Уроки № 29-30, 31-32, 33 по А. И. Власенкову, 10 класс
методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме

Малинина Нина Владимировна

 Данные поурочные разработки содержат материал по служебным частям речи, морфологический разбор частей речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uroki_29-30_31-32_33-diktant.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Уроки № 29-30

Тема: Служебные части речи. Междометие.

Цель: обобщить знания о служебных частях речи и междометии (об их роли в предложении и тексте, их морфологических особенностях и правописании).

ХОД

I. Проверка домашнего задания.

1) Сообщения уч-ся о глаголе, причастии, деепричастии и наречии.

Дополнительные вопросы:

- Каковы различия глаголов сов. в. и несов. в. ( по значению и формально- грамматическим признакам)?

2) Составление на классной доске и в тетрадях учащихся таблицы-схемы:

                                    Суффиксы причастий

                                          Настоящее время

Прошедшее время

Причастия / глаголы

 I спряжения

II спряжения

-вш- (-ш-)

действительные

-ущ-, -ющ-

-ащ-, -ящ-

страдательные

-ем- (-ом-)

-им-

-енн-(-нн-),-т-

(См. также схемы на стр. 242-243 учебника.)

3) Проверка правильности разбора первого глагола в тексте упр. 106.

Дополнительные вопросы об авторе этого текста, названии произведения, его героини, об отношении учащихся к мечте, её созидательной, а иногда и разрушительной силе в жизни человека. (Содержание беседы в дальнейшем будет использовано в работах учащихся.)

II. Вызов. Вопросы учащимся по теме урока.

1) Что значит самостоятельные и служебные части речи (слова)? - В чём их различие ( с точки зрения лексического значения, морфологических признаков, синтаксической роли в предложении)?  Приведите примеры.

2) Назовите служебные части речи.

3) Что общего и различного у предлогов и окончаний существительных?

4) Какие бывают предлоги?

5) Что общего и различного у предлогов и союзов? Приведите примеры.

6) Какие бывают союзы?

7) Что такое союзное слово? Приведите примеры с одним и тем же словом: в роли союза и в роли союзного слова.

8) Какие выделяют разряды частиц по значению?  Приведите как можно больше частиц каждого разряда. (Помощь учителя)

9) Сравните предлоги и союзы (в их совокупности) с частицами.

10) Чем отличаются междометия от служебных частей речи?

III.  Реализация смысла.

 1. Выполнение упр. 108-110.

 2.  Письмо под диктовку.

Никто, ничто, ни за что, ничего, ни для чего, некого, не у кого, не к чему, ни в какую, ни в коем случае, не на шутку, не надо, не к добру, не в чем, не в силах, ни о ком, нечем, нес чем, не на что.

 IV. Рефлексия. Эссе на тему « Что я знаю о служебных частях речи и междометии?»

V. Домашнее задание.

1) Подготовить сообщение о служебных частях речи и междометии.

2) Упр. 362.

3) Задание для взаимной диктовки (по индивидуальным планам повышения грамотности).

1. Что б ни случилось - жизнь прекрасна. (М. Лисянский.) 2. Чтоб не был мир ни твой, ни мой - ничей, но общий дар идущих поколений. (В. Брюсов.) 3. Я иду, дорог не разбирая, чтоб спросить у лип и тополей, почему красу родного края мы с годами чувствуем сильней. (Н. Рыленков.)  4. Нипочём мне ямы, нипочём мне кочки.  Хорошо косою в утренний туман  выводить по долам травяные строчки, чтобы их читали лошадь и баран. (С.Есенин.) 5. Палатку надо натягивать так, чтобы она гудела, как барабан.  Потом её надо окопать, чтобы во время дождя вода стекала в канавы по бокам палатки  и не подмочила пол. (К. Паустовский.)

Уроки №31-32.

Тема: Морфологический разбор.

Цель: закрепить умения морфологического разбора, умение комплексно характеризовать слово как часть речи;  расширить и конкретизировать понимание учащимися взаимосвязи языковых единиц разных уровней.

ХОД

I. Проверка домашнего задания.

1) Три сообщения уч-ся: а) о предлогах и союзах; б) о частицах; в) о междометиях.

Дополнительный вопрос.

-  Могут ли междометия выступать в роли членов предложения? Приведите примеры.

2) Проверка упр. 362.

II. Вызов.

 - Что такое морфологический разбор слова как части речи?

