Урок по русскому языку в 6 классе. Обобщение и систематизация знаний по теме "Имя прилагательное".
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Тип урока: обобщение
На данном уроке учитель может обобщить и систематизировать знания учащихся об имени прилагательном.
Поработать над развитием мышления, памяти, связной речи учащихся, навыков самостоятельной деятельности. Используя для этого раздаточный материал, карточки, деформированные тексты.
Способствовать воспитанию интереса к русскому языку, используя игровые моменты.
Урок выстроен с использованием элементов дифференцированного подхода и проблемного обучения, где дети могут самореализоваться в очень короткий отрезок времени.
Целеполагание осуществляется совместным сотрудничеством учителя и детей. Оно организуется с помощью беседы.
Содержание вполне соответствует теме и цели урока.
Осуществлён правильный подбор материала и видов деятельности для различных этапов урока, раскрыта практическая значимость изучаемого материала; использована система заданий, предусматривающих самостоятельность, творчество учащихся в их выполнении.
работа над проблемными вопросами способствует развитию таких качеств личности, как любознательность, вдумчивость, сообразительность, самостоятельность, стремление к творческому поиску.
На уроке используются индивидуальная форма работы, работа в парах, по вариантам, фронтальный опрос.
применяемые методы и приёмы обучения соответствуют содержанию и целям урока, возрасту и уровню подготовленности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обобщение и систематизация знаний по теме "Имя прилагательное" 6 класс | 25.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Имя прилагательное».
(Урок по русскому языку в 6 классе.)
Провела:
Курочкина С.А.
учитель
МБОУ ООШ № 31
Цели: 1)обобщение и систематизация знаний об имени прилагательном.
2)способствовать развитию мышления, памяти, связной речи учащихся, навыков самостоятельной работы.
3)воспитывать интерес к русскому языку.
Ход урока
1.Организационный момент. Эмоциональный настрой на работу.
- Здравствуйте. Садитесь. Кто отсутствует на уроке?
-Проверим готовность к уроку.
К уроку готовы? Тогда за работу!
Удачи желаю всем вам!
-Сегодня на уроке у на присутствуют гости. Расскажите им о себе. Подберите слова, которые характеризуют вас. Какие вы ученики? (Умные, настойчивые, упрямые, внимательные)
-Можно ли объединить эти слова по какому-либо признаку?
2.Сообщение темы и цели урока.
Итак, тема нашего урока «Имя прилагательное». Сегодня мы с вами повторим и закрепим изученные орфограммы по данной теме.
-Откройте тетради. Запишите число и тему урока «Имя прилагательное».
-У нас будет необычный урок. Мы будем путешествовать по удивительной стране, которая называется «Имя прилагательное». А в путь мы отправимся на весёлом паровозике. Как вы заметили он пока без вагонов. Они будут добавляться по ходу следования на различных станциях при выполнении заданий.
3. Вопросы «Ты мне, я – тебе!»
-Для начала давайте вспомним, что такое имя прилагательное.
-Вопросы у меня записаны на листочках. Вы будете вытаскивать вопрос и задавать его любому из своих одноклассников.
Вопросы: 1)Что такое имя прилагательное?
2)Что обозначает имя прилагательное?
3)На какие вопросы отвечает имя прилагательное?
4)Как изменяется имя прилагательное?
5)Какую роль имя прилагательное выполняет в предложении?
4.Работа с текстом.
(работа в парах)
-Какова роль имён прилагательных в речи? (Украшают нашу речь, делают её более образной и привлекательной.)
-Сейчас вам нужно будет украсить текст именами прилагательными.
Весна.
Пригрело ___________ весеннее солнышко. На __________ полянке начал
таять снег. С пригорка по ложбинке побежал ____________ ручеёк, наполнил
до краёв ___________ лужу. Перелился через край и дальше в лес побежал.
-Прочитайте, что у вас получилось.
