Работа с текстом в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)
Текст предназначен для отработки тем "Словосочетание", "Односоставные предложения", "Обособленные члены предложения".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_tekstom_v_ramkah_podgotovki_k_oge_po_russkomu_yazyku.docx | 20.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа с текстом
(1)Вечером с самолета поселок выглядел светящейся точкой, немигающим маяком, который затерялся в бескрайнем таежном море. (2)А геологу, вышедшему из леса, поселок показался большим городом: глаза его за три месяца отвыкли от ярких огней, а ноги – от асфальта и булыжника. (3)Он привык бродить тропками – и сейчас без надобности переходил с одной стороны улицы на другую, словно измеряя ее ширину. (4)Да и вообще все радовало его в этом поселке, потому что здесь ровно через полчаса он должен был услышать голос жены. (5)Нет, не увидеть ее, а только услышать…
(6)Он остановился возле одноэтажного домика и прочитал слова над дверью, которые показались ему словами долгожданной телеграммы, написанной белыми, слегка фосфоресцирующими буквами на синей стеклянной табличке: «Почта, телеграф, телефон».(7) В этот поздний час маленькие полукруглые оконца почты были уже заставлены картонными щитками с категоричным словом «Закрыто». (8)А телеграф и переговорный пункт, как всегда, бодрствовали. (9)Над столом с бугорками засохшего клея и чернильными кляксами, на котором днем писали письма, заклеивали конверты и бандероли, сейчас склонились люди, ожидавшие вызова телефонистки. (10)Они не разговаривали друг с другом, потому что все время напряженно прислушивались, боясь упустить тот миг, когда оживет, зашуршит, задышит микрофон и голосом телефонистки назовет номер кабины и имя далекого города, которое прозвучит для них как имя близкого человека, живущего там. (11)И они бросятся в застекленную кабину, чтобы сказать что-то самое важное, потому что в минуты, скупо отпущенные для междугородного разговора, нужно говорить только о самом главном. (12)Каждый десятки раз повторял в уме, заучивал наизусть то, что он скажет, не догадываясь, что заученные слова от волнения забудутся и вместо них прозвучат какие-то совсем другие, бессвязные слова и вопросы, которые, быть может, гораздо точнее передадут все, о чем надо сообщить и что надо выразить.
(13)И каждый почему-то кричал в трубку: «Ты меня слышишь? Ты меня слышишь?…» (14)Это вовсе не значило, что телефонная линия плохо работает. (15) И не значило, что люди хотят проверить, как слышен их голос. (16) В эти слова они вкладывали какой-то другой смысл…
(17) Впрочем, в кабины устремлялись не все, а лишь самые счастливые. (18) Иногда же, подышав в микрофон и словно бы сочувственно вздохнув, телефонистка, вместо того чтобы назвать номер кабины и имя города, приглашала ожидавших к своему окошку. (19) Это означало, что где-то далеко-далеко, за тридевять земель, телефон звонит особыми долгими гудками понапрасну…(20) Там никто не снимает трубку: дорогой человек, которого здесь называли абонентом, не ждет…
(21)Но геолог знал, что его звонка ждут с нетерпением. (22)Именно сегодня, сейчас… (23)И поэтому, присев к столу, он как и все другие, начал медленно редактировать текст много раз обдуманного разговора. (24)Потом он взглянул на телефонистку, сидевшую за стеклянной перегородкой. (25)Эта худенькая девушка все делала так деловито, так по-взрослому, что нетрудно было догадаться: еще совсем недавно она была школьницей.
(26)Выписывая квитанции, она низко склонялась над столом, аккуратно выводила буквы и даже высовывала кончик языка, ну точь-в-точь так же, как, наверно, писала в школьном классе сочинения по литературе или контрольные по математике.
(27)Однако геолог, как и все ожидавшие вызова, благоговел перед этой девушкой: она могла сокращать расстояния, прекращать разлуки, соединять человеческие сердца. (28)Геолог почему-то вспомнил другую девчушку, такую же вот простенькую на вид – ту, что два года назад во время сложной операции, которую он перенес, полтора часа подряд казалась ему богиней в белом халате и белой шапочке: он не видел рук хирурга, спасавших его, но зато видел ее глаза, помогавшие переносить боль и забывать о страданиях. (29)И было как-то странно, когда однажды, уже выздоравливая, он услышал, что его белоснежная Богиня договаривается в коридоре больницы по телефону о свидании, как все девушки на этом свете, и робеет, и на ходу теряет слова…
(30)Молоденькая телефонистка, видимо, тоже не догадывалась о своем величии. (31)А не улыбалась она от застенчивости или, может быть, просто еще не знала, что и нa работе тоже можно улыбаться. (32)И вдруг она все тем же серьезным, деловитым голосом назвала фамилию геолога. (33)Он бросился к кабинам, но ни в одной из них не вспыхнул свет, как это случалось всякий раз, когда на проводе был другой город.
(34)И тогда он понял (именно понял, а не расслышал), что телефонистка приглашала его к своему окошку.
– (35)Ваш абонент не отвечает, – сказала она.
– (36)Этого не может быть!.. – возразил он. – (37)У меня сегодня день рождения, и мы договорились…
(38)Упоминание о дне рождения действует на детей, как упоминание о празднике. (39)Они придают этому дню большое значение, потому что он в их возрасте только радость. (40)Телефонистка, твердо решив, что такой праздник не может быть омрачен, сразу засуетилась, вызвала по телефону «старшую» и сообщила ей:
– (41)Тут у товарища день рождения. (42)Не может быть, чтобы не отвечали.
