Уроки № 29-30, 31-32, 33 по А. И. Власенкову, 10 класс
методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме
Данные поурочные разработки содержат материал по служебным частям речи, морфологический разбор частей речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroki_29-30_31-32_33-diktant.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Уроки № 29-30
Тема: Служебные части речи. Междометие.
Цель: обобщить знания о служебных частях речи и междометии (об их роли в предложении и тексте, их морфологических особенностях и правописании).
ХОД
I. Проверка домашнего задания.
1) Сообщения уч-ся о глаголе, причастии, деепричастии и наречии.
Дополнительные вопросы:
- Каковы различия глаголов сов. в. и несов. в. ( по значению и формально- грамматическим признакам)?
2) Составление на классной доске и в тетрадях учащихся таблицы-схемы:
Суффиксы причастий
Настоящее время | Прошедшее время |
Причастия / глаголы | I спряжения | II спряжения | -вш- (-ш-) |
действительные | -ущ-, -ющ- | -ащ-, -ящ- |
страдательные | -ем- (-ом-) | -им- | -енн-(-нн-),-т- |
(См. также схемы на стр. 242-243 учебника.)
3) Проверка правильности разбора первого глагола в тексте упр. 106.
Дополнительные вопросы об авторе этого текста, названии произведения, его героини, об отношении учащихся к мечте, её созидательной, а иногда и разрушительной силе в жизни человека. (Содержание беседы в дальнейшем будет использовано в работах учащихся.)
II. Вызов. Вопросы учащимся по теме урока.
1) Что значит самостоятельные и служебные части речи (слова)? - В чём их различие ( с точки зрения лексического значения, морфологических признаков, синтаксической роли в предложении)? Приведите примеры.
2) Назовите служебные части речи.
3) Что общего и различного у предлогов и окончаний существительных?
4) Какие бывают предлоги?
5) Что общего и различного у предлогов и союзов? Приведите примеры.
6) Какие бывают союзы?
7) Что такое союзное слово? Приведите примеры с одним и тем же словом: в роли союза и в роли союзного слова.
8) Какие выделяют разряды частиц по значению? Приведите как можно больше частиц каждого разряда. (Помощь учителя)
9) Сравните предлоги и союзы (в их совокупности) с частицами.
10) Чем отличаются междометия от служебных частей речи?
III. Реализация смысла.
1. Выполнение упр. 108-110.
2. Письмо под диктовку.
Никто, ничто, ни за что, ничего, ни для чего, некого, не у кого, не к чему, ни в какую, ни в коем случае, не на шутку, не надо, не к добру, не в чем, не в силах, ни о ком, нечем, нес чем, не на что.
IV. Рефлексия. Эссе на тему « Что я знаю о служебных частях речи и междометии?»
V. Домашнее задание.
1) Подготовить сообщение о служебных частях речи и междометии.
2) Упр. 362.
3) Задание для взаимной диктовки (по индивидуальным планам повышения грамотности).
1. Что б ни случилось - жизнь прекрасна. (М. Лисянский.) 2. Чтоб не был мир ни твой, ни мой - ничей, но общий дар идущих поколений. (В. Брюсов.) 3. Я иду, дорог не разбирая, чтоб спросить у лип и тополей, почему красу родного края мы с годами чувствуем сильней. (Н. Рыленков.) 4. Нипочём мне ямы, нипочём мне кочки. Хорошо косою в утренний туман выводить по долам травяные строчки, чтобы их читали лошадь и баран. (С.Есенин.) 5. Палатку надо натягивать так, чтобы она гудела, как барабан. Потом её надо окопать, чтобы во время дождя вода стекала в канавы по бокам палатки и не подмочила пол. (К. Паустовский.)
Уроки №31-32.
Тема: Морфологический разбор.
Цель: закрепить умения морфологического разбора, умение комплексно характеризовать слово как часть речи; расширить и конкретизировать понимание учащимися взаимосвязи языковых единиц разных уровней.
ХОД
I. Проверка домашнего задания.
1) Три сообщения уч-ся: а) о предлогах и союзах; б) о частицах; в) о междометиях.
Дополнительный вопрос.
- Могут ли междометия выступать в роли членов предложения? Приведите примеры.
2) Проверка упр. 362.
II. Вызов.
- Что такое морфологический разбор слова как части речи?
