Элективный курс "Уроки словесности"
элективный курс по русскому языку (9 класс) по теме
Элективный курс «Уроки словесности» рассчитан на 35 ч и предназначен для учащихся 9-ых классов. Данная программа составлена на основе авторской программы С.И. Львова «Русский язык: 7-11 классы: программы факультативных и элективных курсов» (М.: Вента-Граф, 2008)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_v_9_klasse._uroki_slovesnosti.doc | 102 КБ |
Предварительный просмотр:
МКУ «Комитет Администрации Бийского района по образованию и делам молодёжи»
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Верх-Бехтемирская средняя общеобразовательная школа» Бийского района Алтайского края
«Согласовано» Руководитель МО Цветенберг С.С. Протокол № ___ от «__» __________________20___г. | «Согласовано» Заместитель директора по УР МОУ «Верх-Бехтемирская сош» Кольцаузе Т.Ю. «__»________________20___г. | «Утверждаю» Директор МОУ «Верх-Бехтемирская сош» Ермолова М.П. Приказ № ___ от «__»_______________20__г. |
Рабочая программа
элективного курса по русскому языку в 9 классе
«Уроки русской словесности»
на 2013-2014 учебный год
учителя русского языка
Цветенберг Светланы Семеновны
с. Верх-Бехтемир
2013 год
Элективный курс по русскому языку
«Уроки русской словесности» 9 класс
Пояснительная записка
Воспитать чуткость к красоте и выразительности родной речи, привить любовь к русскому языку, интерес к его изучению можно разными путями. Элективный курс «Уроки словесности» берёт за основу один из них: знакомство с изобразительными возможностями русского языка в разных его проявлениях. Под этим углом зрения на занятиях рассматривается известный учащимся лингвистический материал и углубляются сведения по фонетике, лексике, словообразованию, грамматике и правописанию. Курс направлен на многоаспектную языковую работу с литературными текстами, что позволит не только совершенствовать важнейшие речевые умения, но и сформировать элементарные навыки лингвистического анализа и выразительного чтения художественного произведения. Те самым эти занятия помогут в известной мере реализовать на практике идею межпредметных связей школьного курса русского языка и литературы. Практическая направленность данного предмета проявляется в том, что теоретический материал постигается учащимися через опыт анализа текста, при этом особое внимание уделяется развитию устной и письменной монологической речи. Материал построен таким образом, что соблюдается единство программы, ощущается взаимосвязь между отдельным занятием и всем курсом в целом. Элективный курс «Уроки словесности» рассчитан на 35 ч и предназначен для учащихся 9-ых классов. Данная программа составлена на основе авторской программы С.И. Львова «Русский язык: 7-11 классы: программы факультативных и элективных курсов» (М.: Вента-Граф, 2008)
Цель элективного курса – через лингвистический анализ художественного текста показать учащимся необычайную красоту, выразительность родной речи, её неисчерпаемые богатства, которые заложены во всех областях языка.
Достижение этой цели возможно через решение следующих задач:
1..научить учащихся адекватно воспринимать язык художественного произведения;
2. ознакомить их с выразительными возможностями русской речи, с экспрессивной, изобразительной функцией многих её элементов: фонетики, словообразования, лексики, морфологии, синтаксиса, а также орфографии и пунктуации;
- совершенствовать навыки лингвистического анализа текста и выразительного чтения художественного произведения;
- учить создавать и анализировать самостоятельные высказывания с использованием изученных языковых художественных приёмов.
- воспитывать сознательное отношение к языку как явлению культуры.
Методы деятельности учителя направлены на подготовку лекций и микролекций по темам курса, организацию практических и семинарских занятий, руководство самостоятельного исследования учащимися текста с целью решения поставленных перед ними задач. Целесообразно использовать такие методы и приемы работы, которые связаны с самостоятельными поисками, наблюдениями учащихся.
