Работа с текстом в рамках подготовки к ЕГЭ, ОГЭ
методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме

Самарцева Ольга Валерьевна

Материал представляет собой план работы с художественными текстами прежде всего для подготовке написания комментария на ЕГЭ, а также в целом для понимания текстов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst.docx22.79 КБ
Файл samartseva_dokl_.pptx1.04 МБ

Предварительный просмотр:

Приемы работы с текстом в контексте подготовки к ОГЭ и ЕГЭ

На данный момент один из самых важных элементов, которые контролируются в ОГЭ и ЕГЭ, – это умение работать с текстом. Это можно увидеть и в требованиях кодификатора этих экзаменов, и в типах заданий, и в балловом выражении результатов экзаменов.

Задания экзаменационной работы 11 класса по русскому языку различны по способам предъявления языкового материала. Экзаменуемый работает с отобранным языковым материалом, представленным в виде отдельных слов, словосочетаний или предложений; с языковыми явлениями, предъявленными в тексте; создаёт собственное письменное монологическое высказывание.

Процент максимального первичного балла за выполнение заданий, предусматривающих различные виды работы с текстом, от максимального первичного балла за всю работу, равного 57 баллам, составляет 63%, а в первичных баллах 46. Работа с языковыми явлениями, предъявленными в тексте, составляет 8 заданий. Это задания 1–3, 20–24. Первичный баллов за эти задания можно набрать 12, что составляет 21% всех баллов. Работа над письменным монологическим высказыванием (задание 25) дает 24 балла, что равняется 42% от всех.

Задания экзаменационной работы 9 класс также различны по языковому материалу. Первое задание представляет собой изложение и переработку текста с передачей основного его смысла и логики. Первичный балл – 7, это составляет 17% итогового балла (39 первичных). Два задания на чтение и понимание смысла текста, а также на выделение выразительных средств - 2 первичных, 4%. И наконец, составление собственного текста на материале предложенного – 9 первичных баллов, 23% работы. Итого, работа с текстом в ОГЭ дает 18 баллов, что составляет половину возможных баллов.

Таким образом, различная работа с текстом является основной задачей, которую ставят разработчики экзаменационных материалов. Естественно, что задача учителя в подготовке ученика к итоговому контролю должна включать всевозможные виды работ с текстом.

В старших классах, работая над подготовкой учащихся к ЕГЭ, учитель сталкивается с дефицитом времени. К прежней необходимости комплексного повторения, обучения написания сочинению добавилась работа по подготовке к итоговому сочинению по литературе, где также требуется повторение материала, требуется научить композиции и способам подачи материала литературного произведения. Сочинения эти различны по критериям их оценки, различны по объему, требованиям к изложению аргументов и анализу текстов. Мы оказываемся в ситуации, где на подготовку к сочинению ЕГЭ остается второе полугодие последнего года обучения. Этого времени недостаточно, поэтому работу необходимо начинать еще в 10 классе. Кроме того, по возможности, надо включать в подготовку к сочинениям и работе с текстами уроки литературы.

В работе с 10 и 11 классами я систематически использую следующий прием. Поскольку тексты, изучаемые в курсе литературы 10-11 класса являются в том числе и основой аргументов, необходимых ученику для работы над сочинением ЕГЭ и итоговом сочинением по литературе, я предлагаю отрывки из текстов произведений для разного рода анализа. Прежде всего в подобной работе важна отработка текстового комментария. В настоящее время в сочинении ЕГЭ комментарий – развернутая, требующая особого внимания часть. Здесь важна опора на текст, своевременное цитирование, соотношение с проблемой, поднимаемой автором, и авторской логикой. Еще один немаловажный фактор, который позволяет рекомендовать такой прием на уроках: наибольшие проблемы по выделению проблемы, поднятой в тексте, возникают при работе с художественным текстом. В таких текстах неявная формулировка тезисов, аргументов, нет сформулированной позиции автора. В случае столкновения ученика с художественным текстом на экзамене возможна неадекватная реакция: растерянность, неверная формулировка проблемы, неумение комментировать подобный текст. Пример такой реакции мы видели в случае с текстом про «жидких людей». Использование отрывков, например, романа Л.Н.Толстого, неадаптированных для постановки какой-либо проблемы, дает возможность научить ученика справляться практически с любым комментарием.

