся различать одинаково произносимые слова с разным написанием. Пишут диктант.

36

Согласные в корнях слов.

1

Комбиниро-ванный урок.

Анализируют слова и распределяют их в группы по способу проверки написания согласных в корне слова. Усваивают правило написания. Учатся различать одинаково произносимые слова с разным написанием. Участвуют в лингвистической игре, направленной на запоминание правописания словарных слов.

37-38

Правописание окончаний. Правописание –е  и –и в  окончаниях имен существительных.

2

Самостоятельная работа

Урок применения предметных умений.

Определяют род, число, склонение, падеж существительных. Работают с таблицей в учебнике.

39-40

Правописание безударных личных окончаний глаголов.

2

Тест

Комбиниро-ванный урок.

Активизируют знания о личных окончаниях глаголов. Выделяют окончания глаголов в тексте, составляют предложения с глаголами.

41-42

Правописание слов с ъ и ь знаком

2

Диктант «Проверяю себя»

Урок решения практических и проектных задач

Активизируют правило написания разделительные ъ и ь. Выполняют упражнение, отрабатывающее данное правило, составляют предложения со словами, иллюстрирующими правило, изменяют форму слов так, чтобы появилась орфограмма. Пишут диктант.

Работа с отдель-ными слайдами

43-44

Слитные, дефисные и раздельные написания.

1

Самостоятельная работа

Комбиниро-ванный урок.

Активизируют правило раздельное написание предлогов с другими словами. Выполняют упражнение, отрабатывающее данное правило. Списывают текст, выделяя орфограммы. Запоминают предлоги, пишущиеся через дефис и составляют с ними предложения. Работают с иллюстрацией, описывают происходящее на ней.

45

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

1

К/д №2

Контроль знаний

Пишут контрольный диктант и выполняют грамматические задания.

46

Анализ контрольного диктанта и его анализ.

1

Урок применения предметных умений.

Анализируют свои ошибки, классифицируют, объясняют и исправляют.

47-48

Морфология (4 часа)

 Самостоятельные и служебные части речи.

2

Урок формирования первичных предметных умений

Знакомятся со всеми частями речм. Читают рассказ и выписывают наречия и относящиеся к ним слова, попутно знакомясь с признаками этой части речи. Участвуют в игре, списывают текст, предварительно разбив его на абзацы, определяют грамматическую основу предложения. Пишут сочинение.

Презента-ция учителя

49-50

Образование форм слова с помощью окончания

2

Комбиниро-ванный урок.

Иметь представление о наречии как  неизменяемой  части речи и уметь опознавать слова этой части речи в тексте.  Наблюдать за выразительными возможностями существительных, прилагательных и глаголов.

Тренировать умение классифицировать служебные слова.

51-52

Соблюдение норм современного русского литературного языка.

2

Самостоятельная работа

Урок применения предметных умений.

Овладевать нормами, действующими в современном русском языке. Анализировать образцы устной и письменной речи; соотносить их с целями, ситуациями и условиями общения. Сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических

особенностей и использованных языковых средств.

53-54

Употребление в речи этикетных слов.

2

Составление диалогов

Урок решения практических и проектных задач

Овладевать различными видами монолога    и   диалога    (этикетный,   диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог - обмен мнениями  и др.), нормами речевого поведения в типичных ситуациях общения. Грамотно писать слова,  отобранные для специального заучивания

55-56

Р/р Сочинение- рассуждение о речевом этикете.

2

Сочинение

Урок р/р

Приобретают навыки работы с сочинением –рассуждением, учатся излагать мысли.

57-58

Синтаксис и пунктуация (31ч)                                      Синтаксис как раздел лингвистики

Словосочетание как единица синтаксиса

2

Языковой анализ текста

Урок формирования первичных предметных умений

Овладевают основными понятиями синтаксиса. Анализируют тексты с точки зрения их смысла и связи слов в предложеии и предложений в тексте. Распознают словосочетания в составе предложений. Определяют главные и зависимые слова. Обозначают смысловые связи между главным и зависимым словом. Пишут диктант. Работают с иллюстрацией- составляют словосочетания.

59

Р/р Изложение

1

Изложение

Урок развития речи

Учатся писать сжатое изложение.

60

Виды предложений по цели высказывания.

1

Комбиниро-ванный урок.