Поэтесса Шкарова так охарактеризовала роль прилагательных:
Определяю я предметы,
Они со мной всегда приметны,
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь.
5. Синтаксический разбор предложения.
-Итак, мы отправляемся в путь. Наша 1-я станция «Синтаксическая».
- Как вы думаете, с каким заданием нам придётся встретиться на этой станции?
Тиха украинская ночь.
-Какова же синтаксическая роль прилагательного?
6. Степени сравнения имён прилагательных.
-Продвигаемся дальше и попадаем на станцию «Сравнительная». А что здесь интересного?
(работа по вариантам)
Образовать степени сравнения прилагательных.
1)Милый (Милее, более милый, милейший, самый милый)
2) Красивый (красивее, более красивый, красивейший, самый красивый)
-Проверим.
-Как образуются степени сравнения?
-А можно ли образовать степени сравнения от слова стеклянный?
-А ведь ответ на этот вопрос помог перебраться на следующую станцию «Разрядную».
7.Определение разрядов имён прилагательных.
-Вспомним признаки имён прилагательных с помощью
игры «Конструктор».
(работа в парах)
-У вас на партах лежат карточки, на которых записаны теоретические сведения о разрядах прилагательных. Соберите эти карточки так, чтобы у вас получились признаки качественных, относительных и притяжательных прилагательных.
Качественные прилагательные | Относительные прилагательные | Притяжательные прилагательные |
Обозначают такой признак предмета, который может проявляться в большей или меньшей степени. Отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие? | Обозначают такой признак предмета, который не может проявляться в большей или меньшей степени. Отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие? | Обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному и отвечают на вопросы: чей? чья? чьё? чьи? |
Образуют степени сравнения и краткую форму. Могут сочетаться с наречиями очень, чрезвычайно, слишком. | Обозначают материал, из которого сделан предмет; пространственные и временные признаки предмета. | Имеют суффиксы – ов, -ев, -ин, -ын, -ий, -й. |
Образуют сложные прилагательные путём повтора и прилагательные с приставкой не- | Не имеют степеней сравнения, краткой формы и не сочетаются с наречием очень. | Прилагательные мужского рода в И.п. и В.п. имеют нулевое окончание, а прилагательные среднего и женского родов в ед.ч., мн.ч. имеют окончания кратких прилагательных. |
-Теоретические сведения мы закрепили, а сейчас давайте закрепи на примерах.
«Игра «в снежки»
-Я бросаю мяч кому-нибудь из вас, называю имя прилагательное, а вы должны назвать разряд.
Олений рог, ужасный вид, деревянная ложка, лёгкий портфель, волчий след, серебряное кольцо, сегодняшний день, белый снег, прибрежный участок, бумажный кораблик.
8.Слитное и раздельное написание не с прилагательными.
-Следующая станция «Небольшая»
-Какая орфограмма живёт здесь?
(индивидуальная работа по карточкам)
Карточка № 1
(Не) широка, а узкая река, ничуть (не) лёгкая ноша, (не) вежливый, (не) здоровый, (не) добрый.
Карточка № 2
(Не) правдивый, а лживый, нисколько (не)интересная книга, (не) здоровый человек, (не) взрачный вид, (не) интересный фильм.
-Пока ребята будут работать по карточкам, мы с вами повторим теоретические сведения.
(фронтальный опрос)
Закончи предложение:
Чтобы определить слитное или раздельное написание НЕ с прилагательными, нужно:
1)Выяснить, употребляется ли слово без НЕ. Если употребляется, то……….
2)Затем выяснить, есть ли противопоставление. Если есть, то……………….
3)Определить, относятся ли к прилагательному слова далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не. Если относятся, то…………………………….
Если не относятся, то………………….
-Теперь проверим карточки.
9. Правописание Е и О в суффиксах прилагательных.
-Продолжим наше путешествие и следующая станция называется «Оранжевая».
