Мастер-класс. Метапредметный подход как способ формирования интеллектуальной личности на уроке «Африка. Русский след» (интегрированный урок географии, истории).
план-конспект урока по истории (7 класс)
Вниманию учителей представлена авторская разработка интегрированного урока географии – истории - литературы в 7 классе курса «Материки и океаны» для изучения темы «Африка. Географическое положение. История исследования». В рамках темы выделен дополнительный урок «Африка. Русский след». Материал метапредметного урока акцентирует внимание на изучении исторических предпосылок, роли русских ученых в деле изучения и освоения Африки, значимости открытий, формировании интеллектуально развитой личности. Использованы литературные произведения Николая Степановича Гумилёва.
Ключевые слова: Урок географии, Африка, природные условия, история исследования, Н.С.Гумилев, стихи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБОУ ОШ №17, с. Шира, Республика Хакасия.
Гольцер Татьяна Васильевна, учитель истории и обществознания;
Деряжная Алла Владимировна, учитель географии.
Метапредметный подход как способ формирования интеллектуальной личности на уроке «Африка. Русский след» (интегрированный урок географии, истории).
Вниманию учителей представлена авторская разработка интегрированного урока географии – истории - литературы в 7 классе курса «Материки и океаны» для изучения темы «Африка. Географическое положение. История исследования». В рамках темы выделен дополнительный урок «Африка. Русский след». Материал метапредметного урока акцентирует внимание на изучении исторических предпосылок, роли русских ученых в деле изучения и освоения Африки, значимости открытий, формировании интеллектуально развитой личности. Использованы литературные произведения Николая Степановича Гумилёва.
Ключевые слова: Урок географии, Африка, природные условия, история исследования, Н.С.Гумилев, стихи.
1. Презентация педагогического опыта педагога-мастера:
Разный уровень реальных учебных возможностей детей, разная подготовленность заставили нас искать наиболее эффективные методы преподавания учебных предметов. Эффективные результаты показали практико-ориентированные технологии, с использованием межпредметных связей, актуальность которых заключается в проблеме «нечитающих» учеников.
Дети предпочитают получать знания из интернет-источников. У детей происходит нарушение формирования текстового мышления: так специалисты называют умение читать, анализировать, интерпретировать, запоминать тексты и создавать собственные.
Авторами в первую очередь был проведен сравнительный анализ рабочих программ, учебников и пособий. При знакомстве с содержанием учебных предметов были выделены смежные темы, определена степень конкретизации фактов, глубина их обобщения, предполагаемый уровень умений, а также метод познания, применяемый в данном предмете.
Сложность интеграции связана с тем, что изучение содержания курсов истории, литературы, географии и т.д. хронологически не совпадает. Но все же при желании точки соприкосновения найти можно.
Преподавателями произведен отбор материала к уроку, скорректирована тема, решена проблема соотнесения исторического и географического содержания.
В результате сложилась система уроков для географии 7 класса по темам: «Африка. Русский след», « Антарктида. История открытия материка русской экспедицией», «Северная Америка. Русская Аляска».
2. Представление урока (занятия), системы уроков (занятий).
Рассказ педагога о проекте занятия.
По учебнику «География материков и океанов 7 класс» В.А.Коринская и др. издательства «Дрофа» на изучение темы «Географическое положение. История исследования» предусматривается один параграф, исследованию Африки русскими путешественниками и учеными выделено половина странички. Материал носит энциклопически - фрагментарный характер. Изучению материка отведено 14% материала. В учебнике О.А.Климановой и др. «География. Страноведение 7 класс» того же издательства Африке отведено 8%, исследование материка вообще не освящается, хотя началу раздела предшествует в качестве эпиграфа четверостишие Н.Гумилева.
Учебники истории обошли вниманием изучение африканского континента русскими.
Современным школьникам не достает примеров сильных, целеустремленных, волевых личностей.
«…Для кого не страшны ураганы,
Кто изведал мальстремы и мель.
….Разве трусам даны эти руки
Этот острый, уверенных взгляд,
Что умеет на вражьи фелуки
Неожиданно бросить фрегат… ( Н.Гумилев. Капитаны)
Поэтому возникла необходимость в разработке собственного поурочного плана.
