План-конспект "Соотношение человека и природы в «Слове о полку Игореве"
план-конспект занятия по литературе (9 класс)
В данном плане-конспекте представлен анализ художественного пространства (есть графическая схема), анализ Плача Ярославны (на основе статьи Романа Якобсона). Также в конспекте есть работа с оригинальными источниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priroda_i_chelovek.docx | 756.7 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект
Соотношение человека и природы в «Слове о полку Игореве»
Подготовила: Абрамова Анастасия Анатольевна
Класс: 9
Предмет: Литература
Тема: Соотношение человека и природы в «Слове о полку Игореве»
Цель: Проследить взаимосвязь человека и природы в «Слове…»
Задачи:
1. Продолжить формирование умения анализировать текст, акцентируя внимание учащихся на лексике и синтаксисе произведения.
2. Воспитывать в учащихся такие нравственные черты, как духовность, умение анализировать поступки окружающих, а также свои собственные; на примере данного произведения прививать уважение и любовь к природе.
3. Развивать навыки культуры речи; учить находить главное в тексте, общее и отличительное в явлениях, формулировать выводы, обобщать факты, подводить итоги;
Тип урока: урок открытия нового знания
Методы обучения:
- словесные (беседа, фронтальный опрос);
- наглядные (презентация).
- практические (перевод текста, составление карты, схемы)
Формы работы: индивидуальная, фронтальная.
Оборудование урока: компьютер, презентация, доска
Ход урока:
Организационный момент (2 мин):
Здравствуйте ребята, я рада вас всех видеть на сегодняшнем уроке. Как ваше настроение? Я предлагаю начать работу.
Актуализация знаний (4 мин):
Учитель: Ребята, вы уже ознакомились с текстом «Слово…», и поэтому я предлагаю выполнить следующее задание: перед вами три иллюстрации ваша задача узнать, какие эпизоды из произведения здесь изображены.
(Затмение)
(Плач Ярославны)
(Возвращение Игоря из плена)
Учитель: Подумайте, что объединяет эти три эпизода?
Ученики: Во всех трёх эпизодах мы можем увидеть активное присутствие природных сил. Природа участвует в событиях, то замедляя, то ускоряя их ход. Она активна и в этой своей активности наделяется почти человеческими качествами. Она сочувствует русским воинам, стремится предупредить их об опасности, помогает Игорю в его бегстве из плена, у неё ищет сочувствия и помощи Ярославна.
Учитель: Можете ли вы привести примеры, где природа была бы самостоятельна?
Ученики: В «Слове…» человек и природа имеют неразрывную связь, именно поэтому они всегда вместе, природа не воспринимается без человека.
Учитель: Вы совершенно правы, мы видим полное единство человека и мира (природа, космос, бог)
Анализ художественного пространства (10 мин):
Учитель: Ребята, я предлагаю сейчас всем вместе нарисовать карту передвижения Игоря и его войска. (Учитель рисует карту у доски, а класс работает в своих тетрадях)
Наводящие вопросы:
Из какого пространства Игорь начинает свой путь? (Новгород-Северский на карте можно изобразить как «Русская земля»)
Куда направляется войско Игоря? (Половецкая земля)
Что располагается между этими пространствами? «О Русская земля!
Ты уже за холмом.» (Символической границей выступает холм. Холм(гора) ассоциируется с «осью мира», а значит можно предположить, что переступая эту границу воины как бы попадают в потусторонний мир.)
Учитель: Найдите в тексте момент изображения затмения. Как природа реагирует на поход князя?
Ученики: Природа сопротивляется, она хочет всеми силами предупредить Игоря о грозящей опасности:
Середь бела-дня ночная тень
Ополченья русские покрыла.
Солнце тьмою путь ему закрыло,
Ночь грозою птиц перебудила,
Свист зверей несётся, полон гнева,
Кличет Див над ним с вершины древа,
Кличет Див, как половец в дозоре…
Учитель: Как мы видим далее, Игорь не прислушался к голосу природы,
Учитель: Почему природа против похода Игоря, ведь в то время князья очень часто воевали?
Ученики: Святое Писание, по которому должны жить православные князья (и по которому жил Владимир Мономах), запрещало завоевательные походы. Князь обязан защищать пределы своей земли, но не завоевывать чужие. Для истинного православного человека, князя или воина, это была аксиома. Бог дает князьям власть (т.е. землю, княжество), и потому никто из людей не должен покушаться на неё. Игорь предпринял не оборонительный поход, как прежние князья, а завоевательный!
Учитель: Да, это так. Причиной похода является гордыня, Игорь собрал поход, чтобы получить собственную славу и признание. Давайте найдём подтверждение этим словам в тексте.
