Применение ИТК-технологий на уроках русского языка при подготовке обучающихся к ОГЭ по русскому языку
опыты и эксперименты по русскому языку (9 класс) на тему

Баранова Наталья Николаевна

Использование современных технологий при подготовке к ОГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ikt1.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Применение ИТК-технологий на уроках русского языка
при подготовке обучающихся к ОГЭ по русскому языку

Проект  подготовила

Баранова Наталья Николаевна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ «Хомутовская средняя
общеобразовательная школа с углубленным
изучением английского языка.

Курск - 2016 г.

Использование современных технологий при подготовке к ОГЭ

Подготовка к Основному Государственному Экзамену - ответственный
процесс. И от того, насколько грамотно будет построен этот процесс, зависит
результат наших учеников.

У учителей-словесников существует определённая система подготовки
учащихся к итоговой аттестации. Мы думаю, что наша система не сильно
отличается.

Система подготовки к ОГЭ предусматривает наряду с традиционными
технологиями использование современных технологий, таких как:

Тестовые технологии

Групповые технологии

Информационно-коммуникационные технологии

Технология дифференциации

При изучении нового материала, закрепления, обобщения проверки знаний
используем тестовые технологии. Применяем различные виды тестов: с
выбором ответов, без выбора ответов, на соответствие, на заполнение
пропусков, на установление истинности и ложности.

После проведения подобной работы (на уроках, во время консультаций,
внеаудиторных занятий) заполняем таблицу, по которой можно отследить,
какие темы тестовых заданий усвоены учащимися хорошо, а над которыми
следует ещё потрудиться. Пример такой таблицы представлен в презентации.

На этапе обучения сочинению-рассуждению эффективно использовать
групповые технологии. Класс разбивается на небольшие группы, и каждая
группа работает самостоятельно над данной темой сочинения. Можно
использовать подсказки - заготовки (слабой группе учащихся). Далее
девятиклассники представляют результат своей работы. Когда ребята имеют
представление об алгоритме написания сочинения, построить работу можно
следующим образом: в группах по 3 человека распределяются обязанности: 1
ученик пишет вступление, 2 - формулирует тезис и аргументы к нему, 3-
пишет заключение. Сначала класс работает над одним текстом. Когда работа
готова, каждая группа предъявляет наработанное. Ребята вместе с учителем
выбирает лучший вариант каждой части сочинения.
 В дальнейшей работе от
текста к тексту роли школьников должны меняться. Так постепенно все

ученики учатся работать над каждым этапом сочинения. Кроме того,
закрепляется навык верного абзацного членения.

Опыт использования информационно-коммуникационных технологий при
подготовке к ОГЭ показал, что обучающиеся охотно работают со
справочным материалом (электронными словарями, справочными пособиям),
а также такими образовательными сайтами, как edu, fipi, «По уши в ГИА».

Применение на уроках презентаций Microsoft Power Poin способствует
эффективному освоению учебного материала, а использование электронных
тренажеров способствует более качественному овладению практическими
навыками.

Таким образом, применение ИКТ при подготовке к ОГЭ - это активизация
самостоятельной деятельности учащихся, повышение мотивации обучения,
создание положительного настроя и ситуации успеха, возможности
применения дифференцированного подхода в обучении.

Считается, что большим подспорьем при подготовке к ОГЭ является выбор
элективных курсов. При большом разнообразии нужно в первую очередь
обращать внимание на те, тематика которых соприкасается с
экзаменационным материалом. В этом учебном году для подготовки к ОГЭ
9-тиклассников по русскому языку мы выбрали следующий курс: «Культура
речи» УМК - В.В. Бабайцевой. Эта работа началась ещё в 8 классе, то есть
осуществляется преемственность. На таких уроках дети учатся слушать
текст, анализировать его содержание, структурировать информацию,
интерпретировать чужой и создавать собственный текст. Такая работа
направлена на формирование умений на основе работы с готовым текстом,
создание собственного текста. Также включаем задания, которые
способствуют расширению лингвистических знаний учащихся. Большую
роль отводим упражнениям по лексике: определение лексического значения
слова, различение контекстных значений многозначных слов, расширение
словарного запаса учеников, знакомство с нормами лексической
сочетаемости, принципами синонимической замены. Специальные
упражнения помогают ученику опознавать средства выразительности
русской речи, без чего невозможно в полной мере содержательно
анализировать текст.

Опыт проведения уроков русского языка с использованием схем

Как показывает опыт, не все дети способны овладеть изучаемым
материалом. С целью создания ситуации успеха для каждого ученика
применяем технологию дифференцированного обучения, учитывая
индивидуальные возможности каждого ученика. Для этого применяем
разноуровневые карточки.

Эффективными оказываются уроки с использование схем. Мы предлагаем
детям создать папку «ОГЭ», в которой собраны схемы, таблицы, опорные
конспекты, памятки.

Эта информация в одном месте даёт выпускнику возможность быстро
находить нужный раздел, систематически повторять материал по всем частям
экзаменационной работы.

А в рамках информационной работы для обучающихся в кабинете
оформляем стенд, отражающий общую информацию, связанную с ОГЭ по
русскому языку, также на стенде представлены демонстрационные варианты
КИМов, инструкции по заполнению бланков, рекомендации для
выпускников, список литературы и адреса сайтов.

