Мастер- класс "Комплексная работа над текстом как средство подготовки к ОГЭ"
презентация к уроку по русскому языку (9 класс)

Задачи мастер-класса:

*создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов;
*  распространение педагогического опыта.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_kompleksnyy_analiz_teksta.pptx276.79 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ К ОГЭ. Выполнила: учитель русского языка и литературы Берескинской средней общеобразовательной школы Ахмадуллина Р.Р.

Слайд 2

создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов; распространение педагогического опыта . Задачи мастер-класса:

Слайд 3

План комплексного анализа прозаического текста: 1.Определите тему, основную мысль текста. 2.Озаглавьте текст. Объясните смысл названия. 3.Определите стиль текста, обоснуйте свое мнение. 4.Укажите средства художественной изобразительности (если анализируется художественный текст). 5.Определите, к какому типу речи (повествованию, описанию, рассуждению) относится текст. 6.Определите, какую связь между предложениями использует автор (цепную, параллельную, их сочетание). 7.Найдите в тексте синонимы, антонимы, многозначные слова; слова, употребленные в переносном значении. Объясните их значение. 8.Найдите стилистически окрашенные слова. Какова их роль в тексте? 9.Найдите в тексте заимствованные слова, диалектизмы, профессионализмы, архаизмы, фразеологизмы. Объясните их значение. 10.Сделайте на материале текста разные виды разбора. 11.Проанализируйте орфографию и пунктуацию текста. 12.Выделите ключевые слова (словосочетания), составьте план.

Слайд 4

Цель нашей деятельности: разработка заданий для урока, основным дидактическим средством которого является текст изложения «Слово »мама»-особое слово.»» Тема урока: «Сложноподчинённое предложение» 9 класс

Слайд 5

- повторить пройденный материал; - построить изучение и закрепление нового материала; - отработать навыки комплексного анализа текста; - организовать подготовку к ОГЭ. Посредством текста мы должны:

Слайд 6

Слово «мама» – особое слово. Оно рождается вместе с нами, сопровождает нас в годы взросления и зрелости. Его лепечет дитя в колыбели, с любовью произносит юноша и глубокий старец. В языке любого народа есть это слово, и на всех языках оно звучит нежно и ласково. Место матери в нашей жизни особое, исключительное. Мы всегда несем ей свою радость и боль и находим понимание. Материнская любовь окрыляет, придает силы, вдохновляет на подвиги. В сложных жизненных обстоятельствах мы всегда вспоминаем маму, и нужна нам в этот миг только она. Человек зовет мать и верит, что она, где бы ни была, слышит его, сострадает и спешит на помощь. Слово «мама» становится равнозначным слову жизнь. Сколько художников, композиторов, поэтов создали замечательные произведения о матери. «Берегите матерей!» - провозгласил в своей поэме известный поэт Расул Гамзатов. К сожалению, мы слишком поздно понимаем, что забыли сказать много хороших и добрых слов своим мамам. Чтобы этого не произошло, нужно дарить им радость каждый день и час, ведь благодарные дети – лучший подарок для них.

Слайд 7

I . Восприятие текста II . Анализ языковых единиц III . Правописание Анализ текста

Слайд 8

1 . Выразительно прочитайте текст. 2. Определите тему, основную мысль текста. 3. Озаглавьте текст. 4. Определите стиль текста. Докажите свое мнение. 5. Докажите, что это текст. I. Восприятие текста

Слайд 9

1. Найдите в тексте примеры употребления эпитетов. 2. Какое выразительное средство мы можем увидеть в тексте? II. Анализ языковых единиц

Слайд 10

1.Сгруппируйте орфограммы, объясните их. 2.Сгруппируйте предложения по пунктограммам . (Предложения с однородными членами (предложения № ); сложные предложения (№ ) ). III. Правописание

Слайд 11

составить задания по данному тексту, направленные на подготовку к ОГЭ Задание:

Слайд 12

1.Из предложения № 1 выпишите словосочетания, укажите способ подчинительной связи. Обоснуйте свой ответ. 2.Замените словосочетание «материнская любовь» ( предложение 7 ), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. 1 группа

Слайд 13

1. Какие предложения по цели высказывания представлены в этом отрывке? ( повествовательные и побудительное) Почему повествовательные ? 2 . Виды предложений по эмоциональной окраске. Какую функцию в нашей речи они выполняют? 3. Виды предложений по количеству грамматических основ. Найдите в тексте примеры простых и сложных предложений. Обоснуйте свой ответ. 4. Виды предложений по характеру основы (двусоставные и односоставные). Найдите в тексте примеры двусоставных и односоставных предложений. 4. Виды предложений по наличию второстепенных членов предложения: распространенные и нераспространенные. Есть ли такие предложения в данном тексте? 2 группа

Слайд 14

1.Из предложений выпишите слова с безударной гласной в корне. 2.Выпишите грамматическую основу 2, 3 предложений 3.Укажите количество грамматических основ в предложении 14. 3 группа