Сядем, братья, на лихих коней,
Да посмотрим синего мы Дону! —
Вспала князю эта мысль на ум —
Искусить неведомого края
Очень ярко этот эпизод показан в переводе Д. С. Лихачёва:
Пыл у князя ум похитил и желание отведать Дону великого заслонило ему знамение.
Гордыня - затмение души. А в природе - затмение солнца. Автор тонко уловил эту символическую параллель и развивает её в своем творении, он строит великолепный художественный образ, развернутый на все повествование.
Мы видим явную дисгармонию, в тот момент, когда Игорь пренебрёг предупреждением свыше.
Учитель: Давайте посмотрим, как автор описывает пространство половецкой земли, в свои тетради выпишите характерные черты, обратите внимание на цветовую символику (описание местности, звуки…)
Ученики: Степь, тьма, гроза, «Свист зверей несётся, полон гнева», «Голосят, как лебеди в испуге», «Птицы, поднимаясь над дубами, /Реют с криком жалобным своим», вой волков, крик орлов, мгла, «Стон и скрежет в сумраке ночном…», «кровяные зори / Возвещают бедствие с утра», «Вспыхивают молнии кругом», ветер ( до 14 части)
Учитель: Почему Игоря окутывает тьма, когда он находится в Половецкой земле?
Ученики: Во- первых, воины переступили границу и находятся на «чужой» земле. Во-вторых, тьма как бы заранее указывает на исход всего сражения. В-третьих, князь Игорь поступил неправильно по отношению к братьям, гонясь за собственной славой.
Учитель: Какими строчками заканчивается вторая битва Игоря?
Ученики: Степь поникла, жалости полна,
И деревья ветви приклонили.
Учитель: О чём говорят нам эти строки?
Ученики: Вся природа скорбит русским воинам.
Учитель: Действительно, трудно назвать другое какое-либо произведение, в котором история людей и изменения в природе были бы так тесно слиты. И это слияние, единство людей и природы усиливает значительность происходящего, усиливает драматизм. Все события русской истории получают отклик в русской природе и, тем самым, оказываются удесятеренными в силе своего звучания.
Работа с оригинальным источником (6 мин):
Учитель: Ребята, сейчас на слайде будут появляться цитаты из оригинального источника. Внимательно прочитав отрывок, попробуйте перевести его на современный русский язык, как будите готовы поднимайте руку.
1//. Сами скачютъ, акы сhрыи вълци въ полh,
Ищучи себh чти, а князю славh/.
(Сами скачут, как серые волки в поле, ища себе чести, а князю славы)
2. О Руская земле! Уже за шоломянемъ еси!
(О Русская земля! Уже за холмом ты)
3. Другаго дни велми рано
Кровавыя зори свhт повhдают.
(На другой день совсем рано кровавые зори свет возвещают)
4. ту ся саблямъ потручати о шеломы половецкыя
(Тут саблями побиться о шлемы половецкие)
5. дятлове тектомъ путь къ рhцtе кажуть
(дятлы стуком путь к реке указывают)
Анализ Плача Ярославны (13 мин)
Учитель: Я предлагаю вам обратиться к такому важному и значимому эпизоду «Слова…» как «Плач Ярославны». Как вы думаете к какому жанру можно его отнести?
Ученики:
- Плач - само слово связано с глаголом «плакать» и означает горестную речь со слезами по кому-либо. Такие плачи были обычным явлением во время похоронных процессий.
- Песня - песенные мотивы подтверждаются лиризмом плача и повторами.
Ярославна, полная печали,
Как кукушка, кличет на юру (повтор 2 раза)
- Заклинание - героиня просит и требует одновременно. Она как будто колдует, стоя на юру, надеясь вызвать все силы природы к себе в союзники.
- Причитание - жанр обрядового фольклора причитания имеют особую плачевую мелодику, в них выражается горе исполнительницы по поводу какого-то конкретного события. Хотя плакальщица активно использует «общие места», характерные для местной традиции причетов, каждый порождаемый ею плач уникален. Считалось, что причитать можно только в светлое время суток.
- Языческая молитва (Якобсон) - 1) грамматическая доминанта текста – обращение, просьба 2) сакральность, сверхъестественная сущность адресата.
Учитель: Ребята, давайте обратимся к вот этому отрывку. Подумайте, какой явный фольклорный мотив мы можем здесь заметить?
Обернусь я, бедная, кукушкой,
По Дунаю-речке полечу
И рукав с бобровою опушкой,
Наклонясь, в Каяле омочу.
Ученики: Здесь присутствует мотив волшебной сказки. Плен Игоря эквивалентен пребыванию сказочного героя в «тридесятом царстве» (которое, как известно, символизирует мир мертвых).
Учитель: Почему Ярославна обращается в кукушку?
