Рабочая программа по русскому языку в 10, 11 классах (региональный компонент)
рабочая программа по русскому языку (10 класс) на тему
В связи с модернизацией российского образования, введением нового Федерального базисного учебного плана, а также Единого государственного экзамена обновлены требования к уровню подготовки учащихся в выпускных классах полной (средней) школы, в том числе и по русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_regionalnogo_komponenta_peredelannaya.doc | 122.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
В связи с модернизацией российского образования, введением нового Федерального базисного учебного плана, а также Единого государственного экзамена обновлены требования к уровню подготовки учащихся в выпускных классах полной (средней) школы, в том числе и по русскому языку. Выпускники должны научиться осмысливать связь языка, истории и культуры, освоить такие понятия, как речевая ситуация и ее компоненты, нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения, сформировать умение осуществлять речевой самоконтроль, оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач, проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей.
Данная программа предполагает использование часов, выделяемых в региональном компоненте, с целью обобщения и систематизации знаний, умений и навыков по русскому языку, сформированных у учащихся на ступенях начальной и основной школы, и подготовки к Единому государственному экзамену.
Особое внимание при повторении и обобщении курса русского языка в 10, 11 классах должно быть уделено работе с текстом, его анализу, а также конструированию текстов различных жанров.
Программа является примерной и позволяет учителю самостоятельно распределять материал и время для его повторения и обобщения в зависимости от степени подготовленности учащихся.
Основное содержание программы
(67 часов)
Нормы современного русского литературного языка
(34 часа)
Трудные вопросы фонетики и нормы произношения. Звуки и буквы. Двойная роль букв е, ё, ю, я. Разделительные ъ и ь. Непроизносимые согласные. Озвончение и оглушение согласных. Основные орфоэпические и акцентологические нормы. Принципы русской орфографии. Фонематический принцип.
Состав слова и словообразование. Корень, приставка, суффикс, окончание. Нулевое окончание и отсутствие окончания. Основные способы словообразования. Морфологический и неморфологический способы образования слов. Приставочно-суффиксальный и приставочный или суффиксальный способы словообразования.
Основные вопросы лексикологии и точность словоупотребления. Лексическое значение слова. Многозначные слова и омонимы. Синонимы, антонимы, паронимы. Фразеологизмы.
Трудные вопросы морфологии и нормы употребления частей речи. Существительные склоняемые и несклоняемые. Степени сравнения имен прилагательных. Склонение имен числительных. Спряжение глаголов. Причастия действительные и страдательные. Страдательные причастия прошедшего времени и отглагольные прилагательные. Наречия и наречные выражения. Служебные части речи. Слова категории состояния. Переходные явления в системе частей речи как способ образования грамматических омонимов. Продуктивные (субстантивация, адъективация, адвербиализация, предикативация, препозиционализация, интеръективация) и непродуктивные (нумерализация, прономинализация, вербализация, конъюкционализация, модаляция, партикуляция) явления переходности.
Трудные вопросы орфографии. Чередующиеся гласные в корнях слов. О и Ё после шипящих. Правописание приставок и суффиксов в разных частях речи. Н и НН в полных формах и кратких прилагательных и причастиях, наречиях на О – Е. Правописание личных окончаний глаголов. Не с разными частями речи. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий. Местоимения и союзы (так же – также и т.п.). Правописание предлогов.
Синтаксис и пунктуация. Текст, основы его анализа и продуцирования
(33 часа)
Трудные вопросы синтаксиса и синтаксические нормы. Виды подчинительной связи слов в словосочетании (согласование, управление, примыкание). Грамматическая основа предложения. Сказуемые простые глагольные, составные глагольные, составные именные. Односоставные простые предложения. Однородные члены предложения с повторяющимися и двойными (парными) союзами. Конструкции, осложняющие структуру предложения. Сложные предложения союзные и бессоюзные. Сложносочиненные предложения с общим второстепенным членом предложения. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Виды придаточных предложений. Сравнительные обороты и придаточные сравнительные. Сложные предложения с разными видами связи.
