Конспект урока по русскому языку на тему "Урок-обобщение по теме «Имя прилагательное» с применением ИКТ (5 класс).
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Лихман Айгуль Масхутовна

Применяемая технология:  Развитие креативного мышления с применением ИКТ технологий.

Приемы: Индивидуальная работа учащихся на уроке, были применены структуры Токин Мэт, Финкин Баддис, Стё зе класс, Таймд-ПЭА-ШЭА. Урок в форме путешествия по родному краю развивает информационные и коммуникационные технологии, навыки взаимоконтроля и самоконтроля  в учебной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок-обобщение по теме «Имя прилагательное» с применением ИКТ.

ФИО учителя:

 Лихман Айгуль Масхутовна

Класс:

5 класс

Предмет:

Русский язык

Тема:

Урок-обобщение по теме «Имя прилагательное» с применением ИКТ.

Цели урока:

Цели урока:

Образовательные:

1.Обобщить знания об имени прилагательном как части речи;

2.совершенствовать навыки правописания падежных окончаний имен прилагательных;

3. вырабатывать умения точно употреблять прилагательные в устной и в письменной речи.

Развивающие:

1.развивать информационные и коммуникационные технологии на уроке, навыки взаимоконтроля и самоконтроля  в учебной деятельности;

2.развивать устную и письменную речь

Воспитательные:

1.воспитывать любовь к Родине;

2 воспитывать чувства дружбы и товарищества.

Задачи урока:

Задача, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

1. Применение информационного поиска на уроке для эффективного усвоения материала;

2.приближение учащихся к процессу самостоятельного получения новой информации по изучаемой теме.

Краткое описание того, как вы отразите результаты профессионального развития на этом уроке

Применяемая технология:  Развитие креативного мышления с применением ИКТ технологий.

Приемы: Индивидуальная работа учащихся на уроке, были применены структуры Токин Мэт, Финкин Баддис, Стё зе класс, Таймд-ПЭА-ШЭА. Урок в форме путешествия по родному краю развивает информационные и коммуникационные технологии, навыки взаимоконтроля и самоконтроля  в учебной деятельности

 

Время/
длительность

Этапы урока

Детальное описание этапов урока

Актуальность

Материалы/
IT ресурсы

 8.30-8.33

Организационный момент.

Как хорошо, что все мы вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и доброжелательны. Мы здоровы. Сделайте глубокий вздох и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. Выдохните все обиды и огорчения. Садитесь.

-Поприветствуем друг друга. Повернитесь партнеру по плечу и улыбнитесь, партнеру по лицу дайте пять.

Я думаю, что этот урок принесет нам всем радость общения друг с другом, принесет много нового и интересного.

Нам понадобятся все ваши знания, полученные на уроках русского языка, выдержка, дисциплина, инициатива, активность, умение слушать своих товарищей.

 Эмоциональный настрой необходим для плодотворной работы, а интерактивные технологии помогают сконцентрировать внимание

 

 8.33-8.43

Целеполагание

 --С каким настроением вы пришли сегодня ко мне на урок?

(веселым, радостным, хорошим, бодрым, замечательным) записываю за ними на доске.

- Слова какой части речи вы употребили, когда отвечали на мой вопрос? (Имя прилагательное). Почему вы так решили?

Сегодня  мы с вами будем говорить об имени прилагательном, а именно обобщать, повторять, закреплять тему. Запишем число и тему сегодняшнего урока:

«Имя прилагательное. Обобщение»

  Предлагаю заполнить ФИНКИН БАДДИС

Объяснять

Опознавать

(все партнеры должны быть найдены и не должны повторяться)

Для активации учебной деятельности обучающихся

 ИКТ на уроках русского языка и литературы как средство интенсификации учебной деятельности(https://videouroki.net/razrabotki/prezentatsiya-ikt-na-urokakh-russkogo-yazyka-i-literatury-kak-sredstvo-intensifikatsii-uchebnoy-deyatelnosti.html)

 8.43-8.55

Актуализация прежних знаний.

Cловарная работа

Обобщая свои знания об имени прилагательном, отправимся в удивительное путешествие по родному краю и постараемся получить самые яркие впечатления от той красоты, которая нас окружает.

Как нет хрусталя без песчинки,

Без капли – глубоких морей,

Так нет без земли

Пестречинской

Великой Отчизны моей!

Петр Яковлевич Козлов

-Знаете ли вы, что 85 лет нашему району?  (стихотворение про Пестрецы)

- О чем идет речь в стихотворении? (о Родине)

--Родина. Как вы понимаете значение этого слова?

У вас 10 с. на размышление. Запишите, как вы понимаете слово Родина-30 с.

А теперь найдите глазами партнера по мышлению Финкин Баддис,  с кем вы  будете «Объяснять», встаньте,  задвиньте стулья и подойдите друг к другу. Начинает тот, у кого длиннее волосы --15 сек, теперь следующий партнер-15с.

