Урок-игра в 9-м классе: Обобщение и систематизация знаний по теме "Подгруппа кислорода"
методическая разработка по химии (9 класс) по теме

Выскребенцева Светлана Вячеславовна

Урок  в форме игры направлен на закрепление и повторение основных вопросов темы: кислород и его свойства, сера, её соединения и их сойства. Учащиеся в игровой форме отвечают на вопросы, решают расчетные и качественые задачи, цепочки превращений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-igra_v_9-m_klasse_podgruppa_kisloroda..docx201.19 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku-igre.pptx832.99 КБ

Предварительный просмотр:

Игра «Химический брей-ринг» в 9-х классах по теме:

«Обобщение и систематизация знаний по теме:

«Подгруппа кислорода».

Цели урока: 1. В игровой форме обобщить полученные знания о кислороде и сере, их соединениях, физических и химических свойствах,  способах получения.________________________________________________

                          2. Закрепить умения и навыки в составлении уравнений реакций, отражающих химические свойства кислорода, серы, их соединений; в решении экспериментальных и  расчетных задач различного типа.___

                         3. Привить интерес к химии и снять стрессовые состояния при словах  «зачет по теме».____________________________________________

Тип урока:     урок  обобщения и систематизации полученных знаний.__________

Методы:         урок-игра с решением экспериментальных и расчетных задач._____

Оборудование: флажки, карточки с условием расчетной и экспериментальной задач, «Черный ящик» с предметом  СПИЧКИ, две мини лаборатории, две кассеты с пронумерованными склянками, в которых следующие вещества: серная кислота, сульфат натрия, хлорид натрия.

Ход урока.

Методич. приемы.

I. Организационный момент.

    Взаимное приветствие друг друга, проверка готовности к уроку.

II. Вступительное слово учителя.

  1. Сообщение темы и цели урока, что это не просто урок, а урок-игра, в которой будут соревноваться две команды – команда 9«А» класса и команда 9»Б» класса (команды заранее придумывают название своей команды и небольшое приветствие).
  2. Сообщение условий игры: команды будут соревноваться в 4 турах, право ответа есть у той команды, которая первой поднимет флажок, выкрики будут наказываться штрафными баллами.

III. Игра «Брейн-ринг»

Мы живем в 21 веке и сейчас огромное значение имеют деньги. Сегодня мы тоже будем играть на деньги, но непростые, а химические – химы. Это конвертируемая валюта и в конце урока вы сможете обменять заработанные деньги на оценки.

 Итак, 1 тур «Вопрос – ответ».

За каждый правильный ответ команда зарабатывает 1 хим.

  1. Сколько электронов находится на внешнем энергетическом уровне каждого элемента подгруппы кислорода?
  2. Кроме кислорода и серы, в главной подгруппе 6-ой группы какие еще сходные с ними имеются элементы?
  3. Какую степень окисления в большинстве соединений проявляет кислород?
  4. Какие степени окисления может проявлять сера?
  5. Почему кислород проявляет постоянную валентность, а сера нет?
  6. Как называется явление, когда один и тот же химический элемент образует несколько простых веществ?
  7. Назовите аллотропные модификации кислорода и серы.
  8. В реакциях с какими веществами сера проявляет окислительные свойства?
  9.  Перечислите природные соединения серы.
  10.  Какая аллотропная модификация серы наиболее устойчивая?
  11.  Что представляет собой «греческий огонь», с помощью которого защитники Константинополя сожгли арабский флот в 670 г?
  12.  Что нельзя делать при работе с концентрированной серной кислотой? Почему?
  13.  Какую соль серной кислоты используют в борьбе с вредителями и болезнями растений?
  14.  Что является качественной реакцией на сульфат-ионы?

2 тур. Решить цепочку превращений. Максимально команда может заработать 5 химов (за каждое уравнение по 1 химу).

S→ SO2 → SO3 → H2SO4 → Na2SO4 → BaSO4 

Для 1 и 2 указать переход электронов, окислителя, восстановителя

Для 4 и 5– записать полное и сокращенное иное уравнение.

3 тур. Конкурс капитанов.  (3 хима).