В работе необходимо использовать ключевые эпизоды прозаического или драматического текста. Это позволяет использовать анализ эпизода на уроке русского языка в характеристике персонажа или ситуации на уроках литературы и наоборот. Таким образом мы также осуществляем и межпредметные связи, вполне естественные для наших предметов. Среди формальных признаков отрывка я бы отметила размер: не более 1 страницы А4. Эпизод должен быть законченным.

Приведу пример. Уже в начале учебного года в работе с 10 классом над пьесой Островского «Гроза» можно показать, как можно комментировать текст, на примере монолога Кулигина «Жестокие нравы». Здесь несложно выделить проблему, увидеть логику речи, аргументы и позицию героя.

Следует также развивать критическое мышление, показывать разные точки зрения на творчество авторов и их произведения. Естественно, что мы знакомим учащихся со статьей Добролюбова «Луч света в темном царстве», посвященной драме Островского. Но позиция Добролюбова не единственная, можно включить в работу с драмой фрагмент очерка Ю.А. Айхенвальда, где творчество драматурга в целом оценивается критично. Следует дать ученикам возможность согласиться с ним или противоречить, но лишь после того как они прокомментируют весь отрывок, выделят тезисы и аргументы автора, сформулируют позицию. Затем они, соглашаясь или возражая, должны привести собственные аргументы, опираясь на свои впечатления от прочтения драм Островского и на позицию Добролюбова (по желанию).

Несколько иное задание я даю по творчеству Н.Некрасова. Скомпанованные по одной проблеме высказывания различных авторов, как современников, так и более поздних исследователей и критиков, показывают диаметрально противоположные мнения по отношению к творчеству Некрасова, есть и более взвешенные, объективные оценки. Задача учеников – разобраться в позициях, сформулировать проблему, собрать единомышленников, найти наиболее точные цитаты в защиту каждого мнения. Затем ученики пишут связный текст, излагающий эти позиции, применяя цитирование. Для продвинутого уровня рекомендуется сформулировать собственную позицию и аргументировать ее.

В качестве одного из текстов, которые я предлагаю для анализа вне зависимости от того, каким учебником вы пользуетесь, это диалог авторов из учебника Маранцмана в 2-х томах. Этот диалог посвящен творчеству Тютчева и Фета, поднимаются различные проблемы, рассматриваются темы, общие для авторов, высказываются различные позиции. Этот текст помогает освободить мышление учащихся, показать, как можно и нужно дискутировать о литературе. Другим вариантом для детей, которые умеют хорошо слушать и слышать разные мнения и аргументы, может быть фрагмент телепередачи «Игра в бисер» или полный ее вариант по тем или иным классическим произведениям. Это может быть и домашним заданием.

Вообще материал, касающийся поэтов 19 века, изучаемых в курсе литературы 10 класса, дает возможность работать и с их биографиями. Материал возможно использовать для подготовки и к итоговому сочинению. Сочинение –рассуждение на проблемную тему «Цель оправдывает средства» по итогам изучения творчества и биографии Фета, Тютчева и Некрасова дает прекрасные результаты.

Следующим этапом становится умение свободно выражать без страха свое мнение. Для меня это крайне важно. Я принимаю любое высказывание, НО только при условии аргументации. Для подобных высказываний и формулировки своей позиции нужно неоднозначное произведение. Таковым становится  роман Ф.Достоевского «Преступление и наказание». По итогам изучения ученики пишут сочинение в формате комментария в блоге в интернете. Чтобы помочь им раскрепоститься, я даю подборку комментариев из электронной библиотеки LIB.RU. В этой подборке есть провокационные записи, откровенно глупые и очень занятные, очень философские и глубокомысленные. Они не оставляют равнодушными и выполняют свою задачу: заставить высказаться самому. Условиями сочинения становится ТОЛЬКО личная позиция и соблюдение этических правил. За сколько-нибудь формальный подход «как в учебнике», списывание чужих мнений снижается отметка.

