Виды сказуемых.Составное именное сказуемое.
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Осипенко Ирина Леонидовна

Материал, который позволяет с интересом знакомиться со сложной темой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sostavnye_imennye_skazuemye.docx12.67 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 8 классе

Тема: Виды сказуемых. Составное именное сказуемое.

Цели урока:  1. Обобщение теоретических знаний  о сказуемых разных                           видов.

                        2. Уметь определять вид сказуемого.

                        3. Развитие познавательного интереса учащихся.

                        4. Воспитание любви к Родине и к родному слову.

Оборудование: компьютер, монитор, раздаточный материал.

Ход урока

1.Оргмомент

2. Разминка( актуализация прежних знаний и целеполагание)

- Хотелось мне начать урок строчками Сергея Есенина и поэмы «Русь»

Но люблю тебя, родина кроткая!

А за что- разгадать не могу.

Весела твоя радость короткая

С громкой песней на лугу.

- О чем это стихотворение?

- Спишите, выделите орфограммы. Объясните друг другу. Вспомните правила.

Посмотрите внимательно, вам какие-нибудь слова не показались похожими?

КРОТКИЙ-КОРОТКИЙ

- Попробуйте их объяснить. Можно проверить в словаре паронимов. Обратите  внимание, что это не однокоренные слова, а слова с одним корнем, но с разным лексическим значением.

- Выделите грамматическую основу в предложениях

- Определите какой частью речи выражены сказуемые. Определите вид сказуемого.

В каком предложении не смогли определить?

3. Определение  темы урока

Составное именное сказуемое

- Почему так называется?

Задание Распределите предложения на группы.

  1. Наступила зима.
  2. Вскоре стали появляться листочки на деревьях.
  3. Мой папа агроном.
  4. Ученики пошли в школу.
  5. Весной лес очень хорош.
  6. Миша решил выучить стихотворение.

Простое глагольное сказуемое

Составное глагольное сказуемое

Составное именное сказуемое

1

2

3

4

6

5

- Сколько получилось групп? Почему? Проверить друг у друга. Объяснить свой выбор.

Задание  Выделить грамматическую основу в предложениях. Указать вид сказуемого.(записать в тетрадь)

  1. Здание школы не отремонтировано.(причастие)
  2. Кто из вас будет врачом?(сущ)
  3. Дом будут строить каменщики.(глагол)
  4. Летний вечер тих и ясен.(прил.)
  5. Лицо его казалось усталым.(прил.)
  6. Хозяин не начнет сеять в мороз(глагол)
  7. Эта девушка высокого роста.(сочетание слов)
  8. Он был мастером на все руки.(фразеологизм)
  9. Пять плюс пять будет десять.(числ.)
  10. Наши души — зеркала , отражающие нас.(сущ)

- Как вы понимаете фразеологизм?8 предложение ( Фразеологизм — устойчивое сочетание слов, которое усиливает смысл, придает эмоциональную окраску) — Называли умельца, который мог сделать перчатки на любую руку.

 - Почему стоит тире в 10 предложении?

- Какой частью речи может быть выражена именная часть сказуемого? Какие предложения здесь лишние? Почему?(3,6)

 Игра «Третий лишний»

  1.  Мама стала волноваться за меня.
  2.  Оксана любила красоваться.
  3. Анна Викторовна была хороша.(3)

  1.  Мы будем выступать послезавтра.(1)
  2. Вдруг перестал петь соловей.
  3. Я начал зачитываться Буниным.

  1. Доказательство теоремы было правильным.
  2. Размышления мои были не очень приятны.
  3. Я готов был с вами согласиться.(3)

  1. Лес помогает человеку сохранить влагу в почве.
  2. Скоро птицы начнут собираться в стаи.
  3. Особенно хороши леса ранней осенью.(6)

- Для чего же мы изучаем виды сказуемых?

 Творческая разминка.

- Послушайте рассказ  А.И. Солженицына «Костёр и муравьи» из сборника «Крохотки»

Я бросил в костёр гнилое брёвнышко, недосмотрел, что изнутри оно густо населено муравьями.
Затрещало бревно, вывалили муравьи и в отчаянье забегали, забегали поверху и корёжились, сгорая в пламени. Я зацепил брёвнышко и откатил его на край. Теперь муравьи многие спасались — бежали на песок, на сосновые иглы. Но странно: они не убегали от костра. Едва преодолев свой ужас, они заворачивали, кружились, и — какая-то сила влекла их назад, к покинутой родине! — и были многие такие, что опять взбегали на горящее брёвнышко, метались по нему и погибали там...

- Что вас поразило в этом рассказе? Почему?

Вспомните начало урока, строчки С.Есенина. Как они перекликаются с крохотками А.И.Солженицына?

- Запишите ответ- размышление, используя в построении предложений разные виды сказуемых.( зачитать3-5 работ)

Рефлексия

 Мне понравилось...

У меня получилось...

Труднее было...

Мне захотелось...

Меня удивило...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Составное именное сказуемое

Урок подробно рассматривает особенности именного составного сказуемого, закрепляет  знания о простом глагольном и составном глагольных сказуемых....

Презентация по русскому языку "Составное именное сказуемое"

Сказуемое - одна из сложных тем для изучения в 8 классе. Составное именное сказуемое изучается последним в разделе "Виды сказуемого". Презентация поможет в изучении данной темы. Кроме заданий учебника...

Конспект и презентация к уроку русского языка "Виды сказуемых. Составное именное сказуемое"

Разработка представляет собой конспект урока русского языка в 8 классе "Виды сказуемых. Составное именное сказуемое". Цель урока повторить и обобщить сведения о различных видах сказуемых; закрепить зн...

"Составное именное сказуемое " в 8 классе

Урок русского языка  в 8 классепо теме:«Составное именное сказуемое» ...

Презентация к уроку русского языка в 8 классе по теме "Составное именное сказуемое"

Презентация содержит теоретический и практический материал по теме....

Г. В. Мокина. Работа с речевыми образцами как средство формирования правильной речи учащихся - инофонов (комментарий к фрагменту урока «Составные именные сказуемые»)

Работа с речевыми образцами, положенная в основу части урока в 8 классе по теме «Составные именные сказуемые», направлена на формирование правильной устной и письменной речи учащихся - инофонов. Много...

Конспект урока по русскому языку в 8 классе по теме "Сказуемое. Составное именное сказуемое»

ТЕМА: СОСТАВНОЕ ИМЕННОЕ СКАЗУЕМОЕЦели: отработать умения различать составные глагольные и составные именные сказуемые, определять способы выражения именной части составного именного сказуемого.Планиру...