Урок-практикум по подготовке учащихся к написанию сочинения 9.3.
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Виноградова Надежда Михайловна

Урок- практикум был проведён в рамках школьного фестиваля открытых уроков "Ура! Урок!". Для обсуждения я выбрала нравственную категорию, которая трудна для понимания учащихся. Это "нравственный выбор". Урок разработан для класса, в котором многие учащиеся не мотивированы на учёбу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_k_sochineniyu_9.3.docx46.92 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku.pptx1.85 МБ

Предварительный просмотр:

Школьный фестиваль открытых уроков «Ура! Урок!»

Урок- практикум  в 9 классе по теме: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения 9.3»

Цель урока: сформировать  навыки написания сочинения - рассуждения на морально- этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку.

Задачи:

образовательные:

расширение и углубление знаний  о композиции сочинения - рассуждения, способах толкования слова, правилах написания аргументов, предупреждение орфографических ошибок; обучение умению самостоятельно создавать собственное высказывание.

развивающие:

развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения анализировать исходный текст, выделять главное, обобщать и делать выводы,

отбирать материал для собственного текста, выражать личностно - эмоциональное отношение к теме.

воспитательные:

формирование таких нравственных качеств, как честность, справедливость, уважение к другим людям, умение признать свою ошибку.

Методы обучения: проблемно - поисковый, сравнительный анализ информации.

Организационные формы: беседа, фронтальная работа, групповая работа.

Личностные УУД: стремление к развитию речи, понимание необходимости подготовки к ОГЭ; самоопределение (внутренняя позиция ученика); умение слушать и вступать в диалог.

Регулятивные УУД: формулирование темы урока, цели, соотнесение цели и результатов своей деятельности.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с другими участниками группы, умение строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле, осуществление речевого самоконтроля в учебной деятельности и повседневной практике.

Познавательные УУД: умение работать с текстом, анализировать, выстраивать

последовательность, систематизировать, извлекать информацию из представленных источников, и преобразовывать её, строить рассуждения, делать выводы,   находить ответы на вопросы.

Ход урока

Класс делится на две группы.

I.Оргмомент. (Название темы урока СЛАЙД №1)

Эмоциональный настрой.

Ребята, послушайте ст-е Юрия Левитанского и попытайтесь определить, какое нравственное понятие мы сегодня будем рассматривать?

Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку –

Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

Слово для любви и для молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы –

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе:

Щит и латы. Посох и заплаты.

Меру окончательной расплаты

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.

Выбираю тоже – как умею.

Ни к кому претензий не имею –

Каждый выбирает для себя.

Верно. Ключевое слово нашего сочинения «ВЫБОР»,  и не просто выбор одежды, еды или места для отдыха. Мы будем рассматривать понятие «Нравственный выбор», который иногда, ох, как непросто сделать.

II. План сочинения 9.3 (СЛАЙД «2)

1.Даём определение понятию.

Комментируем данное определение (иногда для этого достаточно ответить на вопрос по теме сочинения)

2.Приводим аргумент из прочитанного текста.

3.Приводим аргумент из собственного опыта (лит-ра, СМИ, интернет, биографии известных людей)

4.Делаем вывод.

III. Ассоциативный ряд.

Каждая группа обсуждает и записывает нравственные ценности, между которыми можно выбирать.

(СЛАЙД №3)

Добро и зло, трусость и смелость, любовь, дружба и ненависть, верность и предательство, сострадание и жестокость, сочувствие и равнодушие.

IV. Определение понятия

Используя записанные вами слова и выражения, которые вы видите на слайде, посовещайтесь в группе и дайте определение понятию «нравственный выбор».

Осознанно принятое человеком решение; это выбор между; руководствоваться совестью, моралью, собственными представлениями о жизни; отображает характер человека, его моральные ценности.

V. Заслушивание ответов. (СЛАЙД №4)

Нравственный выбор – это осознанно принятое человеком решение, это выбор между добром и злом, правдой и ложью, бескорыстием и выгодой. Делая нравственный выбор, человек руководствуется совестью, моралью, собственными представлениями о жизни. Нравственный выбор отображает характер человека, его моральные ценности.

