Уроки по русскому языку №34-35, 36-39 по А.И. Власенкову, 10 класс
методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме
Уроки №34-35 по теме "Синтаксис. Словосочетание. Простое предложение"
Уроки №36-39 по теме "Простое осложнённое предложение"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroki34-35_36-39.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Уроки № 34-35
Тема: Синтаксис. Словосочетание. Простое предложение.
Цель: провести обобщающее повторение основных понятий синтаксиса простого предложения; сделать краткое сообщение о результатах диктанта и дать рекомендации об индивидуальном планировании самостоятельной работы уч-ся по орф-и и пункт-и.
Ход
I. Проверка дом. упр. 98:
а) взаимопроверка его правописной части;
б) разбор местоимения НЕЧТО, предлога У, союзного слова ЧТО, частицы НЕ, союза А (из текста названного упр.);
в) указание всех служебных частей речи в этом тексте (без разбора их).
II. Краткое сообщение о результатах диктанта. Работа над ошибками в диктанте.
III. Вызов. Корзина идей.
1. - Что изучает синтаксис?
(1-2 мин. - самостоятельно, 3-4 мин. - работа в группах, социализация. Учитель записывает на доске. Обсуждение).
2. Упр. 38 - выполнение:
а) разобрать словосочетания первого предложения по схеме 4 (см. стр. 281 учебника);
б) выявить по одному словосочетанию с согласованием, управлением и примыканием между его компонентами;
в) объяснить пропущенные орфограммы;
г) найти обособленный определительный оборот.
3. Упр. 39: объяснить пропущенные орфограммы.
IV. Реализация смысла. Объявление темы урока. Синтаксис. Словосочетание. Простое предложение.
1. Ответы на 1-10 вопросы учебника (стр. 84).
2. Коллективная работа в устной форме по упр. 113:
а) выразительно прочитать текст;
б) объяснить пропущенные знаки препинания в тексте;
в) назвать часть речи всех слов в 1-ом предложении;
г) определить падеж сущ - х в этом предложении;
д) произвести синтаксический разбор 1-го и последнего предложений данного текста по схеме 4а (см. стр. 281-282 учебника).
3. Письменное выполнение упр. 111.
4. В 1-ом предложении к упр. 37 выявить примеры словосочетаний с типами связи между словами: согласованием, управлением и примыканием.
5. Сообщение учителя по теме урока «Понятие прямого и обратного порядка слов в предложении»:
Порядок слов в предложении - это расположение, последовательность в предложении его членов.
В русском языке порядок слов свободный, за тем или иным членом предложения не закреплено определённое место. Однако для каждого члена предложения имеется более обычное для него расположение. В связи с этим различают прямой (обычный), характерный для научной и деловой речи, и обратный порядок - инверсию, которая служит одним из средств выразительности и широко используется в разговорной речи и в языке художественной литературы.
Так, подлежащее в повествовательном предложении обычно предшествует сказуемому, однако в вопросительном предложении сказуемое часто ставится перед подлежащим. Перед подлежащим оно ставится и в описательных текстах (Ярко сияет солнце).
Дополнение при обычном порядке слов ставится после управляющего слова, согласованное определение - перед определяемым словом, несогласованное определение - после него, обстоятельство образа действия, выраженное наречием на -О, -Е, обычно предшествует глаголу-сказуемому.
Особенно важен порядок слов для письменной речи, в которой смысл высказывания не может быть уточнён логическим ударением.
6. стр. 198: стихотворение М.Ю. Лермонтова «Молитва». Задание:
- В первом четверостишии установите все случаи прямого и обратного порядка слов в предложении.
- Прокомментируйте изобразительно-выразительную роль обратного порядка слов в этом четверостишии.
V. Рефлексия. Эссе «Инверсия придаёт фразе новый выразительный оттенок».
VI. Домашнее задание.
1) Упр. 112, 113 - письменно.
2) Упр. 119.
3) Выполнить упражнения учебника (из раздела «Повторение») по индивидуальным планам с учётом ошибок, допущенных в диктанте.
4) Доп. задание (по группам, с учётом особенностей речевой подготовки уч-ся): упр. 371-373, 115.
Уроки № 36-39
Тема: Простое осложнённое предложение.
