Статья по русскому языку по теме: "Игровые технологии на уроках русского языка".
статья по русскому языку по теме
Доклад по самообразованию. Игровые технологии занимают важное место в структуре современного урока. Доклад содержит описание различных игровых форм работы при обучении русскому языку и рекомендации по эффективному их использованию на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_tehnologii_na_urokah_russkogo_yazyka.docx | 21.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Куадже А.Ш., учитель русского языка и литературы ГБОУ «Адыгейская республиканская гимназия», г. Майкоп
Игровые технологии на уроках русского языка.
Ни для кого не секрет, что построенные с использованием игровой технологии уроки пользуются особым успехом у обучающихся (4). Игра приоткрывает ребенку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, значит, процесс становится более эффективным.
При включении дидактических игр на уроке решаются не только приобретение конкретных практических навыков и закрепление их на уровне моторики, но и воспитательные задачи, например, воспитание терпения, и терпимости, формирование аккуратности и умения доводить начатое дело до конца; в групповой работе – развитие умения работать сообща, прислушиваясь к мнению других учеников, терпимо относясь к критике в свой адрес, деликатно отзываясь об ошибках своих товарищей; приобретаются навыки публичных выступлений, желание и умение добиваться поставленной цели.
За внешней кажущейся легкостью использования элементов игровых технологий на уроке стоит кропотливая подготовительная работа учителя.
«Разнообразие – добрый знак хорошего преподавания»,- утверждал Ф.И.Буслаев(1). Игра, являясь развлечением, отдыхом, способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях: в качестве самостоятельной технологии для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; как элемент (иногда весьма существенный) более обширной технологии; в качестве урока или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); как технология внеклассной работы.
Особенностями игры в подростковом возрасте (среднем и старшем школьном возрасте) является обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр и нацеленность на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность. Поэтому в данном возрасте детям интересны различные игры: ролевые, операционные, деловые (1). Ведь через игру ребенок познает мир (3). И игра используется для решения комплексных задач усвоения нового материала и его закрепления, развитие творческих способностей, формирования учебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.
Игровые формы могут быть использованы как элемент урока, они легко подбираются по тематическому принципу для каждого раздела школьного курса. Игры могут стать удобной формой актуализации знаний (в начале урока или перед началом изучения новой темы); «разминки», необходимой по ходу урока, контроля в конце учебного занятия. В игровой форме может пройти и целый урок (можно назвать свои уроки по-разному: уроки-конференции, аукционы, диспуты, путешествия, КВНы, зкзамены и т. д.).
Обучение русскому языку подразумевает не только освоение письменной речи, но и норм произношения. Вот почему целесообразно на каждом уроке русского языка находить возможность для отработки произносительных норм (игровые задания, направленные на отработку орфоэпических норм). Это может быть минутка-разминка под общим названием « Говорите по–русски правильно». В каких формах можно предложить задания детям? Вот лишь некоторые из возможных вариантов, как разнообразить задания, используя все разделы русского языка: «Составь текст и озвучь его»; «Пригласи на обед»; «В эфире-новости»; «Конкурс дикторов».
Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм: «Третий лишний», «Я работаю волшебником», «По щучьему велению», «Справочное бюро», «Словарный диктант», «Диктант-шутка», «Диктант-молчанка», «Лингвистический футбол», «Цифровой диктант», «Найди пару», «Умный редактор», «Отними букву», «Вставь букву», «Какой глагол задуман?», «Кто больше?», «По опорным словам», «Омофоны», «Глаголы-парадоксы», «Подбери синонимы», «Перепутаница»-повторение спряжения, «Ремонт», «Лови ошибку»- повторение вида, «Замени букву», «Возвратная форма», «Поставь ударение», «Аукцион», «Цепочка», «Кто последний», «Двойное ударение», «Чередования», «Добавь мягкий знак», «Назови часть речи», «Добавь букву»; лексико-фразеологические игры: «Собери фразеологизм», «Угадай-ка», «Собери пословицу», «Акростих», «Переводчик», «Кто быстрее?», «Найди пару», «Объясни значение», «Прямое и переносное», «Аукцион», «Замени фразеологизмом», «Подбери синонимы», «Географические названия», «Имена собственные», «Кто больше», «Закончи фразеологизм», «Угадай профессию», «Догадайся», «Переводчики», «Любопытный».
