Технологическая карта по русскому языку на тему "Правописание безударных окончаний глагола"
план-конспект урока по русскому языку
Предварительный просмотр:
Тема: «Правописание безударных окончаний глагола» (4А) | Тип: урок общеметодологической направленности | |||||
Цель урока: организация деятельности учащихся по повторению правописания безударных окончаний глагола. | ||||||
Задачи: Дидактические: - способствовать повторению правописания безударных окончаний глагола; - формировать умение грамотно объяснять написание орфограммы; - формировать умение определять спряжение глаголов с безударным окончанием. Развивающие: - развивать коммуникативные навыки: учить слушать и слышать других, включаться в диалог с учителем посредством беседы и ответов на вопросы; - развивать познавательную активность детей при повторении правописания безударных окончаний глагола, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы при работе с информацией; - способствовать развитию оценочной деятельности: учить оценивать свою деятельность на уроке. Воспитательная: - воспитывать интерес к предмету при повторении правописания безударных окончаний глагола; - воспитывать бережное отношение и любовь к русскому языку; воспитывать потребность к объективному самооцениванию. | ||||||
Планируемые результаты | ||||||
Предметные: - знакомы с правилами правописания безударных окончаний глагола; - умеют грамотно объяснять написание орфограммы; - умеют определять спряжение глаголов с безударным окончанием. | Метапредметные: Регулятивные: - принимают и сохраняют учебную задачу; - планируют в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия в соответствии с поставленными задачами; - контролируют и оценивают свои действия; Коммуникативные: - умеют слушать и слышать других; - отвечают на вопросы учителя, формируют навыки речевых действий; - участвуют в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, умеют работать в парах и группах; Познавательные: - осознают познавательную задачу; - читают, извлекая нужную информацию из текста учебника о правописании безударных окончаний глагола; - выявляют известное и неизвестное; | Личностные: - проявляют интерес к предмету при повторении правописания безударных окончаний глагола; - осознают важность употребления нормированной речи, испытывают чувство ответственности за правильность и чистоту языка; - объективно оценивают свои достижения на уроке; | ||||
Ресурсы урока: С. В. Иванов. Русский язык. 4 класс. Учебник «Начальная школа 21 века» в двух ч. Часть 1. Презентация, раздаточный материал. | ||||||
Ход урока | ||||||
Этапы | Содержание деятельности учителя: | Содержание деятельности обучающихся: | УУД | |||
I.Органи-зационный этап | - приветствие, знакомство; - Здравствуйте, ребята, садитесь! Сегодняшний урок русского языка у вас проведу я – Зульфия Данисовна. | Приветствуют учителя | ЛУУД | |||
- эмоциональный настрой к уроку; - Начать наш урок я хотела бы с пословицы. Кто хочет его прочитать? (Нет друга - ищи, а нашел - береги). Ребята, что же она значит? Да, ребята, я полностью с вами согласна. Друзей нужно беречь и помогать им в трудную минуту. А мы будем помогать друг другу получать новые знания на сегодняшнем уроке? Молодцы, ребята! Пусть эта пословица будет девизом нашего урока! | Настраиваются к уроку | |||||
- проверка готовности к уроку. - Ребята, проверьте, пожалуйста, всё ли у вас готово к уроку? Учебники, ручки, карандаши? Нет ли ничего лишнего? Молодцы. В таком случае начнем наш урок. - А теперь откройте тетради, положите их под правильным наклоном, правильно возьмите ручки, спинки выпрямите. Запишите число: «Пятое декабря. Классная работа». Также запишите девиз нашего урока. - Но для начала разомнем наши пальчики. По дороге белой, гладкой (Гладят поверхность стола.) Скачут пальцы, как лошадки. (Пальчиками «скачут» по столу в ритме стихотворения.) Чок-чок-чок, чок-чок-чок, Скачет резвый табунок. | Организуют рабочее место | |||||
II. Проверка усвоения материала прошлого урока | - Ребята, послушайте внимательно стишок и попробуйте угадать, о какой части речи здесь говорится. Что без меня предметы? Лишь названия. А я приду- Всё в действие придёт. Летит ракета. Люди строят здания. Цветут сады. И хлеб в полях растёт. - Верно, речь идет о глаголе. Как вы думаете, почему я начала наш урок со стихотворения? Да, верно, потому что мы с вами будем говорить о глаголе. - Давайте вспомним, о чем вы говорили на прошлом уроке? Да, вы знакомились с правописанием безударных окончаний глагола. - Ребята, а как называлась тема, которую вы прошли на прошлом уроке? . | |||||