Распознают виды предложений по цели высказывания. Характеризуют смысловые и интонационные особенности повествовательных, побудительных и вопросительных предложений. Пишут диктант. Обращаются к знаниям, полученным на уроках литературы: определяют принадлежность цитат к произведениям А.С. Пушкина.

Презента-ция учителя

61

Виды предложений по эмоциональной окраске

 ( восклицательные и невосклицательные).

1

Лабораторная работа

Урок решения практических и проектных задач

Распознают виды предложений по эмоциональной окраске. Соотносят эмоциональную окраску предложения и цель высказывания. Работают в парах. Пишут сочинения и готовят устный отзыв о сочинении товарища.

62

Виды предложений по наличию и отсутствию второстепенных членов предложения (распространенные и нераспространенные).

1

Словарный диктант

Урок применения предметных умений.

Распознают виды второстепенных членов предложения. Анализируют схему, иллюстрирующую связи между главными и второстепенными членами предложения

63-64

Виды предложений по количеству грамматических основ

2

Языковой анализ текста (практикум)

Комбиниро-ванный урок.

Опознают главные и второстепенные члены предложения. Определяют признаки, способы выражения подлежащего, его связь со сказуемым. Определяют виды сказуемого и способы его выражения. Пишут мини-сочинение, используя глаголы-сказуемые. Описывают действия человека при помощи глаголов

65

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

1

К/д №3

Контроль знаний

Пишут контрольный диктант и выполняют грамматические задания.

66

Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками

1

Урок применения предметных умений.

Анализируют и классифицируют ошибки. Работают над орфограммами.

67-68

Простое осложненное предложение. Предложения с однородными членами.

2

Комплексный  анализ текста

Урок решения практических и проектных задач

Определяют интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами. Выделяют обобщающие слова и знак препинания после обобщающих слов. Используют в речи предложения с разными однородными членами.

69

Предложения с обращениями.

1

Языковой анализ текста (практикум)

Комбиниро-ванный урок

Осознают основные функции обращения. Опознают и правильно интонируют предложения с обращением. Выбирают уместный тон и форму обращения. Составляют предложения с обращением

70

Предложения с обращениями.

1

Самостояельная работа

Урок применения предметных умений.

Разграничивать в предложениях обращение и подлежащее.

Употреблять обращения в речи.

Работа с отдель-ными слайдами

71-72

Предложения с вводными словами.

2

диктант «Проверяю себя»

Урок решения практических и проектных задач

Учатся различать функции вводных слов, вводные слова и члены предложения.

73-74

Предложения со сравнительными оборотами.

2

Комплексный анализ текста

Урок формирования первичных предметных умений

Осознавать и употреблять в речи предложения со сравнительным оборотом

75-76

Предложения с прямой речью.

2

Комбиниро-ванный урок.

Выделяют в предложениях прямую речь, объясняют постановку знаков препинания. Характеризуют интонационные особенности прямой речи. Составляют схемы предложений с прямой речью. Меняют местами слова автора и прямую речь в предложении.

Аудио-запись

77

Р/Р    Изложение-миниатюра.

1

Изложение

Урок развития речи

Учатся писать изложение.

78

Зачем нужны знаки препинания Основные разделы пунктуации. Знаки препинания в конце предложения.

1

Диктант «Проверяю себя»

Урок решения практических и проектных задач

Определяют знаки завершения, разделительные и выделительные знаки в простом предложении. Выполняют устный и письменный пунктуационный разборы предложений.

79-80

Знаки препинания между частями сложного предложения.

2

Комплексный анализ текста

Урок развивающего контроля

Находят СП в текстах, объясняют расстановку знаков препинания. Строят схемы СП и составляют СП по схемам.

Работа с отдель-ными слайдами

81

Знаки препинания в предложениях с прямой речью

1

Языковой анализ текста

Урок развивающего контроля

Выделяют в предложениях прямую речь, объясняют постановку знаков препинания. Характеризуют интонационные особенности прямой речи. Составляют схемы предложений с прямой речью.

82

Обобщение темы

1

Урок решения практических и проектных задач

Ответы на контрольные вопросы и задания. Пишут диктант. Работают со схемами предложений.

83

Проверочная работа (тестирование) по разделам «Синтаксис»

1

Тест

Урок развивающего контроля

84

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

1

К/д №4

Контроль знаний

Пишут контрольный диктант и выполняют грамматические задания.