--Как вы понимаете  значение слова Родина? Отвечают по очереди по 30 с. (опросить по выбору)

 --Молодцы!

--Ребята, сегодня на уроке Грамотей, он заранее  поработал со значением слова Родина по словарю Ожегова

1.Этимология слова Родина.

 Слова Родина произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из них потомок какого-либо старинного древнего рода. А само слово род означает древнейшего рода славян Рода. Главный город племени Россов назвался Родень (родня). Он был назван в честь бога Рода.

2. Работа над словарным словом.

-Какие имена прилагательные можно сочетать со словом Родина?

Выполним данное задание в структуре Стё зе класс. Запишите прилагательные в столбик, у вас --30 с.

--Теперь, прочертите линию, встаньте, задвиньте стулья, встретьтесь со свободным партнером и записывайте  молча прилагательные, которых у вас нет-1 мин. За минуту вы должны обойти, как можно больше одноклассников.

--Каждый из вас возвращается на место и считает количество записанных слов. Зачитывает  в команде тот, у кого больше всего слов. Остальные отмечают на своем листочке, дописывают отсутствующие прилагательные-30 с. (отвечают только в команде)

--У кого получилось 15 слов? Больше 16? и т. д.(отвечает у кого больще всего слов)

--Проверим вашу внимательность, оглянитесь вокруг и найдите слова-синонимы к слову Родина -30с. (на стене развешены высказывания)

 Мотивирует обучающихся к УУД, развивает креативное и критическое мышление

 Интересные и эффективные обучения ИКТ технологий на уроках русского языка и литературы (Методическая литература).

8.55 -9.05

Урок-путешествие 

Физминутка

Начнем экскурсию по родному селу

1-я остановка( фото школы)

С чего начинается Родина?

Наверно, с белых берез,

С их царства сквозного, молочного,

С их пухлых ребячьих грез.

--Что является символом нашей Родины? (береза)

--Найдите в данном стихотворении прилагательное, которое согласуется со словом «береза» (с белых берез)

Задание: У каждого на столах задание. Вы должны данное словосочетание просклонять по падежам.—1 мин.

Дат.п.

Вин.п.

Тв.п.

Пр.п

Группа, которая заканчивает первой, показывает Тимчир.

- Отвечает та команда, которая завершила первой (На слайде затем показывается правильный ответ).

2-я остановка.

Follow the leader (Следовать за лидером)

3-я остановка

Задание. Выпишите из четверостишия словосочетания, определите род, число, падеж, имени прилагательных. А как определить род, число и падеж имени прилагательного? (по сущ. к которому относится)-2мин.

        Родной язык, он так красив.

                                             Журчит он, словно речка.

                                             Красивых очень много слов.

                                             Плохим словам—нет места.

--А теперь найдите партнера по Финкин Баддис , с которым вы будете в стуктуре Таймд-ПЭА-ШЭА «опознавать»-по 30 с. каждый участник.

Опрос 2 участников  по выбору по данному вопросу- по 30 с.

4-я остановка.(фото р.Меша)

--Вот мы с вами дождались прихода весны. Но весна наступила только по календарю, ещё лежит снег, ещё холодно – хотя закончился первый месяц март и наступил апрель. Но сердце человека чувствует это время года, и весна просится сама в душу. Отправимся на весенние луга нашей Родины.

Задание. Составьте текст, поставив  слова в предложениях в правильном порядке. Озаглавьте. Запишите их (у каждого участника на карточках)-4 мин.

  1. Ранняя, наступила, весна.
  2. Лучи, на, солнце, льет, землю, теплые.
  3. Появились, весенние, цветы, первые.
  4. Люди, их, в букеты, собирают, большие.
  5. Сохранять, необходимо, первые, и, оберегать, цветы.
  6. Прекрасны, в, время, они, любое, года.
  7. Друзья, цветы, наши.

-- В какой форме употребили имена прилагательные?-10с.

-- Как бы вы озаглавили этот текст?-10 с. на обдумывание. Отвечает стол №1, участник под №4 так опрос остальных участников.

-Прочтите получившийся текст.-10с.

--А теперь рассмотрите прилагательные 1, 2,4, 6 предлож. и определите их синтаксическую функцию.—20с.

Участники №1 каждой команды покажите синтаксическую роль 1 предложения мимикой или жестом; участники№2 – 2 пред., участники №3 – 4 пред., участники № 4 – 6 предлож.

5-я остановка.(фото ДДТ)  

--Почему мы прибыли на эту остановку?

Задание. Сейчас вас ожидает творческий мыслительный прием

ТОКИН МЭТ.

Участник №1 возьмите ватман на столе и напишите тему сегодняшнего урока «Имя прилагательное». Каждый из вас записывает на ватмане всё, что вы знаете по данной теме.—1.30мин.