Систематически используются отрывки текста в работе над романом Л.Толстого «Война и мир». Это идеальный материал для подобной работы. Во-первых, он прекрасно членится на эпизоды, причем как раз не больше одной страницы. Во-вторых, можно выделить множество различных проблем (проблема взаимоотношения человека и природы, проблема патриотизма, отношения к служебным обязанностям, проблема выбора, воздействия искусства, взаимопонимания людей, внешней и внутренней красоты, дружбы, любви, пошлости, справедливости и прочее). В-третьих, эти же эпизоды станут аргументами, приводимыми в сочинениях 11 класса по текстам ЕГЭ. В-четвертых, эти же эпизоды служат опорой для понимания характеров и ситуаций в романе. В-пятых, они дают возможность, используя тончайший психологизм автора или его прямую оценку, формулировать позицию автора своими словами, что важно для текстов, где позиция автора не высказана как законченная фраза. В зависимости от задач урока можно требовать от учеников выражения собственного мнения, включения в контекст других персонажей романа, концентрировать свое внимание на тех или иных элементах комментария или же на художественных особенностях текста.

Итогом такой работы в течение года может быть самостоятельный подбор учащимися текста для комментирования. Для этого можно определить, например, творчество А.П.Чехова. Для читающих детей это может быть современная литература. Это может быть антиутопия 20-го века. Можно дать конкретную проблему, которая должна быть раскрыта в тексте. Это может быть круг проблем, объединенных темой или круг авторов (произведения о войне). Можно включить сюда и поэтические тексты (шестидесятники, Высоцкий). И так далее.

В 11 классе в первом полугодии такая работа по комментированию должна продолжаться. Особенно в начале года, чтобы вспомнить формат и свои умения. Прекрасно подходят для комментария такие тексты, как монолог Сатина из пьесы М.Горького «На дне», начало и финал рассказа И.Бунина «господин из Сан-Франциско», затем эпизоды из романа Шолохова «Тихий Дон», из его же рассказов, фрагменты романов Булгакова «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия», из романа Б.Пастернака «Доктор Живаго».

Для наблюдения за итогами такой работы я провожу сочинение с комментированием текстов по творчеству А.Блока. Это отрывки из его же статьи «Интеллигенция и революция», а также отрывки из работ его современников. Это сложные тексты, проблема не терпит стандартного подхода, логика авторов непроста, позиция автора трудноопределима. В нескольких классах, с которыми я работала 10 классе так, как я выше описала, проблем такие тексты не вызвали. В этом году сложилась ситуация, когда я приступила к работе с одним из классов уже в 11-м. С ними таким образом с текстами в 10 классе не работали. Когда я предложила им тексты по Блоку, я увидела реакцию растерянности и паники. С заданием класс не справился. Буквально 3 удавшихся работы. Хотя уровень детей я бы оценила как более высокий, чем те, с кем я работала.

Таким образом, планомерная работа с художественными текстами в 10-м классе готовит учащихся к спокойному восприятию и готовности к любому тексту на экзамене.

Теперь мне хочется представить один из приемов работы в 8 классе в плане подготовки к ОГЭ по русскому языку. Все мы работаем с изложениями и приемами сжатия, однако мне хочется отметить не эту работу, а работу с заданиями 3-11. Эти задания, как мы знаем, проверяют совершенно определенные знания. Однако сам подход к формулировке таких заданий, умение увидеть в тексте различные явления и сформулировать грамотно вопрос – это, как мне кажется, необходимо ученику любого класса, в том числе 8-го. Синтаксис простого предложения – сложный материал, который необходим и для сдачи ОГЭ, и в еще большей степени для сдачи ЕГЭ. Потому чем более осознанно ученик освоит этот материал, тем проще будет в дальнейшем использовать знания.