Слайд 15

БЫТЬ ПОД РУКОЙ – БЫТЬ ДОСТУПНЫМ, БЫТЬ В НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ БЛИЗОСТИ. ГРЕТЬ РУКИ – ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПОЛОЖЕНИЕМ. ДЕРЖАТЬ В РУКАХ – НЕ ДАВАТЬ ВОЛИ, ДЕРЖАТЬ В СТРОГОМ ПОВИНОВЕНИИ. КАК РУКОЙ СНЯЛО – БЫСТРО ИСЧЕЗЛО, ПРОШЛО . НА РУКАХ НОСИТЬ – ОКАЗЫВАТЬ ОСОБОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ, ВНИМАНИЕ, ЦЕНИТЬ, БАЛОВАТЬ. НЕ ПОКЛАДАЯ РУК – УСЕРДНО ТРУДИТЬСЯ. ПОДВЕРНУТЬСЯ ПОД РУКУ – СЛУЧАЙНО ОКАЗАТЬСЯ ПОБЛИЗОСТИ. ПОПАСТЬ ПОД ГОРЯЧУЮ РУКУ – НАРВАТЬСЯ НА ПЛОХОЕ НАСТРОЕНИЕ. РУКА НЕ ПОДНИМАЕТСЯ – НИКАК НЕВОЗМОЖНО СОВЕРШИТЬ ДЕЙСТВИЕ ИЗ-ЗА ВНУТРЕННЕГО ЗАПРЕТА. РУКА ОБ РУКУ – ВЗЯВШИСЬ ЗА РУКИ, СООБЩА, ДРУЖНО. РУКА РУКУ МОЕТ – СВЯЗАННЫЕ ОБЩИМИ ИНТЕРЕСАМИ ЛЮДИ ЗАЩИЩАЮТ ДРУГ ДРУГА. РУКИ НЕ ДОХОДЯТ – НИКАК НЕТ СИЛ И ВРЕМЕНИ ЧТО-ТО СДЕЛАТЬ. РУКИ ЧЕШУТСЯ – О БОЛЬШОМ ЖЕЛАНИИ ЧТО-ЛИБО СДЕЛАТЬ . РУКОЙ ПОДАТЬ – ОЧЕНЬ БЛИЗКО, СОВСЕМ РЯДОМ. УХВАТИТЬСЯ ОБЕИМИ РУКАМИ – С УДОВОЛЬСТВИЕМ СОГЛАСИТЬСЯ С КАКИМ-ТО ПРЕДЛОЖЕНИЕМ. ЧУЖИМИ РУКАМИ ЖАР ЗАГРЕБАТЬ – ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПЛОДАМИ ЧУЖОЙ РАБОТЫ. ЗОЛОТЫЕ РУКИ – О ТОМ, КТО УМЕЛО, ИСКУСНО ВСЁ ДЕЛАЕТ, СПРАВЛЯЕТСЯ С ЛЮБОЙ РАБОТОЙ. ИЗ РУК ВОН ПЛОХО - ОТВРАТИТЕЛЬНО. ИЗ РУК В РУКИ - НЕПОСРЕДСТВЕННО. НЕ С РУКИ - НЕУДОБНО ПОЛОЖА РУКУ НА СЕРДЦЕ - ИСКРЕННЕ. РАЗВЕСТИ РУКАМИ - ОЧЕНЬ УДИВИТЬСЯ, НЕДОУМЕВАТЬ. С ЛЁГКОЙ РУКИ - ПО ЧЬЕМУ-ЛИБО УДАЧНОМУ ПРИМЕРУ. ПОТИРАТЬ РУКИ - ЗЛОРАДСТВОВАТЬ. ЛУЧШЕ СИНИЦА В РУКАХ, ЧЕМ ЖУРАВЛЬ В НЕБЕ - НУЖНО ЦЕНИТЬ ТО, ЧТО ИМЕЕШЬ. УМЫТЬ РУКИ - СКРЫТЬСЯ. УДАРИТЬ ПО РУКАМ – ДОГОВОРИТЬСЯ. СИДЕТЬ, СЛОЖА РУКИ - НИЧЕГО НЕ ДЕЛАТЬ. БЕЗ НЕГО КАК БЕЗ РУК - КТО-ТО ИЛИ ЧТО-ТО ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА ОЧЕНЬ ВАЖНО.

Слайд 16

Используя фразеологизм, запишите сложноподчиненное предложение ( о маме)

Слайд 17

расширяется спектр применения современных педагогических технологий ( проблемного, интегрированного и разноуровневого обучения; групповых и информационных технологий); обновляются приемы и средства обучения через создание на разных этапах урока речевых ситуаций; использование текста способствует тому, чтобы обучение органически сливалось с воспитанием; Преимущества урока работы над текстом:

Слайд 18

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Использование приемов технологии развития критического мышления для работы с текстом в процессе обучения истории и обществознанию»

Цель мастер-класса: Создание условий для профессионального самосовершенствования педагогов; проведение занятия по использованию приемов ТРКМ для работы с текстом в процессе обучения истории и общество...

Материалы для проведения мастер - класса по теме "Технология работы с текстом в старшей школе"

Материал включает план проведения мастер - класса, презентацию и технологическую карту урока....

Мастер – класс «Работа с текстом и информацией на уроках литературного чтения»

Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы на уроке в начальной школе , способствующими формированию универсальных учебных действий....

Мастер-класс "Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности"

Вашему вниманию предлагаются приёмы работы с текстом, которые формируют умения воспринимать текст, анализировать, преобразовывать и использовать полученную информацию на новом уровне. Эти приёмы помог...

Мастер-класс "Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности"

Вашему вниманию предлагаются приёмы работы с текстом, которые формируют умения воспринимать текст, анализировать, преобразовывать и использовать полученную информацию на новом уровне. Эти приёмы помог...