Буквы о-е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных .
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Технологическая карта урока
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА «БУКВЫ О-Е ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц В СУФФИКСАХ И ОКОНЧАНИЯХ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ» (5 КЛАСС УМК Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова,
Л.А. Тростенцовой ) ФГОС.
Учитель Тонкова Лариса Петровна
Класс 5 Предмет русский язык
Тема урока Буквы о-е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных.
Тип урока Урок изучения нового материала.
Цели урока (образовательные): находить (видеть) в словах орфограммубукву о, е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных, писать слова с этой орфограммой, устно и графически объяснять условия выбора написания, отличать орфограммубукву о, е после шипящих в суффиксе и окончании от орфограммыбуквы ё, о после шипящих в корне
Универсальные учебные действия:
Регулятивные: Высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать тему, проблему урока. Искать пути её решения. Соотносить цели и результаты своей деятельности. Определять степень успешности работы.
Познавательные: Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий. Преобразовывать информацию (составлять алгоритм на основе правила и действовать по нему).
Коммуникативные УУД:
Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, учиться работать в паре, договариваться о совместной деятельности, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь, задавать вопросы, осуществлять взаимный контроль, соблюдать правила речевого поведения.
Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Этап урока | Цель этапа | Содержание учебного материала | ФОУД | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
I.Мотивация к учебной деятельности. | Включение учащихся в деятельность | Приветствует, проверяет готовность класса к уроку, создает эмоциональ- ный настрой, желает успеха. | Определяют готовность к уроку. Включаются в деловой ритм. | Самоопределение (Л) | ||
II. Языковая разминка. | Актуализация знаний учащихся о правописании о-ё после щипящих с последующим выходом на проблемную ситуацию урока. | Линейный диктант: 1Чёрный 2шёпот 3 чёрт 4жёлудь 5шорты 6 шелк 7пчёлы 8 чёлка 9 шёрстка 10 жёлтый | Инди-ви- дуаль-ная, парная | Диктует слова. | Применяя правило, записывают гласные после шипящих. Осуществляют взаимопроверку и выставляют отметки в соответствии с нормами. | Анализировать сравнивать, обобщать, делать выводы, работать по способу действия (П). Находить и исправлять ошибки, оценивать (Р), осуществлять взаимопроверку(К). |
III. Введение в тему с формулиров-кой целей урока. | Выявление места затруднения, фиксация во внешней речи причины затруднения. | Анализ материала для наблюдений и формулировка проблемного вопроса. На доске записаны слова: ш…пот, друж…к, врач…м, товарищ…м – Что общего у этих слов? – А какие различия заметили?. – Можно ли применить известное вам правило написания букв ё, о после шипящих для всех слов? Почему? --Сформулируйте тему и проблему урока. | Коллективная | Создаёт условия для проблемной ситуации. Проводит параллель с ранее изученным материалом. | Ученики отвечают на вопросы, формулируют цель и проблему урока, сравнивают с авторской формулировкой | Высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать тему и проблему урока (Р) |
IV Физкультминутка | Предупреждение общего утомления учащихся, пере- ключение их с умственной деятельности на физическую. | Рисование «ленивых восьмерок» глазами. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на такое же время. Повторять 6-8 раз.
| Колле-ктив-ная | Вместе с детьми выполняет упражнения для снятия напряжения глаз | Вместе с учителем выполняют упражнения для снятия напряжения глаз | |
V. Поиск решения. Открытие новых знаний. | Построение плана достижения цели, Фиксация нового знания в речи | 1.Анализ материала для наблюдений и формулировки правила (раздаточный материал): Петушок, крючок, свечой, плащом, врачом, товарищем, ландышем, собачонка, доченька, горошек, мудрецом, кольцом, колодцем, старцем. - Посмотрите внимательно на слова и попробуйте сами сформулировать задание. | Коллективная, парная | Организует парную работу по анализу материала для наблюдений и побуждает к высказыванию своего мнения. | Формулируют задание. После наблюдений в парах высказывают свои гипотезы | Искать пути решения проблемы (П.Р). Осуществлять познавательную и личностную рефлексию (К). |
VI Реализация построенного проекта | Выбор оптимального варианта решения проблемы из предложен-ных детьми, фиксация преодоления затруднения. | 1. Формулирование правила учащимися. 2.Сравнением с текстом учебника 3. Составление алгоритма | Коллективная, парная, группо вая | Организует работу с текстом правила в технологии изучающего чтения. Отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке. Даёт оценку работе учащихся, мотивирует: - Правильный ответ вы дали. Молодцы! А всё потому, что (выделяет голосом) Мы умные! Мы дружные! Мы внимательные! Мы старательные! Мы отлично учимся! Всё у нас получится! | формулируют правило, затем сравнивают с текстом в рамке учебника, читая его в технологии изучающего чтения. Составляют алгоритм действий. | Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий. Владеть технологией и приёмами изучающего чтения (П). |
