Конспект и презентация к уроку русского языка в 6-ом классе на тему "Правописание приставок на З, С"
презентация к уроку по русскому языку (5 класс) по теме
Тип урока – изучение нового материала. В ходе урока учащиеся включаются в различные виды деятельности. Изучение нового материала осуществляется учениками самостоятельно на основе работы с материалом учебника и алгоритмом определения написания приставки. В качестве закрепления изученного материала предлагаю работу с пословицами и связным текстом, что способствует развитию грамотной устной и письменной речи учащихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок русского языка
в 5-ом классе на тему
«Правописание приставок на З, С»
Учитель русского языка и литературы
МБОУ Михайловской СОШ
Красносулинского района Ростовской области:
Агапова Татьяна Николаевна
2012 г.
Цели урока:
- Формирование навыков и умений определять правильное написание приставок на З, С.
- Продолжить работу по развитию творческих способностей учащихся; монологической и диалогической речи
- Развивать умение самостоятельно мыслить, рассуждать, обобщать материал, делать выводы.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование урока: компьютер, интерактивная доска, презентация в программе «PowerPoint», раздаточный материал для учащихся.
ХОД УРОКА
- Организация начала урока.
- Целеполагание.
Слово учителя: русский язык – самый красивый и богатый язык в мире. Наш язык – живой. В нем очень много слов, правописание которых нам с вами пока еще не известно. Но с каждым новым уроком мы становимся грамотнее и мудрее. Сегодня поговорим о приставках. А о каких? Немного позже…
- Фонетическая минутка. ( слайд №2 )
Подберите парный согласный:
[ б ]
[ в ]
[ г ]
[ д ]
[ ж]
[ з ]
[ л ] [ м ] [ н ] [ р ] [ й,]
Вывод: на какие группы делятся все согласные звуки?
- Подготовка к восприятию нового материала. ( слайд №3,4 )
Работа с синонимами. (выполняется устно)
Слово учителя: перед вами слова, к каждому из которых вам необходимо подобрать синонимы и антонимы с приставкой БЕС
Корыстолюбивый – бескорыстный
Глупый, дурацкий - бессмысленный
Непорядок, хаос, кавардак - беспорядок
Лентяй, лодырь, балбес, шалопай, шалопут, повеса - бездельник.
Немой, молчаливый - безмолвный.
Вывод: что, на ваш взгляд, общего между подобранными нами синонимами.
( учащиеся обращают внимание на приставки в синонимах)
Слово учителя: обратите внимание в конце приставок пишется как буква З, так и буква С. И сегодня мы узнаем о том, как определить верное написание приставок на З, С.
- Изучение нового материала. (самостоятельно). ( слайд № 5 )
Прочитайте материла параграфа и, опираясь на схему, расскажите о том, как вы будете определять написание приставок на З, С.
АЛГОРИТМ РАССУЖДЕНИЯ
З или С ?
смотри на следующий после приставки согласный
если звонкий если глухой
пиши З пиши С
Вывод: От чего зависит написание З, С в конце приставок? (от звонкости и глухости следующего за приставкой согласного).
- Закрепление изученного материала. ( слайд №6,7 )
Работа с пословицами и поговорками. БЕЗ или БЕС?
Слово учителя: прочитайте пословицы. Как вы понимаете смысл этих изречений. А какие пословицы знаете вы?
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
(формулировка учащихся): какая задача стоит перед нами? Что нужно сделать для того, чтобы верно выполнить задание?
Дерево без птиц – бе..плодное дерево.
У сильного всегда бе..сильный виноват.
Глупый осудит, умный ра..судит.
Спишите пословицы, графически обозначив выбор орфограммы.
!!! Объясните написание букв СС в словах бессильный, рассудит.
Вывод: на стыке приставки и корня пишется две СС и ЗЗ, если одна из них относится к приставке, а другая к корню.
Работа с текстом упражнения 215. (выполняется методом комментированного письма). (слайд № 8)
Комплексная работа с текстом (раздаточный материал).
Витька обожает опасности! Если препятствий нет, он создает их сам. Недавно он вздумал отправиться ночью в бесстрашный поход к дальнему болоту. Сбор был объявлен в полночь.
Мы бесшумно сбежали из дома и вошли в лес. Через час мы поняли, что сбились с пути. Бессмысленно бродили мы по старому лесу, и встревоженные птицы пугали нас чуть не до смерти. На рассвете мы вышли к безвестной деревушке. Ею оказалось ... наше родное село.
Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
О чем этот текст?
Дайте характеристику главному герою.
Что произошло с ребятами в лесу?
Постарайтесь определить роль многоточия в последнем предложении.
Выпишите из текста слова с приставками на З, С, графически объясняя выбор орфограммы.
Продолжите ряд своими примерами ( 5-7 слов).
- Подведение итогов. Рефлексия. (слайд № 9)
В чем состояла задача сегодняшнего урока?
От чего зависит написание З, С в конце приставок?
С какими трудностями вы столкнулись в процессе работы над темой урока?
Какой вид деятельности вам показался наиболее интересным?
- Задание на дом: составить десять словосочетаний, в составе которых есть слова с приставками на З, С.
Список используемой литературы:
- Г. И. Блинов, В. А. Антохина. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации 5-9 классы. Москва. Просвещение. 1999г.
- Под редакцией Л. А. Быковой. 555 упражнений по русскому языку. Москва. ООО Издат-Школа. 1997г.
- Н. Г. Ткаченко. Тесты по грамматике русского языка. Москва. Айрис – Пресс. 2006г.
- Г. А. Богданова. Уроки русского языка в 6-ом классе. Москва. Просвещение. 2001г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация к уроку русского языка в 8-ом классе " Предложения с вводными конструкциями"
Тип урока - закрепление изученного материала. Основная цель занятия состоит в формировании умений и навыков постановки знаков препинания в предложениях с вводными конструкциями. В процессе уче...
Конспект и презентация к уроку русского языка в 6 классе по теме "Правописание приставки при-"
Методический комплект (конспект урока и презентация) к уроку русского языка в 6 классе. Тип урока - освоение новых знаний....

Урок русского языка по ФГОС 5 класс «Правописание приставок»
Цели: Создать условия для освоения способа действия при выборе согласных з-с на конце приставок, формировать навыки написания приставок, развивать личностные, регулятивные, общеучебные, коммуникативны...
Урок русского языка в 5-м классе "Правописание приставок пре- и при-"
Разработка по русскому языку в 5-м классе на тему: "Правописание приставок пре- и при-"...

Конспект и презентация к уроку русского языка для учащихся 6 класса "Сочинение по картине И.Левитана "Март"
В пакет материалов в ходит конспект урока, презентация к уроку, а также карточки для индивидуальной работы....

Урок русского языка в 5-м классе "Правописание приставок пре- и при-"
Разработка по русскому языку в 5-м классе на тему: "Правописание приставок пре- и при-"...

Презентация к уроку русского языка по теме "Дифференциация предлогов и приставок". (2 класс)
Данная презентация рекомендована к использованию на уроках русского языка. Определяет следующие цели:Образовательные.Научить различать практически приставки и предлоги.Закрепить умение различать и выд...