Урок-игра в 9-м классе: Обобщение и систематизация знаний по теме "Подгруппа кислорода"
методическая разработка по химии (9 класс) по теме
Урок в форме игры направлен на закрепление и повторение основных вопросов темы: кислород и его свойства, сера, её соединения и их сойства. Учащиеся в игровой форме отвечают на вопросы, решают расчетные и качественые задачи, цепочки превращений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-igra_v_9-m_klasse_podgruppa_kisloroda..docx | 201.19 КБ |
prezentatsiya_k_uroku-igre.pptx | 832.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра «Химический брей-ринг» в 9-х классах по теме:
«Обобщение и систематизация знаний по теме:
«Подгруппа кислорода».
Цели урока: 1. В игровой форме обобщить полученные знания о кислороде и сере, их соединениях, физических и химических свойствах, способах получения.________________________________________________
2. Закрепить умения и навыки в составлении уравнений реакций, отражающих химические свойства кислорода, серы, их соединений; в решении экспериментальных и расчетных задач различного типа.___
3. Привить интерес к химии и снять стрессовые состояния при словах «зачет по теме».____________________________________________
Тип урока: урок обобщения и систематизации полученных знаний.__________
Методы: урок-игра с решением экспериментальных и расчетных задач._____
Оборудование: флажки, карточки с условием расчетной и экспериментальной задач, «Черный ящик» с предметом СПИЧКИ, две мини лаборатории, две кассеты с пронумерованными склянками, в которых следующие вещества: серная кислота, сульфат натрия, хлорид натрия.
Ход урока. | Методич. приемы. |
I. Организационный момент. Взаимное приветствие друг друга, проверка готовности к уроку. II. Вступительное слово учителя.
III. Игра «Брейн-ринг» Мы живем в 21 веке и сейчас огромное значение имеют деньги. Сегодня мы тоже будем играть на деньги, но непростые, а химические – химы. Это конвертируемая валюта и в конце урока вы сможете обменять заработанные деньги на оценки. Итак, 1 тур «Вопрос – ответ». За каждый правильный ответ команда зарабатывает 1 хим.
2 тур. Решить цепочку превращений. Максимально команда может заработать 5 химов (за каждое уравнение по 1 химу). S→ SO2 → SO3 → H2SO4 → Na2SO4 → BaSO4 Для 1 и 2 указать переход электронов, окислителя, восстановителя Для 4 и 5– записать полное и сокращенное иное уравнение. 3 тур. Конкурс капитанов. (3 хима). Команды выбирают капитанов, которые на доске на время и правильность решают задачу: Задача для 1 команды: При обжиге цинковой обманки (ZnS) массой 64,7 г, содержащей 10% примесей, на практике собрали 12 л сернистого газа. Определите объемную долю выхода продукта реакции от теоретически возможного (в %). Задача для 2 команды: При взаимодействии 228 г раствора серной кислоты с массовой долей кислоты 20% с достаточным количеством цинка получили газ объемом 8 л. Вычислите объемную долю выхода продукта от теоретически возможного (в%). Пока капитаны решают задачу на доске, у каждой команды есть возможность заработать дополнительные химы в свою копилку. «Черный ящик»: в этом ящике находится некий предмет, который имеет непосредственное отношение к теме нашей игры. Первую подсказку я зачитываю бесплатно, если ни одна команда не отгадывает сразу о чем идет речь, то последующие подсказки вы покупаете на заработанные уже деньги-химы, при чем право отгадать по подсказке будет у той команды, которая больше за нее заплатит. За правильно отгаданный предмет команда получит 5 химов. Подсказки: 1. Впервые этот предмет сделал в 1805 г французский химик Шансель. Основным компонентом была смесь серы, бертолетовой соли и киновари с концентрированной серной кислотой. 2. В середине 19 века в смесь для основного компонента добавляли белый фосфор – очень ядовитое вещество. И такие предметы были крайне вредны для здоровья. К тому же стоили очень дорого и были доступны далеко не всем. 3. Позднее для производства этих предметов стали использовать смесь серы, красного фосфора, бертолетовой соли и некоторых других хорошо воспламеняющихся реагентов. Эти предметы получили название «шведские» и в нашей стране выпускаются практически без изменений до сих пор. 4. Часто используются как объект для сравнения размера при фотографировании небольших предметов. Проверка решений задач на доске капитанов. Задача 1 Задача2 И наконец, 4 тур. «Вперед за экспериментом». Распознать предложенные вещества: серная кислота, сульфат натрия, хлорид натрия. На время и правильность. На доске представители команд записывают соответствующие уравнения реакций в молекулярном и ионном виде. (в склянке №1 –сульфат натрия, в склянке №2 – хлорид натрия, в склянке №3 – серная кислота). В ожидании – игра с болельщиками. IV. Подведение итогов: подсчет химов и выставление оценок. | 2 мин. 1-2 мин. 30 мин. Устно с места команды отвечают на вопросы По 1 человеку с каждой команды по очереди записать 1 уравнение. Капитаны решают задачу на доске. Команды угадывают предмет по подсказкам. Команды выполняют опыты по распознава- нию в-в. 3 мин. 1 мин. |
ВОПРОСЫ ДЛЯ ИГРЫ С БОЛЕЛЬЩИКАМИ.