85

Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками.

1

Урок применения предметных умений.

Выполняют работу над ошибками

86-87

Изложение с элементами рассуждения

2

Изложение

Урок развивающего контроля

Учатся писать изложение с элементами рассуждения.

88

Текстоведение (11 часов)

Понятие о тексте.

1

Урок формирования первичных предметных умений

Знать основные признаки текста.

Презента-ция учителя

89

Типы речи. Повествование.

1

Комбиниро-ванный урок

Устанавливать принадлежность текста к определенному типу речи. Различать типы речи по цели и объекту речи, аргументировать свое мнение.

90

Описание.

1

Языковой анализ текста

Урок развивающего контроля

. Устанавливать принадлежность текста к определенному типу речи. Различать типы речи по цели и объекту речи, аргументировать свое мнение.

91-

92

Р/Р   Сочинение-описание картины

2

Сочинение

Урок развивающего контроля

Отдель-ные слайды

93

Р/Р  Рассуждение. Строение текста-рассуждения.

1

Самостоятельная работа

Урок развития речи

Устанавливать принадлежность текста к определенному типу речи. Различать типы речи по цели и объекту речи, аргументировать свое мнение. Иметь представление о рассуждении-доказательстве как разновидности типа речи «рассуждение». Знать, на какой вопрос отвечает рассуждение-доказательство (п о ч е м у?), полную схему строения текста (тезис — аргумент, примеры — вывод) и языковые средства, используемые для соединения его частей (потому что, так как; поэтому, таким образом). Уметь находить в художественном тексте и в учебной литературе фрагменты со значением рассуждения-доказательства. Уметь строить связные высказывания по схеме рассуждения-доказательства, отвечая на вопросы учителя: «Почему в слове пишется ...?», «Почему

в предложении ... следует поставить запятую?» и т. п. Оформлять в виде рассуждения-доказательства языковые разборы (грамматический, фонетический, стилистический и т. д.)

94

Р/Р  План текста. Абзац.  План простой и сложный.

1

Составление плана

Урок формирования первичных предметных умений

Научиться составлять план текста (простой и сложный). Знать особенности абзацного членения текста.

95-96

Р/Р    Контрольное  изложение, близкое к тексту

2

К/изл. №1

Контроль знаний

Научиться различать понятия сжатое и подробное изложение.

97

Р/Р  Основные нормы построения текста.

1

Комплексный анализ текста

Урок развивающего контроля

Приобрести навыки работы с текстом. Усвоить порядок анализа текста.

98

Обобщение по разделу «Текстоведение». Контрольная работа работа(комплексный анализ текста).

1

Комплексный анализ текста

Урок развивающего контроля

Проверить свой уровень умений и знаний по изученной теме.

99-100

  Основные разделы лингвистики               

Систематический курс (93)                                        Словообразование (16ч)            Словообразование как раздел лингвистики.

Основные способы  словообразования.

1

Урок формирования первичных предметных умений

Понимать механизм образования слов с помощью приставок и суффиксов. Анализировать словообразовательную структуру слова, выделяя исходную основу и словообразующую морфему. Различать изученные способы словообразования.

101-102

Правописание букв о-а в словах с чередованием

2

Словарный диктант

Урок решения практических и проектных задач

Усваивают правило написания буквы о-а в корне  –лаг-/лож-. Выбирают правильное написание слов, в которых присутствует изучаемая орфограмма. Выписывают из орфографического словаря слова с изучаемой орфограммой. Усваивают правило написания букв А-О в корнях -раст-/ -рос- /-ращ-. Выбирают правильное написание слов, в которых присутствует изучаемая орфограмма.

Презента-ция учителя

103-104

Буквы  о-е после шипящих в корнях слов.

2

Языковой анализ текста

Урок развивающего контроля

Усваивают правило написания о - ё после шипящих в корне. Выбирают правильное написание слов, в которых присутствует изучаемая орфограмма. Составляют диктант, в котором потребуется применить правила, изученные в разделе «словообразование».

105

Типичные способы словообразования имен существительных.

1

Урок применения предметных умений.

Анализировать словообразовательную структуру слова, выделяя исходную основу и словообразующую морфему.

106

Словообразование

 имен прилагательных.

1

Урок решения практических и проектных задач

Анализировать словообразовательную структуру слова, выделяя исходную основу и словообразующую морфему.

