Статья «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»
статья по русскому языку по теме

Пушкарёва Лолла Владимировна

 

         Трудно представить себе современный урок без использования информационно-коммуникативных технологий. Применение  ИКТ  позволяет эффективно организовать как групповую, так и самостоятельную работу на уроке,  способствует совершенствованию практических умений и  навыков учащихся,  позволяет индивидуализировать процесс обучения,  повышает интерес к урокам русского языка и литературы,  активизируют познавательную деятельность учащихся,  развивает  их творческий потенциал.

           Кроме того, учитель может научить ребенка использовать компьютер не только как  игрушку или средство общения с друзьями. При умелом наставничестве педагога подросток учится среди обилия информации в Интернете находить нужную, учится обрабатывать эту информацию, что является одной из важных задач современного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon eto_informatsionno.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья  «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ

РУССКОГО ЯЗЫКА»

         Трудно представить себе современный урок без использования информационно-коммуникативных технологий. Применение  ИКТ  позволяет эффективно организовать как групповую, так и самостоятельную работу на уроке,  способствует совершенствованию практических умений и  навыков учащихся,  позволяет индивидуализировать процесс обучения,  повышает интерес к урокам русского языка и литературы,  активизируют познавательную деятельность учащихся,  развивает  их творческий потенциал.

           Кроме того, учитель может научить ребенка использовать компьютер не только как  игрушку или средство общения с друзьями. При умелом наставничестве педагога подросток учится среди обилия информации в Интернете находить нужную, учится обрабатывать эту информацию, что является одной из важных задач современного образования.

           ИКТ  можно использовать  на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении,  повторении, на этапе  контроля знаний, умений и навыков.

   На уроках русского языка на этапе объяснения нового материал задействую как презентации, выполненные мною или взятые из сети Internet, так и видеоролики с сайта http://uznajka.com/ (авторы - украинские лингвисты   Ю.С.Меженко и Т.Н.Ситникова). Построение схем, таблиц, алгоритмов позволяет сэкономить время, более эстетично оформить материал, собранный к уроку. К презентациям обращаюсь и на уроках литературы.

              На этапе закрепления изученного материала и этапе контроля на уроках и занятиях элективных курсов активно использую  игры, созданные по шаблону «Кто хочет стать миллионером?».  Например, «ИВС. Практика», «Гласные в суффиксах причастий» или «Н и нн в суффиксах страдательных причастий и (или) в суффиксах  прилагательных».   Шаблон «Колесо фортуны» успешно применяю при создании презентаций по темам, связанным с теорией и практикой. Например, «ИВС. Теория», «Фонетика»,  «Имя существительное» и др. С удовольствием в своей работе обращаюсь к  интерактивным тестам, созданным талантливыми учителями Еленой Захарьиной ("Сайт учителя русского языка Е.Захарьиной"  ) и Дмитрием Гущиным ( Обучающая система Дмитрия Гущина «РЕШУ ЕГЭ» ).  Моим  ученикам нравится этот вид работы. Их  привлекает не только  общение с компьютером, но и возможность узнать свой результат сразу же после выполнения задания.

               Уроки литературы – это особый разговор . Они должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением богатого иллюстративного материала, аудио- и видеосопровождения.  Неоценимую помощь оказывают средства  ИКТ на уроках «вживания в произведение».  Просматривание видеоотрывков позволяет окунуться в атмосферу произведения, увидеть костюмы,  интерьер,  пейзаж, сравнить свои первоначальные читательские представления с видением этого же материала людьми искусства.  Уроки-знакомства с  таким произведениями, как «Тарас Бульба», «Евгений  Онегин», «Война и мир» и др. начинаю именно с этого приёма – это  привлекает детей к активному  изучению произведения,  вызывая желание внимательнее  прочитать  текст или перечитать его .

               В моей практике хорошим дополнение к уроку  литературы   стали видеоролики из сети Internet :  видеоклипы, музыкальные произведения, созданные на слова стихотворений поэтов, творчество которых мы изучаем. Так под музыкальное сопровождение проходят мои уроки по творчеству А. А.Фета,  Ф.И.Тютчева, М.Цветаевой,  С.А.Есенина,  поэтов  военных лет, поэтов бардов.  Ученики являются не только слушателями, но и исполнителями произведений, созданных этими авторами.  Кроме того, благодаря  ЭОР (например, "Старое радио" ), я имею возможность продемонстрировать  выразительное чтение  поэтических и прозаических произведений в исполнении профессиональных артистов. Стремление читать так же, стремление к совершенству – это тоже необходимый и очень нужный урок. Немаловажно и то,  что прослушивание аудиозаписи способствует совершенствованию  навыка слушания, который, к сожалению, у многих учеников, не вполне сформирован.

               И конечно же, на уроке не обойтись без словарей. Найти слово, вызвавшее у обучающего сомнение при написании, произношении или толковании,  не трудно: ссылка на  Internet-словари всегда под рукой (http://dic.academic.ru/).

              Мои ученики не пассивные наблюдатели, а успешные пользователи, которые творчески подходят к выполнению домашнего задания, создавая свои презентации. Прежде всего  это касается уроков, посвящённых  жизни и творчеству писателей и поэтов, уроков по изучению литературных направлений и течений, уроков внеклассного чтения. Работая над презентацией

                Безусловно,  применение информационно-коммуникативных технологий в учебном процессе по русскому языку и литературе  должно сочетаться с другими инновационными технологиями. Однако ИКТ  способствует повышению познавательных потребностей обучающихся, у них  появляется стремление знать и читать больше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по русскому языку по теме: "Игровые технологии на уроках русского языка".

Доклад по самообразованию. Игровые технологии занимают важное место в структуре современного урока. Доклад содержит описание различных игровых форм работы при обучении русскому языку и рекомендации по...

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Модульная технология на уроках русского языка (осуществление входного и промежуточного контроля по русскому языку в 5 классе)

Справка писалась в рамках аккредитации школы. Изучение темы проводилось в модульной технологии. Надеюсь, поможет сэкономить время учителя....

Открытый урок русского языка на тему: "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка. Игра "Что? Где? Когда?"

Представляю Вам урок-игру, которая содержит увлекательно-познавательную информацию истории русского языка, сравнительное языкознание восточной группы славянских языков и др. Данный урок полезен с точк...