Ученики: посредница между миром живых и миром мёртвых. Сказочная традиция: кукушка приносит живую и мёртвую воду для оживления героя.
Учитель: Обратимся теперь к образам Дуная и Каялы, попробуем выяснить, почему именно с этими реками символически связывает автор «Слова» представление о живой и мертвой воде. Источником какой воды выступает Дунай?
Ученики: Дунай выступает источником живой воды. Именно эта река находится в пространстве родных земель. Исторически Дунай занимал особую роль в сознании славян, являясь главной, священной рекой славянской прародины, «матушкой-рекой». Добро, спокойствие, благодать.
Учитель: В связи с этим давайте подумаем с чем может быть связан образ реки Каялы?
Ученики: Река смерти.
Учитель: Да, вы правы. Существует множество трактовок названия этой реки, некоторые учёные считают, что она произошло от глагола «каяти» в значении осуждать, порицать. В самом тексте слова присутствует этот глагол народы «поют славу Святославу, кают князя Игоря». Налицо противопоставление восхваления и осуждения. Перенося это значение на реку, мы видим значение: река с дурной славой. Можно сказать, что Каяла – это отражение эпических представлений, известных многим народам, о реке зла, реке бедствий.
Учитель: Как вы думаете, зачем Ярославне живая вода (которая обладает воскрешающими свойствами), если Игорь не умер, а всего лишь ранен?
Ученики: Игорь, действительно не умер, но в символическом плане пленение Игоря толкуется автором «Слова…» как смерть. В самом начале Игорь сказал:
Братья и дружина!
Лучше быть убиту от мечей,
Чем от рук поганых полонёну! (Лучше убитым быть, чем пленённым)
Учитель: верно. Мы видим символическое воскрешение героиней символически умершего Игоря с помощью живой воды.
Учитель: Давайте обратимся к следующему эпизоду.
Далеко в Путивле, на забрале,
Лишь заря займётся поутру,
Ярославна, полная печали,
Как кукушка, кличет на юру
Попробуйте догадаться какое значение имеют выделенные слова.
Ученики:
- Образ Путивля. Исследователи, ссылаясь на летопись, пишут, что Ярославна не могла ожидать мужа в Путивле: она должна была находиться в Новгороде-Северском, столице княжества Игоря. Автор «Слова о полку Игореве» сознательно искажает действительность с определённой художественной целью. Путивль – город на границе Новгород-Северского княжества.
- Образ забрала. Забрало – верхняя часть городских стен, по которой можно было ходить.
- Юр – открытое, многолюдное место.
Учитель: Как вы считаете, почему Ярославна выбрала именно это место для своего плача?
Ученики: Ярославна стоит в центре на высокой городской стене в г. Путивле. Она простирает свои руки над полями, крестьянскими избами, над всем необъятным миром. Горе Ярославны разделяет весь народ.
Учитель: Почему героиня не имеет имени и названа по отчеству?
Ученики: это приверженность традиции наименования княгинь только по отчеству, жена Всеволода Святославича — Глебовна. Предпочтение родового имени перед индивидуальным.
Учитель: Воплощением чего является Ярославна?
Ученики: Ярославна олицетворяет в «Слове о полку Игореве» всех русских жен, на чью долю выпала горькая участь оплакивать своих мужей, нашедших безвременную смерть на поле боя. В плаче Ярославны стирается граница между личным и общим, жизнью человека и жизнью рода, жизнью рода и жизнью народа. В ней автор воплотил идеал русской женщины XII в.
Учитель: К кому обращается Ярославна?
Ученики: княгиня обращается к «светлому и тресветлому Солнцу», «Ветру Ветрилу», «Днепру Славутичу».
Учитель: Да, вы правы. Якобсон обратил внимание на то, что «три адресата заклинательных зовов Ярославны явственно принадлежат трем ярусам мироздания, запечатленным в космологической традиции индоевропейских народов: высшая область — небо, низшая — земля, средняя — промежуточный мир между небом и землей». Представителем верхней сферы в П. Я. выступает Тресветлое Солнце, средней — Ветер Ветрило, низшей — Днепр Славутич. (Это изображается на доске)
Высшая область – небо (Солнце) |
Средняя область – промежуточный мир (Ветер) |
Низшая область – земля (Днепр) |
Учитель: Посмотрите на схему и скажите, почему Ярославна обращается именно к этим природным силам?
Ученики: Ярославна обращается ко всей природе, к космосу в целом, стремясь все природные силы привлечь к вызволению Игоря из половецкого плена. И молитва Ярославны возымела действие.
