ТЕМА УРОКА: «МЕЖДОМЕТИЕ КАК ОСОБАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ И ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА»
план-конспект занятия по русскому языку (7 класс) по теме
Задачи урока: познакомить учащихся с особенностями междометий и звукоподражательных слов, назначения в языке, употреблением их в речи других частей речи, формирования умения отличать междометия от знаменательных, служебных частей речи и звукоподражательных слов, знаки препинания при них.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_7.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
ОТКРЫТЫЙ УРОК В 7 «Б» КЛАССЕ
ТЕМА УРОКА: «МЕЖДОМЕТИЕ КАК ОСОБАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ И ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА»
Задачи урока: познакомить учащихся с особенностями междометий и звукоподражательных слов, назначения в языке, употреблением их в речи других частей речи, формирования умения отличать междометия от знаменательных, служебных частей речи и звукоподражательных слов, знаки препинания при них.
Цели урока:
1. Обучающие: сформулировать умение распознавать междометия производные и непроизводные.
2. Развивающие: развивать речевые способности учащихся, вырабатывать навыки выразительного чтения с помощью примеров из художественных произведений.
3. Воспитывающие: воспитывать интерес к русскому языку, способствовать эстетическому воспитанию детей.
Метод: слово учителя, беседа с учащимися, наблюдение и анализ языковых явлений, творческая работа.
Оборудование: индивидуальные карточки, карточки для групповой работы, распечатки предложений из поэтического текста.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
Словарная работа (по одному у доски).
Торжественное открытие художественной выставки – вернисаж Свободное от работы время – досуг.
Любезные приятные слова - комплимент.
Аппарат для фотографического воспроизведения текста – ксерокс.
Человек, владеющий многими языками - полиглот.
Глубокие познания в какой-либо области – эрудиция.
Установленный, принятый порядок поведения – этикет.
Положение, требующее доказательств – тезис.
Малообразованный человек – невежда.
Придумать предложения со словами вернисаж, ксерокс, полиглот, невежда.
Повторение изученного
Тестирование.
- Укажите правильный ответ: причастие имеет признаки:
- глагола; 0 – прилагательного; 0-наречия и глагола; 0- глагола и прилагательного.
- Какое из утверждений неверно?
- причастие имеет настоящее и прошедшее время; 0- причастие имеет будущее время; 0- причастия бывают совершенного и несовершенного вида; -0- причастия имеют возвратную форму.
- Укажите предложение, в котором нужно выделить запятыми причастный оборот ( запятые не расставлены ).
- Дорога освещенная бледной луной выглядела таинственной.
- Мы шли по освещенной бледной дороге.
- Таинственной выглядела освещенная бледной луной дорога.
- Выглядела таинственно освещенная бледной луной дорога.
4. Разобрать слово «освещенной» по составу.
5.В каком варианте ответа на месте пропуска пишется –Я ?
А. бор_щийся, Б.кле_щий, В. Краснее_щий, Г. Пил_щий (дрова)
БГ; АВ; БВ; АБГ.
Союз.
- Какое из утверждений неверно?
0 – Союз –самостоятельная часть речи.
0 – Союз- служебная часть речи.
0- Союзы могут соединять однородные члены предложения.
0- Союзы могут соединять простые предложения в составе сложного предложения.
2. Укажите ряд, в котором все союзы сочинительные .
0- ни-ни, чтобы, да. 0- и, но, с тем чтобы.
0- но, или , а. 0- затем , чтобы, то-то.
3. Укажите правильный вариант расстановки запятых в предложении.
В сентябре (1) когда все птицы уже покидают наши края (2) все в природе замолкает (3) и прислушивается к ветру(4) что шумит над пустыми полями.
0- 1,2,3,4; 0-1,2; 0- 2,4; 0-1,2,4.
4. В каком предложении неправильно расставлены запятые?
0- Мал золотник, да дорог.
0- Теперь особенно было заметно, как высок он ростом.
0- Целый день шел мелкие дождь, и теперь тоже немного накрапывало.
0- Без нитки, да иголки шубы не пошить.
Наречие
- В каком ряду все наречия пишутся раздельно.
- (не) уклюже, -(не) по-дружески
0- ничуть (не)весело ; (не) глубоко, а мелко;
0- (не) тепло, а холодно, говорил (не) громко;
0- вовсе (не) интересно; (не) брежно.
2. В каком ряду все наречия пишутся пишутся с суффиксом А?
0-засветл_ , направ_, дочист_.
0-досух_, справ_, издавн_.
0- сначал_, надолг_,слев_.
0- затемн_, снов_, досыт_.
3. Укажите слово с ошибкой:
0- медленно;
0- на лево;
0- справа;
0- по-хорощему.
4. Укажите вариант ответа, в котором пишется две буквы Н.
А. Сметреть рассея_о,
Б. Держатся мужестве_о;
В. Мастерить искус_о;
Г. Скакать дружелюб_о.
АБ; ВГ; АГ; БГ.
- Укажите слово с раздельным написанием:
- все будет (по) старому ;
- сделал (кое) как;
- двигались (еле) еле;
- ехали (по) старому пути.
