План-конспект урока "Суффикс, его назначение в слове"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Урок закрепления и применения новых знаний на практике с использованием технологии деятельностного метода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_deyatelnostnogo_metoda.docx | 39.72 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока по русскому языку
5 класс
Тема: Суффикс, его назначение в слове
Тип урока: Урок закрепления и применения новых знаний на практике в технологии деятельностного метода
Автор: Девятиярова Ольга Ярославовна
Основные цели:
Цель урока: обобщить, закрепить и систематизировать знания учащихся о суффиксе и его назначении в слове.
Задачи урока:
Образовательные:
1.выявить затруднение в усвоении учебного материала, определить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме «Суффикс».
Развивающие:
- развивать навыки словообразовательного разбора и разбора слова по составу;
- совершенствовать умение видеть орфограмму в суффиксах существительных
- развивать умение работать в паре, в группе, самостоятельно строить и применять новое знание;
Воспитательные:
1.воспитывать ответственность, собранность, создать условия для реализации самооценки учащихся.
Оборудование: учебник «Русский язык» 5 класс, 2 часть, авторы Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.
Карточки для работы в группах.
Этапы урока открытия нового знания в ТДМ | УУД, выполняемых обучающимися на соответствующих этапах |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (1-2 мин) | |
- Чему были посвящены наши последние уроки? - Сегодня мы продолжим наше знакомство с суффиксами и их назначением в слове и выявим затруднения в усвоении данной темы. - Как вы будете это делать? Назовите 2 способа учебной деятельности. (Сначала выясним, пробелы в знаниях, а потом сами исправим их и получим новое знание) - Что мы должны делать, если хотим получить хорошие знания? (трудиться) Если постараться, Можно разобраться, Если потрудиться – многого добиться. | - самоопределение (Д); - смыслообразование (Д); - планирование учебного сотрудничества (Ц) |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (5-6 мин.) | |
- С чего начнём работу на уроке? (С повторения) - Что такое морфема? - Что такое суффикс? -Для чего служит суффикс? Работа в группах. 1 группа. Одинаковы ли суффиксы в словах учительство и строительство? Ребята выполняют разбор слов по составу. 2 группа. Спишите, вставьте пропущенную букву, обозначьте орфограмму. Велосипед…к,ореш…к, гараж…к, салат…к, карниз…к, солдат…к, грибоч…к, паркет…к, брат…к, горош…к, ровеснич…к, лепесточ…к. | - мотивационная основа учебной деятельности (Л); - смыслообразование (Д); - анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия (П); - использование знаково-символических средств (П); - построение логической цепи рассуждений (П); - достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации (П); - постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем (Ц); |
3. Выявление места и причины затруднения (4-5 мин.) | |
− Какое задание вы выполняли? − В чем ваше затруднение? (Мы не знаем ,одинаковы ли суффиксы в данных словах). − Почему же возникло затруднение? (Мы не знаем значения суффиксов, не можем правильно выполнить разбор слов по составу). | учебно-познавательный интерес (Н); - смыслообразование (Д); - - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (Д); - постановка и формулирование проблемы (П); - учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (Н); - формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (Д) |
4. Построение проекта выхода из затруднения (3-4 мин.) | |
− Какую цель вы поставите перед собой на уроке? (Повторить всё, что знаем о суффиксе, повторить значение и правописание суффиксов существительных и прилагательных ) − Сформулируйте тему урока. (Суффикс и его назначение в слове) − Чтобы вы смогли сами устранить ошибки, я вам предлагаю работать по плану. На доску вывешивается план:
| - постановка познавательной цели (П); - познавательная инициатива (Н); - планирование, прогнозирование (Д); - построение логической цепи рассуждений (Д); - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (Д); |
5. Реализация построенного проекта (3-4 мин) | |
−Я предлагаю вам работать в группах. (В случае необходимости актуализируются правила работы в группах) − Выполните задания в группах. (Ответственный от каждой группы получает лист с заданием для работы в группах и лист для оформления ответов)
Строить строительство Собирать собирательство Учить учительство Вывод: суффиксы в приведённых словах разные: учительство – это «учителя и учительницы», значит, слово делится на части выделением трёх суффиксов (и, тель, ств). Строительство – это процесс возведение сооружений, а собирательство – это процесс собирания чего-либо, поэтому здесь суффикс тельств. Значит, чтобы правильно выделить суффикс в слове, следует правильно определить его значение. Платоч…к, зайч…к, пирожоч…к, ключ…к, мяч…к, подзаголовоч…к, стульч…к, брат…к. Вывод: в словах с суффиксом ек гласный е становится беглым. Например, платочек – платочка. Составляем алгоритм действия. 1.Находим орфограмму в суффиксах ек,ик. 2.Изменяем форму слова. 3. Смотрим, есть ли беглый гласный. 4.Да, пишу ек; нет, пишу ик. | - использование знаково−символических средств (П); - моделирование и преобразование моделей разных типов (предметы, схемы, знаки и т.д.) (Д); - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации (П); - построение логической цепи рассуждений, доказательство (П); - осознание ответственности за общее дело (П); |
