Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС «Правописание О - Е после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных» (5 класс)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Конспект урока русского языка в 5 классе "Правописание о - е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o.e_posle_shipyashchih_i_ts.docx | 28.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС
«Правописание О - Е после шипящих и Ц
в окончаниях имён существительных» (5 класс)
Тип урока: усвоение новых знаний в условиях реализации ФГОС.
Форма урока: урок-открытие новых знаний.
Метод: комбинированный.
Модель обучения: базовая
Реализуемая программа: составлена на основании программы «Русский язык 5-9» (2012г.) под редакцией Е.А. Быстровой и др.
УМК: 1).Русский язык. 5кл.: учебник для общеобразоват. учреждений/Е.А. Быстрова и др; под ред. Е.А. Быстровой. – М.: Дрофа, 2012.
Цели урока: образовательные:
- формирование понятия у обучающихся о правописании О-Е после шипящих и Ц в окончаниях имен существительных.
- формирование умений обучающихся по созданию буриме.
Развивающие:
- содействие формированию и развитию учебно-информационных и исследовательских умений и навыков обучающихся (сопоставление и анализ фактов, высказывание своей точки зрения)
Воспитательные:
-воспитание уважения друг к другу при работе в коллективе и парах; помощь учащимся в осознании ценности совместной деятельности.
Оборудование:
1.Организационный этап.
2.Проверка Д/з.
3.Актуализация знаний.
4.Постановка учебной цели.
5.Поиск решений.
6.Воспроизведение знаний.
7.Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
8.Вторичное закрепление изученного материала.
9.Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
10.Информация о домашнем задании (комментирование).
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организацион-ный момент, мотивация к учебной деятельности (1 минута) | 1.Приветствие. - Добрый день, ребята. Надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь. Садитесь на свои места. 2.Проверка готовности к уроку. 3.Выявление отсутствующих. | 1.Приветствуют учителя и друг друга. 2.Садятся на свои места. 3.Дежурные докладывают о готовности класса к уроку и об отсутствующих. УУД Коммуникативные |
2. Проверка Д/з | 1. Проверка Д/з. Ребята, мы сейчас с вами начнём работу с проверки Д/з. Дома вам надо было выполнить упр. №205. Проверяет домашнее задание с места Назаренко А., затем Раудин М. Доп.вопросы задают ученики или учитель: 1)Назовите падежи и падежные вопросы. 2)Какие сущ. относятся к 1, 2. 3 скл.? 3) В каких сущ. на конце пишется и? 2. Учитель ставит оценку. | 1.Проверка Д/з. 2. 1 ученик проверяет Д/з и отвечает на дополнительные вопросы учителя или учеников. УУД Регулятивные |
3.Актуализация знаний 4. Постановка учебной цели. 5.Поиск решений 6.Воспроизведе-ние знаний | Словарный диктант. ( на листочках) Книга о спорте, объявление об экскурсии, изменение в расписании, беседовать о маршруте, нет времени, прочесть в газете, состязание в плавании, статьи о граните и магнии, на лекции в планетарии и музее. - Ребята, сегодня мы с вами будем исследователями законов языка (на доске записан эпиграф, который читает учитель) Пред вами громада – русский язык. Наслажденье глубокое зовет вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его… Н.В.Гоголь II. Беседа с классом - Вот и мы сегодня с вами вместе будем открывать новые для нас законы языка. Давайте откроем тетради и запишем: «Первое марта. Классная работа, тема урока «Правописание О - Е после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных» (учителем записана на доске заранее тема урока). - Ребята, давайте, исходя из темы урока, сформулируем его главную цель. Что мы должны узнать с вами в процессе нашего исследования? Правильно, на уроке мы должны выяснить, когда в окончаниях существительных после шипящих и ц пишется о, а когда - е Вопрос учителя: - Давайте вспомним шипящие согласные звуки? (Ж, Ш, Ч, Щ). Какими буквами на письме обозначены эти звуки? (ЖЭ, ЧЕ, ША, ЩА) 1.Поиск решений. - Я предлагаю вам поработать в парах, провести исследовательскую работу и самостоятельно сделать открытие: в каких случаях в существительных после шипящих и Ц в окончаниях пишется О, а в каких - Е. У вас на столах - карточка-информатор, которая поможет вам идти правильным путем. Запишите вывод на карточке - правило. Итак, ИССЛЕДОВАТЕЛИ – ВПЕРЁД! Приложение 1.Карточка-информатор 1. Прочитай слово. 2. Поставь знак ударения. 3. Выдели окончание. 4. Выдели основу. Обрати внимание, на какой звук оканчивается основа, подчеркни букву. 