Второстепенные члены предложения
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку по теме
В данном разделе представлены материалы по подготовке к ЕГЭ и ГИА по отдельным темам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vtorostepennye_chleny.docx | 33.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Второстепенные члены предложения
Второстепенными членами предложения называются все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого.
Второстепенные члены могут пояснять как главные, так и второстепенные члены предложения, с которыми они составляют словосочетания.
Второстепенные члены предложения могут соединяться с другими членами предложения тремя способами: согласованием, управлением и примыканием.
Согласование | способ связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное с изменением форм главного слова изменяются и формы зависимого слова | стройная берёза (ед.ч., жен. р., им. п.) глубокое море, глубоким морем |
Управление | способ связи, при котором зависимое слово ставится при главном слове в определённом падеже с изменением формы главного слова форма зависимого слова не изменяется | посеять рожь (в.п.) стал рабочим, стану рабочим, став рабочим |
Примыкание | способ связи, при котором зависимое неизменяемое слово связывается с главным только по смыслу | Жить дружно, разговаривал улыбаясь, очень волноваться |
По характеру значения и синтаксической роли в предложении второстепенные члены делятся на три группы: дополнения, определения и обстоятельства.
Дополнение – второстепенный член предложения, который обозначает предмет, поясняет сказуемое или другой член предложения и отвечает на вопросы косвенных падежей.
Способы выражения дополнения
Способ выражения | Вопросы | Примеры |
1.Имя существительное | взялся (за что?) за ложку | Герасим снова взялся за ложку и продолжал хлебать щи. |
2.Местоимение | подал (кому?) мне | Рабочий подал мне заявление об отпуске. |
3.Имя числительное | делится (на что?) на пять | Десять делится на пять. |
4.Наречие (в значении имени существительного) | не будет похоже (на что?) на сегодня | Завтра не будет похоже на сегодня. |
5.Неопределённая форма глагола | прошу (о чём?) говорить | Я прошу вас говорить по существу дела. |
6.Имя прилагательное (в значении имени существительного) | вспоминали (о чём?) о прошлом | Все вспоминали о прошлом. |
7.Неделимое словосочетание, включающее существительное в косвенном падеже | поеду (к кому?) к отцу с матерью | На каникулы я поеду к отцу с матерью. |
Дополнение, как зависимое слово в словосочетании, связывается с главным при помощи управления (кроме тех случаев, когда в роли дополнения выступают неопределённая форма глагола и наречие, которые примыкают к главному слову).
Грамматические значения дополнения
Грамматические значения | Вопросы | Примеры |
1.Адресат действия | кому? – дат. п. | Победителю соцсоревнования был вручён значок. |
2.Объект действия | что? – вин. п. | Ещё в школе я выбрал себе профессию. |
3.Орудие действия | чем? – тв. п. | Павлуша, стоя на коленях, тыкал щепкой в закипевшую воду. |
4.Предмет сравнения и др. | чего? – род. п. кого? – род. п. | Летом день длиннее ночи. Мой брат старше сестры. |
Дополнения бывают прямые и косвенные. Прямые дополнения относятся к переходным глаголам и обозначают предмет, на который направлено действие: Я сегодня поймал было (кого?) рыбку.
Прямые дополнения выражаются винительным падежом без предлога или, реже, родительным падежом.
Родительный падеж прямого дополнения употребляется: 1) если нужно показать, что действие направлено не на весь предмет, а только на его часть: Я выпил воды (какую-то часть воды). – Я выпил воду (всю воду, которая была); 2) в некоторых случаях при отрицательном сказуемом: Я хорошо помню этот кинофильм. – Я не помню этого кинофильма; 3) при некоторых глаголах: Бояться темноты.
Все остальные дополнения называются косвенными: Семья приготовилась (к чему?) к отъезду. (Д. п.) Полученному письму (чему?) рады. (Д.п.)
Определение – второстепенный член предложения, обозначающий качества, свойства и признаки предметов и явлений. Определение отвечает на вопросы какой? чей? который?
Грамматические значения определения
Грамматические значения | Вопросы | Примеры |
| какой? какие? | Леса, луга поёмные, ручьи и реки русские весною хороши. |
| чья? | Изба лесника состояла из одной комнаты. |
Определения бывают двух видов: согласованные и несогласованные.
Определения, как зависимые слова, относятся к именам существительным.
Согласованные определения связываются с существительными согласованием, т.е. стоят в том же роде, числе и падеже: Белеет парус (какой?) одинокий…
Несогласованные определения связываются с существительными по способу управления или, реже, по способу примыкания: Я буду проводить линию (какую?) партии. День (какой?) торжества наступил. Ежедневное чтение (какое?) вслух помогло мне исправить недочёты произношения.
