Урок-практикум для учащихся и учителей "Стилистика поможет"("Правильно ли мы говорим?")
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме
Повышайте уровень речевой культуры! Вам поможет стилистика!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mou_kvitokskaya_sosh.doc | 277.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Квитокская СОШ № 1
Тайшетский район
Иркутская область
Урок-практикум для учащихся и учителей
Стилистика поможет…
(Правильно ли мы говорим?)
Учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Квитокской СОШ № 1
Семененко Лариса Владимировна
2012
Пояснительная записка
к работе «Стилистика поможет...» (Правильно ли мы говорим?)
Выучить несколько языков – дело одного или двух лет;
а чтобы научиться говорить на своём языке как следует,
надо полжизни.
Вольтер
Грамматика не учит хорошо говорить, потому что
говорить правильно и говорить хорошо – совсем не одно
и то же.
В.Г.Белинский
В последние годы остро встал вопрос о речевой культуре подрастающего поколения. Отрицательное влияние далёкой от совершенства «живой» речи, звучащей с экрана телевизора и по радио, активное внедрение сленга привели к засорению и оскудению языка молодёжи.
Да, то, что мы слышим по телевизору, является самой настоящей акцией по уничтожению русского языка, его богатства и красоты.
Разве можно смириться с тем, что слова (на самом деле слова-паразиты!) «как бы», «реально», «практически» и другие стали основой нашей речи?!
А бесконечные, непонятные русскому человеку «холдинги» и «олигархи», «инновации» и «мониторы», «брокеры», «дилеры» и «киллеры», «менеджеры» и «кастинги», «дизайн», «гламур», «шопинг», «бутик», «спонсор»!.. И всё это произносится с такой любовью, лаской и упоением, что думаешь: как же нам нужно мало, чтобы забыть, возможно, навсегда милые русские слова!
И это разнообразие паразито-иностранных слов слышат, запоминают и повторяют наши дети, да и мы сами!
Как же легко стало сегодня общаться, имея в лексической копилке слова-сорняки! Послушайте: «Я как бы люблю свою Родину», «Мне реально нравится этот фильм», «Я практически заканчиваю школу», «Смотрел ужасно интересную передачу», «Очень сильно мне понравился концерт», «В этом году я как бы участвую в соревнованиях», «Мне реально (как бы, практически )нужно учиться дальше» и т.д.
И это ещё не всё, что мы «сотворили» с русским языком!
Вслушайтесь в «золотые россыпи» нашей речи, радио- и телеэфира: «Около четыреста кинокамер вчера ещё были здесь», «Нужно обратить внимание к этой проблеме», «Говорят, что вы нашли общий язык в семье шахтёра», «Сегодня мы озабочены о том, кем станут сегодняшние школьники», «Получены интересные предложения с наших областей».
Со школьной скамьи мы знаем пророческие слова И.С.Тургенева: «Ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!». Но сами же безжалостно искажаем и уродуем его, забывая об орфоэпических, грамматических и стилистических нормах литературной речи, речевой культуре.
Во все времена грамотность была нужна и высоко ценилась. Грамотных людей уважали и почитали. Встаёт вопрос: а что же такое грамотность в широком смысле этого слова?
Подлинной грамотностью следует считать не только умение читать и писать без орфографических и пунктуационных ошибок, но и умение правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме. Человек должен быть культурным во всех отношениях, должен стремиться овладеть духовными народными богатствами, в том числе богатствами национального языка, культуры родной речи.
Что понимать под культурой речи? Культурной можно считать такую речь, которая отличается смысловой точностью, богатством и разносторонностью словаря, грамматической правильностью, логической стройностью, выразительностью.
Культурой и правильностью речи занимается стилистика.
Стилистика - это наука, которая изучает стили речи и употребление в них языковых средств. Она делает речь стилистически правильной. А правильность речи – это основа речевой культуры, т.е. умения владеть языковыми нормами и использовать выразительные средства языка.
Данная работа – это не просто урок, а урок-практикум и для учащихся, и для учителей.
Не секрет, что ещё, к сожалению, не всем нашим учителям известны основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского языка, стилистическая правильность речи. Поэтому урок-практикум предусматривает оказание помощи взрослым и детям в повышении уровня речевой культуры, в преодолении и искоренении речевых ошибок, а также даст представление о редактировании текста. На занятии предлагаются задания разной степени трудности в занимательной и увлекательной форме. Кроме традиционного оформления урока, работа представлена в виде презентации из 38 слайдов, которые отражают ход занятия.
Стилистика каждому готова помочь: выбрать нужное слово, правильно построить предложение, научить использовать богатейшие выразительные средства нашего языка, чтобы речь стала красивой и стройной, логически ясной и правильной. А хотим ли мы сами себе помочь? Решать каждому из нас…
Выдающийся учёный современности, академик Д.С.Лихачёв в книге «Письма о добром и прекрасном» писал: «…Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело…
Учиться хорошей интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, читая и изучая. Но хоть и трудно – это надо, надо».
И ещё. Известный русский писатель В.Г.Короленко сказал: «Слово дано человеку не для самоудовлетворения, а для воплощения и передачи той мысли, того чувства, той доли истины или вдохновения, которым он обладает, другим людям».
Со словом надо обращаться бережно. Об этом прекрасно сказано в стихотворении «Слово» Вадима Шефнера:
Много слов на земле. Есть дневные слова, -
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть слова – словно раны, слова – словно суд, -
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке у нас есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.
Пусть разменной монетой не служат они, -
Золотым эталоном их в сердце храни!
И не делай их слугами в мелком быту –
Береги изначальную их чистоту…
Русский язык открывается в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли.
Сыны и дочери России! Если вы любите свою Родину, давайте все вместе бороться за чистоту родного нам языка! Русского!
А наука Стилистика нам в этом поможет… Поэтому
Нам Стилистика нужна!
Нам Стилистика нужна!
или Ода Стилистике
Нам Стилистика нужна!
И для нас она важна!
Всех Стилистика научит,
Правильности речи учит!
Стилистика – это стили речи,
Помогающие нам в культурной речи,
Потому что нет «ложи»!
А запомни, друг, «клади»!
Да, «клади», «звонит», «шинель», средства,
«Обеспечение», «права», «портфель»,
«Свёкла», «свит(Э)р», «магазин»,
«Положить», «красивее», «серпантин».
Нам стилистика нужна,
И для всех она важна.
Ведь встречают по одёжкам,
Провожают по речам.
Стыдно нашу речь уничтожать,
Вульгаризмами, паразитами, сленгом засорять,
Просторечьями, штампами, плеоназмами,
Жаргонами, иностранными словами разными!
Неправильно «очень сильно»,
Неверно «ужасно красиво»,
Не годится «очень прекрасно»,
Потому что всё это для языка опасно!
О стилистике ведём мы речь.
Она нас учит нашу речь беречь.
Она нас учит наш язык любить,
Она нас учит наш язык хранить!
Нам Стилистика нужна,
И для всех она важна…
Л.В.Семененко
Стилистика поможет…
Правильно ли мы говорим?
Цель:
Роль стилистики как науки.
Повышение уровня речевой культуры.
Применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Любить родной язык.
Уметь:
Осуществлять речевой контроль.
Редактировать текст.
Создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания.
