Рабочая программа по ИЗО 5 класс с применением региональных компонентов (Неменский) ФГОС
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Ганина Аделия Рафаиловна

Рабочая программа по ИЗО 5 класс (Неменский) ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon _5_kl_izo.doc297 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

_______Л.С.Пятница

Протокол № 1 от

« 29 »  августа 2016г.

«Согласовано»

Зам. директора

 по УВР МБОУ «ВСОШ №2  »

________ О.С. Щербакова

« __ » ___________ 2016г.

«Утверждено»

Директор МБОУ «ВСОШ №2»

______________ Е.Г. Егорова  

Приказ № __2016 от

« _01_ » 09. 2016г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 По изобразительному искусству(5 класс)

на 2016-2017 учебный год

МБОУ «Васильевская средняя общеобразовательная школа №2 ЗМР РТ»

Учителя изобразительного искусства

Ганиной Аделии Рафаиловны

                                   

                                                       Рассмотрено на заседании

                                                       педагогического совета

                                                           протокол № 1  от

                                                         «29»  августа  2016 г.


1. Пояснительная записка

Данная рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе:

  • ФГОС общего образования второго поколения по изобразительному искусству;
  • Закон об образовании РФ;
  • Примерная программа общего образования по изобразительному искусству. Базовый уровень//Сборник нормативных документов;
  • Программа  “Изобразительного искусства” / сост. Неменский. Просвещение,2016;
  • Приказ МОиН РТ №7699/12 от 3.06.2012 г. «Об подтверждении общего учебного плана для учеников 1-9 классов школ Республики Татарстан, реализующих программы начального общего и основного общего образования в соответствии с ФГОС общего образования»;
  • Учебный план МБОУ «ВСОШ №2 ЗМР РТ» на 2016-2017 учебный год;
  • Положение о составлении рабочей программы МБОУ «ВСОШ №2 ЗМР РТ»;
  • Программа  составлена с учетом санитарно-эпидемиологических требований к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.2.2821-10 ) помещение и его оборудование, воздушно-тепловой режим, освещение, водоснабжение,  санитарное состояние соответствует норме.  В классе по  25-30 человек. Занятие проводится 1 раз в неделю, продолжительность урока 45 мин. Каждое занятие сопровождается проведением физкультминуток,  проводятся упражнения для релаксации, психогимнастика. Учащиеся  должны правильно сидеть за столом, знать правила техники безопасности.

Данная рабочая программа  по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской  программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2011,. Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта 2010 года. (Приказ МО РФ.); Рабочая программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ. Федеральный базисный учебный план отводит на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 5  классе -35 часов, из расчета 1 учебный час.

        Стандарт ориентирован на освоение содержания  и языка группы декоративных искусств, наиболее связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека, связь с фольклором и сказкой, с национальными и народными корнями декоративного искусства.

         Рабочая программа построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода, акцент делается на реализацию идей развивающего обучения, которое реализуется  в разных видах художественно-творческой деятельности: декоративно-прикладной, художественно-конструктивной и проектной.

        

Целью художественного воспитания и обучения ребенка в 5-м классе является формирование представления о декоративно-прикладном искусстве, многообразии художественных культур народов Земли и о единстве представлений народов о духовной красоте человека.

Учебные задания года предусматривают дальнейшее развитие навыков работы с гуашью, пастелью, пластилином, бумагой. Задачи трудового воспитания органично связаны с художественными. В процессе овладения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества.

В 5-м классе возрастает значение коллективных работ в учебно-воспитательном процессе. Значительную роль в программе 5-го класса играют музыкальные и литературные произведения, позволяющие создать целостное представление о культуре народа.

Изучение изобразительного искусства в 5 классе направлено на достижение следующих задач:

         • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;

воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Основные принципы программы:

Программа разработана как целостная система введения в художественную культуру

Принцип «от жизни через искусство к жизни»

Принцип целостности и неспешности освоения материала каждой темы.

Принцип единства восприятия и созидания.

Проживание как форма обучения и форма освоения художественного опыта условие постижения искусства.

Развитие художественно – образного мышления, художественного  переживания ведёт к жестокому отказу от выполнения заданий по схемам, образцам, по заданному стереотипу.

Формой проведения занятий по программе является урок.

На уроках изобразительного искусства важно стремиться к созданию атмосферы увлечённости и творческой активности.

Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формированием личности ребёнка.

2.Общая характеристика учебного предмета

         Содержание рабочей программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

         Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Обучающиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении. Это  дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.

              Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме; декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

        Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – проводятся экскурсии в краеведческие музеи; используются видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.          

Основные содержательные линии

        В рабочей программе по изобразительному искусству 5класс выделены 4 основные содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержание обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Древние корни народного искусства»; «Связь времен в народном искусстве»; «Декор, человек, общество, время»; « Декоративное искусство в современном мире».

Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности: конструктивной, изобразительной, декоративной.

Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные – живопись, графика, скульптура; конструктивные – архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные искусства. Но одновременно каждая из этих форм деятельности присуща созданию любого произведения искусства и поэтому является необходимой основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности.  

Три способа освоения художественной действительности представлены в начальной школе в игровой форме, как Братья – Мастера Изображения, Украшения, Постройки, эти три вида художественной деятельности сопутствуют обучающимся весь год обучения. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, а затем более глубоко осознавать искусство.

