Уроки по Власенкову для 11 класса с №1 по №14
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) по теме

Малинина Нина Владимировна

Предварительный просмотр:

Уроки № 1-2

Тема: Формы существования русского языка. Литературный язык.

Задачи: сформировать у уч-ся понятие о литературном языке как образцовой, исторически сложившейся  форме русского национального языка среди других форм его существования.

I. Формы существования русского языка. Литературный язык.

Вопросы уч-ся по теме урока.

- Какие есть формы существования, разновидности русского языка, кроме образцового, литературного?

- Что такое диалекты? Что вы знаете о диалектах и диалектизмах?

- Что такое профессионализмы? Кто и в каких ситуациях их использует?

- Что такое жаргон, жаргонизмы?

- Чем отличается литературный язык от всех других названных нами разновидностей русского языка? Каковы его основные  отличительные признаки? (Всенародность, общеобязательность,  нормированность  на всех  его уровнях в письменной (книжной) и устной (разговорной) формах. Регулирующее влияние оказывает письменная форма национального литературного языка).

II. 1)  Выполнение упр. 153, 151 (оценка лексических единиц с точки зрения соответствия языковой, литературной, норме).

2)  Анализ текста И. Тургенева - упр. 14.

3)   Толкование слов (письменно): шопинг, плюмаж, фигляр, пижон, снобизм, сюита, обедня, вальяжный.

- Что вы можете сказать о происхождении и употреблении каждого из этих слов? (Устно)

III. Домашняя работа.

1) Подготовить сообщение о русском литературном языке на  основе материала учебника к упр. 153.

2) Упр. 48,13 (дополнительный вопрос: какие слова в пословицах нуждаются в пояснениях? Почему?)

3) Подготовить к следующему уроку индивидуальное планирование работы по повышению письменной грамотности с учётом ошибок, допущенных в итоговых сочинениях по русскому языку и литературе в 10 классе:

по орфографии - упр. 295 (I-II), 312, 320, 326, 335,353,360,363.

по пунктуации - 296,321,343.

по развитию речи- 250,297.

Выбор упр. производится учеником и контролируется учителем.



Предварительный просмотр:

Формы существования русского языка
Современный национальный русский язык существует в нескольких формах. Ведущую роль играет литературный язык — образцовый, нормированный (соответствующий обязательным нормам) язык, прошедший длительную обработку в текстах великих мастеров слова. Он существует в устной и письменной форме.

За пределами литературного языка находятся диалекты, профессиональные разновидности языка (профессионализмы), жаргоны, просторечие.

Территориальные диалекты (народные говоры)— разновидность национального языка. В отличие от литературного языка, каждый из диалектов ограничен определенной территорией и существует только в устной форме, языковые нормы его не закреплены официально и являются строгими лишь для носителей данного диалекта.

Профессиональные разновидности языка (речи) —это тоже диалекты, но диалекты социальные. Профессиональная речь свойственна той или иной профессиональной группе — моряков, охотников, рыболовов, шоферов и т. д. В профессиональной речи термины, как правило, заменяются синонимами из бытовой лексики: так, руль автомашины шоферы называют баранкой, стеклоочиститель машины — дворником; опечатка в речи газетчиков — ляп, заголовок для нескольких статей — шапка; переход через улицу, размеченный белыми полосами, милиционеры называют зеброй; в речи моряков повар на морском судне — кок; удар колокола, обозначающий получасовой промежуток времени, — склянка.

Одной из разновидностей социальных диалектов являются жаргоны, применяемые определенными социальными группами, обычно в устном общении, с целью языкового обособления, отделения от основной части общества. Так, в речи студентов срезаться, засыпаться обозначает «не выдержать экзамен», хвост — несданный экзамен. В речи школьников используются такие жаргонизмы, как шпора (шпаргалка), пяток (пятерка), продленка (продленный день в школе). Существуют жаргонизмы уголовного мира: конюшня (преступная группа), зэк (заключенный), грабли (руки), костыли (ноги), баланда (жидкий суп), колеса (ботинки), царапать (писать).

Просторечие — разновидность языка, в которой используются средства, не являющиеся нормой литературной речи: кушаю вместо ем, купаться вместо мыться, ляжь, хочут, делов, потрет (портрет), километр, шофер. Просторечные слова, формы слова, выражения, обороты, произношение характеризуются оттенком упрощения, грубоватости, сниженности: башка, забулдыга, образина, здоровенный, нахрапистый, замызганный, долбануть, дрыхнуть, облапошить, напополам, вовнутрь.