- В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется Ь?
- береч_, настеж_, уж_;
- хорош_, замуж_, наотмаш_;
- проч_, вскач_, невтерпеж_;
- навзнич_, сплош_, проч_.
- Какие части речи повторили?
- Сколько частей речи в русском языке?
- На какие группы они делятся?
- Почему они так называются?
- А почему междометие стоит особняком ?
Объяснение нового материала.
Работа по карточкам.
Задание: прочитать предложения, выделить в них междометия и определить, что они выражают?
Ах, как хорошо на свежем воздухе!
Ура! Мы победили!
Ну, скажи, что-нибудь.
Тсс…, ступайте!
Ох, как мне надоел этот шум.
«Ну , друг, ты и придумал»,- рассмеялась она.
Делается вывод.
Знакомство с правилом по учебнику.
Внимательно посмотрите и скажите, какие знаки препинания ставятся при междометиях?
- В какой части речи мы встречали производные и непроизводные?
-Что, значит, производные предлоги? междометия? ( подтвердить ответы примерами).
Чтение сказки.
Работа по карточкам.
Выделить в этой сказке производные и непроизводные междометия.
СКАЗКА. «Без чего в речи не обойдешься?»
Я – самое главное слово, в разговоре без меня не обойтись, потому что я чувства и всякие настроения человеческие выражаю. Больно кому – он кричит: «Ай, ай, ай» или «Ой-ой ой». Весело ему, смеется: «Ха-ха-ха, хи-хи-хи хе-хе-хе». Встретились двое, сразу ко мне за помощью: «Привет! Здравствуйте! Спасибо! Пожалуйста! Крышка! Капут!» . а все эти ну, ага,аге, ого, ох,ах,гм-гм и им подобные – это ведь тоже мои братцы.
Н. Александрович.
О какой части речи ведется разговор?
Назовите из текста производные и непроизводные междометия.
Как пишутся повторяющиеся междометия?
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА
Задание:
- Выделить и записать междометия на 3 группы, эмоциональные, побудительные и этикетные: а, ага, ай, кис-кис, караул, здравствуйте, до свидания, боже мой, господи, вот это да, как бы ни так, алло, айда, цып-цып, брыс, марш, благодарю, извините, будьте добры, увы, черт возьми, с ума сойти, ужас, всего хорошего, спасибо, стоп, кыш, браво.
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ.
ПОБУДИТЕЛЬНЫЕ
ЭТИКЕТНЫЕ
Диалог на тему: «Встреча после летних каникул с употреблением этикетных междометий».
Слово учителя.
К междометиям примыкают звукоподражательные слова.
- Кто на доске воспроизведет звуки собаки, кошки , лягушки и часов?
- Учащиеся их пишут на доске. Как они пишутся?
- Они какие-либо чувства выражают?
Делается вывод.
Знакомство с правилом по учебнику.
Они передают крики животных и птиц, звуки неживой природы.
Выполняют упражнение 460.
ИТОГ УРОКА
- Что такое междометие?
- Какими бывают междометия?
- На какие 3 группы делятся по своему значению междометия?
- Какие знаки препинания ставятся при междометиях и звукоподражательных словах?
СЛОВО УЧИТЕЛЯ
От других частей речи междометия отличаются тем, что они не обозначают предметы, действия, признаки и т.д., не обслуживают знаменательные слова, подобно служебным словам. А между тем междометия - очень выразительные средства языка.
Например, в речи Эллочки Щукиной (вспомните этот персонаж из романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» ) междометия Хо-хо! и Ого!выражают, по свидетельству авторов (в зависимости от обстоятельств) ,иронию, удивление, восторг, ненависть, радость, презрение и удовлетворение.
НА ДОМ:
§§74,75 упр. 461 (устно), упр. 463 (письменно).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Междометие как особая часть речи
Урок русского языка в 7" А" классе.На данном уроке дети знакомятся с междометием,и выделяют ее как особую часть речи.Урок проводится в начале апреля,поэтому тему урока связываем с днем космонавти...
Урок русского языка в 10 классе. Тема урока: Способы словообразования знаменательных частей речи.
Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС. Используется технология развития критического мышления. Сопровождается презентацией. Данный урок был представлен на муниципальном конкурсе "Учитель го...
Конспект урока русского языка в 5 классе. Тема урока "Имя существительное - удивительная часть речи "
Урок русского языка в 5 классе. Обобщающий урок по теме "Имя существительное - удивительная часть речи "....
Тема урока «Имя числительное как часть речи»
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе на тему "Имя числительное как часть речи"....
Урок по теме «Междометие как особая часть речи» в 7 классе
Урок по теме «Междометие как особая часть речи» в 7 классе...
Урок русского языка в 6 классе Тема урока: Имя числительное как часть речи.
Урок русского языка в 6 классе Тема урока: Имя числительное как часть речи....
Конспект урока "Междометие как особая часть речи", 7 кл
Цель: Дать грамматическое понятие о междометии и его роли в речи. Задачи: 1) сформировать умение различать междометие и уметь дифференцировать его по отношению к звукоподражательным словам, междом...