Определение основных приемов и методов работы, которые будут демонстрироваться. Анализ, сравнение синтеза, обобщения, конкретизации фактического материала,
групповые и коллективные формы организации учебной деятельности, метод активного обучения и использования условно-графической наглядности, развития познавательного интереса, смысловое чтение
Краткая характеристика результативности используемой технологии.
Применение данной технологии позволяет обеспечить освоение учащимися историко-географических знаний, помочь им овладеть эффективными методами учебы, способствовать развитию морально-нравственных качеств, выработать навыки анализа исторического опыта применительно к современности.
3. Урок (занятие) или имитационная игра со слушателями с демонстрацией приемов эффективной работы с учащимися
4. Моделирование. Предварительный. На этом последнем этапе подготовке к уроку преподавателями - предметниками должны быть сформированы группы консультантов, состоящих из наиболее сильных учеников.
Самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели урока (занятия) в режиме продемонстрированной технологии. Мастер исполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность слушателей и управляет ею.
- обсуждение авторских моделей урока (занятия) слушателями.
5. Рефлексия.
Почему урок назван «Русский след», какой смысл заложен в названии. Прямое и образное толкование понятия.
Дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и слушателей.
Заключительное слово педагога-мастера по всем замечаниям и предложениям.
Созданию авторской разработки для отдельных тем географии предшествовало ряд существенных причин:
Класс: 7
Тема урока: Африка. Географическое положение. История исследования. В рамках темы выделен дополнительный урок «Африка. Русский след».
Базовый учебник: О.А.Климанова и др. «География. Страноведение 7 класс» из-во «Дрофа» 2019. Раздел «Океаны, материки и страны мира. Тема: Африка».
Цель: организовать деятельность учащихся по изучению истории и роли русских ученых в деле изучения и освоения Африки в том числе и на примере литературных произведений Николая Степановича Гумилёва.
В результате изучения темы
Задачи:
Образовательная: формировать обще учебные умения и навыки по работе с литературным тестом и географической картой.
Развивающая: развивать коммуникативные навыки сотрудничества с другими учащимися, способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, сравнения, делать необходимые выводы; выделять главное и характерное, содействовать развитию умений применять полученные знания в нестандартных (типовых) условиях.
Воспитательная: создать/обеспечить условия для воспитания чувства коллективизма, взаимопомощи, содействовать развитию интереса к изучению географии, содействовать повышению уровня мотивации на уроках через средства обучения.
Тип урока: урок открытия новых знаний с элементами комбинированного урока.
Вступительное слово учителя. Русские путешественник это особая каста, особый менталитет. Их отличительная черта - преданность делу и целеустремленность. Русским исследователям присуща высочайшая организованность. Экспедиция Магеллана насчитывала 5 кораблей и 265 членов экипажа, через 3 года вернулся один корабль и 18 моряков. Экспедиция Беллинсгаузена и Лазарева на 2-х фрегатах за 3 года открыла Антарктиду. Из суровейших полярных широт вернулись все моряки. Когда на востоке североамериканского континента белые колонизаторы в факториях принимали за деньги скальпы детей и женщин, на другом конце материка, на Аляске Александр Баранов издавал указ «прижыв детей, оных воспитывать», открывались школы для детей креолов.
1 ученик. Одним из первых исследователей внутренних областей Африки является известный русский путешественник полковник Е. П. Ковалевский, совершивший большое путешествие во внутреннюю Африку в 1848 году. Горный инженер по профессии он был приглашён правителем Египта Мухаммедом-Али произвести геологические исследования месторождений золота на междуречье Белого и Голубого, течение Нила тогда преграждали пороги. Обойдя пороги посуху, экспедиция Ковалевского двинулась дальше вверх по Нилу на парусных барках — дахабие.
Путешественники пересекли северный тропик. Несмотря на то, что был ещё январь, солнце жгло немилосердно. Путники пошли через пустыню Сахара. Путь был очень трудным.
Жара доходила до 42,5°С. На протяжении десятидневного пути вода была встречена только в одном месте, и то горько-солёная. Кожа путешественников покрылась красными пятнами.
