Конспект урока по русскому языку в 8 классе по теме "Сказуемое. Составное именное сказуемое»
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_8_klasse_na_temu_sostavnoe_imennoe_skazuemoe_.doc | 450 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата:11.12.2023
Предмет:русский язык
Класс: 8б
Учитель:Шакирова Финзира Галимзяновна
ТЕМА: СОСТАВНОЕ ИМЕННОЕ СКАЗУЕМОЕ
Цели: отработать умения различать составные глагольные и составные именные сказуемые, определять способы выражения именной части составного именного сказуемого.
Планируемые образовательные результаты
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):
актуализация знаний о составном именном сказуемом, его функции в речи, развитие умений сопоставлять разные виды сказуемых, углубление знаний о грамматическом и лексическом значении составных сказуемых;
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него.
Тип урока: объяснение нового материала
Оборудование : карточки, учебник, доска, листы А4
Ход урока
1.Орг.момент
Добрый день, ребята!
Сейчас мне хочется, чтобы вы порадовали друг другу подарками. Как вы думаете, что можно дарить без ограничений?
Действительно, улыбка - это один из самых простых, приятных подарков, которые люди могут дарить друг другу без ограничений.
Есть у радости подруга
В виде полукруга.
На лице она живёт.
То куда-то вдруг уйдёт,
То внезапно возвратится.
Грусть-тоска её боится! Что же это?(улыбка)
Какую роль в жизни играет улыбка?
А знаете ли вы, что улыбка – лекарство от стресса. Вы не пробовали , когда у вас плохое настроение, улыбнуться самому себе? Нет? А, зря! Учёные уверяют, что лучшее лекарство от стресса – это наша с вами улыбка. Так как она запускает в нашем организме такие процессы, при котором чувство тревоги уменьшается, уменьшается и частота дыхания и сердечных сокращений, повышенное артериальное давление нормализуется, улучшаются процессы пищеварения и даже нормализуются показатели сахара в крови. Так что, лучшее лекарство от стресса и от других болезней – это улыбка! Давайте ещё раз улыбнёмся!
Выдаются листы самооценки с изображением улыбки.
Притча
Спросил как- то учитель троих своих учеников:
-Почему бьется оконное стекло, когда в него бросают камень?
-Потому, что камень тяжелый, – отвечал один из них.
-Потому, что стекло хрупкое, – изрек другой.
-Потому, что метнувшая камень рука была сильна и удар точный, – ответил третий. -Никто из вас троих не дал правильного ответа, братья мои! Потому что окно было закрыто!
Так и в жизни Друзья. В жизни каждого из нас есть шанс на успех, удачу, счастливую жизнь, но в большинстве случаев наше окно закрыто.
Как вы поняли данную притчу?
А в каком значении употребляется слово окно?
Научитесь идти по Пути с открытыми сердцами
- Повторение изученного.
1) Орфографическая пятиминутка. Выписать слова с пропущенными буквами. Раскрыть скобки.
Спр.сил как ( то) учитель троих своих учеников:
-Почему б.ется око(н,нн)ое стекло, когда (в) него бросают камень?
-Потому, что камень т.желый, – отвечал один из них.
-Потому, что стекло хрупкое, – изрек другой.
-Потому, что метнувшая камень рука была сильна и удар точный, – ответил третий. -Никто из вас троих (не) дал правильного ответа, братья мои! Потому что окно было закрыто!
1.Выпишите действительное причастие прошедшего времени.
2.Словосочетание со связью согласования, управления, примыкания
2)Фронтальный опрос
- В первых двух строчках найдите сказуемые?
-Что такое сказуемое? (Сказуемое главный член предложения, который обычно согласуется с подлежащим и отвечает на вопросы что делает предмет? что с ним происходит? каков он? что он такое? кто он такой?)
-С какими видами сказуемых мы уже познакомились?
3) Работа в группе( составить кластер, рекламу)
Первая группа рекламирует -простое глагольное сказуемое
Вторая- составное глагольное сказуемое
(- Простым глагольным сказуемым называется сказуемое, выраженное одним глаголом в каком-либо наклонении.)
(- Составным глагольным сказуемым называется сказуемое, которое состоит из вспомогательного глагола, выражающего грамматическое значение сказуемого (наклонение, время, лицо), и неопределённой формы глагола, выражающей его основное лексическое значение.)
- Практическая разминка.
Работа в паре ( что объединяет данные предложения?)
Замените простые глагольные сказуемые составными глагольными.
а) Деревья пожелтели. (Деревья начали желтеть.)
б) Собрание начнется в назначенный срок. ( должно начаться)
в) Учитель поможет ребятам в решении трудных задач. ( должен помочь)
д) Она водит машину. ( умеет водить)
3.Изучение новой темы
Работа в группе
Давайте выпишем из притчи следующие предложения:
Спросил как- то учитель троих своих учеников
Рука была сильна.
Окно было закрыто
Найдите сказуемые и определите их тип. Подпишите части речи
С какими трудностями вы столкнулись?
Ответьте на вопросы.
- Какая часть речи входит в состав сказуемого?
