Рабочая программа спецкурса для 8-9 классов "Комплексная работа с текстом.Создание вторичных текстов."
элективный курс по русскому языку (8 класс) на тему
Рабочая программа спецкурса по русскому языку для 8- 9-х классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, с учётом целей и задач Программы развития школы, а также требований стандартов второго поколения ФГОС. Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Цель курса - познакомить учащихся с различными подходами к использованию текста на уроках русского языка в школе, раскрыть сущность принципа изучения единиц языка на текстовой основе, рассмотреть возможности использования текста в процессе формирования орфографических и пунктуационных навыков, проанализировать условия реализации принципа изучения языка на текстовой основе и их роль в процессе формирования языковой личности школьника.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 111»
«Согласовано» «Утверждаю»
на МО филологов Директор МАОУ «СОШ№111»
Протокол № 1 __________________________
от «31» 09 2014 Т.А. Новикова
Михайлова М.И.
Рабочая программа спецкурса по русскому языку
для учащихся 8-9 классов
«Комплексная работа с текстом.
Создание вторичных текстов»
Составитель:
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Пирожкова М.А.
Г. Перми, 2014
Пояснительная записка.
Рабочая программа спецкурса по русскому языку для 8- 9-х классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, с учётом целей и задач Программы развития школы, а также требований стандартов второго поколения ФГОС. Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Цель курса - познакомить учащихся с различными подходами к использованию текста на уроках русского языка в школе, раскрыть сущность принципа изучения единиц языка на текстовой основе, рассмотреть возможности использования текста в процессе формирования орфографических и пунктуационных навыков, проанализировать условия реализации принципа изучения языка на текстовой основе и их роль в процессе формирования языковой личности школьника.
Задачи курса - дать знания о тексте как синтаксической единице и дидактической единице в работе над связной речью учащихся, сравнить различные точки зрения на понятие текста в современной лингвистике; обобщить, систематизировать, углубить знания по развитию связной речи, ориентированной на создание сжатого изложения, сочинения-рассуждения как видов письменного испытания на итоговой аттестации в 9 классе, выработать навыки аналитической работы с текстами, определения значения сведений о содержательной и композиционной структуре различных типов текста.
На II ступени обучения необходимо акцентировать внимание учащихся на коммуникативный аспект в изучении предмета. Актуальность данной проблемы возрастает в связи с введением новых форм итоговой аттестации выпускников 9-ых классов, а также с введением профильного обучения на III ступени. Решение этих проблем возможно через реализацию предлагаемой программы спецкурса.
Программа спецкурса построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.
Программа спецкурса построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Содержание учебного материала структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим на занятиях спецкурса формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая), культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция — овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции — освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция — осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории на рода, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
В основе уроков-практикумов лежит работа с научным, художественным и публицистическим текстами, представленными как единицы обучения. Задания помогают понять содержание, структуру, тип речи текста. На этапе обучения сжатому изложению возрастает роль таких видов работы, как самостоятельный анализ текста, составление плана, тезисов, конспекта, выделение, сбор соответствующего языкового материала с последующим его использованием по заданию учителя. Упражнения подобного рода предполагают использование различных приемов компрессии текста, решают проблему адекватности восприятия текста при чтении и на слух.
Программа рассчитана на 2 года обучения для учащихся 8-9 классов.
Количество часов в год: 8 класс- 60 часов(2 часа в неделю), 9 класс – 60 часов (2 часа в неделю).
Содержание учебного материала.
