План-конспект урока." Прямое и переносное значение слова"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Кожемякина Евгения Сергеевна

Разработка урока русского языка в 5 классе по теме: "Прямое и переносное значение слова" по УМК Т.А.Ладыженской

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pryamoe_i_perenosnoe_znachenie_slov.docx35.27 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока.

Составила Путилова Евгения Сергеевна,

учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ №3 г.Кыштыма Челябинской области.

Класс: 5

Предмет: русский язык

Учебник: Русский язык 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2    ч./ Автор-составитель: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов и др. – Москва: Просвещение, 2012 г

Цель  урока: формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации к предмету на примере темы «Прямое и переносное значение слов», организация деятельности обучающихся для достижения ими следующих результатов:

Личностные: 

  • осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
  • стремление к речевому самосовершенствованию;) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные:

  • владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение:
     адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
  •  владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов;
  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;  овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации;
  • способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
  • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо:  способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

Предметные

  • представление об основных функциях языка, о связи языка и культуры народа, о роли языка в жизни человека и общества;
  • проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический),
  •  понимания  особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка в тексте;
  • овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
  1. Задачи.

Обучающие:

развить умение формулировать определение понятий;

развить умение находить  слова в переносном значении в тексте;

формировать умение использовать в речи слова в прямом и переносном значении;

развить умение определять значение слов по толковому словарю;

обогащать словарный запас учащихся;

совершенствовать орфографические и  умения.

Развивающие:

развитие критического мышления обучающихся;

развитие внимания обучающихся ;

формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

развивать умение применять новые знания;

развитие творческих, речевых способностей учащихся;

формирование логических умений;

развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

развитие умения формулировать проблему;

развитие умения групповой и парной работы.

3.Воспитательные:

воспитание интереса и уважения к родному языку;

воспитание ценностного отношения к слову;

развитие коммуникативных УУД:

создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

  1. Тип урока: урок по ознакомлению учащихся с новым материалом
  2. Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, групповая

  1. Необходимое техническое оборудование: ПК; мультимедийный проектор;

  1. Структура и ход  урока

Прямое и переносное значение слов.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Время

Формируемые УУД.

1

Организационный момент, мотивация к учебной деятельности.

Приветственное слово учителя (на фоне аудиозаписи из м/ф «Крошка Енот» - «От улыбки…»):

Учитель предлагает улыбнуться соседу по парте и другим одноклассникам

Приветствие

учащихся

1 мин

Принцип психологической комфортности

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха

2

Актуализация знаний

 Постановка учителем проблемной ситуации: «Ребята! Вчера я познакомилась с удивительным человеком. Он оказался иностранцем.   Мы стали общаться и после  разговора  я сказала ему,   что у него мягкий характер, острый ум, золотые руки. И он светится от счастья. Но,к сожалению,этот человек не понял меня!

А вы  сможете описать его?

Объясните значения слов, которые помогли описать друга?

Мягкий характер- хороший  характер

Острый ум-  быстро понимающий. Острый как нож

Золотые руки- все умеет делать.

Светится от счастья-  очень рад

Он не смог понять значения слов, потому что это были слова с переносным значением».

Формулирование темы урока, запись ее в тетради.

Обучающиеся высказывают предположения, обсуждают их с одноклассниками.

Учащиеся называют тему урока.

4 мин

Принцип целостности.

УУД: познавательные, коммуникативные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

3

Целеполагание и мотивирование

Учитель предлагает задание:

на доске написаны следующие словосочетания:

Седая голова - седая зима.

-Ребята, какой корень у этих слов.

- А какое значение  у этих слов?

Седой- побелевший от старости

На основе сходства ( зима – тоже белая)

 -А как вы думаете, какое слово появилось первым.

- Правильно, потому что второе «Седая зима» появилось на основе сходства по цвету.

Мы с вами сейчас столкнулись с  явлением русского языка - прямым и переносным значением.

Учащиеся ставят цели урока:

научиться находить слова в переносном значении;

научиться определятьзначение и смысл слов в переносном значении

4 мин

Коммуникативные, регулятивные УУД

4

Ввод нового материала

Учитель предлагает самостоятельно  дать определение , что такое прямое и переносное значение слов, затем сопоставить с определением из учебника. Затем предлагает определить, как в толковом словаре указывается прямое значение слов и переносное.

