Уроки по русскому языку №34-35, 36-39 по А.И. Власенкову, 10 класс
методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме

Малинина Нина Владимировна

Уроки №34-35 по теме "Синтаксис. Словосочетание. Простое предложение"

Уроки №36-39 по теме "Простое осложнённое предложение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uroki34-35_36-39.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Уроки № 34-35

Тема: Синтаксис. Словосочетание. Простое предложение.

Цель: провести обобщающее повторение основных понятий синтаксиса простого предложения; сделать краткое сообщение о результатах диктанта и дать рекомендации об индивидуальном планировании самостоятельной работы уч-ся по орф-и и пункт-и.

Ход

I. Проверка дом. упр. 98:

а) взаимопроверка его правописной части;

б) разбор местоимения НЕЧТО, предлога У, союзного слова ЧТО, частицы НЕ, союза А (из текста названного упр.);

в) указание всех служебных частей речи в этом тексте (без разбора их).

II. Краткое сообщение о результатах диктанта. Работа над ошибками в диктанте.

III. Вызов. Корзина идей.

1. -  Что  изучает синтаксис?

(1-2 мин. - самостоятельно, 3-4 мин. - работа в группах, социализация. Учитель записывает на доске. Обсуждение).

2. Упр. 38 - выполнение:

а) разобрать словосочетания первого предложения по схеме 4 (см. стр. 281 учебника);

б) выявить по одному словосочетанию с согласованием, управлением и примыканием между его компонентами;

в) объяснить пропущенные орфограммы;

г) найти обособленный определительный оборот.

3. Упр. 39: объяснить пропущенные орфограммы.

IV. Реализация смысла. Объявление темы урока. Синтаксис. Словосочетание. Простое предложение.

1. Ответы на 1-10 вопросы учебника (стр. 84).

2. Коллективная работа в устной форме по упр. 113:

а) выразительно прочитать текст;

б) объяснить пропущенные знаки препинания в тексте;

в) назвать часть речи всех слов в 1-ом предложении;

г) определить падеж сущ - х в этом предложении;

д) произвести синтаксический разбор 1-го и последнего предложений данного текста по схеме 4а (см. стр. 281-282 учебника).

3. Письменное выполнение упр. 111.

4. В 1-ом предложении к  упр. 37 выявить примеры словосочетаний с типами связи между словами: согласованием, управлением и примыканием.

5. Сообщение учителя по теме урока «Понятие прямого и обратного порядка слов в предложении»:

     Порядок слов в предложении - это расположение, последовательность в предложении его членов.

     В русском языке порядок слов свободный, за тем или иным членом предложения не закреплено определённое место. Однако для каждого члена предложения имеется более обычное для него расположение. В связи с этим различают прямой (обычный), характерный для научной и деловой речи, и обратный порядок - инверсию, которая служит одним из средств выразительности и широко используется в разговорной речи  и в языке художественной литературы.

      Так, подлежащее в повествовательном предложении обычно предшествует сказуемому, однако в вопросительном предложении сказуемое часто ставится перед подлежащим. Перед подлежащим оно ставится и в описательных текстах (Ярко сияет солнце).

     Дополнение при обычном порядке слов ставится после управляющего слова, согласованное определение - перед определяемым словом, несогласованное определение - после него, обстоятельство образа действия, выраженное наречием на -О, -Е, обычно предшествует глаголу-сказуемому.

     Особенно важен порядок слов для письменной речи, в которой смысл высказывания не может быть уточнён логическим ударением.

6. стр. 198: стихотворение М.Ю. Лермонтова «Молитва». Задание:

- В первом четверостишии установите все случаи прямого и обратного порядка слов в предложении.

- Прокомментируйте изобразительно-выразительную роль обратного порядка слов в этом четверостишии.

V. Рефлексия.  Эссе «Инверсия придаёт фразе новый выразительный оттенок».

VI. Домашнее задание.

1) Упр. 112, 113 - письменно.

2) Упр. 119.

3) Выполнить упражнения учебника (из раздела «Повторение») по индивидуальным планам с учётом ошибок, допущенных в диктанте.

4) Доп. задание (по группам, с учётом особенностей речевой подготовки уч-ся): упр. 371-373, 115.

Уроки № 36-39

Тема: Простое осложнённое предложение.