107

 Словообразование глаголов.

1

Комбиниро-ванный урок

Анализировать словообразовательную структуру слова, выделяя исходную основу и словообразующую морфему. Знать особенности суффикса -л- и морфемы –ть-.

108

Правописание неизменяемых на письме приставок.

1

Урок применения предметных умений.

Знать и различать при письме слова с указанными группами приставок.

109-110

Правописание приставок на  з - с.

2

Комплексный анализ текста

Урок развивающего контроля

Усваивают правило написания букв З и С на конце приставок. Выбирают правильное написание слов, в которых присутствует изучаемая орфограмма. Подбирают к словам однокоренные с приставками с орфограммой. Пишут диктант.

111-112

Словообразовательный словарь.

Образование слова и его морфемное строение.

2

Словарный диктант

Урок решения практических и проектных задач

Учиться пользоваться морфемным и словообразовательным словарями

Анализировать словообразовательную структуру слова, выделяя исходную основу и словообразующую морфему. Различать изученные способы словообразования.

113

Контрольный диктант с грамматическим заданием

1

К/д №5

Контроль знаний

Пишут контрольный диктант и выполняют грамматические задания.

114

115

Р/Р   Сочинение-рассуждение по картине

2

Сочинение

Урок развития речи

Работа с отдель-ными слайдами

116-117

Лексикология и фразеология (16ч)

Словарный состав языка. Слова однозначные и многозначные.

1

Самостоятельная работа

Урок формирования первичных предметных умений

Различают однозначные и многозначные слова. Составляют словосочетания с многозначными словами. Работают с юмористическими рисунками, ирония в которых основана на многозначности слов. Определяют функциональный стиль и функционально- смысловой тип текста. Выражают свое отношение к тексту, списывают часть его.

118

Прямое и переносное значение слова. Толковый словарь.

1

Урок формирования первичных предметных умений

Различают прямое и переносное значение слова. Выбирают в толковом словаре слова, имеющие прямое и переносное значение. Составляют словосочетания со прямым и переносным значением слова . Работают с иллюстрациями. Составляют СП со словами в прямом и переносном значении. Пишут диктант.

Презента-ция

119

Слова - синонимы

1

Урок применения предметных умений.

Опознают синонимы. Устанавливают смысловые и стилистические различия синонимов. Составляют словосочетания с синонимами. Анализируют предложения с синонимами. Подбирают синонимы к словам.

120

Слова - антонимы. Слова - омонимы. Разные виды омонимов.                                                                                                                

1

Урок формирования первичных предметных умений

Опознают антонимы. Описывают с помощью антонимов происходящее на рисунке. Характеризуют животных при помощи антонимов. Пишут диктант и подбирают антонимы к словам диктанта, пользуясь словарем антонимов.Опознают омонимы. Находят в толковом словаре примеры омонимов. Составляют и анализируют предложения с омонимами. Анализируют стихотворение, содержащее омонимы.

Презента-ция учителя

121-

122

Р.р. Сочинение по картине или личным впечатлениям.

2

Сочинение

Урок развития речи

Учатся составлять план и писать по нему сочинение.

123-124

Исконно русские и  заимствованные слова

2

Урок формирования первичных предметных умений

Знать основные пути пополнения словарного состава русского языка. Иметь представление о фонетических особенностях иноязычных слов. Правильно произносить заимствованные слова, включённые в орфоэпический словарик учебника

(твёрдые и мягкие согласные перед е).

125

Правописание буквы  ы   и   и  после ц.

1

Графический диктант

Урок применения предметных умений.

Усваивают правило написания букв и - ы после ц. Выбирают правильное написание слов, в которых присутствует изучаемая орфограмма.

126

Лексика ограниченного употребления.

1

Урок применения предметных умений.

Знать название групп слов, имеющих ограниченную сферу употребления (диалектизмы, профессионализмы). Уметь объяснить значение диалектного слова

через подбор однокоренного. Знать сферу употребления терминов; уметь назвать

термины лингвистики, объяснить их значение. Иметь представление о содержании «Толкового словаря живого великорусского языка»

В. И. Даля. Учиться извлекать необходимую информацию из современных толковых словарей

127

Устаревшие слова.

1

Урок применения предметных умений.

Определяют функцию устаревших слов и область их употребления.