Обучающиеся самостоятельно дают определение, затем сравнивают его с материалами учебника, находят в словарных статьях из учебника информацию о значениях слов.

5 мин.

Коммуникативные, познавательные, регулятивные УУД

5

Первичное закрепление

Учитель предлагает обратиться к слайду со стихотворными строками.

«Прочитаем, что выделено жирным шрифтом!

Такой прием в русском языке  называется метафорой.

-В саду горит  костер рябины красной!

-Дуб роняет и под ноги стелет золотое тонкое перо.

А это прием называется олицетворением.

-Попробуйте сами привести примеры.

Разгулялась вьюга

Ветер уснул.

Эти средства мы будем подробнее разбирать на уроках литературы и уроках развития речи.

Ученики распределят слова по группам, записывают в тетради. В случае затруднения обращаются к подсказке

3 мин.

Коммуникативные, познавательные  УУД

6

Применение нового знания в стандартной ситуации

Учитель консультирует в случае необходимости.

Запишите в два столбика словосочетания. Прямое и переносное значение слова.

 -Чистые помыслы- без утайки, искренние  

-Чистые руки-  

-Быстрая река-река, которая быстро движется

-Быстрый ум- быстро соображает.

-Холодные руки- от холода  

-Холодное сердце - равнодушное

Почему вы так распределили?

Ученики работают в парах.

3 мин.

Коммуникативные, познавательные, регулятивные  УУД

Учитель предлагает задание. Анализ текста.

Текст заранее распечатан.

Когда с утра до вечера сеял дождь, березка сникала и безропотно мокла. Случалось, перед самым закатом у горизонта открывалось чистое небо и на березовую вершину садилось отдохнуть солнце, будто сказочная жар- птица. 

Запутавшись в ветвях ,солнце рассыпалось пучками лучей. Скошенное поле вдруг озарялось низким, тревожным отсветом, вспыхивала и становилась отчетливо заметной  каждая 

серебряная нитка паутины…

Прочитать.

О чем текст?

Озаглавьте текст. (Закат)

Определите основную тему текста. Красота захода солнца.

Объяснить орфограммы.

      Найдите слова , употребленные в переносном значении.

Художники бывают разные. Одни художники рисуют кистью. А другие – словом. А слово в переносном значении  помогает художнику сделать эту картину яркой и образной .В каждом художественном произведении  мы встретим такие средства.  

Ученики работают индивидуально

5 мин.

Познавательные, регулятивные  УУД

7

Перенос в новые условия

2.Напишите небольшую миниатюру: «Осень в парке», опишите природу, используя слова в прямом и переносном значении, в случае затруднения обратитесь к материалам учебника.

Пишут творческую работу, затем читают её в классе, оценивая и рецензируя работы одноклассников.

10 мин.

Коммуникативные, познавательные, регулятивные  УУД

8

Домашнее задание

  1. Учитель предлагает на выбор: 1) выписать из художественных произведений 5 предложений (одно сложное) со словами в переносном значении.
  2. 2) подготовить выступление «На чем основано переносное значение слов»

3) Самостоятельно придумать 5 предложений с переносным значением.

Учащиеся выбирают задание из предложенных учителем

3 мин.

Познавательные, регулятивные  УУД

9

Подведение итогов

Ученики определяют, что они узнали на уроке, какие вопросы им хотелось бы обсудить на последующих уроках.

3 мин.

Коммуникативные, познавательные, регулятивные  УУД

10

Оценивание

Учитель предлагает оценить свою работу и работу соседа по парте, оценивает  наиболее активных учащихся.

Обучающиеся дают оценку деятельности по её результатам, самооценка

3  мин.

Коммуникативные, регулятивные УУД

11

Рефлексия

Учитель предлагает оценить уровень понимания данной темы и свои впечатления от урока  с помощью рисунков.

1 мин.

Регулятивные УУД


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок:" Прямое и переносное значение слова"

Тип урока: изучение и первичное закрепление полученных знаний.Цели урока: создать условия для осознания учащимися понятия метафора, на примере художественных текстов формировать умение находить...

Конспект урока "Прямое и переносное значение слов" (5 класс)

Данный урок разработан для слабых учащихся....

Конспект урока "Прямое и переносное значение слова"

Данный урок разработан для слабых учащихся....

Технологическая карта урока "Прямое и переносное значение слов"

Технологическая карта урока "Прямое и переносное значение слов"...