ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Исконно русские и заимствованные слова»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Надмитова Баярма Владимировна

Цель урока - познакомить учащихся с основными путями развития лексической системы; с новым способом пополнения лексического состава языка;  

Задачи:

- обучающие. Знакомство с понятиями «исконно русские слова», «заимствованные слова»;  показать учащимся богатство русского языка, раскрыть особенности заимствования как одного из способов развития языка;  закреплять умение видеть и объяснять орфограммы в словах.  

- развивающие. Формирование навыков работы со словарями   (толковым, этимологическим, словарем иностранных слов); развивать логическое мышление; развивать умение выявлять в тексте заимствованные слова, сравнивать, анализировать, делать выводы.

-воспитательные. Воспитывать любовь к русскому языку, патриотические чувства, вызвать интерес к языковым явлениям воспитывать культуру речи

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 0003317d-65cd5d65.docx26.76 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО

Надмитова Баярма Владимировна

Место работы

МБОУ «Боргойская основная общеобразовательная школа» Джидинского района Республики Бурятия

Должность

Учитель русского языка и литературы

Предмет

Русский язык

Класс

6 класс

Тема урока

Исконно русские  и заимствованные слова.

Базовый учебник

УМК под редакцией УМК Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др.

«Русский язык». 6 класс. М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова, Н.В.Ладыженская, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба, научный редактор – д.ф.н., академик Н.М.Шанский - издательство «Просвещение», 2014 г.

Цель  урока:

Познакомить учащихся с основными путями развития лексической системы; с новым способом пополнения лексического состава языка;  

Задачи:

- обучающие

Знакомство с понятиями «исконно русские слова», «заимствованные слова»;  показать учащимся богатство русского языка, раскрыть особенности заимствования как одного из способов развития языка;  закреплять умение видеть и объяснять орфограммы в словах.  

- развивающие

формирование навыков работы со словарями   (толковым, этимологическим, словарем иностранных слов); развивать логическое мышление; развивать умение выявлять в тексте заимствованные слова, сравнивать, анализировать, делать выводы.

-воспитательные

воспитывать любовь к русскому языку, патриотические чувства, вызвать интерес к языковым явлениям воспитывать культуру речи

  Тип урока

Урок   усвоения    нового материала 

  Формы работы учащихся

Фронтальный опрос, самостоятельная работа учащихся,  выполнение тренировочных упражнений.

Методы и приёмы

слово учителя с элементами беседы, тренировочные упражнения, наблюдение над языковым явлением

  Необходимое техническое оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, карточки с заданиями

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Исконно русские  и заимствованные слова»     

Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей.

  Горький М.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя (с указанием действий)

Деятельность учащихся

Время

(в мин.)

I

Организационный момент

Приветствие

Создание положительного психологического настроя учеников

Запись числа, классной работы

1 мин.

II

Проверка домашнего задания

Из словаря выписать слова, обозначающие спортивные термины (не более 10 слов)

Чтение домашнего задания

2 мин.

III

Определение темы и целей урока

Сегодня у нас урок   по теме "Исконно русские и заимствованные слова". Мы с вами узнаем много новых слов и научимся правильно использовать   в речи заимствованные слова.

1 мин.

IV

Вступительное слово учителя об исконно русских и заимствованных словах.

Сколько иностранных слов вы знаете?

Как вы понимаете выражения  «Заимствованные слова»,  «Исконно русские слова»?

Ответы учащихся

Заимствованные - пришли из других языков, заимствовать – взять, перенять, усвоить

Исконно русские слова - образовались по правилам русского языка, исконный - коренной

3 мин.

V

 Подготовка к изучению нового материала

Вопросы учителя:

-Приведите примеры новых слов, появившихся в связи с освоением  космоса;

 - Приведите примеры новых слов, появившихся в связи с развитием экономической сферы, бизнеса.

Сделать вывод:

- Как называются такие слова?

- Как появляются неологизмы и для чего они необходимы?

Учащиеся отвечают по цепочке

Неологизмы 

Вывод:  новые слова появляются беспрерывно. Появляется новая вещь – ее нужно как-то обозначить, назвать.

5 мин.

VI

Постановка проблемы

- Как узнать, из какого языка к нам пришли данные заимствованные слова?

 -Какие книги могут нам помочь?

Учащимся предлагается с помощью словаря выяснить происхождение слов:

  1. Теннис, ксерокс, чипсы,  дисплей,
  2. файл, видеоролик, брелок, лазер,
  3. факс, бандана, джинсы, бигмак,

5 мин.

VII

Физминутка

Мы играем в баскетбол, волейбол и бадминтон,

Приседаем, прыгаем и ногами дрыгаем.

1 мин

VIII

Ознакомление с новым материалом

На экране выводится:

  1. Все существительные на -ия заимствованные

2. Почти все слова, в корне которых есть удвоенные согласные, – заимствованные:

терраса, туннель, профессия, биссектриса

3. Многие существительные, в корне которых встречаются подряд две гласные буквы, – заимствованные:

поэт, маэстро, тротуар

Признаки заимствованных слов:

1. не изменяются;

2. начинаются с «а», «ф», «ц», «э», «ю»;

3. сочетания «шт», «хт», «кс», «мп»;

4.словообразовательные элементы аква, гео, био, теле.