3.Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

В федеральном базисном учебном плане на изучение предмета «Изобразительное искусство» отводится 1 час в неделю. Всего на изучение программного материала отводится  35 часов. Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство»  5 класс разработана на основе, а именно авторской программы Б. М. Неменского, В. Г. Гурова, Л. А. Неменской, в программу вставлены темы национально-регионального компонента.

. Наряду с федеральным компонентом программы реализуется региональный компонент, который представлен в следующих темах:

Тема урока

Вопросы регионального компонента

«Древние образы в народном искусстве»

«Основные символы татарских  узоров»

«Декор русской избы»

«Резьба в декоре Республики Татарстан»

«Домовая резьба на улицах Казани»

«Татарская изба как часть региональной архитектуры»

«Образы и мотивы в орнаментах вышивки»

«Татарская вышивка»

«Народный праздничный костюм»

«Татарский народный праздничный костюм»

«Народные праздничные гулянья»

«Народные праздничные гулянья в Татарстане»

«О чем рассказывают гербы и эмблемы»

«Герб Татарстана», «Гербы городов Татарстана», «Герб города Казань»

«Современное выставочное искусство»

«Современный татарский сувенир»

4.  Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

  • Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
  • Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • Формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
  • Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • Формирование основ художественной культуры обучающихся как  части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
  • Развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
  • Освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
  • Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
  • Приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр, кино);
  • Приобретение опыта работы различными художественными материалами и разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе, базирующихся на ИКТ ( цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
  • Развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
  • Осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
  • Развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

Учебно-тематический план

Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала

Содержание

Кол-во часов

Древние корни народного искусства

8

Связь времен в народном искусстве

8

Декор, человек, общество, время

10

Современное декоративное искусство

9

Всего

35

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности:

Учащиеся должны знать:

  • истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
  • особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов (варьирование) традиционных образов, мотивов, сюжетов);
  • семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
  • несколько народных художественных промыслов России, различать их по характеру росписи, пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Полхов-Майдан, Жостово, Борисовская керамика).

Учащиеся  научатся:

  • различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, средневековой Европы, Западной Европы 17 в.);
  • различать по материалу, технике исполнения современное декоративно-прикладное искусство (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т.д.);
  • выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора.

В процессе практической работы на уроках учащиеся получат возможность научиться :

  • умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;
  • передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
  • умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
  • создавать художественно-декоративные проекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);
  • владеть практическими навыками выразительного исполнения фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
  • владеть навыком работы в конкретном материале, витраж, мозаика батик, роспись и т.п.).

Владеть компетенциями:

коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, рефлексивной.  

5.   Содержание тем  курса

Декоративно-прикладное искусство в жизни человека-35 часов

Цель: Изучение народного творчества и традиций преемственности духовной культуры России. Развитие творческих способностей  и совершенствование навыков постижения средств декоративно - прикладного искусства, обогащение  опыта  восприятия и оценки произведений декоративно-прикладного искусства, формирование ценностно-смысловой компетенции.

Тема I четверти:

«Древние корни народного искусства» ( 8 ч)

1) Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы.

Традиционные образы народного прикладного искусства. Солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни как выражение мифопоэтических представлений человека о жизни природы, о мире, как обозначение жизненно важных для человека смыслов.

2) Декор русской избы.

     Дом – мир, обжитой человеком, образ освоенного пространства. Дом, как микрокосмос. Избы севера и средней полосы   России, Татарстана. Единство конструкции и декора в традиционном русском, татарском жилище.

3) Внутренний мир русской избы.

     Деревенский мудро устроенный быт. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок-небо, пол- земля, подпол- подземный мир, окна- очи, свет). Жизненно важные центры в крестьянском доме: печь, красный угол, коник, полати. Круг предметов быта и труда (ткацкий станок, прялка, люлька, светец, и т.п.). (??????)

4) Конструкция, декор предметов народного быта и труда.

Русская прялка, деревянная резная и расписная посуда, предметы труда. Единство пользы и красоты, конструкции и декора.

5) Конструкция, декор предметов народного быта и труда.

Русская прялка, деревянная резная и расписная посуда, предметы труда. Единство пользы и красоты, конструкции и декора.

6) Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки.

Крестьянская и татарская вышивка – хранительница древнейших образов и мотивов, условность языка орнамента, его символическое значение. Т

7) Современное повседневное декоративное искусство. Что такое дизайн?

Польза, красота, практичность предметов быта. Понятие дизайна.

8) Итоговая работа  по теме «Древние корни народного искусства»

Тема II четверти:

«Связь времен в народном искусстве» (8 ч)

        Включение детей  в поисковые группы по изучению  традиционных народных художественных промыслов России (Жостово, Хохломы, Гжели). При знакомстве учащихся с филимоновской, дымковской, каргопольской народными глиняными игрушками, следует обратить внимание на живучесть в них древнейших образов: коня, птицы, бабы.

  1. Древние образы в современных народных игрушках.

Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы в современных народных игрушках. Особенности пластической формы, росписи глиняных игрушек, принадлежащих к различным художественным промыслам.

  1. Лепка и роспись собственной модели игрушки.

Единство формы и декора. Особенности цветового строя, основные декоративные элементы росписи игрушек.

