Конспект и презентация к уроку русского языка "Виды сказуемых. Составное именное сказуемое"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме
Разработка представляет собой конспект урока русского языка в 8 классе "Виды сказуемых. Составное именное сказуемое". Цель урока повторить и обобщить сведения о различных видах сказуемых; закрепить знания о составном именном сказуемом. Задачи: совершенствовать навыки различения сказуемых по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значения; развивать память, логическое мышление; совершенствовать коммуникативные навыки; воспитывать любовь и уважение к культурным традициям, формировать интерес к личности и творчеству А.С. Пушкина как выдающегося русского писателя.На уроке использованы различные приемы и методы активизации познавательной деятельности учащихся, диагностики знаний. Предусмотрена словарная работа, работа с учебником, тренировочное тестирование, дифференцированная самостоятельная работа, анализ текста. При подборе материала к уроку использованы произведения А.С. Пушкина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_8.rar | 2 МБ |
Предварительный просмотр:
Федичкина Юлия Сергеевна
учитель русского языка и литературы
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы имени С.Е. Кузнецова с. Чемодановка Бессоновского района Пензенской области
Тема: Виды сказуемых. Составное именное сказуемое.
Класс: 8
Цель: повторить и обобщить сведения о различных видах сказуемых; закрепить знания о составном именном сказуемом.
Задачи:
1) образовательные:
- совершенствовать навыки различения сказуемых по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значения;
2) развивающие:
- развивать память, логическое мышление; совершенствовать коммуникативные навыки;
3)воспитательные:
- воспитывать любовь и уважение к культурным традициям, формировать интерес к личности и творчеству А.С. Пушкина как выдающегося русского писателя.
Оборудование: учебник русского языка для 8 класса под ред.
М.Н. Шанского, интерактивная доска Elit Panaboard book.
Ход урока.
- Оргмомент.
Здравствуйте. Сядет тот, кто ответит на вопрос:
- Что такое грамматическая основа предложения?
- Что называется подлежащим?
- Какие виды сказуемых существуют в русском языке?
- Что объединяет простое и составное глагольное сказуемое?
- Что их различает?
-Что такое составное именное сказуемое?
II. Целеполагание.
Запишите тему урока. Попытайтесь сформулировать задачи нашего урока, его цели.
- Работа по теме.
- Зрительный диктант (слова заранее написаны на доске):
стремянный (слуга, ухаживающий за верховой лошадью хозяина)
ментор (учитель, наставник, воспитатель)
недоросль (молодой барин, достигший совершеннолетия, нигде не служащий)
кибитка (крытая повозка)
погребец (дорожный сундучок)
погост (кладбище)
целовальник (продавец вина в питейном заведении)
жаловать (награждать, дарить)
фортеция (крепость)
бастион (один из видов крепостных укреплений)
- Из какого произведения русской литературы IX века взяты данные слова? Кто автор этого произведения?
- Как называются эти слова с точки зрения употребления в современном русском языке?
- Объясните значение этих слов (по цепочке).
- Задание 1. Составить схемы из карточек «Виды сказуемых», рассказать о каждом из сказуемых
ПГС = глагол в форме одного из наклонений
СГС = вспомогательное слово + инфинитив
СИС = глагол-связка + именная часть
- Составить предложения, используя слова для зрительного диктанта:
1 вариант – с простым глагольным сказуемым
2 вариант – с составным глагольным сказуемым
3 вариант – с составным именным сказуемым
Примеры:
- Лучшего ментора я не желал.
- Герой хотел попасть на бастион.
- Я был недорослем.
- Анализ предложения.
Известный литературовед и критик Владимир Яковлевич Лакшин, долгое время работавший вместе с А. Твардовским в редакции журнала «Новый мир», вспоминал, что «Капитанская дочка» для Твардовского была символом совершенного искусства.
- Объяснить орфограммы, пунктограммы; указать вид сказуемых.
В это время 2 ученика выполняют индивидуальное задание по карточке в тетради, 1 ученик работает на интерактивной доске, выполняет задание 2:
Задание 2 Выделить грамматическую основу предложений, указать вид сказуемого.
