Конспект урока-практикума для учащихся 9 класса. Тема: «Написание приставок» (Задание 4 вариантов ОГЭ по русскому языку).
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Панькина Екатерина Анатольевна

Конспект урока-практикума

для учащихся 9 класса.

 

Тема: «Написание приставок»

(Задание 4 вариантов ОГЭ по русскому языку).

 

Цель: сформировать навык нахождения нужных орфограмм в приставках в зависимости от исходного задания в КИМах.

 

Задачи:систематизировать и обобщить имеющиеся знания учащихся;

           выработать алгоритм работы с заданием 4;

             рассмотреть трудные случаи в написании и определении приставок в словах.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3.docx968.68 КБ

Предварительный просмотр:

http://nachalo4ka.ru/wp-content/uploads/2014/10/012.png

Конспект урока-практикума

для учащихся 9 класса.

Тема: «Написание приставок»

(Задание 4 вариантов ОГЭ по русскому языку).

Цель: сформировать навык нахождения нужных орфограмм в приставках в зависимости от исходного задания в КИМах.

Задачи:систематизировать и обобщить имеющиеся знания учащихся;

           выработать алгоритм работы с заданием 4;

             рассмотреть трудные случаи в написании и определении приставок в словах.

Ход занятия.

  1. Орг.момент. Целеполагание занятия.
  2. Блиц-опрос:

    -сколько заданий в КИМах ОГЭ по русскому языку?

    -какие орфограммы не выносятся в систему заданий: чередующиеся гласные, -Н- и –НН- в разных частях речи, ср-ва изобразительности, И, Ы после приставок, О,Ё после шипящих, написание приставок?

    -скажите все ли слова в русском языке имеют приставку?  Какие не имеют, приведите несколько примеров;

    - а как определить приставка в слове или же часть корня?

    3. Запишите слова, попытайтесь определить в каких словах есть приставка, а в каких нет:

Подружка, подмести, продукт, прохожий, растение, растрепанный, заход, заря.

        

4.Вспомним виды приставок в русском языке:

-зависящие от последующего за приставкой согласного

(приставки, оканчивающиеся на з-, с-). Правило! Схема. (Помнить о том, что приставки з- в рус.яз.нет, поэтому всегда пишем с-, независимо от начальной согласной корня).

Тренинг:

         Бе_ценный, бе_человечный, бе_форменный, бе_конечный, бе_костный, бе_численный, бе_церемонный, бе_вкусный, бе_толковый, бе_грамотный, бе_цельный, бе_дарный, бе_покойный, бе_шумно, бе_смысленно, бе_болезненно.

         В_лететь, в_бешенный, в_дремнуть, в_тревоженный.

         Во_рождение, во_действие, во_хождение, во_звание, мирово_зрение, во_любить, во_кликнуть, во_парить, во_препятствовать.

         И_гнание, и_полнение, и_бежать, и_пуганный, и_тратиться, и_черпать, и_жарить, и_царапать, и_держки, и_давна, и_подлобья.

         Ни_падать, ни_провержение, ни_вергать, ни_ринуться, ни_послать, ни_кий, ни_ший.

         Ра_продажа, ра_двоение, ра_чесать, ра_щедриться, ра_биться, ра_щелина, ра_пространить, ра_толочь, ра_четливый, ра_пороть, ра_чертить, ра_крутить.

         Чере_чур, чре_мерный.

_дача, _дание, _дельщина, _десь, _бежать, _давать, _бор, _бросить, _доровье, _держаться, _двинуть, _горяча, _дравница, _бить, _гинуть, не видно ни _ги, _дернуть, _гореть.

-зависящие от значения (приставки пре-, при-, пра-). Правило! Схема. (Помнить о паронимах: презирать и призреть ….).