Просторечные слова сходны с жаргонизмами и профессионализмами по своей сниженной, грубой выразительности и тем, что они не представляют самостоятельной языковой подсистемы со своими грамматическими особенностями. Просторечием пользуются малообразованные слои городского населения.

Следует различать понятия «литературный язык» и «язык художественной литературы». Фонетика, лексика, грамматика литературного языка и языка художественной литературы одни и те же, однако в языке художественной литературы используются элементы и диалектной, и профессиональной речи, и просторечия, и жаргонизмы, то есть элементы разных стилей литературного языка. Кроме того, язык художественной литературы имеет свое особое назначение, свои цели, свою сферу использования. Он неразрывно связан с искусством и сам становится явлением искусства, предметом поэтики, о чем речь пойдет дальше.



Предварительный просмотр:

Понятие о литературном языке
На территории нашей
страны не все и не везде говорят по-русски одинаково. На севере, например, «окают», то есть чётко выговаривают звук [о] во всех положениях I в слове: [голова], [окно]; на юге — «акают», то есть про- I износят звук [о] как [а] в безударном слоге:  [галава], [акно].
Вместо красивый   на севере можно услышать баской, на юге свёклу называют бураком, на севере вместо петух говорят певун или пеун, а на юге — кочет. I
Общим для всех является русский литературный язык, который сложился постепенно, в течение нескольких столетий.
Литературный язык— это образцовый язык, нормы которого обязательны для каждого говорящего по-русски.
Нормы литературного языка — это общие правила произношения и написания слов, их изменения и соединения друг с другом.
В школе изучаются:

4.    Стилистические нормы (употребление языковых средств, уместных в определенных ситуациях).
Сравните: похитить (книжное) — украсть (нейтральное) — утащить (нейтральное) — стянуть (просторочное).
5.    Нормы правописании (орфографические и пунктуационные правила).
Говорить и писать, соблюдая нормы литературного языка, — значит говорить и писать правильно. Знание норм и умение правильно говорить и писать составляют культуру речи. Культура речи — часть общей культуры человека.
Культура речи — не только правильность речи, но и умение выбирать самые точные и нужные языковые средства для выражения мысли.
Чтобы хорошо знать родной язык, надо изучать его
законы, нормы, правила.



Предварительный просмотр:

Уроки №3-4

Тема: Диалекты. Профессионализмы. Жаргон.

Задачи: закрепить умение уч-ся отличать языковые единицы, отвечающие литературной норме, от единиц, находящимися за её пределами.

I. Проверка дом. задания.

1) Сообщение одного из уч-ся о литературном языке; дополнения и исправления неточных формулировок (с места)

2) Проверка упр. 48. (деепричастие окончаний не имеет, их вид выражается суффиксом)

3) Просмотр планов индивидуальной работы по повышению письменной грамотности.

II. Диалекты. Профессионализмы. Жаргон. (Самостоятельное чтение уч-ся текста учебника - стр. 112-113.

Вопросы уч-ся по теме.

- Назовите признаки русского национального языка в диалектной речи, в профессиональной речи, в жаргонах. (Данные разновидности русского языка используются русскими людьми как средство общения. Носители данных разновидностей русского языка могут общаться с людьми без посредства переводчика. Грамматический строй и основной лексический фонд в этих разновидностях русского языка те же, что и в литературном языке, с незначительными изменениями.)

- Что общего во всех этих формах, подсистемах русского языка, отличающихся от русского литературного языка? (Ненормированность. Для всех русских людей они не являются общим  средством общения.)

- Каковы различия между разновидностями русского языка, не входящими в общенациональное средство общения? ( Территориальные, социальные ограничения).

III. Выполнение упр. 148, 154 (I, III)

IV. Домашнее задание.

1) Подготовить сообщение о диалектах, профессиональной речи, жаргонах на основе материалов учебника и Интернета.

2) Упр. 154 (II), 155.



Предварительный просмотр:

Уроки № 5-6

Тема: Просторечие.

Задачи: сформировать умение различать просторечную лексику и общеупотребительную, отвечающую литературной норме.

I.  Проверка дом. задания.

1) Выполнение упр. 154 (II), 155.

2) Просмотр работ, выполненных по индивидуальным планам (выборочно).

II.  Просторечие.

Самостоятельное чтение уч-ся текста учебника - стр. 113.

Вопросы уч-ся по теме урока.

- В чём сходство просторечия с диалектом, профессиональной речью, жаргоном? В чём их различие?

- В чём сходство и различия  просторечия и литературного языка?