1. День был жаркий. В трех верстах от станции стало накрапывать, и через минуту проливной дождь вымочил меня до последней нитки.
2. Прошло несколько лет, и обстоятельства привели меня на тот самый тракт, в те самые места.
3. Я вспомнил дочь старого смотрителя и обрадовался при мысли, что увижу ее снова.
Из какого произведения А.С. Пушкина взяты эти отрывки?
К – I
Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Выделите грамматическую основу предложений, укажите вид сказуемых.
- Владимир очутился в поле и напрасно хотел снова попасть на дорогу.
- Владимир ехал полем пересеченным глубокими оврагами.
- Лошадь начинала уставать, а с него пот катился градом.
- Через полчаса Маша должна была навсегда оставить родительский дом свою комнату тихую девическую жизнь.
Из какого произведения А.С. Пушкина взяты эти отрывки?
К – II.
Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Выделите грамматическую основу предложений, укажите вид сказуемых.
- Смиряй себя молитвой и постом и сны твои видений легких будут исполнены…
- Как весело провел свою ты младость!
- Исполнен долг, завещанный от бога мне, грешному…
Из какого произведения А.С. Пушкина взяты эти отрывки?
После выполнения заданий по карточкам учащиеся озвучивают результаты своей работы.
- Физкультпауза. Игра «Разминка»
- Послушайте условия игры. Внимательно слушайте команды и выполняйте лишь те из них, в которых есть слово «пожалуйста». Если этого слова в команде нет, то выполнять ее не следует.
- Встаньте, пожалуйста.
- Выйдите, пожалуйста, из-за парт.
- Наклоните голову, пожалуйста.
- Поднимите, пожалуйста, голову.
- Поднимите руки вверх, пожалуйста.
- Опустите руки.
- Опустите, пожалуйста, руки.
- Сделайте глубокий вдох.
- Пожалуйста, поставьте руки на пояс.
- Протяните правую руку вперед.
- Протяните, пожалуйста, левую руку вперед.
- Пожалуйста, протяните правую руку вперед.
- Поставьте руки на пояс.
- Пожалуйста, поставьте руки на пояс.
- Опустите руки, пожалуйста.
- Поздравляю тех, кто ни разу не ошибся.
- Анализ текста.
В «Капитанской дочке» комендант говорит Пугачеву: «Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышь ты!» Называя Пугачева вором, комендант вовсе не хочет сказать, что тот занимается кражами, воровством. Словом вор называли в те времена преступника вообще, всякого злоумышленника.
В «Руслане и Людмиле» читаем:
Но между тем какой позор
Являет Киев осажденный?
Если мы не будем знать, что слово позор употреблено в старом значении «зрелище», мы не точно поймем А.С. Пушкина.
В стихотворении «Сожженное письмо» А.С. Пушкин пишет:
Уж перстня верного утратя впечатленье,
Растопленный сургуч кипит…
И чтобы эти стихи нам были полностью понятны, мы должны знать, что слово впечатленье обозначает здесь «отпечаток, втиснутое печаткою в сургуч изображение».
Подобных слов и выражений в произведениях Пушкина немало. Язык развивается, слова со временем приобретают иной смысл. Но это не значит, что мы уже не понимаем поэта. Просто всегда нужно иметь в виду, что хотя писателей справедливо считают творцами и законодателями языковых норм, но сами нормы со временем развиваются. Исследования стилистов, ученых – историков литературы как бы снимают со слова «пыль веков», позднейшие наслоения, переосмысления и помогают нам точнее и правильнее понимать произведения великого русского поэта.
Читая А.С. Пушкина, и хочется и следует понять каждое его слово именно в том значении, в котором его употребил поэт.
З. Люстрова, Л. Скворцов, В. Дерягин.
Беседы о русском слове
- Прочитайте текст. Определите его стиль и тип.
- Какова тема текста? Основная мысль?
- Выделите микротемы.
- Как этимология (происхождение) слова впечатление помогает объяснить его правописание?
- Найдите предложения, соответствующие схемам:
1. А: «П».
