ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Исконно русские и заимствованные слова»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Цель урока - познакомить учащихся с основными путями развития лексической системы; с новым способом пополнения лексического состава языка;
Задачи:
- обучающие. Знакомство с понятиями «исконно русские слова», «заимствованные слова»; показать учащимся богатство русского языка, раскрыть особенности заимствования как одного из способов развития языка; закреплять умение видеть и объяснять орфограммы в словах.
- развивающие. Формирование навыков работы со словарями (толковым, этимологическим, словарем иностранных слов); развивать логическое мышление; развивать умение выявлять в тексте заимствованные слова, сравнивать, анализировать, делать выводы.
-воспитательные. Воспитывать любовь к русскому языку, патриотические чувства, вызвать интерес к языковым явлениям воспитывать культуру речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
0003317d-65cd5d65.docx | 26.76 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Исконно русские и заимствованные слова»
Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей.
Горький М.
Ход урока
№ | Этап урока | Деятельность учителя (с указанием действий) | Деятельность учащихся | Время (в мин.) |
I | Организационный момент | Приветствие Создание положительного психологического настроя учеников | Запись числа, классной работы | 1 мин. |
II | Проверка домашнего задания | Из словаря выписать слова, обозначающие спортивные термины (не более 10 слов) | Чтение домашнего задания | 2 мин. |
III | Определение темы и целей урока | Сегодня у нас урок по теме "Исконно русские и заимствованные слова". Мы с вами узнаем много новых слов и научимся правильно использовать в речи заимствованные слова. | 1 мин. | |
IV | Вступительное слово учителя об исконно русских и заимствованных словах. | Сколько иностранных слов вы знаете? Как вы понимаете выражения «Заимствованные слова», «Исконно русские слова»? | Ответы учащихся Заимствованные - пришли из других языков, заимствовать – взять, перенять, усвоить Исконно русские слова - образовались по правилам русского языка, исконный - коренной | 3 мин. |
V | Подготовка к изучению нового материала | Вопросы учителя: -Приведите примеры новых слов, появившихся в связи с освоением космоса; - Приведите примеры новых слов, появившихся в связи с развитием экономической сферы, бизнеса. Сделать вывод: - Как называются такие слова? - Как появляются неологизмы и для чего они необходимы? | Учащиеся отвечают по цепочке Неологизмы Вывод: новые слова появляются беспрерывно. Появляется новая вещь – ее нужно как-то обозначить, назвать. | 5 мин. |
VI | Постановка проблемы | - Как узнать, из какого языка к нам пришли данные заимствованные слова? -Какие книги могут нам помочь? | Учащимся предлагается с помощью словаря выяснить происхождение слов:
| 5 мин. |
VII | Физминутка | Мы играем в баскетбол, волейбол и бадминтон, Приседаем, прыгаем и ногами дрыгаем. | 1 мин | |
VIII | Ознакомление с новым материалом | На экране выводится:
2. Почти все слова, в корне которых есть удвоенные согласные, – заимствованные: терраса, туннель, профессия, биссектриса 3. Многие существительные, в корне которых встречаются подряд две гласные буквы, – заимствованные: поэт, маэстро, тротуар Признаки заимствованных слов: 1. не изменяются; 2. начинаются с «а», «ф», «ц», «э», «ю»; 3. сочетания «шт», «хт», «кс», «мп»; 4.словообразовательные элементы аква, гео, био, теле. 5. Имеют конечные сочетания ИНГ, МЕН, ЕР, ция, манн, мейстер, бург (митинг, брифинг, супермен, таймер); 6. Наличие сочетаний ТЧ, ДЖ; - Для каждого признака приведите пример из слов, данных на экране или приведите свой собственный пример. | Делают записи в тетради (приводят примеры) | 5 мин. |