Несмотря на нестерпимую жару и жажду, Ковалевский продолжал вести научные наблюдения, в частности, геологические изыскания и определения высот при помощи барометра. Экспедиция прибыла к месту слияния Белого и Голубого Нила, над волнами в первый раз развевался русский флаг.
Так далеко в глубь Африки с этой стороны не проникал ещё ни один европеец.
В этой отдалённой области внутренней Африки Е. П. Ковалевский нанёс на карту русские названия: страна Николаевская, реки Невка, Безымянная, Георгиевская. В дневнике писал: - «Шли напрямик, продираясь через чащу тропических зарослей. Колючки разных видов, созданные именно для того, чтобы рвать платье, а за неимением его, кожу людей, загнутые в виде удочки, казалось только ждали нас, и, нападая с удивительным ожесточением, впивались до костей в тело». Разведки золотоносности, произведённые Ковалевским в бассейне Тумата, в общем увенчались полным успехом. Добыча золота была налажена.
Свое большое путешествие Ковалевский совершил очень быстро.
Ознакомьтесь с текстом. Кто является первым из русских исследователей Африки? Какова цель и итоги путешествия? Какие трудности встречались на пути исследователей африканского континента? В чем выражался «русский след» экспедиции? Найдите и пометьте на карте атласа стр. 14 основные места маршрута.
2 ученик. Выдающийся исследователь Африки В. В. Юнкер совершил в 1875 — 1878 гг. путешествие по Ливийской пустыне, исследовал Восточный Судан (южную часть) и север Уганды. Богатые коллекции, привезённые из этого путешествия, были подарены им Российской Академии наук и до сих пор хранятся в этнографическом музее.
Особенно замечательно семилетнее путешествие В. В. Юнкера по Экваториальной Африке (1879 — 1886), когда он исследовал область водораздела между Нилом и Конго. Несколько лет он провёл среди племён Центральной Африки (ньям-ньям, или азанде, мангбатту, вочуа), имея только одного спутника из европейцев и находясь в постоянном общении с местным населением, которое нередко слыло при этом за самых кровожадных людоедов. Путешествие это было чрезвычайно тяжким и по климатическим условиям, и по трудности продвижения. Путешественнику приходилось продвигаться по степям, изнывая от жары и жажды, преодолевать бесконечные топи и болота. Временами он голодал, сильно страдал от кожных болезней и ран на ногах, которые не заживали месяцами.
С большими трудностями, из-за восстаний мусульман-махдистов Судана и жителей Уганды, Юнкеру пришлось выбираться из глуши Экваториальной Африки.
Коллекции, собранные им во время этого длительного путешествия, погибли. К счастью, сохранились дневники и составленные им карты.
Юнкер первым из европейцев прошёл всю область реки Уэле и доказал, что она принадлежит бассейну Конго, а не бассейну озера Чад, как предполагали ранее многие географы.
Труды Юнкера являются очень ценным вкладом в исследование Африки, особенно в Этнографическом отношении.
Съёмки Юнкера, выделявшиеся среди других подобных работ своей точностью, легли в основу составления географических карт исследованной им области.
Ознакомьтесь с текстом. Какова цель и итоги путешествия? Какие трудности встречались на пути исследователей африканского континента? В чем выражался «русский след» экспедиции? Какие практические результаты имели открытия? В чем состояло историческое значение открытия?
Найдите и пометьте на карте атласа стр. 14 основные места маршрута.
3 ученик. Замечательные путешествия по Африке совершил доктор А. В. Елисеев (1881—1895). Он побывал в Египте, Алжире, Тунисе, Триполи, Северной Сахаре, Эфиопии. Елисеев путешествовал на скудные средства, пробираясь — как он сам пишет,— обыкновенно в одиночку или с одним проводником, нередко неся на себе весь свой багаж, делая целые сотни вёрст пешком, частенько голодая, не говоря уже о полном отсутствии всякого комфорта, которым более или менее обставляют себя почти все экскурсанты. Тем не менее, он постоянно, по мере сил и возможностей, преследовал те или другие научные цели, главным образом обращая внимание на антропологические и этнологические вопросы.
Впервые он применил свой Антропологический циркуль, пользуясь тем, что к нему пришло за врачебной помощью несколько арабов. Под видом диагноза, — пишет он, — я произвёл несколько антропологических измерений, которыми остались довольны как Я сам, так и мои пациенты.