Цель: обобщить и закрепить знания учащихся об осложнённом предложении; совершенствовать умения и навыки постановки знаков препинания в осложнённых предложениях с опорой на синтаксический анализ и интонацию.

ХОД

I. Проверка дом. задания:

1) Выразительное чтение текста Н. Рериха (упр. 113):

• Объяснение постановки тире в предложениях.

• Разбор по членам 4-ого предложения первого абзаца.

•Какой частью речи и каким членом предложения является слово КОТОРЫЙ?  Морфологический разбор указанного слова во всех предложениях.

2) Чтение словосочетаний из упр. 112.

3) Просмотровое выполнение упр. 371-373, 115. (Кто выполнял, те читают словосочетания со связью управление, остальные следят, корректируют предлагаемые варианты словосочетаний, а трудные для них словосочетания записывают в тетрадь, предназначенную для выполнения упр. по индивидуальному плану повышения письменной грамотности).

II. Вызов.  Вопросы учащимся по теме урока:

-  Что значит осложнённое простое предложение?

- Чем оно может быть осложнено? (Однор. чл, вв.сл.. обращ., прич., дееприч., сравн. обор., уточн, пояснительными и другими втор. чл. пр-я, межд., словами ДА, НЕТ).

-  Что такое обособление? (Один из способов смыслового выделения или уточнения части высказывания).

- Назовите основные виды обособленных членов предложения (см. стр. 258 учебника).

III. Реализация смысла.

1. Устное поочерёдное выполнение упр. 117 с синтаксическим обособлением пропущенных и  непропущенных  знаков  препинания, орфограмм, составлением схем.

 

2. Письменное выполнение упр. 120 (I).

IV. Рефлексия.

 - Почему интонационный анализ  является важным условием  овладения  выразительным чтением?

-  Почему интонационный анализ  является важным условием  овладения  письменноу речью?

V.  Дом. задание.

1) Закончить выполнение упр. 120 (I, II).

2) Упр. 31(I, II), 367 (I, II) (устно; с обоснованием пропущенных знаков препинания и орфограмм).

3) Доп. зад.: упр. 40 (для оценки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка и православной культуры "Колокольный звон Руси" в 9 классе.

Урок повторения сложных вопросов различных разделов языкознания, обобщения знаний по теме "Публицистический стиль" на основе интегративного метода познания традиций православной культуры, духовной жиз...

Внеклассное мероприятие по русскому языку в форме путешествия для учащихся 5-6-х классов “Язык мой-друг мой" Подготовила учитель Мазитова Л.К.

Внеклассное мероприятие по русскому языку в форме путешествия для учащихся 5-6 классов «Язык мой-друг мой».Игра проводится для учащихся 5-6 классов в рамках предметной недели либо как классный час. Не...

Внеклассное мероприятие по русскому языку в форме путешествия для учащихся 5-6-х классов “Язык мой-друг мой" Подготовила учитель Мазитова Л.К.

Внеклассное мероприятие по русскому языку в форме путешествия для учащихся 5-6 классов «Язык мой-друг мой».Игра проводится для учащихся 5-6 классов в рамках предметной недели либо как классный час. Не...

Тематическое планирование уроков русского языка и литературы в 7, 8, 9, 10, 11 классах с русским языком обучения.

Тематическо планирование уроков русского языка и литературы в 7.8,9.10, 11 классах могут понадобиться тем, кто уделяет большое внимание подготовке обучающихся к сдаче ГИА и ЕГЭ по русскому язык...

Рабочая программа "Русский язык как государственный (индивидуальные и групповые занятия с учащимися с неродным русским языком), адаптированная к коррекционно-развивающему обучению в 1-4 классах"

В школы Российской Федерации поступает большое количество детей из семей переселенцев ближнего и дальнего зарубежья.Для данных детей русский язык не является родным и, если они не обучались по российс...

6 класс русский язык Тесты "Повторение изученного о глаголе в 1-5 классах" и "Разряды местоимений"

Данные тесты расчитаны не на целый урок и помогут быстро проверить необходимые знания учащихся...

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» обязательной предметной области «Русский язык и литература» ФГОС ООО по курсу 5-9 класс

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» обязательной предметной области «Русский язык и литература» составлена в соответствии с ФГОС ООО, требованиями к результатам ...