Урок русского языка в 9 классе «Комплексная работа с текстом в рамках подготовки к ГИА»
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме
Урок русского языка в 9 классе «Комплексная работа с текстом в рамках подготовки к ГИА»
Тип: урок – систематизация и демонстрация знаний
Тема: Комплексная работа с текстом в рамках подготовки к ГИА
Цель: систематизация знаний по разделам русского языка: фонетике, лексике, словообразованию, синтаксису, пунктуации, стилистике в рамках подготовки к ГИА.
На уроке идёт работа над сжатием текста, работа над частями А и В, даются различные модели написания сочинения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_9_klasse.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 9 классе «Комплексная работа с текстом в рамках подготовки к ГИА»
Тип: урок – систематизация и демонстрация знаний
Тема: Комплексная работа с текстом в рамках подготовки к ГИА
Цель: систематизация знаний по разделам русского языка: фонетике, лексике, словообразованию, синтаксису, пунктуации, стилистике в рамках подготовки к ГИА.
Работа учителя | Действия учеников | время |
I Оргмомент : Добрый день, ребята, гости, сегодня мы на очередном уроке русского языка, тема которого- Т: Комплексная работа с текстом в рамках подготовки к ГИА Целеполагание: Ребята , исходя из темы урока , чем мы сегодня будем заниматься? Выстроим задачи на сегодняшний урок: ГИА Сжатие работа с инструкции текста текстом к сочинению- (разл. Мет.) ( А, В) рассуждению II Работа по теме урока Внимательно прослушайте инструкции к работе Часть 1 –работа над сжатием текста на доске - текст предполагаемого изложения, его объём чуть более 50 слов , ваша задача – прочитать текст, сжать его на 50 % ,используя методы исключения, упрощения, обобщения и записать на лист № 1 , соблюдая абзацное членение ( выполняем по абзацам) -сначала работаем над первым абзацем, потом над вторым (шторка) 2 минут-1 абз проверим – 1 мин: 3 мин- 2 абзац ,проверка- 1 мин. Доброта…Что это за понятие? Доброта - вещь удивительная. Она сближает, как ничто другое. Она – тот язык, на котором всякий хочет разговаривать. Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и непрошеных обид. Мы больше получим, чем отдадим, если будем чаще вспоминать про то, что человек становится счастливым только благодаря доброму участию в его судьбе другого человека. (В.Ремизов) Часть 2 -работа с текстом ( А1-А5, В1-В10) Прочтите текст, который предстоит анализировать. (1)В чём самая большая цель жизни? (2)Я думаю: увеличить добро в окружающих нас. (3) А добро – это, прежде всего, счастье всех людей.(4)Оно слагается из многого, и каждый раз ставит перед человеком задачу, которую нужно уметь решать. (5) Можно и в мелочи сделать добро человеку. (6) Большая цель добра начинается с малого- с желания добра близким, но постепенно вырастает до желания добра друзьям, односельчанам, Родине. (7) Именно искреннее желание творить добро, по моему мнению, должно стать ведущей целью Человека… (Д.С. Лихачёв)
К каждому заданию типа А даны 4 варианта ответа , из которых лишь один правильный. Номер ответа обведите кружком. На выполнение заданий А - по 1 минуте, после каждого выполнения – проверка с пометами.( всего на вып. и пров-6 минут) Ответы к части В записываются словами или цифрами, обратите внимание на образец. На каждое задание типа В отводится 2 минуты, после каждого - проверка с пометами. ( всего на вып. И пров.- 25 мин.) (1)В чём самая большая цель жизни? (2)Я думаю: увеличить добро в окружающих нас. (3) А добро – это, прежде всего, счастье всех людей.(4)Оно слагается из многого, и каждый раз ставит перед человеком задачу, которую нужно уметь решать. (5) Можно и в мелочи сделать добро человеку. (6) Большая цель добра начинается с малого- с желания добра близким, но постепенно вырастает до желания добра друзьям, односельчанам, Родине. (7) Именно искреннее желание творить добро, по моему мнению, должно стать ведущей целью Человека… (Д.С. Лихачёв) (1)В чём самая большая цель жизни? (2)Я думаю: увеличить добро в окружающих нас. (3) А добро – это, прежде всего, счастье всех людей.(4)Оно слагается из многого, и каждый раз ставит перед человеком задачу, которую нужно уметь решать. (5) Можно и в мелочи сделать добро человеку. (6) Большая цель добра начинается с малого- с желания добра близким, но постепенно вырастает до желания добра друзьям, односельчанам, Родине. (7) Именно искреннее желание творить добро, по моему мнению, должно стать ведущей целью Человека… (Д.С. Лихачёв)
Часть 3 Напишите сочинение- рассуждение, используя фразу из текста « Добро- это прежде всего счастье всех людей» Начнём работу в классе, закончим дома (Если время позволит можно потренироваться в классе) Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера предложений или применяйте цитирование. (при работе можно использовать рабочую матрицу) Попробуем написать вступление приёмом именительный темы …или вопросом стимулом Попробуем написатьосновн.часть, используя Метод комментир. переск. Попробуем написать заключение- отклик III Подведение итога Чем мы сегодня занимались? Над какими частями ГИА работали вплотную?