при-

пре-

Прибывать («приезжать, приходить»). Поезд прибывает. Прибытие. Расписание прибытия поездов

Пребывать («находиться где-нибудь или в каком-нибудь состоянии»). Пребывание в столице. Пребывать в унынии

Придать («усилить, прибавить чего-либо, дать дополнительно»). Придать храбрости. Приданое. Придать нужную форму

Предать («изменить, нарушить верность, забыть»). Предать друга. Предать огню. Предать забвению. Предание. Народное предание

Приступить («начать»). Приступить к работе. Приступить к занятиям

Преступить (закон). Преступник, преступление, преступность, преступный

Приклонить (голову) (только в значении «найти или не найти приют»). Негде голову приклонить. Будет где голову приклонить

Преклонить (голову, знамена, колени) («склониться, опустить вниз, выражая глубокое уважение, восхищение»). Преклонение

Притворить («неплотно закрыть»). Притворить дверь

Претвориться («осуществиться, воплотиться»). Замысел претворился в жизнь

Притвориться («с целью ввести в заблуждение»). Притвориться спящим. Притворщик, притворный, притворство

Презреть («пренебречь чем-либо»). Презреть опасность. Презрение, презренный, презрительный, презирать

Призреть («дать приют») – устарело

Предел («граница, черта»). Предел скорости, предел желаний, за пределами страны

Придел («пристройка»)

Предельный, беспредельный

Приемник («то, что предназначено для приема»). Радиоприемник, детский приемник

Преемник («продолжатель дел, традиций»). Преемственность, преемственный

Приуменьшить («несколько уменьшить»)

Преуменьшить («значительно уменьшить»)

Тренинг:

приступить к занятиям, преступить закон, пресечь разговоры, превосходить, прибить, приглушить, привокзальный, превысить скорость, пресветлый образ, привесок, приокский, пренеприятный, прерываемый, привязанный, непримиримый, придать форму, прибрежье, (поезд) прибывает, пребывать в унынии, приклонить голову негде, преклонить колени (в знак уважения), пригородный, приклеить, присесть, преграда, предел желаний, придел храма, преемник поэта, радиоприемник, преданья старины, непреклонная воля, немного приуменьшить, притерпеться, придать лицу выражение, преобразовать, пригвоздить, приворожить, пребывание делегации за рубежом.

-зависящие от ударения (приставки не-, ни- в отрицательных и неопределенных местоимениях; рас(з-)–рос(з-)-). Правило! Схема.

Тренинг: некто, нисколько, некого, никак, несколько, никого

Рассыпать – россыпи; распускать – роспуск; расписание – роспись; рассказ –  россказни; развалиться – розвальни; разыграть – розыгрыш; раздать – розданный;

разыскать – розыск.

- пишущиеся через дефис (наречные). Правило! Схема.

Тренинг:

по-другому, по-моему, по-английски, по-волчьи, Исключения:

потому, поэтому, почему, посему, во-первых, во-вторых, в-третьих, что-то, где-либо, как-нибудь, кое-кто

-единообразного написания (по-, перед-, на-, над-, за-…….).

О-

окликнул, остановка, осадок, онеметь

ДО-

добраться, дойти, догадка

ПО-

поверье, подворье, порезать, полагаться

ПРО-

проварить, пробел, проделка, произрастать

ПРА-

В особом значении: (значение родства) прабабушка, праязык

НА-

нападение, накрыть, нагнать

ЗА-

задаваться, заключенный, забрать, забить

НАД- (НАДО-)

надкусить, надтреснуть, надписать, надорваться

ПОД- (ПОДО-)

подтаять, подточить, подсказать, подождать

ОТ- (ОТО-)

отдать, отдых, отодвинуть, открыть

ОБ-(ОБО-)

обстричь, обточить, обтереть, обойти

В- (ВО-)

всласть, вшить, вцепиться, вовлечь

ПРЕД-

председатель, предшественник, предрешать

ПЕРЕ-

перегной, перелить, перекос

С- (СО-)

сдвинуть 
сбиться 
сберечь 
сдаться 
сдружиться 
сделать 
согнуться

Нет приставки в словах: 
здесь, 
здешний, 
здание, 
здоровье, 
ни зги 
и однокоренных.

