Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе по учебнику Е.А.Быстровой
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Технологическая карта составлена к уроку русского языка в 5 классе "Тема, основная мысль и структура текста".В ней представлены этапы урока и цели, деятельность учителя и учащихся, планируемые результаты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologicheskaya_karta_k_uroku_russkogo_yazyka_v_5_klasse.docx | 30.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе по учебнику Е.А.Быстровой
Автор: учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории И.А.Рыбникова
Образовательное учреждение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №10" г.Елабуги
РТ, г.Елабуга,ул.Марджани,д.54
электронная почта: 1810000794@tatar.mail.ru
Предмет: русский язык
Программа: Рабочая программа для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. К учебно-методическому комплексу "Русский язык. 5-9 классы" под редакцией Е.А. Быстровой
Учебно-методическое обеспечение: Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2ч./ под ред. Е.А Быстровой.- М.: ООО "Русское слово-учебник", 2012. (ФГОС. Инновационная школа).
Класс: 5
Раздел программы: Раздел 2. Текст.
Тема урока: Урок №12. "Тема, основная мысль и структура текста"
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование: интерактивная доска, проектор
Время реализации занятия: 45 минут
Цели урока:
1) углубить понятие об основных признаках текста;
2) изучить понятия: тема, основная мысль и структура текста;
3) сформировать умение видеть структуру текста и строить текст.
Задачи:
- Образовательные
1) обучить постановке цели занятия, организации процесса ее достижения;
2) обучить организации анализа, самооценки и рефлексии учебно-познавательной деятельности;
3) сформировать способность определять тему, основную мысль текста и его микротемы;
- Развивающие
1) развивать коммуникативную компетенцию;
2) развивать аналитические и творческие способности;
3) развивать мыслительную деятельность.
- Воспитательные
1) показать богатство родного языка;
2) прививать уважение к языку и его истории;
3) воспитывать культуру поведения в обществе, уважение к чужому мнению.
Методы работы
- проблемно-эвристические;
- частично-поисковые;
- объяснительно-иллюстративные.
Приемы работы: сравнение, анализ, обобщение, систематизация материала
Формы работы: самостоятельная, групповая, коллективная
«Тема, основная мысль и структура текста»
Этапы урока и цель каждого этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
I.Организационный момент. Самоопределение к деятельности. Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке | Учитель начинает урок: -Здравствуйте, ребята! Пусть наша совместная работа на уроке будет успешной и порадует всех нас. Записываем в тетради число классная работа | Слушают, настраиваются на урок | Личностные УУД: формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению |
II.Актуализация знаний Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне; подготовка учащихся к изучению нового материала через создание проблемной ситуации | Почему записанные на доске предложения образуют текст? Через поляны, через душистый сосновый бор и весёлые берёзовые перелески вьётся лесная тропинка. Весною и летом мы ходим гулять по этой любимой тропинке. Гуляя по лесу, мы слышим и видим, как живут звери и птицы, растут деревья и меняются времена года. Много чудес раскрыла перед нами любимая тропинка. Что такое текст? Можно ли озаглавить данный текст? Что же отражается в заглавии? А какова основная мысль данного текста? | Отвечают на вопросы: -Это предложения связаны по смыслу и с помощью языковых средств -Текст-группа предложений, связанных по смыслу и с помощью языковых средств. -Озаглавить можно «Тропинка» -В заглавии отражается тема текста - Много чудес раскрыла перед нами любимая тропинка –в этом предложении отражена основная мысль данного текста | Познавательные УУД:понимать заданный вопрос и строить сообщение в устной форме; обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку) КоммуникативныеУУД: формулировать собственное мнение ЛичностныеУУД: формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению; Задание (вопросы) , ориентирующее школьника, на выяснение имеющихся знаний |
III. Формулирование темы урока Цель: самостоятельное определение темы урока, цели урока. | Как вы думаете, какова же будет тема нашего сегодняшнего урока? | -Тема, основная мысль и структура текст- тема нашего сегодняшнего урока | ПознавательныеУУД: анализировать изучаемые факты с выделением их отличительных признаков РегулятивныеУУД: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;определять цель урока на основе соотнесения того, что уже "мне известно и что ещё не известно, но предстоит узнать" |