III.  Реализация смысла.

 Морфологический разбор. См. схемы разбора самостоятельных, служебных частей речи и междометий  в учебнике В.В. Бабайцевой «Теория» на стр. 239-240:

1. Запись предложения и разбор слов.

У нас в семье читали вслух при первой возможности, но читали почтенных писателей.

2. - Укажите операции разбора, в которых морфологический анализ сочетается со словообразовательным, с синтаксическим, с действиями правописного и стилистического планов. (Вывод о межуровневой связи языковой системы.)

3. Выразительное чтение текста упр. 88. Разбор слов, указанных цифрами, и других слов разных частей речи. - Объяснить постановку знаков препинания. - Определить тип и вид всех предложений в стихотворном тексте.

РАБОТА над языковыми особенностями стихотворного отрывка:

 - Найдите слова высокие и разговорные.

- Найдите сочетание интонаций высокого стиля с интонациями  бытовой речи.

-  Чем обеспечивается звучность, мелодичность, лёгкость стиха?

- Чем обеспечивается образность?

- Благодаря чему запоминаются строки?

IV. Рефлексия.  Пять слов об уроке.

V. Дом. задание.

1) Упр. 98 (произвести разбор по одному слову каждой части речи, встречающейся в тексте упражнения).

2) Подумать над словами В.  Белинского (в тексте упр.), над стихотворными строками А. Пушкина  и подготовить в течение одной - двух недель лирическую зарисовку о зиме, зимних забавах или каком-либо интересном случае,

 Используя по мере необходимости слова с трудными для уч-ся орфограммами, синтаксическими оборотами.

Урок № 33.

Тема: Диктант

Цель: проверить посредством диктанта состояние орфографической и пунктуационной грамотности каждого из учащихся класса; выявить недостатки в письменной грамотности уч-ся с целью организации дальнейшей дифференцированной  работы по повышению грамотности.

ХОД

  1. См. Власенков А.И. Русский язык. Книга для учителя. 10-11 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений: базовый уровень. Тексты на стр.51-53 (два варианта, на выбор учителя).

 2. Дом. задание то же: лирическая зарисовка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока и презентация урока "The Sandwich Celebrates 250th Birthday" (для 8-10 классов ОУ).

Шон Бенвил ежедневно добавляет свои новые статьи, посвященные последним событиям в мире,  и предлагает разработки уроков к ним (их уже более 1400). Я его материалами пользуюсь с 2008 г. и очень х...

Открытый урок концертмейстера отделения хореографического искусства ДШИ г. Гурьевска в классе народного танца Суворова В.Л.(с методическим сообщением). Тема урока: «Особенности работы концертмейстера- аккордеониста в классе народного танца»

20 февраля 2012 года в рамках подготовки к аттестации на 1 категорию мной был подготовлен и проведен областной открытый урок с методическим сообщением по теме: «Особенности работы концертмейстера- акк...

Уроки № 58-59, 60-61 по А.И. Власенкову, 10 кл.

1. Тема "Знаки препинания при цитировании" - 2 часа2. Тема "Сочинение на одну из тем" - 2 часа...

Методические разработки урока русского языка по теме "Собирательные числительные" в 6 классе, внеклассного мероприятия "Город, что сердцу дорог!" в 8 классе и календарно-тематического планирования по литературе в 6 классе

Урок по теме «Собирательные числительные» относится  к типу уроков объяснения нового материала.  В его  структуре выделяются следующие компоненты: организационный момент,  повторен...

Технологическая карта карта урока. УМК И.Н. Верещагина, О.В. Афанасьева. 4 класс. Городская жизнь. Лондон. Урок 53, урок 26 темы

Технологическая карта карта урока. УМК И.Н. Верещагина, О.В. Афанасьева. 4 класс. Городская жизнь. Лондон. Урок 53, урок 26 темы...

Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе Тема урока: «Имя существительное - часть речи .( Повторение изученного в V классе)»

Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе                                  Тема урока: «Имя существи...

Разработка урока к учебнику О.А. Радченко «Вундеркинды плюс» 7 класс по теме 1 «Летние каникулы» к уроку 8 «Парки для скалолазов» Материал рассчитан на два урока.

Материал рассчитан на два урока. План урока включает в себя задания на закрепление новой лексике по теме, повторение временных форм глагола и порядок слов в сложных предложениях с союзами weil, darum,...