А это что за элемент?
В нем изменений нет,
Ты измени в нем только ударенье
Построишь ты сооруженье. (платина)
Он яркой звездой загорается,
Белый и легкий металл,
Он в 13 клетке таблицы
Почетное место занял (алюминий)
Летучий, темный, кристалличный
Он мало растворим в воде,
Раствор спиртовый столь типичный
В аптеке встретится везде (Йод)
Хранят обычно в керосине
И бегает он по воде
Отныне знай – в свободном виде
В при роде нет его нигде. (Натрий)
В воде обычно он хранится,
Свет излучает в темноте,
Искать в природе лучше не трудитесь,
Свободным нет его нигде, (Фосфор)
Давно известна человеку,
Она тягуча и красна,
Еще по бронзовому веку
Знакома в сплавах всем она,
С горячей серной кислотою дает нам синий купорос! (Медь)
Прославлен всеми именами
Металл испытанный огнем,
Манил к себе людей веками,
Алхимик жил мечтой о нем. (Золото)
Ослепительным пламенем ярким
Как звездочка, чудо горит,
Металл тот и белый и легкий
В двенадцатой клетке стоит (Магний)
Достоин газ тот удивленья,
Его применяют сейчас
Для резки металлов и сталеваренья,
И в доменных разных печах,
Ведет его летчик в небесные дали,
Подводник с собою берет,
Вы верно уже догадались,
Что газ этот (Кислород)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока: В игровой форме обобщить полученные знания о кислороде и сере, их соединениях, физических и химических свойствах, способах получения. Закрепить умения и навыки в составлении уравнений реакций, отражающих химические свойства кислорода, серы, их соединений; в решении экспериментальных и расчетных задач различного типа. Привить интерес к химии и снять стрессовые состояния при словах «зачет по теме».
Условия игры: команды будут соревноваться в 4 турах, право ответа есть у той команды, которая первой поднимет флажок, выкрики будут наказываться штрафными баллами.
1 тур «Вопрос-ответ» Сколько электронов находится на внешнем энергетическом уровне каждого элемента подгруппы кислорода? Кроме кислорода и серы, в главной подгруппе 6-ой группы какие еще сходные с ними имеются элементы? Какую степень окисления в большинстве соединений проявляет кислород? Какие степени окисления может проявлять сера? Почему кислород проявляет постоянную валентность, а сера нет? Как называется явление, когда один и тот же химический элемент образует несколько простых веществ? Назовите аллотропные модификации кислорода и серы. В реакциях с какими веществами сера проявляет окислительные свойства? Перечислите природные соединения серы. Какая аллотропная модификация серы наиболее устойчивая? Что представляет собой «греческий огонь», с помощью которого защитники Константинополя сожгли арабский флот в 670 г? Что нельзя делать при работе с концентрированной серной кислотой? Почему? Какую соль серной кислоты используют в борьбе с вредителями и болезнями растений? Что является качественной реакцией на сульфат-ионы ?
2 тур «Решить цепочку» S→ SO 2 → SO 3 → H 2 SO 4 → Na 2 SO 4 → BaSO 4 Для 1 и 2 указать переход электронов, окислителя, восстановителя Для 4 и 5– записать полное и сокращенное иное уравнение. Максимально команда может заработать 5 химов (за каждое уравнение по 1 химу ).
Проверяем цепочку: 1) S + O 2 = SO 2 2) 2SO 2 + O 2 = 2SO 3 3) SO 3 + H 2 O = H 2 SO 4 4) H 2 SO 4 + 2NaOH = Na 2 SO 4 + 2H 2 O 5) Na 2 SO 4 + BaCl 2 = BaSO 4 + 2NaCl
3 тур «Конкурс капитанов» Задача для 1 команды : При обжиге цинковой обманки ( ZnS ) массой 64,7 г, содержащей 10% примесей, на практике собрали 12 л сернистого газа. Определите объемную долю выхода продукта реакции от теоретически возможного (в %). Задача для 2 команды: При взаимодействии 228 г раствора серной кислоты с массовой долей кислоты 20% с достаточным количеством цинка получили газ объемом 8 л. Вычислите объемную долю выхода продукта от теоретически возможного ( в% ).
«Черный ящик» в этом ящике находится некий предмет, который имеет непосредственное отношение к теме нашей игры. Первую подсказка бесплатно, если ни одна команда не отгадывает сразу о чем идет речь, то последующие подсказки покупаете на заработанные уже деньги-химы , при чем право отгадать по подсказке будет у той команды, которая больше за нее заплатит. За правильно отгаданный предмет команда получит 5 химов .