 3) Народные промыслы. Их истоки и современное развитие.

Традиционные народные промыслы русского и татарского народов– гордость и достояние национальной отечественной культуры. Промыслы как искусство художественного сувенира.

  1. Синие цветы Гжели.

Краткие сведения из истории развития гжельской керамики. Значение промысла для отечественной народной культуры. Природные мотивы в изделиях гжельских мастеров.

  1. Жостовские букеты.Краткие сведения из истории развития жостова. Значение промысла для отечественной народной культуры. Природные мотивы в изделиях жостовских мастеров.
  2. Хохлома.

Краткие сведения из истории развития хохломы. Значение промысла для отечественной народной культуры. Природные мотивы в изделиях хохломских мастеров.

  1. Истоки Городца. Роспись разделочных досок.

        Краткие сведения из истории развития городца. Значение промысла для отечественной народной культуры.

         Природные        мотивы в изделиях городецких мастеров.

8) Итоговая работа «Связь времен в народном искусстве» (практика).

Тема III четверти:

«Декор – человек, общество, время» (10 ч)

        Проявлять эмоциональный отклик, интерес к многообразию форм и декора в классическом декоративно-прикладном искусстве разных народов, стран, времен; видеть в его произведениях социальную окрашенность.         Акцентировать внимание на социальной функции этого искусства, обостряя представления о его роли в организации жизни общества, в формировании и регулировании человеческих отношений, в различении людей по социальной и профессиональной принадлежности.   Разговор о социальной роли декоративного искусства следует замкнуть на современности, чтобы показать учащимся, что костюм, его декор и сегодня сообщает информацию, закрепленную в форме знаков-отличий. Эти знаки имеют общественно-символическое значение. Знакомясь с образом художественной культуры древних египтян Древней Греции, Востока на примере Японии, Западной Европы периода Средневековья основной акцент переносится на декоративно-знаковую, социальную роль костюма и, кроме того, закрепляется эмоциональный интерес учащихся к образному, стилевому единству декора одежды, предметов быта, интерьера, относящихся к определенной эпохе.

        Ознакомление с гербами и эмблемами ,  о символическом характере языка герба как отличительного знака, о его составных частях, о символическом значении изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики, о символах и эмблемах в современном обществе.

1)Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта.

Украшения в жизни древних обществ. Символы и образы.

Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративного искусства.

2)Орнамент, цвет, знаки –символы в декоративном искусстве Древнего Египта. Маска фараона Тутанхамона, саркофаг.

Символика элементов декора в произведениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян ( изображение лотоса, жука-скарабея, священной кобры, ладьи вечности, глаза-уаджета и др.).

3)Декоративное искусство Древней Греции. Костюм эпохи Древней Греции.

Символика элементов декора в произведениях Древней Греции, их связь с мировоззрением греков.

4)Легенды и мифы Древней Греции.

Символика элементов декора в произведениях Древней Греции, их связь с мировоззрением греков.

5)Греческая керамика. Живопись на вазах.

Символика элементов декора в произведениях Древней Греции, их связь с мировоззрением греков.

Сюжеты росписи на древнегреческих вазах.

6)Одежда говорит о человеке.

Одежда, костюм не только служат практическим целям, но и являются особым знаком- знаком положения  человека в обществе и его роли в обществе. Средневековая одежда.

7)Коллективная творческая композиция «Бал во дворце»

Одежда, костюм не только служат практическим целям, но и являются особым знаком- знаком положения  человека в обществе и его роли в обществе. Средневековая одежда.

8) Коллективная творческая композиция «Бал во дворце»

Одежда, костюм не только служат практическим целям, но и являются особым знаком- знаком положения  человека в обществе и его роли в обществе. Средневековая одежда.

9)О чем рассказывают гербы. Что такое эмблемы, зачем они нужны людям.

Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Первые гербы Средних веков. Роль геральдики в жизни рыцарского общества. Фамильный герб как знак достоинства его владельца, символ чести рода. Виды гербов. Герб Татарстана. Гербы городов Татарстана. Герб города Казань.

10)Обобщающий урок по теме «Декор-человек, общество, время» (практика).

Тема IV четверти:

«Декоративное искусство в современном мире» (9 ч)

     1)Народная праздничная одежда.

Народный (татарский) праздничный костюм – целостный художественный образ. Северорусский комплекс ( в основе сарафан) и

Южнорусский (в основе панева) комплекс женской одежды. Рубаха – основа мужской и женской костюмов. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных регионах России. Защитная функция декоративных элементов крестьянского костюма. Символика цвета в народной(татарской) одежде.

     2)Изготовление куклы –берегини в русском народном костюме.

Форма и декор женских головных уборов. Последовательность изготовления куклы-берегини. Вышивка в народном костюме.

     3)Изготовление куклы –берегини в русском народном костюме.

Форма и декор женских головных уборов. Последовательность изготовления куклы-берегини. Вышивка в народном костюме.

    4)Эскиз русского народного костюма.

Создание эскизов народного  праздничного костюма(татарского костюма).

    5)Эскиз русского народного костюма.

Создание эскизов народного праздничного костюма(татарского костюма).

     6)Праздничные народные гулянья. Масленица. Коллективная работа.

Народные традиции и праздники. Изготовление панно

     7) Современное выставочное искусство. Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды). Современный татарский сувенир.