№ | Наименование разделов | Основные темы | Всего часов | теория | практика |
1 | Введение. Понятие о тексте. | Классификация текстов. Понятие о тексте как динамической единице, компоненте культуры. Текст как предмет типологического построения. | 6 | 3 | 3 |
2 | Основные направления в исследовании текста | Место текста в системе языка. Текст как универсальное средство общения. Текст как средство межкультурной коммуникации. Текст как самостоятельная лингвистическая единица. Синтаксический анализ текста. Семантический анализ текста. | 28 | 10 | 18 |
3 | Текст как дидактическая единица в работе над связной речью. | Структурные элементы теста, основные текстовые категории. Основные приемы работы с текстом на этапе формирования коммуникативных умений. Основные приемы работы с текстом на этапе формирования орфографических и пунктуационных навыков. Текстообразующие функции единиц языка. Текстообразующие функции морфологических явлений. Усвоение единиц языка на текстовой основе и его реализация в конкретных упражнениях на тексте. | 28 | 8 | 20 |
4 | Обучение написанию вторичных текстов. | Типология вторичных текстов. Структура вторичных текстов. Заголовок. Основной текст. Заключение. Тема. Микротема. Виды вторичных текстов. Особенности каждого типа речи в различных функциональных стилях. Основные языковые приемы компрессии исходного текста( исключение, обобщение, замена). Приемы свертывания суждений. Трансформация, моделирование, дополнение текста. Средства межфразовой связи (местоимения, союзы и союзные слова, вводные слова и т.д) Композиционное оформление текста. | 40 | 10 | 30 |
5 | Эстетическая и нравственная функция анализируемых текстов. | Художественный текст как совокупность эстетических речевых действий. Художественная речь и подтекст. Экспрессивная лексика как средство выражения авторского отношения к изображаемому. Способы выражения авторской позиции в художественном тексте: заглавие, ключевые слова, имя собственное, ремарки языковая личность автора. Эстетическая функция, творческий замысел, структурная организация. Понимание эстетических и нравственных ценностей художественного произведения. | 6 | 2 | 4 |
6 | Текстовые ошибки и работа над их исправлением | Норма литературного языка. Кодификация ошибок. Этические нормы. Речевые и грамматические ошибки. | 8 | 2 | 6 |
Перечень ключевых слов
- Авторская интерпретация текста
- Аргументация
- Вид связи предложений в тексте
- Выразительность речи
- Грамматический строй текста
- Компрессия текста
- Коммуникативная функция текста
- Лексический анализ текста
- Основная мысль текста
- Простой и сложный план
- Речевая связность изложения
- Смысловая цельность изложения
- Синтаксический анализ текста
- Средства связи предложений в тексте
- Структура текста
- Текст
- Тема текста
- Типы ошибок
- Тип и стиль речи
- Точность речи
- Языкоавя норма
- Языковые средства выразительности
ЛИТЕРАТУРА
для учителя
- Величко Л.И. Работа с текстом на уроках русского языка. – М.,1983.
- Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М.,1981.
- Доблаев Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания. – М., 1982.
- Колшанский Г.В. Коммуникативная функция и структура языка. М., 1984.
- Купалова А.Ю. Текст в занятиях родным языком. – М., 1996.
- Методические рекомендации для экспертов территориальных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ выпускников 9-х классов ОУ. Авторы-составители: Л.С. Степанова, И.П. Цыбулько М.-2010.
- Егораева Г.Т. ОГЭ(ГИА – 9) 2015. Практикум по русскому языку. Выполнение задания С2. Сочинение на лингвистическую тему/ Егораева Г.Т.- М..: Издательство «Экзамен»,2015
ЛИТЕРАТУРА
для учащихся
- Пахнова Т. М. Русский язык: Комплексная работа с текстом: Рабочая тетрадь: 9 класс / Т. М. Пахнова. - М.: Экзамен, 2008.
- Пахнова Т. М. Русский язык. Работа с текстом при подготовке к экзамену. 9 класс/ Т. М. Пахнова. - М.: Экзамен, 2010.
- Цыбулько И.П, Степанова Л.С. ОГЭ -2015: типовые экзаменационные варианты: з6 вариантов\ под ред. И.П.Цыбулько – М.: Издательство «Национальное образование»,2015
- Егораева Г.Т. ОГЭ(ГИА – 9) 2015. Практикум по русскому языку. Выполнение задания С2. Сочинение на лингвистическую тему/ Егораева Г.Т.- М..: Издательство «Экзамен»,2015
Приложения.
Таблица 1.Лексические и грамматические явления.
