Разработка урока "Обобщение и систематизация знаний по теме «Имя прилагательное»"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Урок разработан с учетом обобщения и систематизации знаний учащихся об имени прилагательном в 6 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_i_sistematizaciya_znaniy_po_teme.docx | 29.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение и систематизация знаний по теме «Имя прилагательное»
Цель: обобщить ранее полученные знания об имени прилагательном; отработать и систематизировать орфографические умения в правописании сложных имен прилагательных, суффиксов имен прилагательных ( О или Е после шипящих и Ц; К или СК в суффиксах): развивать умения высказывать свою точку зрения и обосновывать её; воспитывать внимание, трудолюбие, познавательную активность.
Задачи: повторить словарные слова; повторить умения и знания работы с текстом; повторить правописание сложных имен существительных; отработать с учащимися особенности построения официально- делового и художественного текста.
Оборудование: учебные тексты, информативная доска.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
ХОД УРОКА
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Цель: создать психологическую атмосферу урока; подготовить учеников к деловому ритму урока; сформулировать цели и задачи урока, отметить ожидаемы результаты.
1.Подготовка классного помещения, проверка отсутствующих, наличие дежурных.
2. Подготовка учителя к уроку ( включить проектор), отметь в журнале число.
3. Подготовка учащихся к уроку ( принадлежности, внешний вид)
4. Приветствие: Добрый день, ребята!
5. Организация внимания и постановка цели: Сегодня на уроке мы обобщим и систематизируем знания об имени прилагательном и отработаем, закрепим умения работать с текстом.
Ожидаемые результаты: создание эмоционального фона урока.
II. ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА
Учитель: Сначала поработаем со словами, правописание которых вам надо запомнить.
На доске: ИНФОРМАЦИЯ - ин-фор-ма-ци-я ДИВИЗИЯ - ди-ви-зи-я
ЛОТЕРЕЯ - ло-те-ре-я
МЕТЕЛИЦА - ме-те-ли-ца ГАРДЕРОБ - гар-де-роб
Задания по работе со словами 1. Обучающее аудирование ( учитель читает слова)
2. Помогите расставить ударение ( ученики пропевают ударный звук).
3. Прочитайте по слогам.
4. Прочитайте под такт (удар инструментом или носком ноги).
5. Разделите на две (по любому признаку) группы.
6. Запишите на память (доска закрывается) за одну минуту.
7. Открываем доску и проверяем количество и правописание слов
Учитель: Кто успел написать все слова без ошибок - получают «5». У кого не все слова – продолжают работать над памятью дома, кто допустил ошибки – продолжают работать над правописанием слов.
Ожидаемый результат: учет возрастных и индивидуальных способностей учеников; профилактика памяти.
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
1. Вопросо-ответная беседа
№ | Деятельность учителя | Примерные ответы учащихся | Ожидаемый результат |
1. | Что такое текст? | Текст – это единица языка | |
2. | Назовите признаки текста | 1. предложения логически связаны 2. имеется общая тема. 3. имеются микротемы 3. текст можно озаглавить | Закрепление знаний о тексте – как о единице языка |
Учитель: Какие понятия можно соотнести с текстом, а какие - нет? (слайд1)
- Бессмысленность
- Упорядоченность
- Информативность
- Зависимое слово
- Цельность Ответ : 2,3,5
Учитель: Посмотрите на доску. Можно ли данное высказывание назвать текстом? Докажите свое мнение.(слайд 2)
Ответ: данное высказывание текстом назвать нельзя, потому что предложения не взаимосвязаны между собой, нет единой мысли, нельзя дать заглавие.
Ожидаемые результаты: формирование умений самостоятельно овладевать знаниями и применять их на практике.
2. Практическая работа
Работа с текстом (приложение )
- Перед вами лежат два текста, определите стилевую принадлежность текстов.
Ответ: 1- художественный, 2-научный.
- Докажите, что первый текст художественный, а второй - научный
Ответ: в первом тексте имеются элементы художественного стиля, а во втором – научного.
- Перечислите элементы художественного стиля
Ответ: В предложенном тексте есть сравнения :«как песком осыпано», «как пожар на снегу», олицетворение «выпрыгивать веточки», метафора «снег осел».
Ответ: Во втором тексте имеются термины: «прилагательные», «степени сравнения», «признак» это доказывает, что предложенный текст относится к лингвистической науке.
- Приведите примеры подобных научных текстов.
Ответ: Относительные имена прилагательные – это… Притяжательные – это…
Групповая работа: 1группа: выписать из художественного текста качественные имена прилагательные и образовать степени сравнения. Ответ: солнечный- менее солнечный, старые- самый старый, яркие- ярчайший. 2 группа: определить значения относительных имен прилагательных (время, место). Ответ: вчерашний – время, по лесным – место. 3 группа: выписать притяжательные имена прилагательные и доказать. Ответ: заячьи лапки – чьи? - заячьи = притяжательное имя прил.