Выразительно читать и рассказывать.
Хотите, чтобы вас внимательно и с интересом слушали, понимали, а не затыкали уши и не морщились, как от зубной боли? Для этого нужно, чтобы ваша речь была ясной и выразительной, логически стройной и убедительной, чистой и живой. Вспомните, как А.С.Пушкин писал о своей героине в «Сказке о царе Салтане…»: «А как речь-то говорит, словно реченька журчит». Вот в этом вам и поможет Стилистика – наука, которая изучает стили речи и употребление в них языковых средств. Она поможет вам сделать вашу речь стилистически
правильной. А правильность речи – это основа речевой культуры, т.е. умения владеть языковыми нормами и использовать выразительные средства языка.
С раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека связана с языком. Вы, наверное, помните сказки, которые читала вам мама или рассказывала бабушка, как учились произносить первые звуки, слова, строить предложения, а вас часто поправляли, учили правильно говорить.
Но шли годы, и многие из вас, повзрослев, перестали следить за своей речью, небрежно обращаются со словом. А что из этого получается – послушайте!
Полминутки для шутки
Сильное кино. Прочитайте стихотворение-шутку А.Барто.
Заранее, заранее
Всё было решено:
У школьников собрание,
Потом у них кино.
Домой придёт
Мой старший брат.
Он мне расскажет
Всё подряд,
Он объяснит мне,
Что к чему.
А я большая!
Я пойму.
И вот он начал свой рассказ:
- Они ползут,
А он им – раз!
А тут как раз
Она ползла,
А он как даст ему
Со зла!
Она им – раз!
Они ей – раз!
Но тут как раз
Её он спас,
Он был с ней заодно.
Ух, сильное кино!
Но, видно, я ещё мала,
Я ничего не поняла.
Что вы можете сказать о «рассказчике»? Какие слова-сорняки мешают нормальной речи незадачливого «героя»? Могла ли сестра понять содержание фильма? А вы – поняли?
Вот ещё пример подобного «красноречия».
Шёл урок литературы. Учитель попросил пересказать своими словами содержание первой главы повести А.Пушкина «Дубровский». Мальчик неуверенно начал: «В одном…этом, как его… ну… поместье жил один помещик Троекуров. Троекуров был здорово богатый, и он никого не слушал, он всё делал так, как ему хотелось, и все его боялись…».
Учитель, конечно, прервал сбивчивую, неряшливую речь ученика. Незадачливый рассказчик умудрился в двух предложениях сделать… восемь ошибок. Да, да, восемь! Восемь стилистических ошибок. Пожалуйста, найдите и исправьте их.
Вот эти ошибки:
- У Троекурова было не одно поместье, поэтому и точнее, и правильно сказать не «в одном поместье», а в одном из своих поместий.
- Чтобы избежать назойливого повторения созвучных слов поместье, помещик, следует одно из них заменить синонимом: в одном из имений жил помещик или в одном из поместий жил барин.
- Нет смысла говорить «один помещик»: ведь речь идёт не о каком-то неизвестном лице, а именно о Троекурове. Без слова один короче и яснее.
- Слова этот, как его, ну не только ничего здесь не выражают, но и засоряют речь, делают её неряшливой, маловыразительной.
- Незачем вторично упоминать фамилию Троекуров: для этого существуют местоимения, синонимы, есть у него и имя – Кирила Петрович. Можно сказать он или этот барин.
- Слова здорово богатый – просторечие. Надо сказать: очень богатый.
- Первый союз и не на месте, его лучше употребить перед последним однородным сказуемым, выбросив лишнее там местоимение он.
- Последнюю многословную характеристику помещика можно заменить одним точным и выразительным словом – самодур.
Вот вам и восемь стилистических ошибок и неточностей в ответе горе-рассказчика. Если избежать их, получится следующее: В одном из своих имений жил помещик Троекуров. Это был богатый самодур, которого все боялись.
Будьте редактором!
Кто такой редактор?
Редактор исправляет, улучшает стиль текста книги, статьи.
(Редактировать – проверять и исправлять текст.)
Найдите и исправьте ошибки.
- Воздвигнута поражающая своим великолепием овощная база.
- Мы с сестрой громом аплодисментов встретили бабушку.
- Поведением Кости была возмущена вся общественность класса.
(1. Построена большая овощная база. 2. Мы с сестрой радостно встретили бабушку.
3. Класс был возмущён поведением Кости.)
Повторение на коротких отрезках текста одних и тех же слов, выбор неточного слов из двух или нескольких близких по смыслу, небрежность в построении высказывания – всё это принято относить к стилистическим ошибкам.
Будьте редактором!
- Мы поражались его поразительной памяти.
- Ближайшего соперника он обогнал, но остальных обогнать ему не удалось.
- Сначала появился лесник, а вскоре появились и все наши ребята.
(1. Мы удивлялись его поразительной памяти. 2. Ближайшего соперника он обогнал, но остальых опередить ему не удалось. 3. Сначала появился лесник, а вскоре – и все наши ребята.
Какие ещё варианты отредактированных предложений предлагаете?)
Опасность, которую таят в себе стилистические ошибки, - это бедность, невыразительность речи. Но они могут также вести к неясности, двусмысленности или же попросту искажать смысл сказанного или написанного:
Вдали зеленеют купоросы (вместо кипарисы).
Язык мой – друг мой?
Всем известны слова И.С.Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками…
Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса! »
Что значит «беречь» язык? От кого или от чего? Разве у языка есть враги и ему грозят какие-то опасности? Оказывается, да!
Вот «образец владения» языком. Послушайте «Рассказ школьного портфеля» (стихотворение Ю.Тимянского).
Знакомьтесь: Петя. Мой сосед.
Ему уже двенадцать лет.
Но говорит он до сих пор
Не «коридор», а «колидор».
«Дилектор входит в кабинет…»
«Закрой магазин на обед…»
«Хозяйка моет стаканы…»
«Секёт свеклу…» «Пекёт блины…»
И до меня дошёл черёд:
Портфель он «портфелем» зовёт.
Но мне не зря «Родную речь»
Судьбой доверено беречь.
И я придумал не шутя:
Пусть и его зовут Петя…
Как вы думаете, почему этот Петя так говорит? От незнания норм литературного языка или результате небрежного отношения к слову? Как правильно? Исправьте!
Ванька – встанька
(физкультминутка)
Правильно (сидим) Неправильно (стоим)
Положить, права (правы), звонит Повешать, ложить, покласть
Табурет, сви(тэ)р, пихтовый Калидор, убираюсь, красивее
Приятный шампунь, компью(тэ)р Шин(э)ль, красивая тюль (м.р.!) Cредства, класть, туфля (тэ)рмин
Говорите правильно!
Коридор, табурет, звонит, клади (а не ложи!), красивее, повесить, свёкла, печёт, сечёт, средства, обеспечение, копировать, фанера, шинель.
Очевидно, опасность, грозящая языку, - это искажение слов в результате невежества, неверного их употребления, неправильного ударения и произношения. Искалеченные таким образом слова засоряют язык.
Важнейшим требованием стилистики и является правильность, точность и ясность –полное соответствие слов тем понятиям, которые вы должны выразить.
Неясность высказывания часто происходит от неумения быстро подобрать нужное слово, точно определяющее лицо и предмет.