(имя прилагательное, существительное, т.е. именная часть)
- Как мы можем назвать сказуемое, в состав которого входит именная часть?
(именное)
- Если сказуемое состоит из нескольких слов, оно будет простым или составным?
(составным)
- Значит, мы изучаем сегодня на уроке какое сказуемое?
(составное именное сказуемое)
- Следовательно, тема урока…
(составное именное сказуемое)
- Запишите тему урока. (Составное именное сказуемое)
(Сформулируйте цель урока. отработать умения различать составные глагольные и составные именные сказуемые, определять способы выражения именной части составного именного сказуемого.)
Физминутка.
Вращение головой, плечами.
Исследовательская работа. Представьте, что вы молодой учитель. Вам предстоит ребятам объяснить новую тему, подумайте: как это сделать, чтобы понял каждый ученик. Работа в группе.
Определите в какой из частей составного именного сказуемого выражается его грамматическое значение, а в какой лексическое
- Прочитайте правило в учебнике. стр.64
О чём мы не говорили? ( глагол-связка чаще всего отсутствует)
Дом построен.
Стихотворение выучено.
.
Тренировочные упражнения
Задание для работы в паре: определите, какой частью речи выражена именная часть сказуемого
1.Он был весёлый.
3. Трижды девять – двадцать семь.
4. Туфли мне впору.
5. Правда светлее солнца.
6. Брови её были сдвинуты.
7. На таком заводе два инженера – капля в море
Фронтальная работа .
Найти составные именные сказуемые, указать , чем выражены
1. Фонари не зажжены
2.Работа не закончена.
3.Рассказы не интересны
4.Она была умна.
5.Я буду учителем.
Работа в паре
Перестроить предложения, заменяя простое глагольное сказуемое именным
( на доске)
1. Луна осветила окрестности.-Окрестности освещены луной.
2.Книгу иллюстрировал известный художник.- Книга
иллюстрирована известным художником.
3. Новый дом построил дед.- Новый дом построен дедом.
III. Работа с учебником
Упр 110 стр.65 ( самостоятельно)
IV.Работа по подготовке к ГИА. Формулировка задания такова: Найдите грамматическую основу такого-то предложения. Написать СГС, СИС, ПГС
Тебя можно слушать вечно, Пушкин! СГС
Взрослых не было видно. СИС
До сих по помнят в деревне Белогрудку. ПГС
Толику стало страшно. СИС
Тебя никогда нельзя понять… СГС
Только её слёзы были лёгкие. СИС
И вот что из этого получилось. ПГС
Галочка, пойдём в восьмой «Б», а то и в самом деле уйдут. ПГС
V. Рефлексия
Закончите фразу: сегодня я узнал много…, мне понравилось то,..,
теперь я смогу…, я понял, что сказуемые…
VI.Домашнее задание: выучить § 21, упр. 107, или 108, или 109 стр 65;
Индивидуальное задание: составить предложение с составным именным сказуемым (СИС), характеризующим человека или предмет, используя в качестве именной части полные и краткие прилагательные.
Оценочный лист
Вид деятельности | Результаты |
1.Орфографическая пятиминутка | |
2.Работа в группе. Реклама. | |
3.Практическая разминка. | |
4.Исследовательская работа | |
5.Тренировочные упражнения | |
6.Самостоятеная работа | |
7.Проверь " Есть ли ошибки?" | |
итого |
Тебя можно слушать вечно, Пушкин! СГС
Взрослых не было видно. СИС
До сих по помнят в деревне Белогрудку. ПГС
Толику стало страшно. СИС
Тебя никогда нельзя понять… СГС
Только её слёзы были лёгкие. СИС
И вот что из этого получилось. ПГС
Галочка, пойдём в восьмой «Б», а то и в самом деле уйдут. ПГС
Тебя можно слушать вечно, Пушкин! СГС
Взрослых не было видно. СИС
До сих по помнят в деревне Белогрудку. ПГС
Толику стало страшно. СИС
Тебя никогда нельзя понять… СГС
Только её слёзы были лёгкие. СИС
И вот что из этого получилось. ПГС
Галочка, пойдём в восьмой «Б», а то и в самом деле уйдут. ПГС
Тебя можно слушать вечно, Пушкин! СГС
Взрослых не было видно. СИС
До сих по помнят в деревне Белогрудку. ПГС
Толику стало страшно. СИС
Тебя никогда нельзя понять… СГС
Только её слёзы были лёгкие. СИС
И вот что из этого получилось. ПГС
Галочка, пойдём в восьмой «Б», а то и в самом деле уйдут. ПГС
Тебя можно слушать вечно, Пушкин! СГС
Взрослых не было видно. СИС
До сих по помнят в деревне Белогрудку. ПГС
Толику стало страшно. СИС
Тебя никогда нельзя понять… СГС
Только её слёзы были лёгкие. СИС
И вот что из этого получилось. ПГС
Галочка, пойдём в восьмой «Б», а то и в самом деле уйдут. ПГС
Выписать слова с пропущенными буквами. Раскрыть скобки.
Спр.сил как ( то) учитель троих своих учеников:
-Почему б.ется око(н,нн)ое стекло, когда (в) него бросают камень?