Свои путешествия А. В. Елисеев изложил в книге «По белу свету». Одними из наиболее интересных страниц этой книги являются те, которые содержат описание пути через песчаные пространства Эрга Северной Сахары к Гадамесу. Во время пути через пустыню путешественнику пришлось перенести самум.
Ознакомьтесь с текстом. Какова цель и итоги путешествия? Какие трудности встречались на пути исследователей африканского континента? В чем выражался «русский след» экспедиции? Какие практические результаты имели открытия? В чем состоит вклад в этнографическую науку?
Найдите и пометьте на карте атласа стр. 14 основные места маршрута.
4 ученик. Мы посмотрим на этот континент глазами поэта и географа – Николая Гумилева. Пусть его поэзия откроет нам новые грани науки географии.
Николай Гумилев неоднократно бывал в таком далеком от России неведомом крае, где до него не видели ни одного белого человека. Он стал первопроходцем и первооткрывателем. Он странствовал по Африке в самых глухих, затерянных местах, открыл истоки Голубого Нила и пережил великое множество удивительных приключений. А еще написал замечательные стихи об этом.
Николай Степанович Гумилев, один из редчайших в мировой литературе поэтов, прожил короткую, но яркую жизнь. Этот человек сделал сам себя. От природы он был некрасив, неуклюж, болезненно застенчив и скован. Но неудачи и горести не смущали его, а характер закалялся в испытаниях. Успел выпустить несколько поэтических сборников, совершить немало заграничных путешествий в том числе и опасных – африканских Его стихи до самых мелочей совпадают с жизнью автора. Гумилев - поэт дальних странствий, он мечтал о путешествиях, и в первую очередь об Африке. В своем очерке "Африканская охота" Гумилев написал: "На старинных виньетках часто изображали Африку в виде молодой девушки, и всегда окруженной дикими зверями".
Гумилев несколько раз путешествовал в Африку. Его «душа требовала расстояний и впечатлений». И никто не мог предсказать влияние этих путешествий на последующее творчество поэта. Результат превзошел все ожидания. Так как увлечение переросло в страсть!
Африка покорила его, влюбила в себя навсегда. В 21 год, скрывая от родителей сам факт своего путешествия, поэт Гумилёв вместо учёбы в парижском университете, тайно отправился из столицы Франции в Африку. Так появился изумительный цикл стихов – «Шатер» который он посвятил Африке. Вступлением к сборнику стало такое стихотворение: « Оглушенная ревом и топотом»
Вступление (Оглушенная ревом и топотом...)
Оглушенная ревом и топотом,
Облеченная в пламя и дымы,
О тебе, моя Африка, шепотом
В небесах говорят серафимы.
И твое раскрывая Евангелье,
Повесть жизни ужасной и чудной,
О неопытном думают ангеле,
Что приставлен к тебе, безрассудной.
Про деянья свои и фантазии,
Про звериную душу послушай,
Ты, на дереве древней Евразии
Исполинской висящая грушей.
Обреченный тебе, я поведаю
О вождях в леопардовых шкурах,
Что во мраке лесов за победою
Водят полчища воинов хмурых;
О деревнях с кумирами древними,
Что смеются улыбкой недоброй,
И о львах, что стоят над деревнями
И хвостом ударяют о ребра.
Дай за это дорогу мне торную,
Там, где нету пути человеку,
Дай назвать моим именем черную,
До сих пор не открытую реку.
И последняя милость, с которою
Отойду я в селенья святые,
Дай скончаться под той сикоморою,
Где с Христом отдыхала Мария.
Конечно же, любое путешествие начинается с карты.
Задание. Посмотрите внимательно на физическую карту мира. Вы согласны с поэтом? Силуэт Африки похож на грушу?
Путешествуя вместе с поэтом вы составите маршрут его путешествия.
Нам нужно добраться до Суэцкого канала, через Красное море попасть в Судан и Эфиопию, обогнуть полуостров Сомали. По Индийскому океану добраться до острова Мадагаскар, обогнуть Африку с юга. Пройти Гвинейский залив, посетить Гвинею, побывать в экваториальном лесу. По реке Нигер спуститься к озеру Чад,
преодолеть пустыню Сахара, побывать в Египте.