     8)Человек и мода.

Выполнение творческих работ в различных материалах и техниках.

     9)Обобщающий урок по теме «Роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека» (практика).

 

6.Календарно- тематическое планирование по изобразительному искусству в 5 классе

Тема урока

тип урока

Кол-во часов

Планируемые результаты

Дата

     1 четверть                    «Древние корни народного искусства» (8 ч)

              предметные

метапредметные УУД

личностные

1

Роль декоративного  искусства в жизни человека.

Вводный урок

    1

Учащиеся должны знать:

  • истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
  • особенности уникального крестьянского искусства.

Учащиеся должны уметь:

  • выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора.

Получат возможность научиться:

создавать эскизы с применением народных образов, знаков и символов.

Регулятивные:

соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще неизвестно; планировать последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Познавательные: рассуждать

о содержании рисунков, сделанных другими детьми.

Коммуникативные: задавать вопросы, слушать собеседника, вести устный диалог; сотрудничать с учителем; умение отстаивать свою точку зрения.

Установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

доброжелательность

и эмоционально-нравственная отзывчивость.

Взгляд на мир через призму искусства.

5а  2.09

5б  6.09

5в  6.09

5г   5.09

2

Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы.

1

Учащиеся должны знать:

  • истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
  • особенности уникального крестьянского искусства,
  • семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки)

Учащиеся должны уметь:

  • различать по материалу, технике исполнения современное декоративно-прикладное искусство ,

выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора

Получат возможность научиться:

создавать выразительные декоративно-обобщенные изображения на основе традиционных образов.

Регулятивные:

соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще неизвестно; планировать последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Познавательные:

осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников.

Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач

Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества.

Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, края.

5а  9.09

5б  13.09

5в   13.09

5г 12.09

3

Декор русской избы.

1

Учащиеся должны знать:

  • истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
  • особенности уникального крестьянского искусства;
  • семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки)

Учащиеся должны уметь:

выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора

Получат возможность научиться:

Создавать эскиз декоративного убранства избы; украшение деталей дома солярными знаками.

Регулятивные:

применять установленные правила в решении задачи.

Познавательные:

Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы;

использовать общие приемы решения задачи.

Коммуникативные:

проявлять активность для решения познавательных задач.

Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности.

5а 16.09

5б 20.09

5в  20.09

5г  19.09

4

Внутренний мир русской избы.

Конструкция, декор предметов народного быта и труда.

1

Учащиеся должны знать:

  • истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
  • особенности уникального крестьянского искусства семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);

Учащиеся должны уметь:

выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора

Получат возможность научиться:

Выполнять рисунок на тему древних образов в узорах вышивки, росписи, резьбе по дереву.

Регулятивные:

применять установленные правила в решении задачи.

Познавательные:

использовать общие приемы решения задачи.

Коммуникативные:

проявлять активность для решения познавательных задач

Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, края.

5а 23.09

5б 27.09

5в 27.09

5г 26.09

5

Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки.

1

Учащиеся должны знать:

  • истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
  • особенности уникального крестьянского искусства ;
  • семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);

Учащиеся должны уметь:

выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства  связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора

Получат возможность научиться:

Выполнять рисунок на тему древних образов в узорах вышивки, росписи, резьбе по дереву;

придумывать свой орнамент; образно, свободно писать красками и кистью эскиз на листе бумаги.

Регулятивные:

применять установленные правила в решении задачи.

Познавательные:

осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения.

Коммуникативные:

проявлять активность для решения познавательных задач

Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности.

5а 30.09

5б 4.10

5в 4.10

5г 3.10

6

Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома.

(Коллективная работа «Проходите в избу»).

1

Учащиеся должны знать:

  • истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
  • особенности уникального крестьянского искусства ;
  • семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);

Учащиеся должны уметь:

выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства  связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора

Получат возможность научиться:

 создавать эскиз декоративного внутреннего убранства избы солярными знаками, растительными и зооморфными мотивами; создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы.

Регулятивные:

применять установленные правила в решении задачи; сравнивать , сопоставлять интерьеры крестьянских жилищ у разных народов; находить в них черты национального разнообразия.

Познавательные:

осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения; осознавать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды.

Коммуникативные:

проявлять активность для решения познавательных задач.

Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности.

5а 7.10

5б 11.10

5в 11.10

5г 10.10

7

Современное повседневное декоративное искусство. Что такое дизайн?

1

Учащиеся должны знать:

  • истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
  • особенности уникального крестьянского искусства ;
  • семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);

Учащиеся должны уметь:

выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства  связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора

Получат возможность научиться:

рассматривать модели одежды, обращая внимание не только на цвет, но и на форму; изображать собственные силуэты.

Регулятивные:

применять установленные правила в решении задачи.

Познавательные:

осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения.

Коммуникативные:

проявлять активность для решения познавательных задач.

Готовность беречь и продолжать традиции народного творчества, привносить его в современное повседневное декоративное искусство.

5а 14.10

5б 18.10

5в 18.10

5г 17.10

8

Итоговая работа  по теме «Древние корни народного искусства»

1

Проект

Регулятивные:

применять установленные правила в решении задачи.

