"Способы словообразования в русском языке" (разработка урока по русскому языку в 10 классе)
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему
"Способы словообразоваяния в русском языке" (разработка урока по расскому языку в 10 классе)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_10_klass.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Способы словообразования в русском языке» (10 класс)
Цель: повторить способы образования слов в русском языке;
Задачи: образовывать слова по данной модели;
вспомнить понятие омонимии;
Оборудование: интерактивная доска, карточки, тесты
I.Оргмомент.
Добрый день. Тема нашего урока – «Способы словообразования в русском языке». Тема для вас не новая, раздел словообразование изучается в курсе 6 класса. Сформулируйте, пожалуйста, цель нашего урока. (Повторить способы образования слов в русском языке). Но сначала займёмся повторением пройденного: правописание букв О, Ё, Е после шипящих и Ц; правописание И – Ы после буквы Ц.
II.Повторение пройденного:
1.Работа с интерактивной доской (или карточки)
- Вставьте буквы и вспомните правило: (на интерактивной доске)
Ж..ЛТЫЙ, Ш..ЛКОВЫЙ, Ш..ПОТ;
КРЫЖ..ВНИК, Ш..В, Ш..РОХ;
Ш..КОЛАД, Ш..РТЫ, Ш..КИРОВАТЬ;
ДУРАЧ..К, КАЗАЧ..К, ЛУЧ..М;
ПТИЦ..Й, ТУЧ..Й, СИТЦ..ВЫЙ.
- Вставьте буквы и вспомните правило: (на обычной доске)
КУЗНЕЦ.., ПЛОВЦ.., БЛЕДНОЛИЦ..Й;
СИНИЦ..Н, КУНИЦ..Н, СПИЦ..Н;
Ц..СТЕРНА, Ц..РКУЛЬ, Ц..ФЕРБЛАТ;
Ц..ГАН, НА Ц..ПОЧКАХ, Ц..ПЛЁНОК;
ТУРЦ..Я, ПОЛИЦ..Я, ГРАЦ..Я
III.Объяснение учебного материала
1.Объясните мне, как образовано слово:
1)доверчивый← доверять + -чив-
клеветник←клевета + -ник-
– Как называется такой способ образования слов?
СУФФИКСАЛЬНЫЙ
2)беспорядок←бес- + порядок
неприятный←не- + приятный
– Как называется такой способ образования слов?
ПРИСТАВОЧНЫЙ
3)безработица← без- +работа +-иц-
нахлебник← на- + хлеб + -ник-
– Как называется такой способ образования слов?
ПРИСТАВОЧНО-СУФФИКСАЛЬНЫЙ
4)свист←свистɇть
вход←входить (а не приставочный, ход – не самое близкое однокоренное слово)
– Как называется такой способ образования слов?
БЕССУФФИКСНЫЙ
2.Тренировочные упражнения: (устно)
- По данной модели образуйте слова:
«там, где…»: парить; сушить; поить; Корень+приставка+ лк а
«то, чем…»: точить, сеять, молотить, дробить,
зажигать, гореть.
- Корень+ ств о например: коварный → коварство
Предлагайте свои примеры. (детство, равенство, братство, рабство, крестьянство, лидерство, господство, лакомство, государство)
- приставка + ехать (уехать, въехать, выехать, переехать, приехать, съехать, доехать и т.д.)
- Работа у доски (интерактивной): (вызывается один воспитанник и записывает слова)
1)вечерок, бугорок, язычок, холодок, ветерок;
2)игрок, ездок, стрелок, едок;
3)рынок, хлопок, песок.
– По какому принципу мы распределили слова в три группы? (ответы воспитанников) Что общего у всех этих слов? (они все одинаково оканчиваются)
– Чем является -ок- в первом случае? (суффикс с уменьшительно-ласкательным значением)
– А во втором? ( суффикс в значении «тот, кто…»)
– В третьем случае ОК входит в состав корня.
3.К морфологическому способу образования слов относится и сложение. Виды сложения рассмотрим на с. 64 вашего учебника.
4.Тренировочные упражнения
- (Устное задание) КАК СКАЗАТЬ ОДНИМ СЛОВОМ?
Человек, любящий труд – трудолюбивый человек;
Письмо, написанное рукой – рукописное письмо;
Человек, не помнящий зла – незлопамятный человек;
Магазин, работающий круглые сутки – круглосуточный магазин;
Лекарство, понижающее жар – жаропонижающее лекарство;
Люди, носящие одну фамилию – однофамильцы;
Ученик десятого класса – десятиклассник;
- Упр. 126 (часть II) (письменно) (пользуемся орфографическим или толковым словарями) 1 воспитанник – человек, сердце
2 воспитанник – душа, благо
(н-р: человеколюбие, человеконенавистник, человекообразный, человекоподобный и т.д.