--А сейчас мы с вами возьмем в руки ручки и перейдем к Токин Мэт соседней команды. Вам нужно провести связь  и задать вопрос или дополнить информацией ( каждая команда переходит от стола к столу, чтобы про анализировать работы других команд с целью установления взаимосвязей между ответами) —по 1 мин. на каждый Токин мэт.

-- Ученики, создавшие ТОКИН МЭТ, подводят итоги, отвечая на заданные вопросы и анализируя созданные связи.—1 мин.

Одна из команд презентуют Токин Мэт.—30 с.

В конце Тимчир «Ооотличная работа!!!»

Различные  методы и приемы помогают лучше усвоить материал.

Урок-путешествие активирует мыслительную деятельность учащихся.

Преобразование обучения в 21 веке. Креативное решение проблем (Методические рекомендации).

 9.05-9.10

«Билетик на выход»

Задание. У вас на столах тесты, решив которые вы заполните «Билетик на выход» --2 мин.

Тест.

  1. Выберите правильный ответ: « Что такое имя прилагательное»?

А) Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмет и отвечает на вопросы Кто? Что?

Б) Имя прилагательное -- часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?

В) Имя прилагательное-  часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы:  Какой?  Какая? Какое? Какие?

Г) Имя прилагательное—часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы Кто? Что?

2. В какой строке записаны окончания имени  прилагательного мужского рода?

А) –ой,-ий,-ый

Б) –ой,-ей,-ий

В)-ой,-ая,-яя

Г)-ой, -ее,-ое

3. В какой строке записаны прилагательные – синонимы?

А) смелый--трусливый

Б) ласковый—нежный

В) мягкий—твердый

Г) глупый—светлый

4. Какое окончание у имени прилагательного в словосочетании ВЕСЕНН…НАСТРОЕНИЕ?        

А) –яя

Б)-ие

В) –ее

Г) –ии

5. В каком предложении есть прилагательное среднего рода?

А) Быстро кружат в воздухе весёлые ласточки.

Б) Луч золотого солнца пробился в окно.

В) Шарики клевера сливались в красный ковёр.

Г) Луна освещала ровную гладь озера.

 Показывает усвоение материала

 Интересные и эффективные обучения ИКТ технологий на уроках русского языка и литературы (Методическая литература).

 9.10-9.13

Подведение итогов

Мы обобщили свои знания по  теме «Имя прилагательное»

-- Покажите свое настроение в конце урока?

Я рада, что у вас хорошее настроение.

Татарстан - мой край родной,

Горжусь и радуюсь тобой!

Твои долины, реки и поля-

Все это ты, любимая земля!

Там, где мы родились,

Где радостно живем.

Мы родиной зовем.

Достигли ли вы поставленной перед собой цели? Какая информация отложилась у вас в памяти?

 Необходимо для обобщения темы урока, выявление сильных и слабых сторон в усвоении материала.

 

 9.13-9.15

Домашнее задание

Написать мини-сочинение  500 рублей самери о своем родном крае, используя прилагательные (Каждое слово 10 рублей).

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в свете ФГОС по теме : "Чередующиеся гласные в корне слова".

Разработка конспекта  урока по русскому языку  в свете требований  ФГОС ....

Конспект урока по русскому языку в 8 кл на тему "Синтаксические связи слов в словосочетании".

Урок комбинированный.Закрепляем знания о словосочетании, тренируемся делать схемы, строить словосочетания заданого вида связи, совершенствуем речевые умения....

Конспект урока по русскому языку в 6 классе "Повторение по теме «Имя прилагательное». Роль прилагательных в речи. Меткие, озаряющие слова".

Данный конспект урока предназначен учителю, работающему в 6 классе. Это урок повторения и обобщения знаний, полученных при изучении темы "Имя прилагательное". Ценность данной работы в том, что на...

Правописание н и нн в суффиксах имен прилагательных. Конспект урока по русскому языку в 6 классе с применением технологии уровневой дифференциации.

Правописание н и нн в суффиксах имен прилагательных. Конспект урока по русскому языку в 6 классе с применением технологии уровневой дифференциации....

Конспект урока по русскому языку для 6 кл. на тему "Не с прилагательными"

Современный урок по требованиям ФГОС с использованием групповых форм работы...

Конспект урока по русскому языку. УМК "Перспективная начальная школа". Тема: Предлоги и приставки, 3 класс

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Предлоги и приставкиЦели деятельности учителя: актуализация знаний о понятии «приставка, предлоги»; развитие умения употреблять на письме приставки и пре...

Конспект урока по русскому языку. УМК "Перспективная начальная школа".Тема: Состав слова. Как собрать и разобрать слово, 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Состав слова. Как собрать и разобрать словоЦели деятельности учителя: актуализация знаний о понятии «родственные слова»; формирование умения выделять кор...