Подсказка 1. Впервые этот предмет сделал в 1805 г французский химик Шансель . Основным компонентом была смесь серы, бертолетовой соли и киновари с концентрированной серной кислотой.
Подсказка 2. В середине 19 века в смесь для основного компонента добавляли белый фосфор – очень ядовитое вещество. И такие предметы были крайне вредны для здоровья. К тому же стоили очень дорого и были доступны далеко не всем.
Подсказка 3. Позднее для производства этих предметов стали использовать смесь серы, красного фосфора, бертолетовой соли и некоторых других хорошо воспламеняющихся реагентов. Эти предметы получили название «шведские» и в нашей стране выпускаются практически без изменений до сих пор.
Подсказка 4. Часто используются как объект для сравнения размера при фотографировании небольших предметов. Правильный ответ:
Проверка решений задач капитанов команд: Задача 1: Задача 2:
4 тур «Вперед за экспериментом» Распознать предложенные вещества: серная кислота, сульфат натрия, хлорид натрия. На время и правильность. На доске представители команд записывают соответствующие уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.
Правильный ответ: в склянке №1 –сульфат натрия, в склянке №2 – хлорид натрия, в склянке №3 – серная кислота
Игра со зрителями: А это что за элемент? В нем изменений нет, Ты измени в нем только ударенье Построишь ты сооруженье.
Он яркой звездой загорается, Белый и легкий металл, Он в 13 клетке таблицы Почетное место занял
Летучий, темный, кристалличный Он мало растворим в воде, Раствор спиртовый столь типичный В аптеке встретится везде
Хранят обычно в керосине И бегает он по воде Отныне знай – в свободном виде В при роде нет его нигде.
В воде обычно он хранится, Свет излучает в темноте, Искать в природе лучше не трудитесь, Свободным нет его нигде,
Давно известна человеку, Она тягуча и красна, Еще по бронзовому веку Знакома в сплавах всем она, С горячей серной кислотою дает нам синий купорос!
Прославлен всеми именами Металл испытанный огнем, Манил к себе людей веками, Алхимик жил мечтой о нем.
Ослепительным пламенем ярким Как звездочка, чудо горит, Металл тот и белый и легкий В двенадцатой клетке стоит
Достоин газ тот удивленья, Его применяют сейчас Для резки металлов и сталеваренья, И в доменных разных печах, Ведет его летчик в небесные дали, Подводник с собою берет, Вы верно уже догадались, Что газ этот ……….
Ответы на загадки: Платина Алюминий Йод Натрий Фосфор Медь Золото Магний Кислород
Подведение итогов: подсчет химов и выставление оценок. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок в 9-м классе: Обобщение и систематизация знаний по теме "Металлы и их соединения".
Урок повторения и обобщения материала по теме "Металлы и их соединения". Разработан в форме игры "брей-ринг". Учащимся, разделенным на несколько команд, необходимо пройти 4 тура. 1 тур - вопрос-ответ ...
Открытый урок в 10 классе: Обобщение и систематизация знаний по теме "Углеводороды"
Урок повторения и обобщения знаний по теме "Углеводороды" в 10-м классе по программе О.С. Габриеляна. Направлен на закрепление ключевых вопросов темы: номенклатура, изомерия, способы получения и свойс...
Урок русского языка в 5 классе "Обобщение и систематизация знаний по разделу "Морфемика"
Повторительно-обобщающий урок русского языка в 5 классе на тему "Обобщение и систематизация знаний по разделу "Морфемика"...
Открытый урок по химии в 9 классе "Обобщение и систематизация знаний по теме : Металлы и их соединения"
Открытый урок по химии в 9 классе "Обобщение и систематизация знаний по теме: Металлы и их соединения"Содержание.1.Цель урока .2.Тип урока3.Методы .4.Оборудование. 5.Ход урока....
Открытый урок по химии в 9 классе "Обобщение и систематизация знаний по теме : Металлы и их соединения"
Открытый урок по химии в 9 классе "Обобщение и систематизация знаний по теме: Металлы и их соединения"Содержание.1.Цель урока .2.Тип урока3.Методы .4.Оборудование. 5.Ход урока....
Урок по русскому языку в 6 классе. Обобщение и систематизация знаний по теме "Имя прилагательное".
Тип урока: обобщение На данном уроке учитель может обобщить и систематизировать знания учащихся об имени прилагательном. Поработать над развитием мышления, памяти, связной речи учащихся, навыков сам...
План – конспект урока в 11 классе «Обобщение и систематизация знаний учащихся по изучению уравнений, неравенств, методов их решения».
Предлагаю учителям, работающим в 11-х классах конспект урока, который я разработала сама. Работа на уроке проводится в группах, на которые делится класс перед уроком. В каждой ...