Грамматические явления ГРАММАТИКА = МОРФОЛОГИЯ + СИНТАКСИС | Лексические явления |
Синтаксис - раздел грамматики, изучающий правила построения предложений и словосочетаний.: способы связи слов в словосочетании (согласование. управление, примыкание) · повествовательные, побудительные, вопросительные предложения · восклицательные и невосклицательные предложения · простые предложения, двусоставные и односоставные предложения · типы односоставных предложений (определённо-личные, неопределённо-личные, безличные, назывные), неполные предложения · распространённые и нераспространённые предложения · обращения, однородные члены, обособленные члены (обстоятельства, определения, приложения, дополнения) · уточняющие и поясняющие члены вставные конструкциии· вводные слова и предложения прямая речь и косвенная речь диалог · сложносочинённые предложения и сложноподчинённые предложения | Морфемный способ образования слов дает возможность из одного и того же слова образовать несколько однокоренных с различными оттенками значений. Суффиксы придают эмоциональную окраску, показывает отношение говорящего к предмету, положительное или отрицательное. Насмешливое. Ласкательное Морфемы: корень, приставка, суффикс |
Обращение(называют того, к кому обращаются с речью и могут приобретать разный смысловой оттенок, подчеркивает отношение.. | Фразеологизмы-устойчивые сочетания слов, в которых слова теряют свою самостоятельность, и смысл имеет все выражение в целом. Роль эмоционально описать особенности душевного состояния, поведения героя, его поступки, действия, отношение к миру, индивидуализировать речь героев, сделать язык насыщенным, колоритным0 |
Роль придаточных предложений(придаточное уступки в СПП…называет ситуацию, вопреки которой может осуществиться то, чего…) | Антонимы и контекстные антонимы –позволяют уточнить мысль, сделать ее ярче, образнее, дать более правильную характеристику явления, выразить различие между вещами, явлениями, качествами, выразить авторскую оценку. |
Роль бессоюзных предложений(причинные отношения в БСП помогают читателю понять, почему герой готов выполнить любое условие.) | Синонимы делают речь яркой, художественной, характеризуют внутренний мир рассказчика и героя, их действия, состояния, показывают новые стороны слова |
Обособленные члены предложения уточняют высказанную мысль. Дают более углубленную характеристику лицу и предмету, вносят экспрессивную окраску, конкретизируют описание действия | Риторические вопросы – это вопросы, не требующие ответа. Зачем же тогда они нужны? Риторические вопросы используются в художественном и публицистическом стилях для создания вопросно-ответной формы изложения. С помощью неё создаётся иллюзия беседы с читателем.Риторические вопросы также являются средством художественной выразительности. Они акцентируют внимание читателя на проблеме. Таким образом, риторический вопрос – важное изобразительно-выразительное средство |
Однородные члены предложения подробно, в деталях описывают внешность, характер героев, быт . мир. Поступки. Действия, душевное состояние, увлечения. Динамику действий | Лексика активного и пассивного запаса : общеупотребительная лексика диалектизмы профессионализмы жаргонизмы, арго эмоционально окрашенные слова архаизмы историзмы неологизмы заимствованные слова старославянизмы традиционно-поэтические слова народно-поэтические слова разговорная лексика просторечные слов книжная лексика термин. фразеологизмы крылатые слова эмоционально-экспрессивная лексика Фразеологизмы-устойчивые сочетания слов, в которых слова теряют свою самостоятельность, и смысл имеет все выражение в целом.Роль эмоционально описать особенности душевного состояния, поведения героя, его поступки, действия, отношение к миру, индивидуализировать речь героев, сделать язык насыщенным, колоритным0 Для усиления выразительности в тексте могут использоваться все разряды стилистически окрашенной лексики: 1) эмоционально-экспрессивная (оценочная) лексика, в том числе: а) слова с положительной эмоционально-экспрессивной оценкой: торжественные, возвышенные (в том числе старославянизмы): вдохновение, грядущий, отечество, чаяния, сокровенный, незыблемый; возвышенно-поэтические: безмятежный, лучезарный, чары, лазурный; одобрительные: благородный, выдающийся, изумительный, отважный; ласкательные: солнышко, голубчик, доченька. б) слова с отрицательной эмоционально-экспрессивной оценкой: неодобрительные: домысел, препираться, околесица; пренебрежительные: выскочка, деляга; презрительные: балбес, зубрила, писанина; бранные. 