VI. Знакомство с текстом, беседа по прочитанному. Чтение задания 9.3

 (1)Кажется, я был в пятом классе, когда у нас появилось сразу несколько новых молодых учителей. (2)Одним из первых появился Владимир Васильевич ИгнатОвич — учитель химии. (3)Это был модой человек, только что с университетской скамьи, с чуть заметными усиками, маленького роста, с пухлыми розовыми щеками, в золотых очках. (4)Говорил он голосом, в котором звучали тонкие, как будто детские, нотки. (5)В классе несколько робел, и лицо его часто заливал застенчивый румянец. (6)Новый учитель обращался с нами вежливо, преподавал старательно, заданное спрашивал редко, к отметкам выказывал пренебрежение, уроки объяснял, как профессор, читающей лекцию.

(7)Первым результатом его системы было то, что класс почти перестал учиться. (8)Вторым — то, что ему порой начали слегка грубить.

(9) Однажды, когда класс шумел и ИгнатОвич напрасно надрывал свой мягкий голосок, одному из нас показалось, будто он называл нас стадом баранов. (10)Другие учителя очень часто называли нас стадом баранов, а порой и хуже. (11)Но то были другие. (12)Они были привычно грубы, а мы привычно покорны. (13)ИгнатОвич же сам приохотил нас к другому обращению.

(16)Один из учеников, Заруцкий,  встал среди шумевшего класса.

—(17)Господин учитель, — сказал он громко, весь красный и дерзкий. — (18)Вы, кажется, сказали, что мы стадо баранов. (19)Позвольте вам ответить, что… в таком случае…Вы сами баран…

 (24)В первую минуту учитель растерялся, но затем ответил окрепшим голосом:

—Я этого не говорил… (25)Вы ошиблись…

(26)Простой ответ озадачил, в ту же минуту прозвенел звонок и учитель вышел. ( ) Заруцкого окружили. (29)Он стоял среди товарищей, упрямо потупившись и чувствуя, что настроение класса не за него. (30)Сказать дерзость учителю, вообще говоря, считалось подвигом, и если бы он так же прямо назвал бараном одного из старых учителей, то Совет школы  его исключил бы, а ученики проводили бы его горячим сочувствием. (31)Теперь настроение было недоуменно-тяжелое, неприятное…

— (32)Свинство, брат! — сказал кто-то.

—(33)Пусть жалуется в Совет школы, — угрюмо ответил Заруцкий.

(34)Для него в этой жалобе был своего рода нравственный выход: это сразу поставило бы нового учителя в один ряд с учителями старыми и оправдало бы грубую выходку.

—(35)И пожалуется! — сказал кто-то.

—(36)Конечно! (37)Думаешь, спустит?

(38)Этот вопрос стал центом в разыгравшемся столкновении. (39)Прошло два дня, о жалобе ничего не было слышно. (40)Прошел день совета.., признаков жалобы не было.

(42)На следующий урок химии ИгнатОвич явился несколько взволнованный; лицо его было серьезно. (44)Сквозь серьезность учителя проглядывала обида юноши, урок шел среди тягостного напряжения. (45)Минут через десять Заруцкий, с потемневши лицом, поднялся с места. (46)Казалось, что при этом на своих плечах он поднимает тяжесть, давление которой чувствовалось всем классом.

— (47)Господин учитель…  — с усилием выговорил он. (48)Веки у молодого учителя дрогнули под очками, лицо все покраснело. (49)Напряжение в классе достигло высшего предела.

—(50)Я… прошлый раз… — начал Заруцкий глухо. (51)Затем, с внезапной резкостью, он закончил:

—Я извиняюсь. (52)И сел с таким видом, точно сказал новую дерзость. (53)Лицо у ИгнатОвича посветлело, хотя краска залила его до самых ушей. (54)Он сказал просто и свободно:

—Я говорил уже, господа, что баранами никого не называл.

(55)Инцидент был исчерпан. (56)В первый  раз такое столкновение разрешилось таким образом. (57)«Новый» учитель выдержал испытание. (58)Мы были довольны им и — почти бессознательно — собою, потому что также в первый раз не воспользовались слабостью этого юноши, как воспользовались был слабостью кого-нибудь из «старых». (59)Самый эпизод скоро изгладился из памяти, но какая-то ниточка своеобразной симпатии, завязавшейся между новым учителем и классом, осталась.

 

                                                                         (По В.Г.Короленко)

--Почему класс позволял себе по отношению к учителю грубости?

--Кому же пришлось в этой ситуации сделать нравственный выбор?

(Заруцкий нашёл в себе силы извиниться перед учителем в присутствии всего класса. А ведь это не просто- признаться себе и всем, что ты не прав)

-- Почему ребята стали с симпатией относиться к молодому учителю?