III. Выполнение упр. 149.

IV. Домашнее задание.

1) Подготовить сообщение о просторечии на основе материала учебника и Интернета.

2) Упр. 150, 248.



Предварительный просмотр:

Уроки 7-8

Тема: Функциональные стили русского литературного языка

Задачи: повторить и расширить знания учащихся о функциональных стилях русского литературного языка.

ХОД

I. Проверка домашнего задания.

1) Сообщение учащегося о просторечии (с приведением примеров, самостоятельно найденных в газетных текстах, с оценкой уместности их использования).

2) Проверка выполнения упр. 150 (разбор слова с цифровой пометкой) и упр. 248 ( с собственными комментариями уч-ся;  удачное выполнение поощряется выставлением оценки в журнал).

II. Объявление темы урока. Функциональные стили русского литературного языка.

Вопросы учащимся по теме урока:

- Какие существуют стили в литературном языке?

- По каким признакам они различаются?

III. Чтение и составление тезисов теоретического материала на стр. 117-118.

Добавление учителя.

 Кроме стилей функциональных, выделяемых в зависимости от назначения речи, текста, различают также стили экспрессивные (в зависимости от выразительности речи, силы и яркости выражения чувства в ней): торжественный, официальный, фамильярный, шутливый (юмористический), сатирический.

Функциональные стили  - явление исторически изменяющееся.

- Назовите жанры древнерусской литературы, письменности: (богослужебные книги, летописи, письма, послания, грамоты - жалованные, данные, купчие, уставные, долговые, художественные произведения).

- Назовите соответствующие им стили (богослужебный, летописный, деловой, эпистолярный, художественный).

- Назовите произведения. ( «Похвала книгам» Ярослава Мудрого, «Поучение» Владимира Мономаха, «Житие Александра Невского», «Путешествие за три моря  Афанасия Никитина», «Слово о полку Игореве» и др.)

Нельзя смешивать языковые стили с литературными направлениями - классическим, романтическим, сентиментальным, реалистическим.

IV. Выполнение упр. 160, 162,156.

V. Домашнее задание:

1) Выучить материал учебника о понятии функционального стиля.

2) Упр. 157 (I), 389 (I).

3) Дополнительное задание: упр. 167.



Предварительный просмотр:

Уроки № 9,10,11.

Тема: Научный стиль

Задачи: расширить и углубить знания уч-ся о научном стиле.

ХОД

I. Проверка домашнего задания.

1) Сообщение одного из учащихся о функциональных стилях.

2) Свободная передача содержания текста упр. 157 (I).

3) Взаимопроверка упр. 389 (I).

II.  Тема урока. Научный стиль.

 Самостоятельная работа учащихся с материалом учебника (стр. 118-120)

 Вопросы учащимся:

- Что нового вы узнали о научном стиле?

-  Перечислите признаки научного стиля.

   III. Запишите:

1) Жанры научного стиля: монография, учебник, научная статья, научный отчёт,  диссертация, реферат, автореферат, тезисы, патент, научный отзыв.

2) В научных текстах используются математические, физические, химические, биологические, географические условные обозначения, карты, схемы, диаграммы, таблицы, графики, фотографии.

3) Выделяют научно- популярный подстиль. В нём достижения науки и техники излагаются так, чтобы они были понятны неспециалисту; широко используется общенаучная лексика, термины, известные широкому кругу читателей. Сложные научные доказательства не используются, даются наглядные примеры, аналогии, сравнения.

IV. Выполнение упр. 161 (устно), 164(устно), 168 (письм.)

 

V. Домашнее задание.

1) Подготовить сообщение о научном стиле.

2) Упр. 157 (I), 165, 166.



Предварительный просмотр:

Уроки № 12-13

Тема: ТЕРМИНЫ

Задача: приобщить учащихся к работе с терминологической лексикой.

ХОД

I. Проверка домашнего задания.

1) Сообщение одного из уч-ся о научном стиле. Дополнения и уточнения других уч-ся.

2) О чём говорится в тексте упр. 157 (II)? Передать своими словами.

3) Поочередная расшифровка сложносокращённых слов (упр.165).

II. Тема урока. Термины.

Вопросы уч-ся по теме урока.

- Что такое термин?

- Каковы его признаки?

- В чём отличие термина от слов общеупотребительных?

III. Чтение учебника на стр. 119 о терминах.

Дополнение учителя.

1) Есть термины, которые входят в разные терминологии: РЕАКЦИЯ - в химии - взаимодействие между веществами,  в физиологии - ответ организма на внешнее или внутреннее раздражение, в общественно-политической сфере - политика активного сопротивления прогрессу.