IX | Рассказ учителя | - Весь словарный состав русского языка с точки зрения его происхождения можно разделить на две группы: исконно русская лексика и заимствованные слова. Заимствование – закономерный и естественный процесс развития языка, представляющий собой результат общения и взаимодействия людей. Языковые контакты и лексические заимствования сопутствуют развитию словарного состава любого языка. Словарный состав языка постоянно пополняется, возникают в нашей речи всё новые русские слова. Пополнение словарного запаса осуществляется и за счет заимствования слов из других языков. Народы, населяющие разные страны, не могут жить обособлено. Между ними возникают торговые, культурные, политические связи. Общаясь между собой, народы иногда заимствуют друг у друга предметы личного и домашнего обихода. Орудия труда, машины, оружие, предметы искусства, научные понятия и т.п. Основными причинами заимствований являются следующие: 1.Исторические контакты народов. 2.Необходимость названия новых предметов и явлений. 3.Языковая мода. | Слово осваивается 1. Графически; 2. Фонетически; 3. Грамматически; 4. Лексически | 3 мин. |
X | Первичное осмысление и закрепление темы | 1. Вставьте недостающие слова. Саша и Юля живут в городе. Мама работает …………….., а папа - ………….. Дети занимаются в художественной ………………Саша любит рисовать…………………, а Юля ……………….В свободное время они всей семьей играют в ………………, катаются на ………………..Ребята с папой зашли в …………………, Саша купил ……………., ………………., а Юля ………….….. Мама в ………………. покупает …………………. Опорные слова: Телефонист, чипсы, фломастер, бананы, студия, аптека, супермаркет, таксист, карандаш, футбол, скутер, йогурт, витамины. Слово учителя. Беседа по вопросам. - Назовите источники обогащения нашего языка? -Из каких языков могут заимствоваться слова русским языком? | Выполнение тренировочных упражнений. | 5 мин |
XI | 2. Работа в группах. | Положительный – позитивный официально представить - презентовать хлеб с маслом – бутерброт экран – дисплей ненастоящее, поддельное – фальшивое крохотный - мизерный | 3 мин. | |
3.Замените словосочетания одним словом: - аппарат для приёма телевизионных передач - исполнитель ролей в театре или кино - объявление о спектакле или концерте - аппарат для разговора на расстоянии по проводам при помощи электрической энергии - здание со сценой, где ставят спектакли | Один ученик работает у доски, остальные пишут в тетрадях | 5 мин | ||
XII | Постановка задачи на дом | Объяснение домашнего задания. 1.Выучить признаки заимствованных слов. (Для всех). 2. Подберите к данным словам однокоренные слова разных частей речи: Компьютер Вокзал Газета Адрес Костюм | Запись в дневниках | 2 мин |
XIII | Оценивание | Подробный комментарий учителя | Выставление оценок в дневники | 1 мин |
XIV | Подведение итогов | - Подведем итоги и обобщим все вышесказанное. Закончите предложения: - На уроке я узнал… - Мне было интересно… - Теперь я понял, что… | Ответы учащихся | 3 мин. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе по теме "Обобщающее повторение о второстепенных членах предложения"
Урок проводился в игровой форме на этапе, когда весь материал по теме"Второстепенные члены предложения" полностью изучен и необходимо проверить, готовы ли ученики к контрольной работе.Это урок-соревно...
План-конспект открытого урока по русскому языку в 7классе по теме : "Наречие".
Данный материал даёт возможность повторить и закрепить основные правила правописания наречий, формирует умение применять теоретические знания на практике....
План-конспект открытого урока по русскому языку в 9 классе школы V вида по теме «Вводные слова и знаки препинания при них».
Данный материал используется на уроках русского языка в 9 классе школы Vвида (детей с тяжёлыми нарушениями речи), а также возможно его использование на логопедических занятиях в школе c учащимися II с...
План – конспект открытого урока по русскому языку «Междометия и звукоподражательные слова». 7 класс.
План-конспект открытого урока по русскому языку "Междометия и звукоподражательные слова" с использованием технологической карты урока. Базовый учебник М.М.Разумовская, С.И.Львова и др. «Русский...
План-конспект открытого урока по русскому языку на тему "Морфология. Повторение" 5 кл
материал представляет собой план-конспект урока с использованием приемов и методов ФГОС...
План-конспект творческого урока по русскому языку "Что такое настоящая дружба"
Цели урока: создание условий для формирования у старшеклассников осознанной потребности в самопознании и саморазвитии в сложный период личностного становления и самоопределения.Задач...
План - конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе на тему "О-Е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях прилагательных"
Урок построен в форме путешествия, где отражена разноуровневая работа с детьми....