Конспект урока русского языка в 7 классе ( Комплексная работа с текстом на уроке повторения по теме «Причастие» )
план-конспект урока (русский язык, 7 класс) на тему

Тема урока: «Осень».

 

Цель урока:  продолжить формирование и закрепление у учащихся навыков работы с текстом; повторить основные речеведческие понятия; закрепить навыки правописания одной «н» и удвоенной «н» в суффиксах причастий , отработать постановку знаков препинания в предложениях с причастным оборотом; формировать речевые навыки и умения учащихся; развивать чувство прекрасного, любви к родной природе.                                        

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_7_klasse.docx234.67 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 7 классе

( Комплексная работа с текстом на уроке повторения по теме «Причастие» )

Автор: Жиглина Л.А. , учитель русского языка и литературы МОУ «Райваттальская средняя общеобразовательная школа», высшая  кв.категория

Тема урока: «Осень».

 

Цель урока:  продолжить формирование и закрепление у учащихся навыков работы с текстом; повторить основные речеведческие понятия; закрепить навыки правописания одной «н» и удвоенной «н» в суффиксах причастий , отработать постановку знаков препинания в предложениях с причастным оборотом; формировать речевые навыки и умения учащихся; развивать чувство прекрасного, любви к родной природе.                                        

Ход урока:

1. Приветствие и целеполагание.

2. Мультимедийная презентация по теме урока.

3. Подведение итогов. Рефлексия.

Оборудование к уроку: ПК, мультимедийный проектор, акустические колонки, классная доска.

I.Вступительное слово учителя.

- Как вы думаете, о чем пойдет речь?

-Какой поэт больше всех времен года любил осень? ( Чтение учителем отрывка из стихотворения А.С. Пушкина «Осень».)

-Много стихов посвящено этому прекрасному времени года

-Ученик читает стихотворение Ф.И. Тютчева «Осень»

II.Сообщение целей урока.

-Сегодня на уроке мы познакомимся с отрывком из романа Б. Пастернака «Доктор Живаго», поработаем с этим текстом, а потом и вы напишете сочинение – миниатюру.

III.Небольшое сообщение об авторе отрывка.

Борис Леонидович Пастернак – выдающийся русский  писатель XX века, лауреат Нобелевской премии. Он автор стихов, известного романа «Доктор Живаго», который вы будете изучать в 11 классе.

Давайте вместе прочитаем отрывок.

IV.Работа с текстом.(Текст дан каждому ученику)

Чтение рассказа учителем. Слайд №2

Осень.

    Осень уже резко обозначила в лесу границу хвойного и лиственного мира. Первый сумрачною, почти черною стеною щетинился в глубине, второй вино – огненными пятнами светился в промежутках, точно древний городок с детинцем и златоверхими теремами, срубленными в гуще леса из его бревен.

    Земля во рву, под ногами доктора и в колеях лесной, утренниками прохваченной и протвердевшей дороги была густо засыпана и забита сухим, мелким, как бы стриженым, в трубку свернувшимся листом опавшей ивы. Осень пахла этим горьким коричневым листом и еще множеством других приправ. Доктор с жадностью вдыхал сложную пряность ледяного моченого яблока, горькой суши, сладкой сырости и синего сентябрьского угара, напоминающего горелые пары обданного водою костра и свежезалитого пожара.

                 

-О чем вас заставил задуматься рассказ?

-О чем рассказывается в тексте?

-Что отражено в его заглавии? (Тема)

-К какому стилю речи можно отнести этот текст? Обоснуйте свою точку зрения.( К художественному: в тексте словами нарисована картина осени: краски леса, земли, запахи, состояние человека, который все это видит).

-К какому типу речи мы отнесем этот текст? (Описание с элементами повествования.)

-Какие изобразительно – выразительные средства языка делают это описание таким ярким? ( Ученики находят в тексте эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения) Слайд № 4

-Все ли слова в тексте понятны вам?( Ученики называют устаревшие  слова терем и детинец)

Слайд № 3(Толкование устаревших слов.)

-Для чего при описании осеннего леса автор использовал устаревшую лексику? (Величие, красота, загадочность).

-Итак, картину осени вы представили с помощью цвета (вино – огненный, коричневый, синий, сумрачный, черный),  запахов (листьев, яблок,сырости, гари) и ощутили состояние человека, вызванного ею.

-Помогли нарисовать картину осени причастия, которые обозначают действие или состояние как признак. В тексте много причастий. Выпишите причастия из текста.

Дальше ученики называют причастия, действительные и страдательные.

- Объясните правописание одной «н» и удвоенной «н»в суффиксах причастий Слайд №5

V. -Теперь выполните тест Слайд №6

  1. В село возы груже..…..ые везут.
  2. Заклубились белые туманы  по ночам над скоше……..ой травой.
  3. Люди въехали в только что построе…….ый дом.
  4. Вдали показалась крыша, краше …….ая охрой.
  5. Поле было вспаха……о.

- Что такое причастный оборот?

-Выпишите из текста один причастный оборот, выделенный запятыми, и один , который не выделяется запятыми.

Слайд №   Подводится итог  (Когда ставится запятая при причастном обороте)7

 

- Индивидуальная работа у доски:

Произвести синтаксический разбор фрагмента предложения из текста: «Доктор с жадностью вдыхал пряность … сентябрьского угара, напоминающего горелые пары обданного водою костра…»

-А теперь сами попробуйте создать небольшое сочинение – описание осени.

VI.  Написание сочинения- миниатюры.

Начиная разговор об осени, мы говорили о том, что время года осень воспета многими поэтами. Осень вдохновляла и вдохновляет многих известных композиторов и художников. П.И. Чайковский в цикле «Времена года» посвящает осени три миниатюры, каждая из которых  прекрасна.

Перед вами репродукции картин, на которых изображены великолепные осенние пейзажи как  художников IX, XX века , так и нашего современника, каждая репродукция сопровождается музыкой П.И. Чайковского. Представьте себе, что вы очутились среди этой осенней красоты, вам это будет сделать просто, потому что на двух картинах изображена осень в Карелии. Слайды № 8,9,10

-Напишите несколько предложений о  чувствах, которые вызвало у вас созерцание осени.

- Читается несколько работ

-Чье сочинение вам особенно понравилось? Объясните почему.

VII. Подведение итогов урока.

VIII. Домашнее задание.

-Сегодня, когда вы после занятий пойдете домой, не спешите, понаблюдайте вокруг и напишите сочинение – миниатюру «За что мне нравится осень».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ Л.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 ________________________________________ Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языка Из опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой д

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМЛ.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языкаИз опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т....

Комплексная работа с текстом на уроках русского языка в 8 классе.

Программа элективного курса "Комплексная работа с текстом" с вариантами текстов для работы.Программа имеет практическую направленность. Комплексная работа с текстом  даёт возможность каждому учен...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Обобщение опыта по теме « Комплексная работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования языковой компетенции учащихся»

Обобщение опыта по теме "Комплексная работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования языковой компетенции учащихся"...

Конспект урока русского языка 11 класс "Комплексный анализ текста. Подготовка к ЕГЭ"

Данный конспект содержит материал по подготовке к ЕГЭ по русскому языку....

Мастер – класс «Формирование коммуникативных компетенций у обучающихся с ЗПР 5 – 7 классов при работе с текстом на уроках русского языка»

Познакомить коллег с опытом работы по формированию коммуникативных компетенций у обучающихся с ЗПР....

Мастер-класс "Приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы"

Мстер-класс демонстрирует  организацию системы работы с текстом на уроках русского языка и литературы как одной из форм эффективной подготовки к сдаче ОГЭ и ЕГЭ....