2) Термины теряют своё значение за пределами терминологической системы. Например, химический термин ЦЕПНАЯ РЕАКЦИЯ, т.е. реакция, которая вызывает большое число превращений исходного вещества, в публичном выступлении используется как выразительно средство, как образ неожиданно возникающей связи между поступками, состояниями. Многие медицинские, физические  термины используются в изобразительных целях: эпидемия, шок, болевая точка; точка опоры, состояние невесомости, кипение страстей, заморозить отношения.

3) Кроме терминов существуют профессионализмы - слова с узкоспециальным значением. Столяры и плотники различают до 10 видов рубанка: рубанок, фуганок, шерхебель, горбач, стружок и т.д.  Метеорологи различают 9 форм снежинок: звёздочка, пушинка, ёж, запонка, пластинка, столбик, игла, оледенелая снежинка, круповидная снежинка. Каждая из этих форм имеет несколько видов. Некоторые специалисты различают до 48 видов снежинок.

4) Задание. Образуйте 15-20 терминов с наиболее употребительными морфемами греческого и латинского происхождения, входящими в международный терминологический фонд: авиа, авто, агро, аква, анти, аэро, баро, био, гео, гипер, грамм, граф, дром, интер, кардио, макро, микро, поли, радио, сейсмо, селен, скоп (ия), супер, ультра, стерео, фоно,экс, экстра.

5) Запишите подборку новых и относительно новых терминологических сочетаний и оборотов и объясните их значение: ландшафтный дизайн, пиротехнический спектакль,  рекламный почтальон, мигранты по климату, криминальные разборки, игровая зависимость, вандалоустойчивый лифт, защитная собака ( собака-телохранитель, служебная, охотничья, сторожевая, собака-ищейка, комнатная, дворовая), встроенная мебель, вывести из медикаментозной комы, метеочувствительные больные, сейсмоопасные районы, аудиально загрязнённый мир, социальное сиротство.

6) Вспомните терминологические словосочетания со словами ШУМЫ, ТАНЦЫ, ИГРЫ.

( весёлые танцы, увлекательные игры - это не термины, т.к. выражаемые ими понятия неточны,  есть оценка, выражающая наше эмоциональное состояние, а термины должны быть стилистически нейтральными.  Азартные игры  - к какой терминологии  относится? Хотя точного обобщённого понятия не имеет! Значит, это не термин! Шумы в сердце, лёгочные шумы, шумы в радиоприёмнике. А вот они терминологичны, т.к. мн.ч. является признаком термина.  И ед.ч. может быть показателем термина: производственный шум, шум в моторе).

  IV. Выполнение упр. 169.

V. Дом. задание.

1. Упр. 159, 386.

2. Принести работы, выполненные по индивидуальным планам.

3. Доп. задание (на выбор): а) упр. 170; б) найти в материалах свежих газет сочетания слов, которые можно назвать терминологическими.

Урок № 14

Тема: Диктант

Задача: проверить состояние письменной (орфографической и пунктуационной) грамотности уч-ся с целью организации их индивидуальной работы по дальнейшему совершенствованию грамотности.

ХОД

Тексты диктантов см. в книге А.И. Власенков, Л.М Рыбченкова «Русский язык. Книга для учителя.10-11 классы».

 Стр.100-102.

Варианты 1 и 2 (на выбор учителя)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки №23-24 по Власенкову (10 класс, базовый уровень)

Тема "Словообразовательный разбор (по составу) - №23-24...

Уроки № 29-30, 31-32, 33 по А. И. Власенкову, 10 класс

Данные поурочные разработки содержат материал по служебным частям речи, морфологический разбор частей речи....

Уроки по русскому языку №34-35, 36-39 по А.И. Власенкову, 10 класс

Уроки №34-35 по теме "Синтаксис. Словосочетание. Простое предложение"Уроки №36-39 по теме "Простое осложнённое предложение"...

Уроки № 40-43 на тему "Сложное предложение. Прямая и косвенная речь" по А.И. Власенкову 10 класс

Конспект урока рассчитан на 4 часа по теме "Сложное предложение. Прямая  и косвенная речь"...

Уроки по Власенкову № 62-63; 64-66; 67-68.

1. Оценка текста. Рецензия. Уроки № 62-632. Речеведческий анализ текста. Уроки  №64-663. Итоговая контрольная работа. Уроки №67-68...

Уроки по Власенкову для 11 кл. № 24-25. Устное выступление

Ознакомление уч-ся с правилами и приёмами устного выступления. Совершенствование умений и навыков устного выступления....