(Он не пошёл жаловаться в Совет школы)

--Значит учитель тоже сделал свой нравственный выбор?

(Да. Ведь он мог пожаловаться в Совет школы, и Заруцкого исключили бы из школы. Для всех это была бы наука)

9.2. Как Вы понимаете значение выражения НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение рассуждение на тему: «Как характеризует человека его нравственный выбор?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой ответ, приведите два примера-аргумента, подтверждающие Ваши рассуждения: один пример приведите из прочитанного текста, а второй из Вашего жизненного опыта.

VII. Комментарий.

Напишите комментарий к данному вами определению. Для этого нам достаточно ответить на вопрос, который является темой сочинения.

«Как характеризует человека его нравственный выбор?»

(СЛАЙД №5)

В своей жизни человек не раз сталкивается с трудностями, которые ему приходится преодолевать. Эти трудности часто связаны с отношениями между людьми, с поступками. Совершая тот или иной поступок в различных жизненных ситуациях, человек делает нравственный выбор. Этот выбор зависит от его убеждений и может многое сказать о нём. Можно помочь оказавшимся в трудной жизненной ситуации, а можно равнодушно пройти мимо; можно перечислить деньги и спасти жизнь больного ребёнка, а можно купить что-то вкусное; можно пойти защищать Родину, а можно трусливо спрятаться; можно оскорбить человека и делать вид, что ничего не произошло, а можно мучиться угрызениями совести…

VIII. Примеры-аргументы.

Для подтверждения своих рассуждений мы должны привести два примера-аргумента. Первая группа приводит пример из прочитанного текста, а вторая – из жизненного опыта.(Слайд №6)

1 группа: Для подтверждения своих слов приведу пример из прочитанного текста.

2 группа: Второй аргумент приведу из собственного опыта.

Заслушивание ответов.

(СЛАЙД №7)

Для подтверждения своих слов приведу пример из прочитанного текста.

Молодой учитель применял свои методы в преподавании: «…обращался с нами вежливо.., заданное спрашивал редко.., к отметкам выказывал пренебрежение…» Кончилось это тем, что класс перестал учиться, а один из учеников, Заруцкий, оскорбил учителя. Ребята ждали, что учитель пожалуется в Совет школы, но этого не случилось. Заруцкий мог бы сделать вид, что ничего не произошло, ведь его не отчислили из школы. Но он сделал свой нравственный выбор и извинился перед учителем в присутствии всего класса. Это говорит о том, что он мучился угрызениями совести и поступок это дался ему нелегко. Об этом мы можем прочитать в тексте: «…Заруцкий с потемневшим лицом поднялся с места. Казалось, что при этом на своих плечах он поднимает тяжесть…»

Второй аргумент приведу из собственного опыта. Сейчас продолжается специальная военная операция на Украине, и каждый день нашим бойцам приходится делать нравственный выбор.  Колонна, в составе которой следовал лейтенант Нурмагомед Гаджимагомедов, была атакована ВСУ. Покинув подбитую и загоревшуюся боевую машину, Нурмагомедов смог организовать своих бойцов для ведения круговой обороны. Получив тяжелые ранения и использовав весь боекомплект, военнослужащий подорвал гранатой себя и окруживших его солдат противника. Уроженцу Дагестана было посмертно присвоено звание Героя России.

IX. Вывод (СЛАЙД №8)

Таким образом, можно сделать вывод: нравственный выбор – самый сложный выбор, с которым приходится сталкиваться человеку. Когда его совершаешь, важно прислушиваться к голосу совести и  не поддаваться малодушию.


X. Итог урока.


В жизни по-разному можно жить.

В горе можно. И в радости.

Вовремя есть. Вовремя пить.

Вовремя делать гадости.

А можно и так: на рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукой обожженною солнце достать

И подарить его людям.

С. Островой


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовка к сочинению-рассуждению 9.3

Слайд 2

План сочинения 9.3 1.Даём определение понятию. Комментируем данное определение (иногда для этого достаточно ответить на вопрос по теме сочинения) 2.Приводим аргумент из прочитанного текста. 3.Приводим аргумент из собственного опыта (лит- ра , СМИ, интернет, биографии известных людей ) 4. Делаем вывод.