Учитель. А теперь познакомимся и проанализируем стихотворения Николая Степановича Гумилева из цикла «Шатер».
Экваториальный лес (фрагмент)
Я поставил палатку на каменном склоне
Абиссинских, сбегающих к западу гор
И недели смотрел, как пылают закаты
Над зеленою крышей далеких лесов.
И однажды закат был особенно красен
И особенный запах летел от лесов
И к палатке моей подошел европеец
Исхудалый, небритый, и есть попросил.
Я спросил, почему он так мертвенно бледен,
Почему его руки сухие дрожат,
Как листы? — „Лихорадка великого леса“,
Он ответил и с ужасом глянул назад.
Я спросил про большую открытую рану,
Что сквозь тряпки чернела на впалой груди,
Что с ним было? — „Горилла великого леса“, —
Он сказал и не смел оглянуться назад.
Я постель предоставил усталому гостю,
Лег на шкурах пантер но не мог задремать,
Жадно слушая длинную, дикую повесть,
Лихорадочный бред пришлеца из лесов.
Он вздыхал: — „Как темно! Этот лес безконечен,
Не увидеть нам солнца уже никогда!
Пьер, дневник у тебя, на груди под рубашкой?
Лучше жизнь потерять нам, чем этот дневник.
— Почему нас оставили черные люди?
Горе! Компасы наши они унесли!
Что нам делать? Невидно ни зверя, ни птицы,
Только шорох и посвист вверху и внизу.
— „Пьер, ты видишь костры? Там наверное люди!
Неужели же мы наконец спасены?
Это карлики… сколько их, сколько собралось…
Пьер, стреляй! На костре человечья нога!
Он стонал и хрипел, он хватался за сердце,
А на утро, почудилось мне, задремал,
Но когда я его разбудить попытался,
Я увидел, что мухи ползли по глазам.
Я его закопал у подножия пальмы,
Крест поставил над грудой огромных камней,
И простые слова написал на досчечке:
— Христианин зарыт здесь, молитесь о нем.
Через год я прочел во французских газетах,
Я прочел и печально поник головой:
Из большой экспедиции к Верхнему Конго
До сих пор ни один не вернулся назад.
Задание. Прочитайте фрагмент стихотворения.
Какие трудности встречались на пути исследователей африканского континента? Какие особенности африканской природы здесь отмечены?
Сахара (фрагмент)
Все пустыни друг другу от века родны,
Но Аравия, Сирия, Гоби -
Это лишь затиханье Сахарской волны,
В сатанинской воспрянувшей злобе.
Плещет Красное море, Персидский залив,
И глубоки снега на Памире,
Но ее океана песчаный разлив
До зеленой доходит Сибири.
Ни в дремучих лесах, ни в просторе морей,
Ты в одной лишь пустыне на свете
Не захочешь людей и не встретишь людей,
А полюбишь лишь солнце да ветер.
Всюду башни, дворцы из порфировых скал,
Вкруг фонтаны и пальмы на страже,
Это солнце на глади воздушных зеркал
Пишет кистью лучистой миражи.
Блещут скалы, темнеют под ними внизу
Древних рек каменистые ложа,
На покрытое волнами море в грозу,
Ты промолвишь, Сахара похожа.
Буйный ветер в пустыне второй властелин,
Вот он мчится порывами, точно
Средь высоких холмов и широких долин
Дорогой иноходец восточный.
И чудовищных пальм вековые стволы,
Вихри пыли взметнулись и пухнут,
Выгибаясь, качаясь, проходят сквозь мглы,
Тайно веришь - вовеки не рухнут.
Но мгновенье... отстанет и дрогнет одна
И осядет песчаная груда,
Это значит - в пути спотыкнулась она
О ревущего в страхе верблюда.
И когда на проясневшей глади равнин
Все полягут, как новые горы,
В Средиземное море уходит хамсин
Кровь дурманить и сеять раздоры.
И стоит караван, и его проводник
Всюду посохом шарит в тревоге,
Где-то около плещет знакомый родник,
Но к нему он не знает дороги.