Презента-ция

128-129

Фразеологическое богатство русского языка

2

Языковой анализ текста

Урок развивающего контроля

Научится употреблять в речи фразеологические обороты, пополняют словарный запас, знакомясь с новыми фразеологизмами.

130

Обобщение темы.

1

Урок применения предметных умений.

Ответы на контрольные вопросы и задания. Пишут диктант из слов с непроверяемыми орфограммами.. Объясняют омонимы. Подбирают антонимы к словам.

131

Проверочная работа по теме.

1

Пр/р

Урок развивающего контроля

132

Морфология

Имя существительное (19ч)

Слово как часть речи.

1

Урок формирования первичных предметных умений

Определяют имя существительное как самостоятельную часть речи. Характеризуют морфологические признаки имени существительного, его синтаксическую роль. Устанавливают, какой частью речи являются приведенные в тексте слова. Определяют род, склонение и падеж существительных.

133

Общее значение имен существительных и их употребление в речи.

1

Рассказать (на основе изученного ранее) об имени существительном как части речи в форме научного описания. Доказать, что данное слово является именем существительным. Тренироваться в умении опознавать имена существительные,

образованные от прилагательных и глаголов (признак и действие выражены через значение предметности). Тренироваться в умении составлять план к лингвистическому тексту в форме вопросов.

Работать над обогащением словаря с различными группами имён существительных

134

Правописание суффиксов – чик -, -щик-

1

Урок формирования первичных предметных умений

Тренироваться в умении обнаруживать при письме слова, в которых суффикс сливается с предшествующей частью слова; правильно определять словообразующую основу. Образовывать существительные с суффиксами –чик-, -щик- и правильно писать их.

135

Правописание суффиксов – ек -,-ик-.

1

Словарный диктант

Урок решения практических и проектных задач

Овладеть способом определения верного написания суффиксов –ек-, -ик-. Пользоваться орфографическим словарём

Отрывок из мульт-фильма

136

Постоянные морфологические признаки имени существительного

Собственные и нарицательные имена существительные

1

Языковой анализ текста

Урок развивающего контроля

Распознают имена существительные собственные и нарицательные. Подбирают примеры имен собственных. Записывают текст в форме диалога, выделяя собственные имена. Рассказывают об имени существительном по плану.

137

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

1

Самостоятельная работа

Урок развивающего контроля

Распознают имена существительные одушевленные и неодушевленные. Пишут диктант, выделяя одушевленные имена существительные как члены предложения. Составляют словосочетания и предложения с одушевленными и неодушевленными именами существительными

Презента-ция

138

Род имён существительных

1

Урок формирования первичных предметных умений

Определяют род имен существительных. Дополняют данную в учебнике таблицу примерами имен существительных, определение рода которых вызывает затруднение. Составляют словосочетания и предложения, в которых отчетливо выявляется род имен существительных

139

Изложение-миниатюра.

1

Изложение

Урок развития речи

140-141

Склонение имён существительных. Разносклоняемые  существительные

1

Графический диктант

Урок решения практических и проектных задач

Определяют тип склонения имен сущ. Склоняют имена сущ. С учетом полученных знаний составляют новую таблицу на основе данной в учебнике.

142

Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными

1

Урок формирования первичных предметных умений

Тренироваться в умении образовывать имена существительные от других частей

речи. Знать основные способы образования имён существительных. Опознавать

в тексте имена существительные со значением отвлечённого действия и признака. Пользоваться школьным словообразовательным словарём и словарём морфем. Знать и применять способ определения случаев, когда не является отрицанием, а когда частью слова, сопровождая свои рассуждения примерами. В пределах положительных оценок верно писать существительные с не

143

Непостоянные морфологические признаки имён существительных. Несклоняемые существительные. Число имен существительных

1

Комбиниро-ванный урок

Знать способ определения рода имён существительных. Научиться использовать различные словари в случае сомнений в определении рода имён существительных. Образовывать и правильно употреблять в речи существительные общего рода. Знать, как определяется род несклоняемых имён существительных; тренироваться правильно употреблять в

речи несклоняемые имена существительные. Приводить соответствующие примеры. Иметь представление о значении форм числа имени существительного

144-145

Правописание безударных окончаний  –е  и  –и   имен существительных.

2

Самостоятельная работа

Урок решения практических и проектных задач

Усваивают правило написания гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.

Работа с отдельными слайдами

146

Имя существительное как член предложения.

