Урок русского языка "Наш живой русский язык" (по басням И.А.Крылова)
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Отинова Татьяна Вячеславовна

ТЕМА: Наш живой русский язык (по басням И.А. Крылова).

 

                     

ТИП УРОКА: интегрированный урок русского языка и литературы с использованием информационных технологий, элементов исследования и инсценирования.

 

ЦЕЛЬ: 1.Показать учащимся на примере басен И.А. Крылова, что русский литературный язык-явление живое;

             2.Продолжить формировать навыки исследовательской работы учащихся;

              3.Развивать навыки работы со словарями;

              4.Воспитывать любовь и интерес к современному русскому языку и литературе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА: Наш живой русский язык (по басням И.А. Крылова).

                            СЛАЙД 1

ТИП УРОКА: интегрированный урок русского языка и литературы с использованием информационных технологий, элементов исследования и инсценирования.

ЦЕЛЬ: 1.Показать учащимся на примере басен И.А. Крылова, что русский литературный язык-явление живое;

             2.Продолжить формировать навыки исследовательской работы учащихся;

              3.Развивать навыки работы со словарями;

              4.Воспитывать любовь и интерес к современному русскому языку и литературе.

ХОД УРОКА

     ОНУ

     Целеполагание.

     Актуализация знаний.

     Работа на уроке.

                 Чтение учителем наизусть басни И. А. Крылова.

 

                     ЛЕБЕДЬ, ЩУКА И РАК.

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдёт,

И выйдет из него не дело, только мука.

Однажды Лебедь, Рак да Щука

Везти с поклажей воз взялись,

И вместе трое все в него впряглись;

Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу!

Поклажа бы для них казалась и легка:

Да Лебедь рвётся в облака,

Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

Кто виноват из них, кто прав,-судить не нам,

Да только воз и ныне там.

 

СЛОВО УЧИТЕЛЯ

Неслучайно в начале нашего урока прозвучали слова басни И. А. Крылова. Сегодня у нас будет не совсем обычный урок. Мы будем с вами и наблюдателями, и исследователями, и актёрами. А исследовать мы будем наш живой русский язык и помогут нам в этом басни Ивана Андреевича Крылова. Русский язык, его жизнь, изменения будут предметом нашего исследования. Но прежде давайте вспомним кто же такой И. А. Крылов. А в этом нам поможет, прибывший к нам на урок литературовед.

                          СЛАЙД 2

               Сообщение о И. А. Крылове.

За времясвоей жизни И. А. Крылов был журналистом, издателем, автором прозаических и драматических произведений, однако в большей степени стал известен как баснописец. Да-да. Иван Андреевич Крылов – русский баснописец. Он писал свои басни и для детей, и для взрослых. Эти произведения принесли ему всенародную любовь. Люди читали их и смеялись над своими пороками. Басни И. А. Крылова актуальны и в наше время. Их читали в веке 19, 20, читают и в 21 веке. Спасибо за внимание.

СЛОВО УЧИТЕЛЯ

А теперь давайте обратимся к эпиграфу нашего урока, словам В. Г. Белинского.

                             СЛАЙД 3

«Слава басен Крылова всё будет расти и пышнее расцветать до тех пор, пока не умолкнет звучный и богатый язык в устах великого и могучего народа русского».

- Как вы понимаете слова В. Г. Белинского?

- Недавно мы с вами говорили о том, что словарный состав русского языка непрерывно изменяется. В связи с историческими преобразованиями некоторые слова уходят в прошлое и не употребляются нами в речи (устаревшие слова, архаизмы).

                                  СЛАЙД 4

 Некоторые с новой силой вливаются в нашу жизнь (неологизмы).

                                   СЛАЙД 5

                 ВЫСТУПЛЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ

1 исследователь: Многие слова, которые употребляются в баснях И. А. Крылова, вышли из активного употребления современного русского литературного языка. Только в середине 19 века эти слова официально были узаконены в системе литературного языка, в настоящее время они включаются в толковые словари русского литературного языка, в чём мы с вами убедимся.

2 исследователь: Многие слова в баснях И. А. Крылова устарели, но они нам помогают понять те сложные процессы, которые происходят в жизни языка. Слова в язык приходят. Но ведь слова и уходят из языка, так как меняется жизнь. Архаизмами считаются слова, которые перестали употребляться, так как слово было вытеснено из языка синонимом или потеряло одно из своих значений. Порой и литературное слово становится разговорным и даже просторечным. Прекрасный язык басен И. А. Крылова тому подтверждение.

СЛОВО УЧИТЕЛЯ

Наша с вами цель -  показать на примере басен Крылова, что русский литературный язык – явление живое и постоянно изменяющееся. Итак, приступим к исследованиям.(Кстати, ребята, исследователь – тот, кто занимается научными исследованиями.) Многие слова, которые употребляются в баснях И. А. Крылова, вышли из активного употребления современного русского литературного языка. Попробуем это доказать! В этом нам помогут следующие упражнения.

  1. Учащиеся, глядя на последующие слайды и отрывки из басен, зачитывают их и находят слова, которые вышли из активного употребления современного русского языка. Определяют их лексическое значение и записывают в тетрадь.

                                  СЛАЙД 6

                                  СЛАЙД 7

                                  СЛАЙД 8

                                  СЛАЙД 9

  1. Инсценирование басни И. А. Крылова «Демьянова уха».