Познавательные:

подводить под понятие на основе распознания объектов.

Коммуникативные:

проявлять активность для решения познавательных задач.

Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности.

5а 28.10

5б 25.10

5в 25.10

5г 24.10

2 четверть                       «Связь времен в народном искусстве» (8 ч)

9

Древние образы в современных народных игрушках.

Лепка и роспись собственной модели игрушки.

1

Учащиеся должны знать:

  • несколько народных художественных промыслов России, различать их по характеру росписи, пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Полхов-Майдан, Жостово, Борисовская керамика).

Учащиеся должны уметь:

  • различать по материалу, технике исполнения современное декоративно-прикладное искусство;

выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора

Получат возможность научиться:

 создавать задуманный образ (лепка);

 придумывать свой орнамент; образно, свободно писать красками и кистью.

Регулятивные:

применять установленные правила в решении задачи.

Познавательные:

осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения.

Коммуникативные:

проявлять активность для решения познавательных задач.

Готовность беречь и продолжать традиции народного творчества.

Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, края

5а 11.11

5б 8.11

5в 8.11

5г 7.11

10

Лепка и роспись собственной модели игрушки.

1

Учащиеся должны знать:

  • несколько народных художественных промыслов России, различать их по характеру росписи, пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Полхов-Майдан, Жостово, Борисовская керамика).

Учащиеся должны уметь:

  • различать по материалу, технике исполнения современное декоративно-прикладное искусство;

выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора

Получат возможность научиться:

 создавать задуманный образ (лепка);

 придумывать свой орнамент; образно, свободно писать красками и кистью.

Регулятивные:

применять установленные правила в решении задачи.

Познавательные:

осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения.

Коммуникативные:

проявлять активность для решения познавательных задач.

5а 18.11

5б 15.11

5в 15.11

5г 14.11

11

Народные промыслы. Их истоки и современное развитие.

1

Учащиеся должны знать:

  • несколько народных художественных промыслов России, различать их по характеру росписи, пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Полхов-Майдан, Жостово, Борисовская керамика).

Учащиеся должны уметь:

  • различать по материалу, технике исполнения современное декоративно-прикладное искусство;

выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора

Получат возможность научиться:

различать художественные промыслы.

Регулятивные:

применять установленные правила в решении задачи.

Познавательные:

осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения.

Коммуникативные:

проявлять активность для решения познавательных задач.

Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности.

5а 25.11

5б 22.11

5в 22.11

5г 21.11

12

Синие цветы Гжели.

1

Учащиеся должны знать:

  • несколько народных художественных промыслов России, различать их по характеру росписи, пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Полхов-Майдан, Жостово, Борисовская керамика).

Учащиеся должны уметь:

  • различать по материалу, технике исполнения современное декоративно-прикладное искусство;

выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора

Получат возможность научиться:

выполнять несложную гжельскую композицию.

Регулятивные:

применять установленные правила в решении задачи.

Познавательные:

осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения.

Коммуникативные:

проявлять активность для решения познавательных задач.

Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, края.

5а 2.12

5б 29.11

5в 29.11

5г 28.11

13

Жостовские букеты.

1

Учащиеся должны знать:

  • несколько народных художественных промыслов России, различать их по характеру росписи, пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Полхов-Майдан, Жостово, Борисовская керамика).

Учащиеся должны уметь:

  • различать по материалу, технике исполнения современное декоративно-прикладное искусство;

выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора

Получат возможность научиться:

выполнять несложную жостовскую композицию в цвете.

Регулятивные:

применять установленные правила в решении задачи.

Познавательные:

осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения.

Коммуникативные:

проявлять активность для решения познавательных задач.

Уважительное отношение к культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, края

5а 9.12

5б 6.12

5в 6.12

5г 5.12

14

Золотая Хохлома.

1

Учащиеся должны знать:

  • несколько народных художественных промыслов России, различать их по характеру росписи, пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Полхов-Майдан, Жостово, Борисовская керамика).

Учащиеся должны уметь:

  • различать по материалу, технике исполнения современное декоративно-прикладное искусство;

выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора

Получат возможность научиться:

 создавать задуманный образ (лепка);

 придумывать свой орнамент; образно, свободно писать красками и кистью.

Регулятивные:

применять установленные правила в решении задачи.

Познавательные:

осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения.

Коммуникативные:

проявлять активность для решения познавательных задач.

Уважительное отношение к культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, края

5а 16.12

5б 13.12

5в 13.12

5г 12.12

15

Городецкая роспись.

1

Учащиеся должны знать:

  • несколько народных художественных промыслов России, различать их по характеру росписи, пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Полхов-Майдан, Жостово, Борисовская керамика).

Учащиеся должны уметь:

  • различать по материалу, технике исполнения современное декоративно-прикладное искусство;

выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора

Получат возможность научиться:

выполнять несложную городецкую композицию в цвете.

Регулятивные:

применять установленные правила в решении задачи.

Познавательные:

осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения.

Коммуникативные:

проявлять активность для решения познавательных задач.

Уважительное отношение к культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, края.

5а 23.12

5б 20.12

5в 20.12

5г 19.12

16

Итоговая работа  по теме «Связь времен в народном искусстве».