Способы выражения определения
Определения | Способы выражения | Вопросы | Примеры |
1.Согласование | 1.Имя прилагательное (полное) 2.Причастие 3.Порядковое числительное 4.Местоимения, которые склоняются как прилагательные | какой? какой? какое? чей? какие? | Здесь вижу двух озёр лазурные равнины. Грядущие годы таятся во мгле. Побледневшее небо стало опять синеть. На третий день пути лыжники вышли на широкую равнину. Вижу твой жребий на светлом челе. |
2.Несогласованные: а) по способу управления б) по способу примыкания | 1.Имя существительное или местоимение в форме косвенных падежей с предлогами или без предлогов 2.Синтаксически цельное словосочетание (существительное и прилагательное) 1.Простая форма сравнительной степени прилагательного 2.Наречие 3.Неопределённая форма глагола | какая? какой? чьё? какой? какой? какая? какие? какой? | Охота с ружьём и собакой прекрасна сама по себе. Они вошли во дворик перед бараком. Всё лицо его было невелико. На улице раздался звон дорожного колокольчика. В углу стоял шкаф из красного дерева. Человек высокого роста, с усами, вышел из чащи. Одна из девушек, постарше, на меня едва обратила внимание. Были поданы яйца всмятку. Уже в глубокой древности люди мечтали о возможности летать по воздуху. |
Итоговая работа по второстепенным членам предложения №1.
- Укажите способ связи в словосочетании – управление:
а) разговаривал улыбаясь;
б) о шести книгах;
в) стану космонавтом;
г) освоение космоса;
д) стройная берёза;
е) настойчиво просить.
- Укажите способ связи в словосочетании – согласование:
а) каждому труженику;
б) поиск неизведанного;
в) стоял молча;
г) первые препятствия;
д) думал уйти;
е) участвовать в походе.
- Укажите способ связи в словосочетании – примыкание:
а) добросовестно выполнять;
б) участвовать в поиске;
в) бег на месте;
г) быть молчаливым;
д) верные друзья;
е) мой друг.
- Укажите, в каких предложениях выделенное слово является дополнением.
а) Мастер чинит телефон.
б) Ветер поднимает тучи пыли.
в) Буря мглою небо кроет.
г) Встретить ночь готовится природа.
- Найдите предложение с прямым дополнением.
а) Хозяйка жарко натопила печь.
б) Книги лежали на столе.
в) Живу, горжусь сынами.
г) Лесник шагнул через порог.
6. Укажите предложение, в котором дополнение выражено глаголом в неопределённой форме.
а) Я начал разыскивать потерянную клюшку.
б) С самого утра мы решили заняться любимым делом.
в) Врач запретил мне читать лёжа.
г) Не стану описывать моё состояние.
7. Укажите предложение, в котором выделенное слово является дополнением.
а) Конёк режет лёд.
б) Отец подарил мне мяч.
в) Портной сшил костюм.
г) Туча закрыла полнеба.
8. Укажите предложение, в котором дополнение выражено глаголом в неопределённой форме.
а) Маленьким птичкам и маленьким деткам спать наступила пора.
б) Он наконец научил сына по часам узнавать время.
в) Почти все жители сбежались смотреть на редких гостей.
г) Для меня жить – значит работать.
9. Какое утверждение неверно?
а) Согласование – это такой способ связи, при котором зависимое слово употребляется в тех же формах, что и главное.
б) Управление – это такой способ связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в падеже.
в) Примыкание – это такой способ связи, при котором зависимое неизменяемое слово связывается с главным только по смыслу.
10. В каком ряду во всех словосочетаниях представлена связь согласование?
1) замечательный день, заниматься делом, выгодный контракт, по - осеннему холодно
2) безударная гласная, прочитанная книга, двадцать второй день, моя мама
3) каждый солдат, по моему мнению, у сорок второго километра, середина пути
4) определительное местоимение, забытая вещь, рубаха навыпуск, вся команда
11. В каком ряду во всех словосочетаниях представлена связь управление?
1) зайти на минуту, менее интересный, вынести на руках, забыть о себе
2) отметить на полях, выключить чайник, уехать далеко, заключить контракт
3) чай из Индии, бабушкин плащ, найти на чердаке, услышать в телепередаче
4) заключить под стражу, заняться делом, определить обязанности, знать обо всём
12) В каком ряду во всех словосочетаниях представлена связь примыкание?
1) совершить восхождение, передвигаться с трудом, взять с собой, долго молчать
2) пройти налево, выглянуть в окно, из нескольких источников, говорить нараспев
3) брести наугад, надолго замолчать, слишком скучно, написать по- английски
4) выяснить обстановку, слегка притихнуть, весело резвясь, ползти по-пластунски
Итоговая работа по второстепенным членам предложения №1.