Трудные вопросы пунктуации. Употребление тире и двоеточия в предложениях разного типа. Обособление определений, приложений, дополнений и обстоятельств. Запятая перед союзом как. Запятая на стыке двух союзов.
Текст и его основные признаки. Смысловая и композиционная цельность текста. Последовательность предложений в тексте. Основные средства связи предложений в тексте.
Функциональные стили и функционально-смысловые типы речи. Основные признаки разговорного, официально-делового, научного, публицистического стилей и стиля художественной литературы. Описание, повествование, рассуждение.
Выразительные средства в тексте. Тропы и фигуры речи. Средства выразительности фонетики и словообразования.
Основы продуцирования текста. Основные единицы текстообразования: предложение, абзац, сложное синтаксическое целое. Абзац, его разновидности, функции абзацев. Структура текста: вступление, основная часть, заключение. Тема-рематическое движение мысли в тексте. Отзыв, рецензия, эссе.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате обобщения и систематизации курса русского языка выпускник должен
- Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа
- Определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип текста или его фрагмента
- Различать разговорную речь, научный стиль, официально-деловой стиль, публицистический стиль, язык художествной литературы
- Адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и
- скрытую информацию)
- Читать тексты разных стилей и жанров
- Владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым)
- Извлекать информацию из различных источников
- Свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой
- Осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения
- Свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.)
- Адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному
- Соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка
- Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации
- Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные текст
Содержание тем учебного курса.
10 класс
№ урока | Тема и содержание урока | Кол-во часов | Дата проведения |
1 | Знакомство с демонстрационной версией текущего года. | 1 | 3.09 |
2 | Анализ основных тем, представленных в демо-версии. На дом: выполнение теста демо-версии. | 1 | 10.09 |
3 | Трудные вопросы фонетики и нормы произношения. Звуки и буквы. Двойная роль букв е, ё, ю, я. Разделительные ъ и ь. Непроизносимые согласные. Озвончение и оглушение согласных. | 1 | 17.09 |
4 | Основные орфоэпические и акцентологические нормы. | 1 | 24.09 |
5 | Принципы русской орфографии. Фонематический принцип. | 1 | 1.10 |
6 | Трудные случаи орфографии. | 1 | 8.10 |
7 | Анализ ошибок, допущенных при выполнении теста демо-версии. Состав слова, словообразование. | 1 | 15.10 |
8 | Состав слова и словообразование. Корень, приставка, суффикс, окончание. | 1 | 22.10 |
9 | Нулевое окончание и отсутствие окончания. | 1 | 29.10 |
10 | Основные способы словообразования. | 1 | 12.11 |
11 | Морфологический и неморфологический способы образования слов | 1 | 19.11 |
12 | Приставочно-суффиксальный и приставочный или суффиксальный способы словообразования. | 1 | 26.11 |
13 | Трудные случаи словообразования. Сложение, сращение. | 1 | 3.12 |
14 | Бессуффиксный способ. | 1 | 10.12 |
15 | Тестирование в формате ЕГЭ. | 1 | 17.12 |
16 | Основные вопросы лексикологии и точность словоупотребления. | 1 | 24.12 |
17 | Лексическое значение слова. Многозначные слова и омонимы. Синонимы, антонимы, паронимы. | 1 | 14.01 |
18 | Фразеологизмы. | 1 | 21.01 |
19 | Трудные вопросы морфологии и нормы употребления частей речи. | 1 | 28.01 |
20 | Существительные склоняемые и несклоняемые. | 1 | 4.02 |
21 | Степени сравнения имен прилагательных. | 1 | 11.02 |
22 | Склонение имен числительных. | 1 | 18.02 |
23 | Спряжение глаголов. | 1 | 25.02 |
24 | Причастия действительные и страдательные. Страдательные причастия прошедшего времени и отглагольные прилагательные. | 1 | 4.03 |
25 | Наречия и наречные выражения. | 1 | 11.03 |
26 | Правописание личных окончаний глаголов. | 1 | 18.03 |
27 | Не с разными частями речи. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий. | 1 | 1.04 |
28 | Трудные вопросы орфографии. Чередующиеся гласные в корнях слов. О и Ё после шипящих. | 1 | 8.04 |
29 | Правописание приставок и суффиксов в разных частях речи. Н и НН в полных формах и кратких прилагательных и причастиях, наречиях на О – Е. | 1 | 15.04 |
30 | Служебные части речи. | 1 | 22.04 |
31 | Местоимения и союзы (так же – также и т.п.). Правописание предлогов. | 1 | 29.04 |
32 | Частицы. Правописание частиц. Решение В8 | 1 | 6.05 |
33 | Пробный экзамен в формате ЕГЭ (Тестирование) | 1 | 13.05 |
34 | Анализ ошибок, допущенных при выполнении заданий ЕГЭ. | 1 | 20.05 |
Содержание тем учебного курса.
