Урок- практикум по краевой тренировочно-диагностической работе по русскому языку учащихся 10 класса.
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) по теме

Урок- практикум по краевой тренировочно-диагностической работе по русскому языку учащихся 10 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_10_klass_sdat_g.m.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Урок- практикум по краевой тренировочно-диагностической работе по русскому языку учащихся 10 класса.

Цель: обобщить и закрепить знания учащихся по композиции сочинения (ЕГЭ). Совершенствовать умение анализировать текст, выявлять проблему данного текста и правильно и грамотно оформлять работу.

Ход урока:

  1. Орг. момент.
  2. Работа над ошибками допущенными в диагностической работе.
  3. Работа с опорной схемой:

 Один из вариантов оформления сочинения.

ФОРМУЛИРУЕМ ПРОБЛЕМУ

Проблема, обозначенная автором ( укажи фамилию автора, его инициалы. Если он тебе знаком, отметь, что автор текста известный писатель, публицист, художник, ученый и т.п), на мой взгляд, заключается в следующем: ( обозначь проблему с помощью риторического вопроса, назывных предложение ид. р.).

Например: « Какими должны быть отношения взрослых и молодежи, отцов и детей? Мне кажется, именно это проблема является самой значимой в тексте. Обрати внимание, что в первой части ты формулируешь одну из проблем предложенного текста. Слово ПРОБЛЕМА или ВОПРОС должны прозвучать в этой части сочинения. Можно в этой части работы воспользоваться и такими фразами:

Автор поднимает проблему….

Автор затрагивает важную проблему….

Автора текста волнует проблема….

Волнующую всех нас проблему…..поднимает писатель Д. Гранин

Проблема…. Не может не волновать современного человека. Задумался над ней и В. Тендряков.

Что такое…? ( В чем заключается…? Какую роль в жизни человека играет…?) Эту важную проблему поднимает автор.

КОММЕНТИРУЕМ ПРОБЛЕМУ

Вопрос о ( обозначь проблему иными словами, нежели это было в первом абзаце) никого не может оставить равнодушным, он в большей или меньшей степени касается каждого из нас. Проблема выдвинутая ( поднятая, обозначенная и т.д) (укажи автора), особенно актуальна ( злободневна, важна, существенна) в наши дни, потому что ( если это нравственная проблема, то укажи, что вопросы нравственности важны сегодня и всегда, так как понятия «совесть» и «честь» т.е. те нравственные категории, о которых рассуждает автор помогают человека оставаться человеком,  делают его добрее, чище. Если проблема философская, т.е. речь идет о добре и зле, правде и лжи, жизни и смерти, отметь,  что над такой проблемой человечество задумывается с давних пор. Если проблема экологическая, отметь,  ее злободневность в наши дни, когда люди загрязняют планету, когда речь идет о гибельном потеплении, об изменении климата всей планеы). Повествователь рассуждает над поднятым им вопросом не отстраненно, чувствуется его заинтересованность в том, о чем он пишет (приведи примеры). (укажи на каком материале автор рассматривает проблему: может быть, это воспоминания,  диалоги, художественное повествование и т.д). Передай содержание текста, но ни в коем случае не пересказывай, а комментируй то, как автор пытался подвести нас к пониманию своей главной мысли ( к авторской позиции).

ВЫЯВЛЯЕМ АВТОРСКУЮ ПОЗИЦИЮ

Поскольку комментарий обычно располагается после формулировки проблемы, логично строить его так, чтобы он подводил читателя к позиции автора. В этом случае можно использовать логический переход: Таким образом, позиция автора заключается в том, что…

ИЛИ ТАК:

Авторская точка зрения, как мне кажется, выражена довольно четко, она заключается в следующем: ( если текст публицистический, то авторская позиция- это ответ на поставленный самим автором вопрос. Тогда можно процитировать ту часть текста, в которой, по твоему мнению, ясно определяется авторская позиция).

ИЛИ. Мне довольно трудно выявить авторскую точку зрения, так как текст художественный, и не дает готового решения вопроса о том, что …. Он заставляет читателя самостоятельно сделать вывод, найти решение проблемы. И все- таки, наблюдая за тем, как автор относится к своим героям, какими изобразительно- выразительными средствами он рисует картину действительности ( если пишешь об этих средствах, обязательно назови, обратись к рецензии, к заданию В8, но только если уверен в правильности его решения), я позволю себе предположить, что авторская позиция заключается в следующем ( или главная мысль такова)_________

Типовые конструкции:

Позиция автора такова…

Автор считает, что….

Автор убеждает нас в том, что…

В тексте доказывается мысль о том, что…

Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает читателя в том, что…

АРГУМЕНТИРУЕМ СВОЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ  НА ПОДНЯТУЮ АВТОРМ ПРОБЛЕМУ, Т.Е ПИШЕМ СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ!!!

Мысль высказывания (указать автора) близка и понятна мне. Наверное, каждому из нас в жизни приходилось сталкиваться с подобной ситуацией. Повторим своими словами главную мысль автора текста- это будет тезис, который тебе надо будет доказать.

Почему точка зрений ( указать автора) кажется мне верной? Во- первых, мне самому не раз приходилось (приведи пример из собственного жизненного опыта)…, во- вторых, я неоднократно слышал это от…. В- третьих, в этом убеждает нас классическая литература- ( приведи пример из книги; можно вспомнить художественный фильм, спектакль, журнальную статью, телепередачу и т.д). 

ДЕЛАЕМ ВЫВОД:

Таким образом, ( обязательно сделай вывод, соотнеся его со СВОИМ тезисом).

  1. Работа над ошибками  с опорой на данную схему.
  2. Д.з. По данному тексту выявить проблему .Найти четыре аргумента к данной проблеме из художественной литературы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по русскому языку 7 класс «ЛЕКСИКА РУССКОГО ЯЗЫКА. МОЛОДЁЖНЫЙ ЖАРГОН И ЕГО ФУНКЦИЯ»

В работе рассмотрен один из актуальных вопросов культуры речи: использование жаргонизмов. Проведено исследование: составлен и охарактеризован словарь жаргонных слов, употребляемых учащимися наше...

Исследовательская работа по русскому языку 7 класс «ЛЕКСИКА РУССКОГО ЯЗЫКА. МОЛОДЁЖНЫЙ ЖАРГОН И ЕГО ФУНКЦИЯ»

В работе рассмотрен один из актуальных вопросов культуры речи: использование жаргонизмов. Проведено исследование: составлен и охарактеризован словарь жаргонных слов, употребляемых учащимися наше...

Исследовательская работа по русскому языку 7 класс «ЛЕКСИКА РУССКОГО ЯЗЫКА. МОЛОДЁЖНЫЙ ЖАРГОН И ЕГО ФУНКЦИЯ»

В работе рассмотрен один из актуальных вопросов культуры речи: использование жаргонизмов. Проведено исследование: составлен и охарактеризован словарь жаргонных слов, употребляемых учащимися наше...

Урок-практикум по теме "Основные способы словообразования в русском языке"

Презентация содержит теоретический и практический материал. Предназначена для учащихся 6 класса...

Итоговая контрольная работа по русскому языку 5 класс (для классов с углублённым изучением русского языка)

Итоговая контрольная работа по русскому языку для учащихся 5 класса с углублённым изучением предмета (по программе В.В.Бабайцевой)...