Слайд 3

Добро и зло; трусость и смелость; любовь, дружба и ненависть; верность и предательство; сострадание и жестокость; сочувствие и равнодушие… Осознанно принятое человеком решение; это выбор между…; руководствоваться совестью, моралью, собственными представлениями о жизни; отображает характер человека, его моральные ценности.

Слайд 4

Нравственный выбор – это осознанно принятое человеком решение, это выбор между добром и злом, правдой и ложью, бескорыстием и выгодой. Делая нравственный выбор, человек руководствуется совестью, моралью, собственными представлениями о жизни.

Слайд 5

В своей жизни человек не раз сталкивается с трудностями, которые ему приходится преодолевать. Эти трудности часто связаны с отношениями между людьми. Совершая тот или иной поступок, человек делает нравственный выбор. Этот выбор зависит от его убеждений и может многое сказать о нём. Можно помочь оказавшимся в трудной жизненной ситуации, а можно равнодушно пройти мимо; можно перечислить деньги и спасти жизнь больного ребёнка, а можно купить что-то вкусное; можно пойти защищать Родину, а можно трусливо спрятаться; можно оскорбить человека и делать вид, что ничего не произошло, а можно мучиться угрызениями совести…

Слайд 6

1 группа : Для подтверждения своих слов приведу пример из прочитанного текста. 2 группа : Второй аргумент приведу из собственного опыта.

Слайд 7

Для подтверждения своих слов приведу пример из прочитанного текста. Молодой учитель применял свои методы в преподавании: «…обращался с нами вежливо.., заданное спрашивал редко.., к отметкам выказывал пренебрежение…» Кончилось это тем, что класс перестал учиться, а один из учеников, Заруцкий , оскорбил учителя. Ребята ждали, что учитель пожалуется в Совет школы, но этого не случилось. Заруцкий мог бы сделать вид, что ничего не произошло, ведь его не отчислили из школы. Но он сделал свой нравственный выбор и извинился перед учителем в присутствии всего класса. Это говорит о том, что он мучился угрызениями совести и поступок это дался ему нелегко. Об этом мы можем прочитать в тексте: «… Заруцкий с потемневшим лицом поднялся с места. Казалось, что при этом на своих плечах он поднимает тяжесть…»

Слайд 8

Второй аргумент приведу из собственного опыта. Сейчас продолжается специальная военная операция на Украине, и каждый день нашим бойцам приходится делать нравственный выбор. Колонна, в составе которой следовал лейтенант Нурмагомед Гаджимагомедов , была атакована ВСУ. Покинув подбитую и загоревшуюся боевую машину, Нурмагомедов смог организовать своих бойцов для ведения круговой обороны. Получив тяжелые ранения и использовав весь боекомплект, военнослужащий подорвал гранатой себя и окруживших его солдат противника. Уроженцу Дагестана было посмертно присвоено звание Героя России.

Слайд 9

Таким образом, можно сделать вывод : нравственный выбор – самый сложный выбор , с которым приходится сталкиваться человеку. Когда его совершаешь, важно прислушиваться к голосу совести и не поддаваться малодушию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Различные пути в подготовке учащихся к написанию сочинения (в формате ЕГЭ)

Различные пути в подготовке учащихся к написанию сочинения(в формате ЕГЭ) Часть 2 –написание сочинения...

"Подготовка учащихся к написанию сочинения-рассуждения"

Презентация представляет собой пошаговую работу по подготовке учащихся 9 класса к ГИА....

Упражнения, направленные на подготовку учащихся к написанию сочинения-рассуждения(часть 3,ЕГЭ)

Данный материал рассчитан на работу с учащимися 11-х классов. Материал содержит 12 упражнений, способствующих научить  учащихся верно формулировать проблемы текстов, выявлять авторскую позицию, а...

Подготовка учащихся к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по УМК С.И.Львовой, В.В.Львова

Система упражнений, направленных на подготовку учащихся к написанию сочинений-рассуждений на лингвистическую тему...

Подготовка учащихся к написанию сочинения-рассуждения ЕГЭ

На презентации дан текст Т.Устиновой, современной российской  писательницы, повествующий о бездомной собаке, которую случайно видит рассказчика возле крыльца большого магазина в г.Санкт-Петербург...

Статья "Роль школьного учебника в подготовке учащихся к написанию сочинения на лингвистическую тему"

Как сделать так, чтобы, подойдя к концу 9 класса, мои ученики не боялись писать сочинение на лингвистическую тему и могли продемонстрировать овладение ими системой лингвистических знаний и умений?...