Урок русского языка "Наш живой русский язык" (по басням И.А.Крылова)
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
ТЕМА: Наш живой русский язык (по басням И.А. Крылова).
ТИП УРОКА: интегрированный урок русского языка и литературы с использованием информационных технологий, элементов исследования и инсценирования.
ЦЕЛЬ: 1.Показать учащимся на примере басен И.А. Крылова, что русский литературный язык-явление живое;
2.Продолжить формировать навыки исследовательской работы учащихся;
3.Развивать навыки работы со словарями;
4.Воспитывать любовь и интерес к современному русскому языку и литературе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_nash_zhivoy_russkiy_yazyk_po_basnyam_i.a.krylova.rar | 631.42 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: Наш живой русский язык (по басням И.А. Крылова).
СЛАЙД 1
ТИП УРОКА: интегрированный урок русского языка и литературы с использованием информационных технологий, элементов исследования и инсценирования.
ЦЕЛЬ: 1.Показать учащимся на примере басен И.А. Крылова, что русский литературный язык-явление живое;
2.Продолжить формировать навыки исследовательской работы учащихся;
3.Развивать навыки работы со словарями;
4.Воспитывать любовь и интерес к современному русскому языку и литературе.
ХОД УРОКА
ОНУ
Целеполагание.
Актуализация знаний.
Работа на уроке.
Чтение учителем наизусть басни И. А. Крылова.
ЛЕБЕДЬ, ЩУКА И РАК.
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвётся в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав,-судить не нам,
Да только воз и ныне там.
СЛОВО УЧИТЕЛЯ
Неслучайно в начале нашего урока прозвучали слова басни И. А. Крылова. Сегодня у нас будет не совсем обычный урок. Мы будем с вами и наблюдателями, и исследователями, и актёрами. А исследовать мы будем наш живой русский язык и помогут нам в этом басни Ивана Андреевича Крылова. Русский язык, его жизнь, изменения будут предметом нашего исследования. Но прежде давайте вспомним кто же такой И. А. Крылов. А в этом нам поможет, прибывший к нам на урок литературовед.
СЛАЙД 2
Сообщение о И. А. Крылове.
За времясвоей жизни И. А. Крылов был журналистом, издателем, автором прозаических и драматических произведений, однако в большей степени стал известен как баснописец. Да-да. Иван Андреевич Крылов – русский баснописец. Он писал свои басни и для детей, и для взрослых. Эти произведения принесли ему всенародную любовь. Люди читали их и смеялись над своими пороками. Басни И. А. Крылова актуальны и в наше время. Их читали в веке 19, 20, читают и в 21 веке. Спасибо за внимание.
СЛОВО УЧИТЕЛЯ
А теперь давайте обратимся к эпиграфу нашего урока, словам В. Г. Белинского.
СЛАЙД 3
«Слава басен Крылова всё будет расти и пышнее расцветать до тех пор, пока не умолкнет звучный и богатый язык в устах великого и могучего народа русского».
- Как вы понимаете слова В. Г. Белинского?
- Недавно мы с вами говорили о том, что словарный состав русского языка непрерывно изменяется. В связи с историческими преобразованиями некоторые слова уходят в прошлое и не употребляются нами в речи (устаревшие слова, архаизмы).
СЛАЙД 4
Некоторые с новой силой вливаются в нашу жизнь (неологизмы).
СЛАЙД 5
ВЫСТУПЛЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ
1 исследователь: Многие слова, которые употребляются в баснях И. А. Крылова, вышли из активного употребления современного русского литературного языка. Только в середине 19 века эти слова официально были узаконены в системе литературного языка, в настоящее время они включаются в толковые словари русского литературного языка, в чём мы с вами убедимся.
2 исследователь: Многие слова в баснях И. А. Крылова устарели, но они нам помогают понять те сложные процессы, которые происходят в жизни языка. Слова в язык приходят. Но ведь слова и уходят из языка, так как меняется жизнь. Архаизмами считаются слова, которые перестали употребляться, так как слово было вытеснено из языка синонимом или потеряло одно из своих значений. Порой и литературное слово становится разговорным и даже просторечным. Прекрасный язык басен И. А. Крылова тому подтверждение.
СЛОВО УЧИТЕЛЯ
Наша с вами цель - показать на примере басен Крылова, что русский литературный язык – явление живое и постоянно изменяющееся. Итак, приступим к исследованиям.(Кстати, ребята, исследователь – тот, кто занимается научными исследованиями.) Многие слова, которые употребляются в баснях И. А. Крылова, вышли из активного употребления современного русского литературного языка. Попробуем это доказать! В этом нам помогут следующие упражнения.
- Учащиеся, глядя на последующие слайды и отрывки из басен, зачитывают их и находят слова, которые вышли из активного употребления современного русского языка. Определяют их лексическое значение и записывают в тетрадь.
СЛАЙД 6
СЛАЙД 7
СЛАЙД 8
СЛАЙД 9
- Инсценирование басни И. А. Крылова «Демьянова уха».