Это интересно!
Уже в незапамятные времена у жителей Древней Греции превыше всего ценились в разговоре краткость и ясность. Само слово лаконизм (краткость, сжатость речи) произошло от названия области Древней Греции – Лаконики, жители которой, спартанцы, отличались суровыми нравами, а также краткостью и точностью речи. Сохранилось предание о том, как одна спартанка, провожая сына в бой, сказала ему: «Со щитом или на щите». Это значило: возвращайся с победой или вовсе не возвращайся живым. Потерять щит в бою считалось позором, а тело погибшего воина приносили на щите.
Предельным лаконизмом поражают нас древнеримские (латинские) афоризмы: По когтям узнают льва, т.е. по одному какому-нибудь признаку можно узнать человека; Через тернии к звёздам, т.е. преодолевая все невзгоды, придёшь к заветной цели и др.
Известны также и удивительные лаконизм, выразительность, меткость русских народных пословиц и поговорок. Многие из них едко высмеивают многословие, болтливость: Звону много, да толку мало; Язык без костей; Лучше ногою запнуться, чем языком и т.п.
Чрезвычайно высоко ценили краткость речи выдающиеся русские писатели. Замечательный стилист А.П.Чехов говорил: «Краткость – сестра таланта». Придавая огромное значение стилистической работе над каждым словом, он писал: «Надо делать – в этом искусство. Надо выбрасывать лишнее… Надо заботиться об её музыкальности».
Овладение искусством изъясняться кратко и выразительно, чтобы, как писал Н.А.Некрасов, «словам было тесно, мыслям просторно», - задача нелёгкая, но при желании вполне осуществимая. Прежде всего надо научиться избегать элементарных ошибок многословия (плеоназмы).
Например, в предложении На горизонте появились ледяные айсберги слово ледяные совершенно лишнее: ведь айсберги и есть плавучие ледяные горы.
Федот, да не тот
Найдите лишние слова в следующих предложениях.
- Муму очень сильно привязалась к Герасиму.
- Караван двигался по песчаным барханам.
- Мы вновь возобновили с ними переписку.
- Я не успел закончить до конца эту работу.
- Моя автобиография уместились на страничке.
- Всадники уже приближались ближе к деревне.
- На Камчатке много горячих гейзеров.
( Сильно. Песчаным. Вновь. До конца. Моя. Ближе. Горячих. )
Будьте редактором!
Индивидуальная работа (см. Приложение 1).
Полминутки для шутки
Материал для домашней работы.
- Подойдя к дому, нас настиг сильный ливень.
- В зоопарке мы видели весело перелетающих с ветки на ветку различных птиц, обезьян,
львов и других хищников.
- Рыбаки возвращались домой с богатым уловом. Они поймали семь окуней, пять караси-
ков, четыре плотвички, маленького щенка и много разных других рыбок помельче.
Конец – делу венец
Ответьте на вопросы:
- Чем стилистика поможет?
- Какова роль стилистики?
- Помогла ли вам эта наука?
- Правильно ли мы говорим?
- В чём нравственная роль стилистики?
Берегите наш язык!
Помните, что, изучая русский язык, вы имеете дело с живым, близким вам организмом.
Берегите его, не портите, не искажайте, не засоряйте грубыми словами, штампами!
Наш язык – это великое сокровище народа, созданное на протяжении многих веков его истории.
Посвящаем…
Чтение стихотворений из литературного сборника «Песнь души» (глава «Родной язык мой – Русский!») (см. Приложение 2).
«Письма о добром и прекрасном»
Выдающийся учёный современности, академик Д.С.Лихачёв в книге «Письма о добром и прекрасном» писал: «…Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни.
И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело…
Учиться хорошей интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, читая и изучая. Но хоть и трудно – это надо, надо».
Действительно, как гласит народная мудрость – не учась, и лаптя не сплетёшь.
Да, совершенно удивительные владения Стилистики. Она очень доброжелательна, приветлива и гостеприимна, всегда рада каждому, каждому готова помочь: выбрать нужное слово, правильно построить предложение, научить использовать богатейшие выразительные средства нашего языка, чтобы речь стала красивой и стройной, логически ясной и правильной. Хотим ли мы сами себе помочь? Решать каждому из нас… А наука Стилистика нам поможет. И тогда мы скажем: «Нам Стилистика нужна!».
Нам Стилистика нужна!
или Ода Стилистике
Нам Стилистика нужна!
И для нас она важна!
Всех Стилистика научит,
Правильности речи учит!
Стилистика – это стили речи,
Которые помогают нам в культурной речи,
Потому что нет «ложи»!
А запомни, друг, «клади»!
Да, «клади», «звонит», «шинель», средства,
«Обеспечение», «права», «портфель»,
«Свёкла», «свит(Э)р», «магазин»,
«Положить», «красивее», «серпантин».
Нам стилистика нужна,
И для всех она важна.
Ведь встречают по одёжкам,
Провожают по речам.
Стыдно речь нашу уничтожать,
Вульгарными паразитами, сленгом засорять,
Просторечьями, штампами, плеоназмами,
Жаргонами, иностранными словами разными!
Неправильно говорить «очень сильно»,
Неверно выражение «ужасно красиво»,
Никуда не годится «очень прекрасно»,
Потому что всё это для языка опасно!
О стилистике ведём мы речь.
Она нас учит нашу речь беречь.
Она нас учит наш язык любить,
Она нас учит наш язык хранить!
Нам Стилистика нужна,
И для всех она важна…
Л.В.Семененко,
Квитокская СОШ № 1 Тайшетского района Иркутской области
Литература:
Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. М. «Просвещение» 1995
Содержание работы
«Стилистика поможет…» в слайдах
- Стилистика поможет… Правильно ли мы говорим?
- Автор работы
- Цель
- Знакомьтесь: Стилистика!
- «Зубная боль» речи
- Правильная речь
- Полминутки для шутки
- Поговорим?
- «Красноречие»
- Исправили?
- Сравним
- Будьте редактором!
- Хорошо поработали!
- Запомни!
- Будьте редактором!
- Молодцы!
- Осторожно! Опасность!
- Язык мой – друг мой?
19. Исправьте!
20. Ванька-встанька (физминутка)
21. Говорите правильно!
22. Искалеченные слова
23. Это интересно!
24. Федот, да не тот
25. Лишний Федот
26. Будьте редактором!
27. Полминутки для шутки (домашняя работа)
28. Конец – делу венец
29. Берегите наш язык!
30. Что значит «беречь» язык?
31. Писатели о русском языке
32. Русский язык – живой организм
33. Посвящаем…
34. Стихи
35. Стихи
36. Стихи
37. «Письма о добром и прекрасном»
38. «Нам Стилистика нужна!»
Приложение 1.
1. Отредактируйте текст, используя более уместные в научной речи конструкции.
Какого стилистического эффекта достигли вы?
Зимний наряд у белой куропатки более тёплый:
число перьев по сравнению с летним нарядом увели-
чивается. Полезно отметить: линька иногда меняет
форму и величину некоторых перьев. У дятлов со-
храняется до полной линьки длинное и широкое пер-
вое маховое перо, заменяющееся потом более корот-
ким и узким.
( Задание для 8-9 кл.)
2 . С помощью синонимических замен повысьте эмоциональность высказывания.