III. Актуализация знаний. Мотивация познавательной деятельности. | 1. Выявление уровня знаний с последующей фиксацией индивидуального затруднения в учебном действии (т.е. создание проблемной ситуации) - Хорошо, на прошлом уроке вы прошли тему «Правописание безударных окончаний глагола». Давайте проверим как хорошо вы поняли и запомнили эту тему. - Взгляните на экран, там вы можете увидеть пословицы. Ваша задача переписать их, вставляя нужные гласные в окончания глаголов. Правда глаза колет. - Теперь проверим правильно ли вы все сделали. Кто хочет прочитать нам свои ответы? - Хорошо, молодцы. Вижу, не все усвоили данную тему, поэтому сегодня мы с вами продолжим изучать ее - Ребята, а с помощью каких правил вы подбирали окончания глаголам? Что нужно знать, чтоб не ошибиться? (Спряжения глаголов) | Проявляют навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, отвечают на вопросы, обмениваются позитивными репликами | ЛУУД | |||
2. Целеполагание (т.е. формулировка цели и темы урока совместно с учащимися). - Как вы думаете, о чем же мы сегодня с вами будем говорить? - Исходя из этого какой же будет наша тема? - Хорошо, я немного скорректирую ваши ответы и наша сегодняшняя тема: «Повторение правописания безударных окончаний глагола» - А какую цель мы сегодня поставим перед собой? - Хорошо, и наша цель звучит так: повторим правописание безударных окончаний глагола. | Формулируют тему и цели урока | РУУД | ||||
IV. Организация познавательной деятельности | 1. Определение последовательности действий на уроке (т.е. вовлечение учащихся в организацию урока с целью решения проблемной ситуации). - Чтобы достичь нашей цели определим последовательность действий на уроке, то есть, определим то, что мы будем сегодня делать. Посмотрите, пожалуйста, на экран. Здесь вы видите разбросанный план нашего урока. Ваша задача – соотнести начало и конец предложений и расположить их в правильной последовательности. Отвечаем красиво, поднимая руки. 1. Вспомним правила правописания безударных окончаний глагола. 2. Повторим спряжения глаголов. 3. Научимся подставлять нужную букву вместо транскрипций. - Чтобы оценить свою деятельность на уроке, на ваших партах будут лежать листочки под №1 – это листы самооценивания. После каждого этапа мы будем оценивать свою деятельность. | Составляют план решения проблемной ситуации, планируют с учителем необходимые действия | РУУД | |||
2. Поиск решения («открытие» нового знания). - давайте еще раз повторим правило.
- Если неопределённая форма глагола оканчивается на –ить (кроме брить, стелить и односложных бить, шить, лить…), значит, это глагол второго спряжения. В его личном окончании пишется в настоящем времени гласная и. - Если неопределённая форма глагола оканчивается на –еть, ать, оть…, это глагол первого спряжения (кроме глаголов-исключений: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть, слышать, дышать, держать, гнать). В его окончании пишется гласная е.
- Хорошо, кто может повторить это правило? Молодцы! Возьмите свои листы самооценивания и прочитайте первый пункт. Если вам все понятно, поставьте рядом галочку, а если у вас остались вопросы, то знак вопроса. - Ребята, на сегодняшнем уроке нам нужны будут знания о спряжениях глагола. Чтобы вспомнить и повторить их, я предлагаю поиграть вам в игру. Если я назову глагол I спряжение, вы поднимаете одну руку, а если назову глагол II спряжения, две руки. Все поняли? Начнем. - Молодцы, но есть и те, кому стоит еще раз повторить спряжения. - Возьмите свои листы самооценивания и прочитайте второй пункт. Если вам все понятно, поставьте рядом галочку, а если у вас остались вопросы, то знак вопроса. - А сейчас откройте учебник на 136 странице и найдите упражнение 1. Давайте прочитаем задание. лезет вышивает - Выписываем только слова с транскрипциями, подчеркиваем в них орфограмму, а у глаголов наверху напишите какого он спряжения. Пишем в тетрадях упражнение 1 и начинаем делать. Кто хочет выйти к доске? Хорошо. Объясни, почему ты выбрал именно эту букву. Доделали? Молодцы! | Извлекают нужную информацию, дают определения новым понятиям, самостоятельно находят информацию в материалах учебнике и рабочей тетради, работают в парах, группе Слишком официально Предлагают свои варианты Да
| КУУД РУУД ПУУД | ||||
3. Первичное закрепление. - А сейчас найдите второе упражнение на 137 странице.
