«О, Е» после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях имён существительных
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Урок русского языка в 5 классе с использованием приёмов технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)
Скачать:
Предварительный просмотр:
«О, Е» после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях имён существительных
Урок русского языка в 5 классе с использованием приёмов технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)
Цель: освоение правила написания букв «О», «Е» после шипящих и «Ц» в суффиксах и окончаниях имён существительных.
Задачи:
- дать новые знания о правописании букв «о», «е» в суффиксах и окончаниях имён существительных после шипящих и «ц»;
- развитие умения применять знания на практике;
- развитие мышления, логики, умения анализировать, систематизировать, делать общие выводы;
- формирование умений в частично – поисковой познавательной деятельности, самостоятельности.
Оборудование:
- таблица;
- презентация.
- слова, записанные в следующем порядке на доске:
Шёпот, бечёвка, снежок;
Шорох, крыжовник, тучей;
Жёлудь, щёчка, плечом;
Капюшон, обжора, пейзажем;
Галчонок, шоссе, шофёр;
Решётка, щётка, овражек;
Шов, шорты, крыльцом;
Чёлка, чёлн, умницей.
(пока закрыты для чтения)
Ход урока:
1. Слово учителя.
Вежливый, старательный,
Скромный и внимательный,
Добрый, умный, справедливый,
И весёлый, и счастливый.
- Про кого так можно сказать? Почему? (дети называют своих родителей, друзей, учителей).
- Какой частью речи вы пользовались, чтобы ответить на мой вопрос: «Про кого вы могли бы сказать словами стихотворения?» (именем существительным)
- Какую роль играют имена существительные в нашей речи? (называют окружающие предметы и явления).
- Дайте определение имени существительному.
- Итак, мы продолжаем знакомство с именами существительными, точнее с их правописанием.
Запись числа, «классная работа» в тетради, оставляем строчку для последующей записи темы урока.
- Посмотрите на записанные на доске слова. Что их объединяет? (во всех словах есть шипящие)
- Шипящие – самые капризные буквы. Послушайте про них сказку.
Дружно живут согласные буквы с гласными. Ещё бы! Им без гласных никак со своей работой не справиться. Вот и стараются не обижать своих певучих подружек.
Но плохо гласной букве, когда перед ней оказывается шипящий. С буквами «э», «ы», «ю», «я» шипящие вообще знаться не хотят. А уж как трудно буквам «о», «ё»! То всем шипящим подавай букву «ё». То такая соседка им не по душе, и они согласны стоять только с «о». Будь осторожен, когда пишешь слова с шипящими. Вот слышишь, они предупреждают:
- Осторож-ж-жно! Мы ш-ш-шипящ-щ-щие!
– Что же мы знаем о правописании гласных после шипящих? (заполняется в таблице колонка «Знаю»:
- после шипящих пишем «и», «у», «а»;
- слова – исключения: парашют, жюри, брошюра;
- в корне слова после шипящих пишем «ё»;
- слова – исключения (перечисляются известные детям слова).
2. Записываем предложение для орфографического и синтаксического разбора:
Ш… л по ш…ссе ч…рный галч…нок.
- Какое слово выбивается из общего ряда? Чем не похоже это слово на другие, использованные в данном предложении? (гласный после шипящей встречается в суффиксе).
- Заполняем вторую графу таблицы: «Хочу узнать» (какая гласная «о» или «е» пишется после шипящих в суффиксах имен существительных? Есть ли исключения?)
3. Из записанных на доске групп слов выбрать третье лишнее и записать в 2 столбика:
с гласной «о», с гласной «е»
снежок тучей
плечом пейзажем
галчонок овражек
крыльцом умницей
- Обозначьте морфему (часть слова), в которой пишется «о» или «е». Что же нам будет ещё интересно узнать на уроке? (При каких условиях пишется «о», «е» после шипящих в окончаниях имён существительных? Встречается ли исключения из правила? Почему после «ц» пишется то «о», то «е»?)
- Какова тема урока? (запись темы на строчке, оставленной после записи «Классная работа»).