        

Тренинг:

1.Возгорается костер все сильнее, рассекая воздушный простор, притупляя все чувства лихие, никогда не подвластные мне . (1) слово, в котором правописание приставки зависит от глухости последующего согласного; 2) слово, в котором правописание приставки зависит от звонкости последующего согласного; 3) слово, в котором правописание приставки зависит от значения; 4) слово, в котором правописание приставки зависит от ударения; 5) слово, в котором правописание приставки не зависит не от каких условий (единообразное написание)

По-осеннему одета мама: некоторым образом прикрыты шарфом плечи, разбушевавшиеся волосы выбились из-под меховой шапки, старое серенькое пальто моей прабабушки было ей к лицу, раскрасневшемуся на ветру. (1) слово, в котором правописание приставки зависит от глухости последующего согласного; 2) слово, в котором правописание приставки зависит от звонкости последующего согласного; 3) слова, в которых правописание приставки зависит от значения; 4) слово, в котором правописание приставки зависит от ударения; 5) слово, в котором правописание приставки не зависит не от каких условий (единообразное написание); 6) слово, в котором правописание приставки зависит от суффикса.

5. Тест

1. В каком слове правописание согласного на конце приставки зависит от звонкости/глухости следующего согласного? 

1) Исчез  2) Исписать  3) Сгореть 4) Здоровье

2. В каком слове правописание приставки определяется правилом: «В приставках на –З и –С перед звонкими согласными пишется З, а перед глухими согласными – С»:

1) Здравница 2) Известковый3) Расставить 4) Несговорчивый

 3. В каком слове правописание звонкого согласного на конце приставки зависит от звонкости следующего согласного?

1) Здание 2) Надземный 3) Подвести 4) Безжалостно

4. В каком слове правописание согласного на конце приставки зависит от звонкости/глухости следующего согласного?

1) Подписать 2) Разбитый 3) Сзади 4) Отбиться

5. Укажите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «не до конца совершённое действие»:

1) Преобразовать 2) Пришкольный 3) Преступник 4) Приоткрыть 

6. В каком слове правописание приставки определяется её значением – «присоединение»?

1) Приклеить 2) Приезжать 3) Приветствие 4) Призадумавшись

7. В каком слове правописание приставки определяется её значением – «приближение»?

1) Прислушаться 2) Прекратить 3) Приключение 4) Прилетевший 

8. В каком слове правописание приставки равно значению - «очень»?

1) Причудливость 2) Пришепётывая 3) Премиленький 4) Пререкаться

9. В каком слове правописание приставки определяется её значением –

 «ПЕРЕ-»?

1) Прерывать 2) Преспокойно 3) Предполагать 4) Премьера

10. В каком слове правописание приставки определяется её значением - «близость, смежность»? 

1) Приглушённо 2) Приморский 3) Прицепиться 4) Притаившись 

6. Итог занятия (вывод о том, как надо выполнять задание) делают учащиеся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы учителя по подготовке учащихся к написанию части С на ЕГЭ по русскому языку.

Данный материал поможет организовать поэтапную подготовку учащихся к сдаче единого государственного экзамена. Даны речевые образцы и методические шаги по выстраиванию сочинения - рассуждения, предложе...

Конспект урока-практикума в 7 классе на тему: «Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи».

Коспект урока по русскому языку для учащихся 7 класса в нетрадиционной форме....

Открытый урок-практикум в 8-м классе. Тема: Типы речи.

Открытый урок-практикум  на тему  "Типы речи".Дается полное описание хода урока. Цели и методы урока использованные в ходе работы....

Модульный урок по русскому языку в 7 классе. Тема: «Раздельное написание не с деепричастиями».

1.Модульное обучение- весь материал по теме делится на отдельные блоки. В каждом блоке содержится проверочная работа. Ученик учится постоянно в зоне своего ближайшего развития, так как учебная деятель...

мастер - класс на тему "Подготовка учащихся 9-ых классов к написанию сочинения - рассуждения на ОГЭ по русскому языку", то есть обучение выполнению задания 15.3.

мастер - класс позволит учителю русского языка подготовить учащихся девятых классов к написанию задания15.3. В презентации есть ссылки на линию учебников, по которым работает педагог (Т.А. Ладыженская...

План – конспект урока по СБО 5 класс. Тема урока: «Почтовый адрес дома, школы. Написание адреса на почтовой открытке».

План – конспект урока по СБО 5 класс.Тема урока: «Почтовый адрес дома, школы.Написание адреса на почтовой открытке»....

Урок-практикум по подготовке учащихся к написанию сочинения 9.3.

Урок- практикум был проведён в рамках школьного фестиваля открытых уроков "Ура! Урок!". Для обсуждения я выбрала нравственную категорию, которая трудна для понимания учащихся. Это "нрав...