План-конспект урока "Суффикс, его назначение в слове"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Девятиярова Ольга Ярославовна

Урок закрепления и применения новых знаний на практике с использованием технологии деятельностного метода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_deyatelnostnogo_metoda.docx39.72 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по русскому языку

5 класс

Тема:  Суффикс, его назначение в слове

Тип урока: Урок закрепления и применения новых знаний на практике в технологии деятельностного метода

Автор: Девятиярова Ольга Ярославовна

Основные цели:

Цель урока: обобщить, закрепить и систематизировать знания учащихся о суффиксе и его назначении в слове.

Задачи урока:

Образовательные:

 1.выявить затруднение в усвоении учебного материала, определить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме «Суффикс».

Развивающие:

  1. развивать навыки словообразовательного разбора и разбора слова по составу;
  2. совершенствовать умение видеть орфограмму в суффиксах существительных
  3.  развивать  умение работать в паре, в группе, самостоятельно строить и применять новое знание;

Воспитательные:

1.воспитывать ответственность, собранность, создать условия для реализации самооценки учащихся.

Оборудование:  учебник «Русский язык» 5 класс, 2 часть, авторы Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.

Карточки для работы в группах.

Этапы  урока

открытия нового знания в ТДМ

УУД,  выполняемых обучающимися на соответствующих этапах

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (1-2 мин)

- Чему были посвящены наши последние уроки?

- Сегодня мы продолжим наше знакомство с суффиксами и их назначением в слове  и выявим затруднения в усвоении данной темы.

- Как  вы будете это делать? Назовите 2 способа учебной деятельности.  (Сначала выясним, пробелы в знаниях, а потом сами исправим их и получим  новое знание)

- Что мы должны  делать, если хотим получить хорошие знания? (трудиться)

Если постараться,

Можно разобраться,

Если  потрудиться –

 многого добиться.

- самоопределение (Д);

- смыслообразование (Д);

- планирование учебного сотрудничества (Ц)

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (5-6 мин.)

- С чего начнём работу на уроке?

(С повторения)

- Что такое морфема?

- Что такое суффикс?

-Для чего служит суффикс?

Работа в группах.

1 группа.

Одинаковы ли суффиксы в словах учительство и строительство?

 Ребята выполняют разбор слов по составу.

2 группа.

Спишите, вставьте пропущенную букву, обозначьте орфограмму.

Велосипед…к,ореш…к, гараж…к, салат…к, карниз…к, солдат…к, грибоч…к, паркет…к, брат…к, горош…к, ровеснич…к, лепесточ…к.

- мотивационная основа учебной деятельности (Л);

- смыслообразование (Д);

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия (П);

- использование знаково-символических средств (П);

- построение логической цепи рассуждений (П);

- достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации (П);

- постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем (Ц);

3. Выявление места и причины затруднения (4-5 мин.)

− Какое задание вы выполняли?

− В чем ваше затруднение? (Мы не знаем ,одинаковы ли суффиксы в данных словах).

− Почему же возникло затруднение?

(Мы не знаем значения суффиксов, не можем правильно выполнить разбор слов по составу).

 учебно-познавательный интерес (Н);

- смыслообразование (Д);

- - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (Д);

- постановка и формулирование проблемы (П);

- учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (Н);

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (Д)

4. Построение проекта выхода из затруднения (3-4 мин.)

− Какую цель вы поставите перед собой на уроке? (Повторить всё, что знаем о суффиксе, повторить значение и правописание суффиксов существительных и прилагательных )

− Сформулируйте тему урока. (Суффикс и его назначение в слове)

− Чтобы вы смогли сами устранить ошибки, я вам предлагаю работать по плану.

На доску вывешивается план:

  1. Понаблюдать за составом слов – имён существительных и прилагательных.
  2. Обобщить результаты наблюдений, сделать вывод: с помощью каких суффиксов образуются имена существительные и  прилагательные.
  3. Создать опорную схему для решения поставленных задач.

- постановка познавательной цели (П);

- познавательная инициатива (Н);

- планирование, прогнозирование (Д);

- построение логической цепи рассуждений (Д);

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (Д);

5. Реализация построенного проекта (3-4 мин)

−Я предлагаю вам работать в группах.

(В случае необходимости актуализируются правила работы в группах)

− Выполните задания в группах.

(Ответственный от каждой группы получает лист с заданием для работы в группах и лист для оформления ответов)

        

Строить          строительство

Собирать              собирательство        

Учить             учительство

Вывод: суффиксы в приведённых словах разные: учительство – это «учителя и учительницы», значит, слово делится на части выделением трёх суффиксов (и, тель, ств). Строительство – это процесс возведение сооружений, а собирательство – это процесс собирания чего-либо, поэтому здесь суффикс  тельств. Значит, чтобы правильно выделить суффикс в слове, следует правильно определить его значение.

Платоч…к, зайч…к, пирожоч…к, ключ…к, мяч…к, подзаголовоч…к, стульч…к, брат…к.

Вывод: в словах с суффиксом ек гласный е становится беглым. Например,  платочек – платочка.

Составляем алгоритм действия.

1.Находим орфограмму в суффиксах ек,ик.

2.Изменяем форму слова.

