ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Междометия и звукоподражательные слова»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                      ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА 
                   
«Междометия и звукоподражательные слова»

ФИО

Потапова Татьяна Борисовна

Место работы

МКОУ  Курловская СОШ №1

Должность

Учитель русского языка и литературы

Предмет

Русский язык

Класс

7

Тема и номер урока в теме

«Междометие и звукоподражательные слова» №1

Базовый учебник

С.И. Львова, В.В. Львов «Русский язык. 7 класс», «Мнемозина», 2012

  1. Цель и задачи урока

Цель: установить назначение, функцию междометий и звукоподражательных слов,

их роль в русском языке

Задачи:

- предметные: организовать работу обучающихся по изучению междометий и звукоподражательных слов; формировать знания о междометиях и звукоподражательных словах; формировать умения находить междометия и звукоподражания в тексте;

- метапредметные: формировать умения классифицировать, давать монологический ответ, обобщать, сравнивать; способствовать развитию положительной мотивации к учебно-познавательной деятельности и творческой инициативе и активности;

- личностные: формировать умение выражать свои чувства при помощи междометий; воспитывать культуру выражения чувств и эмоций.

9. Тип урока Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

10. Формы работы учащихся   фронтальная, групповая, индивидуальная, анализ и самооценка ответов

11. Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, акустические колонки, а также карточки для рефлексии, источник электропитания, соединительные провода.

Структура и ход урока: представлены в таблице №1

Перечень используемых на данном уроке ЭОР: представлены в таблице №2

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

Организационный момент

Проверка готовности к уроку, создание атмосферы учебного сотрудничества, стимулирование учащихся к постановке личных целей и их достижения

Приветствует учащихся, проверяет настрой учащихся на совместную учебную деятельность

Приветствуют учителя

1 мин

2

Мотивация учащихся.

Фиксация затруднения в деятельности

№1

Мультипликационный фильм «Ох и Ах»

Постановка проблемной ситуации.

Слово учителя:

В начале урока я предлагаю Вам посмотреть небольшой отрывок из мультипликационного фильма «Ох и Ах» (от 43 секунд – до 1 мин.55 сек)

Посмотрите  внимательно и попробуйте определить, где и когда (в каких жизненных ситуациях) чаще всего вы слышите подобные слова и звуки. Дайте название этим ситуациям (желательно отразить в названии чувства героев). Запишите в тетради пары слов: слово, которое произносит герой ситуации – название чувства, которое он испытывает. Наблюдение: можно ли изменять произнесённые героями слова, можно ли задать к ним вопросы, какой частью речи они являются. Можно ли эту часть речи считать самостоятель-

ной? Учитель комментирует ответы учащихся.

Учащиеся выполняют задание:

смотрят  и обсуждают отрывок из мультфильма,  определяют, какие чувства могут испытывать герои, подбирают название;

записывают в тетрадях пары слов: слово, которое произносит герой – название чувства, которое он испытывает.

Ученики выдвигают свои гипотезы, делают выводы

5 мин

3

Актуализа

ция знаний. Определение темы и целей урока.

Слово учителя:

Мы выполнили определённую работу. А с какой целью мы её выполняли? Как называются слова, записанные вами? Можете ли вы отнести их к какой-либо известной вам части речи? Возможно ли определить тему урока? А какие задачи мы должны сегодня поставить перед собой?

Определение темы урока, постановка цели и задач. Работа с учебником п.34, стр. 162 (схема)

Учащиеся записывают тему урока, определяются с личными целями урока

 

2 мин

4.

Освоение нового знания

№ 2  использование информа-ционного  ЭОР «Междометие. И» (1-6 пункты плана урока)

Информация по теме «Междометие»

№ 3 интерактивная орфограмма «Дефисное написание междометий и звукоподражательных слов» №110821

№ 4

Анимация «Знаки препинания при междометиях»

 (№ 110352)

Изучение новой темы.

В ходе дальнейшей совместной работы вам предлагается составить 2 кластера: «Образование междометий» и «Виды междометий» (с примерами)

Беседа в ходе работы: как произносятся междометия? А как эти паузы отобразить на письме? Составьте устно диалог (по 2 реплики на каждого участника) с использованием междометий

Составляют кластеры

Работают в парах, составляют небольшой диалог

12 мин

5.