(ответы)
- Укажите способ связи в словосочетании – управление:
а) разговаривал улыбаясь;
б) о шести книгах;
в) стану космонавтом;
г) освоение космоса;
д) стройная берёза;
е) настойчиво просить.
- Укажите способ связи в словосочетании – согласование:
а) каждому труженику;
б) поиск неизведанного;
в) стоял молча;
г) первые препятствия;
д) думал уйти;
е) участвовать в походе.
- Укажите способ связи в словосочетании – примыкание:
а) добросовестно выполнять;
б) участвовать в поиске;
в) бег на месте;
г) быть молчаливым;
д) верные друзья;
е) мой друг.
- Укажите, в каких предложениях выделенное слово является дополнением.
а) Мастер чинит телефон.
б) Ветер поднимает тучи пыли.
в) Буря мглою небо кроет.
г) Встретить ночь готовится природа.
- Найдите предложение с прямым дополнением.
а) Хозяйка жарко натопила печь.
б) Книги лежали на столе.
в) Живу, горжусь сынами.
г) Лесник шагнул через порог.
6. Укажите предложение, в котором дополнение выражено глаголом в неопределённой форме.
а) Я начал разыскивать потерянную клюшку.
б) С самого утра мы решили заняться любимым делом.
в) Врач запретил мне читать лёжа.
г) Не стану описывать моё состояние.
7. Укажите предложение, в котором выделенное слово является дополнением.
а) Конёк режет лёд.
б) Отец подарил мне мяч.
в) Портной сшил костюм.
г) Туча закрыла полнеба.
8. Укажите предложение, в котором дополнение выражено глаголом в неопределённой форме.
а) Маленьким птичкам и маленьким деткам спать наступила пора.
б) Он наконец научил сына по часам узнавать время.
в) Почти все жители сбежались смотреть на редких гостей.
г) Для меня жить – значит работать.
9. Какое утверждение неверно?
а) Согласование – это такой способ связи, при котором зависимое слово употребляется в тех же формах, что и главное.
б) Управление – это такой способ связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в падеже.
в) Примыкание – это такой способ связи, при котором зависимое неизменяемое слово связывается с главным только по смыслу.
10. В каком ряду во всех словосочетаниях представлена связь согласование?
1) замечательный день, заниматься делом, выгодный контракт, по - осеннему холодно
2) безударная гласная, прочитанная книга, двадцать второй день, моя мама
3) каждый солдат, по моему мнению, у сорок второго километра, середина пути
4) определительное местоимение, забытая вещь, рубаха навыпуск, вся команда
11. В каком ряду во всех словосочетаниях представлена связь управление?
1) зайти на минуту, менее интересный, вынести на руках, забыть о себе
2) отметить на полях, выключить чайник, уехать далеко, заключить контракт
3) чай из Индии, бабушкин плащ, найти на чердаке, услышать в телепередаче
4) заключить под стражу, заняться делом, определить обязанности, знать обо всём
12) В каком ряду во всех словосочетаниях представлена связь примыкание?
1) совершить восхождение, передвигаться с трудом, взять с собой, долго молчать
2) пройти налево, выглянуть в окно, из нескольких источников, говорить нараспев
3) брести наугад, надолго замолчать, слишком скучно, написать по- английски
4) выяснить обстановку, слегка притихнуть, весело резвясь, ползти по-пластунски
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по русскому языку для 5 класса по учебнику Е.Быстровой по теме: Второстепенные члены предложения. «Нераспространенные и распространенные предложения»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ухманская средняя общеобразовательная школа»Канашского района Чувашской Республики Методическая разработка уро...
Урок русского языка в 5 классе "ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (ОБОБЩЕНИЕ). РАЗБОР ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ»
Урок составлен в соответствии с ФГОС...
Конспект урока по русскому языку в 5 классе «Распространённые и нераспространённые предложения. Второстепенные члены предложения».
Урок объяснения новых знаний. Цель урока:1. Формирование представления о второстепенных членах предложения.Задачи:1. Сформировать умения:·...
Открытый урок "Второстепенные члены предложения. Односоставные и неполные предложения"
Открытый урок в групах СПО, русский язык, синтаксис....
Урок русского языка. 5 класс. Второстепенные члены предложения (обобщение). Разбор прстого предложения
повторительно-обобщающий урок при изучении темы "Второстепенные члены предложения" с использованием ИКТ...
Главные и второстепенные члены предложения.Синтаксический разбор двусоставного предложения
Презентация. Представлен материал для обобщения темы...