Мы считаем, что каждый педагог вырабатывает свою систему работы с
учащимися по подготовке к ОГЭ, главное, чтобы был результат - успешная
сдача выпускниками экзамена по русскому языку. Также используем
демонстративные ЭОРы, к ним относим презентации, цель которых
продемонстрировать какой - либо теоретический материал, чаще всего
теорию по предмету обобщающего характера. Такие ЭОРы нужны для
реализации этапа актуализации, систематизации и обобщения знаний по
темам. С помощью презентаций провожу не только обучение, но и
психологическую подготовку к экзаменам. Поясню свою мысль. Тестовая
часть экзамена по русскому языку кажется ребятам доступной. А написание
изложения и сочинения вызывает массу вопросов, появляются проблемы, с
которыми ребята боятся не справиться, испытывают страх перед их
выполнением. А иногда и отказываются их выполнять! Поэтому в начале
учебного года в 9 классе в формате презентации мной была представлена вся
технология написания изложения и сочинения по русскому языку часть
С.2.2., в 11 классе написание сочинения-рассуждения. Презентация по
технологии написания изложения была мною отнесена к демонстрационным
ресурсам, так как в ней содержалась информация для учащихся, которую
им надо было усвоить, переработать и понять. Вот несколько отрывков из
этой презентации.

Что значит сжать исходный текст ?


Отличия между подробным и сжатым изложением ( 1 слайд из 2)

Что требуется от ученика при написании сжатого изложения?

Что важно знать при написании сжатого изложения?

Уроки с использованием ИКТ - это, на наш взгляд, являются одним из
самых важных результатов инновационной работы в школе. Практически на
любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии.
Важно одно - найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему
развивающим и познавательным. Использование информационных
технологий позволяет нам осуществить задуманное, сделать урок
современным. Использование компьютерных технологий в процессе
обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это
способствует значительному повышению качества образования, ведёт к
решению главной задачи образовательной политики.

Анализируя опыт использования ИКТ на уроках русского языка в
основной школе, можно с уверенностью сказать, что использование
информационно-коммуникативных технологий позволяет:

обеспечить положительную мотивацию обучения;

проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне
(музыка, анимация);

обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти
индивидуализацию);

повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5-2 раза;

усовершенствовать контроль знаний;

рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность
урока;

формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;

обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным
библиотекам, другим информационным ресурсам.

Ожидаемые результаты:

положительная мотивация на уроках с применением ИКТ, создание
условий для получения учебной информации из различных источников
(традиционных и новейших);

обретение компьютерной грамотности и оптимальное использование
информационных технологий в учебном процессе;

умение разрабатывать современные дидактические материалы и
эффективное их использование в учебном процессе;

возможность организации промежуточного и итогового контроля
знаний с помощью компьютерных программ.

повышение уровня использования наглядности на уроке,

повышение производительности урока;

появление возможности организации проектной деятельности
учащихся по созданию презентаций;

развитие познавательного интереса обучающихся и умения
оперировать полученными знаниями.

По результатам диагностики школьной мотивации на конец 14-15
учебного года высокий уровень школьной мотивации отмечен у 16%
обучающихся, хороший - у 32% обучающихся, по результатам 15-16
учебного года высокий уровень - у 64% обучающихся, хороший - у
28% обучающихся.

По итогам 14-15 учебного года 44% обучающихся имеют высокий и
хороший уровни усвоения учебного материала, по итогам 15-16
учебного года - 52% обучающихся. Положительное отношение к школе и
учебе отмечено у 96% обучающихся.

Мы уверены, что ИКТ на уроках русского языка, впрочем, как и на любых
других уроках, не только возможны, но и необходимы. Мы живем в
информационном обществе, в котором тот, кто владеет информацией,
владеет миром.

Очень важно не останавливаться на месте, ставить новые цели и
стремиться к их достижению - это основной механизм развития личности как
ученика, так и учителя.


Источники:

Концепция модернизации российского образования на период до 2010
года.

Кукушин B.C. Современные педагогические технологии. Начальная
школа. Пособие для учителя. Ростов Н/Д: изд-во "Феникс", 2003.

Обучение для будущего (при поддержке Microsoft): учеб. Пособие. М.:
Издательско-торговый дом "Русская редакция", 2004.

Львов М.Р. Правописание в начальных классах. - М.: Просвещение,
1990.

Начальная школа. - 1988. - №11, 1990. - № 2.

Николаева Л.П., Иванова И.В. Работа со словарными словами. М.:
"Экзамен",2008

Словарь русского языка. Под редакцией А.П. Евгеньевой. М.:Русский
язык, 1997.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.,
1999.

Андреева Р.П. Этимологический словарь для школьников. Изд. Дом
"Литера", С.-Пб., 2005.

Словарь        синонимов и антонимов русского языка. С.-Пб., 2005.

Волина В. Весёлая грамматика. М.: Олма-Пресс, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Применение информационных технологий на уроках биологии и при подготовке учащихся к ЕГЭ"

В презентации затрагиваются вопросы использования НИТ на уроках биологии и при подготовке учащихся к ЕГЭ. ЦОРы помогут ученикам лучше разобраться в сложных биологических процессах, происходящих на раз...

Применение информационнных технологий на уроках русского языка и литературы и их роль в формировании универсальных учебных дейсвтвий обучающихся.

Применение информационнных технологий на уроках русского языка и литературы и их роль в формировании универсальных учебных дейсвтвий обучающихся....

Методический проект " Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка при подготовке обучающихся к ГИА"

Стремительное развитие общества, распространение мультимедийных и сетевых технологий позволяют расширить возможности использования ИКТ на уроках в современной школе. Сегодня необходимо, чтобы каждый у...

Реализация технологии смыслового чтения при подготовке обучающихся к ГИА по русскому языку и литературе

Как применять приёмы смыслового чтения при работе с заданиями ОГЭ и ЕГЭ...