Закрепление изученного материала

№5–интерактивный тест

№ 6–

Электронный учебный модуль практического типа для углублённого изучения предмета по теме "Правописание междометий"

Чтобы вы могли проверить, насколько понятен учебный материал, вам предлагается выполнить задания: одно выполняем устно все вместе, а затем вы работаете самостоятельно

Выполняют электронные

задания:

- находят междометия и звукоподражания в предложенных текстах, определяют, что они выражают, расставляют знаки препинания.

15 мин

6.

Итоги урока

№7

Модель (7 пункт плана урока)

Подведение учащихся к самостоятельным выводам и этапу контроля. Проверка правильности своих выводов.

Учащиеся озвучивают выводы о проделанной работе, обобщают изученный материал по этапам урока

2 мин

7.

Объяснение домашнего задания

Предлагает домашнее задание и объясняет его.

Предлагается два варианта домашнего задания:

1.Описать какую-либо ситуацию, в которой обычно произносятся междометия или слова-звукоподражания.

2.Выполнить упражнение  701 из учебника    

Учащиеся записывают его

1 мин

8.

Рефлексия

Задаёт вопросы:

- Что было сегодня на уроке главным, важным для вас?

- А что было интересным?

Можете ли вы, используя изученный материал, оценить сегодняшний урок и знания, полученные вами?

Учащиеся отвечают на вопросы, используя междометия.

2 мин

                                      Приложение к плану-конспекту урока

                             «Междометия и звукоподражательные слова»

                                                                                                                                      Таблица 2.

                           ПЕРЕЧЕНЬ  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

Мультипликационный фильм «Ох и Ах»

Мультипликационный фильм

Просмотр анимации

http://mults.info/mults/?id=260

2.

«Междометие. И»

Информацион-

ный

Работа с ФЦОР (1-6 пункты)

http://fcior.edu.ru/card/1313/mezhdometie-i.html

3.

 «Дефисное написание междометий и звукоподражательных слов»

Интерактивная орфограмма

№110821

Модель

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/ec36506b-fd34-4243-a044-ce9b0d540263/?interface=pupil&class=49&subject=8

4.

 «Знаки препинания при междометиях»

Анимация

(№ 110352)

Анимационная модель

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/27e0a1b5-0f9e-4525-a990-78bdbbc06d91/%5BRUS7_155%5D_%5BMA_135%5D.swf

5.

«Междометие. П»

Практический

Интерактивный тест

http://fcior.edu.ru/card/3224/mezhdometie-p.html   

6.

Электронный учебный модуль практического типа для углублённого изучения предмета по теме "Правописание междометий"

Практический

Интерактивный тест

http://fcior.edu.ru/card/23742/pravopisanie-mezhdometiy.html

7.

«Междометие. И»

Информационный

Модель (7 пункт плана урока)

http://fcior.edu.ru/card/1313/mezhdometie-i.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока "Суффикс, его назначение в слове"

Урок закрепления и применения новых знаний на практике с использованием технологии деятельностного метода....

План – конспект открытого урока по русскому языку «Междометия и звукоподражательные слова». 7 класс.

План-конспект открытого урока по русскому языку "Междометия и звукоподражательные слова" с использованием технологической карты урока. Базовый учебник  М.М.Разумовская, С.И.Львова и др. «Русский...

ТЕМА УРОКА: «МЕЖДОМЕТИЕ КАК ОСОБАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ И ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА»

Задачи урока: познакомить учащихся с особенностями междометий и звукоподражательных слов, назначения в языке, употреблением их в речи других частей речи, формирования умения отличать междометия от зна...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Правописание согласных в корне слова. Омофоны

Цель  урока: создать условия для закрепления правил написания непроизносимых и удвоенных согласных в корне слова; осознать терминологическую выкладку данных орфограмм; обеспечить овладение важней...

План-конспект урока." Прямое и переносное значение слова"

Разработка урока русского языка в 5 классе по теме: "Прямое и переносное значение слова" по УМК Т.А.Ладыженской...

План-конспект урока "Как определить лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы" 5 класс

Предметные результаты:закрепить  умение определять лексическое значение слова,формировать умениеподбирать слова – синонимы и антонимы  в  соответствии с  их  лексическим...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Исконно русские и заимствованные слова»

Цель урока - познакомить учащихся с основными путями развития лексической системы; с новым способом пополнения лексического состава языка;  Задачи:- обучающие. Знакомство с понятиями &l...