Уроки № 40-43 на тему "Сложное предложение. Прямая и косвенная речь" по А.И. Власенкову 10 класс
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) по теме
Конспект урока рассчитан на 4 часа по теме "Сложное предложение. Прямая и косвенная речь"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroki_no_40-43.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Уроки № 40-43.
Тема: Сложное предложение. Прямая и косвенная речь.
Цель: повторить в обобщённом виде типы сложных предложений, постановку знаков препинания в них и правила замены прямой речи косвенной; познакомить учащихся с периодом.
ХОД
I. Проверка домашнего задания.
1) Взаимопроверка правописной части упр. 120.
2) Выразительное чтение стихотворения из упр. 40, синтаксический разбор предложений первого четверостишия (разбирает ученик, добровольно выполнявший это упр.; другие уч-ся класса следят за разбором и комментируют его).
II. Сложное предложение.
1) ВЫЗОВ. Корзина идей.
- Вспомните и запишите всё, что вам известно из курса основной школы о СП. (Индивидуально, 1-2 мин.).
- Работа в группах по корректировке сделанных самостоятельно записей (3-4 мин.)
- Социализация. Учитель записывает то, что наработано в группах на доску, обсуждение вслух, дополнение о знаках препинания (можно на уровне схем или примеров предложений):
- в ССП (в сопоставлении с простым предложением, содержащим однородные сказуемые, однородные подлежащие и др. однородные члены предложения);
- в СПП (включая предложения с двойными союзами и предложения с однородными придаточными);
- в БСП.
2) - Что такое прямая речь?
- Расскажите о знаках препинания в предложениях с ПР.
- Что такое диалог? Из чего он состоит? Что такое реплика?
- Расскажите о знаках препинания в предложениях при диалоге.
3) - Каковы правила замены прямой речи косвенной? (См. учебник на стр. 258-259, чтение).
II. РЕАЛИЗАЦИЯ СМЫСЛА.
4) Сообщение учителя о периоде.
ПЕРИОД (от греч. periodos - обход, круг, круговращение) - сильно распространённое предложение, отличающееся по своему содержанию значительной полнотой, единством темы, а по интонации распадающееся на две части: постепенным повышением голоса, а затем, после паузы, понижением.
5) Запись под диктовку стихотворения М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…», в синтаксическом отношении являющегося ПЕРИОДОМ.
Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зелёного листка;
Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой;
Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он,-
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,-
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога...
1837 год
6) Работа по стихотворению- периоду:
- Обратите внимание на знаки препинания после местоимения ОН (запятая и тире) - они мотивированы структурой периодической конструкции.
- На ЧЕЛЕ - (запятая и тире) - последующий текст воспринимается как второй вывод, заключённый в четвёртой строфе.
- Как вы понимаете выражения «таинственная сага», «желтеющая нива», «расходятся морщины на челе».
- Какое окончание вы написали в слове «душистой» и почему?
7) Анализ синтаксической структуры стихотворения - предложения (периода):
- На какие две части делится стихотворение по содержанию и структурно?
- Из каких языковых единиц состоит первая часть?
- А вторая?
- Как следует читать первую часть этого периода и вторую?
- Перечитаем последние две строки стихотворения:
1. В чём заключается счастье, постигаемое поэтом?
2. Что значит видеть в небе Бога?
3. Доступно ли это человеку?
4. А святым, таким, как Сергий Радонежский?
5. Есть ли в современном мире, в окружающей действительности люди, способные если не верить, то хотя бы чувствовать присутствие Бога в мире?
6. Что вы думаете об этом?
8) Мини-упражнения.
• Запишите предложения с соблюдением правил пунктуации и произведите синтаксический разбор.
Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.
• Составьте предложения со словами так как и так, как.
- В чём различие составленных вами предложений? Каковы смысловые отношения между частями предложения в первом и втором случае?
III. РЕФЛЕКСИЯ.
- Что такое период? Что даёт его использование в текстах художественных произведений?
IV. Домашнее задание.
1) Упр. 123, 124, 33 (I)
2) Принести для просмотра выполненные работы по индивидуальным планам повышения письменной грамотности и планы такой же работы на предстояший период (включить в планы работу над следующими упр.: упр. 121 (I, II)- для испытывающих трудности орфографического плана; упр. 359,252,20 - пунктуация предложений с однородными членами, деепричастными оборотами, осложнённых предложений; упр. 127 - знаки при ПР.
3) Для повышенной оценки - упр. 125, 126, 116.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка «Различение сложносочинённых предложений и простых, осложнённых однородными членами». 9 класс
Цели: - совершенствовать умение различать сложносочинённые предложения и простые, осложнённые однородными членами, повторить теоретический материал о разделах лингвистики, постановку знако...
Перевод вопросительных предложений в косвенную речь
Презентация показывает как переводить английские вопросительные предложения в косвенную речь....
Презентация "Перевод вопросительных предложений в косвенную речь"
Данная презентация подходит для закрепления и повторения грамматического матерниала по теме "Перевод вопросительных предложений в косвенную речь"...
Тест по теме "Вопросительные предложения в косвенной речи" 8 класс
Тест по теме "Вопросительные предложения в косвенной речи" 8 класс...
Вопросительные предложения в косвенной речи. Английский язык.
Несколько упражнений для закрепления материала....
Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Предложения с косвенной речью
Маршрутный лист дистанционного урока...
Знаки препинания в предложениях с косвенной речью. Синонимия предложений с прямой и косвенной речью
Маршрутный лист дистанционного урока...