Цель: обобщить и закрепить знания учащихся об осложнённом предложении; совершенствовать умения и навыки постановки знаков препинания в осложнённых предложениях с опорой на синтаксический анализ и интонацию.
ХОД
I. Проверка дом. задания:
1) Выразительное чтение текста Н. Рериха (упр. 113):
• Объяснение постановки тире в предложениях.
• Разбор по членам 4-ого предложения первого абзаца.
•Какой частью речи и каким членом предложения является слово КОТОРЫЙ? Морфологический разбор указанного слова во всех предложениях.
2) Чтение словосочетаний из упр. 112.
3) Просмотровое выполнение упр. 371-373, 115. (Кто выполнял, те читают словосочетания со связью управление, остальные следят, корректируют предлагаемые варианты словосочетаний, а трудные для них словосочетания записывают в тетрадь, предназначенную для выполнения упр. по индивидуальному плану повышения письменной грамотности).
II. Вызов. Вопросы учащимся по теме урока:
- Что значит осложнённое простое предложение?
- Чем оно может быть осложнено? (Однор. чл, вв.сл.. обращ., прич., дееприч., сравн. обор., уточн, пояснительными и другими втор. чл. пр-я, межд., словами ДА, НЕТ).
- Что такое обособление? (Один из способов смыслового выделения или уточнения части высказывания).
- Назовите основные виды обособленных членов предложения (см. стр. 258 учебника).
III. Реализация смысла.
1. Устное поочерёдное выполнение упр. 117 с синтаксическим обособлением пропущенных и непропущенных знаков препинания, орфограмм, составлением схем.
2. Письменное выполнение упр. 120 (I).
IV. Рефлексия.
- Почему интонационный анализ является важным условием овладения выразительным чтением?
- Почему интонационный анализ является важным условием овладения письменноу речью?
V. Дом. задание.
1) Закончить выполнение упр. 120 (I, II).
2) Упр. 31(I, II), 367 (I, II) (устно; с обоснованием пропущенных знаков препинания и орфограмм).
3) Доп. зад.: упр. 40 (для оценки).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок русского языка и православной культуры "Колокольный звон Руси" в 9 классе.
Урок повторения сложных вопросов различных разделов языкознания, обобщения знаний по теме "Публицистический стиль" на основе интегративного метода познания традиций православной культуры, духовной жиз...
Внеклассное мероприятие по русскому языку в форме путешествия для учащихся 5-6-х классов “Язык мой-друг мой" Подготовила учитель Мазитова Л.К.
Внеклассное мероприятие по русскому языку в форме путешествия для учащихся 5-6 классов «Язык мой-друг мой».Игра проводится для учащихся 5-6 классов в рамках предметной недели либо как классный час. Не...
Внеклассное мероприятие по русскому языку в форме путешествия для учащихся 5-6-х классов “Язык мой-друг мой" Подготовила учитель Мазитова Л.К.
Внеклассное мероприятие по русскому языку в форме путешествия для учащихся 5-6 классов «Язык мой-друг мой».Игра проводится для учащихся 5-6 классов в рамках предметной недели либо как классный час. Не...
Тематическое планирование уроков русского языка и литературы в 7, 8, 9, 10, 11 классах с русским языком обучения.
Тематическо планирование уроков русского языка и литературы в 7.8,9.10, 11 классах могут понадобиться тем, кто уделяет большое внимание подготовке обучающихся к сдаче ГИА и ЕГЭ по русскому язык...
Рабочая программа "Русский язык как государственный (индивидуальные и групповые занятия с учащимися с неродным русским языком), адаптированная к коррекционно-развивающему обучению в 1-4 классах"
В школы Российской Федерации поступает большое количество детей из семей переселенцев ближнего и дальнего зарубежья.Для данных детей русский язык не является родным и, если они не обучались по российс...
6 класс русский язык Тесты "Повторение изученного о глаголе в 1-5 классах" и "Разряды местоимений"
Данные тесты расчитаны не на целый урок и помогут быстро проверить необходимые знания учащихся...
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» обязательной предметной области «Русский язык и литература» ФГОС ООО по курсу 5-9 класс
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» обязательной предметной области «Русский язык и литература» составлена в соответствии с ФГОС ООО, требованиями к результатам ...