С какой орфограммой нам придётся встретиться здесь?
-Когда в суффиксах прилагательных пишется Е, а когда О?
(работа с сигнальными карточками)
Я сейчас буду читать словосочетания, а вы с помощью сигнальных карточек должны показать, какая буква пишется в суффиксах прилагательных.
В парчовом наряде, на Дворцовой площади, по кольцевой дороге, свинцовая туча, плюшевый медвежонок, ключевой водой, песцовый воротник.
10. Слитное и раздельное написание сложных прилагательных.
-Продолжаем наше путешествие и попадаем на станцию «Железнодорожная»
Как вы думаете, что мы будем повторять?
(по цепочке у доски)
-Раскрыть скобки и устно объяснить орфограмму.
(Бледно)лиловый кустарник, (широко)плечий юноша, (русско)английский словарь, (юго)западный ветер, (железно)дорожная станция.
11. Н и НН в суффиксах прилагательных.
-Следующая станция «Закодированная»
Здесь поселились прилагательные с Н и НН.
Кодированный диктант.
Слово, которое я называю вы должны записать в виде Н или НН. К доске____
Клюквенный, серебряный, кожаный, стеклянный, травяной, ветреный, ранний, деревянный, змеиный.
(нн,н,н,нн,н,н,нн,нн,н). Взаимопроверка.
12. Правописание суффиксов К и СК.
-Следующая станция «Январская»
(фронтальная работа)
Я буду показывать картинки. Ваша задача образовать имена прилагательные.
Казак(казацкий), пират(пиратский), богатырь(богатырский), рыбак(рыбацкий), матрос(матросский).
13. Морфологический разбор имени прилагательного.
Мы подходим к концу нашего путешествия, попадаем на станцию «Морфологическую».
-Какое задание здесь затаилось?
-Придумайте предложение. Чтобы в нём обязательно присутствовало имя прилагательное. И выполните разбор этого прилагательного.
Тест.
14. Итог урока.
Итак, вот и подошло к концу наше путешествие.
Домашнее задание: Составить карточку-задание на две любые изученные орфограммы из нашей сегодняшней темы «Имя прилагательное».
-Ребята, я довольна как вы сегодня работали, и поставлю такие оценки _____
-Наш урок подошёл к концу. Подберите по одному прилагательному, выражающему ваше впечатление от урока. Каким он был.
Весна.
Пригрело ___________ весеннее солнышко. На __________ полянке начал
таять снег. С пригорка по ложбинке побежал ____________ ручеёк, наполнил
до краёв ___________ лужу. Перелился через край и дальше в лес побежал.
Весна.
Пригрело ___________ весеннее солнышко. На __________ полянке начал
таять снег. С пригорка по ложбинке побежал ____________ ручеёк, наполнил
до краёв ___________ лужу. Перелился через край и дальше в лес побежал.
Весна.
Пригрело ___________ весеннее солнышко. На __________ полянке начал
таять снег. С пригорка по ложбинке побежал ____________ ручеёк, наполнил
до краёв ___________ лужу. Перелился через край и дальше в лес побежал.
Весна.
Пригрело ___________ весеннее солнышко. На __________ полянке начал
таять снег. С пригорка по ложбинке побежал ____________ ручеёк, наполнил
до краёв ___________ лужу. Перелился через край и дальше в лес побежал.