Команды выбирают капитанов, которые на доске на время и правильность решают задачу:

Задача для 1 команды: При обжиге цинковой обманки (ZnS) массой 64,7 г, содержащей 10% примесей,  на практике собрали 12 л сернистого газа. Определите объемную долю выхода продукта реакции от теоретически возможного (в %).

Задача для 2 команды: При взаимодействии 228 г раствора серной кислоты с массовой долей кислоты 20% с достаточным количеством цинка получили  газ объемом 8 л. Вычислите объемную долю выхода продукта от теоретически возможного (в%).

Пока капитаны решают задачу на доске, у каждой команды есть возможность заработать дополнительные химы в свою копилку.

«Черный ящик»:  в этом ящике находится некий предмет,  который имеет непосредственное отношение к теме нашей игры. Первую подсказку я зачитываю бесплатно, если ни одна команда не отгадывает сразу о чем идет речь, то последующие подсказки вы покупаете на заработанные уже деньги-химы, при чем право отгадать по подсказке будет у той команды, которая больше за нее заплатит. За правильно отгаданный предмет команда получит 5 химов.

Подсказки: 1. Впервые этот предмет сделал в 1805 г французский химик Шансель. Основным компонентом была смесь серы, бертолетовой соли и киновари с концентрированной серной кислотой.

2. В середине 19 века в смесь для основного компонента добавляли белый фосфор – очень ядовитое вещество. И такие предметы были крайне вредны для здоровья. К тому же стоили очень дорого и были доступны далеко не всем.

3. Позднее для производства этих предметов стали использовать смесь серы, красного фосфора, бертолетовой соли и некоторых других хорошо воспламеняющихся реагентов. Эти предметы получили название «шведские» и в нашей стране выпускаются практически без изменений до сих пор.

4. Часто используются как объект для сравнения размера при фотографировании небольших предметов.

Проверка решений задач на доске капитанов.

Задача 1

Задача2

И наконец, 4 тур. «Вперед за экспериментом».

Распознать предложенные вещества:

 серная кислота, сульфат натрия, хлорид натрия.

На время и правильность. На доске представители команд записывают соответствующие уравнения реакций в молекулярном и ионном виде. (в склянке №1 –сульфат натрия, в склянке №2 – хлорид натрия, в склянке №3 – серная кислота).  В ожидании – игра с болельщиками.

IV. Подведение итогов: подсчет химов и выставление оценок.

2 мин.

1-2 мин.

30 мин.

Устно с места команды отвечают на вопросы

По 1 человеку с каждой команды по очереди записать 1 уравнение.

Капитаны решают задачу на доске.

Команды угадывают предмет по подсказкам.

Команды выполняют опыты по распознава-

нию в-в.

3 мин.

1 мин.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ИГРЫ С БОЛЕЛЬЩИКАМИ.

А это что за элемент?

 В нем изменений нет,

 Ты измени в нем только ударенье

 Построишь ты сооруженье. (платина)

Он яркой звездой загорается,

 Белый и легкий металл,

 Он в 13 клетке таблицы

 Почетное место занял (алюминий)

Летучий, темный, кристалличный

 Он мало растворим в воде,

 Раствор спиртовый столь типичный

 В аптеке встретится везде (Йод)

Хранят обычно в керосине

 И бегает он по воде

 Отныне знай – в свободном виде

 В при роде нет его нигде.  (Натрий)

В воде обычно он хранится,

 Свет излучает в темноте,

 Искать в природе лучше не трудитесь,

 Свободным нет его нигде, (Фосфор)

Давно известна человеку,

 Она тягуча и красна,

 Еще по бронзовому веку

 Знакома в сплавах всем она,

 С горячей серной кислотою дает нам синий купорос! (Медь)

Прославлен всеми именами

 Металл испытанный огнем,

 Манил к себе людей веками,

 Алхимик жил мечтой о нем. (Золото)

Ослепительным пламенем ярким

 Как звездочка, чудо горит,

 Металл тот и белый и легкий

 В двенадцатой клетке стоит (Магний)

Достоин газ тот удивленья,

 Его применяют сейчас

 Для резки металлов и сталеваренья,

 И в доменных разных печах,

 Ведет его летчик в небесные дали,

 Подводник с собою берет,

 Вы верно уже догадались,

 Что газ этот (Кислород)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Химический брей-ринг в 9-х классах Урок – игра по химии «Обобщение и систематизация знаний по теме «Подгруппа кислорода» Подготовила учитель химии Выскребенцева С.В.