Формы контроля знаний:
- защита таблиц, конспектов, творческих работ;
- анализ и редактирование текстов;
- тестирование
Формы оценивания знаний учащихся:
- работы в форме тестов оцениваются баллами; минимальный порог, который необходимо преодолеть учащемуся, чтобы его работа была зачтена устанавливается на заседании МО;
- творческие работы учащихся (доклады, схемы, таблицы, проекты и др.) оцениваются по зачётной системе, по каждой работе слушатель получает подробный комментарий преподавателя с рекомендациями;
- зачёт по курсу учащийся получает в том случае, если все работы, которые он выполнял в течение учебного года, зачтены.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса «Уроки словесности» учащиеся должны знать:
- основные звуковые, графические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические образные средства русского языка;
Применяя полученные знания, учащиеся должны уметь:
- владеть устной и письменной речью;
- производить лингвистический анализ текста, выясняя его фонетико-интонационные особенности, приёмы звуковой инструментовки; анализируя экспрессивные средства словообразования, лексические образные средства, грамматические (морфологические и синтаксические) средства усиления изобразительности текста, а также особенности его графического (орфографического, пунктуационного) оформления;
- выразительно читать, передавая голосом эмоциональный настрой, его интонационные особенности;
- создавать и анализировать самостоятельные высказывания с использованием изученных языковых художественных приёмов.
Календарно-тематическое планирование (35 часов)
Тема | Количество часов, дата | Примерное содержание работы на занятиях |
1-2.Имя существительное 3-6. Имя прилагательное 7-10. Глагол и его формы 11. Имя числительное 12. Местоимение 13-14. Наречие 15-16. Служебные части речи 17. Повторение 18-19. Особенности русского синтаксиса 20. Интонационное многообразие и богатство эмоциональных значений побудительных и вопросительных предложений. 21. Особенности интонации восклицательных предложений 22. Типы односоставных предложений 23.Семантико-грамматические свойства обобщённо-личного предложения 24. Слова-предложения. 25. Наблюдения за использованием в художественном тексте разных типов сложных предложений 26. Сравнение как поэтический троп. 27. Семантико-стилистическая функция прямой речи. 28-30. Стилистические фигуры речи как синтаксические построения. 31-32. Наблюдение за индивидуально-авторскими особенностями синтаксиса в произведениях русских писателей и поэтов 33-34. Комплексный языковой анализ. 35. Обобщение знаний | 2 4 4 1 1 2 2 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 3 2 2 | 1.Морфологические средства выразительности русской речи (17 часов) Экспрессивная функция частей речи в художественных произведениях разных писателей. Изобразительно-выразительное использование имени существительного в художественной речи. Стилистическое использование грамматических категорий имени существительного (род, число, падеж). Грамматический род и пол живых существ. Образное использование категорий рода при создании поэтического олицетворения. Имена собственные и нарицательные; обыгрывание внутренней формы фамилий литературных героев как средство художественной характеристики. Стилистическая роль географических наименований в литературных произведениях. Образная функция имен прилагательных в произведениях писателей разных литературных направлений. Употребление относительных, притяжательных и качественных прилагательных в переносном значении как средство речевой экспрессии. Эпитет и языковые средства его создания; постоянные эпитеты. Роль имени прилагательного в создании цветовых образов. Стилистическая Экспрессивная роль глагола в художественном тексте. Употребление глагола в переносном значении; олицетворение как поэтический троп и языковые средства его создания (обобщение). Использование усеченных глаголов в художественном тексте (прыг в траву). Грамматические категории как источник выразительности речи: категория времени, наклонения, вида, лица. Употребление глаголов одного времени (наклонения) вместо другого как изобразительный прием. Семантико-стилистические особенности употребления инфинитива, причастия и деепричастия в текстах художественной литературы. Соединение форм прошедшего и настоящего времени в предложении с целью придания живости повествованию (пришла и говорю, прибежал и видит). Экспрессивная роль числительных в художественном тексте. Употребление числительных-символов (3, 7, 40, 100) в произведениях устного народного творчества и литературных текстах Экспрессивная роль местоимения в художественном тексте. Стилистическое использование устаревших местоимений. Синонимика местоимений разных разрядов и экспрессивное их использование. Употребление личных местоимений единственного и множественного числа как экспрессивное средство Специфические свойства наречия, которые определяют его изобразительную функцию: близость к образной функции прилагательного и соотнесенность с другими частями речи. Экспрессивное использование наречий разных разрядов. Наречия сравнения (по-детски, градом) и образное использование их в художественном тексте; сравнение как поэтический