В 9-м классе ученику придется иметь дело с готовым текстом с пронумерованными предложениями. По итогам 8-го класса дети привычно готовятся к такой форме итогового контроля, как диктант. Я предлагаю им работу по подготовке к диктанту через анализ текста. Диктуется один из текстов для итогового контроля в 8 классе. Во время диктовки предложения нумеруются. Затем, анализируя структуру предложения, формулируются задания по темам синтаксиса простого предложения. Например: В предложениях № - № подчеркните главные члены предложения, указав способ их выражения, тип сказуемого; в односоставных предложениях №, № подчеркните основы, укажите тип односоставных предложений; в предложениях №, № подчеркните все второстепенные члены, укажите способ из выражения и тип; выпишите номер предложения, в котором необходимо поставить тире, в тексте графически объясните его постановку; укажите номер предложения с уточняющим обстоятельством; укажите номера предложений с вводными словами; в предложениях 8-12 укажите номера предложений с неоднородными определениями; укажите номера предложений с обособленным определением (обстоятельством); в предложениях 5 -8 укажите номер предложения двусоставного, нераспространенного; в 3-м абзаце укажите номер предложения односоставного неопределенно-личного; в предложениях с 1 по 8 укажите номера предложений, в которых есть только простые глагольные сказуемые; из предложения №1 выписать несогласованное определение; из предложения №2 выписать словосочетание со связью управление, перестроить его так, чтобы слова связывались с помощью согласования; выписать все причастия из предложений 4 – 6; выписать все сочинительные союзы из предложений 1- 6.

Для первого раза можно предложить напечатанный пронумерованный текст. После того как формулировки записаны, поняты, дается домашнее задание по другому тексту. Тематику заданий можно расширять за счет орфографии, лексики, как и в заданиях ОГЭ.

Таким же образом можно проводить и итоговый контроль в 8-м классе. Практика показывает, что далеко не все ученики, которые во многом интуитивно или подчиняясь интонации диктующего пишут диктант на положительную отметку, могут затем внятно объяснить причину постановки знаков или владеют терминологией. Часто встречаются ошибки при удовлетворительной грамотности: неверно определяются основы, границы оборотов, нет четкого понимания, что такое неоднородные определения, не различаются виды определений (согласованное и несогласованное, приложение), ошибки в видах сказуемого и видах связи в словосочетаниях.

Такая работа с текстом может проводиться в парах или по вариантам. Ученики могут оценивать работу друг друга и по тому как сделан вопрос, и по тому. Как с ним справляются. Работа подобного рода помогает активизировать познавательный процесс, увлекает учащихся, создает соревновательность в работе по подбору языковых явлений и формулировке вопросов. Все это, безусловно, помогает впоследствии легко справиться с пониманием вопросов ОГЭ и с поиском ответов на них.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Приемы работы с текстом В контексте подготовки к ОГЭ и ЕГЭ

Слайд 2

Место заданий для работы по тексту в ЕГЭ и ОГЭ ЕГЭ – 63 % (21% + 42%) ОГЭ – 44% (17% + 4% +23%)

Слайд 3

Работа с отрывками из художественных текстов, изучаемых в 10-м классе Критерии отбора: Ключевые эпизоды Законченность Не более 1 страницы А4 формата стандартным кеглем.

Слайд 4

Н. Островский «Гроза» Монолог Кулигина «Жестокие нравы…» Статья Н. Добролюбова «Луч света в темном царстве» Очерк Ю. Айхенвальда «Островский»

Слайд 5

Ю. Айхенвальд «Островский» Мир Островского - не наш мир, и до известной степени мы, люди другой культуры, посещаем его как чужестранцы: в своих главных очертаниях он лежит перед нами лишь как объект постороннего наблюдения, как сценическое зрелище. Он дал некоторое отражение известной среды, определенных кварталов русского города, но не поднялся над уровнем специфического быта, и человека заслонил для него купец. Это царство хозяев и приказчиков, свах и ворожей, эта область нелепицы и самодурства, пьяного разгула и мелочной расчетливости, эти странные фигуры, исковерканные слова и уродливые мысли - все это цепко держало автора в своей притупляющей власти. Быт наложил свою печать на бытописателя. Он как-то принял своих чиновников, своих Бальзаминовых, свое купечество и мещан - всерьез. Негодование - вот чего совершенно нет у Островского. Дух практицизма и элементарной этики веет от его произведений. Есть нравственная тупость и нет честности.

Слайд 6

Н. Некрасов Скомпонованные по одной проблеме высказывания различных авторов, как современников, так и более поздних исследователей и критиков. Диаметрально противоположные мнения по отношению к творчеству Некрасова. В звешенные , объективные оценки.