Ожидаемый результат: приоритет личности ученика в организации урока; работа в коллективе.
3. Проверка домашнего задания
1. Учитель. Ребята, проверим, насколько вы правильно выполнили домашнее задание и вспомним степени сравнения имен прилагательных. Итак, из предложений в упражнении № вы должны были выписать имена прилагательные в сравнительной и превосходной степени. Доказать верность своего суждения.
2. Четыре ученика записывают на доске выписанные ими слова из предложений и объясняют, рассказывают о степенях имен прилагательных, доказывая на примерах из текста.
Предполагаемые записи и ответы: теплее – теплый + ее = простая форма сравнительной степени им. прилагательного;
более жаркий – жаркий + более = составная форма сравнительной степени им. прил.;
ярчайший – яркий + айш = простая форма превосх. степени имени прилагательного;
самый светлый – светлый + самый = составная форма превосх. степени имени прил.
Ожидаемые результаты: рациональное единство словесных, научных и практических навыков.
IV. КОНТРОЛЬ И САМОПРОВЕРКА ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ
1. Решение орфографических задач.
Задание 1.: выписать из упражнения в учебнике слова соответствующе орфограмме «Е и О в суффиксах имен прилагательных после шипящих и Ц» и решить орфографическую задачу.
Парч…вый – им. прил.; ударение падает на суффикс, следовательно пишу О;
Ситц…вый – им. прил.; ударение не падает на суффикс, следовательно пишу Е;
Задание 2.: выписать слова, соответствующие орфограмме « К, СК в суффиксах имен прилагательных»
Кавказ…ий – им. прил., образовано от существительного кавказ – не на КЦЧ, не имеет кр. форму, следовательно, СК;
Ткац…ий – им. прил., образовано от сущ. ткач – не имеет краткую форму, но основа на Ч, происходит чередование Ч/Ц, следовательно К;
Рез…ий - им. прил. имеет краткую форму резок, следовательно пишу К.
Задание 3.: выписать слова - исключения из правила «Н,НН в суффиксах имен прилагательных»
Задние 4.: Выписать слово, соответствующее орфограмме «Пишется одна Н в корне, другая Н в суффиксе имен прилагательных».
Карма…ый- имя прилагательное, образовано от существительного КАРМАН + Н, следовательно, НН.
Задание5.: выписать слово, соответствующее орфограмме «Сложные имена прилагательные со значением оттенка цветов пишутся через дефис»
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Придумать сказку об имени прилагательном с использование сложных имен прилагательных, степеней сравнения и разрядов имен прилагательных.
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
1. На доске написано:
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из
рефлексивного экрана на доске:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: Обобщение, систематизация и проверка знаний по теме "Имя прилагательное" (На материале декоративно-прикладного искусства. Русская матрёшка). 6 класс. (тема рассчитана на 2 часа)
Тема: Обобщение, систематизация и проверка знаний по теме "Имя прилагательное" (На материале декоративно-прикладного искусства. Русская матрёшка). 6 класс. ...
Zutreffende Adjektive (методическая разработка к уроку по теме "Имена прилагательные")
Креативное задание на имена прилагательные, немецкий язык (по типу "Passt oder nicht passt")....
Разработка урока-обобщения по теме "Имя прилагательное". 5 класс.
Конспект урока-обобщения по теме "Имя прилагательное". 5 класс Дополнительно воспользоваться презентацией к уроку, рабочими материалами к уроку....
Сценарий урока в соответствии с требованиями ФГОС на тему "Обобщение и систематизация изученного по теме "Имя прилагательное"
Урок русского языка в 6 классу на тему "Обобщение и систематизация изученного по теме "Имя прилагательное"...
Методическая разработка интегрированного урока русского языка и географии по теме «Имя прилагательное. Систематизация и обобщение изученного» (урок – экскурсия)
Методическая разработка интегрированного урока русского языка и географии по теме «Имя прилагательное. Систематизация и обобщение изученного» (урок – экскурсия)...
Методическая разработка открытого урока по теме: "Имя прилагательное"
Цель урока: повторение и обобщение знаний об имени прилагательном. Предметные УУД: • распознавание прилагательных в тексте; • определение признаков прилагательных; • синтаксическая роль...
Обобщающий урок по теме «Имя прилагательное» 6-й класс. «Систематизация и обобщение изученного об имени прилагательном».
Данный урок нацелен на закрепление умений распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу, определять грамматические признаки имени прилагательн...