5. Имеют конечные сочетания ИНГ, МЕН, ЕР, ция, манн, мейстер, бург (митинг, брифинг, супермен, таймер);

6. Наличие сочетаний ТЧ, ДЖ;

- Для каждого признака приведите пример из слов, данных  на экране или приведите свой собственный пример.                                              

Делают записи в тетради (приводят примеры)

5 мин.

IX

Рассказ учителя

- Весь словарный состав русского языка с точки зрения его происхождения можно разделить на две группы: исконно русская лексика и заимствованные слова. Заимствование  – закономерный и естественный процесс развития языка, представляющий собой результат общения и взаимодействия людей. Языковые контакты и лексические заимствования сопутствуют развитию словарного состава любого языка.

Словарный состав языка постоянно пополняется, возникают в нашей речи всё новые  русские слова. Пополнение словарного запаса осуществляется и за счет заимствования слов из других языков. Народы, населяющие разные страны, не могут жить обособлено. Между ними возникают торговые, культурные, политические связи. Общаясь между собой, народы иногда заимствуют друг у друга предметы личного и домашнего обихода. Орудия труда, машины, оружие, предметы искусства, научные понятия и т.п.

Основными причинами заимствований являются следующие:

1.Исторические контакты народов.

2.Необходимость названия новых предметов и явлений.

3.Языковая мода.

Слово осваивается

1. Графически;

2. Фонетически;

3. Грамматически;

4. Лексически

3 мин.

X

Первичное осмысление и закрепление темы

1. Вставьте недостающие слова.

Саша и Юля живут в городе. Мама работает …………….., а папа - …………..

Дети занимаются в художественной ………………Саша любит рисовать…………………, а Юля ……………….В свободное время они всей семьей играют в ………………, катаются на ………………..Ребята с папой зашли  в …………………, Саша купил ……………., ………………., а Юля ………….….. Мама в ………………. покупает ………………….

Опорные слова:

Телефонист, чипсы, фломастер, бананы, студия, аптека, супермаркет, таксист,  карандаш, футбол, скутер, йогурт, витамины.

Слово учителя. Беседа по вопросам.

- Назовите источники обогащения нашего языка?

-Из каких языков могут заимствоваться слова русским языком?

Выполнение тренировочных упражнений.

5 мин

XI

2. Работа в группах.
Попробуйте заменить иноязычные слова  синонимами исконно русского происхождения.

Положительный – позитивный

официально представить - презентовать

хлеб с маслом – бутерброт

экран –  дисплей

ненастоящее, поддельное – фальшивое

крохотный - мизерный

3 мин.

3.Замените словосочетания одним словом:

- аппарат для приёма телевизионных передач

- исполнитель ролей в театре или кино

- объявление о спектакле или концерте

- аппарат для разговора на расстоянии по проводам при помощи электрической энергии

- здание со сценой, где ставят спектакли

Один ученик работает у доски, остальные пишут в тетрадях

5 мин

XII

Постановка задачи на дом

Объяснение домашнего задания.

1.Выучить признаки заимствованных слов. (Для всех).

2. Подберите к данным словам однокоренные слова разных частей речи:

Компьютер

Вокзал

Газета

Адрес

Костюм

Запись в дневниках

2 мин

XIII

Оценивание

Подробный комментарий учителя

Выставление оценок в дневники

1 мин

XIV

Подведение итогов

- Подведем итоги и обобщим все вышесказанное. Закончите предложения:

- На уроке я узнал…

- Мне было интересно…

- Теперь я понял, что…

Ответы учащихся

3 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе по теме "Обобщающее повторение о второстепенных членах предложения"

Урок проводился в игровой форме на этапе, когда весь материал по теме"Второстепенные члены предложения" полностью изучен и необходимо проверить, готовы ли ученики к контрольной работе.Это урок-соревно...

План-конспект открытого урока по русскому языку в 7классе по теме : "Наречие".

Данный материал даёт возможность повторить и закрепить основные  правила правописания наречий, формирует умение применять теоретические знания на практике....

План-конспект открытого урока по русскому языку в 9 классе школы V вида по теме «Вводные слова и знаки препинания при них».

Данный материал используется на уроках русского языка в 9 классе школы Vвида (детей с тяжёлыми нарушениями речи), а также возможно его использование на логопедических занятиях в школе c учащимися II с...

План – конспект открытого урока по русскому языку «Междометия и звукоподражательные слова». 7 класс.

План-конспект открытого урока по русскому языку "Междометия и звукоподражательные слова" с использованием технологической карты урока. Базовый учебник  М.М.Разумовская, С.И.Львова и др. «Русский...

План-конспект открытого урока по русскому языку на тему "Морфология. Повторение" 5 кл

материал представляет собой план-конспект урока с использованием приемов и методов ФГОС...

План-конспект творческого урока по русскому языку "Что такое настоящая дружба"

Цели урока: создание условий для формирования у старшеклассников осознанной потребности в   самопознании и саморазвитии в сложный период личностного становления и  самоопределения.Задач...