Слайд 2

Цели урока: В игровой форме обобщить полученные знания о кислороде и сере, их соединениях, физических и химических свойствах, способах получения. Закрепить умения и навыки в составлении уравнений реакций, отражающих химические свойства кислорода, серы, их соединений; в решении экспериментальных и расчетных задач различного типа. Привить интерес к химии и снять стрессовые состояния при словах «зачет по теме».

Слайд 3

Условия игры: команды будут соревноваться в 4 турах, право ответа есть у той команды, которая первой поднимет флажок, выкрики будут наказываться штрафными баллами.

Слайд 4

1 тур «Вопрос-ответ» Сколько электронов находится на внешнем энергетическом уровне каждого элемента подгруппы кислорода? Кроме кислорода и серы, в главной подгруппе 6-ой группы какие еще сходные с ними имеются элементы? Какую степень окисления в большинстве соединений проявляет кислород? Какие степени окисления может проявлять сера? Почему кислород проявляет постоянную валентность, а сера нет? Как называется явление, когда один и тот же химический элемент образует несколько простых веществ? Назовите аллотропные модификации кислорода и серы. В реакциях с какими веществами сера проявляет окислительные свойства? Перечислите природные соединения серы. Какая аллотропная модификация серы наиболее устойчивая? Что представляет собой «греческий огонь», с помощью которого защитники Константинополя сожгли арабский флот в 670 г? Что нельзя делать при работе с концентрированной серной кислотой? Почему? Какую соль серной кислоты используют в борьбе с вредителями и болезнями растений? Что является качественной реакцией на сульфат-ионы ?

Слайд 5

2 тур «Решить цепочку» S→ SO 2 → SO 3 → H 2 SO 4 → Na 2 SO 4 → BaSO 4 Для 1 и 2 указать переход электронов, окислителя, восстановителя Для 4 и 5– записать полное и сокращенное иное уравнение. Максимально команда может заработать 5 химов (за каждое уравнение по 1 химу ).

Слайд 6

Проверяем цепочку: 1) S + O 2 = SO 2 2) 2SO 2 + O 2 = 2SO 3 3) SO 3 + H 2 O = H 2 SO 4 4) H 2 SO 4 + 2NaOH = Na 2 SO 4 + 2H 2 O 5) Na 2 SO 4 + BaCl 2 = BaSO 4 + 2NaCl

Слайд 7

3 тур «Конкурс капитанов» Задача для 1 команды : При обжиге цинковой обманки ( ZnS ) массой 64,7 г, содержащей 10% примесей, на практике собрали 12 л сернистого газа. Определите объемную долю выхода продукта реакции от теоретически возможного (в %). Задача для 2 команды: При взаимодействии 228 г раствора серной кислоты с массовой долей кислоты 20% с достаточным количеством цинка получили газ объемом 8 л. Вычислите объемную долю выхода продукта от теоретически возможного ( в% ).

Слайд 8

«Черный ящик» в этом ящике находится некий предмет, который имеет непосредственное отношение к теме нашей игры. Первую подсказка бесплатно, если ни одна команда не отгадывает сразу о чем идет речь, то последующие подсказки покупаете на заработанные уже деньги-химы , при чем право отгадать по подсказке будет у той команды, которая больше за нее заплатит. За правильно отгаданный предмет команда получит 5 химов .

Слайд 9

Подсказка 1. Впервые этот предмет сделал в 1805 г французский химик Шансель . Основным компонентом была смесь серы, бертолетовой соли и киновари с концентрированной серной кислотой.

Слайд 10

Подсказка 2. В середине 19 века в смесь для основного компонента добавляли белый фосфор – очень ядовитое вещество. И такие предметы были крайне вредны для здоровья. К тому же стоили очень дорого и были доступны далеко не всем.

Слайд 11

Подсказка 3. Позднее для производства этих предметов стали использовать смесь серы, красного фосфора, бертолетовой соли и некоторых других хорошо воспламеняющихся реагентов. Эти предметы получили название «шведские» и в нашей стране выпускаются практически без изменений до сих пор.

