ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Правописание согласных в корне слова. Омофоны
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 71 КБ |
prezentatsiya.pptx | 1.84 МБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Правописание согласных в корне слова. Омофоны
ФИО (полностью) | Чеботарева Надежда Николаевна | |
Место работы | МБОУ Родионово-Несветайская средняя общеобразовательная школа №7 Ростовской области | |
Должность | Учитель русского языка и литературы | |
Предмет | Русский язык | |
Класс | 5 | |
Тема | Тема «Орфография» | |
Базовый учебник | С.И. Львова, В.В. Львов Русский язык. 5 класс. В 3-х частях. — М.: Мнемозина, 2011 |
Цель урока: создать условия для закрепления правил написания непроизносимых и удвоенных согласных в корне слова; осознать терминологическую выкладку данных орфограмм; обеспечить овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями в ходе анализа языкового материала.
Задачи:
- обучающие: организовать деятельность учащихся по знакомству с новым языковым явлением (омофоны), обеспечить закрепление изученного материала (правописание согласных в корне слова), содействовать формированию коммуникативной, языковой, лингвистической компетенции через анализ языкового материала и системно-деятельностный подход на учебном занятии.
- развивающие: способствовать развитию мыслительных операций обучающихся через анализ языкового материала и сопоставление познавательных объектов (слова с разными орфограммами, слова-омофоны); содействовать формированию креативности через организацию работы с ЭОР.
- воспитательные: содействовать осознанию обучающимися практической ценности изучаемого материала; способствовать воспитанию культурно-ценностного отношения к русской речи через разнообразие языкового материала на уроке; способствовать воспитанию интереса к процессу учения через использование информационно-компьютерных технологий.
- 10. Тип урока: урок закрепления изученного материала с использованием ЭОР
11. Формы работы учащихся: фронтальные, индивидуальные
12. Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран, ЭОР (электронный учебный модуль), учебник С.И. Львовой, В.В. Львова «Русский язык. 5 класс», 1-я часть
13. Структура и ход урока
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 |
1 | Организацион-ный момент | Приветствует об-учающихся. Соз-даёт комфортную рабочую обста-новку в классе, проверяет готов-ность к уроку. | Настраиваются на работу. | 1 мин. | |
2 | Повторение пройденного материала «Правописание непроизноимых согласных в корне слова» | Авторская презентация, слайды 2-3: распределительный диктант | Руководит деяте-льностью обуча-ющихся: распре-делить слова по колонкам «Согла-сный не слышится, буква пишется», «Согласный не слышится, буква не пишется». Местный Ненастный Несчастный Окрестный Поздний Уместный Чувствовать Опасный Ужасный Несносный Участвовать Чудесный Небесный Интересный | Записывают слова под дик-товку, распре-деляя их по со-ответствующим графам таблицы. Осуществляют самопроверку. | 4 мин. |
3 | Постановка задач урока | Организует работу по постановке задач урока сами-ми обучающимися | Ученики ставят задачи урока: вспомнить орфографиче-ские правила на-писания соглас-ых в корне сло-ва, закрепить полученные зна-ния | 1 мин. | |
4 | Практическая работа | Авторская презентация, слайды 4-5, электронные учебные модули практического типа | Организует работу по выполнению практический заданий (упражнений 210, 212), работу с модулями «Непроизносимые согласные в корне слова», «Двойные согласные. Орфография. Орфоэпия». №210. Прелестный – прелесть, празднично – празден, местность – место, окрестность – крест, поздняя – опоздать, грустную – грусть, шествуя – шёл, уздцы – узда. Модуль «Непроизносимые согласные в корне слова», 3 страница. Ненастный, лестница, чувствовать, сочувствие, капустница, проездной, тростник, вестник, областной, праздничный. Упражнение №212. Программа Коллектив Бюллетень Коллега Троллейбус Класс Туннель Аттестат Суббота Коллекция Хоккей Кросс Корреспондент Теннис Дрессировка Иллюстрация Рассказ Ванная Задаёт вопросы: - Какие слова скрываются за определениями? - Что общего в написании данных слов? - Какие из этих слов вам не-знакомы? Модуль «Двойные согласные. Орфография. Орфоэпия», страница. | Выполняют упр. №210 по образцу на слай-де 4: выпи-сывают из стихотворных фрагментов слова с орфо-граммой «Непроизносимые согласные в корне слова», подбирают проверочные слова. Осуществляют самопроверку (слайд 5). Модуль, 3 стра-ница: выписы-вают слова, к которым нельзя подобрать проверочные слова. Осуществляют взаимопроверку. Отвечают на вопросы учи-теля: план дей-ствий — про-грамма, товарищ по работе — коллега и т. д. Все эти слова на одну орфограмму «Двойные согласные». Записывают незнакомые слова: бюллетень, аттестат, туннель и др., подчёркивают удвоенные согласные. Модуль «Двойные согласные», страница 2: вставляют в стихотворные фрагменты слова с удво-енными согласными: терасса, Кирилл, Филипп, Римма, суббота. | 5 мин. 3 мин. 3 мин. 5 мин. |
5 | Физкульминут-ка | Проводит гимнастику для глаз. | Выполняют упражнения гимнастики («Пчела», «Восьмёрка» и т.п.) | 2 мин. | |
6 | Знакомство с видом омони-мов — омофо-нами | Авторская презентация, слайд 6 | Организует работу по статье учебника (фронтальный опрос): - что такое омо-фоны? - как не ошибиться при написании омофонов? | Читают материал учебника (с.80), отвечают на вопросы: омофоны — слова, совпадающие в написании, но различающиеся произношением. Чтобы не оши-биться в на-писании омофонов, необходимо подбирать проверочные слова в со-ответствии с ле-ксическим значением. | 3 мин. |