Физкультминутка 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (4-5 мин.) | |
− Закрепить правильно писать слова с суффиксом ик и ек вам поможет следующее упражнение: с.164 упр. 397. - Подберите однокоренные слова с суффиксами, имеющими уменьшительно-ласкательное значение. - Расскажите друг другу, как образовались эти слова (затем несколько учеников проговаривают вслух) | - построение логической цепи рассуждений, доказательство (Д); - использование критериев для обоснования своего суждения (Д); - осознание ответственности за общее дело (П); -контроль (Н); - коррекция (Ц); |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (4-5 мин.) | |
− Разобрались? Как проверить, усвоили вы новую тему или нет? (Надо выполнить самостоятельную работу и сопоставить её с эталоном для самопроверки.) Машина - машинист Гитара – гитарист Пианино – пианист Виолончель – виолончелист Водит - водитель Переплетает – переплётчик Грузит – грузчик Охотится – охотник Добывает – добытчик. Забор –заборчик Мотор – моторчие Порог – порожек Лещ –лещик Пёс - пёсик Ребята выделяют суффиксы | - использование знаково−символических средств (Ц); - выполнение действий по алгоритму (Д); - доказательство (Д); - контроль (Н); - коррекция (Н); - оценка (Н); - волевая саморегуляция в ситуации затруднения (П); |
8. Включение в систему знаний и повторение (7-8 мин.) | |
− Скажите, ребята, где мы будем применять новые знания? - Разгадайте шарады. Корень тот же, что и в слове склоняться, суффикс тот же, что и в слове обращение, окончание существительного среднего рода в именительном падеже, а целое – грамматический термин. Корень тот же, что и в слове полагать,пиставка из слова приложение, суффикс тот же, что и в слове овосклицательный, окончание такое же, как в слове числительное, а целое – слово, обозначающее признак предметов. - Составьте и запишите словосочетания с этими словами, разберите их по составу. - Запишите новые словарные слова: конфета, корзина, костюм. Как эти слова связаны с темой нашего урока? Можно ли образовать от этих слов новые. Добавив суффикс. Какие слова у вас получились. С одним из слов составьте простое предложение, запишите его. | - поиск и выделение необходимой информации (П); - моделирование, преобразование модели (П); - построение речевых высказываний (Т); - подведение под понятие (П); - выведение следствий (П); - доказательство (П); - планирование учебного сотрудничества (К); - формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (Д); - адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (Д); |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2-3 мин.) | |
− Что необходимо сделать, прежде чем мы закончим урок? (Подвести итог нашей работы.) – Какую цель вы поставили в начале урока? − Вы достигли поставленной цели? − В чём у вас было затруднение? - Как не ошибиться при обозначении суффикса в слове? С помощью каких суффиксов образуются существительные? Как проверить правописание е и и в суффиксах ек и ик? − Что вам помогло восполнить пробелы в знаниях и открыть новое знание? Был ли этот урок для вас полезным? Д/з выполнить упражнение 399. | - самооценка на основе критерия успешности (П); - рефлексия способов и условий действия (П); - адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Ц); - контроль и оценка процесса и результатов деятельности (Н); - формулирование и аргументация своего мнения (Д); - планирование учебного сотрудничества (Н) |
План-конспект урока подготовлен учителем русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 861 Девятияровой О.Я.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока «Виды и назначение электротехнических устройств»
План-конспект урока «Виды и назначение электротехнических устройств» в 8 классе в разделе «Электротехнические работы. Электротехнические устройства». Презентация....
План-конспект урока "Назначение и боевые свойства АК-74"
План-конспект урока "Назначение и боевые свойства АК-74"...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Правописание согласных в корне слова. Омофоны
Цель урока: создать условия для закрепления правил написания непроизносимых и удвоенных согласных в корне слова; осознать терминологическую выкладку данных орфограмм; обеспечить овладение важней...
План-конспект урока." Прямое и переносное значение слова"
Разработка урока русского языка в 5 классе по теме: "Прямое и переносное значение слова" по УМК Т.А.Ладыженской...
План-конспект урока "Как определить лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы" 5 класс
Предметные результаты:закрепить умение определять лексическое значение слова,формировать умениеподбирать слова – синонимы и антонимы в соответствии с их лексическим...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Исконно русские и заимствованные слова»
Цель урока - познакомить учащихся с основными путями развития лексической системы; с новым способом пополнения лексического состава языка; Задачи:- обучающие. Знакомство с понятиями &l...
План-конспект "Соотношение человека и природы в «Слове о полку Игореве"
В данном плане-конспекте представлен анализ художественного пространства (есть графическая схема), анализ Плача Ярославны (на основе статьи Романа Якобсона). Также в конспекте есть работа с оригинальн...