1

Проект

Регулятивные:

применять установленные правила в решении задачи.

Познавательные:

осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения.

Коммуникативные:

проявлять активность для решения познавательных задач.

Уважительное отношение к культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности.

5а 13.01

5б 10.01

5в 10.01

5г 9.01

3 четверть                        «Декор – человек, общество, время» (10 ч)

17

Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта. Украшения в жизни древних обществ. Символы и образы.

1

Учащиеся должны знать:

  • истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
  • особенности уникального крестьянского искусства
  • семантическое значение традиционных образов,

Учащиеся должны уметь:

  • различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, средневековой Европы, Западной Европы 17 в.);

выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора

Получат возможность научиться:

выполнять эскиз украшения (солнечного ожерелья, подвески, нагрудного украшения-пекторали, браслета и др.)

Регулятивные:

использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные:

осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения.

Коммуникативные:

задавать вопросы; обращаться за помощью

к одноклассникам, учителю

Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности.

5а 20.01

5б 17.01

5в 17.01

5г 16.01

18

Орнамент, цвет, знаки – символы в декоративном искусстве Древнего Египта. Маска фараона Тутанхамона, саркофаг.

1

Учащиеся должны знать:

  • истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
  • особенности уникального крестьянского искусства
  • семантическое значение традиционных образов,

Учащиеся должны уметь:

  • различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, средневековой Европы, Западной Европы 17 в.);

выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства, связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора

Получат возможность научиться:

высказывать свое мнение об увиденном.

Регулятивные:

адекватно воспринимать предложения учителей,

товарищей по исправлению допущенных ошибок.

Познавательные:

осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения.

Коммуникативные:

обсуждать

и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности.

5а 27.01

5б 24.01

5в 24.01

5г 23.01

19

Декоративное искусство Древней Греции. Костюм эпохи Древней Греции.

1

Учащиеся должны знать:

  • истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
  • особенности уникального крестьянского искусства
  • семантическое значение традиционных образов,

Учащиеся должны уметь:

  • различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, средневековой Европы, Западной Европы 17 в.);

выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства, связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора

Получат возможность научиться:

выполнять сюжетную творческую композицию на тему « Древняя Греция».

Регулятивные:

адекватно воспринимать предложения учителей,

товарищей по исправлению допущенных ошибок.

Познавательные:

осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения.

Коммуникативные:

обсуждать

и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности.

5а 3.02

5б 31.01

5в 31.01

5г 30.01

20

Легенды и мифы Древней Греции.

1

Учащиеся должны знать:

  • истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
  • особенности уникального крестьянского искусства
  • семантическое значение традиционных образов,

Учащиеся должны уметь:

  • различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, средневековой Европы, Западной Европы 17 в.);

выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства, связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора

Получат возможность научиться:

выполнять эскиз росписи  вазы на мифологический сюжет.

Регулятивные:

адекватно воспринимать предложения учителей,

товарищей по исправлению допущенных ошибок.

Познавательные:

осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения.

Коммуникативные:

обсуждать

и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности.

5а 10.02

5б 7.02

5в 7.02

5г 6.02

21

Греческая керамика. Живопись на вазах.

1

Учащиеся должны знать:

  • истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
  • особенности уникального крестьянского искусства
  • семантическое значение традиционных образов,

Учащиеся должны уметь:

  • различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, средневековой Европы, Западной Европы 17 в.);

выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства, связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора

Получат возможность научиться:

выполнять эскиз росписи  вазы на мифологический сюжет.

Учащиеся должны знать:

  • истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
  • особенности уникального крестьянского искусства
  • семантическое значение традиционных образов,

Учащиеся должны уметь:

  • различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, средневековой Европы, Западной Европы 17 в.);

выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства, связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора

Получат возможность научиться:

выполнять эскиз росписи  вазы на мифологический сюжет.

Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности.

5а 17.02

5б 14.02

5в 14.02

5г 13.02

22

Одежда говорит о человеке.

1

Учащиеся должны знать:

  • истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора

Регулятивные:

использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные:

осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения.

Коммуникативные:

задавать вопросы, слушать собеседника, вести устный диалог

Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности.

5а 24.02

5б 21.02

5в 21.02

5г 20.02

23

Коллективная творческая композиция «Бал во дворце».

1

Учащиеся должны знать:

  • истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора.

Получат возможность научиться:

выполнять коллективную работу; соединять отдельные детали (мебель, фигуры людей в нарядных костюмах) в общую композицию.

Регулятивные:

вносить необходимые коррективы после завершения работы.

Познавательные:

составлять план

и последовательность действий.

Коммуникативные:

обсуждать

и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности.

5а 3.03

5б 28.02

5в 28.02

5г 27.02

24

Коллективная творческая композиция «Бал во дворце».

1

Учащиеся должны знать:

  • истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора.

Получат возможность научиться:

выполнять коллективную работу; соединять отдельные детали (мебель, фигуры людей в нарядных костюмах) в общую композицию.

Регулятивные:

вносить необходимые коррективы после завершения работы.

Познавательные:

составлять план

и последовательность действий.

Коммуникативные:

обсуждать

и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности.

