Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе по учебнику Е.А.Быстровой
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Рыбникова Ирина Александровна

Технологическая карта  составлена  к уроку  русского языка в 5 классе  "Тема, основная мысль и структура текста".В ней  представлены этапы урока и цели, деятельность учителя и учащихся, планируемые результаты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе  по учебнику  Е.А.Быстровой

Автор: учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории И.А.Рыбникова

Образовательное учреждение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа 10" г.Елабуги

РТ, г.Елабуга,ул.Марджани,д.54

электронная почта: 1810000794@tatar.mail.ru

Предмет: русский язык

Программа: Рабочая программа для общеобразовательных учреждений.   5-9 классы. К учебно-методическому комплексу "Русский язык. 5-9 классы" под редакцией Е.А. Быстровой

Учебно-методическое обеспечение: Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2ч./ под ред. Е.А Быстровой.- М.: ООО "Русское слово-учебник", 2012. (ФГОС. Инновационная школа).

Класс: 5        

Раздел программы: Раздел 2. Текст.

Тема урока:  Урок №12. "Тема, основная мысль и структура текста"

Тип урока:  урок изучения нового материала

Оборудование: интерактивная доска, проектор

Время реализации занятия: 45 минут

Цели урока: 

1) углубить понятие об основных признаках текста;

2) изучить понятия: тема, основная мысль и структура текста;

3) сформировать умение видеть структуру текста и строить текст.

Задачи:

  • Образовательные

1) обучить постановке цели занятия, организации процесса ее достижения;

2) обучить организации анализа, самооценки и рефлексии учебно-познавательной деятельности;

3) сформировать способность определять тему, основную мысль текста  и его микротемы;

  • Развивающие

1) развивать коммуникативную компетенцию;

2) развивать аналитические и творческие способности;

3) развивать мыслительную деятельность.

  • Воспитательные

      1) показать богатство родного языка;

      2) прививать уважение к языку и его истории;

      3) воспитывать культуру поведения в обществе, уважение к чужому мнению.

Методы работы

  • проблемно-эвристические;
  • частично-поисковые;
  • объяснительно-иллюстративные.

Приемы работы:  сравнение, анализ, обобщение, систематизация материала

Формы работы: самостоятельная, групповая, коллективная

   

«Тема, основная мысль и структура текста»

Этапы урока и цель каждого этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

I.Организационный момент. Самоопределение к деятельности.

Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке

Учитель начинает урок:

-Здравствуйте, ребята! Пусть наша совместная работа на уроке будет успешной и порадует всех нас. Записываем  в тетради

число

классная работа

Слушают, настраиваются на урок

Личностные УУД: формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению

II.Актуализация знаний

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне;

подготовка учащихся к изучению нового материала через создание проблемной ситуации

Почему записанные на доске  предложения образуют  текст?

   Через поляны, через душистый сосновый бор и весёлые берёзовые перелески вьётся лесная тропинка.

   Весною и летом мы ходим гулять по этой любимой тропинке.

   Гуляя по лесу, мы слышим и видим, как живут звери и птицы, растут деревья и меняются времена года.

   Много чудес раскрыла перед нами любимая тропинка.

Что такое текст?

Можно ли озаглавить данный текст?

Что же отражается в заглавии?

А какова основная мысль данного текста?

Отвечают на вопросы:

-Это предложения связаны по смыслу и с помощью языковых средств

-Текст-группа предложений, связанных по смыслу и с помощью языковых средств.

-Озаглавить можно «Тропинка»

-В заглавии отражается тема текста

- Много чудес раскрыла перед нами любимая тропинка –в этом предложении отражена  основная мысль данного текста

Познавательные УУД:понимать заданный вопрос и строить сообщение в устной форме; обобщать (выделять ряд объектов по заданному  признаку)

 КоммуникативныеУУД: формулировать собственное мнение

ЛичностныеУУД: формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению;

Задание (вопросы) , ориентирующее школьника, на выяснение имеющихся знаний

III. Формулирование темы урока

Цель: самостоятельное определение темы урока, цели урока.

Как вы думаете, какова же будет тема нашего сегодняшнего урока?

-Тема, основная мысль и структура текст- тема нашего сегодняшнего урока

ПознавательныеУУД: анализировать изучаемые факты с выделением их отличительных признаков

РегулятивныеУУД: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;определять цель урока на основе соотнесения того, что уже "мне известно и что ещё не известно, но предстоит узнать"

IV. Работа  с учебником (открытие новых знаний)

Цель: После прочтения текста проанализировать,  сделать вывод, сформулировать правило правописания знаний)

Самостоятельно изучите материал  учебника на стр.35  и ответьте на следующие вопросы по записанному на доске тексту:

Как связаны  между собой предложения?

Можно ли озаглавить данный текст?

 Что вы  отразили  в заглавии?

 Какие  четкие границы имеет текст?

 Как разделен данный текст?

 Что содержит каждый абзац?

-Предложения связаны  между собой темой и основной мыслью.

-Данный текст можно озаглавить: «Тропинка»

-В заглавии отражается тема текста.