III. Реализация смысла.
Морфологический разбор. См. схемы разбора самостоятельных, служебных частей речи и междометий в учебнике В.В. Бабайцевой «Теория» на стр. 239-240:
1. Запись предложения и разбор слов.
У нас в семье читали вслух при первой возможности, но читали почтенных писателей.
2. - Укажите операции разбора, в которых морфологический анализ сочетается со словообразовательным, с синтаксическим, с действиями правописного и стилистического планов. (Вывод о межуровневой связи языковой системы.)
3. Выразительное чтение текста упр. 88. Разбор слов, указанных цифрами, и других слов разных частей речи. - Объяснить постановку знаков препинания. - Определить тип и вид всех предложений в стихотворном тексте.
РАБОТА над языковыми особенностями стихотворного отрывка:
- Найдите слова высокие и разговорные.
- Найдите сочетание интонаций высокого стиля с интонациями бытовой речи.
- Чем обеспечивается звучность, мелодичность, лёгкость стиха?
- Чем обеспечивается образность?
- Благодаря чему запоминаются строки?
IV. Рефлексия. Пять слов об уроке.
V. Дом. задание.
1) Упр. 98 (произвести разбор по одному слову каждой части речи, встречающейся в тексте упражнения).
2) Подумать над словами В. Белинского (в тексте упр.), над стихотворными строками А. Пушкина и подготовить в течение одной - двух недель лирическую зарисовку о зиме, зимних забавах или каком-либо интересном случае,
Используя по мере необходимости слова с трудными для уч-ся орфограммами, синтаксическими оборотами.
Урок № 33.
Тема: Диктант
Цель: проверить посредством диктанта состояние орфографической и пунктуационной грамотности каждого из учащихся класса; выявить недостатки в письменной грамотности уч-ся с целью организации дальнейшей дифференцированной работы по повышению грамотности.
ХОД
1. См. Власенков А.И. Русский язык. Книга для учителя. 10-11 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений: базовый уровень. Тексты на стр.51-53 (два варианта, на выбор учителя).
2. Дом. задание то же: лирическая зарисовка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока и презентация урока "The Sandwich Celebrates 250th Birthday" (для 8-10 классов ОУ).
Шон Бенвил ежедневно добавляет свои новые статьи, посвященные последним событиям в мире, и предлагает разработки уроков к ним (их уже более 1400). Я его материалами пользуюсь с 2008 г. и очень х...
Открытый урок концертмейстера отделения хореографического искусства ДШИ г. Гурьевска в классе народного танца Суворова В.Л.(с методическим сообщением). Тема урока: «Особенности работы концертмейстера- аккордеониста в классе народного танца»
20 февраля 2012 года в рамках подготовки к аттестации на 1 категорию мной был подготовлен и проведен областной открытый урок с методическим сообщением по теме: «Особенности работы концертмейстера- акк...
Уроки № 58-59, 60-61 по А.И. Власенкову, 10 кл.
1. Тема "Знаки препинания при цитировании" - 2 часа2. Тема "Сочинение на одну из тем" - 2 часа...
Методические разработки урока русского языка по теме "Собирательные числительные" в 6 классе, внеклассного мероприятия "Город, что сердцу дорог!" в 8 классе и календарно-тематического планирования по литературе в 6 классе
Урок по теме «Собирательные числительные» относится к типу уроков объяснения нового материала. В его структуре выделяются следующие компоненты: организационный момент, повторен...
Технологическая карта карта урока. УМК И.Н. Верещагина, О.В. Афанасьева. 4 класс. Городская жизнь. Лондон. Урок 53, урок 26 темы
Технологическая карта карта урока. УМК И.Н. Верещагина, О.В. Афанасьева. 4 класс. Городская жизнь. Лондон. Урок 53, урок 26 темы...
Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе Тема урока: «Имя существительное - часть речи .( Повторение изученного в V классе)»
Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе Тема урока: «Имя существи...
Разработка урока к учебнику О.А. Радченко «Вундеркинды плюс» 7 класс по теме 1 «Летние каникулы» к уроку 8 «Парки для скалолазов» Материал рассчитан на два урока.
Материал рассчитан на два урока. План урока включает в себя задания на закрепление новой лексике по теме, повторение временных форм глагола и порядок слов в сложных предложениях с союзами weil, darum,...