1

Урок формирования первичных предметных умений

Обобщить сведения о синтаксической роли имён существительных. Совершенствовать умения синтаксического разбора

предложений и словосочетаний

147-148

Правильное употребление имен существительных: орфоэпические, грамматические, лексические нормы.

2

Урок применения первичных предметных умений

Научится употреблять имена существительные в речи, соблюдая различные виды норм

149

Проверочная работа.

1

Пр/р.

Урок развивающего контроля

Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Списывают тексты, объясняя знаки препинания, выделяя морфемы, обозначая падеж имен сущ. Пишут диктант из слов с непроверяемым написанием.

150

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

1

К/д №6

Контроль знаний

Пишут контрольный диктант и выполняют грамматические задания.

151

Имя прилагательное (16)

Общее значение имен прилагательных и их употребление в речи.

1

Языковой анализ текста

Урок решения практических и проектных задач

Определяют морфологические признаки имени прилагательного, его синтаксическую роль. Анализируют словосочетания, предложения и тексты с именами прилагательными

152

153

Употребление прилагательных в речи в качестве эпитетов.

Сочинение по картине

2

Сочинение

Урок развития речи

Находят в текстах эпитеты, делают вывод об их роли в речи. Работают над сочинением.

Презента-ция

154

Морфологические признаки имени прилагательного. Разряды прилагательных: качественные, относительные, притяжательные.

1

Урок формирования первичных предметных умений

Составляют предложения с именами прилагательными. Готовят устный рассказ об имени прилагательном как о части речи

155

Разряды прилагательных, их  смысловые  и  грамматические отличия. Типичные суффиксы прилагательных разных разрядов.

1

Урок применения первичных предметных умений

Распознают качественные, относительные, притяжательные имена прилагательные.

156

Разряды прилагательных, их смысловые  и  грамматические отличия.  Типичные суффиксы прилагательных разных разрядов.

1

Комплексный анализ текста (практикум)

Урок развивающего контроля

Распознают качественные, относительные, притяжательные имена прилагательные.

157

Непостоянные признаки имен прилагательных Степени сравнения.     

1

Урок формирования первичных предметных умений

Правильно образовывают сравнительную и превосходную степени сравнения имён прилагательных. Выделяют имена прилагательные в разных степенях сравнения как члены предложения. Выделяют морфемы в именах прилагательных в степенях сравнения. Письменно сравнивают различные объекты.

158

Степени сравнения имён прилагательных.

1

Самостоятельная работа.

Урок решения практических и проектных задач

. Выделяют морфемы в именах прилагательных в степенях сравнения. Письменно сравнивают различные объекты.

159-160

Краткие и  полные прилагательные; особенности их значения, изменения. Правописание кратких прилагательных с основой на шипящую.

2

Урок формирования первичных предметных умений

Распознают полные и краткие формы имен прилагательных. Образуют краткие формы прилагательных. В предложениях выделяют сказуемые, выраженные краткими прилагательными, составляют предложения и словосочетания с краткими прилагательными.

Презента-ция

161

Склонение полных  прилагательных.  

1

Урок применения первичных предметных умений

Показывают на примерах, как имена прилагательные изменяются по родам, числам, падежам; согласовывают имена прилагательные с существительными. Усваивают правило написания безударных окончаний имён прилагательных. Применяют усвоенное правило при выполнении упражнений.

162

Правописание безударных окончаний имён прилагательных.

Проверочная работа

1

Пр/р

Урок развивающего контроля

Усваивают правило написания гласных в падежных окончаниях прилагательных. Применяют усвоенное правило при выполнении упражнений.

163

Синтаксическая роль имён прилагательных в предложении.

1

Урок - игра

Определяют синтаксическую функцию имени прилагательного; указывают синтаксическую роль имён прилагательных в предложениях. Пишут сочинение-миниатюру.

164

 Правильное употребление имён  прилагательных: орфоэпические, грамматические, лексические нормы.

1

Языковой анализ текста

Урок решения практических и проектных задач

Определяют, какие языковые нормы существуют, и в каких лингвистических словарях содержатся сведения о них.

Пользуясь словариком «Говорите правильно», определяют верное произношение имён прилагательных. Выявляют грамматические нормы имён прилагательных, заполняя графы таблицы упражнения. Определяют лексические нормы в употреблении имён прилагательных. Исправляют ошибки в употреблении имён прилагательных по  упражнению. Пишут сочинение-миниатюру, употребляя прилагательные при описании природы и персонажей.