2. , .
3. , (что ).
- Определите виды сказуемых в предложении: Если мы не будем…
- В каком сложном предложении присутствуют все три вида сказуемых? (И чтобы эти стихи…)
- Выпишите предложения (по рядам):
I – с простым глагольным сказуемым
II – с составным глагольным сказуемым
III – с составным именным сказуемым
- Самостоятельная работа.
Задание по выбору.
1. Составить мини-текст на одну из тем: «Мои впечатления от прочтения первых глав повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»», «Язык – развивающееся явление» (по материалу текста для анализа)
2. Упр. 107 (Русский язык.8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ [Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч. ред. Н. М. Шанский]. – М.: Просвещение, 2013)
3. Упр. 108 (Русский язык.8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ [Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч. ред. Н. М. Шанский]. – М.: Просвещение, 2013)
- Тест.
- Не стану описывать нашего похода и окончания войны. 2) Скажу коротко, что бедствие доходило до крайности. 3) Мы проходили через селения, разоренные бунтовщиками, и поневоле отбирали у бедных жителей то, что успели они спасти. 4) Правление было всюду прекращено, помещики укрывались по лесам. (А.С. Пушкин. Капитанская дочка)
- Простым предложением является:
А 1,2. Б 2,3. В 1. Г 3,4
- Причастный оборот есть в предложении:
А 2. Б 2,3. В 3. Г 4
III. Составное именное сказуемое присутствует в предложении (предложениях):
А 1. Б 2. В 3. Г 4
IV. Простое глагольное сказуемое присутствует в предложении (предложениях):
А 4. Б 2,3, 4. В 1, 2. Г 2.
V. Сказуемое в 1 предложении является:
А простым глагольным
Б составным именным
В составным глагольным
Ключ.
I. В II. В III. Г IV. Б V. В
IV. Подведение итогов. Рефлексия.
- Какие сведения мы повторили на уроке?
- Каким знаниям, полученным на уроке, вы найдете применение?
- На каком этапе урока ваша работа была самой плодотворной?
- Какой вид работы на уроке показался наиболее интересным?
- Чьи ответы были наиболее точными и исчерпывающими?
- Во сколько баллов по 10-тибалльной шкале вы оценили бы свой вклад в урок?
- Домашнее задание (повыбору):
- параграф №21, упр. 111
- параграф № 21, подобрать из произведений А.С. Пушкина 5-6 предложений для объяснительного диктанта по теме «Виды сказуемых»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект и презентация к уроку русского языка в 8-ом классе " Предложения с вводными конструкциями"
Тип урока - закрепление изученного материала. Основная цель занятия состоит в формировании умений и навыков постановки знаков препинания в предложениях с вводными конструкциями. В процессе уче...
Конспект и презентация к уроку русского языка в 6 классе по теме "Правописание приставки при-"
Методический комплект (конспект урока и презентация) к уроку русского языка в 6 классе. Тип урока - освоение новых знаний....
Конспект и презентация к уроку русского языка в 6-ом классе на тему "Правописание приставок на З, С"
Тип урока – изучение нового материала. В ходе урока учащиеся включаются в различные виды деятельности. Изучение нового материала осуществляется учениками самостоятельно на основе работы с материалом у...
План-конспект и презентация к уроку русского языка по теме :"Прилагательное как часть речи"
Конспект урока разработан с учетом новых требований ФГОС, с указанием ЭОР....
Виды сказуемых.Составное именное сказуемое.
Материал, который позволяет с интересом знакомиться со сложной темой....
Презентация к уроку русского языка "Степени сравнения имен прилагательных", 6 класс.
Презентация к уроку русского языка разработана по учебнику М.Т.Баранова для 6 класса. Тип урока: комбинированный....
Конспект урока по русскому языку в 8 классе по теме "Сказуемое. Составное именное сказуемое»
ТЕМА: СОСТАВНОЕ ИМЕННОЕ СКАЗУЕМОЕЦели: отработать умения различать составные глагольные и составные именные сказуемые, определять способы выражения именной части составного именного сказуемого.Планиру...