5а 10.03

5б 7.03

5в 7.03

5г 6.03

25

О чем рассказывают гербы. Что такое эмблемы, зачем они нужны людям.

1

Учащиеся должны знать:

  • истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

Учащиеся должны уметь:

  • различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времен,

выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства, связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора

Получат возможность научиться:

создавать эскиз собственного герба, герба своей семьи; продумывать форму щита, его деления, использовать язык символов.

Регулятивные:

использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные:

составлять план

и последовательность действий.

Коммуникативные:

обсуждать

и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности.

5а 17.03

5б 14.03

5в 14.03

5г 13.03

26

Обобщающий урок по теме «Декор – человек, общество, время»

1

Проект

Регулятивные:

адекватно воспринимать предложения учителей,

товарищей по исправлению допущенных ошибок.

Познавательные:

выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов; узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности.

Коммуникативные:

формулировать собственное мнение и позицию

Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности.

5а 31.03

5б 4.04

5в 4.04

5г 3.04

4 четверть                        «Декоративное искусство в современном мире» (9 ч)

27

Народная праздничная одежда. Создание эскиза русского народного костюма.

1

Учащиеся должны знать:

  • истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
  • особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов (варьирование) традиционных образов, мотивов, сюжетов);
  • семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);

Учащиеся должны уметь:

выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора

Получат возможность научиться:

видеть красоту народного костюма, многообразие узоров в одежде; использовать новые художественные техники и материалы

Регулятивные:

использовать речь для регуляции своего действия;  устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Познавательные:

преобразовывать познавательную задачу в практическую.

Коммуникативные:

обсуждать

и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения; участвовать в диалоге, связанном с выявлением отличий современного декоративного искусства от народного традиционного.

Готовность беречь и продолжать традиции народного творчества.

5а 7.04

5б 11.04

5в 11.04

5г 10.04

28

Изготовление куклы–берегини. Работа в парах.

1

Учащиеся должны знать:

  • истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
  • особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов (варьирование) традиционных образов, мотивов, сюжетов);
  • семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);

Учащиеся должны уметь:

выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора

Получат возможность научиться:

видеть красоту народного костюма, многообразие узоров в одежде; использовать новые художественные техники и материалы

Регулятивные:

использовать речь для регуляции своего действия;  устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Познавательные:

преобразовывать познавательную задачу в практическую.

Коммуникативные:

обсуждать

и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения; участвовать в диалоге, связанном с выявлением отличий современного декоративного искусства от народного традиционного.

Самооценка работы.

Навыки сотрудничества

5а  14.04

5б 18.04

5в  18.04

5г 17.04

29

Изготовление куклы–берегини. . Работа в парах.

1

Учащиеся должны знать:

  • истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
  • особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов (варьирование) традиционных образов, мотивов, сюжетов);
  • семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);

Учащиеся должны уметь:

выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора

Получат возможность научиться:

видеть красоту народного костюма, многообразие узоров в одежде; использовать новые художественные техники и материалы

Регулятивные:

использовать речь для регуляции своего действия;  устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Познавательные:

преобразовывать познавательную задачу в практическую.

Коммуникативные:

обсуждать

и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения; участвовать в диалоге, связанном с выявлением отличий современного декоративного искусства от народного традиционного.

Самооценка работы.

Навыки сотрудничества

5а 21.04

5б 25.04

5в 25.04

5г 24.04

30

Эскиз русского народного костюма (аппликация с использованием различных материалов). Коллективная работа.

1

Учащиеся должны знать:

  • истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
  • особенности уникального крестьянского искусства;
  • семантическое значение традиционных образов, мотивов. Учащиеся должны уметь:

выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства; связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора.

Получат возможность научиться:

видеть красоту народного костюма, многообразие узоров в одежде; использовать новые художественные техники и материалы;

создавать коллективную работу; определять, что в работе было самым главным.

Регулятивные:

адекватно воспринимать предложения учителей,

товарищей по исправлению допущенных ошибок.

Познавательные:

контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные:

проявлять активность в коллективной деятельности;

обсуждать

и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

Самооценка работы.

Навыки сотрудничества. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, края

5а 28.04

5б 02.05

5в 02.05

5г 8.05

31

Эскиз русского народного костюма (аппликация с использованием различных материалов). Коллективная работа.

1

Учащиеся должны знать:

  • истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
  • особенности уникального крестьянского искусства;
  • семантическое значение традиционных образов, мотивов. Учащиеся должны уметь:

выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства; связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора.

Получат возможность научиться:

видеть красоту народного костюма, многообразие узоров в одежде; использовать новые художественные техники и материалы;

создавать коллективную работу; определять, что в работе было самым главным.

Регулятивные:

адекватно воспринимать предложения учителей,

товарищей по исправлению допущенных ошибок.

Познавательные:

контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные:

проявлять активность в коллективной деятельности;

обсуждать

и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

Самооценка работы.

Навыки сотрудничества

5а 5.05

5б 16.05

5в 16.05

5г 15.05

32

Праздничные народные гулянья. Коллективная работа.

1

Учащиеся должны знать:

  • истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
  • особенности уникального крестьянского искусства;
  • семантическое значение традиционных образов, мотивов. Учащиеся должны уметь:

выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства; связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора.