165-166

Контрольное изложение с элементами сочинения-рассуждения

2

К/изл. №2

Контроль знаний

Определяют уровень овладения умениями и знаниями работы с текстом изложения.

167

Глагол как часть речи(26ч).

Общее значение глаголов и их употребление в речи.

1

Урок формирования первичных предметных умений

Определяют морфологические признаки глагола, его синтаксическую функцию. Определяют глаголы-сказуемые в предложениях, характеризуют глаголы по времени, лицу, числу. Указывают, как согласовываются глаголы-сказуемые с подлежащими.

Презента-ция учителя

168-169

Инфинитив, его грамматические особенности. Правописание –тся и -ться

2

Урок применения первичных предметных умений

Распознают неопределенные и личные формы глагола. Образуют глаголы в неопределенной форме. Усваивают правило написания тся-ться в глаголах. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом.

170-171

Постоянные морфологические признаки глагола. Вид глагола.

2

Комплексный анализ текста

Урок развивающего контроля

Распознают глаголы совершенного и несовершенного вида. Подбирают в орфографическом словаре глаголы с приставкой -рас, -раз, составляют с ними словосочетания.

172

Переходные и непереходные глаголы.

1

Урок формирования первичных предметных умений

Определяют семантико-синтаксические различия переходных и непереходных глаголов и  в ходе анализа текста учатся различать глаголы этих групп.

173

Возвратные и невозвратные глаголы.

1

Урок формирования первичных предметных умений

Выявляют структурные различия возвратных и невозвратных глаголов и на этой основе формируют умения различать эти группы глаголов. Формируют представление о семантических и синтаксических различиях возвратных и невозвратных глаголов.

174-175

Правописание корней с чередующимися гласными е-и

1

Самостоятельная работа

Урок решения практических и проектных задач

Усваивают правило написания букв е-и в корнях глаголов с чередованием. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом.

Работа с отдель-ными слайдами

176-177

Наклонение глагола

Изменение глагола по наклонениям

1

Словарный диктант

Урок применения первичных предметных умений

Получают представление о наклонениях глагола: их смысловых отличиях и особенностях изменения глаголов в разных наклонениях.   Используют глаголы в условном наклонении в речи.

178

Условное наклонение.

1

Языковой анализ текста

Урок развивающего контроля

   Используют глаголы в условном наклонении в речи. Образуют форму условного наклонения, указывая на особенности образования.

179

Повелительное наклонение..

1

Урок - игра

Получают представление о  значении, образовании, изменении глаголов в повелительном наклонении. Учатся образовывать формы повелительного наклонения глаголов. Совершенствуют умение использовать глаголы в повелительном наклонении в собственной речи.

180

Правописание ь в глаголах повелительного наклонения.

1

Диктант «Проверяю себя»

Урок развивающего контроля

Учатся  образовывать формы повелительного наклонения глаголов. Формируют навык написания ь после шипящих в формах повелительного наклонения глаголов. Образуют формы 2 лица мн. ч наст. времени и форму повелительного наклонения ед. ч. и мн. ч

181

Изъявительное наклонение. Изменение глаголов изъявительного наклонения по временам.

1

Урок применения первичных предметных умений

Распознают глаголы в изъявительном наклонении. Соотносят категории вида и времени глагола. Работа с текстами, заполнение таблицы по тексту.

Работа с отдель-ными слайдами

182

 Изменение глаголов прошедшего времени по числам и родам.

1

Комплексный анализ текста

Урок развивающего контроля

Вырабатывают правильный способ действия при выборе гласной перед суффиксом –л- в форме прошедшего времени глагола.

183-184

Изменение глаголов настоящего времени по числам и лицам. Спряжение глаголов

1

Лабораторная работа

Урок развивающего контроля

Работают с таблицей, распределяя слова по лицам и числам. В тренировочных упражнениях определяют лицо и число глаголов. Выявляют разноспрягаемые глаголы. Пишут сочинение-миниатюру

185

Безличные глаголы

1

Урок формирования первичных предметных умений

Распознают безличные глаголы. Тренируются в употреблении личных глаголов в значении безличных.

186-187

Контрольное сочинение

2

К/соч№2

Контроль знаний

Пишут сочинение, работают с черновым вариантом.

