Разработка урока-обобщения по теме "Имя прилагательное". 5 класс.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Конспект урока-обобщения по теме "Имя прилагательное". 5 класс Дополнительно воспользоваться презентацией к уроку, рабочими материалами к уроку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_rasshirennaya.docx | 27.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока. 5 класс.
Тема урока: Повторение и обобщение материала по теме «Имя прилагательное».
Тип урока: обобщение
Цели:
1.Определение уровня сформированности у обучающихся умений анализировать и характеризовать значение, морфологические признаки имени прилагательного, его синтаксическую роль.
2. Совершенствование культуры речи, развитие умения анализировать языковые средства.
Структура урока:
1. Определение уровня сформированности умений анализировать и характеризовать значение, морфологические признаки имени прилагательного, его синтаксическую роль.
2.Развитие умения читать, понимать и озаглавливать текст.
3.Развитие орфографической зоркости.
4.Совершенствование культуры речи (подбор синонимов), развитие умения анализировать языковые средства. Роль прилагательных – эпитетов.
5.Развитие умения осуществлять морфологический разбор имени прилагательного и синтаксический разбор предложения.
6. Рефлексия. Домашнее задание.
Ход урока:
1.Определение уровня сформированности умений анализировать и характеризовать значение, морфологические признаки имени прилагательного, его синтаксическую роль. Постановка учебной задачи. Презентация. Слайды 1-2
1. Слова приветствия.
-Здравствуйте, ребята. Сегодняшний урок- это урок-обобщение, на котором мы расскажем все, что узнали нового об имени прилагательном.
- Ответьте, пожалуйста, какой раздел лингвистики мы изучаем? Морфологию.
- Что изучает морфология? Морфология изучает части речи, которые есть в русском языке, их свойства, особенности, как образуются и как изменяются слова разных частей речи.
- К каким частям речи относится имя прилагательное? К самостоятельным.
- Вспомните, какими свойствами обладает имя прилагательное. Посмотрите на Слайд 1 и ответьте: Что обозначает прилагательное как часть речи? Признак предмета.(ученик может показать на слайде стрелками).
- Перед вами следующий слайд, посмотрите и укажите неверное утверждение.(ученик на экране на слайде указывает «--»).
2.Развитие умения читать, понимать и озаглавливать текст. Презентация. Слайды 3-4. Работа с текстом. Задание1-4
Слова учителя:
- Следующее задание. Прочитайте текст (кто-то из учеников читает текст).
Текст.(Заглавие: Основание Петропавловской крепости (День основания Санкт-Петербурга).
1. (1)Ранним майским утром 1703 года вниз по реке Неве спускались шлюпки. (2)В одной из них сидели Петр 1 и его верные помощники.
2. (3)Вдруг они увидели небольшой островок с редкой растительностью.(4)Согласно легенде над ним кружился огромный орел – царственная птица.(5) Это было добрым предзнаменованием.
3. (6)Петр осмотрел необитаемый остров и решил, что лучшего места для крепости не придумать. (7)Маленький островок защищает вход в Неву. (8)На этом острове 16 мая (сейчас 27 мая)1703 года состоялась закладка крепости.
Ответить на вопросы под текстом. Заячий остров. Петропавловская крепость. Показать слайд 4
Вопрос учителя:
-Что еще вы знаете об этом дне, о Петропавловкой крепости?
Обратно на экране Слайд 3.!
Задание классу(учитель):
-Подумайте и скажите, как лучше озаглавить этот текст?
1. Озаглавьте текст(текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически. ).Ученики отвечают и записывают лучшее заглавие или каждый свое.
Задание классу(учитель):
-Подумайте и скажите, что такое тема (текста)? Тема текста (то, о чём ( или о ком) говорится в тексте).
Какая тема здесь , как вы думаете?(Закладка Петропавловской крепости на Заячьем острове).
Задание классу(учитель):
-Подумайте и скажите, что какая основная мысль этого текста? …Ответы учащихся(2-3 ученика)
-Вспомните и ответьте , пожалуйста, что такое Основная мысль текста (это то, к чему он текст призывает, чему учит, ради чего он написан) Какое знаменательное и особенное событие в истории нашего государства произошло 16(27) мая 1703 года? День основания и закладки Петропавловской крепости, а сегодня в этот день мы празднуем день нашего города – Санкт-Петербурга, северной столицы России. ???
Задание классу(учитель):
-Подумайте и определите тип речи?
Ответ: Тип текста. Повествование(это рассказ о событиях, действиях в определенном порядке).
Описание (изображение людей, предметов, животных, природы).
Рассуждение (изложение причин явлений и событий, их взаимная связь).
3. Развитие орфографической зоркости. Работа с текстом. Задание 5.
Слова учителя:
- Прочитайте задание (ученик читает задание):Вставьте, где нужно, пропущенные буквы и подчеркните их. (кто-то из учащихся выполняет это задание на эл.доске, комментируя свои действия)
1. (1)Ранним майским утром 1703 года вниз по реке Неве спускались шлюпки. (2)В одной из них сидели Петр 1 и его верные помощники.
2. (3)Вдруг они увидели небольшой островок с редкой растительностью.(4)Согласно легенде над ним кружился огромный орел – царственная птица.(5) Это было добрым предзнаменованием.