Слайд 7

Антитезы в оценке творчества Н. Некрасова "У Некрасова - действительно добрых две трети его произведений могут быть превращены в прозу, - и не только ничуть от этого не пострадают, но даже выиграют в ясности и полноте" С А. Андреевский. Литературные очерки. СПб., 1902, стр. 163. Лучшая ему похвала та, что его произведения наводят читателя на мысли грустные и целительные. А затем о складе его таланта, о его несомненной силе и оригинальности, о луче поэзии, пробивающемся повсюду (очень часто даже наперекор самому поэту), говорить никто не думает. А . В. Дружинин Стихотворения Н. Некрасова, Москва, 1856

Слайд 8

Антитезы в оценке творчества Н. Некрасова Но он был поэт искреннего, могущественно захватывающего чувства... Почти каждое стихотворение Некрасова написано кровью сердца и соком нервов. Вот почему у него совсем мало вещей неинтересных, которыми так богаты жрецы чистого искусства. Критико-биографический очерк Л. Мельшина (П. Ф. Якубовича ) Я убежден, что любители русской словесности будут перечитывать лучшие стихи Полонского, когда самое имя Некрасова покроется забвением. Почему же это? А просто потому, что в деле поэзии живуча только одна поэзия и что в белыми нитками сшитых, всякими пряностями приправленных, мучительно высиженных измышлениях "скорбной" музы г-на Некрасова ее-то, поэзии-то, и нет на грош. И.С.Тургенев

Слайд 9

Поэты и поэзия: Н.Некрасов , А.Фет , Ф.Тютчев Работа с диалогом из учебника В.Г.Маранцмана в 2-х т.т . Работа по телепередаче И.Волгина «Игра в бисер» Сочинение «Цель оправдывает средства?»

Слайд 10

Ф.М.Достоевский Подборка комментариев из электронной библиотеки LIB . RU Провокационные записи, откровенно глупые и очень занятные, очень философские и глубокомысленные. Задача: заставить высказаться самому. Условия: личная позиция; соблюдение этических правил

Слайд 11

Л.Толстой «Война и мир» Прекрасно членится на эпизоды, причем как раз не больше одной страницы. М ожно выделить множество различных проблем (проблема взаимоотношения человека и природы, проблема патриотизма, отношения к служебным обязанностям, проблема выбора, воздействия искусства, взаимопонимания людей, внешней и внутренней красоты, дружбы, любви, пошлости, справедливости и прочее ).

Слайд 12

Л.Толстой «Война и мир» Эти же эпизоды станут аргументами, приводимыми в сочинениях 11 класса по текстам ЕГЭ. Эти же эпизоды служат опорой для понимания характеров и ситуаций в романе. Эпизоды дают возможность, используя тончайший психологизм автора или его прямую оценку, формулировать позицию автора своими словами, что важно для текстов, где позиция автора не высказана как законченная фраза .

Слайд 13

Итог работы в 10 классе С амостоятельный подбор учащимися текста для комментирования Т ворчество А.П.Чехова А нтиутопия 20-го века Круг проблем, объединенных темой или круг авторов (произведения о войне ) П оэтические тексты (шестидесятники, В.Высоцкий и т.п.)

Слайд 14

Работа с текстами в 11 классе М онолог Сатина из пьесы М.Горького «На дне» Н ачало и финал рассказа И.Бунина «господин из Сан-Франциско» Э пизоды из романа Шолохова «Тихий Дон», Фрагменты из рассказов М. Шолохова Фрагменты романов Булгакова «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия» Эпизоды из романа Б.Пастернака «Доктор Живаго».