сердцеед, сердцеобразный, сердцебиение, сердечно-сосудистый и т.д.
душа-человек, душевнобольной, душегрейка, душегуб, душеприказчик, душераздирающий, душеспасительный и т.д.
благовест, благовещение, благовидный, благоволение, благоговение, благовоние, благодарить, благодарность, благодать, благодетель, благодушие, благозвучие, благообразие, благолепие, благообразие, благополучие, благопристойный, благоразумие, благородный, благословение, благосостояние, благотворительность, благоухание, благочестие)
- Расшифровка аббревиатур (сложение начальных букв слов или их начальных звуков) (устно)
ОАО – открытое акционерное общество
ТСЖ – товарищество собственников жилья
ЭКГ – электрокардиограмма
УЗИ – ультразвуковое исследование
ВМФ – военно-морской флот
ВВС – военно-воздушные силы
ВДВ – воздушно-десантные войска
БМД – боевая машина десанта
БМП – боевая машина пехоты
БТР – боевой транспортёр
5.Кроме морфологического способа образования слов существует и неморфологический – это образование слов в результате перехода одной части речи в другую за счёт переосмысления понятия слова:
У Лёни новенький (прил.) смартфон. – Двенадцатого ноября к нам в школу прибыл новенький (сущ.).
Давайте подберём примеры (ответы)
(Н-р: Чайная посуда – чайная
Мороженое мясо – мороженое;
Гостиная комната – гостиная;
Ванная комната – ванная;
Приёмная комната – приёмная;
Докладная записка – докладная;
Рядовой боец – рядовой;
Больной человек – больной;
Болеутоляющее лекарство – болеутоляющее.
IV.Обобщение:
- Перечислите способы образования слов в русском языке
- Тестирование:
1.В каком ряду расположены слова, образованные приставочно-суффиксальным способом:
А.надомник, приусадебный, пресмешной;
Б.подбородок, бесстыдник, разнесчастный;
В.по-братски, подводник, переувлажнить;
Г.подснежник, разбежаться, приморский;
2.В каком ряду расположены слова, образованные суффиксальным способом:
А. сапожок, зубной, землянка;
Б.вбежать, красавец, глупыш;
В.дипломник, циркач, предыстория;
Г.вредитель, баловень, прародина.
3.В каком ряду расположены слова, образованные приставочным способом:
А.сыграть, подполковник, поджелудочный;
Б.соразмерный, зааплодировать, представление;
В.развесёлый, прабабушка, утомление;
Г.поумнее, прескверный, буквенный.
4.В каком ряду морфемное строение всех слов соответствует схеме
алка?
А.качалка, свалка;
Б.рыбалка, зажигалка;
В.скакалка, отжималка;
Г.Вешалка, мигалка.
5.В каком ряду во всех словах выделяется приставка за-?
А.заглохший, залежь, законный;
Б.загородный, задушевность, закатиться;
В.заземлённый, замшевый, заикаться;
Г.заквасить, занозить, закадычный.
Ответы: 1.г, 2.а, 3.а, 4.г, 5.б.
V. Домашняя работа: Упр.134
Resource id #5680
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-исследование – как один из способов развития творческих способностей обучающихся на уроках математики в 5 – 9 классах
В современной педагогике выделяется три уровня реализации исследовательского обучения:• педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, а само решение предстоит найти учащемуся сам...
Открытый урок по русской литературе Тема урока: Стихотворение В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»
Cтихотворение В. В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»...
Конспект урока по немецкому языку. Раздел 1, урок 1. Немецкий язык. 5 класс. (Горизонты) Аверин М.М. и др
Тема: Знакомство. Приветствие Цели и задачи урока:1. Научить учащихся понимать на слух в мини-диалогах элементарные формы приветствия и прощания и воспроизводить их.2....
План-конспект урока по английскому языку (9 класс) на тему: Английский в использовании. Словообразование
Класс: 9УМК: Учебник «Английский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Ю.Е. Ваулина, В. Эванс, Дж. Дули, О.Е.» – 2. Изд., доп. и перераб. ...
Планирование уроков по русской родной литературе и родному русскому языку для 7 классов
Содержит тематическое планирование и рабочую программу по новому предмету. Составлена на основе примерной программы ,вязтой с сайта НИРО(Нижегородский институт развития образования)...
Мастер-класс. Метапредметный подход как способ формирования интеллектуальной личности на уроке «Африка. Русский след» (интегрированный урок географии, истории).
Вниманию учителей представлена авторская разработка интегрированного урока географии – истории - литературы в 7 классе курса «Материки и океаны» д...
Русская народная вышивка - урок изобразительного искусства в 5 классе
Урок изобразительного искусства в 5 классе на тему "Русская народная вышивка". Технологическая карта....