Одной из форм реализации игровых технологий являются микроисследования. Задания этого типа предполагают формирование у учащихся исследовательских умений (на доступном для определенного возраста уровне): работы с научно-популярной литературой и справочниками; умение анализировать языковые единицы; формулировать выводы; составлять текст (сообщения, реферата, доклада).
За внешней простотой формы нестандартного подхода, проявляющегося в необычной формулировке темы, и занимательном характере исследования лежит серьезное лингвистическое содержание. Наиболее типичны следующие: а) развернутый ответ на вопрос проблемного характера или обычно сформулированный вопрос; б) сочинение на лингвистическую тему.
Исследование вопроса проводится в форме деловой или ролевой игры (инсценировка, сказка, путешествие, детективная история).
К нестандартным заданиям можно отнести: диктанты на засыпку; предметные (терминологические) диктанты (лингвистический, литературоведческий; математический, исторический); кроссворды, чайнворды, ребусы. Кроссворд может быть предложен учителем классу в начале урока с целью актуализации знаний или постановки проблемы нового урока. Кроссворд, предложенный в конце урока, может стать своеобразным подведением итогов работы на уроке.
Незаменимы кроссворды, чайнворды и другие головоломки в тех случаях, когда детям нужно дать своеобразную минутку отдыха: переключение внимания, возможность посмотреть на языковые явления под другим углом зрения – хорошая возможность поддержать умственную активность учащихся на уроке. Это такие головоломки и кроссворды, как «Знаете ли вы пословицы», «Слова на шипящий согласный звук», «Словесные тесты», «Раз - рас», чайнворды: «Местоимение», «Имя существительное»; игры со словами на досуге: «Пары слов», «Телеграмма», «Наборщик», «Палиндромы», «Собираем родственников», «Алфавит», «Соберем букет» и другие (2).
Дидактические игры при правильном использовании, грамотном включении в учебный процесс могут стать эффективным средством активизации деятельности учащихся на уроках русского языка. «Игры помогают не только проявлять способности, но и совершенствовать их»,- писал К.Д.Ушинский.
Использованная литература
1. Игровые технологии на уроках русского языка.5-9 классы. В.Н. Пташкина и др. 2009. 2. Интеллектуальный марафон (познавательные игры, турниры, викторины, уроки знаний).5-9 классы. Т.А. Курушина и др. 2009. 3. Игры на уроках русского языка: 5 класс. Т.Г.Рик. Москва «ВАКО». 2011.4. Русский язык. 7 класс. Уроки: путешествия, игры, КВН, сюрпризы / О.В.Сухова. 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка на тему: «Игровые методы обучения на уроках иностранного языка»
В наше время современное обучение направлено на поиск различной методики, новых форм и приемов обучения, которые бы помогли не только качественно обучить, но в первую очередь, развить потенциал личнос...
Открытый урок русского языка на тему: "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка. Игра "Что? Где? Когда?"
Представляю Вам урок-игру, которая содержит увлекательно-познавательную информацию истории русского языка, сравнительное языкознание восточной группы славянских языков и др. Данный урок полезен с точк...
Технологическая карта урока английского языка Знакомство с проектной деятельностью на уроках английского языка в 4 классе. Отработка чтения
Знакомство с проектной деятельностью на уроках английского языка в 4 классе. Отработка чтения...
Индивидуальный план самообразования учителя английского языка Тема: «Использование инновационных технологий на уроках английского языка»
Индивидуальный план самообразования учителя английского языка Тема: «Использование инновационных технологий на уроках английского языка»...
Выступление на школьном методическом объединении учителей английского языка по теме: «Современные технологии на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС»
В настоящее время обучение английскому языку рассматривается как одно из приоритетных направлений школьного образования.познавательной Невозможно языку себе представить познавательной жизнь настоящее ...
Доклад на заседание районного методического объединения учителей русского языка и литературы «Игоровые технологии на уроках русского языка»
ldquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. ...