Какие из заданий требуют дополнительной работы? Где допущены ошибки? Дома у вас есть шанс дополнительно поработать над коррекцией этих заданий. Общий итог работы будет известен после выполнения части С, работы будут проверены, баллы просчитаны. А пока , спасибо за работу, можете быть свободны, успехов в последней части задания. | Отрабатывать части ГИА ( изложение, работу с текстом-А,В, сочинение)
Доброта - вещь удивительная. Она сближает. Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и обид. Человек становится счастливым только благодаря доброму участию в его судьбе другого человека. А 1 Почему Д. Лихачёв считал добро « самой большой целью жизни»? 1) Человек, совершающий добрые поступки, становится лучше 2) О человеке, делающем хорошие поступки, помнят 3) Добро начинается с мелочей 4) Добро приносит счастье всем людям А 2 В каком предложении используется антонимы? 1) 1 2) 3 3) 7 4) 6 А 3 Выберите вариант принадлежности текста к стилю и типу речи: 1) худож. стиль, тип описание 2) публ. стиль, тип описание 3) публ. стиль, рассуждение 4) научн. стиль, повествование А 4 В каком предложении есть однородные члены? 1) 3 2) 4 3) 6 4) 7 А 5 Укажите, какое средство речевой выразительности используется в 7 предложении? 1) каламбур 2) эпитет 3) градация 4) гипербола В 1 В предложении №6 найдите и напишите синоним к слову близких родных В 2 Из предложений 4,6 выпишите слова с орфограммой « чередующиеся гласные в корне слова» Слагается, начинается, вырастает В 3 Из предложений 3-5 выпишите слова с приставкой, не изменяющейся на письме Сделать, слагается В 4 Из предложения 5 выпишите слово, образованное способом сложения Односельчан В 5 Укажите номера предложений с вводными словами и сочетаниями слов 3,7 В 6 В приведённом ниже предложении пронумерованы все знаки препинания. Укажите цифру, которая указывает на знак между частями сложноподчинённого предложения: Оно слагается из многого (1),и каждый раз ставит перед человеком задачи (2), которые нужно уметь решать. 2 В 7 Из первого предложения укажите слово, в котором звуков меньше, чем букв цель В 8 Из первого предложения выпишите словосочетание с связью согласование Большая цель В 9 Выпишите грамматическую основу из предложения № 3 Добро-счастье В 10 Укажите № предложения вопросительного по цели высказывания 1 Дети фиксируют задание
Доброта…Добро… Именно проблеме добра посвящает свою статью Д.С.Лихачёв Что значит, быть добрым? Что даёт людям добро? Именно проблеме добра посвящает свою статью Д.С.Лихачёв Д.С. Лихачёв в тексте ставит перед собой и читателем вопрос: «В чём большая цель жизни?» По мнению писателя, целью в жизни должно стать увеличение добра в окружающих ( предлож. №2). Даря добро людям, можно сделать их счастливыми, а это, по мнению Лихачёва, и есть главная задача человека (№3) Верно, ведь, если все будут добры, значит, не будет места злу, поэтому и несчастью не будет места тоже. Лихачёв показывает нам , что добро слагается из « желания добра близким», перерастает в «желание добра односельчанам», «Родине», а если добро=счастье, значит, всем будет хорошо. Именно желание творить добро Лихачёв и считает главной целью человека.
Статья Д.С.Лихачёва Заставляет задуматься над тем, а всё ли я делаю для того, чтобы хоть кто-то стал счастливее? Так давайте дарить добро , люди! Подготовкой к ГИА Сжатием текста Анализом текста в части А, В Дети отвечают, учитель себе помечает | 1мин. 6 мин Всего 31 мин 1 1 1 1 1 (по 10 сек на пр) 2 0,5пр 2 0,5пр 2 0,5пр 2 0,5пр 2 0,5пр 2 0,5пр 2 0,5пр 2 0,5пр 2 0,5пр 2 0,5пр 3 мин 1 мин Общ время- 45 мин |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок работа с текстом в рамках подготовки к ЕГЭ
Подготовка к написанию сочинения - рассуждения по прочитанному тексту. ...
Конспект урока русского языка в 7 классе ( Комплексная работа с текстом на уроке повторения по теме «Причастие» )
Тема урока: «Осень». Цель урока: продолжить формирование и закрепление у учащихся навыков работы с текстом; повторить основные речеведческие понятия; закрепить навыки правописания одной «н»...
Рабочая программа спецкурса для 8-9 классов "Комплексная работа с текстом.Создание вторичных текстов."
Рабочая программа спецкурса по русскому языку для 8- 9-х классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, с учётом целей и задач Прог...
Работа с текстом в рамках подготовки к ЕГЭ, ОГЭ
Материал представляет собой план работы с художественными текстами прежде всего для подготовке написания комментария на ЕГЭ, а также в целом для понимания текстов....
Статья "Работа с текстом в рамках подготовки к ЕГЭ" из методического пособия "Развитие личностных качеств обучающихся в учебной и спортивной деятельности" под редакцией Г.А.Кузьменко (МПГУ)
Подготовка к итоговой аттестации. Навыки работы с текстовой информацией...
Работа с текстом в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку
Текст предназначен для отработки тем "Словосочетание", "Односоставные предложения", "Обособленные члены предложения"....
Мастер- класс "Комплексная работа над текстом как средство подготовки к ОГЭ"
Задачи мастер-класса:*создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов;* распространение педагогического опыта....