А в оазисах слышится ржанье коня
И под пальмами веянье нарда,
Хоть редки острова в океане огня,
Точно пятна на шкуре гепарда.
Но здесь часто звучит оглушающий бой,
Блещут копья и веют бурнусы.
Туарегов, что западной правят страной,
На востоке не любят тиббусы.
И пока они бьются за пальмовый лес,
За верблюда иль взоры рабыни,
Их родную Тибести, Мурзук, Гадамес
Заметают пески из пустыни.
Потому что пустынные ветры горды
И не знают преград своеволью.
Рушат стены, сады засыпают, пруды
Отравляют белеющей солью.
И, быть может, немного осталось веков,
Как на мир наш, зеленый и старый,
Дико ринутся хищные стаи песков
Из пылающей юной Сахары.
Средиземное море засыпят они,
И Париж, и Москву, и Афины,
И мы будем в небесные верить огни,
На верблюдах своих бедуины.
И когда наконец корабли марсиан
У земного окажутся шара,
То увидят сплошной золотой океан
И дадут ему имя: Сахара.
Задание. Прочитайте стихотворение. Нарисуйте словесный образ Африки на основании стихотворения. Какой вам представляется Африка? Постарайтесь правильно сформулировать мысль.
Отметьте фразы, характеризующие природные особенности Сахары. Что такое хамсин? Туареги? Тиббусы? Какую мысль выразил поэт в 3-х последних четверостишиях?
Рефлексия.
Учитель. Описание красот и чудес далекой Африки подробно, многоцветно, зримо. Это не выдумка, а воспоминания человека, действительно наблюдавшего необыкновенные для глаза, привыкшего к спокойному русскому пейзажу, картины.
Какие цели и задачи были поставлены перед участниками экспедиции? Какие результаты были достигнуты по итогам этой экспедиции? В чем состояло историческое значение открытия? Какие действия руководителя привели к укреплению русских владений? В чем состоит вклад в географическую науку? Какие практические результаты имели открытия?
Понравился, ли вам наш сегодняшний урок?
Домашнее задание. Учитель.
На основе обобщенных знаний по географии, истории и поэзии Гумилева, создать свой образ Африки в виде ментальной карты (карты ощущений) изученного континента.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательного интереса школьников как способ формирования творческой личности Нежинская Марина Викторовна учитель русского языка и литературы Всегда остается актуальным вопрос о формировании приемов познавательной деятельности у школьников.
Развитие познавательного интереса школьников как способ формирования творческой личностиНежинская Марина Викторовнаучитель русского языка и литературыВсегда остается актуальным вопрос о формиров...
Разработка открытого интегрированного урока (биология – русский язык) Тема урока: «Пластический обмен. Биосинтез белков»
Цель урока: Развитие мета предметных компетентностей обучающихся 9 Б класса (естественнонаучного профиля) посредством интегрированных технологий....
Мастер-класс «Реализация метапредметного подхода как основа для формирования ключевых компетенций учащихся на уроках литературы. Японские хокку.»
Краткое обоснование основных идей опыта. Сегодня с вашей помощью я смогу продемонстрировать те способы работы, которые ежедневно использую в своей педагогической практике. Её основу составляют ...
Мастер-класс "Групповые формы работы как способ формирования коммуникативных УУД на основе УМК «FORWARD» под редакцией Вербицкой М.В."
Данный мастер класс характеризует и показывает эффективность использования разных приемов групповых форм работы на уроках иностранного языка. Может использоваться учителями-пред...
Статья. Метапредметный подход как инструмент формирования духовно-нравственного и эстетического воспитания обучающихся на уроках географии.
Метапредметный подход как инструмент формирования духовно-нравственного и эстетического воспитания обучающихся на уроках географии....
Мастер-класс "Развитие метапредметных УУД школьников на уроках истории средствами СДО
Мастер-класс "Развитие метапредметных УУД школьников на уроках истории средствами СДО" на примере урока истории в 6 классе «Владимиро-Суздальское княжество в...
Мастер-класс "Технология вариативных карточек как способ формирования математической грамотности"
Приоритетным направлением обновленных ФГОС является формирование у учащихся функциональной грамотности, одной из составляющих которой является математическая грамотность. Одним из показателей математи...