Качественные прилагательные | Относительные прилагательные | Притяжательные прилагательные |
Обозначают такой признак предмета, который может проявляться в большей или меньшей степени. Отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие? | Обозначают такой признак предмета, который не может проявляться в большей или меньшей степени. Отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие? | Обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному и отвечают на вопросы: чей? чья? чьё? чьи? |
Образуют степени сравнения и краткую форму. Могут сочетаться с наречиями очень, чрезвычайно, слишком. | Обозначают материал, из которого сделан предмет; пространственные и временные признаки предмета. | Имеют суффиксы – ов, -ев, -ин, -ын, -ий, -й. |
Образуют сложные прилагательные путём повтора и прилагательные с приставкой не- | Не имеют степеней сравнения, краткой формы и не сочетаются с наречием очень. | Прилагательные мужского рода в И.п. и В.п. имеют нулевое окончание, а прилагательные среднего и женского родов в ед.ч., мн.ч. имеют окончания кратких прилагательных. |
Качественные прилагательные | Относительные прилагательные | Притяжательные прилагательные |
Обозначают такой признак предмета, который может проявляться в большей или меньшей степени. Отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие? | Обозначают такой признак предмета, который не может проявляться в большей или меньшей степени. Отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие? | Обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному и отвечают на вопросы: чей? чья? чьё? чьи? |
Образуют степени сравнения и краткую форму. Могут сочетаться с наречиями очень, чрезвычайно, слишком. | Обозначают материал, из которого сделан предмет; пространственные и временные признаки предмета. | Имеют суффиксы – ов, -ев, -ин, -ын, -ий, -й. |
Образуют сложные прилагательные путём повтора и прилагательные с приставкой не- | Не имеют степеней сравнения, краткой формы и не сочетаются с наречием очень. | Прилагательные мужского рода в И.п. и В.п. имеют нулевое окончание, а прилагательные среднего и женского родов в ед.ч., мн.ч. имеют окончания кратких прилагательных. |
Карточка № 1
(Не) широка, а узкая река, ничуть (не) лёгкая ноша, (не) вежливый, (не) здоровый, (не) добрый.
Карточка № 2
(Не) правдивый, а лживый, нисколько (не)интересная книга, (не) здоровый человек, (не) взрачный вид, (не) интересный фильм.
Е О
Е О
Е О
Синтаксическая
Сравнительная
Разрядная
Небольшая
Оранжевая
Железнодорожная
Закодированная
Январская
Морфологическая
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-игра в 9-м классе: Обобщение и систематизация знаний по теме "Подгруппа кислорода"
Урок в форме игры направлен на закрепление и повторение основных вопросов темы: кислород и его свойства, сера, её соединения и их сойства. Учащиеся в игровой форме отвечают на вопросы, решают ра...
Урок русского языка в 5 классе "Обобщение и систематизация знаний по разделу "Морфемика"
Повторительно-обобщающий урок русского языка в 5 классе на тему "Обобщение и систематизация знаний по разделу "Морфемика"...
Открытый урок по химии в 9 классе "Обобщение и систематизация знаний по теме : Металлы и их соединения"
Открытый урок по химии в 9 классе "Обобщение и систематизация знаний по теме: Металлы и их соединения"Содержание.1.Цель урока .2.Тип урока3.Методы .4.Оборудование. 5.Ход урока....
Открытый урок по химии в 9 классе "Обобщение и систематизация знаний по теме : Металлы и их соединения"
Открытый урок по химии в 9 классе "Обобщение и систематизация знаний по теме: Металлы и их соединения"Содержание.1.Цель урока .2.Тип урока3.Методы .4.Оборудование. 5.Ход урока....
Урок русского языка в 5 классе_Обобщение и систематизация знаний по теме «Синтаксис и пунктуация»
Цели урока:Образовательные: обобщить и систематизировать знания учащихся, полученные при изучении темы «Синтаксис и пунктуация»;уметь различать и правильно интонировать предложения, различные по цели ...
Урок русского языка в 5 классе "Обобщение и систематизация знаний по теме Имя прилагательное"
Тема:Обобщение изученного по теме: «Имя прилагательное». Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.Цели:- обобщение, систематизация и закрепление знаний, полученных учащимися при и...
Конспект урока по русскому языку 5 класс школа 8 вида на тему "Окончания прилагательных мужского, женского и среднего рода"
Конспект урока по русскому языку 5 класс школа 8 вида на тему "Окончания прилагательных мужского, женского и среднего рода"...