Первая боевая ночь. Мы запомнили её во всех подроб-
ностях. Запомнилась она и Нине Рудиной. Не забудется она,
тёмная-претёмная, даже при свете крупных южных звёзд,
усыпавших таинственное небо.
(Задание для 8-9 кл.)
3. Устраните речевые элементы, неуместные в строго научном тексте.
Что такое колониальные птицы? Колониальными называ-
ют тех птиц, которые на ограниченной небольшой террито-
рии гнездятся целыми группами, располагая гнёзда близко
друг от друга. Примерами таких птиц могут служить грачи,
чайки, кайры и многие другие.
(Задание для 7-8 кл.)
4. Следующие предложения сделайте более лаконичными за счёт устранения связок и повторяющихся слов.
1. Размножение является важнейшим биологическим пе-
риодом в годовом цикле жизни птиц.
2. Одни из птиц, как, например, хищные птицы, цапли,
грачи, гнёзда делают высоко над землёй, другие птицы –
зяблики, сойки, малиновки, дрозды – гнёзда делают ниже,
третьи птицы – серая мухоловка, сорокопуты, зеленушка –
делают совсем низко.
(Задание для 7 -8 кл.)
5. Упростить предложение (очень большое предложение разделить на два, сделать мысль более чёткой и ясной).
Имеются также висячие гнёзда, свойственные длинно-
хвостой синице, камышовкам, иволге, синице - ремезу и
ряду других, относящихся к отряду воробьиных, характе-
ризующиеся тем, что они прикрепляются к веткам боко –
ми стенками или верхними краями так, что дно не имеет
никакой опоры.
(Задание для 7-9 кл.)
6. Отредактируйте текст, устранив неуместные эмоциональные слова и выражения.
Из автобиографии
1. В пламенные годы Великой Отечественной войны
мой отец был ранен. 2. В годину горя, когда мне было че-
тырнадцать лет, я пошёл работать на завод токарем.
3. После победоносного завершения войны я поступил
учиться в вечернюю школу. 4. Великолепно шло учение
после рабочего дня. 5. Получив аттестат зрелости, я блес-
тяще поступил в институт. 6. Незабываемые годы получе-
ния высшего образования!
(Задание для 7-8 кл.)
7. Устраните синтаксическое однообразие текста, заменив некоторые предложения
со страдательными причастиями неопределённо-личными предложениями.
Расправа над декабристами
В Тарханах много говорилось об участи декабристов.
Рассказывали о жестокой расправе царя над восставшими.
Вечером 14 декабря были взяты троюродные братья Юрия
Петровича Лермонтова – Дмитрий Николаевич и Михаил
Николаевич. Арестованы два брата Беляевых, моряки, ак-
тивные участники восстания. Арестован Барятинский, об-
разованный и культурный молодой человек. Он заключён
в Петропавловскую крепость как государственный престу-
пник. В Москве был схвачен сын Горских. Юноша был пе-
ревезён в Петербург и заключён в Петропавловскую кре-
пость. Летом узнали о невозвратной потере для России.
Были повешены пятеро декабристов, руководителей вос-
стания. Очень многие отправлены на каторгу в Сибирь.
(Задание для 8-9 кл.)
8. Отредактируйте диалог, придайте ему свойственную разговорной речи непринуждённость, лаконичность.
- У нас в школе есть литературный кружок.
- А что вы сейчас изучаете на занятиях литературного
кружка?
- На литературном кружке мы сейчас изучаем «Тома
Сойера» писателя Марка Твена. Ты читал «Тома Сойера»?
- Нет, «Тома Сойера» Марка Твена я не читал.
- Будем читать «Тома Сойера» вместе.
(Задание для 6-8кл.)
9. К каким стилям речи относятся отрывки? Какая стилевая черта усилена в них
благодаря исправлениям?
1). Молодые кинематографисты пытаются сделать
язык кино более выразительным. Ищут новых красок и
старые мастера кино. Но герои многих произведений всё
ещё не обладают яркими характерами.
2). Среди молодых москвичей – победителей спортив-
ных соревнований много студентов.
3). В яркий солнечный день в лесу бывает прекрасно.
( Задание для 8-9 кл.)
10. Прочитайте сочинение ученика 6 класса. В каком стиле оно задумано и в основном написано? Выделите в нём удачные места, найдите и исправьте недочёт ( о чём здесь не следовало бы говорить).
На лыжах
Люблю мчаться с горы на лыжах! Холодный ветер обжигает лицо, солнце слепит глаза. А ты мчишься с такой скоростью, что, кажется, ещё минута – и лыжи оторвутся от убегающего из-под ног снега и ты полетишь по воздуху легко, свободно, как птица.
А вот и бугорок. Чтобы не упасть, нужно сильнее согнуть ноги в коленях и наклониться вперёд. В этот момент особенно важно держать лыжи параллельно друг другу. Но время упущено – брызги в лицо, ноги в сторону, я в сугробе.
(Задание для 6-7 кл.)
11. Прочитайте сочинение учащегося. В каком стиле оно задумано и в основном выполнено? Найдите в нём стилистические ошибки и исправьте их.
В выходной день мы с другом любим совершать лыжные прогулки. Въезжаешь в лес, и аж дух захватывает от такой красоты. Кругом лежит снег и серебрится на солнце. Чуть дотронешься до ветки – снег так и посыплется лёгкими пушистыми хлопьями.
(Задание для 5-7 кл.)
12. Отредактировать предложения.
1). На день рождения мне не только подарили новую компьютерную игру, но и ролики. 2). Я встретил на вокзале подругу моей тёти, которая живёт в Крыму. 3). Мне нравятся книги писателей, которые не просто учат жизни, но заставляют самостоятельно мыслить. 4). Сдайте тетради учителю, в которых вы делали домашнюю работу. 5).В июне месяце мы всем классом ездили в Псков. 6). Во время соревнований по плаванию наш тренер вёл хронометраж времени. 7). Из каждой поездки мы привозим бабушке па-
мятные сувениры. 8). Мы не только участвуем в олимпиаде по русскому языку, но и по литературе.
( Задание для 6-8 кл.)
13. Найдите лишние слова (плеоназмы ) в следующих предложениях.
1). Муму очень сильно привязалась к Герасиму. 2). Караван двигал-
ся по песчаным барханам к оазису. 3). Мы вновь возобновили с ними пере-
писку. 4). Я не успел закончить до конца эту работу. 5). Моя автобиография уместились на страничке тетради. 6). Всадники уже приближались ближе к деревне. 7). На Камчатке много горячих гейзеров. 8). Она сидела, облоко- тившись локтями о стол. 9). У ворот стоял пожилой старик. 10). Он бросил камень, но промахнулся мимо. 11). Мой дедушка – старый ветеран войны и
труда. 12). Подруга долго не возвращала мне книгу обратно.
( Задание для 5-7 кл.)
14. «Золотые россыпи» радио- и телеэфира. Исправьте ошибки.
- Около четыреста кинокамер вчера ещё были здесь.
- Нужно обратить внимание к этой проблеме.
- Говорят, что вы нашли общий язык в семье шахтёра.
- Сегодня мы озабочены о том, кем станут сегодняшние школьники.
- Получены интересные предложения с наших областей.