3. (6)Петр осмотрел необитаемый остров и решил, что лучшего места для крепости не придумать. (7)Маленький островок защищает вход в Неву. (8)На этом острове 16 мая (сейчас 27 мая)1703 года состоялась закладка крепости.
Вопрос учителя к классу:
- Определение каких пропущенных букв вызвало у Вас затруднение?
*Задание написать на обратной стороне листа Вашей работы алгоритм правила слитного и раздельного написания частицы НЕ с прилагательными(можно в виде таблицы). Комментировать ученику?
Динамическая пауза 1-2 минуты
Учитель напоминает , что ученики должны сидеть, спины распрямить, свободное дыхание, между подбородком и шей прямой угол.
Учитель читает медленно, потом с нарастающим темпом, затем опять медленнее и тише. «ПОЕЗД МЧИТСЯ СКРЕЖЕЩА»
Ученики произносят: «Ж-ш-ча-ща»
4.Совершенствование культуры речи (подбор синонимов), умения анализировать языковые средства (роль прилагательных – эпитетов).
Работа с текстом. Задание 6-7.
Учитель просит Ученика прочитать задание:
6. Подберите синоним к прилагательному царственная (птица) в предложении 4 – величественная.
Ученик читает задание:
7. Подберите эпитет(слово, которое подчеркивает свойства, качества, признаки предмета, явления) к слову крепости из предложения 8 - грандиозная, монументальная, величавая.
5.Развитие умения осуществлять морфологический разбор имени прилагательного и синтаксический разбор предложения. Работа с текстом. Задание 8-9.
Учитель просит прочитать ученика задание:
8. Произведите морфологический разбор прилагательного (не)большой (островок) из предложения 3(можно воспользоваться схемой разбора из учебника):
1.Самостоятельная часть речи, прилагательное, отвечает на вопрос: какой? Обозначает признак предмета (размер, величину). Начальная форма – небольшой (Им.пад., муж.род, ед.число)
2. Вин. пад., муж.род., ед.ч.
3. Определение.
Кто-то из учеников читает задание и разбирает предложение:
9. Произведите синтаксический разбор предложения 7 в тексте.
(7)Маленький островок защищает вход в Неву.
1.Грамматическая основа предложения (подлежащее и сказуемое) – островок защищает, подчеркнуть одной линией подлежащее___, сказуемое – двумя ===,
2. второстепенные члены предложения – островок какой? Маленький – определение, подчеркнуть волнистой линией,
защищает что? Вход – дополнение (существительное в Вин.падеже), подчеркнуть пунктирной линией-------,
защищает вход куда? В Неву – обстоятельство места -.-.-.-.-..
6. Рефлексия. Экспресс – тест.
Задание классу:
- Выбираем правильный ответ из предложенных 4 вариантов и результаты от мечаем на отдельных листочках в соответствии с номерами заданий А1-А5. (На выполнение задания 2,5 минуты).
Задание А1. На какой вопрос отвечает прилагательное?
1.Кто?Что? 2.Какой? Чей? 3.Что делать?Что сделать? 4. Где?Куда?Когда?Как?
Задание А2. Укажите верное утверждение:
- Имя прилагательное – служебная часть речи.
- Имя прилагательное согласуется с глаголом.
- Имя прилагательное обозначает действие предмета.
- Краткие прилагательные в предложении являются сказуемыми.
Задание А3. Как изменяются имена прилагательные?
- Только по временам. 2. По числам, родам( в ед.ч.), падежам.
3.Только по родам. 4. Только по падежам и числам.
Задание А4. В предложении «Как великолепна природа России!» имя прилагательное является:
1.подлежащим 2.сказуемым 3.дополнением 4.определением
Задание А5. В каком ряду во всех словах не пишется мягкий знак:
- Певуч, жгуч 2. Ключ, дочь 3. Полночь, беречь 4.туч, рожь
Домашнее задание:упр.349.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока-обобщения по теме "Евразия", 7 класс, география
Разработка урока-обобщения по теме "Евразия", 7 класс, география....
Презентация к уроку "Обобщение по теме "Имя прилагательное"
Презентация к обобщающему уроку....
Разработка урока "Обобщение и систематизация знаний по теме «Имя прилагательное»"
Урок разработан с учетом обобщения и систематизации знаний учащихся об имени прилагательном в 6 классе...
конспект Урок-обобщение по теме "Имя прилагательное"
Урок предназначен для обучающихся 6-го класса по учебнику Т.А.Ладыженской, Л.А.тростенцовой, после изучения темы " Прилагательное". Цель урока: повторить, обобщить. и систематизировать ма...
Методическая разработка урока-обобщения по информатике в 10 классе в форме командных соревнований «Клуб любителей информатики»
Представленный урок можно проводить в 10 классе после изучения темы: «Информация», «Кодирование информации», «Аппаратная реализация компьютера», «Программное обеспечение», «Основы логики». Длительност...
урок "Обобщение по теме "Имя прилагательное""
Фрагмент урока в 6 классе...
Конспект урока по русскому языку на тему "Урок-обобщение по теме «Имя прилагательное» с применением ИКТ (5 класс).
Применяемая технология: Развитие креативного мышления с применением ИКТ технологий.Приемы: Индивидуальная работа учащихся на уроке, были применены структуры Токин Мэт, Финкин Баддис, Стё зе...