2) функционально-стилистически окрашенная лексика, в том числе: а) книжная: – научная (термины: аллитерация, косинус, интерференция); – официально-деловая: нижеподписавшиеся, докладная; – публицистическая: репортаж, интервью; – художественно-поэтическая: лазурный, очи, ланиты. б) разговорная (обиходно-бытовая): папа, мальчонка, хвастунишка, здоровущий. Лексика ограниченного употребления — это диалектные, профессиональные, жаргонные слова. Диалектизмы - слова и выражения, присущие народной речи, местному говору. Например: черевики - туфельки, баз - двор, бирюк - одинокий и угрюмый человек. Диалектные слова используются в художественном тексте, как другая лексика, имеющая ограниченную сферу употребления, как средство художественной выразительности (например, в качестве одного из способов речевой характеристики персонажа). Профессионализмы – слова и выражения, свойственные речи людей различных профессий и обслуживающие различные сферы профессиональной деятельности, но не ставшие общеупотребительными. Профессиональные слова, в отличие от терминов, считаются «полуофициальными» словами (лексемами), не имеющими строгого научного характера. Например: органика - органическая химия, баранка - руль автомобиля. В художественной литературе профессиональная, как и другая лексика, имеющая ограниченную сферу употребления, используются в качестве одного из способов характеристики персонажа. Например:«Мы говорим не штормы, а шторма» (В. Высоцкий). |
Вопросительные предложения выражают стремления говорящего узнать что-либо или удостовериться в чем-либо. Узнать сведения о человеке. Предмете, о месте и характере действия, о цели. О достоверности информации.Обмен информации в диалоге | Тропы: метафора метонимия ирония гипербола олицетворение синекдоха литота эпитет аллегория перифраза |
Диалог-характеристика героев. Введение новой информации, взаимоотношения между героями, характеристика настроений | Стилистические фигуры: градация антитеза оксюморон лексический повтор анафора эпифора |
Очевидно, что одна из ролей прилагательного заключается в том, чтобы называть свойства предмета | Универсальные лексические категории: омонимы, синонимы, антоним, паронимы |
Вводные слова – специальные слова, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает. могут выражать уверенности и неуверенность.С их помощью можно передавать различные чувства., источник сообщения.В научном стиле, где главное – логика, вы будете использовать вводные слова, указывающие на порядок мыслей. | |
Морфология - раздел грамматики, который изучает части речи и их признаки. б) служебные предлог союз частица в) междометия (ой, ах и т.д.) | |
Синтаксические средства художественной изобразительности: риторические восклицания риторический вопрос риторическое обращение параллелизм анафора эпифора инверсия многосоюзие бессоюзие градация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа спецкурса « Основы русской словесности» 5 класса составлена на основе авторской программы Русская словесность. От слова к словесности. 5—9 классы. / Автор программы Р. И. Альбеткова
Программа по словесности построена в тесном взаимодействии с программами по русскому языку и литературе. При этом учитывается наличие в классе учащихся, для которых русский язык не является родн...
Рабочая программа спецкурса для 6 класса "Анализ текста. Развитие читательской компетенции"
Рабочая программа направлена на развитие умений работы с текстом, подготовку к работам МЦКО по проверке грамотности чтения...
Рабочая программа спецкурса по математике " Технология работы с контрольно измерительными материалами"
Рабочая программа спецкурса по математике " Технология работы с контрольно измерительными материалами" для учащихся 9 классов ориентирована на расширение базовых знаний и способствует удовлетворению п...
Рабочая программа спецкурса по математике " Технология работы с контрольно измерительными материалами"
Рабочая программа спецкурса по математике " Технология работы с контрольно измерительными материалами" для учащихся 9 классов ориентирована на расширение базовых знаний и способствует удовлетворению п...
Рабочая программа спецкурса по математике " Технология работы с контрольно измерительными материалами"
Рабочая программа спецкурса по математике " Технология работы с контрольно измерительными материалами" для учащихся 9 классов ориентирована на расширение базовых знаний и способствует удовлетворению п...
Рабочая программа курса «Основы смыслового чтения и работы с текстом» для 5 класса
Данная программа ориентирована на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и д...
Рабочая программа спецкурса по литературе "Тайный мир текста".
Актуальность программы курса заключается в том, что анализ текста художественного произведения предлагается как процесс медленного чтения, чуткого вслушивания в слово, его многозначность, ёмкост...