Открытый урок по русской литературе Тема урока: Стихотворение В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Ооржак Марита Хурен-ооловна

Cтихотворение В. В. Маяковского «Хорошее отношение  к лошадям»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Кара-Чыраанская средняя общеобразовательная школа

Сут-Хольского кожууна Республики Тыва

Открытый урок по русской литературе

Тема урока: Стихотворение В. Маяковского

«Хорошее отношение к лошадям»

8 класс

Учитель русского языка и литературы:

Ооржак Марита Хурен-ооловна

Кара-Чыраа -2017 г

Тема урока: Стихотворение В. В. Маяковского

«Хорошее отношение к лошадям»

Цели урока:

- развивать навыки работы с лирическим произведением;

- установить связь между духовным миром поэта и жизнью страны;

- формировать нравственнные ориентации на диалог культур:  русской и тувинской литератур;

- пробудить интерес к культуре наций;  воспитание гуманизма.

Оборудование: слайд «Фотографии лошадей», реклама «Что читать», герб Тувинской Республики,  репродукция картины В Васнецова «Три богатыря», музыка Ю. Морица «Летающие лошади».

Методы и технологии: проблемное обучение, исследование, диалог культур размышление.

План урока:

  1. Постановка проблемных вопросов.
  2. Переход к теме урока.

а) Выразительное чтение стихотворения учителем.

б) Словарная работа.

в) Анализ содержания.

       3. Диалог культур: сопоставление русской и тувинской литератур

а) Примеры произведений тувинской литературы.

б) Национальные обычаи народов.

       4. Вывод.

       5. Что читать.

       6.  Подведение итогов. Прослушивание песни.

Ход урока:

Организационный момент. Знакомство с классом.

Постановка проблемы:

- Какие произведения устного народного творчества о лошадях знаете?

- Какие произведения искусства о лошади знаете?

2. Переход к теме урока.

- Мы познакомимся со стихотворением В. В. Маяковского «Хорошее отношение  к лошадям». Сначала послушайте краткую информацию о Маяковском:

В. В. Маяковский (1983-1930)

Поэт-новатор. Поэт гуманист.

Для поэзии Маяковского характерным является любовь ко всему живому на земле.

  1. а) Чтение стихотворения учителем.

- В каком году написано стихотворение (1918 г)

- Какое это было время для России?

- О чем вы думаете сейчас?

- Какое чувство вызвало стихотворение?

- Как определите тему, основную мысль стихотворения?

- В каких словах кажется слышен топот копыт:

Граб Груб

Гроб Гриб

            б)  Словарная работа:

Круп – часть туловища лошади – от спины до хвоста.

Граб- дерево семейства лещиновых с гладким серым стволом (грабовый)

Каурый –светло-каштановый, рыжеватый.

Гнедой-темно-рыжий.

Буланый-светло-рыжий.

Игреневый – рыжий.

Чубарый – с темными пятнами по светлой шерсти.  Вороной-черный.

Сивый –серовато-сизый.

              в) Анализ стихотворения:

1. – Сколько действующих лиц в стихотворении?

                                                     Опита ветром

Улица какая?                               Льдом обута

                                                       Скользил

                                               Лошадь грохнулась    

                                            Толпа зевак сгрудились  

                                                    Смех зазвенел Я

(автор)                                       -тоска-звериная

                                              Вылилась (распластав)

Обращение к лошади:   Лошадь,

                                          Вы,

                                          Деточка,

Рыжий жеребенок – пришла веселая.

Итог:

                                                  И стоило жить

 И работать стоило.

- Какие  ИВС мы видим? (Смех зазвякал, каплица, звериная тоска)

- В каких строках выражена основная идея стихотворения?

- Где сказано о хорошем отношении к лошадям?

- Как вы оцениваете поступок зевак?

- Какая была лошадь в начале стихотворения?

- В конце стихотворения?

- Какой конец? (гуманизм, светлая надежда)

- Где происходит действие стихотворения?

-Если бы все это происходило в деревне, то какая была бы реакция прохожих?

- Почему? (В деревне люди ближе к природе, к животному миру.)

- Какие произведения о лошадях вы изучали?

(«Ранние журавли» Ч Айтматов, «Тоска» А. П. Чехов, (Иона обращается с тоской  к лошади.))

- Какую роль играет лошадь в жизни нашей нации? (кочевой народ, надежный помощник в хозяйстве, верный друг.).

- В каких национальных праздниках участвует лошадь? (Наадым, Шагаа…)

-Тувинец уважает лошадь и никогда не бьет хлыстом ее по голове.

- Назовите примеры легендарных лошадей нашей Тывы? (Эзир-Кара, Чугурук-Сарала)

-Кто автор картины «Три богатыря»?

- На какой символике нашей республики изображена лошадь?

- Вот многое сказано о лошади на этом уроке. Я довольна вашими ответами.

- Мы имеем  представление о поэте Маяковском; учились анализировать тувинские произведения; поговорили, что образ лошади присутствует в литературе русского и тувинского – всех народов. Лошадям люди поклонялись издревле.

Итог: - Что вам понравилось? Что нового узнали?

Домашнее задание: написать сочинение  «Лошадь – друг человека». Напишите о вашем отношении к вашим лошадям.

Закончим строками:                «И стоило жить,

                                                   И работать стоило»

-Как это вы понимаете?

Подкова – что выражает как символ? (пожелания счастья, удачи). Дарю вам сувенир. Пусть он приносит вам удачу. Урок окончен. Спасибо. Послушайте песню Эрица «Летающие лошади».

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ стихотворения Владимира Маяковского "Хорошее отношение к лошадям".

В данном материале мы знакомимся с содержанием стихотворения, со звуковой организацией речи, со своеобразием стихотворного ритма, с составными и приблизительными рифмами;показываем бессердечие ме...

Презентация к уроку Идейно-художественное своеобразие стихотворения В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»

Данная презентация позволит учителю сделать урок более интересным и выразительным....

Открытый бинарный урок «Тема милосердия в русской и английской поэзии (На примерах стихотворений В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» и Р.Бёрнса «Новогодний привет старого фермера его старой лошади»)»

Основной задачей учителя является стимулирование познавательной деятельности учащихся. И в этом очень важная роль нестандартных форм обучения, одной из которых является проведение бинарных уроков....

Стихотворению В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»

раскрыть главную проблему стихотворения В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»...

Конспект урока-исследования по стихотворению В.Маяковского "Хорошее отношение к лошадям"

Данный материал занимает 2 урока. Путь от метапредметных знаний к литературоведческому анализу, погружению в текст стихотворения. Задействованы различные каналы восприятия: зрительный, тактильный, слу...