188

Глагол как член предложения.

1

Урок применения первичных предметных умений

Учатся определять роль глагольных форм в предложении. Пишут сочинение-миниатюру по картинкам, подчёркивая все глаголы как члены предложения.

189-190

 Правильное употребление глаголов: орфоэпические, грамматические, лексические нормы.

2

Языковой анализ текста

Урок решения практических и проектных задач

Совершенствуют умение пользоваться различными лингвистическими словарями при определении орфоэпических норм. Работают с текстами

Совершенствуют умение определять и исправлять нарушения лексических норм использования глагола в речи. Учатся различать глаголы-паронимы, устранять повторы в речи , работают над нормами управления.

191

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

1

К/д. №7

Контроль знаний

Пишут контрольный диктант и выполняют грамматические задания.

192

Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками

1

Урок применения первичных предметных умений

Делают работу над ошибками.

193-194

Повторим орфографию.

Фонетика. Орфоэпия.

2

Сам. работа

Урок решения практических и проектных задач

Повторяют сведения о лингвистике как науке о языке. Работают с текстом, составляют его план.

195

Морфемика и словообразование. Орфография.

1

Урок-путешествие

Закрепляют представление о  ведущем морфемном принципе русской орфографии и отрабатывают умение использовать этот принцип при выборе написания. Совершенствуют умения проводить морфемный и морфологический анализ существительных, прилагательных и глаголов.

196

Лексикология и фразеология. Орфография.

1

Урок решения практических и проектных задач

Совершенствуют умение проводить сопоставительный смысловой анализ художественных текстов, тренируются в умении проводить орфографический анализ текста.

197-198

Морфология. Части речи. Орфография.

2

Сам. работа

Урок развивающего контроля

Закрепляют представление о  ведущем морфемном принципе русской орфографии и отрабатывают умение использовать этот принцип при выборе написания .Совершенствуют умения проводить морфемный и морфологический анализ существительных, прилагательных и глаголов.

199

Синтаксис и пунктуация.

1

Урок решения практических и проектных задач

Отрабатывают навыки правильного пунктуационного оформления простых осложнённых и сложных  предложений. Пишут объяснительный  взаимодиктант. Совершенствуют умение проводить пунктуационный анализ текста.

200

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

1

К/д №8

Контроль знаний

Пишут контрольный диктант и выполняют грамматические задания.

201

Итоги года

1

Урок - игра

Сравнивают желаемый и реальный результат, делают выводы.

202-204

Резервные уроки

3

Урок решения практических и проектных задач

Работают с дидактическим материалом, выбирая материал, который вызывает затруднения.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по русскому языку 7 класс по программе С.И.Львовой, В.В.Львова

Календарно-тематическое планирование по русскому языку по программе С.И.Львовой, В.В.Львова для 7 класса на 2013-2014 учебный год....

Календарно-тематическое планирование по русскому языку 5 класс по программе С.И.Львовой, В.В.Львова

Календарно-тематическое планирование по русскому языку 5 класс по программе С.И.Львовой, В.В.Львова на 2013-2014 учебный год...

Календарно-тематическое планирование по русскому языку 6 класс по программе С.И.Львовой, В.В.Львова

Календарно-тематическое планирование по русскому языку 6 класс по программе С.И.Львовой и В.В.Львова на 2013-2014 учебный год....

Календарно-тематическое планирование по русскому языку . 7 класс . По программе –170 часов в год (автор учебника С.И.Львова, В.В.Львов)

Календарно-тематическое планирование  по русскому языку . 7 класс . По программе –170 часов в год  (автор учебника С.И.Львова,  В.В.Львов)...

Календарно-тематическое планирование по русскому языку . 8 класс . По программе –136 часов в год, 4 часа в неделю. (автор учебника С.И.Львова, В.В.Львов)

Календарно-тематическое планирование  по русскому языку . 8 класс . По программе –136 часов в год, 4 часа в неделю.  (автор учебника С.И.Львова,  В.В.Львов)...

календарное планирование по русскому языку 10 класс

календарное планирование по русскому языку 10 класс...

КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В КЛАССАХ С УЗБЕКСКИМ И ДРУГИМИ ЯЗЫКАМИ ОБУЧЕНИЯ

Календарное планирование для 5-10 классов с узбекским и другими языками обучения. В планирование добавлены ключевые компетенции....