Слайд 12

Подсказка 4. Часто используются как объект для сравнения размера при фотографировании небольших предметов. Правильный ответ:

Слайд 13

Проверка решений задач капитанов команд: Задача 1: Задача 2:

Слайд 14

4 тур «Вперед за экспериментом» Распознать предложенные вещества: серная кислота, сульфат натрия, хлорид натрия. На время и правильность. На доске представители команд записывают соответствующие уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.

Слайд 15

Правильный ответ: в склянке №1 –сульфат натрия, в склянке №2 – хлорид натрия, в склянке №3 – серная кислота

Слайд 16

Игра со зрителями: А это что за элемент? В нем изменений нет, Ты измени в нем только ударенье Построишь ты сооруженье.

Слайд 17

Он яркой звездой загорается, Белый и легкий металл, Он в 13 клетке таблицы Почетное место занял

Слайд 18

Летучий, темный, кристалличный Он мало растворим в воде, Раствор спиртовый столь типичный В аптеке встретится везде

Слайд 19

Хранят обычно в керосине И бегает он по воде Отныне знай – в свободном виде В при роде нет его нигде.

Слайд 20

В воде обычно он хранится, Свет излучает в темноте, Искать в природе лучше не трудитесь, Свободным нет его нигде,

Слайд 21

Давно известна человеку, Она тягуча и красна, Еще по бронзовому веку Знакома в сплавах всем она, С горячей серной кислотою дает нам синий купорос!

Слайд 22

Прославлен всеми именами Металл испытанный огнем, Манил к себе людей веками, Алхимик жил мечтой о нем.

Слайд 23

Ослепительным пламенем ярким Как звездочка, чудо горит, Металл тот и белый и легкий В двенадцатой клетке стоит

Слайд 24

Достоин газ тот удивленья, Его применяют сейчас Для резки металлов и сталеваренья, И в доменных разных печах, Ведет его летчик в небесные дали, Подводник с собою берет, Вы верно уже догадались, Что газ этот ……….

Слайд 25

Ответы на загадки: Платина Алюминий Йод Натрий Фосфор Медь Золото Магний Кислород

Слайд 26

Подведение итогов: подсчет химов и выставление оценок. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок в 9-м классе: Обобщение и систематизация знаний по теме "Металлы и их соединения".

Урок повторения и обобщения материала по теме "Металлы и их соединения". Разработан в форме игры "брей-ринг". Учащимся, разделенным на несколько команд, необходимо пройти 4 тура. 1 тур - вопрос-ответ ...

Открытый урок в 10 классе: Обобщение и систематизация знаний по теме "Углеводороды"

Урок повторения и обобщения знаний по теме "Углеводороды" в 10-м классе по программе О.С. Габриеляна. Направлен на закрепление ключевых вопросов темы: номенклатура, изомерия, способы получения и свойс...

Урок русского языка в 5 классе "Обобщение и систематизация знаний по разделу "Морфемика"

Повторительно-обобщающий урок русского языка в 5 классе на тему "Обобщение и систематизация знаний по разделу "Морфемика"...

Открытый урок по химии в 9 классе "Обобщение и систематизация знаний по теме : Металлы и их соединения"

Открытый урок по химии в 9 классе  "Обобщение и систематизация знаний по теме: Металлы и их соединения"Содержание.1.Цель урока .2.Тип урока3.Методы .4.Оборудование. 5.Ход урока....

Открытый урок по химии в 9 классе "Обобщение и систематизация знаний по теме : Металлы и их соединения"

Открытый урок по химии в 9 классе  "Обобщение и систематизация знаний по теме: Металлы и их соединения"Содержание.1.Цель урока .2.Тип урока3.Методы .4.Оборудование. 5.Ход урока....

Урок по русскому языку в 6 классе. Обобщение и систематизация знаний по теме "Имя прилагательное".

Тип урока: обобщение На данном уроке учитель может обобщить и систематизировать знания учащихся об имени прилагательном. Поработать над развитием мышления, памяти, связной речи учащихся, навыков сам...

План – конспект урока в 11 классе «Обобщение и систематизация знаний учащихся по изучению уравнений, неравенств, методов их решения».

Предлагаю  учителям, работающим в 11-х классах конспект урока, который я разработала сама. Работа на уроке проводится в группах, на которые делится класс перед уроком. В каждой ...