(43)Но «старшая», наверно, уже не считала день рождения великим днем.
– (44)Как это «что особенного»? – в трубку удивилась телефонистка. -
(45)Проверьте, пожалуйста… (46)Там должны ответить!
– (47)Жена хотела меня поздравить, – торопливым полушепотом стал подсказывать ей геолог. – (48)Мы договорились, что она будет ждать в это время… (49)Я прошел много километров! (50)Мы договорились…
(51)Телефонистка стала добросовестно повторять в трубку его слова. (52)Потом она чуть-чуть отвела трубку от уха, потому что старшая отвечала ей оглушительно громко, так громко, что даже геолог все слышал, – трубка верещала, захлебывалась: (53)«Если ты будешь с каждым по стольку возиться, никогда не научишься работать!»
(54)Однако девушка не хотела учиться работать так, как советовала ей телефонная трубка, она попросила геолога:
–(55) Подождите, пожалуйста, еще минутку…
(56)И снова стала что-то проверять. (57)А он прислонился к стеклу и неожиданно вспомнил слова одного своего приятеля, сказанные с осторожной усмешкой – не то в шутку, не то всерьез: «Напрасно молодую жену одну оставляешь.(58) Не надо испытывать любовь, особенно временем, она не выдерживает таких испытаний. (59)Разве только в романах или кинокартинах…» (60)А может быть, и правда он зря уехал?
(61)Ведь вот же забыла о дне рождения! (62)А говорила, что будет ждать этого дня, что отметит его торжественно, но в одиночестве, дома, а на столе будут два прибора… (63)Слова, красивые слова! (64)И знает ведь, что ему нелегко добраться до почты, что нужно пройти много километров таежным лесом. (65)Да и вообще уже поздно, почти ночь, а ее нет дома…
(66)И тут он вновь услышал голос телефонистки:
– (67)А я вас уже видела… (68)Много раз!
(69)Он очнулся, взглянул на худенькую девушку и подумал, что у нее, должно быть, есть младший братишка и она его вот так же утешает, когда он грустит или хочет расплакаться.
– (70)Нет, правда… – продолжала телефонистка. – (71)Вы в соседнем окошке письма до востребования получаете.
(72)Она не утешала: он действительно получал письма до востребования в соседнем окошке. (73)Но никогда раньше не замечал этой девушки, сидевшей совсем близко, совсем рядом.
– (74)Я давно уже не заходил за письмами, – сказал он. – (75)Мы были в тайге… далеко.
– (76)Не заходили?! – почему-то радостно воскликнула она.
(77)Шустро вскочила со своего стула, отыскала какие-то ключи и побежала к соседнему окошку.
(78)Там она, чутко прислушиваясь, не верещит ли, не вызывает ли ее оставшаяся на столе трубка, отперла невысокий шкафчик, достала длинный ящик, в котором письма лежали, как карточки в библиотечной картотеке. (79)И стала быстро-быстро перебирать их, поглядывая то и дело на переговорный талон, где была написана фамилия геолога.
– (80)Есть! Есть!.. – торжествующе воскликнула она. (81)И хоть крикнула она не в микрофон, все, напряженно ожидавшие вызова, вздрогнули и повернулись в ее сторону.
(82)Она протянула геологу телеграмму. (83)«Срочно посылают командировку Березники поздравляю днем рождения целую люблю».
(84)Жена тоже была геологом и часто уезжала из дома. (85)Как же он не подумал об этом? (86)А эта девчушка, отгороженная от него стеклом, ничего не зная, обо всем догадалась… (87)Он нагнулся и заглянул в окошко, чтобы поблагодарить ее.
(88)Но она уже была далеко.
– (89)Красноярск! Иванов! Третья кабина! – возвещала она в микрофон. -
(90)И кто-то, счастливый, устремился в кабину, и закричал:
«Ты меня слышишь?»
(91)Взглянув на геолога, телефонистка удивленно пожала плечами: за что же благодарить?
(92)И правда, что она такого особенного сделала? (93)Просто вернула человеку покой и радость, рассеяла сомнения.(94) Вот и все.
(по А.Алексину)
Задания
- Выпишите из текста 5 словосочетаний, построенных на основе согласования.
- Выпишите из текста 5 словосочетаний, построенных на основе управления.
- Выпишите из текста 5 словосочетаний, построенных на основе примыкания.
- Выпишите из текста 2 предложения с обособленными определениями.
- Выпишите из текста 2 предложения с обособленными обстоятельствами.
- Выпишите из текста определенно-личное, неопределенно-личное, безличное предложения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 9 классе «Комплексная работа с текстом в рамках подготовки к ГИА»
Урок русского языка в 9 классе «Комплексная работа с текстом в рамках подготовки к ГИА» Тип: урок – систематизация и демонстрация знаний Тема: Комплексная работа с текстом в рамках подго...
КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3) Патриотизм.
КОНСПЕКТ УРОКАрусского языка в 9 классеПодготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)Патриотизм. Этот урок – продол...
Самоанализ урока русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»
Цели урока: - формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н...
КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»
Цели урока: - формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н...
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....
Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»
Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»...
Презентация к уроку по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»
Презентация к уроку по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»...