Слайд 15

Т ексты по творчеству А.Блока Александр Блок «Интеллигенция и революция» К. И. Чуковский «Александр Блок как человек и поэт» Минский Н.М. «От Данте к Блоку» Ю.Айхенвальд «Александр Блок»

Слайд 16

Работа в 8-м классе, направленная на подготовку к ОГЭ по русскому языку Подготовка к диктанту через анализ текста. Диктуется один из текстов для итогового контроля в 8 классе. Во время диктовки предложения нумеруются. После анализа структуры предложения формулируются задания по темам синтаксиса простого предложения

Слайд 17

Диктант с нумерацией предложений Глазами художника (1) Во время пребывания в Англии, в Лондоне, известный французский художник Клод Моне был поражён собором святого Павла и, конечно, решил его нарисовать. (2) Как известно, Лондон – город туманов. (3) В тот день туман был таким густым, что сквозь него еле-еле просматривались очертания строений. (4) Моне, как истинный художник, всё так и изобразил. (5) Лондонцы, увидевшие на выставке картину, были раздражены. (6) «Безобразие! – говорили многие. - Туман на полотне розовый, а должен быть серый!» (7) Когда же возмущённые посетители галереи вышли на улицу, они оторопели. (8) Действительно, туман был розовым. (9) Дело в том, что Лондон – город старых кирпичных зданий. (10) Красная кирпичная пыль висит в воздухе и, смешиваясь с туманом, придаёт ему красный оттенок. (11) Художник увидел то, что другие не замечали. (12) С тех пор Моне часто представляют публике как певца лондонского тумана.

Слайд 18

Задания по тексту диктанта Укажите номер предложения с уточняющим обстоятельством. (1 ) Укажите номера предложений с вводными словами. (1, 2, 8) В предложениях 8-12 укажите номера предложений с неоднородными определениями (9,10) Укажите номера предложений с обособленным определением (4,5 ) Укажите номер предложения с обособленным обстоятельством (10 ) В предложениях 5 -8 укажите номер предложения двусоставных, нераспространенных . (8) В 3-м абзаце укажите номер предложения односоставного неопределенно-личного. ( 12) В предложениях с 1 по 8 укажите номера предложений, в которых есть только простые глагольные сказуемые. ( 4, 7 )

Слайд 19

Задания по тексту диктанта Из предложения №1 выписать несогласованное определение . Святого Павла Из предложения №2 выписать словосочетание со связью управление, перестроить его так, чтобы слова связывались с помощью согласования . Город туманов – туманный город Из предложения №10 выписать словосочетание со связью примыкание. Придает смешиваясь Выписать все причастия из предложений 4 – 6 Увидевшие , раздражены Выписать все сочинительные союзы из предложений 1- 6 И , и, а

Слайд 20

Возможный текст для домашней работы (1) В Спасском- Лутовинове всегда было много гостей. (2) Здесь гостили Лев Толстой и актриса Савина Фет и Некрасов. (3) Славу усадьбы по… ерживал и сам Тургенев любивший эти места дороги с плавными изгибами по холмам тихие пруды сады и острова леса парк. (4) Липы и р… бина дубы и клёны яблони ёлки и ясени всё перемешано в этом парке. (5) Зелень вода в прудах птич …й гомон деревенские песни охота это и был мир р… дивший Тургенева. (6) Как усадьба так и …крестные места хороши были в разное время года. (7) Вот и теперь в начале марта всё и овраг и лес и поляны было укрыто глубоким снегом.

Слайд 21

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок работа с текстом в рамках подготовки к ЕГЭ

Подготовка к написанию сочинения - рассуждения по прочитанному тексту. ...

Урок русского языка в 9 классе «Комплексная работа с текстом в рамках подготовки к ГИА»

Урок  русского языка в  9 классе «Комплексная работа с текстом в рамках подготовки к ГИА» Тип: урок – систематизация и демонстрация знаний Тема: Комплексная работа с текстом в рамках подго...

Анализ текста в рамках подготовки к ГИА

Тема урока: Анализ текста в рамках подготовки к ГИА...

Открытый урок по теме "Работа с текстом (в плане подготовки к ЕГЭ). Основные проблемы текста. Авторская позиция. Составление вторичного текста"

Этот урок поможет учителям, готовящим детей к ЕГЭ, на любом открытом материале составить вторичный текст....

Презентация " Формирование навыков работы с текстом в рамках спецкурса "Основы смыслового чтения"

Навык чтения-- явление сложное. Он складывается из двух сторон: смысловой и технической. Смысловая-- понимание содержания  и смысла читаемого. Техническая-- способ чтения, темп чтения, правильнос...

Работа с текстом в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку

Текст предназначен для отработки тем "Словосочетание", "Односоставные предложения", "Обособленные члены предложения"....