Открытый урок русского языка на тему: "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка. Игра "Что? Где? Когда?"
учебно-методический материал по русскому языку на тему
Представляю Вам урок-игру, которая содержит увлекательно-познавательную информацию истории русского языка, сравнительное языкознание восточной группы славянских языков и др. Данный урок полезен с точки зрения повышения интереса детей к родному языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытый урок по русскому языку на тему "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка" | 167.5 КБ |
lit_konkurs.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Горелова Г.Н., учитель русского языка и литературы
Игра-конкурс
1 раунд.
Из истории языка.
- Чем отличается современный алфавит от алфавита придуманного Кириллом и Мефодием?
- буквы имели своё название;
- в современном алфавите 33 буквы, а в кириллице – 39;
- буквами обозначались и числа;
- в Кириллице были буквы из греческого алфавита (омега, пси, кси, фита)
- Назовите букву современного алфавита, которой поставили памятник в Ульяновске, - родине её автора, Н.М. Карамзина. Этой буквы в кириллице нет. (Ё)
- Объясните происхождение и значение выражений:
- «ходить фертом» (важничать, ходить руки в боки)
- «знать на ять» (знать хорошо)
- Объясните происхождение и значение выражений:
- «от аза до ижицы» (от начала до конца)
- «расставить покоем» (в форме буквы П)
- В русском языке немало словообразовательных элементов старославянского происхождения. Например, приставки воз-, из-, низ-, чрез-. Задание: назовите слова с такими приставками. (воздать, низвергать, чрезмерный, возмездие, изречение, известие, возмущённый…)
- В русском языке немало словообразовательных элементов старославянского происхождения. Например, первая часть сложных слов: благо-, бого-, зло-, грехо-, велико-. Задание: назовите сложные слова, первая часть которых состоит из этих слов. (благодарить, богобоязненный, злословие, грехопадение, великодушный, великосветский, боголюбец, благосостояние…)
- Найдите устаревшие слова в следующих пушкинских строках:
- «…Он пел поблёклый жизни цвет
Без малого в осьмнадцать лет…»
- «…И не попал он в цех задорный
Людей, о коих не сужу,
Затем, что к ним принадлежу…»
- Найдите устаревшие слова в следующих пушкинских строках:
- «…С героем моего романа
Без предисловий, сей же час
Позвольте познакомить вас…»
- «…Но так и быть: я сам себе
Противиться не в силах боле…»
- Заполните таблицу недостающими названиями частей человеческого тела:
Лоб | Чело |
Щека | Ланита |
Глаз | Око |
Рот | Уста |
Шея | Выя |
Грудь | Перси |
- Заполните таблицу недостающими названиями частей человеческого тела:
Туловище | Стан |
Плечи | Рамена |
Правая рука | Десница |
Левая рука | Шуйца |
Ладонь | Длань |
Палец | Перст |
2 раунд.
Сравнительное языкознание (вопросы из языковых семей и групп)
- Какие языки входят в восточнославянскую, западнославянскую и южнославянскую группы? (рус., укр., бел.,; пол., чеш., словац.; бол., серб., словен.)
- Какие языки из перечисленных родственны русскому языку: французский, английский, сербский, литовский, эстонский, белорусский, латышский, украинский, грузинский, польский, испанский, монгольский? (серб., бел., укр., пол.)
- В русском языке полногласию –оро-, -оло- соответствуют неполногласия –ра-, -ла-. Так жже и в чешском, словацком языках. А в польском: -ro-, -lo- (-ро-, -ло-). Вопрос: как будет звучать по-сербски и по-польски КОЛОС, ГОЛОС, МОРОЗ. (сербский: клас, глас, мраз; польский: клос, глос, мроз)
- Что общего в словах КВАДРАТ, ТЕТРАДЬ, КВАРТАЛ, КВАРТЕТ? (латинский корень quartus, греческий корень tetra, обозначающие «четыре»)
- Кого в Болгарии и Сербии называют следующими словами?
болгарский | сербский | русский |
Ковач | Ковач | Кузнец |
Готвач | - | Повар |
Овчар | Овчар | Пастух |
Шивач | Крояч | Портной |
Орач | Орач | Пахарь |
Лекар | Лечник | Врач |
- Кого в Болгарии и Сербии называют следующими словами?
болгарский | сербский | русский |
Грънчар | Грнчар | Гончар |
Дърводелец | Тесач | Плотник |
Кожухар | Крзнар | Скорняк |
Ловец | Ловац | Охотник |
Рибар | Рибар | Рыбак |
Пекар | Хлебар | Пекарь |
3 раунд.
Блиц-турнир. (Конкурс капитанов)
- У русских детей в старые времена была игрушка, которая походила на современный волчок или юлу. Её называли кубариком. Какое выражение сохранило для нас название этой игрушки? (катиться кубарем)
- Один маленький мальчик не мог понять, почему во многих русских сказках в конце появляется какой-то «Добрана», которого герои начинают «жевать». Вспомните, какой фразой обычно заканчиваются многие русские народные сказки, и подчеркните то, что может превратиться в «Добрана». (и стали они жить-поживать и «Добра на»живать»)
- Выражение, означающее «скрыться бесследно»,по-видимому, возникло в охотничьей среде. Какое это выражение? (и след простыл)
- Одни исследователи считают, что это выражение возникло от болтовню во время выполнения несложной работы, например, раскалывания полена. Другие связывают его с неглубокими степными озерками, на которых поздней осенью дети стараются разбить лёд ногами, чтобы «фонтан брызнул», бездельничают, в общем. О каком выражении идёт речь? (бить баклуши)
- Говорят, что один человек, обнаруживший, что кто-то вынул кошелёк из кармана. Не растерялся и, крикнув в толчею базара фразу, сразу вычислил вора. Что же он крикнул? (на воре шапка горит)
- Многие фразеологизмы возникли первоначально в какой-либо профессиональной среде. Например, «шито белыми нитками», конечно, пустили в мир портные. А из какой среды вышел фразеологизм «из ряда вон выходящий» (из среды военных)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы"
Презентация по теме "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы" Здоровьесберегающие образовательные т...
Презентация на тему "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка"
Цель данной работы показать необходимость сохранения здоровья обучающихся. В частности показана возможность работы в этом направлении на уроках русского языка посредством создания здоровьесберегающей ...
"Легко ли быть экспертом?" Конспект открытого урока русского языка с использованием кейс-технологии в 11 классе.
"Легко ли быть экспертом?" Как не ошибиться при анализе исходного текста? Урок русского языка в 11 классе с использованием кейс-технологии. Подготовка к написанию эссе на основе текста художественного...
Доклад на МО учителей иностранного языка на тему:Здоровьесберегающие технологии при обучении иностранному языку
Данный доклад рассказывает о том,что такое здоровьесберегающие технологии,о формах и способах применениях на уроках иностранного языка....
Выступление на районном методическом объединении по теме: "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы"
Здоровьесберегающие технологии на уроках...
Доклад на ШМО по теме "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы"
Доклад "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы" был представлен на школьном методическом объединении. В докладе говорится о том, что необходимо учитывать педаго...
Выступление на методическом объединении общественно- гуманитарного цикла Тема: Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы
Общеизвестно, что здоровьесбережение – одно из приоритетных направлений современной педагогики. Этим объясняется интенсивный поиск форм и методов воспитания ценностного отношения к здоровью в со...