Учитель: Плач Ярославны - это голос живой, всепобеждающей любви. Он обращен не к людям, которые бессильны помочь ей, а к стихийным силам природы. Думая об участи мужа, Ярославна думает и о всех русских воинах, ушедших с ним. Любовь к Игорю неразрывно связана с любовью к Русской земле и ее защитникам. И словно откликаясь на страстный призыв, природа приходит на помощь. (Записать)
Учитель: В плаче и в самом «Слове…» наблюдается пограничная ситуация, в которой находятся Ярославна, князь Игорь, Русь. Речь идёт о границе между жизнью и смертью (рана Игоря, угроза Руси со стороны половцев). Что лежит в основе этой пограничности?
Ученики: В основе пограничной ситуации лежит разобщённость, разъединённость (Ярославна и Игорь, Игорь и Русь, междоусобицы русских князей).
Обсуждение возвращения Игоря (6 мин):
Учитель: Ребята, я предлагаю посмотреть вам короткий отрывок из мультипликационной экранизации 1972 года. Какой эпизод здесь изображён? Как изменяется природа, какое у неё отношение к главному герою?
Ученики: Здесь показан заключительный эпизод, а именно освобождение Игоря из плена. Мы видим, как природа указывает князю верный путь в родные земли, она всеми силами пытается помочь князю.
Учитель: обратите внимание на следующий отрывок
И поплыл, как гоголь по волне,
Полетел, как ветер, на коне.
Конь упал, и князь с коня долой,
Серым волком скачет он домой.
Словно сокол, вьётся в облака,
Увидав Донец издалека.
Чем этот эпизод отличается от описания затмения?
Ученики: здесь нет ярких пейзажных зарисовок, красочных эпитетов, потому что автору важно показать единство героя и природы, обретя гармонию они двигаются в одном направлении. Здесь употреблено много глаголов, которые говорят о движении и быстроте, о стремлении Игоря вернуться в родной край.
Учитель: найдите в тексте разговор реки Донец и Игоря.
Рек Донец: — Велик ты, Игорь-князь!
Русским землям ты принёс веселье,
Из неволи к дому возвратясь.
— О, река! — ответил князь. — Немало
И тебе величья! В час ночной
Ты на волнах Игоря качала,
Берег свой серебряный устлала
Для него зелёною травой.
И когда дремал он под листвою,
Где царила сумрачная мгла,
Страж ему был гоголь над водою,
Чайка князя в небе стерегла.
Что мы можем понять из диалога?
Ученики: Игорь благодарит реку, за помощь. Мы видим, как меняется его отношение к природным силам, он понимает их ценность.
Домашнее задание:
Ответьте письменно на вопрос (4-5 предложений)
Можно ли назвать природу в «Слове…» активным действующим лицом?
Творческое задание: Подготовьте сообщение о значении солнечного затмения для славян. В качестве дополнительного материала можете воспользоваться статьёй А.И. Робинсона «Солнечная символика в «Слове о полку Игореве»
Итог урока:
Учитель: Ребята, давайте сделаем вывод, как соотносится человек и природа в «Слове о полку Игореве».
Ученики:
Природа теснейшим образом связана с судьбой действующих лиц повествования. Различные пейзажи помогают отобразить мировоззрение человека того времени. Приём психологического параллелизма очень ярко показывает чувства героев и атмосферу, царящую вокруг. Единство человека и природы усиливает драматизм, значительность происходящего. Для автора природа – неисчерпаемый источник поэтических средств и своего рода музыкальное сопровождение, которое придает действию сильное поэтическое звучание.
Рефлексия (3 мин):
Все ли вам было понятно на уроке? Есть ли вопросы, которые бы вы хотели обсудить?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок православная культура + литература в 8 классе «Исторический факт и его художественная интерпретация в «Слове о полку Игореве». Мифопоэтическая основа «Слова…»
Это интегрированный урок православной культуры и литературы. Мы его проводили в 8 классе, так как "Слово о полку Игореве" к этому времени уже было изучено....
Конспект урока "Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. История открытия «Слова…». Русская история в «Слове…». Содержание «Слова…». Герои «Слова…».
Подробный конспект урока по "Слову о полке Игореве..."...
Поэма "Слово о полку Игореве" - выдающийся памятник древнерусской культуры. Художественные особенности "Слова", о таланте неизвестного создателя поэмы.
Данный конспект предполагает детальную работу с текстом поэмы, выявляет художественные особенности поэмы и многое другое....
Поэма "Слово о полку Игореве" - выдающийся памятник древнерусской культуры. Художественные особенности "Слова", о таланте неизвестного создателя поэмы.
Данный конспект предполагает детальную работу с текстом поэмы, выявляет художественные особенности поэмы и многое другое....
Урок № 1. Историческая основа «Слова о полку Игореве». Русь времен «Слова о полку Игореве».
Коспект урока....
Презентация к уроку "Образ природы в "Слове о полку Игореве"
Презентация представляет собой иллюстративный материал по теме урока и шаблон для выполнения письменного задания....