11 класс
№ урока | Тема и содержание урока | Кол-во часов | Дата проведения | Коррективы |
1 | Знакомство с демонстрационной версией текущего года. | 1 | 5.09 | |
2 | Анализ основных тем, представленных в демо-версии. На дом: выполнение теста демо-версии. | 1 | 12.09 | |
3 | Текст и его основные признаки. Смысловая и композиционная цельность текста. Последовательность предложений в тексте. | 1 | 19.09 | |
4 | Основные средства связи предложений в тексте. | 1 | 26.09 | |
5 | Функциональные стили и функционально-смысловые типы речи. | 1 | 3.10 | |
6 | Пробный экзамен (Тестирование в формате ЕГЭ) | 1 | 10.10 | |
7 | Основные признаки официально-делового, научного стилей. Основные признаки разговорного. Анализ работ. | 1 | 17.10 | |
8 | Основные признаки публицистического стиля и стиля художественной литературы. | 1 | 24.10 | |
9 | Описание, повествование, рассуждение. | 1 | 31.10 | |
10 | Основы продуцирования текста. Основные единицы текстообразования: предложение, абзац, сложное синтаксическое целое. Абзац, его разновидности, функции абзацев. | 1 | 14.11 | |
11 | Структура текста: вступление, основная часть, заключение. Тема-рематическое движение мысли в тексте. Отзыв, рецензия, эссе. | 1 | 21.11 | |
12 | Структура сочинения – рассуждения: вступление. | 1 | 28.11 | |
13 | Структура сочинения – рассуждения: формулировка проблемы. | 1 | 5.12 | |
14 | Структура сочинения – рассуждения: аргументы. | 1 | 12.12 | |
15 | Написание сочинения – рассуждения. | 1 | 19.12 | |
16 | Трудные вопросы синтаксиса и синтаксические нормы. Виды подчинительной связи слов в словосочетании (согласование, управление, примыкание). | 1 | 26.12 | |
17 | Грамматическая основа предложения. Сказуемые простые глагольные, составные глагольные, составные именные. | 1 | 9.01 | |
18 | Односоставные простые предложения. | 1 | 16.01 | |
19 | Однородные члены предложения с повторяющимися и двойными (парными) союзами. | 1 | 23.01 | |
20 | Конструкции, осложняющие структуру предложения. Сложные предложения союзные и бессоюзные | 1 | 30.01 | |
21 | Сочинение рассуждение в формате ЕГЭ. | 1 | 6.02 | |
22 | Сложносочиненные предложения с общим второстепенным членом предложения. | 1 | 13.02 | |
23 | Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Виды придаточных предложений. | 1 | 20.02 | |
24 | Пробный экзамен . | 1 | 27.02 | |
25 | Сравнительные обороты и придаточные сравнительные. Сложные предложения с разными видами связи. | 1 | 6.03 | |
26 | Пробный экзамен в формате ЕГЭ. | 1 | 13.03 | |
27 | Трудные вопросы пунктуации. Употребление тире и двоеточия в предложениях разного типа. Анализ работ. | 1 | 20.03 | |
28 | Обособление определений, приложений, дополнений и обстоятельств. Запятая перед союзом как. Запятая на стыке двух союзов. | 1 | 3.04 | |
29 | Выразительные средства в тексте. Сравнение. Метафора. Олицетворение. | 1 | 10.04 | |
30 | Метонимия, синекдоха. Эпитет. Аллегория. | 1 | 17.04 | |
31 | Перифраза. Гипербола. Литота. Аллитерация и ассонанс. | 1 | 24.-4 | |
32 | Пробный экзамен в формате ЕГЭ. | 1 | 8.05 | |
33 | Решение вопроса В8. Подведение итогов. Анализ работ. | 1 | 15.05 |
Перечень рекомендуемых учебников
и учебных пособий к программе регионального компонента
«Русский язык. 10–11 классы»
Учебники для теоретической подготовки
1. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык: Учебник-практикум для старших классов. – 5-е изд., испр. – М.: Вербум-М, 2005.
2. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык: 10–11 кл. – М.: Русское слово, 2008.
3. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. пособие для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.
4. Савко И.Э. Русский язык: Теория и практика: Пособие для учащихся старших классов и абитуриентов. – Минск: Харвест, 2004.
5. Балашова Л.В., Дементьев В.В. Курс русского языка. – Саратов: Лицей, 2005.
6. Никитина Е.И. Русская речь: Развитие речи. 10 кл.: Учеб. пособие для классов гуманитарного профиля общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2005.
7. «Справочные материалы. Русский язык 5-11 классы. Правила. Таблицы. Схемы» автора Г.Ф. Хлебинской.
8. Хлебинская Г.Ф. «Русский язык для 10-11 классов. Профильный уровень». Издательство «ОНИКС», 2010
Учебные пособия для формирования дидактического материала
1. Вакурова О.Ф., Львова С.И., Цыбулько И.П. Готовимся к единому государственному экзамену: Русский язык. – М.: Дрофа, 2010.
2. Влодавская Е.А. ЕГЭ 2005. Русский язык. Поурочное планирование. Тематическое планирование уроков подготовки к экзамену. – М.: Издательство «Экзамен», 2005.
3. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Болотник Л.В. Тематические тесты для подготовки к итоговой аттестации и ЕГЭ. Русский язык. – М.: Баласс, Изд. Дом РАО, 2004.
4. Контрольно-измерительные материалы ЕГЭ по русскому языку издательства «Просвещение» и Федерального центра тестирования.
5. Козулина М.В. Русский язык. Проверка готовности к ЕГЭ. – Саратов: Лицей, 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по русскому языку в 11 классе (региональный компонент) с конспектами уроков на 1 полугодие
Систематизирует и обобщает материал, изучаемый в 10 классе...
Рабочие программы по русскому языку и литературе для 8-11классов
Рабочие программы по литературе для 8-9 классов составлены на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования по литерату...
Рабочая программа по русскому языку в 11классе по учебнику Л.А.Чешко
Рабочая программа предмета «Русский язык» для 11 класса составлена на основе:БУПа 2004 года;федерального компонента государственного образовательного стандарта cреднего (полного) образования (Пр...
Рабочая программа по русскому языку(региональный компонент) 11 класс
В данном разделе представлена рабочая программа по русскому языку (региональный компонент), рассчитанная на 35 часов...
Рабочая программа по ИЗО 5 класс с применением региональных компонентов (Неменский) ФГОС
Рабочая программа по ИЗО 5 класс (Неменский) ФГОС...
Программа и тематическое планирование по русской литературе и русскому языку с использованием национально - регионального компонента
Программа написана для учителей, работающих в Чувашии в классах с многонациональным составом учащихся. Она включает в себя тематику произведений русской литературы с учётом произведений национальной л...
Рабочая программа по Русскому языку для 11класса
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 11класса (базовый уровень) составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта об...