троп и разные языковые средства его создания. Использование степеней сравнения наречий и прилагательных для создания эмоционально-экспрессивной окраски. Роль служебных частей речи в семантико-стилистическом оформлении литературного текста. Частица не в отрицательном сравнении. Семантическая роль противительных союзов и использование их в конструкциях художественного противопоставления Комплексный лингвистический анализ (поиски словообразовательных, фонетических, интонационных, лексических и морфологических средств выразительности) и выразительное чтение художественных текстов 2. Синтаксическое богатство русского языка (17 часов) Свойства русского синтаксиса, определяющие его богатство и разнообразие, безграничные возможности в передаче смысла речи и создания художественных образов: свободный порядок слов, развитая синонимика синтаксических конструкций, функционально-стилистическая закрепленность синтаксических средств. Экспрессивное использование предложений разного типа (8 часов) Особенности интонации вопросительных предложений. Лексическое и Лексико-грамматические средства оформления восклицательных предложений. Особенности интонации восклицательных предложений. Наблюдение над стилистическим использованием вопросительных, побудительных и восклицательных предложений в текстах художественной литературы. Типы односоставных предложений. Семантико-грамматические свойства обобщенно-личных предложений, использование их в произведениях художественной литературы, в русских народных пословицах, поговорках, загадках. Семантико-стилистические возможности безличных предложений и использование их в художественных текстах. Выразительные возможности номинативных (назывных) предложений. Семантика и грамматические способы оформления слов-предложений; их стилистическое использование в речи. Наблюдения за использованием в художественном тексте разных типов сложных предложений (сложносочиненных, сложноподчиненных, бессоюзных). Семантико-стилистическая роль союзов в сложных предложениях. Стилистическая окраска союзов. Способы передачи значения сравнения в языке. Наблюдение за употреблением в тексте предложений со сравнительным оборотом и предложений с придаточными сравнения. Наблюдение за употреблением бессоюзных предложений в текстах художественной литературы, в произведениях устного народного творчества. Семантико-стилистическая функция прямой речи. Несобственно-прямая речь. Использование прямой, косвенной, несобственно-прямой речи как средство создания речевой характеристики персонажа Период как особая форма организации сложных предложений и как поэтическое средство художественного текста. Стилистические фигуры речи (7 часов) Стилистические фигуры речи как синтаксические построения, обладающие повышенной экспрессией и выразительностью. Знакомство с еще не изученными фигурами речи (бессоюзие, многосоюзие, инверсия, параллелизм, риторический вопрос и обращение, эллипсис) и повторение сведений об уже известных риторических фигурах (анафора, эпифора, антитеза, градация, умолчание и др.). Наблюдение за использованием этих стилистических фигур в художественных текстах. Наблюдение за индивидуально-авторскими особенностями синтаксиса в произведениях русских писателей и поэтов. Комплексный языковой анализ и выразительное чтение произведений художественной литературы. Обобщение и систематизация знаний и умений. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по литературе "Тайны словесного мастерства"
Содержит программу курса,обоснование целей и задач, а также тематическое планирование...
Изучение художественных средств языка на занятиях элективного курса «Уроки словесности» в 9 классе Пособие для учителя
Изучение художественных средств языка на занятиях элективного курса «Уроки словесности» в 9 классеПособие для учителя Предлагаемое пособие – попытка оказать конкретную помощь учителю ...
Элективный курс "Уроки русской словесности"
Спецкурс «Уроки русской словесности» ориентирован на формирование грамотной языковой личности, воспитание интереса к русской словесности. Создан для учащихся 9-ых классов общеобразовательной шко...
Презентации к элективному курсу "Уроки русской словесности" 9 класс
Грамматические трудности, связанные с образованием слов. Словотворчество.Неправильный выбор приставки. Неправильный выбор суффикса. Ошибки в корне слова. Уместность употребления слов различных с...
Учебная программа элективного курса по русскому языку 9-11 класс «От истории края к словесности»
Курс «От истории края к словесности» призван обеспечить освоение регионального компонента базисного учебного плана. Для Сибирского федерального округа изучение регионального компонента определено в тр...
Рабочая программа элективного курса «УРОКИ СЛОВЕСНОСТИ»
Основная цель курса состоит в организации систематического и целенаправленного наблюдения за использованием в художественной речи выразительно-изобразительных возможностей языковых единиц разных уровн...
Программа элективного курса "Русская словесность" в 9 классе
Цель курса - подготовка учащихся 9 класса к успешной сдаче ГИА по русскому языку. Программа включает четыре раздела: пояснительную записку, основное содержание, учебно-тематический план и требования к...