( Задание для 7 кл. )
15. Перед вами страничка из дневника ученика. Мальчик передаёт свои впечатления об одном чудесном зимнем дне. Вчитайтесь внимательно в его рассказ, отредактируйте, попытайтесь избежать однообразного повторения однородных сказуемых и придаточных предложений.
5 января. Я проснулся рано утром, подбежал к окну, подышал на стекло, которое замёрзло, и заглянул в глазок, который образовался.
В глаза ударила резкая белизна снега, который недавно выпал. Я ощутил волну радости, которая нахлынула на меня, бросился к кровати, торопливо застлал её, сделал зарядку, с удовольствием умылся, позавтракал, захватил лыжи и выбежал во двор.
Во всю ширь, куда ни кинешь взгляд, лежал белым пологом пушистый снег, сверкал на солнце и слепил глаза. Я пристегнул лыжи, взобрался на ближайшую гору, оглянулся вокруг, вдохнул полной грудью морозный воздух, оттолкнулся палками и стремительно понёсся по склону.
( Задание для 6-8 кл.)
16. Отредактируйте отрывок из ученического сочинения. Запишите исправленный вариант.
Какое огромное количество замечательных стихотворений у вели-
кого поэта А.Пушкина! В своём сочинении я хочу рассказать именно про его творчество. Я считаю, что этот человек внёс всю свою душу в рус - скую литературу. Даже в наше время его произведения считаются совре- менными несмотря на то, сколько лет назад они были написаны. Каждое из его стихотворений, прочитанные мной, можно легко осмыслить и да- же понять, с каким оно было написано.
Больше всего мне запомнилось и понравилось небольшое и очень душевное стихотворение «Я вас любил».
Небольшая печаль Пушкина вызвана не тем, что он любит, а тем,
какая сильная его любовь к женщине.
(Задание для 8-9 кл.)
17. Устранить речевые недочёты.
Одним из самых революционных стихотворений М.Ю.Лермонтова является стихотворение «Смерть поэта». Темой этого стихотворения является отклик русского народного поэта на великую утрату, понесённую его родиной. Это стихотворение начинается словами: «Погиб поэт! – невольник чести…»
(Задание для 9 кл.)
18. Устраните ненужные повторы, используя предложения с однородными ска- зуемыми, объедините, где нужно, простые предложения в сложное. Используйте для связи слова: а, и всё-таки, и, и, и.
Гусь словно не слышал его. Тогда Нильс схватил Мартина обеими руками за шею. Нильс потащил Мартина к воде. Это было нелёгкое дело. Гусь был самый луч-
ший в их хозяйстве. Мать раскормила его на славу. Нильса сейчас едва от земли видно. Он дотащил Мартина до самого озера. Он окунул его голову прямо в студё-ную воду.
( Задание для 5 – 6 кл. )
19. Определить и исправить логические ошибки.
А.Радищев ненавидел крепостное право и призывал к свержению его. С каким восхищением писатель рассказывает о непосильном труде крестьянина- пахаря («Любани»), с радостью знакомит нас с крепостным интеллигентом, который предпочёл 25-летнюю солдатскую службу унизительному существованию дворового слуги («Городня»).
(Задание для 9 кл.)
20. Отредактировать тексты.
1. «Земля воспитывает нас с тех пор, как мы родились. Малая родина – это наша земля,она
вливает в нас положительные или отрицательные качества».
2. «Устаревшие слова играют большую роль, если их убрать, то слов станет меньше и лю- ди будут долго подбирать выражения».
3. «И будь ты в провинции, она по-прежнему останется нашей малой родиной. Пусть даже будет большой город или небольшой посёлок в тундре.
Малая родина даёт многое, половина от родителей и половина от растившей нас земли.
Она способна исправить ошибки в воспитании нас родителями. Первое – это добро и зло,
красивость и уродство выносим мы из неё…»
4. «Родные места всегда останутся в душе моей, их невозможно забыть. Даже если я сме-
ню место жительства мой маленький посёлок где-нибудь в тундре на маленький город, всё рав-
но центром для меня останется мой родной любимый посёлок.
Природа родного края останется в наших душах навеки. Ведь её невозможно забыть, она
одна из самых важных для человека…»
- «Малая родина способна исправить ошибки родительского воспитания, первое самое
прочитанное о красоте и уродстве. Природа родного края останется в наших душах навечно.
Малая родина – это не только деревня, но и человеческое взаимоотношение, уклад жизни
и традиции живучестей, это и язык, и вера, и определённая скромность, и вынесение из самой земли её солями».
( Задание для 9 кл. )
Приложение 1.
1. Отредактируйте текст, используя более уместные в научной речи конструкции.
Какого стилистического эффекта достигли вы?
Зимний наряд у белой куропатки более тёплый:
число перьев по сравнению с летним нарядом увели-
чивается. Полезно отметить: линька иногда меняет
форму и величину некоторых перьев. У дятлов со-
храняется до полной линьки длинное и широкое пер-
вое маховое перо, заменяющееся потом более корот-
ким и узким.
( Задание для 8-9 кл.)
2 . С помощью синонимических замен повысьте эмоциональность высказывания.
Первая боевая ночь. Мы запомнили её во всех подроб-
ностях. Запомнилась она и Нине Рудиной. Не забудется она,
тёмная-претёмная, даже при свете крупных южных звёзд,
усыпавших таинственное небо.
(Задание для 8-9 кл.)
3. Устраните речевые элементы, неуместные в строго научном тексте.
Что такое колониальные птицы? Колониальными называ-
ют тех птиц, которые на ограниченной небольшой террито-
рии гнездятся целыми группами, располагая гнёзда близко
друг от друга. Примерами таких птиц могут служить грачи,
чайки, кайры и многие другие.
(Задание для 7-8 кл.)
4. Следующие предложения сделайте более лаконичными за счёт устранения связок и повторяющихся слов.
1. Размножение является важнейшим биологическим пе-
риодом в годовом цикле жизни птиц.
2. Одни из птиц, как, например, хищные птицы, цапли,
грачи, гнёзда делают высоко над землёй, другие птицы –
зяблики, сойки, малиновки, дрозды – гнёзда делают ниже,
третьи птицы – серая мухоловка, сорокопуты, зеленушка –
делают совсем низко.
(Задание для 7 -8 кл.)
5. Упростить предложение (очень большое предложение разделить на два, сделать мысль более чёткой и ясной).
Имеются также висячие гнёзда, свойственные длинно-
хвостой синице, камышовкам, иволге, синице - ремезу и
ряду других, относящихся к отряду воробьиных, характе-
ризующиеся тем, что они прикрепляются к веткам боко –
ми стенками или верхними краями так, что дно не имеет
никакой опоры.
(Задание для 7-9 кл.)
6. Отредактируйте текст, устранив неуместные эмоциональные слова и выражения.
Из автобиографии
1. В пламенные годы Великой Отечественной войны
мой отец был ранен. 2. В годину горя, когда мне было че-
тырнадцать лет, я пошёл работать на завод токарем.
3. После победоносного завершения войны я поступил
учиться в вечернюю школу. 4. Великолепно шло учение
после рабочего дня. 5. Получив аттестат зрелости, я блес-
тяще поступил в институт. 6. Незабываемые годы получе-
ния высшего образования!
(Задание для 7-8 кл.)