3. Смотрим, есть ли беглый гласный.

4.Да, пишу ек; нет, пишу ик.

- использование знаково−символических средств (П);

- моделирование и преобразование моделей разных типов (предметы, схемы, знаки и т.д.) (Д);

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации (П);

- построение логической цепи рассуждений, доказательство (П);

- осознание ответственности за общее дело (П);

Физкультминутка

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (4-5 мин.)

− Закрепить правильно писать слова с суффиксом ик и ек  вам поможет следующее упражнение: с.164 упр. 397.

- Подберите однокоренные слова с суффиксами, имеющими уменьшительно-ласкательное значение.

- Расскажите друг другу, как образовались эти слова

(затем несколько учеников проговаривают вслух)

- построение логической цепи рассуждений, доказательство (Д);

- использование критериев для обоснования своего суждения (Д);

- осознание ответственности за общее дело (П);

-контроль (Н);

- коррекция (Ц);

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (4-5 мин.)

− Разобрались? Как проверить, усвоили вы новую тему или нет? (Надо выполнить самостоятельную работу и сопоставить её с эталоном для самопроверки.)

Машина - машинист

Гитара – гитарист

Пианино – пианист

Виолончель – виолончелист

Водит - водитель

Переплетает – переплётчик

Грузит – грузчик

Охотится – охотник

Добывает – добытчик.

Забор –заборчик

Мотор – моторчие

Порог – порожек

Лещ –лещик

Пёс - пёсик

Ребята выделяют суффиксы

- использование знаково−символических средств (Ц);

- выполнение действий по алгоритму (Д);

- доказательство (Д);

- контроль (Н);

- коррекция (Н);

- оценка (Н);

- волевая саморегуляция в ситуации затруднения (П);

8. Включение в систему знаний и повторение (7-8 мин.)

− Скажите, ребята, где мы будем применять новые знания?

- Разгадайте шарады.

Корень тот же, что и в слове склоняться, суффикс тот же, что и в слове обращение, окончание существительного среднего рода в именительном падеже, а целое – грамматический термин.

Корень тот же, что и в слове полагать,пиставка из слова приложение,  суффикс тот же, что и в слове овосклицательный, окончание такое же, как в слове числительное, а целое – слово, обозначающее признак предметов.

- Составьте и запишите словосочетания с этими словами, разберите их по составу.

- Запишите новые словарные слова: конфета, корзина, костюм. Как эти слова связаны с темой нашего урока? Можно ли образовать от этих слов новые. Добавив суффикс. Какие слова у вас получились. С одним из слов составьте простое предложение, запишите его.

- поиск и выделение необходимой информации (П);

- моделирование, преобразование модели (П);

- построение речевых высказываний (Т);

- подведение под понятие (П);

- выведение следствий (П);

- доказательство (П);

- планирование учебного сотрудничества (К);

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (Д);

- адекватное использование речевых средств  для решения коммуникационных задач (Д);

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2-3 мин.) 

− Что необходимо сделать, прежде чем мы закончим урок? (Подвести итог нашей работы.)

– Какую цель вы поставили в начале урока?

− Вы достигли поставленной цели?

− В чём у вас было затруднение?

-  Как не ошибиться при обозначении суффикса в слове?

С помощью каких суффиксов образуются существительные?

Как проверить правописание е и и в суффиксах ек и ик?

− Что вам помогло восполнить пробелы в знаниях и  открыть новое знание?

Был ли этот урок для вас полезным?

Д/з  выполнить упражнение 399.

- самооценка на основе критерия успешности (П);

- рефлексия способов и условий действия (П);

- адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Ц);

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности (Н);

- формулирование и аргументация своего мнения (Д);

- планирование учебного сотрудничества (Н)

План-конспект урока подготовлен учителем русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 861 Девятияровой О.Я.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока «Виды и назначение электротехнических устройств»

План-конспект урока «Виды и назначение электротехнических устройств» в 8 классе в разделе «Электротехнические работы. Электротехнические устройства». Презентация....

План-конспект урока "Назначение и боевые свойства АК-74"

План-конспект урока "Назначение и боевые свойства АК-74"...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Правописание согласных в корне слова. Омофоны

Цель  урока: создать условия для закрепления правил написания непроизносимых и удвоенных согласных в корне слова; осознать терминологическую выкладку данных орфограмм; обеспечить овладение важней...

План-конспект урока." Прямое и переносное значение слова"

Разработка урока русского языка в 5 классе по теме: "Прямое и переносное значение слова" по УМК Т.А.Ладыженской...

План-конспект урока "Как определить лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы" 5 класс

Предметные результаты:закрепить  умение определять лексическое значение слова,формировать умениеподбирать слова – синонимы и антонимы  в  соответствии с  их  лексическим...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Исконно русские и заимствованные слова»

Цель урока - познакомить учащихся с основными путями развития лексической системы; с новым способом пополнения лексического состава языка;  Задачи:- обучающие. Знакомство с понятиями &l...

План-конспект "Соотношение человека и природы в «Слове о полку Игореве"

В данном плане-конспекте представлен анализ художественного пространства (есть графическая схема), анализ Плача Ярославны (на основе статьи Романа Якобсона). Также в конспекте есть работа с оригинальн...