- Какие будут мнения? (учащиеся называют отдельные буквы, пытаются идти от значения слова).
- Поставьте ударение. Что вы заметили? (Можно сформулировать само правило).
4. Откройте учебник, читайте правило.
- Верно ли ваше предположение?
- Заполняем последнюю графу таблицы «Узнал»:
- после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных под ударением пишется «О», а без ударения – «Е»;
- исключений нет.
- Объясните правильное написание слова «галчонок» в предложении, написанном в тетради.
5. Закрепление.
А) Выполнение упражнений с комментированием:
Плечом, флажок, сапожок, парчовый, мальчонки, зайчонок, шёлк.
- В каком слове напишем «Ё»?
Б) Выполнение упражнения: две колонки «о, е», записать слово, в нужную колонку, объяснить орфограмму.
Два человека у доски, коллективная проверка.
Собачонка, пальцем, тучей, мудрецом, мячом, ежовый, девчонка, блюдцем, ситцевый, доченька, ключом, ножом, ручонка, падежом, храбрецом.
В) Дополнительное упражнение 556.
6. Итоги урока.
- Что же узнали сегодня на уроке? (проговаривание правила).
7. Домашнее задание
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вежливый, старательный, Скромный и внимательный, Добрый, умный, справедливый, И весёлый, и счастливый.
Сказка про шипящие буквы Дружно живут согласные буквы с гласными. Ещё бы! Им без гласных никак со своей работой не справиться. Вот и стараются не обижать своих певучих подружек. Но плохо гласной букве, когда перед ней оказывается шипящий. С буквами «э», «ы», «ю», «я» шипящие вообще знаться не хотят. А уж как трудно буквам «о», «ё»! То всем шипящим подавай букву «ё». То такая соседка им не по душе, и они согласны стоять только с «о». Будь осторожен, когда пишешь слова с шипящими. Вот слышишь, они предупреждают: - Осторож-ж-жно! Мы ш-ш-шипящ-щ-щие!
ЗНАЮ: после шипящих пишем «и», «у», «а»; слова – исключения: парашют, жюри, брошюра; в корне слова после шипящих пишем «ё»; есть слова – исключения.
ХОЧУ ЗНАТЬ: какая гласная «о» или «ё» пишется после шипящих в суффиксах имен существительных? есть ли исключения? при каких условиях пишется «о», «е» после шипящих в окончаниях имён существительных? встречается ли исключения из правила? почему после «ц» пишется то «о», то «е»?
Тема урока: «О, Е» после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях имён существительных
Цель урока: Освоение правила написания букв «О», «Е» после шипящих и «Ц» в суффиксах и окончаниях имён существительных.
УЗНАЛ(А): после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных под ударением пишется «о», а без ударения – «е»; исключений нет.
Упражнение Задание: вставить нужную букву, выделить орфограмму, найти и подчеркнуть лишнее слово. Плеч..м, флаж..к, сапож..к, парч..вый, мальч..нка, зайч..нок, ш..лк.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по теме Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях прилагательных
Данный урок содержит следующие цели: Повторить написание букв О и Е после шипящих в корне слова, повторить написание букв О и Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях существительных, совместно...
Буквы о и ё после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных. 5 класс. ФГОС.
Конструктор урока русского языка в 5 классе. Буквы о и ё после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных...
Правописание о-е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях прилагательных. 5 класс
По литературе и русскому языку произошло существенное изменение концепции обучения с ориентацией на речевое развитие и формирование коммуникативной компетентности. Сегодня на уроке ...
Буквы О и Ё после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях существительных. 5 класс.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8219843","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"362","style":"width: 250px; height: 189px;","width":"480"}}]]Таблица поможет ученикам...
План - конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе на тему "О-Е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях прилагательных"
Урок построен в форме путешествия, где отражена разноуровневая работа с детьми....
Гласные о и е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе (по УМК под ред. А. Д. Шмелёва)Тема урока: Гласные о и е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных...
Буквы о-е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных .
Технологическая карта урока...