7 | Закрепление | Авторская презентация, слайд 6 | Организует работу по закреплению навыка различения омофонов на письме (презентация, упражнение №215). Авторская презентация, слайд 6 (фро-нтальный опрос): - какие омофоны «спрятаны» на картинках? - подберите к каждому омофону проверочное слово в соответствии с его лексическим значением. Упражнение №215. Проживал — прожевал, зализал — залезал, посидел — по-седел, разрядил — разредил, увидал — увядал, спеши — спиши. | Рассматривают картинки, называют омофоны: лиса — леса, по-ласкать — по-лоскать. Подбирают проверочные слова: лис, лес, ласка, полощет. Упражнение №215. Выписывают слова с про-пущенные буквами, подбирают проверочные слова (само-стоятельно) | 2 мин. 5 мин. |
8 | Подведение итогов | Авторская презентация, слайд 7 | Задает итоговые вопросы: - Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании слов с непроизносимыми согласными? - Что такое омофоны? Что нужно делать, чтобы правильно их написать? - Как не оши-биться в напи-сании слов с удвоенными согласными? | Отвечают на вопросы, приводят примеры | 4 мин. |
9 | Домашнее задание | Авторская презентация, слайд 8 | Объясняет домашнее задание: упражнение №217 (1 задание). Спи-сать текст, выде-ляя корни в сло-вах с пропу-щенными буквами, объяснить их на-писание. Индивидуальное домашнее задание №216(2 задание): написать юмористический рассказ, используя слова-омофоны (для сильных уче-ников). | Слушают объяснения учителя, записывают домашнее задание. | 2 мин. |
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 |
1 | Повторение пройденного | Авторская презентация | Демонстрация | Заполнение таблицы, самопроверка | 2 мин. |
2 | Постановка цели | Авторская презентация | Демонстрация | Ответы на вопросы | 1 мин. |
3 | Практиче-ская работа | Авторская презентация, электронные учебные модули практического типа | Демонстрация | Самопроверка, выполнение заданий типа «Вставь под-ходящее под рифму слово» и др. | 6 мин. |
4 | Знакомство с новым языковым явлением | Авторская презентация | Демонстрация | Ответы на воп-росы | 1 мин. |
5 | Закрепление | Авторская презентация | Демонстрация | Анализ омофонов, ответы на воп-росы | 2 мин. |
6 | Подведение итогов | Авторская презентация | Демонстрация | Ответы на воп-росы | 1 мин. |
7 | Домашнее задание | Авторская презентация | Демонстрация | Запись д/з | 1 мин. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Распределительный диктант Согласный не слышится, буква пишется Согласный не слышится, буква не пишется
Распределительный диктант Согласный не слышится, буква пишется Согласный не слышится, буква не пишется Мес т ный Ненас т ный Несчас т ный Окрес т ный Поз д ний Умес т ный Чу в ствовать Опа сн ый Ужа сн ый Несно сн ый Уча ст вовать Чуде сн ый Небе сн ый Интере сн ый
Упражнение №210. Образец: прелес т ный – прелес т ь. Праз д нично – праз д ен, мес т ность – мес т о, окрес т ность – крес т , поз д няя – опоз д ать, грус т ную – грус т ь, шес т вуя – шё л , уз д цы – уз д а.
Упражнение №212. Програ мм а – план действий. Ко лл ектив – группа людей. Которые работают вместе или учатся. Бю лл етень – больничный лист. Ко лл ега – товарищ по работе. Тро лл ейбус – вид городского транспорта. Кла сс – помещение в школе. Ту нн ель – сквозной проезд, прорытый под землёй. А тт естат – свидетельство об окончании учебного учреждения. Су бб ота – день недели. Ко лл екция – собрание каких-либо предметов. Хо кк ей – популярная игра на льду. Кро сс – спортивный бег. Ко рр еспондент – сотрудник газеты, журнала. Те нн ис – один из видов игры в мяч. Дре сс ировка – обучение животных. И лл юстрация – рисунок в газете, журнале, книге. Ра сс каз – то, что рассказывают. Ва нн ая – помещение, в котором моются .
Работа с материалом учебника (с.80) Что такое омофоны? Как не ошибиться при написании омофонов?
Подведение итогов Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании слов с непроизносимыми согласными? Что такое омофоны? Что нужно делать, чтобы правильно их написать? Как не ошибиться в написании слов с удвоенными согласными ?
Д/з: №217 ( 1). №216(2) – на дополнительную оценку в журнал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Правописание гласных и согласных в корне слова"
Урок русского Обобщение знаний...
Правописание гласных и согласных в корне слова. Урок-путешествие
Конспект урока по теме"Правописание гласных и согласных в корне слова" предназначен для учащихся 5-х классов для повторения и обобщения изученного в начальных классах. Урок проводится в начале учебног...
Двойные согласные в корне слова
Презентация по русскому языку по теме "Двойные согласные в корне слова". Презентацию можно использовать на уроке русского языка в 10 классе....
Кроссворды по темам "Словарные слова. Животный мир", "Двойные согласные в корне слова"
Игра - любимое занятие детей. Кроссворды по темам: "Словарные слова. Животный мир" и "Двойные согласные в корне слова" могут быть использованы учителем на уроках и внеклассной работе по предмету...
План - конспект урока по русскому языку.Правописание непроизносимых согласных в корне слова
урок повторения и обобщения знаний, правописание непроизносимых согласных в корне слова....
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА "Правописание согласных в корне слова. Непроизносимые согласные" 5 класс.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА "Правописание согласных в корне слова. Непроизносимые согласные"....