IV. Работа с учебником (открытие новых знаний) Цель: После прочтения текста проанализировать, сделать вывод, сформулировать правило правописания знаний) | Самостоятельно изучите материал учебника на стр.35 и ответьте на следующие вопросы по записанному на доске тексту: Как связаны между собой предложения? Можно ли озаглавить данный текст? Что вы отразили в заглавии? Какие четкие границы имеет текст? Как разделен данный текст? Что содержит каждый абзац? | -Предложения связаны между собой темой и основной мыслью. -Данный текст можно озаглавить: «Тропинка» -В заглавии отражается тема текста. -Текст имеет начало и конец. -Данный текст разделен на абзацы -Каждый абзац содержит микротему. | ПознавательныеУУД: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений Предметные УДД: видеть признаки текста РегулятивныеУУД:понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; последовательность производимых действий составляющих основу осваиваемой деятельности |
V. Формулирование правила, его запоминание, отработка и закрепление Цель: Применяя правило, выполнить упражнение учебника | Применяя дополнительные знания о тексте, выполняем упражнение 45 А теперь мы обратимся к поэтическому тексту Прослушайте стихотворение Виктора Орлова «Что нельзя купить» и определите основную мысль. Я с утра брожу босой, Весь обрызганный росой, С птицей возле тополька Воду пью из родника. Если деньги накопить, Можно многое купить Дом, одежду и завод, Самолет и пароход. Где-то дома у метро – Пепси-кола и ситро, Карусели, зоосад, Всюду вывески висят. Но нельзя купить росу, Птичье пение в лесу, И не спрятать в кошелек Родничок и тополек. | -Тема текста –встреча с дятлом. -Заголовок «Старый знакомый» отражает тему: встречу рассказчика со своим старым знакомым Назвать текст можно «Здравствуй, дятел, я рад, что ты жив!» Такой заголовок отразит основную мысль текста о проявлении интереса к жизни дятла и радости от наблюдения за его жизнью настоящего труженика. Не все на свете можно купить. И то, что не покупается, и является самым ценным на свете | Предметные УДД: видеть признаки текста(заглавие; основная мысль; делимость (I- начало, II- основная часть, III- конец) связность; композиционная завершённость) РегулятивныеУУД: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; последовательность производимых действий составляющих основу осваиваемой деятельности; |
VI. Работа в паре Цель: применяя полученные знания, выполнить задания | На ваших столах тексты. Прочтите. Я люблю свою лошадку. Причешу ей шерстку гладко. Конь бьется, вырваться хочет, но парень схитрил – привязал конец аркана к дереву и стал сматывать веревку. Монголо-татары были кочевниками. Они перемещались верхом по степям Центральной Азии. Мотает, мотает все короче и короче, конь совсем из сил выбился. Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости. А конь этот оказался не простым. Монгольская знать владела огромными табунами лошадей, стадами верблюдов и овец. Пасли эти стада простые кочевники. Да и парень тоже не промах – еще крепче веревку натянул. Докажите, что прочитанное можно назвать текстом? Попробуйте вычленить из данного отрывка 3 текста, обратите внимание на лексику, грамматические формы слов, смысл. Для удобства подчеркивайте строки текста карандашами разных цветов. Эту работу проделайте в паре. Докажите, что перед вами текст. Можем ли мы понять текст, если не знаем значение некоторых слов? Все ли слова вам понятны? Встретились неизвестные слова – аркан, кочевник. Чтобы понять текст, нам необходимо узнать значение этих слов. Как нам это сделать? К какому словарю мы можем обратиться? Озаглавливаем тексты. Какие два вопроса нужно поставить? Сделайте вывод, какими признаками должен обладать текст? | - Текстом назвать нельзя, т.к. нет смысловой связи Я люблю свою лошадку. Причешу ей шерстку гладко. Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости. Конь бьется, вырваться хочет, но парень схитрил – привязал конец аркана к дереву и стал сматывать веревку. Мотает, мотает все короче и короче, конь совсем из сил выбился.. А конь этот оказался не простым. Монголо-татары были кочевниками. Они перемещались верхом по степям Центральной Азии. Монгольская знать владела огромными табунами лошадей, стадами верблюдов и овец. Пасли эти стада простые кочевники Предложения связаны по смыслу и при помощи языковых средств. Мы можем понять текст, если не знаем значение некоторых слов. Нужно обратиться к толковому словарю, чтобы узнать значение этих слов: аркан – длинная веревка с затягивающейся петлей на конце для ловли животных. Кочевник – человек, который ведет кочевой образ жизни, т.е. переходит с места на место со своим жильем и имуществом) -Моя лошадка. Заарканил. Кочевники. Два вопроса нужно поставить: о чем говорится? что именно? -Должно быть тематическое, смысловое единство. Предложения должны быть связаны не только по смыслу, но и грамматически. Должно быть стилистическое единство | РегулятивныеУУД : понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя Предметные УДД: закрепление умения распознавать текст; видеть признаки текста( основная мысль; делимость (I- начало, II- основная часть, III- конец) связность; композиционная завершённость) Коммуникативные УУД: принимать участие в работе пары; договариваться, приходить к общему решению адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищем |
VII. Физкультминутка Цель: здоровьесбережение, активизация внимания | Физкультминутка: Дружно встали. Раз! Два! Три! Мы теперь — богатыри! Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим. Поворачиваясь вправо, Оглядимся величаво; И налево надо тоже Поглядеть из-под ладошек. Буквой «л» расставим ноги. Точно в танце — руки в боки. Наклонились влево, вправо. Получается на славу! Чудеса у нас на свете: Стали карликами дети. А потом все дружно встали, Великанами мы стали | Коллективно выполняют упражнения | ЛичностныеУУД: формирование внутренней позиции школьника на здоровый образ жизни |
VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону, взаимопроверкой. Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет делать. | Прочитайте текст и выполните задания (5)Стебли хлопчатника- отличное топливо. (6)…какое удивительное растение хлопчатник. Б) Европейцы впервые услышали о растении, названном хлопчатником, в 16 веке. В) Хлопок – богатство Узбекистана. Г) Ткани из хлопка очень прочны, не портятся от стирки и устойчивы к гнилостным бактери 2.Какое из приведённых ниже слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста? В) Значит Г) Однако | Эталон: (1) Хлопок – богатство Узбекистана. (2) Из хлопка делают ткань, бумагу, рыболовные сети, водолазные костюмы. (3)Хлопковое масло употребляется в пищу. (4)Им пропитывают ткань, чтобы она не пропускала воду. (5)Стебли хлопчатника- отличное топливо. (6)Вот какое удивительное растение хлопчатник. Б) Европейцы впервые услышали о растении, названном хлопчатником, в 16 веке. В) Хлопок – богатство Узбекистана. Г) Ткани из хлопка очень прочны, не портятся от стирки и устойчивы к гнилостным бактери 2.Какое из приведённых ниже слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста? В) Значит Г) Однако Ответы: 1.В 2.А . | Коммуникативные УУД:принимать и сохранять учебную задачу; анализировать объекты с выделением существенных признаков; осуществлять действие взаимоконтроля Предметные УДД: видеть признаки текста(связность; композиционная завершённость) РегулятивныеУУД: контролировать себя и другого в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;оценивать результаты деятельности (своей, соседа по парте) ЛичностныеУДД: нравственно-этическая ориентация (оценивание работы товарища по заданным критериям, умение радоваться успехам товарища) |
IX.Домашнее задание | по выбору уч-ся: 1.Упр.44,составить таблицу признаки текста 2.Упр.47, составить таблицу признаки текста 3. Напишите мини-сочинение на тему «Что нельзя купить?» | Предметные УДД: видеть признаки текста( основная мысль; делимость (I- начало, II- основная часть, III- конец) связность; композиционная завершённость) | |
X. Рефлексия. Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности | В конце урока учитель дает ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ | Обучаемые заполняют анкету: 1.На уроке я работал активно / пассивно 2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен 3.Урок для меня показался коротким / длинным 4.За урок я не устал / устал 5.Мое настроение стало лучше / стало хуже 6.Материал урока мне был понятен / не понятен легким / трудным | ПознавательныеУУД: обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку); проводить аналогии между изучаемым объектом и собственным опытом Коммуникативные УУД:формулировать собственное мнение и позицию; строить устные высказывания Регулятивные УУД:оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий Личностные УУД:представление о причинах успеха в учебе |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта к уроку русского языка в 6 классе на тему "Прилагательное как часть речи" учитель русского языка и литературы Малина Е.В.
Подробная технологическая карта крока русского языка в 6 классе на тему "Прилигательное как часть речи" в рамках требований новых ФГОС...
Технологическая карта интегрированного урока русского языка и математики по теме: "Имя числительное и дроби".
Цель данного интегрированного урока – показать тесную связь предметов русский язык и литература. Необычная форма данного занятия (создание научного журнала) помогает учителю пробудить в учениках интер...
Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе. Тема: Лексикология как раздел лингвистики. Слова однозначные и многозначные.
Предложена технологическая карта к уроку русского языка. Автор УМК Львова С. И....
Технологическая карта к уроку русского языка в 5 кл. "Имена существительные собственные и нарицательные"
Разработка урока по программе Бабайцевой в соответствии с требованиями ФГОС....
Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе на тему "Лексика. Словарное богатство русского языка" по УМК В.В. Бабайцевой
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему "Лексика. Словарное богатство русского языка" разработана в соответствии с требованиями ФГОС.Тип урока - повторение.Цели урока:-дать предс...
Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе. Тема «Морфология. Орфография. Части речи» (1-й урок)
Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе по учебнику М.М. Разумовской. Тема "Морфология. Орфография. Части речи" (1-й урок)...
Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе. Тема «Морфология. Орфография. Части речи» (2-й урок)
Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе по учебнику М.М. Разумовской. Тема «Морфология. Орфография. Части речи» (2-й урок)...