7. Устраните синтаксическое однообразие текста, заменив некоторые предложения
со страдательными причастиями неопределённо-личными предложениями.
Расправа над декабристами
В Тарханах много говорилось об участи декабристов.
Рассказывали о жестокой расправе царя над восставшими.
Вечером 14 декабря были взяты троюродные братья Юрия
Петровича Лермонтова – Дмитрий Николаевич и Михаил
Николаевич. Арестованы два брата Беляевых, моряки, ак-
тивные участники восстания. Арестован Барятинский, об-
разованный и культурный молодой человек. Он заключён
в Петропавловскую крепость как государственный престу-
пник. В Москве был схвачен сын Горских. Юноша был пе-
ревезён в Петербург и заключён в Петропавловскую кре-
пость. Летом узнали о невозвратной потере для России.
Были повешены пятеро декабристов, руководителей вос-
стания. Очень многие отправлены на каторгу в Сибирь.
(Задание для 8-9 кл.)
8. Отредактируйте диалог, придайте ему свойственную разговорной речи непринуждённость, лаконичность.
- У нас в школе есть литературный кружок.
- А что вы сейчас изучаете на занятиях литературного
кружка?
- На литературном кружке мы сейчас изучаем «Тома
Сойера» писателя Марка Твена. Ты читал «Тома Сойера»?
- Нет, «Тома Сойера» Марка Твена я не читал.
- Будем читать «Тома Сойера» вместе.
(Задание для 6-8кл.)
9. К каким стилям речи относятся отрывки? Какая стилевая черта усилена в них
благодаря исправлениям?
1). Молодые кинематографисты пытаются сделать
язык кино более выразительным. Ищут новых красок и
старые мастера кино. Но герои многих произведений всё
ещё не обладают яркими характерами.
2). Среди молодых москвичей – победителей спортив-
ных соревнований много студентов.
3). В яркий солнечный день в лесу бывает прекрасно.
( Задание для 8-9 кл.)
10. Прочитайте сочинение ученика 6 класса. В каком стиле оно задумано и в основном написано? Выделите в нём удачные места, найдите и исправьте недочёт ( о чём здесь не следовало бы говорить).
На лыжах
Люблю мчаться с горы на лыжах! Холодный ветер обжигает лицо, солнце слепит глаза. А ты мчишься с такой скоростью, что, кажется, ещё минута – и лыжи оторвутся от убегающего из-под ног снега и ты полетишь по воздуху легко, свободно, как птица.
А вот и бугорок. Чтобы не упасть, нужно сильнее согнуть ноги в коленях и наклониться вперёд. В этот момент особенно важно держать лыжи параллельно друг другу. Но время упущено – брызги в лицо, ноги в сторону, я в сугробе.
(Задание для 6-7 кл.)
11. Прочитайте сочинение учащегося. В каком стиле оно задумано и в основном выполнено? Найдите в нём стилистические ошибки и исправьте их.
В выходной день мы с другом любим совершать лыжные прогулки. Въезжаешь в лес, и аж дух захватывает от такой красоты. Кругом лежит снег и серебрится на солнце. Чуть дотронешься до ветки – снег так и посыплется лёгкими пушистыми хлопьями.
(Задание для 5-7 кл.)
12. Отредактировать предложения.
1). На день рождения мне не только подарили новую компьютерную игру, но и ролики. 2). Я встретил на вокзале подругу моей тёти, которая живёт в Крыму. 3). Мне нравятся книги писателей, которые не просто учат жизни, но заставляют самостоятельно мыслить. 4). Сдайте тетради учителю, в которых вы делали домашнюю работу. 5).В июне месяце мы всем классом ездили в Псков. 6). Во время соревнований по плаванию наш тренер вёл хронометраж времени. 7). Из каждой поездки мы привозим бабушке па-
мятные сувениры. 8). Мы не только участвуем в олимпиаде по русскому языку, но и по литературе.
( Задание для 6-8 кл.)
13. Найдите лишние слова (плеоназмы ) в следующих предложениях.
1). Муму очень сильно привязалась к Герасиму. 2). Караван двигал-
ся по песчаным барханам к оазису. 3). Мы вновь возобновили с ними пере-
писку. 4). Я не успел закончить до конца эту работу. 5). Моя автобиография уместились на страничке тетради. 6). Всадники уже приближались ближе к деревне. 7). На Камчатке много горячих гейзеров. 8). Она сидела, облоко- тившись локтями о стол. 9). У ворот стоял пожилой старик. 10). Он бросил камень, но промахнулся мимо. 11). Мой дедушка – старый ветеран войны и
труда. 12). Подруга долго не возвращала мне книгу обратно.
( Задание для 5-7 кл.)
14. «Золотые россыпи» радио- и телеэфира. Исправьте ошибки.
- Около четыреста кинокамер вчера ещё были здесь.
- Нужно обратить внимание к этой проблеме.
- Говорят, что вы нашли общий язык в семье шахтёра.
- Сегодня мы озабочены о том, кем станут сегодняшние школьники.
- Получены интересные предложения с наших областей.
( Задание для 7 кл. )
15. Перед вами страничка из дневника ученика. Мальчик передаёт свои впечатления об одном чудесном зимнем дне. Вчитайтесь внимательно в его рассказ, отредактируйте, попытайтесь избежать однообразного повторения однородных сказуемых и придаточных предложений.
5 января. Я проснулся рано утром, подбежал к окну, подышал на стекло, которое замёрзло, и заглянул в глазок, который образовался.
В глаза ударила резкая белизна снега, который недавно выпал. Я ощутил волну радости, которая нахлынула на меня, бросился к кровати, торопливо застлал её, сделал зарядку, с удовольствием умылся, позавтракал, захватил лыжи и выбежал во двор.
Во всю ширь, куда ни кинешь взгляд, лежал белым пологом пушистый снег, сверкал на солнце и слепил глаза. Я пристегнул лыжи, взобрался на ближайшую гору, оглянулся вокруг, вдохнул полной грудью морозный воздух, оттолкнулся палками и стремительно понёсся по склону.
( Задание для 6-8 кл.)
16. Отредактируйте отрывок из ученического сочинения. Запишите исправленный вариант.
Какое огромное количество замечательных стихотворений у вели-
кого поэта А.Пушкина! В своём сочинении я хочу рассказать именно про его творчество. Я считаю, что этот человек внёс всю свою душу в рус - скую литературу. Даже в наше время его произведения считаются совре- менными несмотря на то, сколько лет назад они были написаны. Каждое из его стихотворений, прочитанные мной, можно легко осмыслить и да- же понять, с каким оно было написано.
Больше всего мне запомнилось и понравилось небольшое и очень душевное стихотворение «Я вас любил».
Небольшая печаль Пушкина вызвана не тем, что он любит, а тем,
какая сильная его любовь к женщине.
(Задание для 8-9 кл.)
17. Устранить речевые недочёты.
Одним из самых революционных стихотворений М.Ю.Лермонтова является стихотворение «Смерть поэта». Темой этого стихотворения является отклик русского народного поэта на великую утрату, понесённую его родиной. Это стихотворение начинается словами: «Погиб поэт! – невольник чести…»
(Задание для 9 кл.)