-Текст имеет начало и конец.

-Данный текст разделен на абзацы

-Каждый абзац содержит микротему.

ПознавательныеУУД: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений

Предметные УДД: видеть признаки текста

РегулятивныеУУД:понимать выделенные учителем ориентиры  действия в учебном материале;

 последовательность производимых действий составляющих основу осваиваемой деятельности

V. Формулирование правила, его запоминание, отработка и закрепление

Цель: Применяя правило,  выполнить упражнение учебника

Применяя дополнительные знания о тексте, выполняем упражнение 45

А теперь мы обратимся к поэтическому тексту

Прослушайте стихотворение Виктора Орлова «Что нельзя купить»  и определите основную мысль.

Я с утра брожу босой,

Весь обрызганный росой,

С птицей возле тополька

Воду пью из родника.

Если деньги накопить,

Можно многое купить

Дом, одежду и завод,

Самолет и пароход.

Где-то дома у метро –

Пепси-кола и ситро,

Карусели, зоосад,

Всюду вывески висят.

Но нельзя купить росу,

Птичье пение в лесу,

И не спрятать в кошелек

Родничок и тополек.

-Тема текста –встреча с дятлом.

-Заголовок «Старый знакомый» отражает тему: встречу рассказчика со своим старым знакомым Назвать текст можно «Здравствуй, дятел, я рад, что ты жив!» Такой заголовок отразит основную мысль текста о проявлении интереса к жизни дятла и радости от   наблюдения за его жизнью настоящего труженика.

Не все на свете можно купить. И то, что не покупается,  и является самым ценным на свете

Предметные УДД: видеть признаки текста(заглавие; основная мысль; делимость  (I- начало,  II- основная часть,  III- конец) связность; композиционная завершённость)

РегулятивныеУУД: понимать выделенные учителем ориентиры  действия в учебном материале;

 последовательность производимых действий составляющих основу осваиваемой деятельности;

VI. Работа в паре

Цель: применяя полученные знания,  выполнить  задания

На ваших столах тексты. Прочтите.

 Я люблю свою лошадку. Причешу ей шерстку гладко. Конь бьется, вырваться хочет, но парень схитрил – привязал конец аркана к дереву и стал сматывать веревку. Монголо-татары были кочевниками. Они перемещались верхом по степям Центральной Азии. Мотает, мотает все короче и короче, конь совсем из сил выбился. Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости. А конь этот оказался не простым. Монгольская знать владела огромными табунами лошадей, стадами верблюдов и овец. Пасли эти стада простые кочевники. Да и парень тоже не промах – еще крепче веревку натянул.

Докажите, что прочитанное можно назвать текстом?

Попробуйте вычленить из данного отрывка 3 текста, обратите внимание на лексику, грамматические формы слов, смысл. Для удобства подчеркивайте строки текста карандашами разных цветов.

Эту работу проделайте в паре.

Докажите, что перед вами текст.

Можем ли мы понять текст, если не знаем значение некоторых слов?

 Все ли слова вам понятны?

Встретились неизвестные слова – аркан, кочевник. Чтобы понять текст, нам необходимо узнать значение этих слов. Как нам это сделать? К какому словарю мы можем обратиться?

Озаглавливаем тексты. Какие два вопроса нужно поставить?

Сделайте вывод, какими признаками должен обладать текст?

- Текстом назвать нельзя, т.к. нет смысловой связи

Я люблю свою лошадку. Причешу ей шерстку гладко. Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости.  Конь бьется, вырваться хочет, но парень схитрил – привязал конец аркана к дереву и стал сматывать веревку. Мотает, мотает все короче и короче, конь совсем из сил выбился.. А конь этот оказался не простым. 

 Монголо-татары были кочевниками. Они перемещались верхом по степям Центральной Азии. Монгольская знать владела огромными табунами лошадей, стадами верблюдов и овец. Пасли эти стада простые кочевники

Предложения связаны по смыслу и при помощи языковых средств.

Мы можем понять текст, если не знаем значение некоторых слов.

Нужно обратиться к

толковому словарю, чтобы узнать значение этих слов: аркан – длинная веревка с затягивающейся петлей на конце для ловли животных. Кочевник – человек, который ведет кочевой образ жизни, т.е. переходит  с места на место со своим жильем и имуществом)

-Моя лошадка. Заарканил. Кочевники.

Два вопроса нужно поставить: о чем говорится? что именно?

-Должно быть тематическое, смысловое единство. Предложения должны быть связаны не только по смыслу, но и грамматически. Должно быть стилистическое единство

РегулятивныеУУД : понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя

Предметные УДД: закрепление умения распознавать текст; видеть признаки текста( основная мысль; делимость  (I- начало,  II- основная часть,  III- конец) связность; композиционная завершённость)

Коммуникативные УУД:

принимать участие в работе пары;

договариваться, приходить к общему решению адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищем

VII. Физкультминутка

Цель: здоровьесбережение, активизация внимания

Физкультминутка:

Дружно встали. Раз! Два! Три!

Мы теперь — богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим. 

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво;

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек. 