VII.Первичное закрепление с проговарива-нием во внешней речи. | Организация усвоения детьми нового способа действия при выполнении упражнений на изученную орфограмму | Творческий диктант. – Подберите синоним к словам, запишите, обозначьте орфограмму: а) доктора подругому называют … (врачом); б) суп со свёклой называют … (борщом); в) упрямого человека называют … (упрямцем)….. г) длиннноухого зверька называют…(зайчонком) д) маленький, зелёный, квакает – это …(лягушонок) | Индивидуальная | Уточняет понимание задания, осуществляет индивидуаль-ный контроль | Подбирают синоним к словам, записывают, обозначают орфограмму: осуществляют самооценку | Умение находить (видеть) в словах орфограммубукву о-е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных, устно объяснять и графически обозначать условия выбора написаний, отличать орфограммубукву о, е после шипящих в суффиксе и окончании от орфограммыбуквы ё, о после шипящих в корне (П). |
VIII Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Организация самостоятель-ного выполнения задания на новый способ действия. | Карточка с дифференцированным заданием: «3» - записать слова, вставить пропущенные буквы, объяснить. «4» - Выборочный диктант: распределить слова с орфограммой в корне и в окончании; «5» - работа с текстом. Записать в правильной последовательности предложения, вставить пропущенные буквы, объяснить. (Раздаточный материал) | Инди-видуа-льная | Уточняет понимание задания, осуществляет индивидуаль-ный контроль,помо-гает советом при необходимости | Выполняют упражнение в соответствии с заданием. | Умение писать слова с орфограммойбуквой о, е после букв шипящих в суффиксах имён сущест вительных, разграни -чивать суффиксы по значению – уменьшительное для животных и для лиц (людей) (П). Понимание ценности самообразования, способность объективно оценивать свои знания и возможности (Л) Умение свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.(К) |
IX Включение в систему знаний и повторения (итог) | Организовать оценивание учащимися собственной деятельности,подвести итог. | Беседа. - Какой была тема урока? -Какую проблему мы решали? Как её решили? – - Чему научились на уроке?- - Что следует доработать? – Назовите ключе- вые слова темы. (Буквы шипящие и ц, орфограммыбук- вы о, е, суффикс, окончание существительных, ударение.) | коллективная | Организует беседу. | Отвечают на вопросы, подводят итог работы. | Соотносить цели и результаты своей деятельности. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы (Р) |
X. Рефлексия | Допишите предложение (начало предложений записано на обратной стороне доски): У меня получилось.. Я научился… На уроке я смог… Больше всего мне понравилось… Труднее всего мне было… | Умение соотносить цели и результаты своей деятельности, осуществлять познавательную и личностную рефлексию.(Р) | ||||
X1 Домашнее задание | Дифференцированное домашнее задание: 1) упр. 556 , 2) написать сочинение-миниатюру «Весна идёт, весне дорогу», используя слова, в которых встречается орфограмма «Правописание о – е в окончаниях существительных после шипящих и ц». Дополнительное задание (по желанию) – подобрать стихотворения, в которых встречается изученная орфограмма, оформить работу на отдельном листе формата А4. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по теме Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях прилагательных
Данный урок содержит следующие цели: Повторить написание букв О и Е после шипящих в корне слова, повторить написание букв О и Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях существительных, совместно...
Буквы о и ё после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных. 5 класс. ФГОС.
Конструктор урока русского языка в 5 классе. Буквы о и ё после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных...
Правописание о-е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях прилагательных. 5 класс
По литературе и русскому языку произошло существенное изменение концепции обучения с ориентацией на речевое развитие и формирование коммуникативной компетентности. Сегодня на уроке ...
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе «Буквы О-Е после шипящих и Ц в суффиксах имён прилагательных».
Технологическая карта урока соответствует требованиям ФГОС ООО. Тип урока- урок "открытия" нового знания. Вид урока - урок-исследование. Структура урока включает самоопределение деятельности обуч...
Буквы О и Ё после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях существительных. 5 класс.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8219843","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"362","style":"width: 250px; height: 189px;","width":"480"}}]]Таблица поможет ученикам...
Гласные о и е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе (по УМК под ред. А. Д. Шмелёва)Тема урока: Гласные о и е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных...
«О, Е» после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях имён существительных
Урок русского языка в 5 классе с использованием приёмов технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)...