18. Устраните ненужные повторы, используя предложения с однородными ска- зуемыми, объедините, где нужно, простые предложения в сложное. Используйте для связи слова: а, и всё-таки, и, и, и.
Гусь словно не слышал его. Тогда Нильс схватил Мартина обеими руками за шею. Нильс потащил Мартина к воде. Это было нелёгкое дело. Гусь был самый луч-
ший в их хозяйстве. Мать раскормила его на славу. Нильса сейчас едва от земли видно. Он дотащил Мартина до самого озера. Он окунул его голову прямо в студё-ную воду.
( Задание для 5 – 6 кл. )
19. Определить и исправить логические ошибки.
А.Радищев ненавидел крепостное право и призывал к свержению его. С каким восхищением писатель рассказывает о непосильном труде крестьянина- пахаря («Любани»), с радостью знакомит нас с крепостным интеллигентом, который предпочёл 25-летнюю солдатскую службу унизительному существованию дворового слуги («Городня»).
(Задание для 9 кл.)
20. Отредактировать тексты.
1. «Земля воспитывает нас с тех пор, как мы родились. Малая родина – это наша земля,она
вливает в нас положительные или отрицательные качества».
2. «Устаревшие слова играют большую роль, если их убрать, то слов станет меньше и лю- ди будут долго подбирать выражения».
3. «И будь ты в провинции, она по-прежнему останется нашей малой родиной. Пусть даже будет большой город или небольшой посёлок в тундре.
Малая родина даёт многое, половина от родителей и половина от растившей нас земли.
Она способна исправить ошибки в воспитании нас родителями. Первое – это добро и зло,
красивость и уродство выносим мы из неё…»
4. «Родные места всегда останутся в душе моей, их невозможно забыть. Даже если я сме-
ню место жительства мой маленький посёлок где-нибудь в тундре на маленький город, всё рав-
но центром для меня останется мой родной любимый посёлок.
Природа родного края останется в наших душах навеки. Ведь её невозможно забыть, она
одна из самых важных для человека…»
- «Малая родина способна исправить ошибки родительского воспитания, первое самое
прочитанное о красоте и уродстве. Природа родного края останется в наших душах навечно.
Малая родина – это не только деревня, но и человеческое взаимоотношение, уклад жизни
и традиции живучестей, это и язык, и вера, и определённая скромность, и вынесение из самой земли её солями».
( Задание для 9 кл. )
Ответы на задания
1. Отредактируйте текст, используя более уместные в научной речи конструкции. Какого стилистического эффекта достигли вы?
Зимний наряд у белой куропатки более тёплый:
число перьев по сравнению с летним нарядом увели-
чивается. Полезно отметить: линька иногда меняет
форму и величину некоторых перьев. У дятлов со-
храняется до полной линьки длинное и широкое пер-
вое маховое перо, заменяющееся потом более корот-
ким и узким.
Учащиеся заменяют бессоюзные сложные предложения сложноподчинёнными. В начало последнего предложения вставляется слово например. Отмечается,что для научного стиля характерна специально подчёркнутая логичность, поэтому здесь уместны союзные связи между частями предложений, слово например, указывающее на переход от общей мысли к её конкретизации.
2 . С помощью синонимических замен повысьте эмоциональность высказывания.
Первая боевая ночь. Мы запомнили её во всех подроб-
ностях. Запомнилась она и Нине Рудиной. Не забудется она,
тёмная-претёмная, даже при свете крупных южных звёзд,
усыпавших таинственное небо.
Возможные замены: 1. Кто из нас не запомнил её во всех
подробностях! 2. Разве забудется она, тёмная-претёмная, да-
же при свете крупных южных звёзд, усыпавших таинственное
небо?
С помощью синонимических замен можно достигнуть и таких стилистических качеств речи, как лаконичность, ясность, личностный или обезличенный характер изложения. В научной, официально-деловой и в публицистической речи часто уместно заменить придаточные определительные причастными оборотами, способствующими краткости изложения. Замена придаточных предложений распространёнными дополнениями и обстоятельствами в научном стиле делает речь краткой и усиливает именной характер повествования.
3. Устраните речевые элементы, неуместные в строго научном тексте.
Что такое колониальные птицы? Колониальными называ-
ют тех птиц, которые на ограниченной небольшой террито-
рии гнездятся целыми группами, располагая гнёзда близко
друг от друга. Примерами таких птиц могут служить грачи,
чайки, кайры и многие другие.
Без ущерба можно устранить вопросительное предложение, так как вопросо-ответная форма типична для научно-популярного изложения и для публицистики.
5. Упростить предложение (очень большое предложение разделить на два, сделать мысль более чёткой и ясной).
Имеются также висячие гнёзда, свойственные длинно-
хвостой синице, камышовкам, иволге, синице - ремезу и
ряду других, относящихся к отряду воробьиных, характе-
ризующиеся тем, что они прикрепляются к веткам боко –
ми стенками или верхними краями так, что дно не имеет
никакой опоры.
Отредактированный вариант
Висячие гнёзда – это гнёзда, прикрепляющиеся к вет-
вям боковыми стенками или верхними краями; дно же не
имеет никакой опоры. Висячие гнёзда свойственны длинно-
хвостой синице, камышовкам, иволге, синице-ремезу и ряду
других птиц, относящихся почти исключительно к отряду
воробьиных.
6. Отредактируйте текст, устранив неуместные эмоциональные слова и выражения.
Из автобиографии
1. В пламенные годы Великой Отечественной войны
мой отец был ранен. 2. В годину горя, когда мне было че-
тырнадцать лет, я пошёл работать на завод токарем.
3. После победоносного завершения войны я поступил
учиться в вечернюю школу. 4. Великолепно шло учение
после рабочего дня. 5. Получив аттестат зрелости, я блес-
тяще поступил в институт. 6. Незабываемые годы получе-
ния высшего образования!
Стилистический недочёт заключается в употреблении эмоциональных слов и словосочетаний в неэмоциональной речи.
9. К каким стилям речи относятся отрывки? Какая стилевая черта усилена в них
благодаря исправлениям?
1). Молодые кинематографисты пытаются сделать
язык кино более выразительным. Ищут новых красок и
старые мастера кино. Но герои многих произведений всё
ещё не обладают яркими характерами.
2). Среди молодых москвичей – победителей спортив-
ных соревнований много студентов.
3). В яркий солнечный день в лесу бывает прекрасно.
Исправления
1). Хорошо, что молодые кинематографисты пытают-
ся сделать язык кино более выразительным. Хорошо, что
ищут новых красок и старые мастера кино. Плохо, что герои
многих произведений не обладают яркими характерами.
2). Радостно сознавать, что среди молодых москвичей –
победителей спортивных соревнований много студентов.
3). Невозможно сказать, до чего прекрасно бывает в лесу
в яркий солнечный день.
Следует отметить,что введение оценочных главных предложений усилило эмоциональность речи в текстах.В первом примере, помимо этого, использован параллелизм с анафорой и антитезой.
Сложноподчинённые предложения со сказуемым-глаголом в повели- тельном наклонении в главном предложении усиливают контакт автора с читателем.
10. Прочитайте сочинение ученика 6 класса. В каком стиле оно задумано и в основном написано? Выделите в нём удачные места, найдите и исправьте недочёт (о чём здесь не следовало бы говорить).