-Потому, что камень т.желый, – отвечал один из них.
-Потому, что стекло хрупкое, – изрек другой.
-Потому, что метнувшая камень рука была сильна и удар точный, – ответил третий. -Никто из вас троих (не) дал правильного ответа, братья мои! Потому что окно было закрыто!
Выписать слова с пропущенными буквами. Раскрыть скобки.
Спр.сил как ( то) учитель троих своих учеников:
-Почему б.ется око(н,нн)ое стекло, когда (в) него бросают камень?
-Потому, что камень т.желый, – отвечал один из них.
-Потому, что стекло хрупкое, – изрек другой.
-Потому, что метнувшая камень рука была сильна и удар точный, – ответил третий. -Никто из вас троих (не) дал правильного ответа, братья мои! Потому что окно было закрыто!
Выписать слова с пропущенными буквами. Раскрыть скобки.
Спр.сил как ( то) учитель троих своих учеников:
-Почему б.ется око(н,нн)ое стекло, когда (в) него бросают камень?
-Потому, что камень т.желый, – отвечал один из них.
-Потому, что стекло хрупкое, – изрек другой.
-Потому, что метнувшая камень рука была сильна и удар точный, – ответил третий. -Никто из вас троих (не) дал правильного ответа, братья мои! Потому что окно было закрыто!
Выписать слова с пропущенными буквами. Раскрыть скобки.
Спр.сил как ( то) учитель троих своих учеников:
-Почему б.ется око(н,нн)ое стекло, когда (в) него бросают камень?
-Потому, что камень т.желый, – отвечал один из них.
-Потому, что стекло хрупкое, – изрек другой.
-Потому, что метнувшая камень рука была сильна и удар точный, – ответил третий. -Никто из вас троих (не) дал правильного ответа, братья мои! Потому что окно было закрыто!
а) Деревья пожелтели.
б) Собрание начнется в назначенный срок.
в) Учитель поможет ребятам в решении трудных задач.
д) Она водит машину.
а) Деревья пожелтели.
б) Собрание начнется в назначенный срок.
в) Учитель поможет ребятам в решении трудных задач.
д) Она водит машину.
а) Деревья пожелтели.
б) Собрание начнется в назначенный срок.
в) Учитель поможет ребятам в решении трудных задач.
д) Она водит машину.
а) Деревья пожелтели.
б) Собрание начнется в назначенный срок.
в) Учитель поможет ребятам в решении трудных задач.
д) Она водит машину.
а) Деревья пожелтели.
б) Собрание начнется в назначенный срок.
в) Учитель поможет ребятам в решении трудных задач.
д) Она водит машину.
а) Деревья пожелтели.
б) Собрание начнется в назначенный срок.
в) Учитель поможет ребятам в решении трудных задач.
д) Она водит машину.
Задание для работы в паре: определите, какой частью речи выражена именная часть сказуемого
1.Он был весёлый.
3. Трижды девять – двадцать семь.
4. Туфли мне впору.
5. Правда светлее солнца.
6. Брови её были сдвинуты.
7. На таком заводе два инженера – капля в море
Задание для работы в паре: определите, какой частью речи выражена именная часть сказуемого
1.Он был весёлый.
3. Трижды девять – двадцать семь.
4. Туфли мне впору.
5. Правда светлее солнца.
6. Брови её были сдвинуты.
7. На таком заводе два инженера – капля в море
Задание для работы в паре: определите, какой частью речи выражена именная часть сказуемого
1.Он был весёлый.
3. Трижды девять – двадцать семь.
4. Туфли мне впору.
5. Правда светлее солнца.
6. Брови её были сдвинуты.
7. На таком заводе два инженера – капля в море
Задание для работы в паре: определите, какой частью речи выражена именная часть сказуемого
1.Он был весёлый.
3. Трижды девять – двадцать семь.
4. Туфли мне впору.
5. Правда светлее солнца.
6. Брови её были сдвинуты.
7. На таком заводе два инженера – капля в море
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку 6 класс "Морфологические признаки имени существительного".
Разработка урока по русскому языку по ФГОС, технологическая карта учащегося прилагается....
конспект урока по русскому языку 6 класс словообразование имен прилагательных
урок усвоения новых знаний...
Конспект урока по русскому языку по теме «Простые и составные числительные»
Конспект урока с использованием проблемного обучения, информационно-коммуникационных, игровых и здоровьесберегающих технологий...
Конспект урока по русскому языку на тему: "Тире между подлежащим и сказуемым"
Данный урок предполагает повторение по теме «Тире в простом предложении». В начале урока предлагается провести проверочную работу по теме «Простое предложение» для подгот...
Конспект урока по русскому языку 6 класс " Склонение имен прилагательных женского рода. Знакомство со словарным словом – "Ярмарка."
Конспект урока содержит интересные приемы работы со словарным словом....
Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России".Тема: Связь имени прилагательного с именем существительным, 2 класс
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Связь имени прилагательного с именем существительнымЦели деятельности учителя: формирование у обучающихся представления о смысловом значении имен прилагательных, ...