(Учащиеся выступают в роли героев басни, а остальные учащиеся должны найти слова, которые ушли из активного современного словарного запаса, объяснить их лексическое значение, используя толковые словари).

«Соседушка, мой свет!

Пожалуйста, покушай», -

«Соседушка, я сыт по горло». – «Нужды нет,

Ещё тарелочку; послушай;

Ушица, ей-же-ей, на славу сварена!» -

«Я три тарелки съел». – «И, полно, что за счёты:

Лишь стало бы охоты,

А то во здравье: ешь до дна!

Что за уха! Да как жирна:

Как будто янтарём подёрнулась она.

Потешь же, миленький дружочек!

Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек!

Ещё хоть ложечку! Да кланяйся, жена!» -

Так потчевал сосед Демьян соседа Фоку

И не давал ему ни отдыху, ни сроку;

А с Фоки уж давно катился градом пот.

Однако же ещё тарелку он берёт:

Сбирается с последней силой

И – очищает всю. «Вот друга я люблю! –

Вскричал Демьян…- Зато уж чванных не терплю.

Ну, скушай же ещё тарелочку, мой милый!»

Тут бедный Фока мой,

Как не любил уху, но от беды такой,

Схватя в охапку

Кушак и шапку,

Скорей без памяти домой –

И с той поры к Демьяну ни ногой.

Писатель, счастлив ты, коль дар прямой имеешь;

Но если помолчать вовремя не умеешь

И ближнего ушей ты не жалеешь,

То ведай, что твои и проза и стихи

Тошнее будут всем Демьяновой ухи.

ЧВАННЫЙ – полный чванства, тщеславия.(чванство – тщеславная гордость, важничанье.

КУШАК – пояс, обычно широкий, матерчатый.

  1. Групповая работа.(Учащиеся получают индивидуальные карточки, на которых даны отрывки из басен. Ребята должны найти устаревшие слова и с помощью толкового словаря объяснить их лексическое значение).

                         КАРТОЧКА № 1

Своё же стадо захирело

И всё почти переколело:

И мо пастух пришёл с сумой,

Хотя зимой

На барыши в уме рассчитывал прекрасно.

                              («Дикие козы»)

ХИРЕТЬ – становиться слабым, болезненным.

БАРЫШ – прибыль, материальная выгода.

                   КАРТОЧКА № 2

А тут бесёнок из-за печки:

«Не стыдно ли, - кричит, - всегда клепать на нас!»

                                     («Напраслина»)

КЛЕПАТЬ – клеветать, наговаривать на кого-либо.

                  КАРТОЧКА № 3

Однажды вздумалось друзьям

В день жаркий побродить по рощам, по лугам,

И по долам, и по горам;

А так как человек медведя послабее,

То и Пустынник наш скорее,

Чем Мишенька, устал

И отставать от друга стал.

                         («Пустынник и Медведь»).

ПУСТЫННИК – человек, из религиозных соображений поселившийся в безлюдном месте и отказавшийся от общения с людьми; отшельник.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК

КУРС: русский язык

КЛАСС: 5

                                               

                       

                      План – конспект

                                    по русскому языку на тему:

                                                   

             

 

                                     Разработала:

                   Отинова  Татьяна Вячеславовна

                   учитель русского языка и литературы

                                  МОУ СОШ № 1

                          Октябрьский (с) район


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по литературе Иван Андреевич Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова.

Урок изучения нового материала по творчеству И. А. Крылова в 5 классе (программа Г. Меркина) с использованием электронных образовательных ресурсов....

Презентация к уроку литературы в 5 классе по теме "Басни И.А. Крылова"

Прзентация содержит богатый иллюстративный материал, видеоматериал, что позволяет обучающимся вспомнить басни И.А.Крылова, изученные ранее....

Урок-игра в 5-м классе по басням И.А. Крылова

Цель урока:обобщить полученные знания по темам «Басня как литературный жанр», «Басенный мир И.А. Крылова». Задачи урока: Образовательные: проверить освоение обучающимися знаний о басне...

Наш живой русский язык (по басням И.А. Крылова). Интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе.

Цели: показать на примере басен И.А. Крылова, что русский литературный язык - явление живое; продолжить формированиенавыков исследовательской работы учащихся; развивать навыки работы со словарями; вос...

Конспект урока литературы в 5 классе по теме «Басни И.А. Крылова» «Чинов я пышных не искал…»

Предлагаю Вам конспект урока по литературе в 5 классе по басням И.А.крылова, составленный по технологии "Сказка-творчество"....

Урок чтения в 8 классе на тему: «Басни И.А. Крылова. Волк на псарне».

УРОК ЧТЕНИЯ в  8 классе ТЕМА: «Басни И.А. Крылова. Волк на псарне». Цели:  Познакомить учащихся с басней И.А. Крылова.Совершенствовать навык выразительного чтения. Совершенствовать...

Конспект урока в 10 классе. Русская литература и русская история 19 века. Творчество писателей конца 18 – начала 19 века. (Обзор)

Конспект урока в 10 классе. Русская литература и русская история 19 века. Творчество писателей конца 18 – начала 19 века. (Обзор)   Данный урок будет полезен для обзорного изучения литератур...