5. Сделай вывод. Карточка со словами I ряд Над чертежом, с кирпичом, за ландышем, с малышом, с врачом, неучем, пейзажем. II ряд За тучей, над рощей, со свечой, с лапшой, перед встречей. III ряд С овцой, с птицей, сердцем, синицей, мудрецом, продавцом. Карточка – правило В окончаниях существительных после________________ Под ударением пишем__________, без ударения__________. 1.А. Отчет ребят о проделанной работе по рядам. Б. Сравниваем выводы. В. Выводим общее правило - Но, ребята, к этому выводу пришли мы с вами, а вдруг оно ошибочное? Давайте обратимся к мудрейшему источнику знаний – книге, к нашему учебнику (стр.143, читаем правило) Сверим наши выводы? Мы сделали верное открытие? А теперь поработаем со Давайте мы её запишем в тетрадь. Она маячок, который будет сигналить нам. | 1.Ученики слушают. 2.Записывают число и тему урока. УУД Личностные Познавательные 1.Формулируют цель урока. - Цель урока - формирование понятияо том, когда в окончаниях существительных после шипящих и ц пишется о, а когда - е. 2. Отвечают на вопросы. УУД Познавательные Регулятивные 1.Ребята работают в парах по карточке-информатору. УУД Познавательные Регулятивные Личностные Коммуникативные 1.Отчет ребят по рядам (3 пары). 2. Сравнивают выводы. 3.Выводят общее правило. 4. Читает правило из учебника (1 ученик вслух). 5.Работают со схемой (на доске) и записывают её в тетрадь. УУД Познавательные Регулятивные Личностные Коммуникативные |
7.Усвоение новых знаний и первичное закрепление | I.Ребята, теперь мы должны проверить на практике своё изобретение. Для этого нам необходимо написать распределительный лексический диктант под названием «Назови другим словом», выделяя графически изученную орфограмму (учитель пишет на доске): О Е - По какому принципу распределяем? (под ударением О, без ударения Е). - Итак, я называю лексическое значение слова, а вы должны догадаться, что это за слово: Суп со свеклой называется – борщом. Небольшой лес иначе называют – рощей. Рисунок, картину, изображающую природу, называем - пейзажем. Человека, лечащего людей – врачом. Границу по-другому называют – рубежом. Невежливого, грубого человека – невежей. 2.Дополнительные вопросы: 1)В форме какого падежа мы записывали существительные? (В творительном падеже) 2)Какой член предложения отвечает на вопросы творительного падежа? (Дополнение) Упр.207 (самостоятельно в парах) | 1. Делают запись в тетрадях. 2.Отвечают на вопросы. 3.Записывают распределительный диктант, графически выделяя изучаемую орфограмму. 4. Отвечают на дополнительные вопросы. УУД Познавательные Регулятивные Личностные Коммуникативные 1.Работа супражнением. 2.Взаимопроверка . Выставление друг другу оценок. УУД Познавательные Регулятивные Личностные Коммуникативные |
10.Рефлексия деятельности. (3 минуты) | Фронтальный опрос: - Так какое открытие мы сегодня сделали? - Что узнали нового? - Что понравилось? - Молодцы, спасибо за урок. Вам всем присуждается звание «Грамматики». | Рефлексия. Отвечают на вопросы учителя. УУД Регулятивные Личностные Коммуникативные |
11.Домашнее задание. (2 минуты) | Параграф 26 Упр. 202. | Запись учащимися задания в дневники. УУД Регулятивные |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС
Мною разработан коспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС для 5 класса по теме "Буквы О-А в корне ЛАГ-ЛОЖ"....
Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме: «Словообразование. Основные способы образования слов в русском языке».
Данный конспект урока разработан по программе С. И. Львовой и В. В. Львова. Урок выстроен с учётом системно - деятельностного подхода в преподавании, что отражает суть реализации н...
Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме "Предложения с обращениями".
Урок русского языка в 5 классе в условиях реализации ФГОС....
Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые» (5 класс)
Данна разработка урока поможет учителю при работе в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме "имя существительное"...
Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС «Морфологические признаки причастия» (первый урок)
Тема урока предполагает расширение представлений учащихся о причастии как особой форме глагола и его морфологических признаках. На уроке учащиеся развивают умения формулировать определения понятий, ум...
Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС Звуки и буквы. Произношение и правописание. (5 класс)
Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОСЗвуки и буквы. Произношение и правописание. (5 класс) Тип урока: повторение и обобщение изученного в 4 классе.Форма урока: традиционный.Мет...
Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС Урок – деловая игра «Корректор» (5 класс)
Урок закрепления знаний по теме "Имя существительное" с применением игровой технологии...