На лыжах
Люблю мчаться с горы на лыжах! Холодный ветер обжи - гает лицо, солнце слепит глаза. А ты мчишься с такой скоростью, что, кажется, ещё минута – и лыжи оторвутся от убегающего из-под ног снега и ты полетишь по воздуху легко, свободно, как птица.
А вот и бугорок. Чтобы не упасть, нужно сильнее согнуть ноги в коленях и наклониться вперёд. В этот момент особенно важно держать лыжи параллельно друг другу. Но время упущено – брызги в лицо, ноги в сторону, я в сугробе.
В этой художественной зарисовке, в целом неплохо сделанной учени- ком, лишними являются сведения делового характера: как надо вести себя в подобной ситуации (второе и третье предложения из второго абзаца).
11. Прочитайте сочинение учащегося. В каком стиле оно задумано и в основном выполнено? Найдите в нём стилистические ошибки и исправьте их.
В выходной день мы с другом любим совершать лыжные прогулки. Въезжаешь в лес, и аж дух захватывает от такой красоты! Кругом лежит снег и серебрится на солнце. Чуть дотронешься до ветки – снег так и посыплется лёгкими пушистыми хлопьями.
В этой работе, также выполненной в основном в стиле художествен -
ного описания, неуместными являются деловой оборот совершать прогулки и просторечная частица аж.
12. Отредактировано:
1). На день рождения мне подарили не только новую компьютерную игру, но и ролики. ( Используя двойные сопоставительные союзы, надо каждую их часть ставить непосредственно перед однородным членом.)
2). Я встретил на вокзале подругу моей тёти, живущую в Крыму. или Я встретил на вокзале подругу моей тёти, живущей в Крыму.
(Союзное слово который, чей, какой должно замещать ближайшее к нему существительное в форме того же рода и числа. В этих предложениях используем причастный оборот.)
3). Мне нравятся книги тех писателей, которые не просто учат жизни, но заставляют самостоятельно мыслить. ( Исправляем, вставив указательное местоимение.) или Мне нравятся книги, которые не просто учат жизни, но заставляют самостоятельно мыслить. ( Исключаем лишнее слово.)
4). Сдайте учителю тетради, в которых вы делали домашнюю работу. ( Изменили порядок слов.)
5). В июне мы всем классом ездили в Псков. (Плеоназм июнь месяц.)
6). Во время соревнований по плаванию наш тренер вёл хронометраж. ( Плеоназм хронометраж времени. )
7). Из каждой поездки мы привозим бабушке сувениры (или памятные подарки). ( См. предл. 5, 6 )
8). См. предложение 1.
13. Лишние слова
1). Сильно. 2). Песчаным. 3). Вновь. 4). До конца. 5). Моя. 6). Ближе. 7). Горячих. 8). Локтями. 9). Пожилой. 10). Мимо. 11). Старый. 12). Обратно.
14. «Золотые россыпи»
- Около четырёхсот кинокамер вчера ещё были здесь (не тот падеж зависимого слова).
- Нужно обратить внимание на эту проблему (не тот предлог и падеж зависимого слова).
- Говорят, что вы нашли общий язык с семьёй шахтёра (не тот предлог и падеж зависимого слова ).
- Сегодня мы озабочены тем, кем станут сегодняшние школьники (лишний предлог).
- Получены интересные предложения из наших областей (не тот предлог).
16.
Нельзя сказать, что ученик не старался, но этот отрывок – почти набор слов. Автор хотел «блеснуть» знаниями «красивых» слов, а полу - чился бессвязный текст с непродуманными формулировками. Работа неграмотна с точки зрения грамматики, стиля, логики. Текст нецелесооб- разно править, его лучше полностью переделать.
Один из вариантов редактирования:
Замечательные стихотворения у Пушкина! Его творчество и сего- дня современно, потому что произведения нашего поэта – это душа русского народа.
Мне нравятся стихи Пушкина тем, что всё понятно в них, хочется рассуждать, делиться мыслями и даже иногда плакать. Таким душевным для меня является стихотворение «Я вас любил».
Это стихотворение – любовное откровение поэта и образец того, как надо любить женщину.
17.
Распространённые речевые недочёты – это однообразие, частое повторение какого-либо слова, выражения.
18.
Приведённый текст неправильный, потому что состоит из отдельных сообще - ний-обрубков. Два основных порока этого текста: это навязчивые повторы и отсутствие указа- ний на то, как по смыслу связаны между собой коротенькие предложения. Следует исполь- зовать известные синтаксические конструкции и специальные слова для связи, и текст получается более понятным и красивым, а повторы исчезают сами собой. Вот как может выглядеть исправленный (восстановленный) текст.
Гусь словно не слышал его.
Тогда Нильс схватил Мартина обеими руками за шею и потащил к воде.
Это было нелёгкое дело. Гусь был самый лучший в их хозяйстве, и мать раскормила его на славу. А Нильса сейчас едва от земли видно. И всё-таки он до-
тащил Мартина до самого озера и окунул его голову прямо в студёную воду.
19.
Нарушен один из законов логического мышления - закон противоречия.
Говоря о ненависти Радищева к крепостному праву, ученик употребил слова восхищение и радость.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок- практикум по алгебре в 11 классе в форме коллективного обучения учащихся по группам Тема: « Логарифм и его свойства»
Урок- практикум по алгебре в 11 классе в форме коллективного обучения учащихся по группам Тема: « Логарифм и его свойства»...
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ МОЕЙ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ (ССС). УРОК-ПРАКТИКУМ для учащихся 8- классов Учитель Фурса М.Н. ГБОУ гимназия № 209
Здоровьесбережение и формирование ЗОЖ - важнейшая задача родителей, учителей, самих учащихся. Этот материал позволит сформировать навыки самооценки состояния своей сердечно-сосудистой системы....
УРОК-ПРАКТИКУМ № 1: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ МОЕГО ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (ОДА). для учащихся 8-х классов. Фурса М.Н. учитель биологии ГБОУ гимназия № 209 Санкт-Петербург.
Здоровьесбережение. Практическое занятие, урок, самостоятельная работа по оценке состояния своего скелета учащимися....
ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ МОЕЙ ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ. урок-практикум для учащихся 8-х классов. Учитель биологии Фурса М.Н. ГБОУ гимназия № 209 Санкт-Петербург.
Здоровьесбережение и формирование здорового образа жизни. Тренированность можно проверить, оценить и понять - как ты относишься к себе и своему здоровью. Что ты уже сделать, для того чтобы жить здоров...
Урок- практикум по краевой тренировочно-диагностической работе по русскому языку учащихся 10 класса.
Урок- практикум по краевой тренировочно-диагностической работе по русскому языку учащихся 10 класса....
Конспект урока-практикума для учащихся 9 класса. Тема: «Написание приставок» (Задание 4 вариантов ОГЭ по русскому языку).
Конспект урока-практикумадля учащихся 9 класса. Тема: «Написание приставок» (Задание 4 вариантов ОГЭ по русскому языку). Цель: сформировать навык нахождения нужных орфограмм...
Урок-практикум по подготовке учащихся к написанию сочинения 9.3.
Урок- практикум был проведён в рамках школьного фестиваля открытых уроков "Ура! Урок!". Для обсуждения я выбрала нравственную категорию, которая трудна для понимания учащихся. Это "нрав...