ет ит - Это упражнение мы сделаем в парах. Пусть кто-то из вас выпишет только глаголы I спряжения, а другой глаголы II спряжения. Глаголы пишем в столбик, также подчеркиваем орфограмму. Одна пара, выйдите к доске. На эту работу вам дается 3 минуты. Как мы работаем в парах? Верно, дружно и сообща. Закончили? - Закончили? Сверьте свои ответы с доской. Все ответы совпадают? Хорошо. - Вижу, что вы немного устали. Предлагаю вам передохнуть и сделать физкультминутку. Аккуратно встаньте из-за парт. При выполнении физкультминутки не толкаемся, друг другу не мешаем, выполняем аккуратно. Тихо встали, потянулись, - Аккуратно сели все на свои места и продолжаем работать. | Задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, работают в парах, группе Да | КУУД | ||||
4. Включение нового знания в систему знаний (применение полученных знаний: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, выполнение упражнений) - А теперь я предлагаю вам поработать в группах. Найдите ы учебниках 3 упражнение на 137 странице. 1 группа списывает первый абзац, заменяя транскрипцию буквенной записью. 2 группа списывает второй абзац. Поняли, как делать? На эту работу вам дается 3 минуты. Сначала я вам дам 2 минуты на обсуждение, а потом напишете на своих местах. Как мы работаем в группах? Обсуждаем тихо, не кричим. Посмотрим, какая группа будет потише. - Закончили? Хорошо. 1 группа, прочитайте свои ответы. Объясните написание орфограмм. 2 группа, теперь вы. Молодцы! | Сравнивают, обобщают, делают выводы, высказывают и отстаивают свою точку зрения, работают в парах, группе Дружно и сообща, учитывая мнение друг друга. | КУУД | ||||
5. Самостоятельная работа с самопроверкой или взаимопроверкой по эталону. - Теперь я предлагаю вам поработать самостоятельно. Я вам раздам карточки под №2. Напишите свою ФИ и приступайте к работе. На это вам дается 2 минуты. Вставляем пропущенные буквы и определяем спряжение глагола. На данную работу вам дается 3 минуты. Время пошло. Ты вер_ш_ ( спр.), леч_ш_ся ( спр.), он зябн_т ( спр.), вы обижа_т_ ( спр.), он мороз_т (спр.), они хохоч_т ( спр._), они слыш_т ( спр.), она купа_тся ( спр.), мечта_ш_ ( спр.), дежур_ш_ (спр.), оно свет_т ( спр.), он гон_т ( спр.), они уч_т ( спр.), мы люб_м ( спр.). - Вижу, что все закончили. Теперь обменяйтесь карточками с соседом по парте и проверьте по эталону. - Также на экране мы можете увидеть критерии оценивания. Оцените работы и поставьте отметку. Напишите свои фамилии и передайте работы с задних парт на первые. | Оценивают свою деятельность и деятельность одноклассников Выполняют самостоятельную работу | КУУД | ||||
V. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности на уроке. | 1. Соотнесение результатов урока с поставленной целью. - Итак, ребята, давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили? Какую цель мы поставили перед собой в начале урока? Смогли ли мы с вами достичь ее? Какие действия для этого совершили? Возьмите, пожалуйста, ваши листы самооценивания – листочки под №1. Посмотрите, все ли мы с вами выполнили? Всем ли все было понятно? У кого-нибудь остались вопросы? Хорошо, молодцы. | Отвечают на итоговые вопросы | КУУД | |||
2. Самооценка учениками собственной учебной деятельности (что я делал, как я это делал, в какой последовательности, что получилось, не получилось, что было сложно, интересно, что из этого я уже умел, что было нового и т.п.). - А теперь я предлагаю вам закончить вот эти предложения и оценить свою собственную учебную деятельность. Сегодня я узнал (-а) … Я понял (-а), что … Я научился (-ась) … Я смог (-ла) … Мне было интересно … - Ваша задача – выбрать одно из предложений и закончить его. Каждый говорит по одному предложению | Оценивают свои достижения на уроке, осуществляют рефлексию учебной деятельности | ЛУУД | ||||
3. Выставление отметок. - Ребята, вы все большие молодцы. Все сегодня активно участвовали на уроке, но мне хотелось бы отметить активных ребят за хорошую работу. - Также давайте вернемся к нашей пословице. Мы сегодня помогали друг другу? Хорошо. | Да | |||||
VI. Домашнее задание | Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении - А вашим домашним заданием будет 4 упражнение на 137 странице. Спишите весь текст, употребляя глаголы в нужной форме. - Всем спасибо за урок. Урок окончен, до свидания! | Фиксируют домашнее задание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта по русскому языку 5 кл "Личные окончания глаголов"
Разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС...
Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"
Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...
технологическая карта урока русского языка в 5 классе правописание безударных личных окончаний глагола. Не с глаголами.
технологическая карта урока русского языка в 5 классе правописание безударных личных окончаний глаголов...
Технологическая карта урока русского языка по теме:"Повелительное наклонение глагола"
Урок разработан в соответствии введения ФГОС в 5 классе....
Технологическая карта урока русского языка «Правописание безударных личных окончаний глаголов». 5 класс.
К технологической карте урока прилагается конспект урока, а также 2 слайда....
Технологическая карта урока русского языка на тему "Не с глаголами"
...............................................................