Конспект урока русского языка в 7 классе ( Комплексная работа с текстом на уроке повторения по теме «Причастие» )
план-конспект урока (русский язык, 7 класс) на тему
Тема урока: «Осень».
Цель урока: продолжить формирование и закрепление у учащихся навыков работы с текстом; повторить основные речеведческие понятия; закрепить навыки правописания одной «н» и удвоенной «н» в суффиксах причастий , отработать постановку знаков препинания в предложениях с причастным оборотом; формировать речевые навыки и умения учащихся; развивать чувство прекрасного, любви к родной природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_7_klasse.docx | 234.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 7 классе
( Комплексная работа с текстом на уроке повторения по теме «Причастие» )
Автор: Жиглина Л.А. , учитель русского языка и литературы МОУ «Райваттальская средняя общеобразовательная школа», высшая кв.категория
Тема урока: «Осень».
Цель урока: продолжить формирование и закрепление у учащихся навыков работы с текстом; повторить основные речеведческие понятия; закрепить навыки правописания одной «н» и удвоенной «н» в суффиксах причастий , отработать постановку знаков препинания в предложениях с причастным оборотом; формировать речевые навыки и умения учащихся; развивать чувство прекрасного, любви к родной природе.
Ход урока:
1. Приветствие и целеполагание.
2. Мультимедийная презентация по теме урока.
3. Подведение итогов. Рефлексия.
Оборудование к уроку: ПК, мультимедийный проектор, акустические колонки, классная доска.
I.Вступительное слово учителя.
- Как вы думаете, о чем пойдет речь?
-Какой поэт больше всех времен года любил осень? ( Чтение учителем отрывка из стихотворения А.С. Пушкина «Осень».)
-Много стихов посвящено этому прекрасному времени года
-Ученик читает стихотворение Ф.И. Тютчева «Осень»
II.Сообщение целей урока.
-Сегодня на уроке мы познакомимся с отрывком из романа Б. Пастернака «Доктор Живаго», поработаем с этим текстом, а потом и вы напишете сочинение – миниатюру.
III.Небольшое сообщение об авторе отрывка.
Борис Леонидович Пастернак – выдающийся русский писатель XX века, лауреат Нобелевской премии. Он автор стихов, известного романа «Доктор Живаго», который вы будете изучать в 11 классе.
Давайте вместе прочитаем отрывок.
IV.Работа с текстом.(Текст дан каждому ученику)
Чтение рассказа учителем. Слайд №2
Осень.
Осень уже резко обозначила в лесу границу хвойного и лиственного мира. Первый сумрачною, почти черною стеною щетинился в глубине, второй вино – огненными пятнами светился в промежутках, точно древний городок с детинцем и златоверхими теремами, срубленными в гуще леса из его бревен.
Земля во рву, под ногами доктора и в колеях лесной, утренниками прохваченной и протвердевшей дороги была густо засыпана и забита сухим, мелким, как бы стриженым, в трубку свернувшимся листом опавшей ивы. Осень пахла этим горьким коричневым листом и еще множеством других приправ. Доктор с жадностью вдыхал сложную пряность ледяного моченого яблока, горькой суши, сладкой сырости и синего сентябрьского угара, напоминающего горелые пары обданного водою костра и свежезалитого пожара.
-О чем вас заставил задуматься рассказ?
-О чем рассказывается в тексте?
-Что отражено в его заглавии? (Тема)
-К какому стилю речи можно отнести этот текст? Обоснуйте свою точку зрения.( К художественному: в тексте словами нарисована картина осени: краски леса, земли, запахи, состояние человека, который все это видит).
-К какому типу речи мы отнесем этот текст? (Описание с элементами повествования.)
-Какие изобразительно – выразительные средства языка делают это описание таким ярким? ( Ученики находят в тексте эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения) Слайд № 4
-Все ли слова в тексте понятны вам?( Ученики называют устаревшие слова терем и детинец)
Слайд № 3(Толкование устаревших слов.)
-Для чего при описании осеннего леса автор использовал устаревшую лексику? (Величие, красота, загадочность).
-Итак, картину осени вы представили с помощью цвета (вино – огненный, коричневый, синий, сумрачный, черный), запахов (листьев, яблок,сырости, гари) и ощутили состояние человека, вызванного ею.
-Помогли нарисовать картину осени причастия, которые обозначают действие или состояние как признак. В тексте много причастий. Выпишите причастия из текста.
Дальше ученики называют причастия, действительные и страдательные.
- Объясните правописание одной «н» и удвоенной «н»в суффиксах причастий Слайд №5
V. -Теперь выполните тест Слайд №6
- В село возы груже..…..ые везут.
- Заклубились белые туманы по ночам над скоше……..ой травой.
- Люди въехали в только что построе…….ый дом.
- Вдали показалась крыша, краше …….ая охрой.
- Поле было вспаха……о.
- Что такое причастный оборот?
-Выпишите из текста один причастный оборот, выделенный запятыми, и один , который не выделяется запятыми.
Слайд № Подводится итог (Когда ставится запятая при причастном обороте)7
- Индивидуальная работа у доски:
Произвести синтаксический разбор фрагмента предложения из текста: «Доктор с жадностью вдыхал пряность … сентябрьского угара, напоминающего горелые пары обданного водою костра…»
-А теперь сами попробуйте создать небольшое сочинение – описание осени.
VI. Написание сочинения- миниатюры.
Начиная разговор об осени, мы говорили о том, что время года осень воспета многими поэтами. Осень вдохновляла и вдохновляет многих известных композиторов и художников. П.И. Чайковский в цикле «Времена года» посвящает осени три миниатюры, каждая из которых прекрасна.
Перед вами репродукции картин, на которых изображены великолепные осенние пейзажи как художников IX, XX века , так и нашего современника, каждая репродукция сопровождается музыкой П.И. Чайковского. Представьте себе, что вы очутились среди этой осенней красоты, вам это будет сделать просто, потому что на двух картинах изображена осень в Карелии. Слайды № 8,9,10
-Напишите несколько предложений о чувствах, которые вызвало у вас созерцание осени.
- Читается несколько работ
-Чье сочинение вам особенно понравилось? Объясните почему.
VII. Подведение итогов урока.
VIII. Домашнее задание.
-Сегодня, когда вы после занятий пойдете домой, не спешите, понаблюдайте вокруг и напишите сочинение – миниатюру «За что мне нравится осень».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ Л.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 ________________________________________ Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языка Из опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой д
ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМЛ.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языкаИз опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т....
Комплексная работа с текстом на уроках русского языка в 8 классе.
Программа элективного курса "Комплексная работа с текстом" с вариантами текстов для работы.Программа имеет практическую направленность. Комплексная работа с текстом даёт возможность каждому учен...
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
Обобщение опыта по теме « Комплексная работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования языковой компетенции учащихся»
Обобщение опыта по теме "Комплексная работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования языковой компетенции учащихся"...
Конспект урока русского языка 11 класс "Комплексный анализ текста. Подготовка к ЕГЭ"
Данный конспект содержит материал по подготовке к ЕГЭ по русскому языку....
Мастер – класс «Формирование коммуникативных компетенций у обучающихся с ЗПР 5 – 7 классов при работе с текстом на уроках русского языка»
Познакомить коллег с опытом работы по формированию коммуникативных компетенций у обучающихся с ЗПР....
Мастер-класс "Приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы"
Мстер-класс демонстрирует организацию системы работы с текстом на уроках русского языка и литературы как одной из форм эффективной подготовки к сдаче ОГЭ и ЕГЭ....