(Учащиеся выступают в роли героев басни, а остальные учащиеся должны найти слова, которые ушли из активного современного словарного запаса, объяснить их лексическое значение, используя толковые словари).
«Соседушка, мой свет!
Пожалуйста, покушай», -
«Соседушка, я сыт по горло». – «Нужды нет,
Ещё тарелочку; послушай;
Ушица, ей-же-ей, на славу сварена!» -
«Я три тарелки съел». – «И, полно, что за счёты:
Лишь стало бы охоты,
А то во здравье: ешь до дна!
Что за уха! Да как жирна:
Как будто янтарём подёрнулась она.
Потешь же, миленький дружочек!
Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек!
Ещё хоть ложечку! Да кланяйся, жена!» -
Так потчевал сосед Демьян соседа Фоку
И не давал ему ни отдыху, ни сроку;
А с Фоки уж давно катился градом пот.
Однако же ещё тарелку он берёт:
Сбирается с последней силой
И – очищает всю. «Вот друга я люблю! –
Вскричал Демьян…- Зато уж чванных не терплю.
Ну, скушай же ещё тарелочку, мой милый!»
Тут бедный Фока мой,
Как не любил уху, но от беды такой,
Схватя в охапку
Кушак и шапку,
Скорей без памяти домой –
И с той поры к Демьяну ни ногой.
Писатель, счастлив ты, коль дар прямой имеешь;
Но если помолчать вовремя не умеешь
И ближнего ушей ты не жалеешь,
То ведай, что твои и проза и стихи
Тошнее будут всем Демьяновой ухи.
ЧВАННЫЙ – полный чванства, тщеславия.(чванство – тщеславная гордость, важничанье.
КУШАК – пояс, обычно широкий, матерчатый.
- Групповая работа.(Учащиеся получают индивидуальные карточки, на которых даны отрывки из басен. Ребята должны найти устаревшие слова и с помощью толкового словаря объяснить их лексическое значение).
КАРТОЧКА № 1
Своё же стадо захирело
И всё почти переколело:
И мо пастух пришёл с сумой,
Хотя зимой
На барыши в уме рассчитывал прекрасно.
(«Дикие козы»)
ХИРЕТЬ – становиться слабым, болезненным.
БАРЫШ – прибыль, материальная выгода.
КАРТОЧКА № 2
А тут бесёнок из-за печки:
«Не стыдно ли, - кричит, - всегда клепать на нас!»
(«Напраслина»)
КЛЕПАТЬ – клеветать, наговаривать на кого-либо.
КАРТОЧКА № 3
Однажды вздумалось друзьям
В день жаркий побродить по рощам, по лугам,
И по долам, и по горам;
А так как человек медведя послабее,
То и Пустынник наш скорее,
Чем Мишенька, устал
И отставать от друга стал.
(«Пустынник и Медведь»).
ПУСТЫННИК – человек, из религиозных соображений поселившийся в безлюдном месте и отказавшийся от общения с людьми; отшельник.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК
КУРС: русский язык
КЛАСС: 5
План – конспект
по русскому языку на тему:
Разработала:
Отинова Татьяна Вячеславовна
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ № 1
Октябрьский (с) район
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по литературе Иван Андреевич Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова.
Урок изучения нового материала по творчеству И. А. Крылова в 5 классе (программа Г. Меркина) с использованием электронных образовательных ресурсов....
Презентация к уроку литературы в 5 классе по теме "Басни И.А. Крылова"
Прзентация содержит богатый иллюстративный материал, видеоматериал, что позволяет обучающимся вспомнить басни И.А.Крылова, изученные ранее....
Урок-игра в 5-м классе по басням И.А. Крылова
Цель урока:обобщить полученные знания по темам «Басня как литературный жанр», «Басенный мир И.А. Крылова». Задачи урока: Образовательные: проверить освоение обучающимися знаний о басне...
Наш живой русский язык (по басням И.А. Крылова). Интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе.
Цели: показать на примере басен И.А. Крылова, что русский литературный язык - явление живое; продолжить формированиенавыков исследовательской работы учащихся; развивать навыки работы со словарями; вос...
Конспект урока литературы в 5 классе по теме «Басни И.А. Крылова» «Чинов я пышных не искал…»
Предлагаю Вам конспект урока по литературе в 5 классе по басням И.А.крылова, составленный по технологии "Сказка-творчество"....
Урок чтения в 8 классе на тему: «Басни И.А. Крылова. Волк на псарне».
УРОК ЧТЕНИЯ в 8 классе ТЕМА: «Басни И.А. Крылова. Волк на псарне». Цели: Познакомить учащихся с басней И.А. Крылова.Совершенствовать навык выразительного чтения. Совершенствовать...
Конспект урока в 10 классе. Русская литература и русская история 19 века. Творчество писателей конца 18 – начала 19 века. (Обзор)
Конспект урока в 10 классе. Русская литература и русская история 19 века. Творчество писателей конца 18 – начала 19 века. (Обзор) Данный урок будет полезен для обзорного изучения литератур...