Получат возможность научиться:

создавать творческую композицию

по представлению, используя в одежде людей национальный орнамент.

Регулятивные:

устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Познавательные:

контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные:

проявлять активность в коллективной деятельности;

обсуждать

и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

Самооценка работы.

Навыки сотрудничества

5а 12.05

5б 23.05

5в 23.05

5г 22.05

33

Современное выставочное искусство.

1

Ориентируются  в широком разнообразии современного декоративно-прикладного искусства, различать по материалам, технике исполнения  художественное стекло, керамику, ковку, литье, гобелен и т.д.

Выявляют и называют характерные особенности современного декоративно-прикладного искусства.

Высказываются по поводу роли выразительных средств и пластического языка материала в построении декоративного образа.

Находят и определяют в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивного, декоративного и изобразительного видов деятельности, а также неразрывное единство материала, формы и декора.

Регулятивные:

устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Познавательные:

контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные:

проявлять активность в коллективной деятельности;

обсуждать

и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

Самооценка работы.

Навыки сотрудничества

5а 19.05

5б 30.05

5в 30.05

5г 29.05

34

Человек и мода.

1

Учащиеся должны знать:

  • истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
  • особенности уникального крестьянского искусства;
  • семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);

Учащиеся должны уметь:

выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора

Получат возможность научиться:

отличать по моде определенную эпоху.

Регулятивные:

использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные:

преобразовывать познавательную задачу в практическую.

Коммуникативные:

обсуждать

и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

Уважительное отношение к народной народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности.

5а 26.05

35

Обобщающий урок по теме

 « Роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека»

1

Тестирование и практическая работа. Обобщение знаний.

Регулятивные:

использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные:

выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

Коммуникативные:

формулировать собственное мнение и позицию

Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности.

Итого 35 часов

7.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

образовательного процесса

        Федеральный перечень учебников по предмету «Изобразительное искусство», рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию (Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.12.2009 г. № 822 )

  • Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник по изобразительному искусству для 5 класса /Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2015.

Дополнительные пособия для учителя:

1. Алехин. А. Д. Когда начинается художник. – М.: Просвещение, 2011 г;

2. Аранова, С. В. Обучение ИЗО. – СПб.: Каро, 2010;

3. Вагьянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. – М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр АЗ», 2010.

4. Вагьянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. – М.: ООО «Фирма МХК», 2011;

5. Губницкий, С. С. Декоративно-оформительские работы. – М.: Профиздат, 2013        ;                                        

6.О.В.Павлова.,Изобразительное искусство: 5-7классы. Терминологические диктанты, кроссворды, тесты…– Волгоград: Учитель, 2015 г.;

7.Н.Ли, Основы академического рисунка,2012 г.

8.Система оценивания и критерии оценки по предмету.

           Отметка 4-«хорошо» и 5-«отлично» ставится, если обучающийся:

  • умеет самостоятельно выделять особенности уникального крестьянского искусства, семантическое значение традиционных образов и мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
  • демонстрирует знания по стилистическим особенностям декоративного искусства разных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы XVII века);
  • имеет представление о техниках и материалах исполнения современных видов декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, и т. д.);
  • самостоятельно выделяет в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видит единство материала, формы и декора;
  • умело пользуется языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения,
  • самостоятельно составляет декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т.д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
  • применяет полученные знания в создании художественно-декоративных объектов предметной среды, объединенных единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи).

             Отметка 3 -«удовлетворительно» ставится, если обучающийся:

  • усвоил истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
  • узнает несколько народных художественных промыслов России;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка в 6 классе с применением регионального компонента по теме: "Имя числительное"

Данный материал разработан для нашей школы, но стоит только изменить некоторые данные в таблицах, и урок можно проводить в любой другой школе. Вносите свои данные и пользуйтесь....

Рабочая программа Информатика 7 класс по УМК Босовой Л.Л. ФГОС

Рабочая программа написана на основе авторской Л.Л. Босовой и расчитана на 1 час в неделю....

Рабочая программа Информатика 8 класс по УМК Босовой Л.Л. ФГОС

Рабочая программа написана на основе авторской Л.Л. Босовой, расчитана на 35 часов и имеет пятичасовой межпредметный модуль "IT в твоей жизни" (информатика и английский язык)....

Рабочая программа Информатика 9 класс по УМК Босовой Л.Л. ФГОС

Рабочая программа написана на основе авторской Л.Л. Босовой, рассчитана на 2 часа в течении 34 учебных недель....

Рабочая программа 2-4 классы по немецкому языку в формате ФГОС

Основанием для разработки данной рабочей программы послужила завершенная предметная линия учебников  «Немецкий язык» для 2–4 классов общеобразовательных  учреждений, авторы: И. Л. Бим, Л. И....

Рабочая программа по алгебре для 7кл. с региональным компонентом ФГОС УМК под редакцией Дорофеева Г.В и др.

                Рабочая программа  составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного обще...

Рабочая программа для 11 класса по предмету "Основы конструирования изделий" ФГОС

Общая характеристика учебного предмета: Для реализации этих задач необходимо обеспечить усвоение определенного круга теоретических сведений по темам  курса «Основы конструирования изделий (...