Буквой «л» расставим ноги.

Точно в танце — руки в боки.

Наклонились влево, вправо.

Получается на славу! 

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали

Коллективно выполняют упражнения

ЛичностныеУУД: формирование внутренней позиции школьника на здоровый образ жизни

VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону, взаимопроверкой.

Цель: каждый для себя должен сделать вывод  о том, что он уже умеет делать.

Прочитайте текст и выполните задания
(1) ... (2) Из хлопка делают ткань, бумагу, рыболовные сети, водолазные костюмы. (3)Хлопковое масло употребляется в пищу. (4)Им пропитывают ткань, чтобы она не пропускала воду.

     (5)Стебли хлопчатника- отличное  топливо.  (6)…какое удивительное растение хлопчатник.
1.Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
А) Родина  обыкновенного хлопчатника – Мексика.

Б)  Европейцы впервые услышали о растении, названном хлопчатником, в 16 веке.

В) Хлопок – богатство Узбекистана.

Г) Ткани из хлопка очень прочны, не портятся от стирки  и устойчивы к гнилостным бактери 2.Какое из приведённых ниже слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста?
А) Вот  Б) Поэтому 

В) Значит  Г) Однако 

Эталон:

(1) Хлопок – богатство Узбекистана.

(2) Из хлопка делают ткань, бумагу, рыболовные сети, водолазные костюмы. (3)Хлопковое масло употребляется в пищу. (4)Им пропитывают ткань, чтобы она не пропускала воду.

 (5)Стебли хлопчатника- отличное  топливо.  (6)Вот какое удивительное растение хлопчатник.
1.Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
А) Родина  обыкновенного хлопчатника – Мексика.

Б)  Европейцы впервые услышали о растении, названном хлопчатником, в 16 веке.

В) Хлопок – богатство Узбекистана.

Г) Ткани из хлопка очень прочны, не портятся от стирки  и устойчивы к гнилостным бактери 2.Какое из приведённых ниже слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста?
А) Вот  Б) Поэтому 

В) Значит  Г) Однако 

Ответы: 1.В 2.А

.

Коммуникативные УУД:принимать и сохранять учебную задачу; анализировать объекты с выделением  существенных признаков;

осуществлять действие взаимоконтроля

Предметные УДД: видеть признаки текста(связность; композиционная завершённость)

РегулятивныеУУД: контролировать себя и другого в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;оценивать результаты деятельности (своей, соседа по парте)

ЛичностныеУДД: нравственно-этическая ориентация (оценивание работы товарища по заданным критериям, умение радоваться успехам товарища)

IX.Домашнее задание

по выбору уч-ся:

1.Упр.44,составить таблицу признаки текста

2.Упр.47, составить таблицу признаки текста

3. Напишите мини-сочинение на тему «Что нельзя купить?»

Предметные УДД: видеть признаки текста( основная мысль; делимость  (I- начало,  II- основная часть,  III- конец) связность; композиционная завершённость)

X. Рефлексия.

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности

В конце урока  учитель  дает  ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ

Обучаемые заполняют анкету:

1.На уроке я работал

активно / пассивно

2.Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

3.Урок для меня показался

 коротким / длинным

4.За урок я

не устал / устал

5.Мое настроение стало лучше / стало хуже

6.Материал урока мне был

понятен / не понятен
 полезен / бесполезен
интересен / скучен
7.Домашнее задание мне кажется

легким / трудным

ПознавательныеУУД: обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку);

проводить аналогии между изучаемым объектом и собственным опытом

Коммуникативные УУД:формулировать собственное мнение и позицию;

строить устные высказывания

Регулятивные УУД:оценивать совместно

с учителем или одноклассниками результат

своих действий

Личностные УУД:представление о причинах успеха в учебе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к уроку русского языка в 6 классе на тему "Прилагательное как часть речи" учитель русского языка и литературы Малина Е.В.

Подробная технологическая карта крока русского языка в 6 классе на тему "Прилигательное как часть речи" в рамках требований новых ФГОС...

Технологическая карта интегрированного урока русского языка и математики по теме: "Имя числительное и дроби".

Цель данного интегрированного урока – показать тесную связь предметов русский язык и литература. Необычная форма данного занятия (создание научного журнала) помогает учителю пробудить в учениках интер...

Технологическая карта к уроку русского языка в 5 кл. "Имена существительные собственные и нарицательные"

Разработка урока по программе Бабайцевой в соответствии с требованиями ФГОС....

Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе на тему "Лексика. Словарное богатство русского языка" по УМК В.В. Бабайцевой

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему "Лексика. Словарное богатство русского языка" разработана в соответствии с требованиями ФГОС.Тип урока - повторение.Цели урока:-дать предс...

Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе. Тема «Морфология. Орфография. Части речи» (1-й урок)

Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе по учебнику М.М. Разумовской. Тема "Морфология. Орфография. Части речи" (1-й урок)...

Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе. Тема «Морфология. Орфография. Части речи» (2-й урок)

Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе по учебнику М.М. Разумовской. Тема «Морфология. Орфография. Части речи» (2-й урок)...